2. Философия: Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] // М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc _philosophy/1187/%D0%A1%D0%A3%D0%A9%D0%9D%D0%9E%D0%A1%D0%A 2%D0%AC/ (дата обращения: 02.12.2017).
3. Рябова Е.В. Стабильность и динамизм финансового права // Реформы и право, 2016. № 4. С. 3-9.
4. Пилипенко А.А. Принципы финансового права России и их правовое закрепление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с.
5. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Принципы российского финансового права как базисные принципы банковской деятельности // Банковское право, 2013. № 6. С. 8-18.
6. Щербик Д.В. Принципы права и преемственность в праве // Вестник Полоцкого государственного университета, 2013. № 13. C. 113-117.
7. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: ИНФРА-М, 2012. 720 с.
8. Земцова Л.Н. Законность банковской деятельности в системе принципов финансового права: автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. 27 с.
9. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2007. 536 с.
10. КрохинаЮ.А. Финансовое право: учебник. М.: Норма, 2011. 720 с.
11. Земцов А.С. Принципы финансовой деятельности Центрального банка Российской Федерации (финансово-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. 173 с.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Берзения Т.Э. Email: Berzenia17119@scientifictext.ru
Берзения Тимур Эрикович - студент магистратуры, Высшая школа государственного аудита (факультет), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется государственный финансовый контроль в области Военно-промышленного (оборонного) комплекса Российской Федерации. Военно-промышленный комплекс России - это структура, включающая в себя конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, предприятия и различные компании. Наличие огромного количества бюджетных средств в данной сфере провоцирует большое количество злоумышленников на расхищение и нецелевое использование. Неэффективное использование, а также растрата бюджетных денежных средств в оборонно-промышленном комплексе России на сегодняшний день является одной из коррупционных составляющих. Именно поэтому государственный финансовый контроль так необходим в данной сфере.
Ключевые слова: финансовый контроль, военно-промышленный комплекс, Счётная палата, эффективность, органы внешнего государственного финансового контроля, предприятие.
THE STATE FINANCIAL CONTROL IN THE FIELD OF MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION Berzenia T.E.
Berzenia Timur Erikovich - Student of Magistracy, HIGHER SCHOOL OF STATE AUDIT (FACULTY), LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the state financial control in the field of military industrial (defensive) complex of the Russian Federation. The military industrial complex of Russia is a structure that includes design bureaus, research institutes, enterprises and various companies. The presence of a huge amount of budget funds, in this area, provokes a large number of intruders to steal and misuse. Inefficient use, as well as embezzlement of budgetary funds in the defense-industrial complex of Russia today is one of the corruption components. That is why state financial control is so necessary in this area. Keywords: financial control, military industrial complex, audit chamber, efficiency, organs of external stet financial control.
УДК 336.61
Военные конфликты последнего времени, а также борьба с террористическими организациями показали, что даже относительно небольшое число военных может противостоять противнику, превосходящему его числом. Но все же, огневая мощь является чрезвычайно важным фактором. Помимо этого, влияние той или иной страны в мире, в значительной степени, основывается на ее военном потенциале. И для того, чтобы современная Российская Федерация стала сверхдержавой, такой как был Советский Союз в свое время, необходимо иметь и сильную экономику, и стабильную военную промышленность.
Государственный финансовый контроль - это контроль государства в лице тех или иных компетентных органов, также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны [1].
Специфика осуществления финансового контроля в данной сфере характеризуется тем, что он необходим, в первую очередь, для обеспечения национальной безопасности России и обороноспособности Российского государства. Финансовый контроль, являясь непосредственным элементом государственного управления, позволяет оценить эффективность деятельности объектов контроля, обеспечивает соблюдение законности в области использования бюджетных средств Военно-промышленным Комплексом Российской Федерации и предотвращает совершения преступлений в столь важной для государства сфере.
Чтобы осознать, какова роль военно-промышленного комплекса в экономике Российской Федерации, следует изучить с последствиями внешнеэкономической деятельности. Специалисты и аналитики регистрируют рост экспорта вооружений, а также увеличивающиеся суммы контрактов, которые доходят до 7 млрд долларов. И все же, следует упомянуть, что большинство рынков сбыта современная Россия унаследовала от Советского Союза. Обусловлено это тем, что эксплуатанты по привычке вынуждены использовать конкретную технику. Помимо этого, российская техника часто на порядок дешевле, чем ее зарубежные аналоги. Ежегодно, с каждой новой выставкой военной техники ВПК России все дальше уходит за границы исключительно национальных интересов. Нельзя не отметить, что каждый иностранный заказ, который размещён на предприятии ВПК страны, позволяет не
только заработать денежные средства, но и должным образом модифицировать производственную линию, наладить кооперацию между различными предприятиями, а также получить драгоценный опыт сотрудничества между государствами.
Значение ВПК в экономике России невозможно переоценить. Благодаря выпуску уникальной продукции оборонная промышленность приносит в бюджет страны неплохой доход. Финконтроль в этой сфере не является самоцелью, так что истинной задачей является обеспечения нормального функционирования всех предприятий Военно-промышленного Комплекса России.
Россия занимает второе место в мире по объему экспорта оружия. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира ^ИРЫ), на долю нашей страны в 2016 году пришлось 20,7% мирового экспорта, больше только у США—31,8%. При этом почти 87% рынка занимают восемь стран [2].
С каждым годом из федерального бюджета выделяется все больше и больше средств на военную и оборонную промышленность российского государства. Подробная (полная) информация о расходах военного бюджета недоступна и является засекреченной. Но приблизительная сумма денежных средств, выделяемых в данную сферу - известна. Так, например, в 2014 году было выделено один триллион четыреста двенадцать миллиардов триста восемьдесят один миллион пятьсот двадцать одна тысяча рублей (1412381521000 рублей). Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, расходы российского бюджета на оборону в 2015 году увеличились на 21,2% - до 3,032 триллиона рублей, и составили примерно 3,8% ВВП. А согласно бюджетному докладу, который опубликовал Комитет по обороне Государственной Думы на оборону в 2016 году было выделено 3,145 триллиона рублей.
В военно-промышленном комплексе России на сегодняшний день нужно реализовать определённую систему мер, которая будет направлена на оптимизацию государственных финансовых контрольных функций в сфере сверхновых технологичных областей, в сочетании с рыночными способами регулирования тех или иных экономических процессов, что направлены на оздоровление финансов всех предприятий [3] военно-промышленного комплекса Российской Федерации.
Для повышения эффективности госфинконтроля предприятий военно -промышленного комплекса Российской Федерации необходимо:
1) выявление тех или иных особенностей предприятий, составляющих в совокупности Военно-промышленный Комплекс Российской Федерации, как объектов контроля;
2) закрепление отчётливой регламентации всех финансовых обязательств, как и юридических лиц, так и физических лиц, которые участвуют (либо регулируют) в деятельности предприятий военно-промышленного комплекса России, по причине недостаточной прозрачности финансовых потоков;
3) внесение поправок в ФЗ от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной Палате РФ» дабы расширить функции, а также полномочия Счетной палаты РФ для совершенствования механизма взаимодействия СП России со всеми федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют внутренний госфинконтроль;
4) обеспечение усиление налогового, также бюджетного, таможенного и иных форм контроля;
5) обеспечение необходимого информационного взаимодействия контрольных органов на всех уровнях власти;
6) возможно также, обоснованное создание неизменно действующих именно государственных органов финансового контроля на тех предприятиях оборонного комплекса, которые включены в реестр стратегически важных.
Дабы повысить эффективность госфинконтроля в данной сфере, необходимо, конечно же, нормативное установление «госмонополии» именно в сфере финконтроля оборонного комплекса в лице Счетной Палаты Российской Федерации (органа
внешнего финансового контроля), которая обладает всесторонними данными обо всех финансовых потоках, а также эффективности деятельности в этой сфере [4].
В настоящее время межведомственная система позволила не только организовать тот или иной механизм взаимодействия с конкретным распределением различных полномочий между его участниками, но также, и уйти от образования «свежеиспеченного» контрольно-надзорного органа государственной власти за счет оптимизации полномочий уже функционирующих органов [5].
Исходя из всего вышеуказанного, опыт работы Федеральной службы по финансовому мониторингу России (который здесь выступает специальным органом внутреннего госфинконтроля), учет функциональных потребностей Министерства обороны России (который выступает здесь главным распорядителем бюджетных средств), привлечение, конечно же, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а также Центрального Банка Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли России, разумеется, и, Счетной палаты России позволили создать взаимосвязанную систему межведомственного финансового мониторинга.
Но в то же время, изучение вопросов в направлении реализации госфинконтроля, в первую очередь парламентского, что реализовывается Счетной палатой Российской Федерации в госфинконтроль не всегда эффективно справляется с задачей. Поэтому так и необходимо чёткое реформирование в этой сфере [6]. Парламентский госфинконтроль, осуществляемый Счетной Палатой России, статус и деятельность которой формализованы в Конституции России и в Федеральном законе от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» дают основание полагать, что данный контроль будет осуществляться с достаточно высокой степенью ответственности, поскольку Счётная Палата независима от всех исполнительных органов власти.
К сожалению, как было сказано выше, несмотря на независимость от органов исполнительной власти, нормативное закрепление большого количества полномочий, все равно присутствует недостаточная эффективность финансового контроля в сфере ВПК РФ.
Совершенствование государственного финансового контроля в сфере военно-промышленного комплекса Российской Федерации является важнейшим направлением повышения эффективности государственного управления, безусловно, и для достижения такой важной задачи как экономический суверенитет, а также для поддержания должного уровня национальной безопасности России.
Список литературы / References
1. Крохина Ю.А. Финансовое Право России: 5-е издание. М.: Норма, 2014. С. 120.
2. Stockholm international peace research institute. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступв: https://www.sipri.org/ (дата обращения: 05.012.2017).
3. Федорова И.Ю. Финансовый менеджмент: проблемы становления и направления развития в бюджетном секторе экономики России // Экономика и предпринимательство, 2015. С. 250-253.
4. Dudin M.N., Kucuri G.N., Fedorova I. Ju., Dzusova S.S., Namitulina A.Z. The Innovative Business Model Canvas in the System of Effective Budgeting // Asian Social Science, 2015. Vol. 11. № 7. С. 290-296.
5. Dudin M.N., Prokofev M.N., Fedorova I.J., Frygin A.V. The world experience of transformation of innovative approaches to assurance of financial stability of social economic systems // Life Science Journal, 2014. Vol. 11. № 9. С. 370-373.
6. Федорова И.Ю., Калашникова О.В., Синицына Е.В. Финансовый механизм реализации инновационных проектов на основе взаимодействия государства, бизнеса и науки // Ученые записки: Роль и место цивилизованного предпринимательства в экономике России. Выпуск XLV, 2015. С. 139-149.