Научная статья на тему 'Государственный контроль и аудит: Актуальные проблемы'

Государственный контроль и аудит: Актуальные проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1347
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АУДИТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН / STATE CONTROL / AUDIT / STRATEGIC AUDIT / OPERATIONAL CONTROL / CONTROL AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Политов Игорь Викторович, Дудиева Ирина Робертовна

Статья посвящена анализу работ отечественных ученых в сфере государственного контроля и государственного аудита, с изложением авторского подхода к существующим в российском законодательстве понятиям. Выявлена также проблема в связи с отсутствием в действующем законодательстве некоторых видов государственного финансового контроля, предложен аргументированный вариант решения, а именно, включение в Бюджетный кодекс Российской Федерации понятия «текущий контроль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Политов Игорь Викторович, Дудиева Ирина Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL AND AUDIT: ACTUAL PROBLEMS

The article is devoted to the analysis of the works of Russian scientists in the field of state control and state audit, outlining the author's approach to the concepts existing in the Russian legislation. Problems were also identified in connection with the lack of certain types of state financial control in the current legislation and a well-reasoned solution was proposed, namely, the inclusion of the concept of "operational control" in the Budget Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственный контроль и аудит: Актуальные проблемы»

Политов И.В., Дудиева И.Р. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И АУДИТ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Статья посвящена анализу работ отечественных ученых в сфере государственного контроля и государственного аудита, с изложением авторского подхода к существующим в российском законодательстве понятиям. Выявлена также проблема в связи с отсутствием в действующем законодательстве некоторых видов государственного финансового контроля, предложен аргументированный вариант решения, а именно, включение в Бюджетный кодекс Российской Федерации понятия «текущий контроль».

Ключевые слова. Государственный контроль, аудит, стратегический аудит, текущий контроль, контрольный орган.

Politov I.V., Dudieva I.R. STATE CONTROL AND AUDIT: ACTUAL PROBLEMS

Abstract. The article is devoted to the analysis of the works of Russian scientists in the field of state control and state audit, outlining the author's approach to the concepts existing in the Russian legislation. Problems were also identified in connection with the lack of certain types of state financial control in the current legislation and a well-reasoned solution was proposed, namely, the inclusion of the concept of "operational control" in the Budget Code of the Russian Federation.

Keywords. State control, audit, strategic audit, operational control, control authorities,

Во многих научных работах (статьях), опубликованных за последние годы, на постоянной основе происходит отождествление понятий государственного аудита и аудита в понимании, заложенном в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» [5], а также предлагается включить то, что уже сущест вует и предусмотрено законодателем. Рассмотрим подробнее вышеуказанные факты на примере статьи Федотовой Г,В. и Плотникова В.А. от 2015 года под названием «Развитие национальной системы стратегического контроля» [4, с. 33].

Гак, например, рассматривая в указанной статье понятие «стратегический аудит», ее авторы акцентируют внимание на том, что именуют данную деятельность исходя из положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, в своей статье Федотова Г.В. и Плотников В.А. пишут следующее: «С нашей точки зрения, можно говорить о формировании нового направления в государственном контроле - стратегическом аудите государственных (и муниципальных) программ и проектов. Назвав данное направление аудитом, мы исходили из положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудитом признается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [4, с. 33-34].

ГРНТИ 06.73.15

О Политов ИВ,, Дудиева И.Р., 2017

Игорь Викторович Политов - начальник отдела финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга.

Ирина Робертовна Дудиева - соискатель кафедры экономики и управления качеством Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Дудиева И.Р.): 192241, Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 55 (Russia, St. Petersburg, Youjnoye shosse, 55). Тел.: +7 911 209-98-37. E-mail: iduclicvaVvmail.ni.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

53

В дальнейшем в статье также определяется, что «задача стратегического аудита будет заключаться в сопоставлении полученных итогов реализации программных мероприятий и запланированных целевых индикаторов. По итогам формируется итоговый аудиторской отчет о достижении плановых индикаторов результативности и эффективности» [там же]. Рассмотрев представленные определения, давайте обратимся к законодательству Российской Федерации.

По сути своей, утверждение об отождествлении стратегического аудита с нормами Федерального закона «Об аудиторской деятельности» некорректное, неправильное и свидетельствует о вольном толковании норм законодательства. Так, в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», речь идет именно о независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, предусмотренной Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [6], в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности; проводится такая проверка именно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

При этом, Счетная палата, как и другие контрольные органы, не может относиться к аудиторским организациям, так как по смыслу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» подобной организацией является именно коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, а отчеты об исполнении государственных программ не относятся к формам бухгалтерской финансовой отчетности в понимании Федерального закона от 06.11.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если понимать государственный аудит в рамках Федерального закона «Об аудиторской деятельности», соглашаясь с мнением Федотовой Г.В. и Плотникова В.А., то читатели могут сделать ошибочный вывод о том, что Федеральное казначейство Российской Федерации сегодня (а до 2016 года -Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)) фактически будет осуществлять контроль за Счетной палатой Российской Федерации в рамках проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, а это противоречит существующей в России системе органов государственной власти.

Таким образом, во избежание неверного толкования норм законодательства РФ, надо четко разделять понятия государственного аудита и аудита в понимании Федерального закона «Об аудиторской деятельности», так как данные понятия, по нашему мнению, носят совершенно различную смысловую и стратегическую направленность в рамках организации экономической составляющей жизни государства.

Теперь перейдем к самому предложению по осуществлению стратегического аудита. По сути, авторы статьи предлагают организовать контроль программ социально-экономического развития региона и принимать меры по результатам такого контроля. Однако такие полномочия, по нашему мнению, основанному на результатах анализа действующего законодательства РФ, уже предоставлены и реализованы в рамках бюджетного законодательства Российской Федерации еще 2013 году.

Согласно статье 265 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, существуют не только органы внешнего государственного финансового контроля, к которым относится Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, но и органы внутреннего государственного финансового контроля, к которым относятся Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

При этом, согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля наделены полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий, что непосредственно коррелирует с предложениями в рамках стратегического аудита.

Таким образом, на данный момент введение стратегического аудита, в определении авторов указанной статьи, не является актуальным и подобные формы контроля существуют, несмотря на то, что называются отнюдь не аудитом. Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящий момент в Бюджетном кодексе имеют место лишь такие виды государственного финансового контроля, как внешний и внутренний, предварительный и последующий.

54

Политое И.В., Дудиева И.Р.

Фактически, исключение текущего контроля в 2013 году из Бюджетного кодекса Российской Федерации лишило органы государственного финансового контроля действенного инструмента своевременного и оперативного реагирования, позволяющего пресекать и не допускать не только нарушения бюджетного законодательства, но и противоправные деяния в части легализации и выведения бюджетных средств. Текущий контроль позволяет избежать нарушений, выявляемых на стадии последующего контроля, поскольку он дает возможность реагировать и принимать решения именно в текущем режиме, основываясь на оперативной и достоверной информации [1, с. 43-44; 2; 3]

С учетом практического опыта проведения контрольных мероприятий, как в рамках бюджетного законодательства, так и в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, хотелось бы отметить, что возврат текущего контроля в Бюджетный кодекс Российской Федерации в условиях развития современных технологий - это та составляющая, которая способна на должном уровне организовать эффективное, разумное, правомерное и целесообразное расходование бюджетных средств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудиева И.Р. Пора менять стратегию // Финконтроль. 2016. Вып. 1. С. 43-45.

2. Жуков A.M., Жукова А.Г., Леонова Т.Н. Методические рекомендации для проведения внутреннего финансового контроля бюджетных процедур // Финансовое право. 2014. Вып. 9. С. 19-25.

3. Окрепилов В.В. Многоуровневая система управления качеством как инструмент модернизации экономики России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 1 (187). С. 9-19.

4. Федотова Г.В, Плотников В.А. Развитие национальной системы стратегического контроля // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 31-36.

5. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

6. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.