Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna, Bazhenova Maria Olegovna STATE FINANCIAL CONTROL IN CUSTOMS ...
economic sceinces
УДК 336.13.051
DOI: 10.26140/anie-2019-0804-0016
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
© 2019
Полещук Татьяна Александровна, кандидат экономических наук, доцент Баженова Мария Олеговна, студент
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41 e-mail: [email protected])
Аннотация. Финансы играют важную роль в развитии государства, позиционировании его среди других стран, а также в экономической, политической и социальной обстановке в стране. Успешное и рациональное распределение бюджета страны, а также контроль правильности и полноты их использования, является главной его целью, его ориентиром. Таможенные органы являются одним из основных «пополнителей казны» государства. Все средства, которые необходимы для функционирования таможенной структуры, поступают из средств федерального бюджета, в связи с чем возникает необходимость контроля правильности и полноты использования бюджетных средств. В статье рассмотрены основные определения государственного финансового контроля, дан обобщенный вариант формулировки данного понятия. Рассмотрена структура таможенных органов, их иерархия, а также отображены задачи, поставленные перед таможенной службой Евразийского экономического союза, в частности Российской Федерации. В рамках данной статьи изучены основные нормативно-правовые акты, изданные Федеральной таможенной службой с целью организации внутреннего финансового контроля. Также отображен один из методов финансового контроля в таможенных органах, как аудит, рассмотрены объекты, на которые он направлен, изучены цели внутреннего финансового аудита.
Ключевые слова: финансовый контроль, государственный финансовый контроль, таможенные органы, внутренний финансовый контроль, методы финансового контроля.
STATE FINANCIAL CONTROL IN CUSTOMS AUTHORITIES
© 2019
Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Bazhenova Maria Olegovna, student Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol str., 41 e-mail: [email protected])
Abstract. Finances play an important role in the development of the state, its positioning among other countries, as well as in the economic, political and social situation in the country. Successful and rational distribution of the country's budget, as well as control over the correctness and completeness of their use, is its main goal, its guideline. Customs authorities are one of the main "replenishment of the treasury" of the state. All the funds necessary for the functioning of the customs structure come from the federal budget, and therefore there is a need to control the correctness and completeness of the use of budget funds. The article discusses the basic definitions of state financial control, gives a generalized version of the formulation of this concept. The structure of the customs authorities, their hierarchy, and the tasks assigned to the customs service of the Eurasian Economic Union, in particular the Russian Federation, are displayed. Within the framework of this article, the main regulatory acts issued by the Federal Customs Service with the aim of organizing internal financial control are studied. Also, one of the methods of financial control in the customs authorities is displayed as an audit, the objects it is aimed at are examined, the goals of the internal financial audit are studied.
Keywords: financial control, state financial control, customs, internal financial control, customs authorities, internal financial control.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
С момента образования государства важной составляющей его укрепления, развития и становления являются его финансы. Их эффективное распределение оказывает значение на экономическую, политическую, социальную обстановку в стране, а также на определение места государства в рейтинге других стран. В связи с этим эффективное распределение финансовых запасов страны является основной задачей правительства государства. Государственный финансовый контроль, который нацелен на правильность рационального распределения финансовых средств страны, призван предупреждать коррупционные составляющие использования финансов и проверять правильность их распределения в зависимости от заявленных статей расходов и выполненных хозяйственных операциях .
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Рассмотрением понятия государственного финансового контроля среди отечественных ученых и исследователей занимались: А.А. Ельцин [1], А.В. Пенчук [2], Н.П. Лазарева [3], В.А. Андреев [4], Н.М. Борисова [5] и др. [6-8]. Но в данных работах в должной мере не всесторонне рассмотрен и проанализирован контроль в зависимости от объекта контроля.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью работы является изучение государственного финансового контроля в разных объектах контроля, в частности в таможенных органах.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В настоящее время государственный финансовый контроль является одним из важнейших аспектов успешной экономической политики страны. Его задача заключается в том, чтобы грамотно и эффективно распределять и использовать финансовые средства государства, а также построить успешную финансовую стратегию [9].
Данный вопрос был рассмотрен ранее в Карельском научном журнале №1(26) 2019 года, в статье «Государственный финансовый контроль: понятие и анализ основных методов» [10].
Разные авторы по-разному дают определение государственного финансового контроля. Так, по мнению Н.О. Наяновой государственный финансовый контроль представляет собой контроль всех уровней и специально созданных подразделений за финансово-хозяйственной деятельностью объектов контроля, который осуществляется с применением особых форм и методов контроля [11].
Согласно Н.Т. Белухи государственный финансовый контроль - это система наблюдения и оценки соответствия функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, обозначение результа-
экономические науки
Полещук Татьяна Александровна, Баженова Мария Олеговна ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ...
тов управленческих действий на управляемый объект путем изучения искажений, допущенных в ходе выполнения данных решений [12].
По мнению А. Бранкенагеля под государственным финансовым контролем подразумевается внутренняя проверка системы и ее соответствие главным принципам, выраженных в положенных в основу ценностях, политических институтах, важнейших характерных черт государства и общества, снимающая возникающее в обществе конфликты и напряжение [13].
Государственный финансовый контроль, по мнению М.В. Васильевой представляет собой функцию государственного управления, по отношению к которой он выступает средством и инструментом реализации государственной политики [14].
H.И. Химичева в своей работе определяет государственный финансовый контроль как деятельность контрольных государственных органов по проверке законодательной обоснованности и целесообразности действий в области добычи, распределения и использования денежных финансов государства и муниципальных учреждений в целях эффективного экономического, социального и политического развития страны и ее регионов
[15].
Таможенные органы представляют собой систему органов федеральной власти, на которые, согласно статье 351 Таможенного кодекса Евразийского эконмиче-ского союза, возложены следующие задачи:
I. Защита национальной безопасности государств-членов Евразийского экономического союза (в том числе и Российская Федерация), жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, экологии.
2. Создание условий ускоренного и упрощенного перемещения товаров, транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза.
3. Обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля, законодательства государств, входящих в Евразийский экономический союз, о таможенном регулировании, а также иные нормативно-правовые акты, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы.
Таким образом, таможенные органы в Российской Федерации нацелены на защиту:
- от нанесения вреда жизни и здоровья граждан государства;
- животного и растительного мира страны, ее разнообразия;
- окружающей среды и экологической обстановки в стране;
- отечественного производителя от нечестного иностранного конкурента, развитие внутреннего производства;
- бюджета страны, в части правильного и полного исчисления таможенных платежей, налогов, сборов, поступающих в доход государства.
Таможенные органы являются казенными учреждениями, что означает, что всё финансирование обеспечения деятельности таможенной службы осуществляется за счет государственного бюджета. Данный факт обусловлен необходимостью сохранения беспристрастности таможенных органов к исполнению своих функций и не отдачи предпочтения некоторым участникам внешнеэкономической деятельности, которые прямо или косвенно могут оказать влияние на финансирование их деятельности.
Таможенные органы представляют собой иерархич-ную систему органов, на которые возложены функции, в зависимости от уровней управления. Структура таможенных органов представлена на рисунке 1.
Руководство за деятельность Федеральной таможенной службы осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Федеральная таможенная служба издает нормативно-правовые акты, которые регла-
ментирую работы таможенной службы, а также следит за их исполнением и соблюдением норм международного и российского законодательства.
Федеральная таможенная служба
Региональные таможенные управления
Таможни непосредственного подчинения
Таможни
Таможенные посты
Рисунок 1 - Структура таможенных органов (составлено автором)
В целях осуществления внутреннего финансового контроля, федеральной таможенной службой издан приказ от 27.02.2015 №399 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной таможенной службе». Данное положение регулирует:
- порядок формирования, утверждения и актуализации карт внутреннего финансового контроля;
- порядок ведения, учета и хранения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля;
- порядок составления отчетности о результатах внутреннего финансового контроля, формирования и направления информации о результатах внутреннего финансового контроля [16].
Таким образом, Федеральная таможенная служба нормирует и устанавливает единый порядок проведения внутреннего финансового контроля и порядок составления отчетности, согласно которой проводится анализ результативности использованных таможенным органом средств.
Внутренний финансовый контроль, согласно Порядка, установленного приказом от 27.02.2015 №399 направлен на соблюдение правовых актов ФТС России, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики, а также на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств [16].
На основании законодательных актов Федеральной таможенной службы подчиненные ей таможенный органы (региональные таможенные управления и таможни непосредственного подчинения) разрабатывают и утверждают местные законодательные акты, которые распространяются на таможни и таможенные посты. Внутренний финансовый контроль в таможенных органах проводится ежеквартально (отчеты направляются в Федеральную таможенную службу поквартально и ежегодно).
В рамках внутреннего финансового контроля таможенными органами подготавливаются бюджетные сметы и направляются на утверждение в вышестоящие органы (до уровня Федеральной таможенной службы).
Также, при государственном финансовом контроле в таможенных органах используются методы финансового контроля, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации (проверка, ревизия, обследование.).
Также приказом Федеральной таможенной службы от 09.02.2015 №207 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе» закреплен еще один метод финансового контроля в таможенных органах -аудит.
Объектами внутреннего финансового аудита, соглас-
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4(29)
83
Poleshchuk Tatyana Aleksandrovna, Bazhenova Maria Olegovna STATE FINANCIAL CONTROL IN CUSTOMS ...
economic sceinces
но приказу от 09.02.2015 №207, являются структурные подразделения Федеральной таможенной службы, региональные таможенные управления, таможни, учреждения, находящиеся в ведении Федеральной таможенной службы [17].
Согласно пункта 5 Положения целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка достоверности проводимого внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной и финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка направлений повышения рациональности и целевой направленности использования бюджетных средств [17].
Внутренний финансовый аудит осуществляется в виде проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом, утверждаемым руководителем Федеральной таможенной службы. Внеплановые проверки проводятся по поручению руководства вышестоящих органов или по поручению начальника таможенного органа.
Таким образом, внутренний финансовый контроль в таможенных органах нацелен на полное и всестороннее изучение правильности, экономичности и рациональности использования государственных средств.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Таким образом, обобщая определения, государственный финансовый контроль представляет собой процесс контроля распределения и расходования средств субъектами финансового контроля, полученных из государственного/муниципального бюджета.
В целях эффективного использования бюджета страны в таможенных органах Федеральной таможенной службой разрабатываются и утверждаются нормативно-правовые акты, которые регулируют и контролируют деятельность все подчиненных ей таможенных органов в рамках внутреннего финансового контроля. Данный вид контроля нацелен на анализ и исследование процесса от планирования бюджетных средств таможенного органа до их конечного использования, а также на поиск более экономичных и результативных путей использования бюджетных средств страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ельцин А.А. Анализ теоретических основ государственного финансового контроля в российской федерации и методов его совершенствования // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. №2.С. 71-77
2. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. 2014 год. №07(июль).
3. Финансовый контроль в России: история и современность: монография / под ред. Лазарева Н.П. Усова. — Хабаровск: изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. — 207 с.
4. Государственный и муниципальный аудит: учебное пособие / Андреев В.А., Чернышова А.Л., Королева Э.В. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2016. — 96 с.
5. Контроль и ревизия учебное пособие / Борисова Н.М., Цветова Г.В. — Хабаровск: Дальневосточный институт управления — филиал РАНХиГС. 2017. — 117 с.
6. Золотарева А.Б. К вопросу об эффективности государственного контроля в бюджетной сфере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 355-358.
7. Файзрахманова Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) финансового контроля // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 113-117.
8. Пономарев О.В., Осолихина В.С. Обеспечение законности и установление административной ответственности за несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 355-357.
9. Шепелев Д.Р. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы. Экономическая наука и практика: материалы VМеждунар. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой
ученый, 2017. — 102 с.
10. Баженова М.О. Государственный финансовый контроль: понятие и анализ основных методов //Карельский научный журнал. 2019 год. №1(26). — 57 с.
11. Наянова Н.О. Развитие государственного финансового контроля: актуальность и проблемы // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdfБелуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: учебник. — М.: Финансы и статистика. - 2002.
12. Бланкенагель А. Теория и практика конституционного строя в ФРГ// Советское государство и право. — 1989. — №1. — 102 с.
13. Васильева М.В. Государственный финансовый контроль в управлении регионом. — Волгоград. 2003. — 182 с.
14. Финансовое право: учебник / под ред. Н.И. Химичевой. — М.: Юрист. 2004.
15. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
16. Приказ ФТС России от 27.02.2015 N 339 (ред. от 05.08.2016) «Обутверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового контроля в Федеральной таможенной службе».
17. Приказ ФТС России от 09.02.2015 N 207 «Об утверждении Положения об осуществлении внутреннего финансового аудита в Федеральной таможенной службе»
Статья поступила в редакцию 29.09.2019 Статья принята к публикации 27.12.2019