Научная статья на тему 'Государственные закупки - инструмент освоения бюджетных средств в личных целях'

Государственные закупки - инструмент освоения бюджетных средств в личных целях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КОНТРАКТОВ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PUBLIC PROCUREMENT / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE OF CONTRACTS / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мараев Кирилл Егорович

В статье автор рассматривает государственные закупки как инструмент по освоению бюджетных средств в личных целях. Анализируются существующие недостатки контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Автором показана связь между этими недостатки и уровнем коррупции в исследуемой сфере. Предложены меры и направление работы по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC PROCUREMENT-A TOOL FOR USING BUDGET FUNDS FOR PERSONAL PURPOSES

In the article, the author considers public procurement as a tool for the development of budget funds for personal purposes. The existing shortcomings of the contract system for purchasing goods, works, and services for state and municipal needs are analyzed. The author shows the relationship between these shortcomings and the level of corruption in the studied area. The measures and direction of work to prevent corruption in public procurement are proposed.

Текст научной работы на тему «Государственные закупки - инструмент освоения бюджетных средств в личных целях»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10028

ББК 67

© К.Е. Мараев, 2020

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.14 — административное право; административный процесс

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ — ИНСТРУМЕНТ ОСВОЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ

Кирилл Егорович Мараев,

преподаватель кафедры криминологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: forvater_slik@mail.ru

Аннотация. В статье автор рассматривает государственные закупки как инструмент по освоению бюджетных средств в личных целях. Анализируются существующие недостатки контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Автором показана связь между этими недостатки и уровнем коррупции в исследуемой сфере. Предложены меры и направление работы по предупреждению коррупции в сфере государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, антикоррупционная экспертиза контрактов, ответственность

PUBLIC PROCUREMENT-A TOOL FOR USING BUDGET FUNDS FOR PERSONAL PURPOSES

Kirill Yegorovich Maraev,

Teacher of the Department of criminology Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. ya. Kikot E-mail: forvater_slik@mail.ru

Abstract. In the article, the author considers public procurement as a tool for the development of budget funds for personal purposes. The existing shortcomings of the contract system for purchasing goods, works, and services for state and municipal needs are analyzed. The author shows the relationship between these shortcomings and the level of corruption in the studied area. The measures and direction of work to prevent corruption in public procurement are proposed.

Keywords: public procurement, corruption, anti-corruption expertise of contracts, responsibility

Citation-индеке в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Мараев К.Е. Государственные закупки — инструмент освоения бюджетных средств в личных целях. Криминологический журнал. 2020;(2):41-4.

За время своего существования контрактная система закупок товаров, работ, услуг подвергалась не малой критике. Критиковалось отсутствие прозрачности системы, ее неэффективность, слабая конкуренция, сложность проведения закупочных процедур и многие другие несовершенства. Но основная претензия предъявлялась к ее высокой коррупционности.

Стоит отметить, что эта проблема не только в Российской Федерации, но и в странах, входящих в Европейский Союз. В этих странах сектор государственных закупок также критикуется за его высокую коррумпированность [1].

Проблема коррупции в сфере государственных

закупок с момента внедрения контрактной системы затрагивалась в трудах многих исследователей. Ими предлагались различные меры для снижения уровня коррупции в сфере государственных закупок. Однако значительная часть предложений осталась без внимания заинтересованных органов, а незначительная доля реализованных мер, как показывают статистические данные, не смогла существенно улучшить ситуацию.

Так, по данным Счетной палаты Российской Федерации объем выявленных нарушений по итогам 2018 г. относительно аналогичных итогов 2016 г. увеличился в 5,5 раз и составил сумму в 294,6 млрд руб.

Эта сумма включает в себя, помимо прочего, коррупционные преступления [2]. Кроме того, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации «ущерб от коррупционных преступлений в России за 2019 год составил более 55 млрд рублей» [3].

Приведенные цифры явно указывают на порочность действующей системы закупок. Кроме того, складывается ощущение, что контрактная система закупок призвана не обеспечивать нужды государственных и муниципальных органов, а является инструментом освоения должностными лицами бюджетных средств в личных целях.

Об истинности вышеуказанного, на наш взгляд, свидетельствуют следующие обстоятельства. Во-первых, тот факт, что законодательством предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков на основании договора субподряда. Возникает вопрос, в чем же выгода для субподрядчика и генерального подрядчика заключать договор субподряда, если цена контракта, установленная по результатам соблюдения определенных законодательством о контрактной системе закупок правил определения цены, а также конкурентных процедур, позволяющих существенно снизить цену контракта, и так уже минимальная? Представляется несколько ответов на поставленный вопрос. 1. Вероятно, что механизмы, заложенные в контрактной системе закупок и направленные на снижение цены контракта недостаточно эффективны, что не способствует должному ее снижению. 2. Возможно, контрольные органы, предназначенные для поддержания конкуренции и законности в сфере закупок не могут должным образом справиться со своими задачами, что в итоге приводит к сговорам на торгах между участниками закупок в том числе и с заказчиком по-средствам «откатов», что, соответственно, приводит к завышенным ценам контрактов, обязательства по которым генеральные подрядчики в последствии переуступают полностью или частично по договору субподряда. Резонно предположить, что в убыток себе исполнители госконтракта работать не будут.

Во-вторых, в законодательстве до сих пор отсутствует норма, запрещающая «искусственное дробление» контракта, что создает де-юре возможность для совершения этого действия. Как показывает практика, отсутствие такого запрета способствует уходу от

конкурентных процедур определения поставщика, завышению цены контракта, злоупотреблению механизмом закупки у единственного поставщика, что приводит к распределению заказов «своим» людям и, соответственно, ограничению конкуренции.

В-третьих, в действующем законодательстве, установившем контрактную систему закупок, заложено равенство между заказчиком и поставщиком, что на наш взгляд, ошибочно. Государственный или муниципальный орган функционирует и решает те задачи, которые вызваны потребностями общества, в том числе и тех юридических лиц, которые исполняют государственные и муниципальные контракты. Исходя из этого, нужды такого органа должны обеспечиваться своевременно и в полном объеме. В противном случае государственный или муниципальный орган не сможет выполнить своих функций и, соответственно, исполнить своих обязательств перед обществом и государством. А общество и государство, соответственно, несут ответственность за успешное осуществление прав всеми лицами[4].

Если же происходит уравнивание заказчика и исполнителя, то фактически интересы общества ущемляются, так как действующая система позволяет исполнителю отказаться от своих обязательств по контракту, так как законодательство, регулирующее отношения в сфере государственного заказа, предусматривает свободу воли и личные интересы исполнителя, но не устанавливает ответственность за его решения.

Нам представляется показательным вывод, полученный Ушаковым С.Н., Анниковым А.В., «что информация о действиях коррупционной направленности в сфере проведения торгов доступна правоохранительным органам, однако большинство таких действий, в том числе совершаемых должностными лицами государственных и муниципальных органов, не влекут за собой никаких юридических последствий в связи с отсутствием конкретных норм закона и впоследствии носят гражданско-правовой характер»[5].

Исходя из вышеизложенного возникает вопрос, что необходимо предпринять в сложившейся ситуации? Представляется интересным предложение Корякина В.М. об антикоррупционной экспертизе государственных контрактов[6].

С нашей точки зрения, реализации этой меры

42

Криминологический журнал

№ 2/2020

позволит не только сэкономить бюджетные средства, но также минимизирует коррупционные риски 5. на всех этапах закупочной процедуры. Более действенный эффект от указанной меры можно получить применив статистический анализ, позволяющий установить причинно-следственные связи, а также определить все коррупциогенные факторы с 6. целью последующего их устранения[7].

Также, возможно, поиск пути борьбы с коррупцией при проведении закупочных процедур следует искать во внедрении современных цифровых технологий, одним из которых является использование смарт-контрактов. У данного способа достаточно широкий круг преимуществ, к которым в частности относится автоматизация процессов и устранение 7 каких-либо посредников [8].

Таким образом, сфера государственных закупок еще остается высоко коррумпированной. Антикоррупционные механизмы, заложенные в контрактной системе, не обеспечивают приемлемого результата. 8. Для оздоровления контрактной системы закупок необходимо продолжить работу в направлении повышения ответственности всех участников закупок и автоматизации закупочной процедуры.

Литература

1. Anti-Corruption report / Антикоррупционный отчет [Электронный ресурс]. Режим досту- 1. па: URL: http://ec.europa.eu/anti-corruption-report, свободный — 15.06.2020.

2. Счетная палата выявила рост нарушений в госзакупках в 5 раз за 2 года / [Электронный 2. ресурс]. Режим доступа: URL: https://www. rbc.ru/economics/12/04/2019/5cb072fc9a7947 5d2c90d07b, свободный — 15.06.2020.

3. Взятка в особом размере / В Генпрокуратуре посчитали ущерб от коррупции // [Электронный ресурс]. Российская газета — 3 Столичный выпуск № 68(8122). Режим доступа: URL: https://rg.ru/2020/03/30/v-genprokurature-podschitali-ushcherb-ot-korrupcii.html, свободный — 15.06.2020.

4. Войде Е.Г. Деятельность государства по обеспечению прав человека и проблема ее совершенствования // Гражданское общество в 4.

России и за рубежом.2014. №3. С.27-29. Коррупция в сфере государственных закупок как угроза стабильного развития России / Ушаков С.Н., Анников А.В. Вестник Владимирского юридического института. 2015. (37). С. 121-123.

Правовая характеристика «отката» как специфической формы проявления коррупции в сфере государственных закупок / В. М. Корякин // Российская криминологическая ассоциация: сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23623789, для зарегистрированных пользователей — 15.06.2020. Мустафина С.Ю. Влияние социально-экономических факторов на уровень преступности: статистическое исследование // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 3 (19). С. 41-46 Кулахсзян С.К., Мустафина С.Ю. Смарт-контракты как средство минимизации коррупции в России // Сборник статей по материалам всероссийского научно-исследовательского конкурса «Лучшая научная работа 2020». 2020. С.51-56.

References

Anti-Corruption report / Anti-corruption report [Electronic resource]. Access mode: URL: http://ec.europa.eu/anti-corruption-report, free - 15.06.2020.

The Accounts Chamber revealed an increase in violations in public procurement by 5 times in 2 years / [Electronic resource]. Access mode: URL: https://www.rbc.ru/economics/! 2/04/2019/5cb072fc9a79475d2c90d07b, free -15.06.2020.

A bribe in a special amount / The Prosecutor General's Office calculated the damage from corruption // [Electronic resource]. Rossiyskaya Gazeta - Stolichny Issue No. 68 (8122). Access mode: URL: https://rg.ru/2020/03/30/ v-genprokurature-podschitali-ushcherb-ot-korrupcii.html, free - 06/15/2020. Voide E.G. State activities to ensure human

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

rights and the problem of its improvement // Civil society in Russia and abroad. 2014. Number 3. S.27-29.

5. Corruption in the sphere of public procurement as a threat to the stable development of Russia / Ushakov S.N., Annikov A.V. Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2015. (37). S. 121-123.

6. Legal characteristic of "kickback" as a specific form of manifestation of corruption in the field of public procurement / VM Koryakin // Russian Criminological Association: site [Electronic resource]. - URL: https://elibrary.

ru/item.asp?id=23623789, for registered users - 06/15/2020.

7. Mustafina S.Yu. Influence of socio-economic factors on the crime rate: statistical research // Economic and social-humanitarian research. 2018. No. 3 (19). S. 41-46

8. Kulakhszyan S.K., Mustafina S.Yu. Smart contracts as a means of minimizing corruption in Russia // Collection of articles based on the materials of the All-Russian scientific research competition "Best Scientific Work 2020". 2020.P.51-56.

Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя

Актуальные проблемы |

уголовно-процессуального права

Актуальные проблемы уголовно-процессуального права. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. О.В. Химичевой, О.В. Мичуриной. 304 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Курс лекций подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция, квалификации магистр. Цель пособия — вычленить наиболее актуальные в теоретическом и практическом плане проблемы, требующие более глубокого изучения в отдельном учебном курсе.

Для слушателей (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей образовательных организаций, осуществляющих обучение по направлениям подготовки (специальностям), входящим в укрупненную группу направлений подготовки (специальностей) Юриспруденция, а также для всех интересующихся проблемами уголовного судопроизводства.

44 _ - Криминологический журнал - № 2 / 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.