ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342.5
ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИОННЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ ЗАКУПОК
Е.Р. Борисова
Целью работы является исследование проблем коррупционного взаимодействия различных субъектов контрактной системы государственных закупок. В работе применялись различные методы исследования: научное абстрагирование, теоретический анализ сложившейся практики антикоррупционного механизма в контрактной системе государственных закупок. На основе анализа коррупционного механизма в контрактной системе закупок, проведенного отечественными и зарубежными специалистами, автор обосновал необходимость создания успешного антикоррупционного механизма на всех этапах закупочного цикла путем совместного взаимодействия всех субъектов контрактной системы, заинтересованных в достижении главной цели - удовлетворение государственных и муниципальных нужд. На этой базе сформулированы предложения по совершенствованию механизма взаимодействия субъектов в контрактной системе государственных закупок. Научная новизна исследования состоит в формулировке предложений по совершенствованию взаимодействия субъектов контрактной системы в противодействии коррупции, предложена модель такого взаимодействия. Практическая значимость работы заключается в обосновании возможности повысить эффективность антикоррупционного механизма контрактной системы путем улучшения взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Ключевые слова: коррупция; виды коррупции; коррупционное действие; государственные закупки; коррупционные схемы.
E.R. Borisova. PROBLEMS OF CORRUPTION INTERACTIONS OF SUBJECTS IN THE PURCHASES CONTRACT SYSTEM
The aim of the work is to study the problems of corruption interaction of various entities of the public procurement contract system. In the work, various research methods were used: scientific abstraction, a theoretical analysis of the established practice of the anti-corruption mechanism in the public procurement contract system. Based on the analysis of the corruption mechanism in the contractual procurement system of domestic and foreign specialists, the author substantiated the need to create a successful anticorruption mechanism at all stages of the procurement cycle through the joint interaction of all entities of the contract system who are interested in achieving the main goal - satisfying state and municipal needs. On this basis, the proposals to improve the anti-corruption mechanism in the public procurement contract system have been formulated. The scientific novelty of the study consists in the formulation of proposals for improving the interaction of subjects of the contract system in the fight against corruption, a model of such interaction is proposed. The practical significance of the study lies in the possibility of increasing the effectiveness of the anti-corruption mechanism of the contract system by improving the interaction of all interested parties.
Keywords: corruption; types of corruption; corruption; public procurement; corruption schemes.
Во все времена и во всех странах необхо- и требующей серьезного изучения как в тео-димость борьбы с коррупцией в жизнедея- ретической плоскости, так и в правопримени-тельности общества признавалась насущной тельной практике. Проблеме противодействия
коррупции, повышения эффективности антикоррупционного механизма в различных сферах посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных специалистов. Аспекты коррупционных проявлений в государственных закупках рассмотрены в трудах В.В. Андреева, Е.Р. Борисовой, Г.В. Галиевой, Д.В. Змиевского и др. [2; 5].
Коррупцию можно рассматривать как неформальный институт. С этих позиций, по нашему мнению, коррупция в системе государственных закупок является инструментом для субъектов, взаимодействующих на этапах закупочного цикла, в условиях ограниченности ресурсов. Коррупционные действия направлены на достижение личных выгод государственных служащих в ущерб обеспечению государственных и муниципальных нужд. Институциональный подход к коррупции предполагает учет множества факторов формирования коррупции: исторического, морального, культурного и др., поскольку российской экономике, для того чтобы успешно войти в шестой технологический уровень, необходимо эффективно использовать свои ресурсы [3; 4].
Институту коррупции свойственны излишние полномочия бюрократического аппарата,
слабость воздействия институтов гражданского общества. Дефиниция «коррупция» в российском законодательстве трактуется в Федеральном законе «О противодействии коррупции» [1]. Разновидности коррупционных действий в контрактной системе государственных закупок, представленные на рис. 1, направлены на извлечение выгоды определенного субъекта в противовес достижению обеспечения государственных и муниципальных нужд - цели законодательства о контрактной системе.
Коррупционным действиям в контрактной системе присущи отличительные свойства, представленные на рис. 2. В государственных закупках такие действия совершаются государственными и муниципальными чиновниками, которые обладают специальными полномочиями, определенными или их должностными обязанностями (работники контрактной службы, руководители заказчиков), или специальными функциями (члены комиссий в процессе выбора победителя). Целью коррупционного действия является получение выгоды в той или иной форме. Коррупционные правонарушения противоречат интересам государства и общества. В контрактной системе закупок основная цель, определенная законодательст-
Злоупотребление служебным положением
Дача взятки
Получение взятки
Злоупотребление полномочиями
Коммерческий подкуп
Иные виды незаконного использования гражданином своего должностного положения
Рис. 1. Виды коррупционных действий
Совершаются государственными и муниципальными служащими, имеющими полномочия на определенных этапах закупочного цикла
Цель - получение выгоды должностным лицом
Противоречат интересам государства и общества в обеспечении государственных и муниципальных нужд
Выполняются должностным лицом умышленно
Выполняются в интересах заинтересованного поставщика или другого субъекта закупочного цикла, предлагающего вознаграждение за получение контракта
Рис. 2. Отличительные свойства коррупции в государственных закупках
вом, сформулирована как обеспечение или удовлетворение государственных и муниципальных нужд, состоящая в качественном исполнении заключенных контрактов в необходимые сроки. Все коррупционные действия выполняются должностными лицами умышленно и в интересах определенного поставщика - «фаворита», который предлагает должностному лицу вознаграждение за получение контракта.
По нашему мнению, взаимодействие субъектов государственных закупок влияет на эффективность всей контрактной системы, под которой понимается достижение заданных результатов выполнения государственных и муниципальных контрактов при наименьших ресурсах. При этом надо иметь в виду, что коррупционная составляющая начинается на этапе планирования закупок, в большей степени проявляется на стадии определения поставщика и заключения контракта, а также имеет место на заключительном этапе исполнения контракта. На всех стадиях есть коррупционные риски. Коррупционные схемы взаимодействия субъектов контрактной системы включают:
- на стадии планирования при формировании начальной максимальной цены контракта (НМЦК) для сложной продукции занижается с целью притворной сделки;
- на стадии планирования определяются нереальные сроки выполнения работы, что может свидетельствовать о уже выполненной определенным поставщиком работе или о том, что он приступил к ее выполнению;
- на стадии планирования формируется техническое задание под конкретного поставщика;
- на стадии определения поставщика заказчик запрашивает непредусмотренные законодательством информацию и документы;
- некорректное введение информации в Единую информационную систему (ЕИС);
- на стадии определения поставщика в конкурсе учитываются критерии в пользу определенного поставщика;
- на стадии исполнения контракта устанавливается непривлекательная схема оплаты контракта.
В современных условиях коррупцию в государственных закупках возможно уменьшить только совместными усилиями и взаимодействием всех участников контрактной системы, поэтому, по нашему мнению, необходимо сочетать мониторинг, аудит и контроль в государственных закупках с ростом участия институтов гражданского общества. Нам представляется, что одним из путей повышения эффективности антикоррупционного механизма является создание модели взаимодействия субъектов контрактной системы, представленной на рис. 3. Данная модель предполагает: 1) формулирование цели, заключающейся в выявлении правонарушений, фактов коррупции в контрактной системе государственных закупок; 2) определение инструментария взаимодействия посредством проведения мониторинга, аудита и контроля; 3) выделение субъектов взаимодействия, прежде всего самих участников контрактной системы и институтов гражданского общества; 4) работающая модель должна опираться на научно обоснованную политику противодействия коррупции в контрактной системе.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать определенные выводы. Успешно выстроенная модель коммуникации субъектов контрактной системы в противодействии коррупции способствует повышению эффективности самой контрактной системы. Недостаточно результативная антикоррупционная политика свидетельствует о востребованности обществом прозрачности расходования бюджетных средств, задействованных в контрактной системе государственных закупок. Реализация взаимодействия субъектов контрактной системы государственных закупок в противодейст-
ы м е и и •—г
я т ц
с п у
в и
т с р
с й й р о
е он тнк а к
д о м и и в
аи рат тв с
з в нй
о е
ь к д
л е в тов о в
д и
о тк е ъ б т
2 о про
ув
с
Рис
Цель: выявление правонарушений, фактов коррупции в контрактной системе государственных закупок
Инструментарий: мониторинг, аудит, контроль
Субъекты взаимодействия: участники контрактной системы, институты гражданского общества
Формирование политики противодействия коррупции в контрактной системе
. 3. Модель взаимодействия субъектов контрактной системы в противодействии коррупции
вии коррупции способствует предупреждению и устранению коррупционных рисков на всех стадиях закупочного цикла. Исходя из этого, основные направления противодействия коррупции в контрактной системе государственных закупок должны быть ориентированы на эффективное использование существующего и внедрение нового инструментария противодействия коррупции, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контрактов. Таким образом, оптимизация взаимодействия субъектов контрактной системы в противодействии коррупции нуждается в дальнейшей разработке.
Список литературы
1. О противодействии коррупции: федер. закон от 21.12.2008 № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.
2. Андреев В.В., Борисова Е.Р. Коррупция и ответственность в сфере государственных закупок: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2009. 190 с.
3. Борисова Е.В. Концептуальные вопросы перехода экономики к шестому технологическому укладу в процессе модернизации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 12-15.
4. Борисова Е.В. Теоретические аспекты инновационного развития экономики // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 1. С. 9-16.
5. Галиева Г.В., Змиевский Д.В. Изменение размера и способа обеспечения исполнения го-
сударственного и муниципального контракта в ходе его исполнения: вопросы теории и практики // Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 4 (34). С. 95-98.
References
1. O protivodejstvii korrupcii: feder. zakon ot 21.12.2008 273-FZ // Sobr. zakonodatePstva Ros. Federatsii. 2008. № 52 (ch. 1), st. 6228.
2. Andreyev V.V., Borisova E.R. Korruptsiya i otvetstvennost v sfere gosudarstvenny'kh zakupok [Corruption and accountability in public procurement]: monografiya. Cheboksary : ChKI RUK. 2009. 190 s.
3. Borisova E.V KontseptuaFny'e voprosy' pe-rekhoda ekonomiki k shestomu tekhnologiches-komu ukladu v protsesse modernizatsii [Conceptual issues of economic transition to the sixth technological order in the process of modernization] // Vest-nik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2017. № 3 (29). S. 12-15.
4. Borisova E.V. Teoreticheskie aspekty' in-novatsionnogo razvitiya ekonomiki [Theoretical aspects of innovative economic development] // Kreativnaya ekonomika. 2018. T. 12. № 1. S. 9-16.
5. Galieva G.V., Zmievskij D.V. Izmenenie razmera i sposoba obespecheniya ispolneniya gosu-darstvennogo i munitsipalnogo kontrakta v khode ego ispolneniya: voprosy' teorii i praktiki [Changing the size and method of enforcement of the state and municipal contract in the course of its execution: theory and practice] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2018. № 4 (34). S. 95-98.
БОРИСОВА Елена Рафаиловна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: elrafborisova@mail. ru.
BORISOVA, Elena Rafailovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Sciences (Economics), Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: elrafborisova@mail.ru.
УДК 34:001.12/18
АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ КОЛЛИЗИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
О.Н. Городнова, М.Э. Сыбатова
В статье авторы актуализируют проблему правовых коллизий, на основе доктринального опыта описывают понятие коллизии и ее виды, рассматривают межотраслевую коллизию посредством сравнительного анализа современных норм гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, а также внутриотраслевую иерархическую коллизию норм уголовного права, предлагают пути устранения коллизий в праве.
Авторы полагают, что под юридической коллизией следует понимать столкновение и несогласованность нормативно-правовых актов, регулирующих сходные общественные отношения.