Научная статья на тему 'Государственные задания ветеринарных учреждений: опыт их разработки при обслуживании сельскохозяйственных животных'

Государственные задания ветеринарных учреждений: опыт их разработки при обслуживании сельскохозяйственных животных Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
533
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / STATE JOB / STATE VETERINARY SERVICE / GOVERNMENT FUNDING

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Васильев М.Н.

Разработаны 8 проектов государственных заданий государственным бюджетным учреждениям ветеринарии субъектов Российской Федерации на 2009 2016 годы. Проведённая работа позволила им получить оптимальные объёмы финансирования обязательных противоэпизоотических мероприятий и других работ, осуществляемых в соответствии с государственным заданием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE JOBS VETERINARY INSTITUTIONS: THE EXPERIENCE OF THEIR DEVELOPMENT DURING THE MAINTENANCE OF FARM ANIMALS

Developed 8 projects of the state government budget veterinary institutions of constituent entities of the Russian Federation on 2009 2016 years. The work has enabled them to obtain optimal funding of mandatory antiepizootic measures and other works carried out in accordance with the state assignment.

Текст научной работы на тему «Государственные задания ветеринарных учреждений: опыт их разработки при обслуживании сельскохозяйственных животных»

Таблица 4 - Биохимические показатели сыворотки крови свиноматок экспериментальной группы

Показатели X Sx о Cs ^

Глюкоза 5,1 0,35 0,6 6,8 12,1

Общий белок 58,7 18,72 32,4 31,9 55,2

Холестерин 3,3 0,20 0,3 6,1 10,9

Кальций 2,4 0,06 0,1 2,5 4,5

Железо 28,7* 3,57 6,1 12,4 21,6

Фосфор 4,2 0,68 1,1 16,1 27,7

Примечание:

* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 показатели достоверности по отношению к первой группе животных (табл.3).

Таким образом, диспропорция кальцие-во-фосфорного отношения в сторону увеличения содержания фосфора в сыворотке крови, возможно, связана с нарушением эндокринной регуляции, при которой прямое влияние на уровень данных показателей оказывают гормоны околощитовидной и щитовидной желёз. Низкий уровень кровяных пластинок в крови животных указывает на нарушение кроветворения - образования мегакариоцитов в красном костном мозге. Низкий уровень эритроцитов, слабое насыщение их гемоглобином, снижение гематокритной величины может свидетельствовать о недостатке железа в организме свиноматок экспериментальной группы и как следствие нарушение эритропо-эза и возникновении гипорегенераторной же-лезодефицитной анемии, результатом которой является нарушение дыхательной функции крови, что оказывает патологическое влияние на деятельность органов и систем организма животных, и непосредственно на эмбриогенез. Фактор развития анемии у свиноматок является одним из важных критериев разви-

тия антенатальной гипотрофии плодов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кислинская Л.Г. Гематологические показатели помесных свиней первого покол е-ния различного физиологического состояния / Л.Г. Кислинская и др. // Известия Оренбургского ГАУ. - 2014. - №4. - С. 96-98.

2. Демидович, А.П. Гипотрофия у поросят в условиях промышленных комплексов /А.П. Демидович // Ученые записки УО ВГАВМ. - 2004. - Т. 40. - С. 47-48.

3. Кондрахина И.П. Методы ветеринарной клинической лабораторной диагностики: справочник /И.П. Кондрахина. - М.: КолосС, 2004. 520 с.

4. Минеральный статус продуктивных животных в биохимических субрегионах / П. Л. Гущин [и др.] // Рос. физиол. журнал им. П. И. Сеченова. - 2004. - Т. 90. - С. 469-470.

5. Перевойко, Ж.А. Основные биохимические показатели крови хряков и свиноматок крупной белой породы / Ж.А. Перевойко, В.И. Косилов // Известия Оренбургского ГАУ. - 2014. - №5. - С. 196-199.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВИНОМАТОК КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АНТЕНАТАЛЬНОЙ ГИПОТРОФИИ ПОРОСЯТ

Бильжанова Г.Ж.

Резюме

В статье приведены результаты гематологических исследований свиноматок, включающие морфологические и биохимические параметры, на основании которых сформированы две группы животных (контрольная и опытная). У животных экспериментальной группы выявлена железоде-фицитная анемия, возможно, способствующая развитию антенатальной гипотрофии плодов. У исследуемых животных обеих групп наблюдалась диспропорция в отношении кальция к фосфору, причиной которой могут служить нарушения со стороны эндокринной регуляции.

DIAGNOSTIC VALUE OF HEMATOLOGICAL PARAMETERS OF SOWS AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ANTENATAL MALNUTRITION OF PIGLETS

Bilzhanova G.Zh.

Summary

The results of hematological studies of sows, including morphological and biochemical parameters on the basis of which two groups of animals were formed (control and experimental), revealed iron deficiency anemia, possibly contributing to the development of antenatal fetal malnutrition. In the studied animals of both groups there was a disproportion in relation to calcium to phosphorus, the cause of which may be disorders due to endocrine regulation.

УДК 619:614.2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОПЫТ ИХ РАЗРАБОТКИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Васильев М.Н. - к.в.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

Ключевые слова: государственное задание, государственная ветеринарная служба, бюджетное финансирование.

Key words: state job, state veterinary service, government funding.

Проекты государственных заданий для учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации разработаны кафедрой организации ветеринарного дела ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана» для республик Татарстан, Бурятия, Удмуртия, Воронежской, Калининградской, Ленинградской, Липецкой областей и Хабаровского края в 2008 - 2015 годы.

Необходимость их разработки обуславливалась изменениями порядка бюджетного финансирования государственных бюджетных учреждений в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии с данными нормативными правовыми актами ведомственный перечень государственных ветеринарных услуг и работ должен формироваться в соответствии с отраслевым перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии. Объем финансового обеспечения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг с соблюдением общих требований, определенных ими же. Финансовое обеспечение выполнения государствен-

ных заданий осуществляется за счет средств соответствующего государственного бюджета (федерального, регионального, муниципального) [2, 3, 4].

Недостатком этой системы финансирования является то, что базовый перечень государственных услуг в области ветеринарии был разработан только в 2015 г., при этом прямое финансирование государственных ветеринарных учреждений было прекращено с 2009 г. Поэтому органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии были вынуждены самостоятельно разрабатывать ведомственные перечни услуг и определять объёмы финансового обеспечения выполнения государственных заданий.

Опыт разработки и реализации государственных заданий государственными ветеринарными учреждениями в субъектах Российской Федерации показал, что финансовое обеспечение их деятельности практически полностью осуществляется за счет средств бюджетов субъектов [5, 6].

В связи с накопившимися проблемами в сфере финансового обеспечения государственных ветеринарных услуг, органы исполнительной власти 8 субъектов Российской Федерации в области ветеринарии обратились к коллективу кафедры организации ветеринарного дела ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана» с просьбой оказать на-

учно-методическую помощь в разработке проектов государственных заданий.

Материалы и методы. При выполнении работы использованы методика и результаты нормирования труда ветеринарных специалистов, которые были разработаны сотрудниками и аспирантами кафедры организации ветеринарного дела ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана» (И.Н. Никитин, Л.И. Иванов, Н.М. Василевский, А.И. Акмуллин, Е.Н. Трофимова, Н.В. Карпова, Т.М. Кузьмина, Г.И. Вагазова, А.Р. Раши-дова, А.Ю. Гутовец, А.И. Ключникова, Н.В. Николаев).

При формировании проектов государственных заданий расчеты стоимости государственных ветеринарных услуг (работ) осуществлены структурным методом с использованием фактической и планируемой заработной платы ветеринарных специалистов, а так же структуры затрат учреждений. Нормативно

Таблица 1

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в субъектах Российской Федерации структура финансовых затрат учреж-

были установлены затраты на заработную плату и начисления на оплату труда ветеринарных специалистов, непосредственно выполняющих государственные услуги (работы), с использованием норм времени на отдельные виды государственных ветеринарных услуг (работ).

Результаты исследований. Используя данные органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, установили структуру финансовых затрат учреждений Государственной ветеринарной службы (сведения по республикам Татарстан, Удмуртия и Бурятия представлены в таблице 1) и средние размеры оплаты труда ветеринарных специалистов, осуществляющих государственные ветеринарные услуги (работы) (сведения по всем 8 регионам представлены в таблице 2).

дений Государственной ветеринарной службы, благодаря различиям производственно-экономического состояния регионов, имеет

- Структура финансовых затрат учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации

Наименование статей расходов Структура затрат госветучреждений к статье «Заработная плата», %:

Республика Татарстан Удмуртская Республика Республика Бурятия

Годы анализа 2010 2008 2015

Заработная плата, млн. руб. 227,83 86,9 96,69

Прочие выплаты 1,18 - 1,15

Начисления на оплату труда 26,2 26,2 30,2

Услуги связи 1,4 0,83 2,34

Транспортные услуги 0,23 0,01 0,49

Коммунальные услуги 5,4 5,06 4,92

Арендная плата за пользование имуществом 0,37 - 0,06

Услуги на содержание имущества 4,45 1,97 7,21

Прочие работы и услуги 10,12 1,12 6,95

Амортизация основных средств и нематери- 7,4

альных активов

Расходование материальных запасов - - 55,07

Заработная плата административно-управленческого и обслуживающего персонала - - 40,02

Начисления на выплаты по оплате труда адми-

нистративно-управленческого и обслуживаю- - - 12,03

щего персонала

Прочие расходы 4,7 1,74 0,81

Налоги - - 1,14

Увеличение стоимости основных средств 2,97 0,62 3,48

Увеличение стоимости материальных запасов 19,29 5,58 19,78

значительные колебания.

Заработная плата основного персонала учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации (ветеринарных врачей и фельдшеров), выполняющего государственное задание, в связи с различной экономической ситуацией в регионах и проведением исследований в разные годы не имеет какой-либо единой тенденции.

Таблица 2

В процессе работы придерживались рекомендованной структуры государственных заданий государственных бюджетных учреждений, включающей:

- Реестр государственных услуг в сфере ветеринарного обслуживания животноводства в сельскохозяйственных формированиях, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах граждан.

- Перечень учреждений Государственной ветеринарной службы субъекта Российской Федерации.

- Выписка из реестра расходных обязательств.

- Потребители государственных ветеринарных услуг.

- Объёмы государственного задания, исполняемого учреждениями Государственной ветеринарной службы.

- Показатели, характеризующие качество оказываемых государственных услуг.

- Предельные цены (тарифы) на оплату государственных услуг.

- Порядок контроля исполнения государственного задания.

- Требования к отчётности об исполне-

Она варьируется у ветеринарных врачей от 7,74 тыс. руб. в Воронежской области (2011 г.) до 34,9 тыс. руб. в Ленинградской области (2013 г.). По ветеринарным фельдшерам минимальные показатели заработной платы отмечаются так же в Воронежской области -3,98 тыс. руб., максимальные в Республике Бурятия - 17,44 тыс. руб. (2015 г.).

нии государственного задания.

Коллективом кафедры разработаны 8 проектов государственных заданий государственным бюджетным учреждениям ветеринарии субъектов Российской Федерации на 2009 - 2016 годы. Сведения об объёмах финансового обеспечения государственных заданий при обслуживании животноводства субъектов Российской Федерации представлены в таблице 3.

Как видно из представленных данных, государственные задания в субъектах Российской Федерации, в зависимости от уровня развития животноводства, а так же экономической ситуации того или иного региона страны, предполагают различные объемы их финансового обеспечения. Наибольший объём субсидий на выполнение государственного задания предполагался при его формировании для учреждений Государственной ветеринарной службы Липецкой области в 2013 г. в сумме 327,82 млн. руб., других субъектов (Ленинградская область, Республика Бурятия, Хабаровский край, Республика Татарстан, Калининградская и Воронежская области, Удмуртская Республика) значительно меньше.

- Средняя заработная плата ветеринарных специалистов учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации

Наименование субъектов Российской Федерации Годы анализа Средняя заработная плата, тыс. руб.:

ветеринарных врачей ветеринарных фельдшеров

Республики: Татарстан 2010 10,87 7,84

Удмуртия 2008 9,60 6,20

Бурятия 2015 21,42 17,44

Области: Воронежская 2011 7,74 3,98

Липецкая 2011 16,18 11,30

Ленинградская 2013 34,90 17,01

Калининградская 2014 24,34 16,35

КГБУ «Хабаровская районная СББЖ» Хабаровского край 2013 14,26 -

Таблица 3 - Объёмы финансового обеспечения государственного задания при обслуживании сельскохозяйственных животных учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации

Наименование субъекта Российской Федерации Расчётный период государственного задания, год Объёмы финансового обеспечения государственного задания, млн. руб.

Удмуртская Республика 2009 144,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Татарстан 2011 186,11

Воронежская область 2012 149,02

Липецкая область 2013 327,82

Хабаровский край 2013 187,20

Ленинградская область 2015 281,60

Республика Бурятия 2015 201,39

Калининградская область 2016 170,91

Заключение. Все разработанные проекты государственных заданий для учреждений Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации утверждены и используются учредителями в качестве документа-обоснования объемов финансового обеспечения государственных заданий данных учреждений. Проведённая работа позволила учреждениям Государственной ветеринарной службы субъектов Российской Федерации получить оптимальные объёмы финансирования обязательных противоэпизоотиче-ских мероприятий и других работ, осуществляемых ими в качество основного вида деятельности в соответствии с государственным заданием в интересах государства и общества.

Плодом данной многолетней работы кафедры так же стали Рекомендации по формированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Рекомендуемый перечень ветеринарных услуг (работ), включаемых в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) бюджетными (казенными) учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации (одобрены на заседании секции «Ветеринария» Научно-технического совета Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 11 июня 2014 г.) [1].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дресвянникова, С.Г., Никитин И.Н., Трофимова Е.Н., Васильев М.Н. Рекоменда-

ция по формированию государственного задания учреждениям Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. - 2015. - №3. - С. 40-45.

2. Никитин, И.Н., Обоснование бюджетного финансирования обязательных ветеринарных услуг, оказываемых городскими станциями по борьбе с болезнями животных. А.И. Акмуллин, М.Н. Васильев, Е.Н. Трофимова // Учёные записки Казанской ГАВМ, т. 198. - 2009. - С. 136-139.

3. Никитин И.Н., Методика разработки государственного заказа ветеринарным учреждениям / Г.Н. Бурдов, А.И. Акмуллин, Н.Б. Крылова, М.Н. Васильев, Е.Н. Трофимова, А.Р. Рашидова // Ветеринарный врач. - 2010. - №2. - С.28-30.

4. Никитин И.Н. Ветеринарным учреждениям - государственное задание / М.Н. Васильев // Ветеринария. - 2013. - №5. - С.16-18.

5. Никитин И.Н.Государственное задание бюджетным учреждениям ветеринарии Хабаровского края / М.Н. Васильев, Е.Н. Трофимова, Н.Б. Постоев // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. - 2014. - №2. - С. 12-16.

6. Трофимова Е.Н. Опыт разработки государственного задания Бурятской республиканской станции по борьбе с болезнями животных / И.Н. Никитин, М.Н. Васильев, Э.Г. Сангадиев // Учёные записки Казанской ГАВМ, т. 226. - 2016. - С. 163-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.