Научная статья на тему 'Государственный долг США'

Государственный долг США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРИЗИС / ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Узденова Д. К., Бедраева З. М.

История США – это история постоянного роста объемов внешней торговли, расходов государственного бюджета и увеличения размеров государственного долга. Фактически, и граждане США, и американское государство несколько десятилетий живут в долг. Однако, за всю историю США федеральные власти страны никогда не отказывались от выполнения своих долговых обязательств и никогда не объявляли мораторий на выплату процентов по долгу [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный долг США»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ США

© Узденова Д.К.*, Бедраева З.М.

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск

История США - это история постоянного роста объемов внешней торговли, расходов государственного бюджета и увеличения размеров государственного долга. Фактически, и граждане США, и американское государство несколько десятилетий живут в долг. Однако, за всю историю США федеральные власти страны никогда не отказывались от выполнения своих долговых обязательств и никогда не объявляли мораторий на выплату процентов по долгу [1].

Ключевые слова государственный долг, задолженность, кризис, пути выхода из кризиса.

Государственный долг США - задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи. В 2011 году государственный долг США, по данным справочника ЦРУ, находился на 35-м месте в мире с точки зрения его соотношения с ВВП.

По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил 15 трлн. 33 миллиарда 607 миллионов 225 тысяч 920 долларов 32 цента, на 1 января 2012 - 15,3 трлн. долл. Объём долга превысил 100 % ВВП США. На 21.10.2013 - 17,08 трлн. долл.

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза - в 1998-2001 гг.).

Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП.

Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33-36 %.

С 1980-х годов, однако, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16.394 трлн. долл. Однако к концу

* Студент.

года долг достиг 16,432 трлн. долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.

На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял лишь около 46 тыс. долл. Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта[2].

1 февраля 2013 - отсрочен старый дедлайн и поставлен новый - май 2013. Все это благодаря законопроекту, который временно отменяет все действовавшие ранее сроки. 64 сенатора за, 34 - против.

Что это означает?

Порог в 16,4 триллионов долларов превышен, что позволяет Минфину США взять таймаут. Временное решение позволит продолжить заимствования и разобраться с проблемой «фискального обрыва» более спокойно и основательно.

Но если говорить о более далеких перспективах, то все идет к неоднократному повторению подобной ситуации. Причина - потолок госдолга США не выполняет свою изначальную функцию (сдерживать расходы) и определяется произвольно по желанию конгрессменов. Отсюда одно из предложений главы ФРС Бена Бернанке и вовсе избавиться от назойливого ограничителя.

Май 2013 - кризис хоть и временно, но все-таки преодолен. Конгрессменам удалось договориться о новом потолке - 16,7 триллионов долларов (включая заимствования за последние месяцы). Правда уже тогда американский Минфин предрекал аналогичную ситуацию в сентябре 2013.

30 сентября 2013 - не согласован бюджет на новый финансовый год. Из-за принципиального противостояния республиканцев и демократов страдают простые граждане.

1 октября - в массовом порядке закрываются госучреждения, в вынужденные неоплачиваемые отпуска уходят 800 тыс. бюджетников, работу приостанавливает даже марсоход Curiosity.

В последний раз подобное было в 1996 году. Причин две. Во-первых, проиграна дипломатическая игра вокруг Сирии. Совет Безопасности ООН принимает решение о химическом разоружении арабской республики. Во-вторых, программа «Obama-care» - по сути главный камень преткновения во всей этой истории. Республиканцы недовольны инициативой Барака Обамы сделать здравоохранение дешевым и доступным.

17 октября 2013 - очередной дедлайн, когда будет достигнут лимит госдолга. По прогнозам американского Минфина, именно в этот день у государства кончатся собственные средства на обслуживание 16,7 триллионов

долларов, потолок по которым был утвержден в мае 2013. У ведомства будет только 30 миллиардов долл. из необходимых 50 миллиардов долл.

В ночь на 17 октября 2013 Сенат Конгресса и Палата Представителей принимают проект бюджета на 2014 год. Документ регламентирует повышение планки государственного долга, а также возобновление работы правительства. До 15-ого января будет обеспечена работа госучреждений, а до 7-ого февраля - можно будет забыть о госдолге. По сути это очередная временная мера, которая сдвинула экономические дедлайны. Так или иначе, это даст фору на то, чтобы согласовать параметры бюджета-2014, разработкой которого займется специальная комиссия.

Президент Барак Обама поддержал документ, республиканцы проиграли затяжную политическую борьбу, а госслужащие вернулись на работу утром 17 октября.

Что касается потерь, то из-за простоя госучреждений в течение более чем 2-вух недель, урон экономике составил 24 миллиарда долларов. Аналитики Standart & Poor's подсчитали, что рост ВВП замедлился на 0,6 %. К тому же не понятно, что дальше? Простые американцы боятся повторения бюджетного кризиса, а значит, скорее всего снизят траты. Отсюда - замедление потребления. Ранее агентство Fitch поставило кредитный рейтинг США (AAA) на пересмотр с негативным прогнозом.

19 октября - госдолг США перешел «рубикон» и составил 17,027 триллионов долл.. То есть сразу же после получения возможности заимствования, правительство заняло 328 миллиардов долл.

Так или иначе, эта передышка всего лишь временная. В следующий раз США вернутся к теме госдолга 13 декабря. В этот день станут известны первые итоги работы специальной комиссии по разработке бюджета [3].

Под тем государственным долгом США, о котором сегодня говорят в СМИ, понимается долг федерального правительства США. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также финансовые обязательства правительства перед получателями социальной помощи в будущем.

Государственный долг США - лишь часть более общего долга, который часто называют совокупным долгом США Основными компонентами совокупного долга США являются следующие: 1) государственный долг; 2) долг правительств штатов (state debt); 3) долг местных властей (local debt); 4) долг физических лиц (personal debt); 5) долг нефинансовых компаний (business debt); 6) долг финансовых секторов экономики (financial sectors debt).

Один из официальных источников совокупного долга США - ежеквартальное издание Федеральной резервной системы США Financial Accounts of the United States. Flow of Funds, Balance Sheets and Integrated Macroecono-mic Accounts». Согласно этому источнику [http://www.federalreserve.gov/re-leases/Z1/Current/z1.pdf], на середину 2013 года совокупный долг США со-

ставил 41,04 трлн. долл. Помимо государственного долга наиболее крупными компонентами были следующие (трлн. долл.): долг домашних хозяйств (примерно соответствует долгу физических лиц) - 12,97; долг нефинансовых компаний - 13,10; долг штатов и местных властей - 3,01; долг финансовых секторов - 13,91. Согласно данным ФРС, долг финансовых и нефинансовых секторов экономики США составил 27 трлн. долл., или 2/3 совокупного долга США. Общая величина совокупного долга США оказывается в 2,4 раза больше величины государственного долга США. Совокупный долг США, оцененный Федеральным резервом, оказывается равным примерно 250 % ВВП.

Среди альтернативных оценок совокупного долга последнего времени можно назвать исследование Экономического университета Калифорнии (Сан-Диего) под руководством профессора Джеймса Гамильтона (опубликовано в августе 2013 года). В исследовании называется общая сумма долга США -70 трлн. долл. Такая оценка совокупного долга учитывает так называемые «забалансовые операции и забалансовые долги органов государственного управления на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. Примером забалансовых операций могут быть расходы, оплачиваемые из специальных (внебюджетных) фондов и не отражаемые в бюджетах федерального, штатного и муниципального уровней. Такие внебюджетные фонды могут заимствовать деньги на финансовых рынках под гарантии и поручительства правительств (органов власти), которые не отражаются в бюджетных обязательствах этих правительств. Забалансовыми в исследовании калифорнийских экономистов также называются те обязательства, которые включены в разные государственные программы, но финансирования этих программ бюджеты не предусматривают. Относительный уровень совокупного долга, рассчитанного калифорнийскими экономистами, - почти 440 % ВВП [4].

Структура госдолга США, по состоянию на 10 октября 2013 года (отмечается, что эти данные не изменялись уже 4 месяца, реальный госдолг может быть больше):

- Общий госдолг составил - 17 219 110 204 136,29 долл.;

- Долг перед частными юридическими и физическими лицами -12,263 трлн. долл. (71,21 % от общего объёма);

- Долг перед иностранными государствами - 4,957 трлн. долл. (28,79 % от общего объёма) [2].

Те, кто следит за отношением долг / ВВП США, и особенно теперь, когда у Америки на неопределенный срок вообще больше нет долгового потолка, периодически паникуют, осознавая, что уровень финансового плеча этой страны быстро приближается к отметке, установленной Тройкой для стран-банкротов Южной Европы. К счастью у Департамента экономического анализа США, этих хранителей экономического роста страны, появился план оздоровления американской экономики (она растет со скоростью 1,5 % в год, тогда как долг - 7,5 %, то есть в пять раз быстрее).

Они просто создадут число из воздуха и прибавят его к сумме. Буквально из воздуха, потому что по данным Financial Times, Департамент собирается прибавить (единовременно) «неосязаемые» активы, размер которых составляет 3 % ВВП США, что больше размера бельгийской экономики (500 млрд. долл.) к экономике США [5].

По прогнозу аналитиков, государственный долг страны в среднем будет расти на 1 трлн. долл. в год, в результате чего к концу 2017 г. он превысит отметку 20 трлн. долл. При этом за период 2014-2017 гг. ожидается стабилизация показателя отношения долга к ВВП страны на уровне 104-107 %, что может быть достигнуто за счет роста номинального ВВП США в среднем на 5,5 % в ближайшие 5 лет. В то же время предполагается снизить дефицит государственного бюджета до 600 млрд. долл. к 2017 г., или к уровню 3 % ВВП. Таким образом, с учетом текущих сложностей в экономике США, а также неминуемого снижения государственных расходов, которое окажет дополнительное понижательное давление на экономический рост, столь высокие темпы роста ВВП страны могут быть достигнуты только за счет инфляционной составляющей [6].

Что же поможет США справиться с долгами?

По сути дела, у США осталось три пути:

Торговля гособлигациями более не спасет экономику США - доллар становится бумагой.

Путь первый - продолжить политику торга государственными облигациями.

В итоге долг будет неуклонно расти до того момента, пока кто-либо из ведущих мировых игроков не усомнится в платежеспособности США. Как вариант, может последовать обвал всей мировой экономики с непредсказуемыми последствиями, если США продолжит паразитическую практику роскошной жизни за чужой счет.

Затягивать пояса - претит американскому образу жизни.

Путь второй - США затягивают пояса.

Сворачиваются социальные и научно-исследовательские программы, происходит сокращение финансирования американской военной машины. Внутри страны царит экономическая апатия и упадок привычного уровня жизни, но госдолг постепенно сокращается. Безусловно, это самый болезненный для среднестатистического американца вариант.

U.S. Army - лучшее лекарство против экономического кризиса.

Путь третий - развязывание масштабной войны.

Этот путь в истории США опробован не единожды. В первый раз - участие во Второй Мировой Войне позволило Штатам выйти из Великой Депрессии. Продажи военной техники воюющим державам здорово поддержали американскую экономику.

Второй финансовый кризис пришелся на 1946 год, когда объем внешнего долга, составил 121 % от ВВП. За счет этих займов США смогли постро-

ить сильнейшую военную машину мира. Как США вышли из этого кризиса? Правильно, им помогла «холодная война». Насаждаемый среди собственного населения и среди союзников страх перед «Советами» - позволили придать экономике новый рывок, к апогею «холодной войны» пришедшемуся на 1965 год США в значительной мере смогли упрочить свое финансовое положение.

Вполне вероятно, что третий путь будет избран американцами и в этот раз. Причем локальная война в данном случае не подходит - нужна либо серия перманентных локальных войн, либо создание могущественного образа врага и розыгрыш карты новой «холодной войны». Наиболее вероятным противником для США выступит Китай. Он же и основной кредитор Соединенных Штатов. Очень удобно: врагу можно не выплачивать деньги по ранее данным финансовым обязательствам.

Других путей у США почти не осталось. Один из этих сценариев будет претворен в жизнь до 2020 года, а что вероятнее - гораздо раньше[7]. Возможно!

Список литературы:

1. http://otherreferats.aUbest.ru/international/00096514_0.html

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E 2%E5%ED%ED%FB%E9_%E4%EE%EB%E3_%D1%D8%C0.

3. http://betafinance.ru/glossary/gosudarstvennyy-dolg-ssha.html.

4. http://ruskline.ru/opp/2013/10/10/dolg_ameriki_verhnyaya_i_nizhnyaya_ chasti_ajsberga.

5. http://oko-planet.su/finances/financesnews/182487-vneshniy-dolg-ssha-novye-manipulyacii-zerohedgecom. html.

6. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=179& type=news&newsid=2087.

7. http://ev-chuprunov.livejournal.com/9202.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.