Серия «История»
2016. Т. 16. С. 214-219 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
И З В Е С Т И Я
Иркутского государственного университета
УДК 930.1
Государственный архив Иркутской области как уникальное хранилище документов о ссылке в Сибирь
С. Л. Курас
Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Аннотация. Изучается корпус документов Государственного архива Иркутской области, который является уникальным хранилищем документов, формировавшихся начиная с середины XVII в. Исследуются виды собранных источников о ссылке, уровень информативности и репрезентативности неопубликованных документов архивохранилища.
Ключевые слова: архив, ссылка, тюрьма, документ, Иркутск.
В этом году Иркутск отмечает 355-летие со дня основания. Иркутяне по праву могут гордиться городом как административным, культурным, купеческим, революционным центром Сибири. Но Иркутск еще и центр формирования документов по истории Сибирского края, становлению и развитию административных структур, ссыльного элемента, который привносил в суровый край не столько преступную составляющую, сколько новые виды профессий, знаний, европейских традиций и т. д.
В современных условиях одной из первостепенных задач архивов является формирование, сохранение и использование документального наследия как важной части национального историко-культурного достояния. Российские архивы в последние два десятилетия стали объектом пристального общественного внимания и углубленных научных изысканий. Приоритет в этом деле отдается изучению проблем федеральных архивных учреждений, составляющих ядро постоянно совершенствующейся системы Росархива. При этом сибирские архивные фонды обладают уникальным материалом, также требующим постоянного и пристального изучения.
Как верно отмечают ведущие специалисты архивного дела, на сегодня документ является одним из главных видов социальной информации, которая как важнейший ресурс человечества обладает уникальными свойствами, и в отличие от физических ресурсов, она при употреблении не сокращается, а, напротив, возрастает [4, с. 3].
В источниковедческой практике делопроизводственные материалы представлены четырьмя категориями источников: 1) распорядительными документами органов власти (распоряжения, инструкции, приказы и т. п.); 2) канцелярской перепиской; 3) планово-отчетной и статистической документацией учреждений; 4) документами по личному составу. Также важным
источником являются архивные описи. Они важны не только для изучения формирования архивных фондов, но и зачастую являются единственным носителем данных об утраченном деле [5, с. 21]. Все представленные группы источников активно изучаются современными исследователями.
Действительно, в последние годы исследователи по-новому открывают для себя документы, находящиеся в архивохранилищах страны. Для изучения темы ссылки и каторги эти материалы становятся неоценимым источником информации. Особую роль в этом процессе играют материалы Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Сегодня ГАИО является областным государственным казенным учреждением и подчиняется Архивному агентству Иркутской области. Современный архив, продолжая многовековые традиции, не только обеспечивает учет, хранение, комплектование, сохранность материалов, но и создает современный справочный аппарат, а также является научно-методическим центром системы архивных учреждений.
Фонды ГАИО представляют собой исторически сложившуюся совокупность архивных документов за период с середины XVII в. до наших дней, которая является неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации. В настоящий период в архиве находится более 1 млн дел в более чем 2600 фондах.
Официальной датой образования ГАИО является 29 марта 1941 г. на основании Постановления Совета народных комиссаров СССР № 723, в соответствии с которым в одно учреждение были объединены два архива: Исторический архив и Архив Октябрьской революции. В этом году ГАИО отмечает 75 лет со дня образования. Однако сами материалы фондов стали формироваться гораздо раньше. При этом уникальность фондов состоит в том, что они формировались постепенно в соответствии с изменениями общественно-политической жизни страны и ее административного устройства. Так, материалы первых фондов освещали вопросы устройства Иркутской губернии, канцелярий, земских судов. С 1822 г. было образовано ВосточноСибирское генерал-губернаторство, в состав которого входили Енисейская губерния, Иркутская губерния, Якутская губерния, Приморская область (с 1856 г.). Такого полного, всеохватывающего материала по истории Иркутска и Восточно-Сибирского генерал-губернаторства нет ни в одном другом архивохранилище страны.
До недавнего времени интерес специалистов, изучающих ссылку и каторгу, был направлен лишь на рассмотрение политической ссылки, которая составляла только часть общей ссылки, включающей административную и уголовную. При этом принижалось значение архивных материалов по общей ссылке. В большей степени исследовались хранящиеся в архивах новейшей истории многочисленные анкеты, опросные листы и партийные документы, которые касались жизни и деятельности известных революционеров. В полном же объеме, объективно с точки зрения закона документы по ссылке стали рассматриваться только в последние десятилетия.
ГАИО является одним из самых крупных в Сибири хранилищ документов дореволюционного периода, в том числе и по истории каторги и ссылки.
Один из самых востребованных исследователями фондов является фонд 24 Главного управления Восточной Сибири. В нем формировались дела с 1822 по 1887 г. Конечно, по количеству подведомственных управлению дел этот фонд является одним из самых обширных, в нем содержится на хранении 28 796 дел. Именно этот фонд имеет большое число приказов по устройству системы исполнения наказания в виде ссылки и тюремного заключения, переписки с центральными органами власти по поводу затрат на ссыльных, перевозку, обеспечение общих условий и для членов семей осужденных к ссылке в Сибирь. В материалах содержится информация о количестве прибывающих в Сибирский регион преступников, о составе семей, следующих за ними, о местах отбывания наказания. Имеются дела со списками лиц, состоящих под надзором полиции. Кроме того, прошения ссыльных и родственников с просьбой разрешить проживание в городах (политически неблагонадежным и сосланным по уголовным статьям запрещалось жить в городах губернии, а не в сельской местности, где они зачастую не могли найти работу).
Помимо переписки с ведомствами и ответов на прошения ссыльных и членов их семей, только в фондах ГАИО хранятся данные отчетов с мест отбывания наказаний о движении этапов ссыльных, о затратах на их обеспечение, о числе побегов с мест. Благодаря этим данным сегодня исследователи могут объективно, в полном объеме рассмотреть проблему ссылки.
Среди материалов этого фонда находятся указы Правительствующего сената по вопросам, касающимся усовершенствования, регулирования института ссылки. Кроме того, содержится переписка Главного тюремного управления с губернаторами о возвращении отбывших наказание обратно на родину, в западные губернии и Центральную Россию. Также большое внимание управление отводит вопросам правильности заполнения документов следующих за ссыльными.
Особо ценными источниками по изучению уголовной ссылки являются статистические ведомости о ссыльных, которые стабильно передавались в архив с середины 1850-х гг. Они позволяют составить статистику ссылки в царской России. Это уникальные по степени информативности документы, ведь они содержали сведения не только о составе преступления, но и о самом ссыльном: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение и состав, следующий за преступником к месту отбывания наказания. Такой объем первичных данных о ссыльном имеется только в статейных списках и в статистических отчетах о них, которые в большом количестве хранятся в фондах ГАИО. Значимость этого источника подтверждает специальная переписка между центральными и губернскими властями по «правильному оформлению статейных списков каторжан», хранящаяся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) [3].
В 25-м фонде канцелярии иркутского генерал губернатора, содержащем материалы с 1822 по 1917 г., имеются дела с уникальными данными о переписке различных ведомств, в том числе губернских, уездных, тюремных начальников между собой по прошениям ссыльных, например о «разрешении отлучки для заработка по Киренскому уезду» [1] или прошение ссыльнока-
торжной «о замене ее мужу Якутской области другой местностью» [2] и т. д. Здесь же содержится переписка между центральными, губернскими и жандармскими ведомствами по вопросам о порядке следования государственных преступников к местам отбывания наказания, а также о порядке надзора за политическими и административными ссыльными.
Также в ГАИО хранятся документы, доказывающие наличие постоянного заработка в отдельных тюремных замках, ведь заказы осужденным поступали и от руководства железной дороги и губернских властей. Тем самым материалы фонда убедительно показывают развитие постоянного разнообразного производства у осужденных в тюремных учреждениях и на поселении. Таким образом, они могли улучшить собственные бытовые условия и отправлять заработанные деньги семьям.
С 1822 по 1917 г. формировался еще 32-й фонд Иркутского губернского управления канцелярии иркутского генерал-губернатора. В этом фонде содержится более 27 тыс. многочисленных приказов, распоряжений по подчиненным губернскому управлению ведомствам. Сегодня они позволяют изучить саму структуру управлений, отвечающих за карательную политику страны. Ведь в советский период изучения ссылки это не стало предметом специального рассмотрения. Исследовались только методы власти по отношению к самим ссыльным. Между тем вопросы устройства системы органов по исполнению наказаний не изучались. Ранее исследователи отмечали, что местные губернские правления не давали заключенным возможности писать письма родным, получать свидания, чересчур жестко контролировали процесс этапирования ссыльных и непосредственно в местах отбывания наказания не давали никаких послаблений. На современном этапе ученые более объективно, с использованием всей полноты источниковой базы, без идеологических подоплек исследуют особенности режима и послаблений в нем, существовавшего до революции в России. Так, по материалам фонда установлено, что заключенные, осужденные по политическим статьям, имели возможность пользоваться литературой, писать и читать, а также жить коммуной.
Большую значимость для исследователей ссылки представляют данные фонда 34 Иркутской губернской тюремной инспекции Главного тюремного управления Министерства юстиции. Фонд формировался с 1879 по 1920 г. и содержит 43 199 дел. Документы этого фонда полностью состоят из статейных списков - индивидуальных документов, которые сопровождали ссыльного или каторжного. Общее количество статейных списков здесь исчисляется тысячами. Заведенный в суде или полицейском управлении на каждого преступника статейный список сопровождал его все время, до окончания срока наказания, поэтому он является важным историческим источником. Кроме того, этот источник являлся продолжающимся - в него вносились данные о поведении преступника уже в Сибири, о совершаемых побегах и имеющихся новых уголовных статьях. Эти сведения позволяют определить картину пребывания в сибирском крае осужденного преступника.
Кроме 34-го фонда, статейные списки рассредоточены по иным дореволюционным фондам, в частности, они есть в уже упомянутых 24, 25, 32 фондах, что значительно затрудняет составление полноценной картины и
самой ссылки, и личности осужденного. Все эти технические сложности усложняют процесс создания единого справочного указателя по персоналиям осужденных к наказанию в Сибирь, которые впоследствии оставались на постоянное жительство в этом краю и составили часть населения Иркутска и окрестностей. Часть дел на осужденных в ссылку в фондах расположены в алфавитном порядке, часть - в хронологическом. Созданию такого наслоения различных дел в фондах способствовал ряд объективных причин: во-первых, дореволюционные архивы были ведомственными, у каждого ведомства был сформирован свой порядок документооборота, поэтому не создалось единой унифицированной системы ведения документопотока; во-вторых, на организацию делопроизводства влияла частая реорганизация государственного аппарата, что создавало некоторую неразбериху в оформлении документопотока. При этом благодаря наличию такого разнообразного по темам первичного материала мы по праву можем гордиться богатейшей историей Сибирского края, сохраненной в документах архива.
В деле изучения каторги и ссылки современные исследователи стали активно интересоваться фондами ГАИО, посвященными органам суда и прокуратуры. Ведь в советский период данные фонда 245 - Прокурора Иркутской судебной палаты и фонда 246 - Иркутской судебной палаты использовались только для освещения репрессивной функции этих органов, между тем только в последние годы стали изучаться вопросы штатного расписания членов судебной палаты, уровень их образования, степень загруженности делами в сравнении с другими судебными палатами на территории Российской империи. Документы позволяют всесторонне, без идеологической привязки исследовать становление и развитие пенитенциарной системы страны.
Также материалы фонда 600 Иркутского губернского жандармского управления Главного управления корпуса жандармов помогают уточнить отдельные вопросы структуры, полномочий и особенностей деятельности ведомства. Материалы фонда насчитывают небольшой объем - 1312 дел, однако за период его формирования с 1867 по 1917 г. в нем было собрано большое число разнообразных видов ведомственных документов. Жандармов подробно инструктировали о правильности составления личных дел на преступников, давали основы работы с картотекой, основы техники фотографирования преступников, которая во второй половине XIX столетия только начинала внедряться в деятельность жандармов.
В целом материалы ГАРФ дают обширную информацию о структуре органов власти, которые осуществляли сопровождение и надзор за ссыльными, предписания полицейским управлениям и сибирским губернаторам об улучшении наблюдения за осужденными, скорейшем расследовании и наказании нарушителей режима, т. е. сбежавших из мест отбывания наказания преступников. Поэтому, говоря о перспективах изучения ссылки в Сибирь, необходимо отметить, что благодаря выявленным и внедренным в научный оборот источникам в ГАИО тема ссылки не только не исчерпала себя, а приобрела новые направления. Тем самым Государственный архив Иркутской области вносит достойный вклад в развитие нашего города.
Список литературы
1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 25. Оп. 6. Д. 677 а.
Л. 2.
2. ГАИО. Ф. 25. Оп. 6. Д. 1124. Л. 1.
3. ГАРФ. Ф. 122. Оп. 5. Д. 111. Л. 299.
4. Ильина Н. А. Фонды государственного учреждения объединенный архив министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия как источник по истории сельского, лесного хозяйств, земельным отношениям и землеустройству : дис. ... канд. ист. наук / Н. А. Ильина. - Улан-Удэ, 2006.
5. Костанов А. И. История формирования, сохранения и использования документального наследия Сибири и Дальнего Востока (конец XVI - первая четверть XX в.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / А. И. Костанов. - М., 2010.
The State Archives of Irkutsk Region as a Unique Depository of Documents about Exile to Siberia
S. L. Kuras
Irkutsk State University of Railroad Transport, Irkutsk
Abstract. The article studies documents of the State Archives of Irkutsk Region, a unique storage of documents, collected since the middle of the XVIIth century. The author examines types of the documents about exile, their informative value and representativeness of non-published archival documents.
Keywords: archive, exile, prison, document, Irkutsk
Курас Софья Леонидовна
кандидат исторических наук, доцент, кафедра таможенного дела и правоведения Иркутский государственный университет путей сообщения 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, тел: 8(3952)63-83-27 е-mail kuras@list.ru
Kuras Sofia Leonidovna
Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of Customs and Legal Studies Irkutsk State University of Railroad Transport
15 15, Chernyshevsky st., Irkutsk, 664074 tel.: 8(3952)63-83-27 е-mail kuras@list.ru