Научная статья на тему 'Рекомендации по совершенствованию государственных и платных ветеринарных услуг в Российской Федерации'

Рекомендации по совершенствованию государственных и платных ветеринарных услуг в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
819
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ПЛАТНАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ УСЛУГА / РАСЦЕНКА / THE STATE VETERINARY SERVICE / PUBLIC SERVICES / STATE TASK / PAID VETERINARY SERVICES / PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дресвянникова С. Г., Никитин И. Н., Васильев М. Н., Трофимова Е. Н.

В статье изложены результаты исследований авторов-разработчиков рекомендаций по формированию государственного задания на оказание государственных услуг и расчету расценок на платные ветеринарные услуги, выполняемые учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE STATE AND PAY FOR VETERINARY SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of the studies authors developers recommendations on the formation of the state task for the provision of public services and the calculation of prices for paid veterinary services performed by agencies of the State veterinary service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по совершенствованию государственных и платных ветеринарных услуг в Российской Федерации»

УДК 619:65:011.015.25

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПЛАТНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дресвянникова С.Г. - директор Департамента ветеринарии; *Никитин И.Н. - д.в.н., профессор, зав.кафедрой; *Васильев М.Н. - к.в.н., доцент;

*Трофимова Е.Н. - д.в.н., доцент Департамент ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,

тел.: 8 (499) 975-51-05 * Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: 8 (843) 273-97-25

Ключевые слова: Государственная ветеринарная служба, государственная услуга, государственное задание, платная ветеринарная услуга, расценка.

Key words: The State veterinary service, public services, state task, paid veterinary services, pricing.

Проблема разработки и реализации государственных заданий учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации появилась в связи с изменением порядка финансирования деятельности бюджетных учреждений, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Платные ветеринарные услуги разрешены распоряжением Совета Министров Российской Федерации от 30 октября 1991 г. Минсельхозом России 28 января 1992 г. был утвержден Перечень платных и бесплатных ветеринарных услуг, Правительством Российской Федерации 6 августа 1998 г. - Правила оказания платных ветеринарных услуг.

В Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана накоплен определенный опыт разработки проектов государственных заданий ветеринарных учреждений по заказу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (Удмуртской Республики, 2008; Республики Татарстан, 2010; Воронежской области, 2011; Липецкой области, 2012; Хабаровского края, 2013; Ленинградской области, 2014; Республики

Бурятия, 2014) [3-5].

Фундаментальные исследования в сфере ценообразования на платные ветеринарные услуги начались в 90-х годах ХХ века [1-2], однако основные научные исследования по разработке расценок на ветеринарные работы (услуги) проведены в Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана (И.Н. Никитин, 1992-2014; Л.И. Иванов, 1989-1995; Н.М. Василевский, 1995-2000; А.И. Акмуллин, 1994-2006; Н.В. Ачина, 1995; К.К. Кейкиева, 1997; Д.Ф. Миннебаев, 2002; Е.Н. Трофимова, 20042014; М.Н. Васильев, 2006-2014; А.Ю. Гутовец, 2009; Г.И. Вагазова, 2006; А Р. Рашидова, 2008; А.И. Ключникова, 2013; Н.В. Николаев, 2013).

В целях совершенствования методики разработки государственного задания бюджетным учреждениям Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и методики расчета расценок на платные ветеринарные услуги

Департаментом ветеринарии Минсельхоза России при участии сотрудников кафедры организации ветеринарного дела Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана разработаны «Рекомендации по формированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) бюджетными (казенными) учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации» и «Рекомендации по формированию расценок на платные ветеринарные работы (услуги),

выполняемые учреждениями

Государственной ветеринарной службы Российской Федерации», которые одобрены Научно-техническим советом

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 11 июня 2014 г. и направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии 16 июля 2014 г.

Материал и методика.

Рекомендации по формированию расценок на платные ветеринарные работы (услуги), выполняемые учреждениями

Государственной ветеринарной службы Российской Федерации разработаны на основе положений:

- Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4749-1 «О ветеринарии»;

- Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»;

- Правил оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 1998 г. № 898.

- Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н (в редакции Приказа Минфина России от 16 декабря 2013 г. № 121н);

- Методики расчета платы за оказание платных услуг, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 229;

- Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказами Министерства финансов Российской Федерации № 137н и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 527 от 29 октября 2010 г. (в редакции Приказов Минфина России № 149н, Минэкономразвития России № 625 от 7 ноября 2011 г.);

- Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии

Таможенного Союза от 9 декабря 2011 г. № 880.

При разработке государственного задания бюджетным учреждениям ветеринарии и его реализации руководствуются:

- «Бюджетным кодексом Российской Федерации», утвержденным 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ст. 69; 69.1; 69.2).

- «Трудовым кодексом Российской Федерации», утвержденным 21 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

- Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии».

- Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях».

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 г. № 700, от 29 октября 2012 г. № 1110, от 3 июня 2013 г. № 467, от 4 июня 2014 г. № 511, от 26 февраля 2014 г. № 151).

- Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 137н от 29 октября 2010 г. и Министерства экономического развития Российской Федерации № 527 от 29 октября 2010 г. (в редакции Приказов Минфина России № 149н, Минэкономразвития России № 625 от 7 ноября 2011 г.).

- Методиками проведения диагностики, профилактики инфекционных и инвазионных болезней животных, ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов животноводства, лабораторных исследований биологических материалов в ветеринарии, инструкциями и правилами по профилактике и ликвидации заразных болезней животных; справочниками по лабораторным исследованиям в ветеринарии, включенными в федеральное законодательство в области ветеринарии.

- Типовыми нормами времени на выполнение ветеринарных работ в совхозах и колхозах, утвержденными Госагропромом СССР 26 октября 1987 г. (Ветеринарное законодательство, т.4., 1989 г. - с.652 -664).

- Региональными нормативно-правовыми документами о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- Методическими рекомендациями по определению нормативных затрат на оказание государственных услуг государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, а также нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений субъектов Российской Федерации, принятыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Результаты исследований.

Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги.

Для определения нормативных затрат могут использоваться следующие методы: нормативный, структурный, экспертный.

В случае наличия утвержденных нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях, в том числе нормативов, оснащения мягким

инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, объемов снижения потребления

энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической

эффективности или иных натуральных параметров оказания государственной услуги, указанные нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях, используются при определении

нормативных затрат.

В случае отсутствия утвержденных натуральных нормативов затрат органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в целях определения нормативных затрат могут быть самостоятельно установлены нормативы затрат, выраженные в натуральных показателях.

При применении структурного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат

определяются пропорционально

выбранному основанию (например, затратам на оплату труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги).

При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат

определяются на основании экспертной оценки (например, оценки доли группы затрат (например, трудозатраты) в общем объеме затрат, необходимых для оказания государственной услуги и др.).

Нормативные затраты на оказание > той государственной ветеринарной услуги в соответствующем финансовом году определяются по следующей формуле: № = SUMj • Gj,

где: SUMJ - годовой объем j - той государственной ветеринарной услуги; Gj -нормативные затраты, определенные для j -той группы затрат на единицу государственной ветеринарной услуги на соответствующий финансовый год.

При определении нормативных затрат на оказание государственной ветеринарной услуги учитываются:

- нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

- нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной ветеринарной услуги;

- нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной ветеринарной услуги;

- иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной ветеринарной услуги.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам,

непосредственно связанным с оказанием государственной ветеринарной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала,

непосредственно оказывающего услугу (выполняющего работу) определяется исходя из потребности в количестве этого персонала по категориям на основании установленных типовых норм труда и норм численности.

Нормативные затраты на

материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги.

Нормативные затраты на

коммунальные услуги определяются, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения, или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества.

Нормативные затраты на содержание недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

- нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

- нормативные затраты на аренду недвижимого имущества;

- нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

- прочие нормативные затраты на содержание недвижимого имущества.

Нормативные затраты на

приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя

из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (выполнении работы) (административно-управленческий вспомогательный

персонал) определяются в соответствии со штатным расписанием учреждения, утвержденным на очередной финансовый год действующей системой оплаты труда.

Нормативные затраты на содержание имущества рассчитываются с учетом затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное Учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

К рекомендациям прилагается «Рекомендуемый перечень ветеринарных услуг (работ), включаемых в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) бюджетными (казенными) учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации».

2. Определение нормативных затрат на оказание платных ветеринарных услуг.

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием платных ветеринарных работ (услуг) учитываются:

- Материальные затраты (Мз) включают стоимость топлива, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, строительных материалов, стоимость тары и упаковки, потери от недостачи материальных ресурсов.

Материальные затраты определяются по формуле:

Мз = Е (Мм • Цм),

где: Мм - количество фактически использованного материального средства в процессе оказания платных ветеринарных услуг; Цм - цена фактически использованного материального средства, руб.

- Расходы на оплату труда (От):

оплата за отработанное время (Зп); премии и вознаграждения (Пр); надбавки и доплаты за совмещение профессий, стаж работы, работу в сельской местности, вредные и особо вредные условия труда, ночную работу, по районным коэффициентам за работу на Крайнем Севере, за работу в выходные и праздничные дни (Нд); компенсационные выплаты (Кв); оплата сверхурочных работ (Оср); оплата за труд по подготовке,

работников (Оп); за временное заместительство (Вз); за труд по совместительству (Осов); оплата за неотработанное время (Онв);

единовременные компенсационные,

стимулирующие и поощрительные выплаты (Експв); выплаты на жилье и топливо (Вжт); выплаты социального характера (Всх).

Расходы на оплату труда определяются по формуле:

переподготовке, повышению квалификации

От = Зп + Пр + Нр + Кв + Оср + Оп + Вз + Осов + Онв + Експв +

+ Вжт + Всх.

Расценки на ветеринарные работы (Ц) формуле:

нормативным методом определяются по

Ц = (Мз + От + Осс + Омс + Опо + Аос + Рос + Зопу + Зпр) •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• (1 + Нр : 100) • (1 + НДС : 100) : Мо,

где: Нр - норматив рентабельности, Расценки на платные ветеринарные

%; НДС - налог на добавленную стоимость, услуги структурным методом определяются

%; Мо - объем ветеринарных работ. по формуле:

Ц = (№от + №нот + №пв + №ус + №ту + №ку + №а + №си + №пу + + №аос + №мз + №оту + №ноту + №пр + №н + №ртр + №усос + №усмз) •

• (1 + Нр : 100) • (1 + НДС : 100) : Мо,

где: №т - затраты на оплату труда ветеринарных специалистов; Nнот - затраты на оплату исчислений на выплаты по оплате труда ветеринарных специалистов; Nпв - затраты на прочие выплаты; Nус -затраты на услуги связи; №у - затраты на транспортные услуги; Nку - затраты на коммунальные услуги; № - затраты на арендную плату за пользование имуществом; №и - затраты на услуги по содержанию имущества; Nпу - затраты на прочие работы и услуги; №ос - затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов; Nмз - затраты на расходование материальных запасов; ^ту -затраты на оплату труда административно-управленческого и обслуживающего персонала; №оту - затраты на оплату исчислений на выплаты по оплате труда административно-управленческого и

обслуживающего персонала; №р - затраты на прочие расходы; № - затраты на оплату налогов; ^тр - затраты по формированию резерва на текущий ремонт; ^сос -затраты на увеличение стоимости основных фондов; ^смз - затраты на увеличение стоимости материальных запасов; Нр -норматив рентабельности, %; НДС - налог на добавленную стоимость, %; Мо - объем

К Рекомендациям прилагается «Рекомендуемый перечень платных ветеринарных работ (услуг), выполняемых учреждениями Государственной

ветеринарной службы Российской Федерации».

Заключение. Использование

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, разработанных

«Рекомендаций по формированию государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ),

учреждениями

ветеринарной

Федерации» и

формированию

ветеринарные

выполняемые

Государственной

Государственной службы Российской «Рекомендаций по расценок на платные работы (услуги),

учреждениями ветеринарной службы

Российской Федерации», обеспечит единообразный подход к установлению методики расчета стоимости и перечня государственных ветеринарных услуг (работ), оказываемых в рамках государственного задания и методики расчета расценок и перечня платных ветеринарных работ (услуг) в субъектах Российской Федерации.

выполненных ветеринарных услуг.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Авилов В.М., Джупина С.И., Юшкова Л.Я. Расчет себестоимости

различных видов ветеринарных работ. Тезисы докладов конференции. Н.Новгород, 1992. - С. 98-99. 2. Винокуров В.В., Жунушов А.Т. О порядке разработки и установлении расценок (тарифов) на услуги и работы, выполняемые организациями и учреждениями ветеринарной службы Киргизской ССР. Методические рекомендации. Фрунзе, 1990. - 12 с. 3. Никитин И.Н., Бурдов Г.Н., Акмуллин А.И., Крылова Н.Б., Трофимова Е.Н., Васильев М.Н., Рашидова А.Р. Методика разработки государственного заказа ветеринарным учреждениям. Ветеринарный врач. - 2010. - №2. - С.28-30. 4. Никитин И.Н., Васильев М.Н. Ветеринарным учреждениям -государственное задание. Ветеринария. - 2013. - №5. - С.16-18. 5. Никитин И.Н., Васильев М.Н., Трофимова Е.Н., Постоев Н.Б. Государственное задание бюджетным учреждениям ветеринарии Хабаровского края. Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии. - 2014. - №2. - С.12-16.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПЛАТНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дресвянникова С.Г., Никитин И.Н., Васильев М.Н., Трофимова Е.Н.

Резюме

В статье изложены результаты исследований авторов-разработчиков рекомендаций по формированию государственного задания на оказание государственных услуг и расчету расценок на платные ветеринарные услуги, выполняемые учреждениями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

RECOMMENDATIONS TO IMPROVE THE STATE AND PAY FOR VETERINARY SERVICES

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Dresvynnikova S.G., Nikitin I.N., Vasiliev M.N., Trofimova E.N.

Summary

The article presents the results of the studies authors developers recommendations on the formation of the state task for the provision of public services and the calculation of prices for paid veterinary services performed by agencies of the State veterinary service of the Russian Federation.

УДК 619: 636.2:658.53

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ

МОЛОЧНОГО КОМПЛЕКСА

Акмуллин А.И. - д.в.н., зав. кафедрой; Вагазова Г.И. - к.в.н., доцент; Макаров А.С. - к.в.н., доцент; Махиянов А.Р. - к.в.н.; Домолазов С.М. -к.в.н., преподаватель Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел. (843) 273-97-15

Ключевые слова: молочный комплекс, ветеринарная служба, трудовые ресурсы, трудоемкость, штатная численность.

Key words: dairy complex, veterinary service, manpower, labor input, regular number.

Дальнейшее развитие молочного скотоводства во многом зависит от эффективного использования трудовых ресурсов всех категорий работников и в первую очередь - ветеринарных специалистов. Повышение

производительности труда и рациональное

использование трудовых ресурсов ветеринарных работников может быть достигнуто за счет применения научно-обоснованных норм труда ветеринарных специалистов, расчета фактической трудоемкости всех видов ветеринарных работ и установления необходимой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.