Научная статья на тему 'Государственный долг США. История и современное состояние'

Государственный долг США. История и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5782
592
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСДОЛГ США / КАЗНАЧЕЙСТВО США / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Томаев Александр Олегович

Государственный долг Соединенных Штатов Америки, как внешний, так и внутренний, является предметом обсуждения экономистов со всего мира. В виду огромных размеров американской экономики и степени ее интегрированности в экономику мировую, в решении этой проблемы заинтересованы практически все страны. Госдолг США давно превысил ВВП страны и продолжает увеличиваться. В работе раскрывается история возникновения и роста госдолга США, а также способы его уменьшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный долг США. История и современное состояние»

УДК 332

Томаев Александр Олегович

аспирант. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 8 (925) 317 80 99

Государственный

ДОЛГ США. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Aleksandr O. Tomaev

graduate student. Plekhanov Russian Economic University 8 (925) 317 80 99

US PUBLIC DEBT.

HISTORY AND CURRENT STATE.

Аннотация. Государственный долг Соединенных Штатов Америки, как внешний, так и внутренний, является предметом обсуждения экономистов со всего мира. В виду огромных размеров американской экономики и степени ее интегрированности в экономику мировую, в решении этой проблемы заинтересованы практически все страны. Госдолг США давно превысил ВВП страны и продолжает увеличиваться. В работе раскрывается история возникновения и роста госдолга США, а также способы его уменьшения.

Ключевые слова: госдолг США, Казначейство США, дефицит бюджета, международная финансовая система

Annotation. The public debts of the United States, both external and internal, are the subject of discussions of economists from around the world. Because of the enormous size of the US economy and its degree of integration into the world economy, almost all countries are interested in solving this problem. US national debt is greater than the GDP of the country and continues to grow. The paper reveals the history of the emergence and growth of US government debt and discusses various ways of its reducing.

Keywords: US debt, US Treasury, budget deficit, international financial system

Государственный долг США (англ. The United States government debt), национальный долг США (англ. national debt) - задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи.

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к дефициту бюджета) с конца 1960-х годов.

С 1980-х годов, однако, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

135

*http://echo.msk.ru/blog/aleksashenko/1418110-echo/

Другой причиной, по которой они и дальше дают в долг США, является тот факт, что если перестать давать в долг, то доллар обесценится, а точнее рухнет, а вместе с ним рухнут и уже существующие долги США перед странами кредиторами. А потерять столько денег они не могут себе позволить.

Около 25 % государственного внешнего долга США составляет долг перед Китаем. Причем эта часть долга стала расти именно в последние несколько десятилетий и продолжает расти все более быстрыми темпами. Примерно 20 % государственного внешнего долга сШа составляет долг перед Японией. Остальной долг распределен в основном между странами - поставщиками природных ресурсов.

Условия для формирования современного положения США в мировой экономике сложились в 1970-х годах, которые можно назвать переломным десятилетием. Этот период отмечен рядом крупных перемен в мировом экономическом развитии.

Значительную часть 1970-х годов заняли процессы становления новой структуры международной торговли, перестройка мировой валютной системы, создание ямайской системы плавающих курсов валют, освобожденных от привязки к золоту. Параллельно формировалась система международного движения капитала на основе ее либерализации и укрепления рыночных принципов.

К началу 1980-х годов в экономике США завершилась полоса глубоких кризисов, связанных с переходом к новой модели роста, основанной на ресурсосберегающих технологиях, окончательном закреплении науки и других элементов инновационного комплекса.

Объективной оценке нового положения Соединенных Штатов как одного из главных центров мирового экономического развития (и прежде и в наше время) мешает образовавшийся в 1971 г. дефицит торгового баланса страны, который непрерывно растет. В США этот дефицит долго рассматривался как досадное отклонение, которое должно быть исправлено за счет более эффективной политики в области экономики и внешней торговли. В начале XXI века, когда дефицит торгового баланса приблизился по величине к стоимости американского экспорта, речь о полном его устранении уже не идет. Но задача его сокращения рассматривается как чрезвычайно важная. Считается, что современные размеры дефицита несут в себе угрозу стабильности американской экономики.

К отмеченным опасениям прибавляется беспокойство по поводу падения курса доллара и ослабления его позиций в мировой валютнофинансовой системе.

Год назад госдолг США перешагнул отметку в 18 трлн. долларов, спровоцировав новую волну критики в адрес администрации Барака Обамы

из-за выбранной им траектории бюджетных расходов. Когда Барак Обама возглавил США в 2009 году, госдолг составлял 10,6 трлн долларов. Таким образом, при Обаме он увеличился на 70 %.

Примечательно, что в 2008 году Обама подверг критике Джорджа Буша-младшего за то, что при нем государственный долг США увеличился на четыре триллиона долларов.

Представитель политической организации Tea Party Patriots Кевин Броутон подсчитал, что, если распределить сумму госдолга США среди жителей страны, «каждый мужчина, каждая женщина и каждый ребенок» должны были бы заплатить по 56 250 долларов.

В условиях глобализации США в одиночку не могут справиться с проблемами неустойчивости мировых финансовых рынков. Движение мировых финансовых ресурсов обнаружило свой противоречивый характер. С одной стороны, в процессы их перелива через границы в поисках эффективных активов вовлечено в наши дни большинство стран мира. С другой стороны, массированное перемещение финансовых ресурсов между странами обнаруживает мощный потенциал дестабилизации, для смягчения или устранения которого требуются совместные международные действия.

Необходимость реформирования международной финансовой системы и масштабы этой проблемы осознаются не только Соединенными Штатами. По этим причинам в последнее время предпринимаются усилия по координации международной экономической политики. Все основные международные экономические и финансовые организации вовлечены в процессы выработки и внедрения в практику мероприятий по укреплению стабильности в данной сфере. Сами США стремятся сохранить ведущую роль в принятии решений, используя свое положение наиболее влиятельного члена отмеченных организаций. Давление Вашингтона на МВФ и другие международные организации превратилось в обычную практику, хотя это и вызывает обоснованные возражения со стороны других участников.

Но, несмотря на неизбежные трения, процесс реформирования международной финансовой системы остается многосторонним. Международные организации и институты стремятся придать деятельности мирового финансового рынка более организованный характер, создать условия для укрепления его надежности и обеспечить снижение рисков на этом рынке. Ими разрабатывается и проводится немало мероприятий, направленных на распространение новых стандартов и правил деятельности в финансовой сфере. Предложена и постепенно реализуется система международных обязательств в финансовой области, которые в своей повседневной практике должны соблюдать финансовые институты, а также государственные надзорные и регулирующие органы.

136

Литература:

1. Журнал Эксперт URL: http://expert.ru/2013/-08/28/igryi-s-gosdolgom/

2. Коммерсант URL: http://www.kommersant.ru/-doc/2406892

3. Пекарский С.Э. Государственный долг // Экономический журнал ВШЭ. 2006 № 3.

4. Рекс, информационное агентство. URL: http://www.iarex.ru/articles/51459.html

5. РИА URL: http://ria.ru/world/20141203/10363

16413.html

6. Слон URL: http://slon.ru/fast/economics/rossiya-sokratila-investitsii-v-gosdolg-ssha-tretiy-mesyats-podryad-1205734.xhtml

7. Эхо Москвы URL: *http://echo.msk.ru/blog/-aleksashenko/1418110-echo/

Literature:

1. Expert Journal URL: http://expert.ru/2013/-

08/28/igryi-s-gosdolgom/

2. Kommersant URL: http://www.kommersant.ru/-doc/2406892

3. Pekarskii S.E. Public debt // HSE Economic Journal. 2006 № 3.

4. REX, news agency URL: http://www.iarex.ru/-articles/51459.html

5. RIA URL: http://ria.ru/world/20141203/10363

16413.html

6. Slon URL: http://slon.ru/fast/economics/rossiya-sokratila-investitsii-v-gosdolg-ssha-tretiy-mesyats-podryad-1205734.xhtml

7. Ekho Moskvy URL: *http://echo.msk.ru/blog/-aleksashenko/1418110-echo/

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.