ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
(STATE & MUNICIPAL GOVERNMENT)
УДК 35
Алешина А.П.
магистрант Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Екатеринбург, Россия)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация: статья посвящена проблеме организации государственного контроля за эффективностью и качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг. В статье автором рассмотрены нормы действующего законодательства РФ, касающиеся сферы контроля и надзора за порядком осуществления управления многоквартирными домами, качеством представления коммунальных услуг, а также взаимодействие государственных органов. Автором внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, государственный контроль и надзор, жилищные условия.
Цель: охарактеризовать государственный жилищный контроль и надзор, сферу их осуществления. Дать оценку действующему законодательству Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг, порядок осуществления надзора за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Методы: в ходе исследования проанализированы действующие правовые нормы Российского законодательства в сфере жилищного контроля и надзора, определены аспекты их осуществления.
Научная новизна: научная новизна заключается в определении и исследовании пробелов в Российском законодательстве в сфере государственного контроля и надзора за организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, за качеством предоставления коммунальных услуг населению.
Одной из первых и главных задач современного государства является создание качественных жилищных условий для населения страны.
Многие потребители задаются вопросом, что определяет качество предоставляемых коммунальных услуг? Качество коммунальных услуг и работ, предоставляемых и выполняемых обслуживающими организациями должно соответствовать требованиям Российского законодательства, в том числе Правилам предоставления коммунальных услуг утвержденным постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
На основании этого встает вопрос о необходимости контроля и надзора за обслуживающими организациями, предоставляющими данные коммунальные услуги и выполняющие работы по управлению многоквартирными домами. Контроль за качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг является основным процессом управления многоквартирным жилым домом.
Второй вопрос, который возникает у потребителей коммунальных услуг, это органы, которые должны осуществлять контрольно-надзорные мероприятия. Государственный контроль за предоставлением коммунальных услуг и за содержанием общего имущества многоквартирного дома осуществляется
системой федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность с помощью инструментов государственного регулирования.
На Минстрой возложены такие функции, как: 1) выработка и реализация государственной политики; 2) регулирование правовых вопросов в области строительства, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжения и т.д.; 3) разработка и процесс согласования целевых программ.
Подведомственные организации - это организации, через которые происходит непосредственное осуществление деятельности Министерства, а также взаимодействия с иными органами исполнительной власти.
Одним из главных органов исполнительной власти на уровне Свердловской области в области надзора за субъектами, осуществляющими управление многоквартирными домами, порядком предоставления коммунальных услуг является Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ДГЖиСН СО).
Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области, который осуществляет региональный государственный жилищный надзор. Основными задачами являются обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в жилищной сфере, предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в жилищной сфере, допущенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Основной деятельностью ДГЖиСН СО являются мероприятия по организации и проведению проверок соблюдения обязательных требований законодательства по обращениям граждан.
Вторым немаловажным органом исполнительной власти является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор СО). К предмету надзора Роспотребнадзора СО можно отнести проверку качества предоставления населению коммунальной услуги по водоснабжению.
Довольно часто происходит взаимодействие между ДГЖиСН СО и Роспотребнадзором СО. К примеру: совместная проверка качества предоставления водоснабжения в жилое помещение. Департамент осуществляет проверку соблюдения температурного режима горячего водоснабжения, Роспотребнадзор - качество горячей воды.
2020 год негативно сказался на работе Департамента жилищного надзора, так как в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией количество проверок значительно сократилось. Контрольно-надзорные мероприятия осуществлялись только в крайних случаях, связанных с угрозой жизни и здоровья граждан.
По результатам проверок, в случае выявления нарушений, Департамент выдаёт предписания, инспекторами составляются протоколы об административном правонарушении, а также применяются санкции в виде штрафов.
Подводя итог, можно отметить, что только при взаимодействии органов исполнительной власти есть шанс повысить уровень защиты потребителей от недобросовестных действий исполнителей предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Также, автор считает нужным отметить то, что для более продуктивной и эффективной деятельности органов государственного контроля за предоставлением жилищно-коммунальных услуг требуется обеспечить всестороннее рассмотрение степени ответственности должностных лиц таких органов. Таким образом, необходимо пересмотреть предельную численность контролирующих органов, а именно произвести увеличение. Необходимо это
для более качественного решения вопросов, поставленных в обращениях граждан и дальнейшего взаимодействия с управляющими организациями для устранения недостатков и повышения качества оказываемых услуг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №2 188-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 1 (часть 1).
2. Гончаров А. И. Жилищное право: учебник // М.: Юриспруденция — 2016.
— 528 с. Беспалов Ю. Ф. Жилищные споры.
3. Путеводитель по законодательству и судебной практике: научно-практическое пособие // М.: Проспект — 2018. — 368 с.
4. Данилов, Е. П. Защита жилищных прав //М.: АСТ — 2018. — 256 а
5. Качкаев П. Р. Проблемы и перспективы развития ЖКХ в рамках реформирования отрасли // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2017. — №2 2.
— С. 2-5.
6. Мусатова, А. А. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг / А. А. Мусатова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 216-219.
Aleshina A.P.
Ural Institute of Management Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
(Ekaterinburg, Russia)
STATE CONTROL AND SUPERVISION IN THE PROVISION
OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Abstract: the article is devoted to the problem of the organization of state control over the efficiency and quality of the provision of housing and communal services. In the article, the author examines the norms of the current legislation of the Russian Federation concerning the sphere of control and supervision over the procedure for managing apartment buildings, the quality of public utilities, as well as the interaction of state bodies. The author has made proposals to improve the current legislation of the Russian Federation.
Keywords: housing communal services, state control supervision, housing conditions.