УДК 37(091)(4/9) ББК 74.03(2)
DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-3-111-119
В.Э. Матвеенко, Ю.В. Юрова (Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВВ.
Рассмотрены направления государственной политики России в области образования в конце XVIII - начале XIX веков, описаны цели, задачи и содержание обучения данного исторического отрезка. Проанализированы исторические документы (приказы российских императоров, касающиеся народного просвещения, школьный и университетский Уставы, исторические справки). В хронологической последовательности выстроены и охарактеризованы государственные реформы в области образования в России в конце XVIII - начале XIX веков, приведены статистические данные о количестве учеников, учителей и школ в рассматриваемый период.
Ключевые слова: история России конца XVIII - начала XIX вв., реформы в области образования, просвещение, учебное заведение, организация образовательного процесса, развитие образования.
V.E. Matveenko, Yu.V. Yurova (RUDN University, Moscow, Russia)
STATE EDUCATIONAL AND SCIENCE REFORMS IN RUSSIA IN THE LATE 18TH - EARLY X19TH CENTURY
State policy directions in the Russian education and science in the late 18th - early 19th century are discussed. Purposes, tasks and contents of education of given historical period are described. Historical documents (Russian emperors' orders which relate with public education, school and university Charters, historical notes) are analyzed. State's reforms in the Russian education and science in the late 18th - early 19th century are listed and characterized in chronological sequence. Statistics information of this historical period about the quantity of pupils, teachers and schools are given.
Keywords: Russian history the late 18th - early 19th century; reforms in the Russian education and science; Enlightenment, educational institution; development of education.
го ш о
со
ф ф
ш
СЭ
Введение. Конец XVIII - начало XIX веков - один из важнейших периодов в истории России, эпоха проведения российскими императорами значительных реформ в разных сферах: военной, крестьянской, просветительской. Это период правления императрицы Екатерины II (1762-1796), императора Павла I (17961801), императора Александра I (18011825). Особенного внимания заслуживают преобразования в области науки и просвещения в России. В этот период проблема народного просвещения являлась одной из важнейших государственных проблем: образованных людей, умеющих читать и писать, было очень мало, а сельское население оставалось почти полностью безграмотным. Просвещение народных масс стало рассматриваться прогрессивной частью общества как механизм для достижения экономического роста, культурных трансформаций и единства нации. В обществе того времени все чаще звучали высказывания по поводу необходимости обновления системы образования, его содержания, повышения качества преподавания и увеличения числа грамотных людей как в городах, так и в деревнях. Популяризация общественного образования стала одной из первостепенных задач российских императоров конца XVШ-начала XIX веков. Именно на этот период истории приходится расширение сети государственных школ в России, издание первых Уставов по организации школ и университетов, разработка основ светского обучения и воспитания как мальчиков, так и девочек.
Реформы императрицы Екатерины II в области образования
Екатерина II - яркая личность в российской истории. Именно она предприняла попытку реализовать идею «просвещенного абсолютизма» в Российской империи: при Екатерине II была создана сеть городских школ, активно открывались училища. Россия конца XVIII века испытывала недостаток в учителях, по этой причине указы Екатерины II об открытии школ и училищ в России не мог-
ли быть реализованы в том масштабе, в котором планировала развитие образования императрица. До конца XVIII века в России не было специализированных педагогических учебных заведений, следовательно, не было профессиональных педагогов. Дворянские семьи для обучения и воспитания своих детей традиционно нанимали домашних учителей. В основном учителями в аристократических домах были иностранцы. В связи с нехваткой отечественных педагогических кадров в 1783 году в Санкт-Петербурге было открыто Главное народное училище, которое готовило в основном учителей для народных училищ. В 1786 году из Главного народного училища выделилось самостоятельное учебное заведение - учительская семинария, которая готовила будущих педагогов. Как пишет М.П. Стародубцев, «императрица лично контролировала финансирование учительской семинарии» [9, с. 38].
5 августа 1786 года был издан подготовленный Федором Ивановичем Ян-ковичем де Мириево «Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование императрицы Екатерины II (в Царском Селе 5 августа 1786 года)» [6, с. 646-662]. Согласно «Уставу о народных училищах» в каждом губернском городе учреждались народные училища двух ступеней: «Малые училища» с двухгодичным сроком обучения (здесь преподавали грамоту, чтение, письмо, арифметику и Закон Божий), «Главные училища» с четырехгодичным сроком обучения (здесь готовили будущих педагогов для «Малых училищ»). Этот документ состоял из 9 глав, разделенных по тематическому признаку: каждая глава была посвящена отдельному вопросу - организации классов, обучению воспитанников иностранным языкам, выбору учебных пособий, описанию учительских должностей и обязанностей. Отдельная глава посвящалась хозяйственному устройству училищ. Каждая глава состояла из параграфов, всего документ включал 115
параграфов. Далее следовали разделы:
1) «Наставление Главных народных Училищ Учителям иностранных языков»;
2) «Расположение главных предметов и часов Главного народного Училища»;
3) «Расположение учебных предметов и часов для 1-го и 2-го класса в Училищах»; 4) «Записная книга Ученикам, принимаемым в народное Училище города»; 5) «От Учителей народного Училища, рапорт за месяц»; 6) «Образец ведомости о состоянии народных и домашних Училищ»; 7) «Наказ содержателям домашних Училищ и Учителям, имеющим у себя воспитанников».
В «Уставе» подробно описаны особенности организации образовательного процесса в Главных народных училищах, раскрыто содержание учебной программы каждого класса в отдельности, даны рекомендации педагогам по выбору учебных материалов и книг для обязательного ознакомления школьников: «В каждом Губернском городе быть одному Главному народному Училищу, состоящему из 4-х разрядов или классов, в коих обучать юношество следующим учебным предметам и наукам на языке природном, а именно: в 1 классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям Христианского закона и добронравию. ...Во 2 классе или разряде, начинать читать книгу «О должностях (ответственности) человека и гражданина», первую часть «Арифметики», повторять Священную историю, продолжать чистописание и учение Грамматических правил. . В сем разряде начинать также обучать юношество и Рисованию. . В 3 классе продолжать рисовальное искусство, чтение изъяснений Евангелий, учение второй части Арифметики и первой части Всеобщей истории, Введение во Всеобщую Европейскую Географию, а потом начинается Землеописание Российского Государства и Российская Грамматика с упражнениями в правописании. . В 4 разряде повторять Российскую Географию, продолжать рисование, Историю Всеобщую, Российскую
Грамматику, упражняя при том юношество в письменных в жизни употребительных сочинениях, как то: в письмах, счетах, расписках. Преподавать Российскую историю, Географию Всеобщую и Математическую с задачами на глобусе; также основания Геометрии, Механики, Физики, Естественной Истории и Гражданской Архитектуры» [8, с. 646-647]).
В 1764 году в Москве был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» -первое московское учреждение для детей-сирот [2]. Императрица Екатерина II пожертвовала на закладку этого дома 100 тысяч рублей и выделила ежегодные 50 тысяч рублей на содержание детей, призвав своих подданных последовать ее примеру. Крупный горнопромышленный предприниматель того времени Про-кофий Акинфеевич Демидов передал в дар для учреждения Родильного института при доме для сирот 200 тысяч рублей, а на строительство Воспитательного дома пожертвовал 1 миллион рублей. И.И. Бецкой, личный секретарь императрицы Екатерины II, внес 163 тысячи рублей. Как пишет В.В. Колыванова, «в этом доме находили приют дети, оставленные родителями, ранее обреченные погибать на улице. В воспитательном доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. В жизнь они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу и себе, и Отечеству» [4, с. 32]. На закладной доске дома для сирот было написано: «Екатерина II, императрица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 г., апреля 21-го дня».
В течение 150 лет, до 1917 года, в Воспитательном доме для сирот начальное образование получали оставленные родителями дети: девочки овладевали профессией гувернантки (девочек обучали даже
I
го со о
СО
го
Ю О
ГО
о го
о
со ш
X
X ф
Ц
го т
& I -&
ф р ф
_0 I
ф
со н
о р
го
о .о
французскому языку) или акушерки, мальчиков обучали техническим ремеслам. В 1830 году здесь было образовано Ремесленное учебное заведение, который стал первоосновой Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана - первого российского вуза, готовящего специалистов-техников для современной России. Вскоре такой же дом для сирот был построен в Санкт-Петербурге, а для помощи вдовам по инициативе секретаря Екатерины II Бецкого И.И. организована Вдовья казна: муж вносил определенную сумму денег, после его разорения или смерти его жена получала пособие в виде половины от внесенной суммы ежегодно. Например, муж вносил 180 рублей единожды, его вдова получала 75 рублей ежегодно.
В 1770 году был разработан проект об обязательном обучении грамоте всего мужского сельского населения Российской империи. В курс школы входили чтение, письмо, арифметика, рисование и катехизис. В 1782 году за счет Екатерины II Санкт-Петербурге было открыто Иса-акиевское училище, в котором обучали чтению, письму, рисованию и арифметике. В 1783 году по приказу Екатерины II в Санкт-Петербурге была основана Рос-
сийская академия (центр по изучению русского языка и литературы). 5 октября 1786 года было открыто «Главное народное училище» в Москве, которое вело подготовку будущих педагогов.
Екатерина II уделяла большое внимание женскому образованию, в связи с этим «в 1764 году было открыто Воспитательное общество благородных девиц при Смольном женском монастыре в Санкт-Петербурге (Институт благородных девиц, первое открытое женское учебное заведение в России)» [6, с. 32]. До этого девочек воспитывали дома или в монастырях. Смольный институт был рассчитан на 200 учениц - девочек в возрасте 4-6 лет, обучение длилось 15 лет. Программа обучения была в основном гуманитарного профиля, но также преподавались основы физики и математики. Воспитанницы изучали грамматику, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство и рукоделие.
Результаты реформы Екатерины II в области образования отражены в табл. 1, которая была составлена в 1801 году правительственной комиссией [3, с. 255]. Отметим, что население Российской империи в 1796 году составляло 37, 4 миллиона человек [5, с. 20].
Таблица 1. Развитие народного образования в 1782-1800 годы
го m о а.
m
<u ф m
CD m
Год Количество школ Количество учащихся-мальчиков Количество учащихся-девочек Количество учителей
1782 12 474 44 26
1785 12 1282 209 38
1786 165 10 230 858 394
1787 218 11 968 1571 525
1788 227 13 635 924 520
1789 225 13 187 1202 515
1790 269 15 604 921 629
1791 288 16 723 1064 700
1792 302 16 322 1178 718
1793 311 16 165 1132 738
Год Количество школ Количество учащихся-мальчиков Количество учащихся-девочек Количество учителей
1794 302 15 540 1080 767
1795 307 16 035 1062 716
1796 316 16 220 1121 744
1797 285 14 457 1171 664
1798 284 15 396 1405 752
1799 277 15 754 1561 705
1800 315 18 128 1787 790
В 1795 году по приказу Екатерины II в Санкт-Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека («Императорская»), одна из старейших библиотек в Восточной Европе. Интерес населения к чтению был огромный: в первые тридцать лет читателям было выдано более 100 тысяч изданий.
Реформы императора Александра I в сфере народного образования
После смерти Екатерины II российский трон занял ее сын, император Павел I. Он находился во главе российского государства только 5 лет (был задушен в собственной спальне в Михайловском дворце в результате политического сговора), во время своего правления проводил масштабные военные и крестьянские реформы. Тем не менее, учитывая короткое пребывание у власти, Павлом I в области образования было сделано много: открыто 13 школ, в Санкт-Петербурге основана Медико-хирургическая академия.
Большой вклад в реформирование российского образования был сделан императором Александром I, который вступил на престол 27 сентября 1801 г. и находился у власти до 1825 года. При Александре I увеличилось количество университетов и лицеев, были открыты: Дерптский университет (1802), Вилен-ский университет (1803), Харьковский университет (1804), Казанский университет (1804), Петербургский педагогический институт (1804 год), Демидовское училище высших наук (1803), Санкт-
Петербургский государственный университет путей сообщения (1809), Царскосельский лицей (1811) и другие.
Либерально настроенный Александр I разрешил деятельность частным типографиям, при нем возобновился ввоз иностранной литературы в Россию. Был принят цензурный устав, о котором историк Н.Н. Булич написал: «Это был самый мягкий из всех наших цензурных уставов, готовый дать большой простор мысли и печатному слову» [1, с. 65]. В 1802 году было создано «Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук», которое приступило к реформе образования. Было решено создать «Положение об устройстве учебных заведений», к разработке которого император Александр I привлек своих ближайших друзей и соратников. В числе доверенных лиц императора был Михаил Михайлович Сперанский, выходец из бедной крестьянской семьи, который благодаря уму и усердию сделал государственную карьеру и стал ближайшим советником императора Александра I.
М.М. Сперанский занимал высокие государственные должности в канцелярии императора, а с 1 января 1810 года по 17 марта 1812 года являлся государственным секретарем государственной канцелярии. В 1803 году при непосредственном участии М.М. Сперанского было подготовлено и издано новое положение об устройстве учебных заведений, кото-
I
го ш о со ГО ср ю о
го
о го
о
ш ш
х
X ф
ц
го т го
ср
0 -&
ф
ср ф
_0
1
I
ф
CG
н о ср го
5
о .о
го со о а
СО
ф ф
со
О т
рое внесло важные принципы в систему российского образования - бесплатное начальное обучение, доступность к образованию всех сословий. Как было сказано выше, М.М. Сперанский принял активное участие в реформировании российского образования, именно с именем М.М. Сперанского связано появление новых реформ в образовании и развитие российской педагогики. М.М. Сперанский, закончивший Александро-Невскую семинарию и позже некоторое время преподававший в ней, хорошо изучил все недостатки российской системы образования. «Наука просвещать народ для добрых государей всегда была важным предметом размышления, ибо добрые государи всегда находили более славы управлять народом просвещенным посредством законов, нежели повелевать толпою невежд по ограниченной их воле», - писал М.М. Сперанский [8, с. 372].
Во время правления Александра I впервые была создана школьная система, распределённая по учебным округам. Территория России подразделялась на 10 округов, во главе которых стояли попечители. Эта система подчинялась Министерству народного просвещения (создано в 1802 году). Все учебные заведения подразделялись на 4 группы: 1. Приходские училища, которые должны были открываться в городских и сельских приходах; 2. Уездные училища, которые открывались в каждом уездном город;
3. Губернские училища или гимназии;
4. Университеты.
5 ноября 1804 года был издан «Устав учебных заведений, подведомых университетам» [7, с. 569-656], в котором полно и четко были указаны содержание, цели, задачи обучения, структура административного устройства гимназий, пансионов, училищ, университетов Российской империи. В «Уставе» были перечислены требования к учебным заведениям (например, указывалось, что воспитанники учебного заведения должны быть только одного пола, следовательно, учебные заведения строго разделялись на женские
и мужские), организации экзаменов, учителям (к ним предъявлялись духовно-нравственные и профессиональные требования) и ученикам (от которых требовалось быть благонравным, трудолюбивым, молиться, соблюдать христианские законы и др.). Также было указано время для учебы детей и их отдыха). В «Уставе» содержался перечень учебных дисциплин и учебных пособий; регламентировалось учебное и каникулярное время; прописывались хозяйственные вопросы (источники финансирования учебного заведения и ежемесячные выплаты заработной платы учителям); давались рекомендации по выбору места основания учебного заведения - в центре города, вблизи церкви и т.д.; обозначалось количество сторожей и т.д.; указывались льготы учителям: например, директор учебного заведения должен был снабжать учителей дровами и свечами по мере их надобности.
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об основании Царскосельского лицея - учебного заведения для подготовки кадров для высшей государственной службы. Автором проекта создания лицея был М.М. Сперанский. Осенью 1811 года был первый набор учеников, на обучение было принято 30 мальчиков из известнейших российских аристократических семей в возрасте 1012 лет. Император Александр I лично контролировал обучение детей в этом лицее. Образование, полученное в лицее, приравнивалось университетскому. Программа обучения была рассчитана на 6 лет: 2 курса по 3 года каждый. Программа первого курса включала грамматику, историю, математику, словесность, чистописание, изящные искусства, рисование, танцы, фехтование, верховую езду и плавание. На старшем курсе воспитанники изучали Закон Божий, логику, математику, правоведение, политическую экономику, иностранные языки, историю, этику. Большое внимание уделялось изучению истории России, так как будущий государственный деятель,
работая во благо будущего Родины, должен был в совершенстве знать прошлое и настоящее своей страны.
Ученики жили при лицее: у каждого мальчика была своя комната с необходимыми вещами и мебелью. Распорядок дня учеников в лицее был строгим: подъем в 6 часов утра, утренняя молитва, с 7 до 9 часов - занятия, в 9 часов утра -чай и прогулка, с 10 до 12 - занятия, в 12 часов - обед и прогулка, далее до 3 часов - несложные занятия (чистописание или рисование), с 3 до 5 - занятия. В 9 часов вечера был ужин, в 10 часов -вечерняя молитва и чай. В период всего обучения (6 лет) лицеистам запрещалось покидать лицей, а встречи с родителями происходили только по праздникам. Отметим, что в числе знаменитых выпускников Царскосельского лицея были Д.Н. Замятин (министр юстиции), А.Б. Рихтер (чрезвычайный посланник и полномочный министр в Брюсселе, Бельгия), А.С. Пушкин (писатель и поэт), В.Е. Врангель (юрискон-сул морского министерства), С.П. Убри (член миссии в Мадриде, Испания), Ф.С. Усов (переводчик департамента Министерства иностранных дел России), К.С. Чевати (генеральный консул в Ливорно, Италия), А.П. Шабельский (секретарь миссии в Филадельфии, США), А.К. Штофреген (управляющий генеральным консульством в Амстердаме, Голландия) и другие.
В заключение отметим, что конец XVIII-начало XIX вв. - период развития просвещения в России. Реформы Екатерины II в области образования и народного просвещения не были реализованы полностью, однако просветительская деятельность императрицы сыграла огромную роль в развитии российского образования. Школьная реформа 1780-х годов была первой попыткой государства создать единую систему всеобщего образования, доступного для всех слоев населения. К началу XIX века в России было основано 315 школ, но среди них почти не было сельских учебных заведений.
Доступ крестьянства к образованию, таким образом, был закрыт.
Воцарение на российский престол Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления, в частности, коллегий - министерствами, которые более соответствовали требованиям времени. Во время правления Александра I в России действовало около 550 учебных заведений, в которых обучалось 62 тысячи человек. Это говорило об успехах государственной политики в области образования, но все же не удовлетворяло потребности Российской империи в образованных людях. Уставы, составленные в 1786 и 1804 годах, регламентировали устройство и порядки в учебных заведениях России, систематизировали учебную программу. Принцип «бесплатное образование для всех сословий» был основополагающим в политике просвещения того времени, однако крестьянские дети учиться не могли, так как в деревнях было построено очень мало школ. Библиографический список:
1. Булич Н.Н. Очерки по истории русской литературы и просвещения с начала XIX века. В 2-х т. Т.2. - СПб.: Типография М.М Стасюлевича, 1905. - 331 с.
2. Доклад Комиссии Екатерине II о Генеральном плане Императорского Воспитательного дома исполнительном учреждении вдовьей, ссудной и сохранной казны и о докладе Бецкого: утвержден 20 ноября 1772 года. -Б.М.: б.и., 1773. - 4 с.
3. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. - Петроград: В. Безобразов и Ко, 1915. - 746 с.
4. Колыванова В.В. Екатерина Великая. -М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 64 с.
5. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.). - В 2-х т. Т. 1. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Дмитрий Була-нин, 2003. - 587 с.
6. Полное собрание законов Российской империи за 1784-1788 годы. Т. XXII. -
I
го со о
СО
го а Ю О
ГО
о го
о
со ш
X
X ф
Ц
го т го
а
0 -&
ф
а ф
_0
1
I
ф
со н о а го
о .о
СПб.: Типография II Отделения Собственного Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - 1158 с.
7. Полное собрание законов Российской империи за 1804-1805 гг. Т. XXVIII. -СПб.: Типография II Отделения Собственного Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - 1349 с.
8. Рождественский С.В. Материалы для истории учебных реформ в России XVIII-XIX веках. - СПб.: Сенатская типография, 1910. - 395 с.
9. Стародубцев М.П. Реформы системы образования, проводимые Екатериной II. // Экономика образования. -2012. - №2. С. 36-40.
Поступила 10.09.2017
Об авторах:
Матвеенко Вероника Эдуардовна, доцент кафедры русского языка №3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов (Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), кандидат педагогических наук, [email protected]
Юрова Юлия Витальевна, доцент кафедры русского языка №3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов (Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), кандидат педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Матвеенко В.Э., Юрова Ю.В. Государственные реформы в области науки и образования в России в конце XVIII - начале XIX вв. // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 111-119. DOI: 10.7442/2071-96202017-9-3-111-119
References:
1. Bulich N.N. Essays about the history of the Russian literature and education since the beginning XIX century. In 2 books. B. 2. SPb.: Tipografia Stasyulevicha, 1905. - 331 p. [in Russian]
2. The Commission's report to Catherine II on the General plan of the Imperial orphanage, widow's executive institution, loan and store the treasury and the report of Betskoi: Approved November 20, 1772. - 4 p. [in Russian]
3. Kapterev P.F. History of the Russian pedagogy. - Petrograd: typografia «V. Bezobrazov i Ko.», 1915. - 746 p. [in Russian]
4. Kolyvanova V.V. Catherine the Great. - M.: OLMA Media Group, 2013. - 64 p. [in Russian]
5. Mironov B.N. Social history of Russia, imperial period (XVIII-beginning XX c.). SPb.: «Dmitry Bulanin», 2003. - 587 p. [in Russian]
6. Complete collection of the laws of the Russian Empire for the years 1784-1788. P. XXII. -SPb.: Typography of the II Department of His Imperial Majesty's Chancellery, 1830. -1158 p. [in Russian]
7. Complete collection of the laws of the Russian Empire for the years 1804-1805 P. XXVIII. -SPb.: Typography of the II Department of His Imperial Majesty's Chancellery, 1830. -1349 p. [in Russian]
8. Rozhdestvenskii S.V. Materials for the history of educational reforms in Russia XVIII-XIX centuries. SPb.: Typograpia Senata, 1910. - 395 p. [in Russian]
9. Starodubtsev M.P. Reforms of the education system held by Catherine II // Economika obrazovania. - 2012. - No.2. P. 36-40. [in Russian]
About the authors:
Matveenko Veronika Eduardovna, Associate professor, Russian Language Department №3, Faculty of the Russian Language and General Educational Disciplines, RUDN University (Russia, Moscow), Candidate of Sciences (Education), [email protected]
Yurova Yuliya Vitaliyevna, Associate professor, Russian Language Department №3, Faculty of the Russian Language and General Educational Disciplines, RUDN University (Russia, Moscow), Candidate of Sciences (Education), [email protected]
For citation: Matveenko V.E., Yurova Yu.V. State educational and science reforms in Russia in the late 18th - early x19th century // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 111-119. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-3-111-119
X
ro m о
CO
ro
ю о
ro
о ro
о
CP
о
■е-
<u
CP
<u _0 X X
<u m I— о
ГО g
.8