Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ ДАННЫХ'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
110
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / СТОМАТОЛОГИЯ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛИКЛИНИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ханиев А.А., Ардавова А.А.

Достоверность и прозрачность цифровой информации занимает важное место в общественном здравоохранении. Пациенты, проходящие стоматологическое лечение, могут получить пользу от такой прозрачности. В новую эру прозрачности выбор пациентов будет определяться актуальностью информационных данных. Основная цель исследования - оценка прозрачности информации для пациентов на официальных сайтах медицинских стоматологических организаций. Методы исследования основаны на аналитическом подходе, применен системный, логический и сравнительный анализ различных источников. Результаты и обсуждение. Анализ прозрачности информации о деятельности государственных стоматологических медицинских организаций на официальных сайтах показал различную информационную прозрачность и достоверность данных: от недостаточности данных сайтов медицинских организаций (МО) до актуальной качественной информации, с данными как для пациентов, так и для медицинских работников. Заключение. Прозрачность информации - один из ключевых факторов, определяющих доверие пациентов к МО. Прозрачная информация помогает пациентам наладить коммуникацию, повысить доверие и к врачам, и к МО в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ханиев А.А., Ардавова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC DENTAL ORGANISATIONS IN THE DIGITAL AGE: THE RELEVANCE OF INFORMATION TRANSPARENCY AND DATA RELIABILITY

Reliable and transparent digital information has an important place in public health. Patients undergoing dental treatment can benefit from this transparency. In the new era of transparency, the patients' choice will be the relevance of the information data. The main aim of the study is to evaluate the transparency of patient information on the official websites of medical dental organisations. The research methods are based on an analytical approach, applying systematic, logical and comparative analysis of different sources. Results and discussion. Analysis of transparency of information about the activity of state dental medical organizations on official websites showed different information transparency and reliability of data: from insufficient data on websites of medical organizations to actual qualitative information, with data both for patients and medical workers. Conclusion. Transparency of information is one of the key determinants of patient trust in healthcare organisations. Transparent information helps patients to establish communication and increase trust in doctors and health care providers.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ ДАННЫХ»

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Государственные стоматологические организации в цифровую эпоху: актуальность информационной прозрачности и достоверности данных

Достоверность и прозрачность цифровой информации занимает важное место в общественном здравоохранении. Пациенты, проходящие стоматологическое лечение, могут получить пользу от такой прозрачности. В новую эру прозрачности выбор пациентов будет определяться актуальностью информационных данных.

Основная цель исследования - оценка прозрачности информации для пациентов на официальных сайтах медицинских стоматологических организаций.

Методы исследования основаны на аналитическом подходе, применен системный, логический и сравнительный анализ различных источников.

Результаты и обсуждение. Анализ прозрачности информации о деятельности государственных стоматологических медицинских организаций на официальных сайтах показал различную информационную прозрачность и достоверность данных: от недостаточности данных сайтов медицинских организаций (МО) до актуальной качественной информации, с данными как для пациентов, так и для медицинских работников.

Заключение. Прозрачность информации - один из ключевых факторов, определяющих доверие пациентов к МО. Прозрачная информация помогает пациентам наладить коммуникацию, повысить доверие и к врачам, и к МО в целом.

Ключевые слова:

врач-стоматолог; стоматология; стоматологические поликлиники; информационная прозрачность; достоверность; цифровизация

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ханиев А.А.1, Ардавова А.А.2

1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики», 101000, г. Москва, Российская Федерация

2 Стоматологическая клиника «Рудента», 117342, г. Москва, Российская Федерация

1

Вклад авторов. Концепция и дизайн исследования, написание и редактирование текста, статистическая обработка данных - Ханиев А.А.; сбор и обработка материала, анализ результатов - Ардавова А.А.

Для цитирования: Ханиев А.А., Ардавова А.А. Государственные стоматологические организации в цифровую эпоху: актуальность информационной прозрачности и достоверности данных // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 2. С. 86-96. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-2-86-96 Статья поступила в редакцию 21.02.2023. Принята в печать 10.05.2023.

Public dental organisations in the digital age: the relevance of information transparency and data reliability

Khaniev A.A.1, 1 National Research University Higher School of Economics, Ardavova A.A.2 101000, Moscow, Russian Federation

2 Dental Clinic "Rudenta", 117342, Moscow, Russian Federation

Reliable and transparent digital information has an important place in public health. Patients undergoing dental treatment can benefit from this transparency. In the new era of transparency, the patients' choice will be the relevance of the information data.

The main aim of the study is to evaluate the transparency of patient information on the official websites of medical dental organisations.

The research methods are based on an analytical approach, applying systematic, logical and comparative analysis of different sources.

Results and discussion. Analysis of transparency of information about the activity of state dental medical organizations on official websites showed different information transparency and reliability of data: from insufficient data on websites of medical organizations to actual qualitative information, with data both for patients and medical workers.

Conclusion. Transparency of information is one of the key determinants of patient trust in healthcare organisations. Transparent information helps patients to establish communication and increase trust in doctors and health care providers.

Keywords:

dentist; dentistry; dental clinics; transparency; information transparency; trustworthiness; digitalization

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

Contribution. Research concept and design, text writing and editing, statistical data processing - Khaniev A.A.; collection and processing of material, analysis of results - Ardavova A.A.

For citation: Khaniev A.A., Ardavova A.A. Public dental organisations in the digital age: the relevance of information transparency and data reliability. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (2): 86-96. DOI: https://doi.org/10.33029/ 2411-8621-2023-9-2-86-96 (in Russian) Received 21.02.2023. Accepted 10.05.2023.

Цифровизация общества открывает новые возможности для медицинских организаций (МО), врачей и пациентов [1]. Ключевой основой для принятия правильных решений всех заинтересованных сторон в здравоохране-

нии являются актуальные и прозрачные информационные данные [2].

В последние годы внимание к прозрачности в здравоохранении значительно выросло, поскольку она имеет решающее значение для всех

аспектов систем здравоохранения - от работы отдельных врачей, МО и страховых компаний до работы правительств [3].

Можно определить информационную прозрачность в здравоохранении как открытое и честное взаимодействие между системой здравоохранения, МО, врачами и пациентами в раскрываемости информации о своей профессиональной деятельности.

Многие исследования показывают, что прозрачность укрепляет доверие пациентов, улучшает качество медицинской помощи и опыт потребителей медицинских услуг [4].

Цифровые технологии улучшают и облегчают медицинское обслуживание и общественное здравоохранение [5]. Появление интернета и распространение использования компьютеров в 1980-1990-х гг. привело к серьезным изменениям в медицине и стоматологии. Интернет стал важным источником информации о здоровье человека, а посещения медицинских веб-сайтов чаще всего заключаются в поиске информации о симптомах, заболеваниях, состоянии здоровья или лечении, лечащего врача, МО и др. [6, 7].

Качественная и точная информация на интернет-сайтах повышает прозрачность, доступ к которой помогает людям сделать осознанный выбор в отношении своего лечения, врача и МО, улучшая эффективность работы и вероятную экономическую выгоду в долгосрочной перспективе [5-7].

Формирование информационного ресурса для пациентов регламентируется двумя федеральными законами: № 326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ст. 20 «Права и обязанности медицинских организаций») и № 323-ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 79 «Обязанности медицинских организаций») [8].

Более подробно требования к содержанию, техническим параметрам и форме предоставления информации на официальном сайте определены приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 г. № 956н. Официальный сайт МО должен быть наиболее полным и достоверным источ-

ником официальной информации о МО (ее деятельности, характере оказываемых услуг, правах и обязанностях пациентов, информации о специалистах и др.) для пациентов [9].

Кроме того, Правительство Российской Федерации приняло 2 постановления в области цифровой трансформации российского здравоохранения: «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации здравоохранения» в декабре 2021 г. и «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» в феврале 2022 г. [10].

С целью повышения доступности медицинской помощи для граждан нашей страны в декабре 2022 г. Минздравом России совместно с коллегами из Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения были составлены методические рекомендации по организации записи пациентов к врачам через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также через единые региональные колл-центры.

Эти рекомендации предназначены для руководителей и специалистов органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья, руководителей и специалистов медицинских информационно-аналитических центров, руководителей и их заместителей МО [11].

Однако с учетом того, что имеется законодательная база и регламентирующие документы, без заинтересованности высшего руководства МО процесс внедрения организационных решений и изменений не даст ощутимого эффекта [1, 2, 11].

Цель исследования - анализ прозрачности информации о деятельности государственных стоматологических МО на официальных сайтах организаций.

Материал и методы

Был проведен контент-анализ 8 официальных сайтов государственных стоматологических МО в административных центрах 8 федеральных округов Российской Федерации, с 1 января по 1 февраля 2023 г., включая следующее показатели:

■ информация о возможности удаленной записи на прием к врачу-стоматологу;

■ наличие информации об использовании медицинских технологий в указанной МО;

■ доступность индивидуальных данных о врачах-стоматологах;

■ обратная связь.

Результаты

Российская Федерация - самая большая страна в мире с 11 часовыми поясами, 8 федеральными округами, 89 субъектами, состоящими из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов [12, 13]. В каждом регионе функционируют государственные медицинские стоматологические организации (см. рисунок) [14].

Контент-анализ информации с официальных сайтов показывает различную прозрачность данных (см. таблицу).

Информация о возможности удаленной записи на прием к врачу по телефону/ с использованием сети «Интернет» и т.п.

Возможность удаленной записью к врачу характеризуется фиксацией на прием к врачу в медицинском центре, а также переносом и отменой приема врача. Услугой могут пользоваться граждане определенного населенного пункта, у которых есть полис обязательного медицинского страхования (ОМС) и статус прикрепления к конкретной поликлинике. Предварительная запись на прием осуществляется за 2-недельный срок. Возможность записи на конкретное время зависит от расписания и загруженности врача-специалиста, а также от количества талонов (карточек), выделенных медицинским центром для приема пациентов.

Основной способ удаленной записи - это телефон, затем идут запись через автоматы и инфо-маты в стоматологических организациях, интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал

Л ¿Л

Санкт-Петербург, СЗФО 1 -

|

Москва, ЦФО

Ростов-на-Дону, ЮФО ^ Екатеринбург, УрФО

^ Нижний ^^

Новгород, ПФО

10

Пятигорск, СКФО

Владивосток, ДФО

Расположение государственных стоматологических медицинских организаций на географической карте Российской Федерации

СЗФО - Северо-Западный федеральный округ; ЦФО - Центральный федеральный округ; ЮФО - Южный федеральный округ; ПФО - Приволжский федеральный округ; СКФО - Северо-Кавказский федеральный округ; УрФО - Уральский федеральный округ; ДФО - Дальневосточный федеральный округ. Источник информации: составлено авторами на основании анализа официальных сайтов государственных стоматологических медицинских организаций и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [14].

со о

<

"О X

ш

>

> >

X

го =1 "О

го

сг ш

I

о

го >

о

СП "О

ш ш

о ш ш

Название медицинской организации и регион

Государственное автономное учреждение здравоохранения города Москвы «Стоматологическая поликлиника N2 2 Департамента здравоохранения города Москвы»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника № 2»

Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника N2 1 г. Ростова-на-Дону»

Информация о возможности удаленной записи на прием к врачу-стоматологу

Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях.

Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-порталы mos.ru или егтпаэ.тГо; через мобильное приложение «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва»

Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях.

Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга» (gu.spb.ru) Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях.

Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Портал медицинских услуг Ростовской области» (gosuslugi-rostov.ru)

Информация об

использовании

медицинских технологий медицинской организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платные услуги, услуги по ОМС

Услуги по ОМС и платные услуги

Оказываемые услуги, прейскурант

Доступность индивидуальных данных о врачах-

стоматологах

Список врачей с фотографиями, должностью, указанием высшего учебного заведения, в котором они учились и годом его окончания Список работников учреждения в виде таблицы

Список

медицинского

персонала

в виде

отдельных

файлов для

скачивания

Обратная

Рубрика

«Вопрос-

ответ»; отзывы

пациентов;

форма

обратной

связи

Есть отдельная вкладка: вопросы специалисту, жалобы и предложения, отзывы Отзывы

о

т: >

33

В О

о -о

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

х го х

О

СП <

х го

X

ш го п

Ш

Е

0

<

ш

01

2 ш

м

м о м ш

со и

Название медицинской организации и регион

Государственное автономное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская стоматологическая поликлиника» г. Пятигорска Государственное автономное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Областная стоматологическая поликлиника»

МАУ «Стоматологическая поликлиника N2 1», Екатеринбург

Информация о возможности удаленной записи на прием к врачу-стоматологу

Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях.

Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Единый портал здравоохранения Ставропольского края» (zdrav26.ru)

Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях.

Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Региональный портал медицинских услуг Нижегородской области» (mis.mznn.ru)

Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических организациях.

Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Региональный портал медицинских услуг Свердловской области» (registratura96.ru)

Информация об использовании медицинских технологий медицинской организации Доступность индивидуальных данных о врачах-стоматологах Обратная связь

Перечень Сведения Можно задать

и объем о медицинских вопросы или

указанных услуг работниках выразить

в виде списка, мнение

без фотографии о качестве услуг

Оказываемые Список врачей Отзывы,

услуги по ОМС с фотографи- вопросы

и платно ями, должностью, указанием высшего учебного заведения, в котором они учились и годом его окончания

Отдельная Список Отзывы,

вкладка ОМС медицинских сообщить

и отдельная работников о проблеме

вкладка платные с подробным

услуги описанием услуг и фотографией

>

II

о 3

В Е О т

¡1 о о

"О ГЛ

О 5

"О ^

> ГЛ

£ О

О Г1

о >

3 31

О и Ф

Го с ГО

5 § > = $ ^

83>

3 Ж 6

О го о

X *

<4> ы

=1 ш

ч >

со м

<

"О X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

>

> >

I

го =1 "О

го

сг ш

X

о

го >

с ^

I

п

о о

О СП "О

ш ш

0 ш ш

1

Название медицинской организации и регион Информация о возможности удаленной записи на прием к врачу-стоматологу Информация об использовании медицинских технологий медицинской организации Доступность индивидуальных данных о врачах-стоматологах Обратная связь

ГАУЗ НСО Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Услуги ОМС, Список врачей Вопросы

«Клиническая Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических услуги платно с должностью, специалисту,

стоматологическая организациях. указанием жалобы

поликлиника N2 1» Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу- высшего и предложе-

г. Новосибирска стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Единая электронная регистратура Новосибирской области» (reg.nso.ru) учебного заведения, в котором они учились и годом его окончания ния, отзывы

КГБУЗ Запись через телефон и регистратуру медицинской организации. Медицинские Список Контакты

«Владивостокская Запись через автоматы и инфоматы в стоматологических услуги медицинских

стоматологическая организациях. сотрудников

поликлиника N2 1» Интернет-запись через сайты и направления на запись к врачу-стоматологу через Федеральный портал государственных услуг. Запись через интернет-портал «Единый сервис записи на прием к врачу Приморского края» (er25.ru) не доступен, указаны контактные данные администрации и руководства

>

о

т: >

аз

В о

о -о

государственных услуг. В Москве есть возможность записи через локальные интернет-порталы, такие как mos.ru или ет1а$.т1:о; через мобильное приложение «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы» и «Моя Москва». В Санкт-Петербурге пациенты могут записаться через портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru). Аналогичные порталы есть и в других регионах: Единый портал здравоохранения Ставропольского края (zdrav26.ru), Единая электронная регистратура Новосибирской области (reg.nso.ru), Единый сервис записи на прием к врачу Приморского края (er25.ru), Портал медицинских услуг Ростовской области (gosusLugi-rostov.ru), Региональный портал медицинских услуг Свердловской области (registratura96.ru), Региональный портал медицинских услуг Нижегородской области (mis.mznn.ru) [15-22].

Наличие информации об использовании отдельных медицинских технологий (лечебных, диагностических) в указанной медицинской организации

В каждом регионе территориальные программы государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации различаются по виду, объемам и условиям их предоставления. В рамках обязательного медицинского страхования оказывается первичная медицинская помощь, в том числе профилактическая деятельность, неотложная медицинская помощь, специализированное медицинское лечение. Терапевтические и хирургические стоматологические услуги действуют в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Стоматологическая медицинская помощь оказывается в рамках ОМС при предъявлении паспорта и страхового полиса ОМС.

При острой боли терапевтическая и хирургическая помощь оказывается в день обращения на основании талона живой очереди пациента, выдаваемого в регистратуре МО. Другие плановые стоматологические процедуры и манипуляции проводятся по предварительной записи. В систему государственных гарантий обязательного медицинского страхования не входят ортопедиче-

ская стоматология, протезирование, подготовка к зубочелюстному протезированию и эстетическая стоматология. На большинстве сайтов указаны услуги платно или по ОМС, перечень услуг по направлениям стоматологической специальности: терапевтическая, хирургическая, ортопедическая, детская, ортодонтия и др. [15-22].

Доступность индивидуальных данных о врачах: профиль (специализация, уровень квалификации, научная деятельность, проводимые вмешательства); нагрузка; показатели, отражающие результаты работы

Пациенты выбирают врача, когда обращаются за медицинской помощью. Им важны детали, связанные с профессиональными характеристиками врачей-специалистов.

Основная информация касается ФИО, должности, специализации, квалификации, опыта и графика работы, срока длительности сертификата. На сайтах «Стоматологическая поликлиника № 2 Департамента здравоохранения г. Москвы», «Областная стоматологическая поликлиника» Нижнего Новгорода, «Стоматологическая поликлиника № 1» г. Екатеринбурга есть качественные цветные фотографии сотрудников, должность специалиста, указан год окончания и название высшего учебного заведения. На сайте «Городская стоматологическая поликлиника № 2» г. Санкт-Петербурга информация представлена на отдельной вкладке сайта в виде таблицы (включая ФИО сотрудника, должность, вуз, квалификационную категорию, сертификаты/аккредитация, время последнего усовершенствования и повышения квалификации), без фотографий врачей-специалистов. На сайте «Стоматологическая поликлиника № 1» г. Ростова-на-Дону информация о сотрудниках представлена в виде двух файлов: врачей-специалистов, оказывающих услуги в рамках ОМС и платно; их необходимо скачивать, чтобы ознакомиться. На сайте «Городская стоматологическая поликлиника» г. Пятигорска и «Клиническая стоматологическая поликлиника № 1» г. Новосибирска информация о сотрудниках представлена в виде списка врачей, с указанием ФИО, должности, наименования

вуза, года повышения квалификации, но не указаны фотографии врачей. На сайте «Владивостокской стоматологической поликлиники № 1» указана только информация об администрации и руководстве МО, список врачей-сотрудников не доступен [15-22].

Обратная связь

Обратная связь с пациентами - неотъемлемая часть современного здравоохранения. Ее объективная необходимость и полезность для изменения вектора развития и перемен очевидна. Эффективная система обратной связи - это не только хорошая возможность для пациентов быть услышанными и требовать принятия лучших решений, но и полезная и важная информация для руководителей самих медицинских учреждений. У большинства медицинских стоматологических организации есть обратная связь с пациентами. Она представлена в виде вопросов-ответов, жалоб, анкет пациентов, отзывов, обращения к главному врачу и др. [15-22].

На удовлетворенность пациентов медицинскими услугами влияют такие факторы, как качество медицинских услуг, простота записи на прием и доступ к необходимым услугам.

Обсуждение

За последние два десятилетия отношения между пациентом и врачом изменились от патерналистских к совместному принятию решений и разделению ответственности. Расширение участия и ответственности за собственное здоровье и медицинское лечение привело к появлению моделей здравоохранения, ориентированных на пациента. Модели здравоохранения, ориентированные на человека, способствуют самостоятельности, под которым понимаются любые действия, предпринимаемые для распознавания, лечения и управления собственным здоровьем

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

или хроническими заболеваниями. Принятие обоснованных решений требует доступа к качественной информации.

Таким образом, в наш век информационных технологий большинство людей являются активными пользователями интернет-ресурсов, и официальные сайты МО могут служить информационной платформой для взаимодействия с пациентами. Официальные сайты МО должны соответствовать требованиям нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения. Сайты МО должны быть предназначены для активного информационного взаимодействия между МО и пациентом, а не для формального соблюдения нормативно-правовых требований. Содержание сайтов МО различается по информационному наполнению, функциональности и удобству для пациентов от периферии до центра нашей страны.

Заключение

Актуальная информация является ключевым ресурсом для современного общества, улучшая качество, доступность, экономические издержки, безопасность и эффективность здравоохранения.

На интернет-сайтах государственных стоматологических МО отсутствие соответствующей информации, а также ее низкое качество объясняются формальным подходом, вследствие чего пациенты владеют меньшей информацией о МО, врачах-специалистах, предоставляемых услугах, что в дальнейшем делает их менее доступными.

Руководство МО должно быть заинтересованно в необходимости использовать современные цифровые возможности, которые позволят привлечь и удержать потребителей медицинских услуг как в рамках обязательного медицинского страхования, так и оказания платных медицинских услуг.

Создание и функционирование качественного интернет-сайта должно быть обязательной частью работы медицинской стоматологической организации.

Ханиев Анзор Анатольевич (Anzor А. Khamev) - врач-стоматолог, магистр программы «Управление и экономика здравоохранения», НИУ ВШЭ, Москва, Российская Федерация Е-таН: ALimenti07@maiL.ru https://orcid.org/0000-0002-3072-4144

Ардавова Амина Анатольевна (Amina A. Ardavova) - врач-стоматолог, Стоматологическая клиника «Рудента», Москва, Российская Федерация E-mail: han2or@yandex.ru https://orcid.org/0009-0001-0729-8626

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлева М.В., Мудунов А.М., Улумбекова Г.Э. Вектор на персонализированную медицину: от внедрения в практику до ожидаемых результатов // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 4. С. 51-63.

2. Улумбекова Г.Э. Открытые данные в здравоохранении-про-блемы и предложения // Статистика здравоохранения нового времени : материалы Второго съезда медицинских статистиков Москвы, Москва, 08-09 октября 2020 года. Москва : ГБУЗ «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2020. С. 93.

3. Timofeyev Y., Dremova O., Jakovljevic M. The impact of transparency constraints on the efficiency of the Russian healthcare system: systematic literature review // J. Med. Econ. 2023. Vol. 26, N 1. P. 95-109. DOI: https://doi.org/10.1080/13696998.2022.2160608

4. Ihlen O., Just N., Kjeldsen J.E., Molster R., Offerdal T.S., Rasmussen J. et al. Transparency beyond information disclosure: strategies of the Scandinavian public health authorities during the COVID-19 pandemic // J. Risk Res. 2022. Vol. 25, N 10. P. 11761189. DOI: https://doi.org/10.1080/13669877.2022.2077416

5. Chen O.Y., Roberts B. Personalized health care and public health in the digital age // Front. Digit Health. 2021. Vol. 3. Article ID 595704. DOI: https://doi.org/10.3389/fdgth.2021.595704

6. Khazaal Y., Chatton A., Zullino D., Khan R. HON label and DISCERN as content quality indicators of health-related websites // Psy-chiatr. Q. 2012. Vol. 83, N 1. P. 15-27. DOI: https://doi.org/10.1007/ s11126-011-9179-x

7. Dobbins M., Watson S., Read K., Graham K., Yousefi Nooraie R., Levinson A.J. A tool that assesses the evidence, transparency, and usability of online health information: development and reliability assessment // JMIR Aging. 2018. Vol. 1, N 1. P. e3. DOI: https://doi. org/10.2196/aging.9216 Epub 2018 May 7.

8. Лактионова Л.В. Организация информационного пространства медицинского учреждения // Социальные аспекты здоровья населения (электронный научный журнал). 2013. Т. 30, № 2. С. 7.

9. Полухин Н.В. Анализ информационного наполнения сайтов медицинских организаций в сети Интернет // Вестник «Биомедицина и социология». 2018. Т. 3, № 1. С. 21-24.

10. Улумбекова Г.Э. Проблемы на пути цифровой трансформации здравоохранения в РФ и предложения по их преодолению // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 022. Т. 8, № 1. С. 141-151.

11. Камкин Е.Г., Каракулина Е.В., Бакулин П.С. Введенский Г.Г., Выскочков В.С., Деев И.А. и др. Методические рекомен-

дации «Организация записи на прием к врачу, в том числе через единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные колл-центры». Москва, 2022.

12. Chu N.C., Zhang P.Y., Wu X.L. Evolution characteristics of temporal and spatial pattern of Russian economic differences since the 21st century // PLoS One. 2022. Vol. 17, N 3. Article ID e0263237. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0263237 Epub2022 Mar 31.

13. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 03.02.2023)

14. Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). Москва. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

15. Официальный сайт Государственное автономное учреждение здравоохранения города Москвы «Стоматологическая поликлиника № 2 Департамента здравоохранения города Москвы». URL: http://www.sp2dzm.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

16. Официальный сайт Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская стоматологическая поликлиника № 2». URL: https://pstom2.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

17. Официальный сайт Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1 города Ростова-на-Дону». URL: https://doctorstoma.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

18. Официальный сайт Государственное автономное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская стоматологическая поликлиника» города Пятигорска, URL: http://www. stomatology-kmv26.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

19. Официальный сайт Государственное автономное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Областная стоматологическая поликлиника». URL: http://oblstomat.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

20. Официальный сайт МАУ Стоматологическая поликлиника № 1, Екатеринбург. URL: https://eksp1.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

21. Официальный сайт ГАУЗ НСО «Клиническая стоматологическая поликлиника № 1» г. Новосибирска. URL: https://sp1. mznso.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

22. Официальный сайт КГБУЗ Владивостокская стоматологическая поликлиника № 1. URL: https://vsp1.ru/ (дата обращения: 03.02.2023)

REFERENCES

1. Zhuravleva M.V., Mudunov A.M., Ulumbekova G.E. Vector on personalized medicine: from implementation to expected results. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORG-ZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 7 (4): 51-63. (in Russian)

2. Ulumbekova G.E. Open data in health care-problems and proposals. In: State Budgetary Institution of Moscow «Research Institute of Health Organization and Medical Management of the

Department of Health of Moscow». Health statistics of new age: Proceedings of the Second Congress of Medical Statisticians of Moscow, Moscow, 08-09 October 2020. Moscow, 2020: 93. (in Russian)

3. Timofeyev Y., Dremova O., Jakovljevic M. The impact of transparency constraints on the efficiency of the Russian healthcare system: systematic literature review. J Med Econ. 2023; 26 (1): 95-109. DOI: https://doi.org/10.1080/13696998.2022.2160608

4. Ihlen O., Just N., Kjeldsen J.E., Molster R., Offerdal T.S., Rasmussen J., et al. Transparency beyond information disclosure: strategies of the Scandinavian public health authorities during the COVID-19 pandemic. J Risk Res. 2022; 25 (10): 1176-89. DOI: https://doi.org/10.1080/13669877.2022.2077416

5. Chen O.Y., Roberts B. Personalized health care and public health in the digital age. Front Digit Health. 2021; 3: 595704. DOI: https://doi.org/10.3389/fdgth.2021.595704 Epub2021 Mar 30.

6. Khazaal Y., Chatton A., Zullino D., Khan R. HON label and DISCERN as content quality indicators of health-related websites. Psychiatr Q. 2012; 83 (1): 15-27. DOI: https://doi.org/10.1007/ s11126-011-9179-x

7. Dobbins M., Watson S., Read K., Graham K., Yousefi Noo-raie R., Levinson A.J. A tool that assesses the evidence, transparency, and usability of online health information: development and reliability assessment. JMIR Aging. 2018; 1 (1): e3. DOI: https://doi. org/10.2196/aging.9216 Epub 2018 May 7.

8. Laktionova L.V. Organization of information space of medical institution. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya (elektronniy nauchniy zhurnal) [Social Aspects of Public Health (electronic scientific journal)]. 2013. 30 (2): 7. (in Russian)

9. Polukhin N.V. Analysis of information content of sites of medical organizations on the Internet. Vestnik «Biomeditsina i sotsi-ologiya» [Bulletin «Biomedicine and Sociology»]. 2018; 3 (1): 21-4. (in Russian)

10. Ulumbekova G.E. Problems on the way of digital transformation of healthcare in the Russian Federation and proposals to overcome them. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2022; 8 (1): 141-51. (in Russian)

11. Kamkin E.G., Karakulina E.V., Bakulin P.S. Vvedensky G.G., Vyskochkov V.S., Deev I.A., et al. Methodological Recommendations «Organization of medical appointments, including through the unified portal of state and municipal services and unified regional call centres». Moscow, 2022. (in Russian)

12. Chu N.C., Zhang P.Y., Wu X.L. Evolution characteristics of temporal and spatial pattern of Russian economic differences since the 21st century. PLoS One. 2022; 17 (3): e0263237. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0263237 Epub2022 Mar 31.

13. Constitution of the Russian Federation : [adopted by popular vote on December 12, 1993, with amendments approved by a nationwide vote on July 01, 2020]. In: Official Internet Portal of Legal Information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access March 02, 2023) (in Russian)

14. Federal Service of State Statistics (Rosstat). Moscow. URL: https://rosstat.gov.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

15. Official website of the Moscow State Autonomous Health Care Institution «Dental Polyclinic No. 2 of the Moscow City Health Care Department». URL: http://www.sp2dzm.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Official website St Petersburg state budgetary health care institution «Stomatologicheskaya Polyclinic No. 2». URL: https:// pstom2.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

17. Official website Municipal budgetary health care institution «Dental Polyclinic No. 1 of the city of Rostov-on-Don». URL: https:// doctorstoma.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

18. Official site State autonomous health care institution of the Stavropol Region «Stomatologicheskaya Polyclinic» of the city of Pyatigorsk. URL: http://www.stomatology-kmv26.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

19. Official site of the State autonomous healthcare institution of the Nizhniy Novgorod Region «Regional Dental Polyclinic». URL: http://oblstomat.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

20. Official site of MAU Dental Polyclinic No. 1, Ekaterinburg. URL: https://eksp1.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

21. Official site of Novosibirsk State Dentistry Clinic No. 1. URL: https://sp1.mznso.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

22. Official site of Vladivostok Dental Polyclinic No. 1. URL: https://vsp1.ru/ (date of access March 02, 2023) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.