Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В ОЦЕНКЕ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИСТИКИ В 20-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В ОЦЕНКЕ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИСТИКИ В 20-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОДРЯД / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеева Елена Юрьевна

Статья посвящена правовой регламентации государственного заказа в период проведения в СССР новой экономической политики. Правовое регулирование государственного подряда и поставки рассмотрены в динамике принятия Положений 1921, 1923 и 1927 годов. Государственный подряд и поставка оценивались советской юридической наукой как гражданско-правовой договор с дополнительной системой мер, направленной на защиту интересов государства. Проведенное исследование показывает, что советская правовая наука, положительно оценивая государственные закупки в начале 20-х годов, по мере сворачивания НЭП и перехода к планово-административной системе построения экономики, начинает рассматривать государственный заказ у частного сектора как нежелательное правовое явление. Проведенное в рамках настоящей статьи исследование, позволяет сделать вывод о том, что советская цивилистика уделяла внимание изучению правового феномена государственных заказов очень непродолжительное время - с начала и до конца 20-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT IN THE ASSESSMENT OF SOVIET CIVIL LAW IN THE 20S OF THE TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the legal regulation of the state order during the implementation of the New Economic Policy in the USSR. The legal regulation of public contracting and supply is considered in the dynamics of the adoption of the Regulations of 1921, 1923 and 1927. The state contract and supply were evaluated by Soviet legal science as a civil law contract with an additional system of measures aimed at protecting the interests of the state.The study shows that the Soviet legal science, positively evaluating public procurement in the early 20s, as the NEP was curtailed and the transition to a planned-administrative system of building the economy, it began to consider government orders from the private sector as an undesirable legal phenomenon.The study carried out within the framework of this article allows us to conclude that Soviet civil law paid attention to the study of the legal phenomenon of state orders for a very short time - from the beginning to the end of the 20s.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В ОЦЕНКЕ СОВЕТСКОЙ ЦИВИЛИСТИКИ В 20-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА»

Государственные закупки в оценке советской цивилистики в 20-х годах ХХ века

Матвеева Елена Юрьевна,

к.ю.н; доцент; доцент юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: eyumatveeva@fa.ru

Статья посвящена правовой регламентации государственного заказа в период проведения в СССР новой экономической политики. Правовое регулирование государственного подряда и поставки рассмотрены в динамике принятия Положений 1921, 1923 и 1927 годов. Государственный подряд и поставка оценивались советской юридической наукой как гражданско-правовой договор с дополнительной системой мер, направленной на защиту интересов государства.

Проведенное исследование показывает, что советская правовая наука, положительно оценивая государственные закупки в начале 20-х годов, по мере сворачивания НЭП и перехода к планово-административной системе построения экономики, начинает рассматривать государственный заказ у частного сектора как нежелательное правовое явление. Проведенное в рамках настоящей статьи исследование, позволяет сделать вывод о том, что советская цивилистика уделяла внимание изучению правового феномена государственных заказов очень непродолжительное время - с начала и до конца 20-х годов.

Ключевые слова: государственный подряд, государственный заказ, новая экономическая политика, гражданское право.

После победы нового строя, в период военного коммунизма, в условиях продразверстки, национализации промышленности, установления государственной монополии на продукцию сельского хозяйства, советское государство не видело необходимости в правовой регламентации государственных закупок у частных лиц. В качестве иллюстрации приведем цитату из Постановления Совета Труда и Обороны: «Всем Советским учреждениям и предприятиям, а также и общественным организациям воспрещается приглашение контрагентов, уполномоченных и подрядчиков к производству тех или иных заготовительных, восстановительных, строительных и вообще каких-либо работ и заданий. Все вышеуказанные работы должны производиться обязательно хозяйственным способом соответствующими хозяйственными органами Советской власти и общественными организациями по принадлежности» [1].

Ситуация изменилась с началом НЭП. Решение о переходе к НЭП было принято Х-м съездом РКП(б)14 марта 1921 года, после чего в хозяйственной жизни страны начались кардинальные перемены. 21.03.1921 г. издается Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом», что привело к стремительному росту товарооборота в стране. В декабре

1921 года прошел IX Всероссийский Съезд Советов, в резолюциях которого в частности указывалось, что «поскольку государственным предприятиям приходится для пополнения своих ресурсов обращаться к рынку - предоставить широкое право предприятиям и их объединениям вести торговые операции как между собою, так и с кооперативным и вольным рынком» [23, с. 158]. Важное значение имело Постановление СНК от 26 апреля

1922 года «Об отмене разрешительного порядка открытия и производства торговли», в соответствии с которым каждый желающий открыть торговое предприятие мог зарегистрировать патент. В преддверии принятия первого Гражданского кодекса, вышел Декрет ВЦИК от 22.05.1922 «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР», который декларировал всем гражданам право «организовывать промышленные и торговые предприятия и заниматься дозволенными законами РСФСР профессиями и промыслами». Участникам гражданского оборота было предоставлено «право заключения всякого рода не запрещенных законом договоров, в том числе договоров имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, ссуды, подряда, поручи-

5 -о

сз

<

см см

тельства, страхования, товарищества (простого, полного, на вере, акционерного), векселя, всякого рода банковских кредитных сделок, каковые договоры получают законную силу и пользуются судебной защитой» [2].

Государство начинает отказываться от монопольных прав в торговле. Так в течение 1922 года в сферу свободного частноправового оборота включаются сделки с солью, кожевенным сырьем, пушниной, отменяется государственная монополия на распределение и торговлю сельскохозяйственными орудиями, машинами, семенами и другими средствами сельско-хозяйственного производства и мн.др. Профессор Граве Константин Александрович (1887-1963) особо выделял значение Декрета СНК РСФСР от 04.04.1922 «Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты» в соответствии с которым «в отмену предыдущих запрещений, допускается свободное распоряжение золотом, серебром, платиной и металлами платиновой группы в изделиях и слитках, а также драгоценными камнями, отменяется обязательная сдача государству имеющегося у населения золота, серебра, платины и металлов платиновой группы в изделиях, слитках и монете, драгоценных камней и иностранной валюты» [23, с. 163].

В результате принятия вышеперечисленных нормативных актов, в течение 1921-1922 годов стремительно активизировался гражданско-правовой оборот, заработала ярмарочная торговля, начали создаваться товарные и фондовые биржи, развивались концессионные практики, возрос приток иностранных капиталов. И уже в сентябре 1921 года Совет народных комиссаров РСФСР принимает Декрет «О государственных подрядах и поставках» [3]. Данный документ демонстрировал определенную преемственность с нормами дореволюционного Положения о казенных подрядах и поставках. В свете развития рыночных отношений и активизации государственных закупок далее в октябре 1921 выходит Декрет «О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами» [4].

Декреты СНК РСФСР от 21.09.1921 г. и от 04.10.1921 действовали менее 2-х лет и были отменены в связи с принятием нового нормативного акта уже союзного значения: 27.07.1923 г. выходит Декрет ЦИК СССР, СНК СССР «Положение о государственных подрядах и поставках» [5]. К этому моменту был уже принят первый Гражданский кодекс 1922 г. и Положение о государственных заказах и поставках от 27.07.1923 г. (являясь приложением к ГК) устанавливало, что отношения между государственными органами и подрядчиками (поставщиками) регулируются обязательственным правом ГК РСФСР, т.е. не смотря на определенные специальные нормы, советский законодатель квалифицировал отношения по государственному контракту как гражданско-правовые. 07.08.1923 года Постановлением СНК СССР был

утвержден новый порядок проведения торгов на государственные подряды и поставки[6]. Следующим документом, реформирующим систему государственных закупок стало принятие 11.05.1927 Постановления ЦИК СССР, которым вводилось в действие новое Положение о государственных подрядах и поставках и отменялись все ранее действующие нормативные акты по государственному заказу[7].

При принятии положения о госзакупках 1921 г. государство было крайне заинтересовано в частных поставщиках и подрядчиках, поскольку не имело альтернативы в виде системы государственных предприятий. Юридическая наука в начале 20-х годов уделяет государственному заказу много внимания, позитивно оценивает государственные заказы и подряды как правовые явления. Так, профессор кафедры хозяйственного права факультета советского права МГУ Вольфсон Фридман Иосифович (1883-1952) писал в 1923 г., что «в современной системе хозяйственных отношений СССР, характеризующейся одновременным и параллельным функционированием государственного и частного аппаратов промышленности и торговли, договор государственных подряда и поставки имеет исключительное значение и небывалое прежде распространение» [20, с. 726].

Профессор Константин Маркович Варшавский (1893-1981 гг.), оценивая изначальную практику введения в оборот государственного заказа писал: «законодатель должен был поставить подрядчиков п поставщиков в такое положение, чтобы привлечь их к участию в исполнении этих заданий, - обеспечить их интересы, в известной мере даже за счет интересов государства» [18, с. 10].

Автор книги «Руководство по производству торгов и заключению договоров на подряды и поставки в войсковых частях РККА» Михаил Дмитриевич Позняк в 1924 году указывал на то, что «производство торгов на государственные подряды и поставки в государственных интересах имеет существенное значение» и обосновывал это:

- развитием конкуренции среди предпринимателей

- возможностью снижения государственных расходов на закупки

- системой контроля за недобросовестными

должностными лицами.

Однако, Положения о государственных подрядах и поставках 1921 г. и 1923 г. по сути изначально ставили исполнителей частного сектора в не равные условия с исполнителями в лице государственных предприятий. Для последних предусматривался целый ряд льгот и изъятий: не требовались торги, допускалось освобождение подрядчика или поставщика от залога и др. Одновременно с этим, частные подрядчики и заказчики имели дополнительные обременения. Физические лица с подрядов и поставок уплачивали промысловый налог: сначала авансом взыскивался патентный сбор, при уплате которого в 1923-1925 годах, согласно Декрета СНК от 04.09.1923 г. в принуди-

тельном порядке приобретались облигации 8% выигрышного займа. Патентный сбор затем засчиты-вался при уплате уравнительного сбора, который составлял 1,5% от фактического оборота держателя контрактов по госзакупкам. Дополнительно к этому, среди всех государственных поставщиков и подрядчиков до 01.03.1925 г. в принудительном порядке размещался 6% государственный выигрышный заем. На приобретение этих облигаций направлялось 15% суммы с любой выплаты по государственному подряду или поставке. Приобретенные таким путем облигации (как по 6%, так и по 8% займам) не подлежали приему в залог и не котировались на бирже, т.е. фактически их держатель не имел возможности их реализовать. Подрядчики уплачивали квартирную плату по высшим ставкам, наравне с другими лицами, живущими на нетрудовой доход (ст. 8 Инструкции НКВД по применению постановления ВНИК и ОНК от 13 июня 1923 г. о плате за пользование жилыми помещениями).

К.М. Варшавский выделял целый ряд презумпций в пользу государства при исполнении государственных подрядов и поставок:

- при найме, при отсутствии иного соглашения, обязанность капитального ремонта возлагается на нанимателя

- наимодавцу в лице государства предоставляется безвозмездно использовать все произведенные нанимателем улучшения

- при застройке предполагается обязанность застройщика уплачивать все налоги и сборы и страховать за свой счет строения

- госоргану предоставлялось право преимущественного удовлетворения перед другими кредиторами неисправного контрагента[18, с. 55]. Положение о госзакупках 1927 года было принято уже в период сворачивания НЭП, в период завершения перестройки экономики на централизовано-плановую, и государственные закупки у частного сектора в конце 20-х годов стали рассматриваться как крайне нежелательное явление.

Юридическая литература перестает упоминать государственные поставки и подряды в аспекте правового механизма, способствующего развитию рынка и конкуренции среди частных поставщиков и подрядчиков. Основной акцент делается на обеспечении интересов государственного заказчика. Так Ф.И. Вольфсон высказывал мнение, что специальные правила Положения о государственном подряде и поставке «вызваны тем, что законодатель стремится сугубо охранить и обеспечить интересы заказчика-госоргана» [22, с. 62]. К.М. Варшавский квалифицировал правила Положения как категорию «защитных норм, охраняющих государственные интересы, какие установлены для государства, как контрагента других частноправовых сделок» [18, с. 56]. Эти защитные нормы профессор Варшавский разделил на три группы:

- особо сложные формы, не практикуемые ни в каком другом договоре (публичные торги, утверждение высшего органа.)

- ограничение свободы усмотрения сторон (обязательная неустойка, предельный размер аванса, воспрещение процентной формы вознаграждения)

- обеспечительные меры (обязательный залог, штрафная неустойка) [18, с. 56]. Одновременно в этим активно обсуждался вопрос о необходимости специального правового регулирования для государственного заказа. Так, А.С. Ратнер в 1925 году указывал, «что Положение о подрядах и поставках потеряло свое значение. Положение о государственных подрядах впервые возникло в 1921 году, когда не был еще издан Гр. Код. Теперь, когда гражданско-правовые отношения достаточно урегулированы, сохранение его стало излишним» [17, с.]. Но именно в силу того, что нормы Положения о государственных подрядах и заказах устанавливали ряд специальных презумпций в пользу государства и налагали на частного поставщика и подрядчика целый комплекс обязательных ограничений, не предусмотренных общими нормами ГК, Положение о государственных подрядах и поставках не было отменено.

Во второй половине 20-х годов, с развитием сектора государственных предприятий, в юридической литературе возникает дискуссия о сфере применения Положения о государственных подрядах и поставках. Н. Вавин писал: « В начале НЭП>а на торгах участвовали, главным образом, частные лица и появление госпредприятий было исключением; теперь, наоборот, подавляющее большинство участников торгов составляют госпредпрятия и кооперативные организации, а частные лица составляют меньшинство» [16, с. 9]. Как следствие, стал вопрос о том, что нормы, направленные на защиту интересов государственного заказчика, существенно ограничивают интересы государства, которое выступает также и в лице государственных предприятий - исполнителей договоров. Данный подход был воспринят законодателем и Положение о государственных подрядах и поставках 1927 года уже не распространялось на договоры поставки и подряда между госорганами, такие договоры оказались свободными от режима Положения. Как следствие, в юридической литературе в конце 20-х годов появились мнения о том, что государственный подряд и государственная поставка - это договор, в котором на стороне исполнителя выступает исключительно частный контрагент. Профессор Ландкоф С.Н. высказывал мысль, что поскольку Положение о госпоставках теперь не распространяется на случаи, когда на стороне поставщика или подрядчика выступает госорган или госпредприятие, то такие подряды и поставки «не могут носить названия государственных, р хотя бы стороны были госорганами» [24, с. 66]. ИД Профессора Ф.И. Вольфсон и С.В. Александров- Ч

т

ский на вопрос «какой подряд называется госу- К дарственным?», отвечали «государственным на- ё зывается подряд, по которому заказчиком явля- у ется государственный орган, а подрядчиком яв- А

ляется частное лицо или кооперация» [15, с. 107]. Конечно же, в нашем современном понимании, такой подход являлся формализованным, поскольку основным критерием признания заказа государственным является субъектный состав на стороне заказчика и цель договора в виде удовлетворения публичных потребностей.

В русле настоящего исследования нас интересуют, безусловно, такой аспект понимания советским правом государственного подряда и поставки, как оценка юридической природы данных договоров.

Собственно, сами Положения о государственных подрядах и поставках 1923 и 1927 гг. содержали норму о том, что «отношения между государственным органом, сдающим подряд (поставку), и подрядчиком (поставщиком) регулируются общими постановлениями Гражданского Кодекса Р.С.Ф.С.Р.»

Советский ученый правовед, профессор Вильнянский Соломон Иосифович (1885-1966) делал вывод о том, что разница между государственным общегражданским и государственным подрядом заключается «только в том, что под государственным подрядом понимается такой подряд (в смысле ст. 220 Гр. Код.), когда заказчиком является государственное учреждение или предприятие, и, следовательно государственный подряд представляет собою вид подряда, предусмотренного в ст. 220 Гр. Код.» [19, с. 651]. Сергей Васильевич Александровский в своих учебниках рассматривал законодательство о государственных подрядах и поставках как составную часть обязательственного гражданского права[13, с. 64-66]; [14, с. 156].

В конце 20-х годов с постепенным сворачиванием НЭП советская юридическая наука начинает делать акцент на концепции хозяйственного права в виду того, что «советскому праву несвойственно деление всей системы права на публичную и частную» [11, с. 151]. К сфере хозяйственного права начинают относить и нормы о государственном подряде и поставке, при этом гражданско-правовой характер государственных контрактов все же не отрицается. Так, профессор Сергей Иванович Раевич (1893-1939) писал, что кроме специальных правил, установленных Положением о господрядах и поставках, к таким договорам в целом применяются общие нормы Гражданского Кодекса о подряде и о купле-продаже, соответственной, с. 173]. Аналогичную точку зрения высказывал профессор Ф.И. Вольфсон [21, с. 119, с. 144]. В советский период для цивилистики имела огромное значение позиция официальных органов, в частности разъяснения Народного комиссариата юстиции по правовым вопросам. И общая тенденция признания за договорами государственного подряда и госу-5= дарственной поставки гражданско-правового ха-— рактера как правило базировалась на позиции g НКЮ. В марте 1924 г. III отдел Народного комис-^ сариата юстиции дал разъяснение о том, что го-Ü сударственную поставку отличают от гражданско-

правового договора купли продажи три обязательных признака:

«- способ заключения договора (публичные торги при сумме договора свыше 10 тыс.руб)

б) предмет договора, коим могут быть только родовые вещи (товары);

в) срок исполнения, а именно: между моментом заключения договора поставки и моментом ее исполнения предполагается более или менее значительный промежуток времени» [26, с. 83].

Весьма интересными представляются Разъяснения НКЮ № 138/3 от 03.12.1924 г. «О договоре государственного подряда, заключенном между двумя Гсорганами» [10, с. 403-404], в которых позиция НКЮ обосновывается многочисленными ссылками на общие нормы Гражданского кодекса:

- в части распределения рисков случайной гибели предмета подряда НКЮ ссылается на положения статей 186, 232 и 233 ГК

- в части недействительности договора НКЮ ссылается на ст. 30 ГК

- в части момента перехода права собственности НКЮ ссылается на статью 66 ГК.

- в части оплаты договора - на статью 220 ГК. Таким образом, в качестве гражданско-

правового договора официально рассматривались и договоры, государственного подряда и поставки между двумя публичными субъектами, т.е. заключенные и исполненные без участи в договоре частной организации.

Положение о государственных подрядах и поставках 1927 года практически в неизменном виде действовало длительный срок - 35 лет. Данное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президиума ВС СССР от 23.05.1962 N 113^1, что было обусловлено принятием Закона СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», которые стали базой для проведения второй кодификации и принятия в 1964 г. нового Гражданского кодекса.

Можно сказать, что с конца 30-х годов, после ликвидации НЭПа, Положение о государственных подрядах и поставках на фактически прекращает использоваться в силу того, что государство сумело создать альтернативу частному рынку в виде системы государственных предприятий.

Учебные издания, начиная с 30-х годов, не смотря на то, что Положение о государственных подрядах и поставках продолжало действовать, не содержат упоминания о государственных заказах с участием частных поставщиков и подрядчиков, а если и содержат, то квалифицируют их как изжившее себя правовое средство. Так, профессор П.И. Стучка в учебнике 1931 года «Курс советского гражданского права» писал: «В первые годы нэпа, во времена нашей неопытности, этот договор чрезвычайно часто применялся, так что «Положение о государственных подрядах и поставках» появилось даже раньше самого ГК. Оно было использовано разными дельцами и спецами в целях личного обогащения или содействия частнику» [29, с. 98].

Профессор Ленинградского юридического института Рубинштейн Борис Моисеевич (1902-1938) в учебнике «Советское хозяйственное право», изданном в 1935 году не упоминая о действующем Положении о государственном заказе резюмировал при этом, что «ликвидация и вытеснение капиталистических элементов устранили подрядчика-капиталиста из нашего хозяйственного оборота» [27, с. 123]. Годом позже, в учебнике «Советское хозяйственное и гражданское право», Б.М. Рубинштейн упоминает государственный заказ в следующем контексте: «поскольку в первые годы восстановительного периода в нашем хозяйстве еще играли некоторую роль подрядчики-частники, был издан особый закон - положение о государственных подрядах и поставках» [28, с. 196].

Учебник 1940 года «Советское гражданское право» ни в главе XV «Обязательства из договоров. Общие положения», ни в главе XVI «Отдельные виды договоров» не упоминает о государственных подядах и поставках ни словом, хотя вышел этот учебник под редакцией В.И. Вильнян-ского, посвятившего в 1920-х годах данному правовому институту целый ряд работ, которые в том числе анализировались в рамках нашего исследо-вания[12].

Отношение к государственному заказу наглядно можно продемонстрировать позицией Ивана Борисовича Новицкого, изложенной в учебнике 1957 года «История советского гражданского права». Профессор Новицкий называет договоры, заключаемые на основании Положения о государственных подрядах и поставках «изжитками», которые применялись в период новой экономической политики и на смену которым пришли новые плановые договоры. «Если в период новой экономической политики поставщиками (и подрядчиками) могли быть граждане и их объединения (частные организации), то теперь в качестве поставщиков (и подрядчиков) выступают только социалистические организации (государственные, кооперативные, общественные) [25, с. 177].

Проведенное в рамках настоящей статьи исследование, позволяет сделать вывод о том, что Советская цивилистика уделяла внимание изучению правового феномена государственных заказов очень непродолжительное время - с начала и до конца 20-х годов. Подтвердим это библиографическими сведениями. Изучение Библиографического указателя юридической литературы за 1926-1932 годы[8];[9], выпущенного в 1934 г. показал, что к тематике государственного подряда и поставки обращались многие советские юристы: С.В. Александровский, Н.А. Арефьев, К.М. Варшавский, М.С. Венецианов, С.И. Вильнянский, В.Э. Герасимович, С.Н. Ландкоф, А. Овчинников, И.С. Плехан, М.Д. Позняк, И.И. Сейбук, В. Шим-чак, И.Н. Трепицын. Все работы указанных авторов относятся к периоду 1926-1929 году. Ни одной работы, относящейся к 1930-1932 году, библиографический указатель не содержит. И это наглядно демонстрирует, тот факт, что государственный за-

каз в современном понимании, как закупка государства у субъекта предпринимательского рынка, просуществовал в советском государстве очень не долгое время.

Литература

1. Постановление СТО РСФСР от 24.11.1920 «О воспрещении Советским учреждениям и предприятиям и общественным организациям приглашать контрагентов, уполномоченных и подрядчиков для производства каких-либо работ и заданий»; Источник публикации «СУ РСФСР», 1921, N 3, ст. 29; «Известия ВЦИК», N 11, 18.01.1921

2. Декрет ВЦИК от 22.05.1922 «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»; Источник публикации «СУ РСФСР», 1922, N 36, ст. 423; «Известия ВЦИК», N 134, 18.06.1922

3. Декрет СНК РСФСР от 30.09.1921 «О государственных подрядах и поставках (Положение)»; Источник публикации «СУ РСФСР», 1921, N 69, ст. 549 «Известия ВЦИК», N 230, 14.10.1921

4. Декрет СНК РСФСР от 04.10.1921 «О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами»; Источник публикации «СУ РСФСР», 1921, N 68, ст. 529; «Известия ВЦИК», N 229, 13.10.1921

5. Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 27.07.1923 «Положение о государственных подрядах и поставках»; Источник публикации «СУ СССР», 1923, N 88, ст. 851 «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», N 171, 01.08.1923 «Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР», 1923, N 3, ст. 54

6. Постановление СНК СССР от 07.08.1923 «Инструкция о порядке публичных торгов на государственные подряды и поставки»; «Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР», 1923, N 13, ст. 354

7. Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 11.05.1927 «О введении в действие Положения о государственных подрядах и поставках», Утвержден Постановлением ЦИК СССР от 19.04.1928.; «СЗ СССР», 1927, N 28, ст. 291

8. Государство и право: Библиографический указатель литературы за 1926-1932 гг. 1 часть: 1926-1927 гг. / Коммунистическая академия. Институт советского строительства и права. Библиографическое бюро; Составили Ф. Ли-бова и П. Шац; Под редакцией Н. Челяпова. -М.: Государственное издательство «Советское законодательство», 1934. - 172 с.;

9. Государство и право: Библиографический указатель литературы за 1926-1932 гг. 2 часть: 5 1928-1929 гг. / Коммунистическая академия. д Институт советского строительства и права. Ч Библиографическое бюро; Составили Ф. Ли- К бова и П. Шац; Под редакцией Н. Челяпова. - ё М.: Государственное издательство «Советское А законодательство», 1934. - 212 с. А

см см

10. Еженедельник советской юстиции «№ 5 от 18.04.1925 г. - с. 403-404

11. Основы советского права: Научно-политической секцией ГУСа допущено в качестве учебного пособия для вузов / РАНИОН. Институт советского права; Проф. И.С. Вой-тинского, проф. Ф.И. Вольфсона, проф. А.Я Вышинского, проф. Е.Н. Даниловой, проф. А.И. Елистратова, проф. М.М. Исаева, доц. А.В. Карасса, проф. С.А. Котляревского, проф. Д.А. Магеровского, проф. И.С. Перетерского, действ. члена ИСП С.И. Раевича и проф. Д.С. Розенблюма; Под редакцией проф. Д. Магеровского. - М.; Л.: Государственное издательство, 1927. - VIII, 520 с.//с.151

12. Советское гражданское право: Учебник для юридических школ: Допущен Управлением учебными заведениями НКЮ СССР в качестве учебника для стационарных и заочных юридических школ и курсовой сети НКЮ УССР / Украинский научно-исследовательский институт юридических наук; Под редакцией С.И. Вильнянского. - М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1940. - 264 с.

13. Александровский С.В. Гражданское право РСФСР (Пособие к изучению основных вопросов гражданского права и действующего гражданского права РСФСР) / С.В. Александровский. - Ново-Николаевск: Сибирское Областное Государственное Издательство, 1922. -136 с.//с.64-66;

14. Александровский С.В. Гражданское право РСФСР (Пособие к изучению основных вопросов гражданского права и действующего гражданского права РСФСР) / С.В. Александровский. - Издание второе, переработанное. -Ново-Николаевск: Сибирское областное государственное издательство, 1923. - 156 с.

15. Александровский С.В. Гражданский кодекс (в вопросах и ответах) / С.В. Александровский и Ф.И. Вольфсон; Под общей редакцией Ф.И. Вольфсона. - М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1929. - 206 с.//с.107

16. Борхов А.Ю. Публичные торги на государственные подряды и поставки / А. Борхов // Право и Жизнь. - М., 1925. - Книга 4-5. - С. 9-21.//с.9

17. В.Б. Подряды и поставки в практике госорганов (по докладу С.И. Вильнянского) / В.Б. // Вестник Советской Юстиции. - Харьков, 1925. -№ 5 (1 марта). - С. 206-208.//с.207

18. Варшавский К.М. Подряды и поставки в Союзе ССР / К.М. Варшавский. - Москва: Юридич. изд-во НКЮ РСФСР, 1925. - 231 с.; 23 см.//с.10

19. Вильнянский С.И. Новое положение о государственных подрядах и поставках / С. Вильнянский // Вестник Советской Юстиции. - Харьков, 1927. - № 19 (1 октября). - С. 651-653.//с.651

20. Вольфсон Ф.И. Новое Положение о государственных подрядах и поставках / Ф. Вольфсон // Еженедельник Советской Юстиции. - М., 1923. - № 32 (16 августа). - С. 726-728.//с.726

21. Вольфсон Ф.И. Учебник гражданского права: Государственным Ученым Советом допущен в качестве учебного пособия / Ф. Вольфсон; С предисловием Я.Н. Бранденбургского. - 3-е издание. - М.: Юридическое Издательство НКЮ РСФСР, 1927. - 248 с.//с.119, с. 144

22. Вольфсон Ф.И. Гражданское право: Научно-политической секцией ГУСа допущен в качестве учебного пособия для юридических курсов / Ф.И. Вольфсон. - М.: Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1927. - 104, [I] с. -(Краткий курс советского права под редакцией Народного комиссара юстиции Д.И. Курско-го).//с.62

23. Граве К.А. Обзор Советского законодательства по внутренней торговле за 1922 год / К. Граве // Советское право. - М.; Петроград, 1923. - № 1. - С. 153-169.//с.158

24. Ландкоф С.Н. Торговые сделки. Теория и практика: Агентурный договор; Залог товара в обороте; Государственные подряды и поставки; Купля-продажа; Договор комиссии; Договор складского хранения и варранты; Договор текущего счета и чек / Проф. С.Н. Ландкоф. -Харьков: Юридическое издательство НКЮ УССР, 1929. - 273 с.//с.66

25. Новицкий, Иван Борисович. История советского гражданского права [Текст] / И.Б. Новицкий; Всесоюз. ин-т юрид. наук. Курс советского гражданского права. - Москва: Госюриздат, 1957. - 327 с.; 23 см.//с.177

26. Попов В.С. Основы договорной практики. Выпуск I: Общие указания. Аренда (имущественный наем). Купля-продажа. Поставка. Государственная поставка. Запродажа. Мена. Подряд. Поручение. Довереность. Договор комиссии: С примерными формами всех видов договоров в тексте / В.С. Попов; Предисловие С.С. Киш-кина. - М.: Юридическое Издательство НКЮ РСФСР, 1927. - 228 с.//с.83

27. Рубинштейн Б.М. Советское хозяйственное право: Учебник для слушателей правовых школ и вузов / Б.М. Рубинштейн; Ленинградское отделение Коммунистической академии. Институт советского строительства и права. -М.: Государственное издательство «Советское законодательство», 1935. - 182 с.//с.123

28. Рубинштейн Б.М. Советское хозяйственное и гражданское право: Учебник для юридических школ и пособие для вузов / Проф. Б.М. Рубинштейн. - Издание второе переработанное и дополненное. - [М.]: Государственное издательство «Советское законодательство», 1936. - 302 с.//с.196

29. Стучка П.И. Курс советского гражданского права. Том третий: Особенная часть гражданского права: Научно-политической секцией Государственного Ученого Совета допущено в качестве учебного пособия для вузов и комвузов / П.И. Стучка; Коммунистическая Академия. Институт советского строительства и права. - М.;

Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1931. - 206 с.//с.98

PUBLIC PROCUREMENT IN THE ASSESSMENT OF SOVIET CIVIL LAW IN THE 20S OF THE TWENTIETH CENTURY

Matveeva E. Yu.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the legal regulation of the state order during the implementation of the New Economic Policy in the USSR. The legal regulation of public contracting and supply is considered in the dynamics of the adoption of the Regulations of 1921, 1923 and 1927. The state contract and supply were evaluated by Soviet legal science as a civil law contract with an additional system of measures aimed at protecting the interests of the state. The study shows that the Soviet legal science, positively evaluating public procurement in the early 20s, as the NEP was curtailed and the transition to a planned-administrative system of building the economy, it began to consider government orders from the private sector as an undesirable legal phenomenon. The study carried out within the framework of this article allows us to conclude that Soviet civil law paid attention to the study of the legal phenomenon of state orders for a very short time - from the beginning to the end of the 20s.

Keywords: state contract, state order, new economic policy, civil law.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Decree of the STO of the RSFSR dated 11/24/1920 "On the prohibition of Soviet institutions and enterprises and public organizations to invite contractors, authorized and contractors to perform any work and tasks"; Source of the publication "SU RSFSR", 1921, N 3, Art. 29; "News of the All-Russian Central Executive Committee", N 11, 01/18/1921

2. Decree of the All-Russian Central Executive Committee of May 22, 1922 "On Basic Private Property Rights Recognized by the RSFSR, Protected by Its Laws and Protected by the Courts of the RSFSR"; Source of the publication "SU RSFSR", 1922, N 36, art. 423; "News of the All-Russian Central Executive Committee", N 134, 06/18/1922

3. Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR of September 30, 1921 "On State Contracts and Supplies (Regulations)"; Source of the publication "SU RSFSR", 1921, N 69, art. 549 "News of the All-Russian Central Executive Committee", N 230, 10/14/1921

4. Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR dated 04.10.1921 "On the procedure for attracting contractors and suppliers to perform tasks assigned to them by state bodies"; Source of the publication "SU RSFSR", 1921, N 68, art. 529; "News of the All-Russian Central Executive Committee", N 229, 10/13/1921

5. Decree of the Central Executive Committee of the USSR, Council of People's Commissars of the USSR of July 27, 1923 "Regulations on state contracts and supplies"; Source of the publication "SU USSR", 1923, N 88, art. 851 "News of the Central Executive Committee of the USSR and the All-Russian Central Executive Committee", N 171, 08/01/1923 "Bulletin of the Central Executive Committee, SNK and STO of the USSR", 1923, N 3, art. 54

6. Decree of the Council of People's Commissars of the USSR of 08/07/1923 "Instruction on the procedure for public auctions for state contracts and deliveries"; "Bulletin of the Central Executive Committee, SNK and STO of the USSR", 1923, N 13, art. 354

7. Decree of the Central Executive Committee of the USSR, Council of People's Commissars of the USSR of May 11, 1927 "On the Enactment of the Regulations on State Contracts and Supplies", Approved by the Decree of the Central Executive Committee of the USSR of April 19, 1928 .; "SZ USSR", 1927, N 28, art. 291

8. State and Law: Bibliographic Index of Literature for 1926-1932. Part 1: 1926-1927 / Communist Academy. Institute of Soviet Construction and Law. Bibliographic Bureau; Compiled by F. Li-bova and P. Schatz; Edited by N. Chelyapov. - M .: State Publishing House "Soviet Legislation", 1934. - 172 p.;

9. State and Law: Bibliographic Index of Literature for 1926-1932. Part 2: 1928-1929 / Communist Academy. Institute of Soviet Construction and Law. Bibliographic Bureau; Compiled by F. Li-bova and P. Schatz; Edited by N. Chelyapov. - M.: State publishing house "Soviet legislation", 1934. - 212 p.

10. Weekly Soviet Justice "No. 5 of 04/18/1925. - p.403-404

11. Fundamentals of Soviet Law: Approved by the Scientific and Political Section of the GUS as a textbook for universities / RANION. Institute of Soviet Law; Prof. I.S. Voitinsky, prof. F.I. Wolf-son, prof. A. Ya Vyshinsky, prof. E.N. Danilova, prof. A.I. Elis-tratova, prof. MM. Isaeva, Assoc. A.V. Karassa, prof. S.A. Kot-lyarevsky, prof. YES. Magerovsky, prof. I.S. Peretersky, action. ISP member S.I. Raevich and prof. D.S. Rosenblum; Under the editorship of prof. D. Magerovsky. - M.; L .: State Publishing House, 1927. - VIII, 520 p. / / p. 151

12. Soviet Civil Law: A Textbook for Law Schools: Approved by the Department of Educational Institutions of the NKJ of the USSR as a textbook for stationary and correspondence law schools and the course network of the NKJ of the Ukrainian SSR / Ukrainian Research Institute of Legal Sciences; Edited by S.I. Vilnyansky. - M.: Legal publishing house of the NKJU USSR, 1940. - 264 p.

13. Alexandrovsky S.V. Civil law of the RSFSR (A guide to the study of the main issues of civil law and the current civil law of the RSFSR) / S.V. Alexandrovsky. - Novo-Nikolaevsk: Siberian Regional State Publishing House, 1922. - 136 p.//p.64-66;

14. Alexandrovsky S.V. Civil law of the RSFSR (A guide to the study of the main issues of civil law and the current civil law of the RSFSR) / S.V. Alexandrovsky. - Second edition, revised. - Novo-Nikolaevsk: Siberian Regional State Publishing House, 1923. -156 p.

15. Alexandrovsky S.V. Civil Code (in questions and answers) / S.V. Aleksandrovsky and F.I. Wolfson; Under the general editorship of F.I. Wolfson. - M .: Legal publishing house of the NKJ of the RSFSR, 1929. - 206 p. / / p. 107

16. Borkhov A. Yu. Public auctions for state contracts and supplies / A. Borkhov // Law and Life. - M., 1925. - Book 4-5. - S. 9-21.// p.9

17. V.B. Contracts and deliveries in the practice of government agencies (according to the report of S.I. Vilnyansky) / V.B. // Bulletin of Soviet Justice. - Kharkov, 1925. - No. 5 (March 1). -S. 206-208.//p.207

18. Warsaw K.M. Contracts and deliveries in the USSR / K.M. Var-shavsky. - Moscow: Yuridich. publishing house of the NKJ RSFSR, 1925. - 231 p.; 23 see//p.10

19. Vilnyansky S. I. New regulation on state contracts and supplies / S. Vilnyansky // Bulletin of Soviet Justice. - Kharkov, 1927. -No. 19 (October 1). - P. 651-653.//p.651

20. Wolfson F.I. New Regulations on State Contracts and Supplies / F. Wolfson // Soviet Justice Weekly. - M., 1923. - No. 32 (August 16). - S. 726-728.//p. 726

21. Wolfson F.I. Civil law textbook: approved by the State Academic Council as a textbook / F. Wolfson; With a preface by Ya.N. Brandenburg. - 3rd edition. - M.: YuriPublishing House of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR, 1927. -248 p.//p.119, p.144

22. Wolfson F.I. Civil Law: Approved by the Scientific and Political Section of the GUS as a textbook for legal courses / F.I. Wolfson. - M .: Legal publishing house of the NKJ of the RSFSR, 1927. - 104, [I] p. - (Short course of Soviet law, edited by the People's Commissar of Justice D.I. Kursky).//p.62

23. Grave K.A. Review of the Soviet legislation on internal trade for 1922 / K. Grave // Soviet law. - M.; Petrograd, 1923. - No. 1. -P. 153-169.//p.158

24. Landkof S.N. Trade deals. Theory and practice: undercover contract; Pledge of goods in circulation; Government contracts and deliveries; Purchase and sale; commission agreement; Warehousing agreement and warrants; Current account agreement and check / Prof. S.N. Landkoff. - Kharkov: Legal publishing house of the NKJU of the Ukrainian SSR, 1929. - 273 p.//p.66

25. Novitsky, Ivan Borisovich. History of Soviet civil law [Text] / I.B. Novitsky; All-Union. in-t jurid. Sciences. The course of Soviet civil law. - Moscow: Gosjurizdat, 1957. - 327 p.; 23 see//p.177

26. Popov V.S. Fundamentals of contractual practice. Issue I: General instructions. Rent (property lease). Purchase and sale. Supply. State supply. Sale. Mena. Contract. Order. Power of attor-

5 -a

C3

<

ney. Commission agreement: With exemplary forms of all types of agreements in the text / V.S. Popov; Foreword by S.S. Kish-kin. - M .: Legal Publishing House of the NKJ of the RSFSR, 1927. - 228 p. / / p. 83 27. Rubinstein B.M. Soviet economic law: Textbook for students of legal schools and universities / B.M. Rubinstein; Leningrad branch of the Communist Academy. Institute of Soviet Construction and Law. - M .: State Publishing House "Soviet Legislation", 1935. - 182 p.//p.123

28. Rubinstein B.M. Soviet economic and civil law: A textbook for law schools and a guide for universities / Prof. B.M. Rubinstein. - Second edition, revised and enlarged. - [M.]: State publishing house "Soviet legislation", 1936. - 302 p.//p.196

29. Stuchka P.I. The course of Soviet civil law. Volume three: A special part of civil law: The scientific and political section of the State Academic Council is approved as a textbook for universities and colleges / P.I. Stuchka; Communist Academy. Institute of Soviet Construction and Law. - M.; L .: State socio-economic publishing house, 1931. - 206 p. / / p. 98

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.