Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая безопасность / контрактная истема / государственные закупки / контрактная система / economic security / contract system / government procurement / contract system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е С. Рычкова, Н А. Бабкина

В современных условиях решение проблем связанных с обеспечением экономической безопасности в процессе организации контрактной системы и управления государственными закупками, весьма актуально. Суть проблемы, которая стоит особенно остро для удаленной от центральной части России Амурской области, заключается в оценке влияния на объем и динамику ВРП оттока средств за пределы региона, в результе выигрыша контрактов поставщиков из других областей и, соответственно, на уровень экономической безопасности. Проведенный обзор научных публикаций подтвердил, что эффективность функционирования контрактной системы тесно связана с экономической безопасностью региона. В данной статье представлены результаты поиска эффективных инструментов управления государственными закупками и повышения эффективности реализации контрактной системы. Анализ номенклатуры поставляемых товаров, видов работ и услуг позволил выявить, в рамках заключенных государственных или муниципальных контрактов те позиции, которые могли бы быть поставлены, выполнены или исполнены поставщиками из Амурской области. Разработка направлений повышения грамотности предпринимателей в сфере государственных закупок и мер стимулирования участия, окажет положительное влияние на экономику региона и основные показатели обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Е С. Рычкова, Н А. Бабкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROCUREMENT IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

In modern conditions, the solution of problems related to ensuring economic security in the process of organizing the contract system and managing public procurement is very important. The essence of the problem, which is particularly acute for the Amur region, which is remote from the central part of Russia, is to assess the impact on the volume and dynamics of GRP of the outflow of funds outside the region, as a result of winning contracts of suppliers from other regions and, accordingly, on the level of economic security. The review of scientific publications confirmed that the effectiveness of the contract system is closely related to the economic security of the region. This article presents the results of the search for effective tools for managing public procurement and improving the efficiency of the implementation of the contract system. The analysis of the nomenclature of the delivered goods, types of works and services allowed to reveal, within the framework of the concluded state or municipal contracts, those positions that could be delivered, executed or executed by suppliers from the Amur region. The development of directions for improving the literacy of entrepreneurs in the field of public procurement and measures to encourage participation will have a positive impact on the economy of the region and the main indicators of ensuring economic security.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

нения нужны в направлениях самих маршрутов и в увеличении количества подвижного состава в часы пик. Так же следует отметить что в микрорайоне продолжается застройка, поэтому население микрорайона будет расти.

Источники:

1. Вельможин А.В. Эффективность городского пассажирского общественного транспорта: монография [Текст] /

A. В. Вельможин, В. А. Гудков, А. В. Куликов, А. А. Сериков. - Волгоград: Гос.тех.ун-т. - 2002. - 256с.

2. Matyas, M. Opportunities and barriers to multimodal cities: lessons learned from in-depth interviews about attitudes towards mobility as a service [Текст] / M. Matyas // Eur. Transp. Res. Rev. - 2020. - № 12. -https://doi.org/10.1186/s12544-020-0395-z.

3. Sam, E. F. (2018). SERVQUAL analysis of public bus transport services in Kumasi metropolis, Ghana: Core user perspectives [Текст] / E. F. Sam, O. Hamidu, S. Daniels // Case Studies on Transport Polic. - 2018. - №6 (1). - P. 25-31. https://doi.org/10.1016/j.cstp.2017.12.004.

4. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Текст] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A. Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - № 14. - P. 3294-3303.

5. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions [Текст] / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - № 8, 9 -https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

6. ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования».

7. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 31.01.2017 г. № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [Электронный ресурс]/ Система «Консультант Плюс». - Электрон. Дан. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/(дата обращения 12.06.2021).

8. Гудков, В. А. Качество пассажирских перевозок: Возможность исследования методами социологии [Текст] /

B.А.Гудков, Н. В. Дулина, Н. А. Овчар, М. М. Бочкарева // ВолгГТУ. - Волгоград, 2008. - 163 с.

9. Шефтер, Я. И. Рекомендации по показателям временных минимальных стандартов транспортной подвижности населения в городах и качества услуг [Текст] / Я. И. Шефтер, К. В. Трякин // М.: Транспорт, 2002. - 183 с. References:

1. Velmozhin A.V. The efficiency of urban passenger public transport: monograph [Text] / A. V. Velmozhin, V. A. Gudkov, A. V. Kulikov, A. A. Serikov. - Volgograd: State Technical University. - 2002 .- 256s.

2. Matyas, M. Opportunities and barriers to multimodal cities: lessons learned from in-depth interviews about attitudes towards mobility as a service [Text] / M. Matyas // Eur. Transp. Res. Rev. - 2020. - No. 12. - https://doi.org/10.1186/s12544-020-0395-z.

3. Sam, E. F. (2018). SERVQUAL analysis of public bus transport services in Kumasi metropolis, Ghana: Core user perspectives [Text] / E. F. Sam, O. Hamidu, S. Daniels // Case Studies on Transport Polic. - 2018. - No. 6 (1). - P. 25-31. https://doi.org/10.1016/jxstp.2017.12.004.

4. Kamargianni, M. A Critical Review of New Mobility Services for Urban Transport [Text] / M. Kamargianni, W. Li, M. Matyas, A. Schäfer // Transportation Research Procedia. - 2016. - No. 14. - P. 3294-3303.

5. Jacobs-Crisioni, C. Accessibility and territorial cohesion in a case of transport infrastructure improvements with changing population distributions [Text] / C. Jacobs-Crisioni, S. Batista, C. Lavalle, et al. // Eur. Transp. Res. - 2016. - No. 8, 9 -https://doi.org/10.1007/s12544-016-0197-5.

6. GOST R 51825-2001 "Passenger road transport services. General requirements".

7. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of January 31, 2017 No. NA-19-r "On the approval of the social standard of transport services for the population when carrying passengers and luggage by road and urban land electric transport" [Electronic resource] / "Consultant Plus" system - Electron. Dan. - Access mode: http://www.consultant.ru/ (date of treatment 06/12/2021).

8. Gudkov, V.A. The quality of passenger traffic: Possibility of research by methods of sociology [Text] / VA. Gudkov, N.V. Dulina, N.A. Ovchar, M.M. Bochkareva // VolgGTU. - Volgograd, 2008.- 163 p.

9. Shefter, Ya.I. Recommendations on indicators of temporary minimum standards of transport mobility of the population in cities and the quality of services [Text] / Ya.I. Shefter, K.V. Tryakin // M .: Transport, 2002.- 183 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11238

Е.С. Рычкова - к.э.н., доцент кафедры экономической безопасности и экспертизы, ФГБОУ ВО «Амурский Государственный Университет»,

E.S. Rychkova - Ph.D., Associate Professor of the Department of Economic Security and Expertise, Federal State Budgetary Educational Establishment of Amur State University;

Н.А. Бабкина - к.т.н., доцент кафедры экономической безопасности и экспертизы, ФГБОУ ВО «Амурский Государственный Университет»,

N.A. Babkina - Ph.D., Associate Professor of the Department of Economic Security and Expertise, Federal State Budgetary Educational Establishment of Amur State University.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА STATE PROCUREMENT IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

Аннотация. В современных условиях решение проблем связанных с обеспечением экономической безопасности в процессе организации контрактной системы и управления государственными закупками, весьма актуально. Суть проблемы, которая стоит особенно остро для удаленной от центральной части России Амур-

ской области, заключается в оценке влияния на объем и динамику ВРП оттока средств за пределы региона, в результе выигрыша контрактов поставщиков из других областей и, соответственно, на уровень экономической безопасности. Проведенный обзор научных публиаций подтвердил, что эффективность функционирования контрактной системы тесно связана с экономической безопасностью региона. В данной статье представлены результаты поиска эффективных инструментов управления государственными закупками и повышения эффективности реализации контрактной системы. Анализ номенклатуры поставляемых товаров, видов работ и услуг позволил выявить, в рамках заключенных государственных или муниципальных контрактов те позиции, которые могли бы быть поставлены, выполнены или исполнены поставщиками из Амурской области. Разработка направлений повышения грамотности предпринимателей в сфере государственных закупок и мер стимулирования участия, окажет положительное влияние на экономику региона и основные показатели обеспечения экон-мической безопасности.

Abstract. In modern conditions, the solution of problems related to ensuring economic security in the process of organizing the contract system and managing public procurement is very important. The essence of the problem, which is particularly acute for the Amur region, which is remote from the central part of Russia, is to assess the impact on the volume and dynamics of GRP of the outflow of funds outside the region, as a result of winning contracts of suppliers from other regions and, accordingly, on the level of economic security. The review of scientific publications confirmed that the effectiveness of the contract system is closely related to the economic security of the region. This article presents the results of the search for effective tools for managing public procurement and improving the efficiency of the implementation of the contract system. The analysis of the nomenclature of the delivered goods, types of works and services allowed to reveal, within the framework of the concluded state or municipal contracts, those positions that could be delivered, executed or executed by suppliers from the Amur region. The development of directions for improving the literacy of entrepreneurs in the field of public procurement and measures to encourage participation will have a positive impact on the economy of the region and the main indicators of ensuring economic security.

Ключевые слова: экономическая безопасность, контрактная истема, государственные закупки, контрактная система.

Keywords: economic security, contract system, government procurement, contract system.

Экономическая безопасность как страны в целом, так и регионов в частности обеспечивается рядом факторов, одним из которых является государственные закупки. Система государственных закупок - это система, которая обеспечивает реализацию госпрограммы по закупке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Система госзакупок нацелена на эффективное расходование бюджетных средств страны, играет значительную роль в экономическом развитии как России в целом, так и ее отдельных административно-территориальных единиц (регионов). Так в 2020 году по данным единой информационной системы (ЕИС) общая сумма размещенных контрактов в разрезе субъектов РФ составила 8917,11 млрд рублей, в том числе по Амурской области - 60,72 млрд рублей.

Нормативно-правовая база системы государственных закупок постоянно совершенствуется. Например, только в основной закон системы - 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было внесено 79 правок с момента его принятия. Несмотря на постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, некоторые организационные аспекты деятельности по осуществлении контрактной системы в регионах имеют свои слабые места и нуждаются в корректировке. Очевидно, что проблемы обеспечения экономической безопасности региона напрямую связаны с эффективностью функционирования системы государственных закупок. Целью исследования является оценка влияния государственных закупок на уровень экономической безопасности региона.

Одним из важнейших показателей, позволяющих оценить уровень безопасности в эконрмичекой сфере, является валовой региональный продукт. Анализ объема ВРП ДФО и Амурской области показал, что в целом в течение всего исследуемого периода наблюдалась положительная динамика объема ВРП Однако, несмотря на положительную динамику объема ВРП, к 2016г. темпы роста существенно снизились, что связано с сокращением прироста добавленной стоимости в добыче полезных ископаемых, производстве электроэнергии, газа и воды, сельском хозяйстве, транспорте и торговле. Увеличение темпов прироста ВРП в Амурской области к 2019 году сопряжено с реализацией федеральных и региональных инвестиционных проектов.

Таблица 1 - Анализ объема ВРП Амурской области за 2009-2019 гг.

Год ВРП ДФО, млн руб. ВРП Амурской области, млн руб. Удельный вес, % ВРП Амурской области в ВРП ДФО

1 2 3 4

2008 1534867,9 131563,7 8,57

2009 1730519,2 151118,6 8,73

2010 2410989 178689,6 8,47

2011 2532572,2 225401,7 8,90

2012 3090999 229407,1 8,49

2013 3239564 210700,9 7,44

Продолжение таблицы

1 2 3 4

2014 3634851 232053,0 7,22

2015 4033863 277380,4 7,74

2016 4183643 271096,0 7,66

2017 4363593 270474,0 6,20

2018 5597118 301069,0 5,38

2019 5971487 412481,1 6,91

Составлено авторами по данным https://gks.ru/bgd/regl/b2014s/Main.htm

Также в течение анализируемого периода выявлено, что доля ВРП Амурской области в ВРП ДФО относительно стабильны , наблюдается незначительное колебание (рисунок 1).

40 35 30 25 20 15 10

-5 -10 -15

26,1

18,2,/ 19,5

14.У \ >ч /

10,1/ / 1М

\л,8

-2,3 \ -0,2

2009 2010 2011 20124 2014 ?П15 9016 9П17 2018 2019

ЕТГХТ/ ¿и 1 и ¿и 1 г

-8,2

■темп прироста

Составлено авторами по данным https://gks.ru/bgd/regl/b20 14s/Main.htm

Рисунок 1 - Динамика ВРП Амурской области за период 2009-2019 гг.

В 2019 г. показатель ВРП Амурской области составил 412481,1 млн.руб., что на 37 % выше уровня 2018 г. Рост ВРП обеспечили увеличение грузооборота транспорта и объемов строительства за счет реализации крупных инвестиционных проектов: трансграничного мостового перехода в районе городов Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР), магистрального газопровода «Сила Сибири», а также строительство газоперерабатывающего завода.

Доминирующим видом экономической деятельности в структуре ВРП области является промышленное производство (включая добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, водоснабжение; водоотведение, организацию сбора и утилизацию отходов, деятельность по ликвидации загрязнений), занимающее 21,6 % ВРП.

На транспортировку и хранение приходится 14,9 %, строительство - 14,5 %, торговлю оптовую и розничную, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - 12,6 %, сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство - 5,7 %.

Результаты оценки показателей экономической безопасности Амурской области представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Индикаторы экономической безопасности Амурской области за 2017-2019 гг.

Показатель Пороговое значение Значение показателей

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, % 70 22,13 20,86 23,41

Объемы инвестиций к ВРП, % 25 70,14 74,72 82,4

Расходы на научные исследования к ВРП, % 2 0,18 0,18 0,18

Доля жителей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, % 7 16,7 15,6 14,9

Продолжительность жизни населения, лет 70 67,3 69,15 68,7

Отношение доходов 20 % самых высокодоходных групп к 20 % самых низкодоходных групп 8 8,04 8,91 8,90

Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс. 5 18,51 13,71 19,51

Уровень безработицы по методологии МОТ, % 7 5,9 5,6 5,4

В процессе своей деятельности органы власти реализуют множество функций, связанных с обеспечением устойчивого развития отраслей экономики и социальной сферы, охраной окружающей природной среды,

исполнением международных обязательств и другими направлениями развития региона. Все эти функции напрямую связаны с экономической безопасностью. Большая часть индикаторов экономической безопасности Амурской области не достигает порогового значения, а некоторые превышают пороговое значение, отрицательно влияя на экономическое состояние региона. Наибольшую опасность для экономики Амурской области представляют: наличие бюджетного дефицита; снижение доли конечного производства в выпуске готовой продукции; низкая доля добавочной стоимости; низкий технологический и технический уровень производства обрабатывающих отраслей промышленности; устаревание необходимой обеспечивающей инфраструктуры (электросетевая, теплоснабжающая, жилищно-коммунальная, дорожная, транспортная); высокая стоимость инфраструктурных услуг. Для реализации функций обеспечения экономической безопасности региона государственными и муниципальными заказчиками осуществляются закупки соответствующих товаров, работ и услуг. Государственные закупки являются важным фактором формирования совокупного спроса и влияют на динамику роста экономики и обеспечение занятости населения [1].

В современных условиях решение проблем связанных с обеспечением экономической безопасности в процессе организации контрактной системы и управления государственными закупками, весьма актуально. Региональные органы государственной власти весьма заинтересованы и активно вовлечены в процесс поиска эффективных инструментов управления государственными закупками и повышения эффективности реализации контрактной системы. Проблема стоит особенно остро в условиях развития удаленных от центральной части России регионов. Суть проблемы заключается не только в том что часть средств которые должны оставаться в области, уходят за пределы, так как многие контракты выигрывают поставщики из других регионов, но и в силе влияния на объем и динамику ВРП и соответственно, на уровень экономической безопасности региона.

В настоящее время активно обсуждаются вопросы разработки и реализации эффективных моделей управления государственными закупками в системе обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Данной теме уделяется достаточно большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, это работы таких авторов как: Андреева Л.В. [2], Гапоненко В.Ф. [3], Глазьев С.Ю. [4], Камалян А.М. [5], Сенчагов В.К. [6,7] и др. Исследования имеют достаточно широкий спектр направлений, так, о безопасности государственных закупок в бюджетной сфере и закупках в системе войск федеральных органов государственной власти, говорит в своей работе Бабенков В.И. [8] Об угрозах экономической безопасности в сфере государственных закупок и контроле в сфере закупок писали Каранина Е.В., Картавых К.Е. [9], Вадрецкий И.С. [10], Бобошко Н.М. [11] и др.

Решение проблем экономической безопасности при проведении государственных и коммерческих закупок и коррупции в сфере государственных закупок посвятили свои работы Рубцова Е.В., Карпухина О.М. [12], Иванов И.В. [13] и др.

Региональные аспекты, связанные с эффективностью государственных закупок в обеспечении экономической безопасности, нашли отражение в работах Сараджевой О.В., Ординарцевой И.И. [14], Кравченко В.В., Кудрявцевой Т.Ю. [15], Ворона-Сливинской Л. Г. [16], Черданцева В.П. [17], Винокурцевой Е. А. [18], Новиков С.В. [19] и др. Проведенный обзор научных публиаций подтвердил, что эффективность функционирования контрактной системы тесно связана с экономической безопасностью региона.

Результаты исследования проведенные в данной работе, позволяют утверждать, что по состоянию на 26.05.2021 года в единой информационной системе (ЕИС) сферы закупок зарегистрировано 1894 заказчика от Амурской области. Из общего числа, зарегистрированных заказчиков на конец 2020 года осуществляют закупки 1255 государственных и муниципальных заказчика (66,3 %). За анализируемый период их число уменьшилось на 42 единицы, что составило 3,2 %, при этом наблюдается рост общей суммы размещенных контрактов в 3,2 раза.

Количество извещений за анализируемый период сократилось и в 2020 году составило 14196 извещений на общую сумму начальных максимальных цен контрактов (НМЦК) около 65 млрд. руб. В связи с этим резко увеличивается средняя цена одного контракта, заключаемых заказчиками Амурской области с 1215 тыс. рублей в 2018 году до 4574 тыс. рублей 2020 году. (таблица 3).

Таблица 3 - Закупочная деятельность государственных и муниципальных заказчиков Амурской области за 2018-2020 гг.

Год Извещения Общая сумма размещенных контрактов, млн руб Количество размещенных контрактов Экономия Планы-графики

всего Общая сумма НМЦК, млн руб относительная, % млн руб Количество Общая сумма, млн руб

2018 19068 23181,93 18900,47 17705 7,5 1169,16 1297 27038,6

2019 17994 26286,12 26286,12 18049 6,67 1531,16 1258 38446,74

2020 14196 64932,1 60651,41 18901 2,9 1586,8 1255 83561,7

Составлено авторами по данным ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

Дальнейший анализ результатов закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков Амурской области за 2018-2020 гг показал, что экономия средств по результатам проведения процедур по

определению поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ППИ) за 2019 и 2020 года составила примерно одинаковую сумму, порядка 1,5 млрд. руб. Однако, по отношению к общей сумме НМЦК наблюдается снижение экономии госзакупок в с 7,5 % в 2018 году до 2,9 % в 2020 г. Экономия средств по контрактам, заключенным в РФ за анализируемый период составила в 2018 году - 6,83 %, 2019 год - 60,9 % и 6,22 % в 2020 году. Низкий показатель экономии бюджетных средств может свидетельствовать о снижении конкуренции среди ППИ на процедурах, проводимых государственными и муниципальными заказчиками Амурской области, что в свою очередь не способствует повышению уровня экономической безопасности региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ способов определения ППИ, используемых заказчиками Амурской области при осуществлении государственных и муниципальных закупок представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Способы определения ППИ, используемые заказчиками Амурской области

Способы определения ППИ Значение показателя по годам

2018 г. 2019 г. 2020 г.

млн руб % млн руб % млн руб %

Единственный ППИ 12420 65,75 16630 63,29 29400 48,44

Электронный аукцион 6050 32,03 8980 34,18 10580 17,43

Конкурс с ограниченным участие в электронной форме - - - - 18920 31,17

Открытый конкурс 293,49 1,55 - - - -

Открытый конкурс в электронной форме - - 332,82 1,27 1540 2,54

Запрос котировок 114,31 0,61

Запрос предложений в электронной форме - - 209,49 0,80 139,71 0,23

Запрос котировок в электронной форме 8,86 0,05 67,91 0,26 включен в состав «Иные способы»

Иный способы 2,5 0,01 54,1 0,21 112,71 0,19

Итого 18889 100 26274 100 60692 100

Составлено авторами по данным ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

Основным способом определения ППИ заказчиками Амурской областиявляется способ закупки товаров, работ или услуг посредством заключения контрактов с единственным поставщиком. Данный способ не является конкурентным, регулируется частью 1 статьи 93 44-ФЗ и имеет ряд недостатков. К основным недостатком данного способа заключения контрактов государственными и муниципальными заказчиками можно отнести высокий риск злоупотреблений, например, сговор заказчиков с поставщиками, а также ограничение возможностей снижения цены контракта и обеспечения лучших условий его выполнения.

В период с 2018 по 2020 года наблюдается рост общего количества контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками Амурской области на 7,2 % (таблица 5). Заказчики Амурской области ежегодно заключают и размещают в реестре контрактов ЕИС более 18000 контрактов. В 2020 году заказчиками Амурской области в рамках контрактной системы заключено 18988 контрактов на общую сумму 60720 млн рублей.

Большая часть таких контрактов заключено заказчиками Амурской области с амурскими ППИ. При этом, анализ показал, что наблюдается рост средней цены одного контракта, заключенного государственными и муниципальными заказчиками с ППИ Амурской области за анализируемый период в 2,8 раза.

Таблица 5 - Анализ количества и стоимости заключенных контрактов заказчиками Амурской области за 2018-2020 гг.

Наименование показателей Значение показателей по годам Темп роста,%

2018 г. 2019 г. 2020 г. 20192018 гг. 20202018 гг. 20202019 гг.

1 2 3 4 5 6 7

Всего контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками Амурской области по 44-ФЗ, шт 17705 18049 18988 101,9 107,2 105,2

Всего контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками Амурской области по 44-ФЗ, млн руб. 18900 26290 60720 139,1 321,3 231,0

В том числе, заключенных с ППИ Амурской области, шт. 10481 11082 11070 105,7 105,6 99,9

Доля контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками с ППИ Амурской области от общего количества заключенных контрактов, % 59,2 61,4 58,3 103,7 98,5 95,0

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7

В том числе, контрактов с ППИ Амурской области, млн руб. 12606 16089 37161 127,6 294,8 231,0

Доля заключенных контрактов с ППИ Амурской области от общей суммы заключенный контрактов, % 66,7 61,2 61,2 91,8 91,8 100,0

Цена одного контракта (средняя), заключенного государственными и муниципальными заказчиками с ППИ Амурской области, руб. 1202735,1 1451845,8 3356876,8 120,7 279,1 231,2

Цена одного контракта (средняя), заключенного государственными и муниципальными заказчиками Амурской области по 44-ФЗ, руб. 1067495,1 1456590,4 3197809,1 136,4 299,6 219,5

Составлено авторами по данным ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

Доля контрактов, заключенных в 2020 году с ППИ Амурской области по сравнению с 2018 годом от общего количества заключенных контрактов изменилась не значительно и составила 58,3 % (в 2018 г. - 59,2 %, 2019 г. - 61,4 %). Таким образом установлено, что за анализируемый период более 40 % государственных и муниципальных контрактов заключаются и исполняются ППИ не из Амурской области. Наибольшая доля таких контрактов заключается на уровне субъекта (таблица 6). Более 60 % контрактов, заключенных субъектовыми заказчиками Амурской области, исполняются ППИ зарегистрированными за пределами Амурской области.

Таблица 6 - Структура контрактов, заключенных государственными и муниципальными заказчиками Амурской области в разрезе уровней бюджета

Год Наименование показателей Уровень бюджета

Федеральный Субъекта Местный Прочие

2018 Доля заключенных контрактов с ППИ Амурской области от общего количества заключенных контрактов, % 64,7 39,4 66 56,1

2018 Доля заключенных контрактов с ППИ не из Амурской области от общего количества заключенных контрактов, % 35,3 60,6 34 43,9

2018 Итого 100 100 100 100

2019 Доля заключенных контрактов с ППИ Амурской области от общего количества заключенных контрактов, % 64,5 39,4 71,3 58,1

2019 Доля заключенных контрактов с ППИ не изАмурской области от общего количества заключенных контрактов, % 35,5 60,6 28,7 41,9

2019 Итого 100 100 100 100

2020 Доля заключенных контрактов с ППИ Амурской области от общего количества заключенных контрактов, % 58,6 38,8 69,9 48,2

2020 Доля заключенных контрактов с ППИ не из Амурской области от общего количества заключенных контрактов, % 41,4 61,2 30,1 51,8

2020 Итого 100 100 100 100

Составлено авторами по данным ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

Основными регионами ППИ которых исполняют контракты заказчиков Амурской области являются 77 регион - Москва, 27 регион - ППИ из Хабаровского края, 25 регион - Приморский край. Активно работают на рынке государственных и муниципальных закупок Амурской области ППИ из республики Саха (Якутия, 14 регион), Санкт-Петербурга (78 регион). Анализ номенклатуры поставляемых такими ППИ товаров, видов работ и услуг показал, что часть таких товаров, работ и услуг не могут быть поставлены ППИ из Амурской области в силу отсутствия на территории области таких товаров, предприятий или специалистов. Однако, в номенклатуре товаров, поставляемых в рамках заключенных государственных или муниципальных контрактов есть товары, работы и услуги, которые могли бы быть поставлены, выполнены или исполнены ППИ из Амурской области, например, поставка хозяйственных товаров для нужд заказчиков (таблица 7).

Таблица 7 - Количество и стоимость заключенных контрактов заказчиками Амурской области по группе хозяйственных товаров за 2018-2020 гг.

Наименование показателя Значение показателя по годам

2018 г. 2019 г. 2020 г.

1 2 3 4

Всего заключено контрактов, тыс. руб 7303,6 4286,5 3884

Заключено контрактов с ППИ из Амурской области, тыс. руб 3733,9 805 1901,9

Доля контрактов, заключенных с ППИ Амурской области, % 51,12 18,78 48,97

Продолжение таблицы

1 2 3 4

Всего заключено контрактов, шт 76 59 81

Заключено контрактов с ППИ из Амурской области, шт. 35 13 31

Доля контрактов, заключенных с ППИ Амурской области, % 46,05 22,03 38,27

Составлено авторами по данным ЕИС https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

Исходя их данных представленных в таблице 7, в 2019 году ППИ из Амурской области было заключено всего 13 контраков на общую сумму 805 тыс. руб. на поставку хозяйственных товаров заказчикам Амурской области из 59, что составило всего 22,03 %. Так, например, индивидуальный предприниматель ХХХ (ИНН 272009707630) из 27 региона (Хабаровский край) в период с 2018 по 2020 года заключил и исполнил для амурских заказчиков 134 государственных и муниципальных контрактов на общую сумму 6413 5 тыс. рублей, объектом которых являлись хозяйственные товары. Заключение 123 контрактов происходило по результатам электронных аукционов.

Данные портала Счетной палаты spending.gov.ru показывают, что многие регионы предпочитают «отдавать» заказы местным ППИ. Сильнее всего поддерживает своих поставщиков Чеченская республика - регион отдал им 89 % всех госконтрактов в 2018 г., свидетельствуют его данные. За ней следуют Татарстан - 88 % и Дагестан - 83 % [20]. Счетная палата негативно относится к такому опыту регионов и для таких региональных закупок веден «Рейтинг самоизляции регионов». Но при этом, каждый регион стремится развивать свою экономику, поддерживая местных товаропроизводителей и поставщиков. Низкая активность ППИ из Амурской области, в том числе, говорит об отсутствии необходимых знаний у местных ППИ, особенно неуверенно себя чувствуют в контрактной системе СМП и ИП.

Таким образом, эффективность функционирования контрактной системы тесно связана с экономической безопасностью региона. Разработка направлений повышения грамотности предпринимателей в сфере государственных закупок и мер стимулирования участия, окажет положительное влияние на экономику региона и основные показатели обеспечения эконмической безопасности.

Источники:

1. Сараджева О.В., Ординарцев И.И. Эфффективное функционирование системы государственных закупок как фактор экономической безопасности региона // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - №5. - С. 217-221.

2. Андреева Л.В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - 15(8). - С. 136-145. https://doi.Org/10.17803/1994-1471.2020.117.8.136-145.

3. Гапоненко В.Ф., Самолысов П. В. Системно-структурный анализ административной ответственности за нарушение законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. - 2020. - №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sistemno-strukturnyy-analiz-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-o-kontraktnoy (дата обращения: 28.04.2021).

4. Глазьев С. Ю. Государственная экономическая политика России в условиях глобальной конкуренции (окончание). // Современная конкуренция. - 2007. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/gosudarstvennaya-ekonomicheskaya-politika-rossii-v-usloviyah-globalnoy-konkurentsii-okonchanie (дата обращения: 28.04.2021).

5. Камалян А. М. Актуальные проблемы правового регулирования государственной помощи при проведении государственных закупок в ЕС // Актуальные проблемы российского права. 2016. №5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennoy-pomoschi-pri-provedenii-gosudarstvennyh-zakupok-v-es (дата обращения: 28.04.2021).

6. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-indeksnogo-metoda-dlya-otsenki-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 28.04.2021).

7. Сенчагов В. К., Максимов Ю. М., Митяков С. Н., Митякова О. И. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: система индикаторов // Инновации. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-preobrazovaniya-kak-imperativ-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona-sistema-indikatorov (дата обращения: 28.04.2021).

8. Бабенков В.И. Обеспечение экономической безопасности государственных закупок // Научный альманах. Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, г. Санкт-Петербург. - 2019. - № 81 (58). - С. 17-20.

9. Каранина Е.В., Картавых К.Е. Угрозы и критерии экономической безопасности в сфере государственных закупок // ADVANCED SCIENCE, Вятский государственный университет (Киров). - 2017. - №2.- С. 63.

10. Вадрецкий И.С. Значение контроля в сфере государственных закупок для обеспечения экономической безопасности // Вестник экономической безопасности, Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя (Москва). - 2018. - №4. - С. 190-199.

11. Бобошко Н.М. Коррупция в сфере государственных закупок как угроза экономической безопасности государства // Вестник экономической безопасности, Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя (Москва). - 2020. - №6. - С. 19-25.

12. Рубцова Е.В., Карпухина О.М. Экономическая безопасность в сфере государственных и коммерческих закупок // Менеджмент и бизнес-администрирование, ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте». - Москва. - 2020. - №1. -101-108.

13. Иванов И.В. Обеспечение экономической безопасности и коррупция в сфере государственных закупок // Аллея науки. -2017. - № 16. - С. 118-122.

14. Сараджева О.В., Ординарцев И.И Эффективное функционирование системы государственных закупок как фактор экономической безопасности региона // Вестник московского университета МВД РОССИИ, Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя (Москва). - 2013. - №5. - С.217-221.

15. Кравченко В.В., Кудрявцева Т.Ю. Оценка экономической безопасности региона на основе эффективности государственных закупок // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. ООО "Издательский дом "Финансы и кредит" (Москва) - 2020. - № 11. - С. 2086-2102.

16. Ворона-Сливинская Л. Г. Экономический потенциал и экономическая безопасность на примере региона // Евразийский союз ученых, ООО «Логика+» (Москва). - 2018. - № 4-6 (49). - С. 36-39.

17. Черданцев В.П. Обеспечение продовольственной безопасности региона с помщью государственных закупок // Достижения науки и техники АПК, ООО "Редакция журнала "Достижения науки и техники АПК", Министерство сельского хозяйства РФ (Москва). - 2006. - №12. - С.51-53.

18. Винокурцева Е. А. Оценка экономической эффективности системы проведения государственных и муниципальных закупок в регионе // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород). - 2019. - № 2(75). - С. 243-248.

19. Новиков С.В. Государственные закупки - инструмент развития экономической базы региона // Экономика и управление: научно-практический журнал, Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Башкирский государственный университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет (Уфа). - 2015. - №3. - С. 4-7.

20. Мереминская Е. На местных поставщиков приходится до 90 % контрактов регионов [Электронный ресурс] // Ведомости: электронная газета. 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/artides/2019/11/18/816545-mestnih-postavschikov (дата обращения: 20.06.2021).

References:

1. Saradzheva O. V., Ordinartsev I. I. Effective functioning of the public procurement system as a factor of economic security of the region // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2013. - No. 5. - pp. 217-221

2. Andreeva L. V. The legal regime of functioning of the unified information system in the sphere of state and municipal procurement / / Actual problems of Russian law. - 2020. - 15(8). - Pp. 136-145. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.117.8.136-145

3. Gaponenko V. F., Samolysov P. V. System-structural analysis of administrative responsibility for violation of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement / / Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - №4 (56). URL: https://cyberleninka.ru/aitide/n/sistemno-strukturnyy-analiz-administrativnoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-o-kontraktnoy (accessed: 28.04.2021).

4. Glazyev S. Yu. State economic policy of Russia in the conditions of global competition (end). // Modern competition. - 2007. -No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-ekonomicheskaya-politika-rossii-v-usloviyah-globalnoy-konkurentsii-okonchanie (accessed: 28.04.2021).

5. Kamalyan A.M. Actual problems of legal regulation of state aid in conducting public procurement in the EU / / Actual problems of Russian law. 2016. No. 5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-pravovogo-regulirovaniya-gosudarstvennoy-pomoschi-pri-provedenii-gosudarstvennyh-zakupok-v-es (accessed: 28.04.2021).

6. Senchagov V. K., Mityakov S. N. Using the index method to assess the level of economic security // Bulletin of Economic Security. 2011. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-indeksnogo-metoda-dlya-otsenki-urovnya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (accessed: 28.04.2021).

7. Senchagov V. K., Maksimov Yu. M., Mityakov S. N., Mityakova O. I. Innovative transformations as an imperative of economic security of the region: a system of indicators. 2011. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-preobrazovaniya-kak-imperativ-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regiona-sistema-indikatorov (accessed: 28.04.2021).

8. Babenkov V. I. Obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstvennykh procupov [Ensuring economic security of public procurement]. Saint Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint Petersburg. - 2019. - № 81 (58). - Pp. 17-20.

9. Karanina E. V., Kartavykh K. E. Threats and criteria of economic security in the sphere of public procurement / / ADVANCED SCIENCE, Vyatka State University (Kirov). - 2017. - No. 2. - p. 63.

10. Vadretsky I. S. The importance of control in the field of public procurement for ensuring economic security // Bulletin of Economic Security, V. Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Moscow). - 2018. - No. 4. - pp. 190-199.

11. Boboshko N. M. Corruption in the sphere of public procurement as a threat to the economic security of the state / / Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti, V. Ya. Kikot ' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Moscow). - 2020. - No. 6. - p. 19-25.

12. Rubtsova E. V., Karpukhina O. M. Economic security in the sphere of state and commercial procurement // Management and business administration, CHOU VO "S. Yu. Witte Moscow University". - Moscow. - 2020. - №1. - 101-108.

13. Ivanov I. V. Ensuring economic security and corruption in the sphere of public procurement. -2017. - No. 16. - pp. 118-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Saradzheva O. V., Ordinartsev I. I. Effective functioning of the public procurement system as a factor of economic security of the region // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, V. Ya. Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Moscow). - 2013. - No. 5. - p. 217-221.

15. Kravchenko V. V., Kudryavtseva T. Yu. Assessment of the economic security of the region on the basis of the effectiveness of public procurement / / National interests: priorities and security. LLC "Publishing House" Finance and Credit " (Moscow) - 2020. -No. 11. - p. 2086-2102.

16. Vorona-Slivinskaya L. G. Economic potential and economic security on the example of the region / / Eurasian Union of Scientists, LLC "Logic+" (Moscow). - 2018. - № 4-6 (49). - Pp. 36-39.

17. Cherdantsev V. P. Ensuring food security of the region with the help of public procurement / / Achievements of science and technology of the agro-industrial complex, LLC " Editorial Board of the journal "Achievements of Science and technology of the agro-industrial complex", Ministry of Agriculture ofthe Russian Federation (Moscow). - 2006. - No. 12.-p. 51-53.

18. Vinokurtseva E. A. Evaluation of the economic efficiency of the system of state and municipal procurement in the region / / Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Belgorod). - 2019. - № 2(75). - Pp. 243-248.

19. Novikov S. V. State procurement - a tool for the development of the economic base of the region // Economics and Management: scientific and practical journal, Bashkir Academy of Public Service and Management under the Head of the Republic of Bashkortostan, Bashkir State University, Ufa State Petroleum Technical University (Ufa). - 2015. - No. 3. - p. 4-7.

20. Mereminskaya E. Local suppliers account for up to 90% of regional contracts [Electronic resource] // Vedomosti: electronic newspaper. 2021. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/18/816545-mestnih-postavschikov (accessed: 20.06.2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11239

B.В. Салий - к.п.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), e-mail:[email protected],

V.V. Salii - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Accounting and Analysis, Russian University of Economics G.V. Plekhanova (Krasnodar branch);

C.М. Гузиекова - к.ф.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), e-mail:[email protected],

S.M. Guziekova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Chair of Accounting and Analysis, Russian University of Economics G.V. Plekhanova (Krasnodar branch);

О.В. Ищенко - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, e-mail:[email protected],

O.V. Ishchenko- Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting and Information technologies, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC.

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И СЕМАНТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ APPLICATION OF LINGUISTIC AND SEMANTIC LINKS IN THE FORMATION OF ECONOMIC ACCOUNTING INFORMATION-ANALYTICAL SYSTEM

Аннотация. Базой для построения экономической учетной информационно-аналитической системы является хранилище данных, которое само по себе ни каких функций анализа не выполняет. Исходные данные собираются из различных источников и загружаются в единое хранилище корпорации, которое представляет собой реляционную базу данных, построенную на основе СУБД. При работе с хранилищем у специалистов возникают проблемы при загрузке и выгрузке информации, так как он не всегда владеет лексическим набором слов на языке запросов при работе с информацией. Семантический слой позволяет является обеспечивающим механизмом доступа к хранилищу данных, так как позволяет трансформировать термины экономической сферы в процедуры запросов при работе с базой данных. При формировании учетной информационно-аналитической системы можно применять несколько семантических связок, для разных областей информации, функционирующей в компании, либо применять одну, которая будет объединять все приложения. Для создания систем экономической отчетности при формировании учетной информационно-аналитической системы могут применяться различные подходы, в которых выборка информации осуществляется на основе лингвистических связок, определяющих значения показателе.

Abstract. The basis for building an accounting information and analytical system is a data warehouse, which in itself does not perform any analysis functions. Initial data is collected from various sources and loaded into a single corporate repository, which is a relational database built on the basis of a DBMS. When working with a repository, specialists have problems loading and unloading information, since it does not always know the lexical set of words in the query language when working with information. The semantic layer allows it to be a providing mechanism for accessing the data warehouse, since it allows transforming the terms of the economic sphere into query procedures when working with a database. When forming an accounting information and analytical system, you can use several semantic bundles for different areas of information operating in a company, or use one that will unite all applications. To create systems of economic reporting in the formation of an accounting information and analytical system, various approaches can be used, in which the selection of information is carried out on the basis of linguistic links that determine the values of the indicator.

Ключевые слова: хранилище данных, лингвистическое обеспечение, семантические связи, учетная информационно-аналитическая система, экономика, база данных, интеллектуальный поиск.

Keywords: data warehouse, linguistic support, semantic links, economics, database, accounting information and analytical system, smart search.

Важнейшей особенностью нового технологического или цифрового мира, является его информатизи-рованность. К информатизации относится все, что производит, перерабатывает, распределяет, транспортирует и предоставляет информацию потребителю в удобном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.