Государственный долг (внутренний и внешний) и пути его покрытия Public debt (domestic and external) and ways to cover it
Сидорин Никита Ильич
Студент,
ф-т разработки нефтяных и газовых месторождений, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,
РФ, г.Москва e-mail: [email protected] + 7 (904) 222-06-43
Sidorin Nikita Ilyich
Student,
faculty of oil and gas field development, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,
Russia, Moscow e-mail: [email protected] + 7 (904) 222-06-43
Шовгуров Станислав Евгеньевич
Студент,
ф-т разработки нефтяных и газовых месторождений, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,
РФ, г.Москва e-mail: [email protected] + 7 (937) 469-71-57
Shovgurov Stanislav Evgenyevich
Student,
faculty of oil and gas field development, National University of Oil and Gas «Gubkin University»,
Russia, Moscow e-mail: [email protected] + 7 (937) 469-71-57
Аннотация.
В настоящей статье рассмотрено понятие государственного долга, его классификация, основные механизмы сокращения внутренней и внешней задолженности. Выявлено характерное увеличение государственного долга многих стран в последние годы. На примере динамики государственного долга России и США показано, что за последний год государственный долг увеличился в связи с необходимостью вкладывать средства государства на борьбу с пандемией COVID-19. Спрогнозированы тенденции повышения долга этих стран в ближайшем будущем. В заключении подведен итог о влиянии коронавируса на изменение размеров гос.долга и о его воздействии на развитие страны.
Annotation.
This article examines the concept of public debt, its classification, and the main mechanisms for reducing domestic and external debt. A characteristic increase in the public debt of many countries in recent years has been revealed. The example of the dynamics of public debt between Russia and the United States shows that over the past year the national debt has increased due to the need to invest in the state to fight the COVID-19 pandemic. Trends in debt increase of these countries in the near future are predicted. The conclusion summarizes the impact of the coronavirus on the change in the debt of countries and the dependence of the country's debts on its development as a whole.
Ключевые слова: Государственный долг, внутренний долг, внешний долг, бюджетный дефицит, расходы, валовый внутренний продукт, сокращение задолженности, коронавирус.
Key words: Public debt, domestic debt, external debt, budget deficit, expenses, gross domestic product, debt reduction, coronavirus.
Государственный долг - насущная проблема, с которой периодически, с большей или меньшей степенью остроты, сталкивается любая страна.
В данной статье рассмотрены суть, причины появления и последствия для стран наличия государственного долга, методы его сокращения, а также приведена статистика изменения задолженностей двух крупнейших держав мира: России и США.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (превышение расходов над доходами). Иначе говоря, это размер задолженности правительства держателям государственных ценных бумаг. Основной причиной образования государственного долга являются дефицит бюджета. А наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц позволяет объединить интересы кредиторов и заемщика в лице государства.
Увеличение государственного долга влияет на функционирование экономики следующим образом:
1. Перераспределение внутренних доходов. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения, то увеличивается неравенство в доходах.
2. Повышение налогов (как средство выплаты внутреннего государственного долга, а также его уменьшения) снижает интерес людей вкладывать в рисковые проекты, подрывает действие экономических стимулов развития производства, следовательно, усиливается социальная напряженность.
3. Вытеснение части частных инвестиций в результате увеличения процентных ставок на капитал.
4. Повышение процентной ставки на внутреннем рынке приводит к увеличению спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранцев, что в свою очередь повышает внешний долг.
Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте любой другой валюты. Конкретными показателями бремени государственной задолженности выступают такие, как доля (в процентах) долга в валовом внутреннем продукте (ВВП), доля в годовом объеме экспорта товаров и услуг, доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета, а также доля суммы обслуживания долга в ВВП или в сумме экспорта товаров и услуг, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг. Иногда рассчитывают величину долга на одного жителя страны.
Различают два вида долга. Внутренний - долг государства собственному населению, а именно предприятиям и гражданам, которые владеют ценными бумагами, выпущенными правительством. Для его снижения необходимо: поддержание темпов экономического роста, опережающих темпы увеличения государственного долга; повышение фискальной нагрузки и сокращение расходов государства, то есть снижение бюджетного дефицита.
Внешний долг - долг иностранным государствам, организациям или отдельным лицам. Это прежде всего долг по государственным ценным бумагам, также кредиты, выданные государству внешними кредиторами, задолженности по внешнеторговым операциям бюджетных организаций. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, Государственный внешний долг России - это «обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».
Внешний долг опасен для национальной экономики, так как предполагает необходимость отдавать ценные товары и оказывать услуги в счет оплаты самого долга и процентов по нему.
Мировая практика выработала следующие механизмы сокращения внешней задолженности:
1. Выкуп долга представляет собой предоставление возможности стране-должнику выкупить долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, причем по более низкой цене.
2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) подразумевает предоставление возможности иностранным банкам обменивать долговые обязательства страны на акции промышленных корпораций. При этом иностранный капитал приобретает долю в капитале другой страны, а внешняя задолженность снижается.
3. Замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами, возможно по более низкой процентной ставке.
Помимо основных, используются следующие льготы беднейшим странам-должникам со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба): частичное аннулирование долга, снижение ставок процента по обслуживанию долга, продление сроков долговых обязательств.
Государственный долг также классифицируют на текущий и капитальный. Капитальный госдолг - сумма непогашенных и выпущенных долговых обязательств государства с учетом начисленных процентов, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг - расходы государства на выплату доходов кредиторам и погашение обязательств, срок которых наступил.
Пик государственного долга в России пришёлся на 1998 г. (146,4% ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внутренний и внешний государственный долг составлял 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).
В 2019 году чистый государственный долг (чистый долг - это есть разность между государственным долгом и резервами, чтобы закрыть все обязательства) ушел в отрицательную зону. То есть, если бы России понадобилось одновременно выплатить все свои долги, то это можно было бы осуществить за счет депозитов государственных органов в коммерческих банках и ЦБ. Но спустя год долг федерального правительства начал расти в связи с пандемией СОУ[Э-19 и падением цен на нефть и уже к середине 2020 года превысил ликвидные резервы государства (рублевые и валютные депозиты федеральных органов управления, размещенные в ЦБ и коммерческих банках). Так, на 1 января 2021 года депозиты органов государственного управления в Центробанке составляли 12,647 трлн руб.
По данным РБК государственный долг России за 2020 год возрос на 39,9% (5 трлн 418,2 млрд. руб.), до 18,99 трлн. руб. и составил 17,8% от ВВП (106,607 трлн. руб. за 2020 год, следует из данных Росстата). При этом внутренний долг вырос на 4,6 трлн. руб., до 14,791 трлн. руб. Внешний долг в иностранной валюте вырос на $1,9 млрд., до $56,8 млрд (4,195 трлн. руб.) [7].
Расходы бюджета России на обслуживание государственного долга за прошлый год увеличились на 7,3%, до 784,2 млрд. руб.
Для поддержки экономической сферы в период вспышки коронавирусной инфекции (а также для восстановления экономики после пандемии) и покрытия дефицита федерального бюджета правительству Российской Федерации пришлось пойти на существенное увеличение государственных заимствований. Прогнозируют, что в этом году произойдет увеличение госдолга до 20,4% ВВП, в будущем году — до 20,8% ВВП, а в 2023-м — до 21,4% ВВП [7].
Сам по себе государственный долг не несет в себе повода беспокоиться, так как является больше макроэкономическим показателем. В 2020 году его изменения только лишь продемонстрировали, сколько денежных средств правительство заимствует на борьбу с последствиями пандемии на фоне разбалансировки госбюджета из-за падения цен на нефть.
Специалисты Всемирного банка подсчитали, что государственный долг становится проблемным для страны, когда достигает 77% от ВВП, а долг России составляет менее 20% от ВВП [6].
В своем обращении министр финансов Антон Силуанов сказал, что размер государственного долга Российской Федерации держится на безопасном уровне и продолжает оставаться одним из самых
незначительных в мире. Он подчеркнул, что сокращение доходов бюджета и необходимость финансировать госпрограммы поддержки бизнеса и граждан, а также обязательное выделение средств для борьбы с COVID-19 в 2020 году закономерно потребовали увеличения долга. Однако в будущем наращивать его такими высокими темпами, как в минувшем году, финансовое ведомство не планирует [9].
Теперь возьмем во внимание тенденции изменения величины госдолга США.
Государственный долг США в 2018 году был больше ВВП и составлял свыше $20 трлн. долларов. В течение времени президентства Дональда Трампа госдолг США увеличился на $7 трлн. и достиг в среднем $27 трлн. [10], подсчитал Bloomberg (совокупный государственный долг охватывает не только рыночные инструменты, такие как Treasuries, но и так называемые внутригосударственные обязательства, как правило, выпускаемые в виде Government Account Series, или GAS.).
К концу текущего года госдолг Соединенных Штатов будет равным объему годового национального ВВП. Данный прогноз содержится в опубликованном в сентябре докладе Бюджетного управления Конгресса США. Для сравнения, в конце 2019 года он составлял 79% ВВП США, а в 2007 году — 35% [1].
Интересна динамика формирования государственного долга США.
Уже более 50 лет правительство США расходует больше, чем зарабатывает. Чтобы компенсировать этот дефицит, приходится выпускать облигации, по которым США должны вернуть долг с процентами (Treasures). Рынок облигаций США (Treasuries) - это крупнейший и один из наиболее ликвидных и надежных в мире рынок. Будучи базовым активом, Treasuries представляют собой основу для сравнения доходности всех долларовых активов и воздействуют на доходность других (недолларовых) финансовых инструментов сопоставимой дюрации. Treasuries также демонстрирует разницу в доходности краткосрочных и долгосрочных казначейских облигаций США. Помимо того, что кривая применяется как бенчмарк для оценки стоимости других долговых инструментов, она считается еще и одним из важных экономических индикаторов, за которым следует следить в качестве предвестника будущего циклического спада в экономике США. В ходе увеличения дефицита бюджета Штатов и неуправляемого роста государственного долга США инвесторы могут начать колебаться, стоит ли, как и раньше, доверять американским гособлигациям или сейчас это уже вовсе и не такой надежный актив [10].
Ситуация действительно выглядит не очень радужно, но в пользу США есть два фактора, которые нельзя не учитывать:
Пусть размер госдолга уже превысил ВВП страны, Правительство США оплачивает только процент -купон по облигациям. Учитывая, что текущие процентные ставки по тем облигациям, которые выпускают США, низкие, реальных проблем с оплатой сегодня нет. Стоит также отметить, что долг США номинирован в долларах, которые выпускает Федеральная резервная система страны. Получается, что технически США могут выпустить любое количество валюты, хотя это и не пройдет бесследно для экономики страны.
Итак, государственный долг - это накопленная сумма превышений расходов государства над доходами, выражающаяся в основном в ценных бумагах. Увеличение госдолга кардинально сказывается на экономике страны, с одной стороны, предоставляя новые инвестиционные возможности, но, с другой - порождая риски [3]. С начала 2000-ых годов Россия сокращает внешний долг страны, однако из-за пандемии коронавируса эта тенденция нарушилась, и заимствования возросли на 39%. Это говорит об изменении приоритетов государства в коронакризисный период, об ослаблении внимания к балансировке бюджета и усилении социально -экономической поддержки населения и бизнеса.
В случае с США, государственный долг растет уже на протяжении полувека и выходит на сверхвысокие рубежи. Однако востребованность американских казначейских ценных бумаг на финансовом рынке не падает в силу высокой ликвидности и особого статуса в мире финансов [4].
Список используемой литературы:
1. Журнал «Yango. Инвестиции»: Облигации США: как устроен американский рынок гособлигаций. URL: https://yango.pro/blog/obligatsii-ssha-kak-ustroen-amerikanskiy-rynok-gosobligatsiy/#kakie-obligacii-vypuskayut-ssha
2. Коммерсантъ. Росстат: ВВП России в 2020 году снизился на 3,1%. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4671959
3. Максимова Е.В. Инструменты финансового рынка в инвестиционной стратегии предприятий нефтегазового сектора // Журнал «Нефть, газ и бизнес». - 2017, №4. - С. 36-41.
4. Максимова Е.В., Морозов В.В. Уход от доллара - как проявление трансформации мировой финансовой системы // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции». - 2019, № 3. - С. 163-167.
5. Мукабенова, А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности / А. В. Мукабенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 381-382. — URL: https://moluch.ru/archive/53/6795/.
6. Настоящее время. Коротко: что такое госдолг и почему о нем говорят. URL: https://www.currenttime.tv/a728731129.html
7. РБК. Госдолг России вырос на 39,9% в 2020 году. URL: https://www.rbc.ru/rbcrreenews/60358ace9a7947dcr9a61619
8. ТАСС. Жизнь взаймы: что такое госдолг США и почему он постоянно растет. URL: https://tass.ru/ekonomika/6109341
9. ТАСС. Что такое госдолг России и почему о нем говорят. URL: https://tass.ru/ekonomika/9192043
10. Т-Ж: Стоит ли вкладываться в облигации федерального займа? URL: https://iournal.tinkorf.ru/ask/state-bonds/