Научная статья на тему 'Особенности управления государственным долгом и методы его совершенствования'

Особенности управления государственным долгом и методы его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4552
502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоркина Т.А., Лукач А.А.

В статье рассматриваются сущность и особенности управления государственным долгом, освещаются проблемы и мероприятия по совершенствованию механизма управления государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности управления государственным долгом и методы его совершенствования»

УДК: 550:338.05

Егоркина Т.А.

К.э.н., доцент, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Лукач А.А.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И МЕТОДЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В статье рассматриваются сущность и особенности управления государственным долгом, освещаются проблемы и мероприятия по совершенствованию механизма управления государственным долгом.

Ключевые слова: государственный долг, управление государственным долгом, методы совершенствования, государственные заимствования, долговая нагрузка.

На сегодняшний день наличие государственного долга характерно для большинства развитых и развивающихся стран и является нормальной мировой практикой. Большинство стран мира, проводя экономические преобразования, обращаются к внешним и внутренним займам. Отметим, что в последние годы из-за угрозы долгового кризиса отношение к проблеме государственного долга претерпело существенные изменения. Однако эффективное управление государственным долгом, являющееся неотъемлемым элементом макроэкономической политики государства, может стать мощным фактором экономического роста и уровня деловой активности страны.

Проблему управления государственным долгом рассматривали многие зарубежные и отечественные ученые-финансисты, такие как: Дж. Кейнс, А. Лернер, К. Маркс, Л. Мауер, Ф. Модильяни, Д. Рикардо, А. Смит, П. Харрод, А.И. Барановский, О.Д. Василик, Т.П. Вахненко, Г.В. Кучер, В.В. Лисовенко, В.Е. Новицкий, Л.А. Омельянович, В.М. Федосов, А.А. Чухно. Однако, существует необходимость дальнейшего исследования данной проблематики, поскольку формирование основной части государственного долга происходит в условиях постоянной трансформации экономики страны.

Государственный долг — это общая сумма задолженности, составленная из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств, которые вступают в действие в результате выданных гарантий. Структурно государственный долг состоит из внутреннего (задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации) и внешнего (заимствования государства на внешнем рынке) [4].

В настоящее время наблюдается увеличение государственных долгов и долговой нагрузки в странах с транзитивной (переходной) экономикой и в ведущих промышленно развитых странах. Последние имеют не только значительные объемы государственных долгов, но и выступают крупнейшими кредиторами мировой экономики. Динамика государственного долга в процентах в ВВП в отдельных странах мира представлена в таблице 1 [5, 6, 8].

Таблица 1

Объем государственного долга отдельных стран мира, в % к ВВП

Показатель Страна на II Абсолютное Абсолютное

2013 г. 2014 г. квартал отклонение отклонение 2015

2015 г. 2015 г. к 2013 г. г. к 2014 г.

Япония 227,2 227,7 232,1 4,9 4,4

Италия 132,6 134,1 138,3 5,7 4,2

США 106,6 107,3 109,9 3,3 2,6

Франция 93,5 95,3 96,2 2,7 0,9

Великая Британия 90,6 86,6 93,04 2,44 6,44

Канада 93,5 92,6 86,8 -6,7 -5,8

Германия 76,3 74,7 79,3 3 4,6

Украина 40,3 70,2 71,3 31 1,1

Россия 13,1 13,7 25 11,9 11,3

Данные таблицы 1 свидетельствуют об увеличении общего размера государственного долга всех приведенных стран, кроме Канады за 2013 — II квартал 2015 гг. Наибольший размер внешнего государственного долга имеет Япония. За первое полугодие 2015 г. он достиг 232,1% к ВВП, что на 4,4% больше, чем в предыдущем году. Госдолг страны превышает размер собственной экономики примерно в два раза. Япония долгое время считалась довольно стабильным государством, до событий 2001 г., когда на территории страны произошло цунами. Правительство было вынуждено брать займ, чтобы справиться с последствиями наводнения. Как следствие, Япония стала лидером среди должников, имеющих самый большой процент государственного долга по отношению к ВВП.

Стремительно увеличивается и размер государственного долга Италии. Еще в I квартале 2013 г. он превысил 130% от ВВП. В 2014 г. его размер составил 134,1% к ВВП, а в первой половине 2015 г. он увеличился на 4,2%. Согласно данным центрального банка Италии, такое изменение связано с увеличением денежной наличности, падения курса евро и изменений на рынке гособлигаций.

Госдолг США во II квартале 2015 г. перешагнул отметку в 18 трлн. долларов и составил 109,9% к ВВП страны, что больше по сравнению с 2013 и 2014 гг. на 3,3% и 2,6% соответственно. Такое увеличение долга является следствием бюджетного дефицита, т.е. излишних расходов. Но, несмотря на это, казначейские обязательства США по-прежнему считаются самыми надежными, доллар является мировой расчетной единицей, а крах доллара будет означать крах мировой экономики.

Государственный долг Франции постепенно приближается к 100% от ВВП. С 2013 г. он увеличился на 2,7% и составил 96,2% к ВВП страны. Хоть правительство и проводит политику, которая основывается одновременно на оздоровлении государственных финансов за счет программы бюджетной экономии и на стратегии роста, в ближайшее время сократить госдолг не удастся из-за стремительно растущего бюджетного дефицита, высокой безработицы и сокращении темпов экономического роста.

Великобритания также имеет высокий уровень задолженности. По состоянию на II квартал 2015 г. уровень госдолга страны составил 93,04% к ВВП. Несмотря на то, что в 2014 г. наблюдается снижение уровня госдолга страны на 4,0%, в 2015 г. этот показатель превысил уровень 2013 г. на 2,4%. Правительство Великобритании пытается сократить заимствования, однако сделать это не позволяет экономический рост, серьезно отстающий от тех темпов, которые заложены в правительственном плане. Начавшаяся рецессия в Европе способствовала сокращению спроса на британский экспорт, который на сегодня выступает в качестве основной движущей силы экономического роста в Великобритании.

Положительная тенденция снижения государственного долга наблюдается у Канады.

До 2012 г. госдолг страны стремительно рос из-за чрезмерных расходов на стимулирование экономики в период финансового кризиса 2008 г., но с 2013 г. Канада сократила свой государственный долг с 93,5% до 86,8% к ВВП.

Германия с 2010 и до 2014 года являлась одной из немногих стран ЕС, кому удавалось, не наращивать, а уменьшать госдолг. Так, уровень госзадолженности Германии в 2013 г. снизился с 81,0% до 76,3%, а в 2014 г. — с 76,3% до 74,7% ВВП. Причиной этого является увеличение налоговых поступлений в бюджет страны. Но уже в 2015 г. наблюдается увеличение госдолга на 4,6% по отношению к 2014 г.

Резко увеличивается государственный долг в первом полугодии 2015 г. в Украине — до 71,3% к ВВП, что на 1,1% и на 31% больше по сравнению с 2013-2014 гг. соответственно. Основной причиной таких изменений, по данным Минфина, является девальвация национальной валюты, курс которой по отношению к доллару вырос с около 15,77 грн/долл. на конец 2014 г. до около 21,53 грн/долл. на конец сентября 2015 г.

Госдолг России с 2013 по 2015 гг. вырос почти в 2 раза. По оценкам Счетной палаты, причиной увеличения госдолга с 2014 г. послужило привлечение облигаций федерального займа в размере триллиона рублей для нужд Агентства по страхованию вкладов. Несмотря на такое увеличение, объем госзадолженности России по отношению к ВВП, среди исследуемых стран, является единственным, который не превышает отметку в 60% ВВП.

Интересным показателем является размер государственного долга этих стран за 2013-2014 гг. на душу населения (рис. 1) [9, 10].

99,7

Рис. 1. Объем государственного долга на душу населения за 2013-2014 гг.

Вопрос оптимизации государственного долга для многих стран стал краеугольным камнем. С этой целью страны разрабатывают стратегии эффективного управления государственным долгом. К основным задачам, которые должна решить принимаемая стратегия относятся:

• поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

• минимизация стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;

• создание оптимальной структуры государственных займов, выполнение обязательств по которым сопряжено с наименьшими затратами и минимальным риском для

экономики страны;

• согласование с финансовой и экономической политикой в целом по обслуживанию внутреннего и внешнего долга;

• создание единой системы управления долгом с целью координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств [1].

Отметим, что каждая страна имеет свои особенности управления государственным долгом (табл. 2) [7].

Таблица 2

Особенности управления государственным долгом в отдельных странах мира

Страна Цель управления госдолгом Ответственные органы

1 2 3

Обеспечение сглаженного и стабильного Министерство финансов и Фонд консолидации государственного долга Японии

Япония привлечения средств для управления государственными финансами, а также

ограничения расходов на средне- и долгосрочное финансирование с целью облегчения бремени,

налагаемого на налогоплательщиков.

Италия Обеспечение удовлетворения потребностей государства в финансировании и выполнения ее обязательств по платежам с минимальными Казначейский департамент Италии

затратами по долгу при заданном уровне риска.

Обеспечение минимально возможных затрат на Министерство финансов США

США финансирование бюджета в долгосрочной перспективе.

Агентство

Сведение к минимуму стоимость долга для «Франс-трезор» (АФТ) и

Франция налогоплательщиков при самых безопасных Министерство

условиях. экономики, финансов и промышленности

Великая Британия Минимизация в долгосрочной перспективе расходов на удовлетворение потребностей правительства в финансировании с учетом риска, Казначейство Соединенного

гарантируя при этом согласованность управления Королевства

долгом с целями денежно-кредитной политики.

Канада Основной целью управления государственным долгом является повышение стабильного бюджетного финансирования для удовлетворения финансовых потребностей правительства страны. Министерство финансов Канады

Германия Управление государственным долгом и ликвидностью, с целью обеспечения уменьшения затрат на выплату процентов и оптимизации условий финансирования. Финансовое агентство Федеративной Республики Германия

П родолжение табл. 2

1 2 3

Украина Получить высокий эффект от финансирования за счет заемных средств и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. Министерство финансов Украины

Россия Обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета привлечением ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для корпоративных заемщиков. Министерство финансов России

Исходя из проведенного анализа можно заметить, что цели управления государственным долгом в некоторых странах похожи, а именно:

• для Японии, Украины и России — это стабильное привлечение средств для управления государственными финансами, покрытия дефицита бюджета;

• для Японии, Италии, США и Великой Британии — это минимизация расходов, с целью обеспечения удовлетворения потребностей государства и облегчения бремени.

Увеличение долговой нагрузки в последние годы во многих странах обуславливает разработку мероприятий по совершенствованию механизма управления государственным долгом. Исследование трудов зарубежных и отечественных экономистов позволило выделить направления механизма регулирования государственного долга, а именно:

1. Совершенствование методологических основ построения системы управления государственным долгом, которая, по нашему мнению, должна быть направлена на оптимизацию государственного долга через ее эффективное функционирование на основе четко определенной цели, объекта, методов и принципов управления. Это позволяет не только осуществлять комплексное управление в указанной сфере, но и совершенствовать их с целью улучшения экономического положения государства (рис. 2) [2, 3, 4].

2. Усиление административного контроля за финансовыми потоками государств, дополненное ужесточением законодательства. Это предполагает осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала — невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, занижения экспортных цен, коррупции на таможне, расчетов через офшоры.

3. Осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат. Меры по укреплению доверия к экономике стран должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение законов на всей территории стран, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны властей.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Рис. 1. Основные составляющие системы управления государственным долгом.

Анализируя состояние государственной задолженности, мы пришли к выводу, что если власть не изменит темпы роста государственного долга, экономический кризис будет обостряться и тогда она не сможет в будущем выплачивать проценты и возвращать кредиты, которые невозможно будет пролонгировать. Это обуславливает совершенствование системы управления государственным долгом, которая, должна быть направлена на оптимизацию государственного долга; усиление административного контроля за финансовыми потоками государств; осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат. Таким образом, страны могут выбрать такую долговую стратегию, которая была бы направлена на стабильный рост, обеспечения необходимых темпов прироста ВВП и полной занятости, сдерживание инфляционных процессов, обеспечения финансирования социальных программ, формирование достаточных объемов кредитных ресурсов для развития предпринимательской деятельности, привлечения необходимых объемов иностранных инвестиций.

Литература

1. Климчук С.В. К вопросу об оптимизации государственного долга в Российской Федерации на современном этапе. / С.В. Климчук, В.А. Гурова // Международный научный журнал «Science Time». — Казань. — Вып. № 6 (18) / 2015. — С. 203-209.

2. Макар О.П. Вдосконалення системи управлшня державним боргом як передумови економiчного зростання / О.П. Макар // Вюник Нащонального люотехшчного ушверситету Украши: збiрник науково-техшчних праць. — Львiв, 2012. — Вип. 22.1. — С. 284-290.

Цель управления государственным долгом — обеспечение потребностей органов государственного управления в финансировании и исполнении обязательств по ним с минимальными затратами в средне- и долгосрочной перспективе, при разумной степени риска.

Объект управления: долговые обязательства государства; заимствованные из внутренних и внешних источников средства, поступившие от международных и зарубежных инвесторов в соответствии с международными соглашениями; размещение и использование заемных ресурсов, погашение и обслуживание долга.

Методы управления: рефинансирование государственного долга, реструктуризация, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного внутреннего долга.

Принципы управления: безусловности; единства; снижения рисков; оптимальности структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения; сохранения финансовой независимости; прозрачности.

3. Мукабенова А.В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности [Текст] / А.В. Мукабенова // Молодой ученый. — 2013. — Вып. № 6. — С. 381-382.

4. Омелянович Л.О. Бюджетна система [Текст]: навч. поаб.: рекоменд. М-вом освгти i науки Украши / [авт. колектив: Л.О. Омелянович та ш.]; М-во осв^и i науки, Украши, Донец. нац. ун-т економши i торгiвлi iм. Михайла Туган-Барановського, Каф. фшанав, за ред. Л.О. Омелянович. — [2-е вид., перероб. i доп.]. — Донецьк: ДонНУЕТ, 2013. — 290 с. — 978-966-385321-5.

5. Официальный сайт Евростата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat

6. Официальный сайт Справочника ЦРУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html

7. Руководящие принципы управления государственным долгом: Сопроводительный документ, подготовленный сотрудниками МВФ и ВБ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.imf.org/external/np/mae/pdebt/2002/rus/112102r.htm

8. Счетчик мировых долгов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.usdebtclock.org/world-debt-clock.html

9. Most Government Debt per Person: Countries. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bloomberg.com/visual-data/best-and-worst//most-government-debt-per-person-countries

10. General government gross debt. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://countryeconomy.com/national-debt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.