Научная статья на тему 'Становление организационно-правовых основ женского образования в России в конце XIX начале XX вв'

Становление организационно-правовых основ женского образования в России в конце XIX начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
938
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ / ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION / FEMALE EDUCATION / ACT / HOUSE EDUCATION / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кацалова Наталья Федоровна

В статье рассматривается становление организационно-правовых основ женского образования в конце XIX начале XX вв. в России. Раскрывается опыт правового регулирования в сфере женского образования, рассматриваются документы, регулировавшие деятельность женских учебных заведений в России в конце XIXначале XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF FEMALE EDUCATION IN RUSSIA AT THE END OF THE XIX THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

In article the formation of organizational and legal bases of female education at the end of the XIX the beginning of the XX centuries in Russia is considered. We reveal the experience of legal regulation in the sphere of female education, the documents which regulated the activity of female educational institutions in Russia at the end of the XIX-the beginning of the XX centuries are considered.

Текст научной работы на тему «Становление организационно-правовых основ женского образования в России в конце XIX начале XX вв»

УДК: 377

ББК: 74.03(2) /51.1.(2)

Кацалова Н.Ф.

СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Katsalova N.F.

THE FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF FEMALE EDUCATION IN RUSSIA AT THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF

THE XX CENTURIES.

Ключевые слова: организационно-правовое регулирование, женское образование, законодательный акт, домашнее образование, министерство народного просвещения, образовательный процесс.

Keywords: organizational and legal regulation, female education, act, house education, Ministry of National Education, educational process.

Аннотация: в статье рассматривается становление организационно-правовых основ женского образования в конце XIX - начале XX вв. в России. Раскрывается опыт правового регулирования в сфере женского образования, рассматриваются документы, регулировавшие деятельность женских учебных заведений в России в конце XIX - начале XX вв.

Abstract: in article the formation of organizational and legal bases of female education at the end of the XIX - the beginning of the XX centuries in Russia is considered. We reveal the experience of legal regulation in the sphere of female education, the documents which regulated the activity of female educational institutions in Russia at the end of the XIX-the beginning of the XX centuries are considered.

В историческом плане отечественное женское образование прошло длинный и сложный путь от единичных учебных заведений до стройной системы народного просвещения. Работа такой системы была бы невозможна без регламентирующих её нормативных документов различного уровня. Эта регламентация имела характер правового регулирования образования -разновидности социального регулирования, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально юридических средств на поведения участников образовательного процесса.

Становление организационно-правовых основ высшего женского образования в России в конце XIX - начале XX вв., невозможно рассматривать без рассмотрения истории возникновения организационно-правовых основ регулирования женского образования в России. Анализ источников

показал, что организационно-правовое регулирование женского образования в России устанавливало порядок выполнения социального заказа на образование в организационном, содержательном и нормативном планах и, таким образом, выступало регулятором его

функционирования и одновременно фактором развития. Становление организационно-правового регулирования осуществлялось параллельно с развитием образования в форме выработки нормативных документов и обеспечивали решение задач, которые стояли перед образованием в конкретные периоды времени, созданием и совершенствованием органов, управляющих различными образовательными структурами. В своем становлении организационно-правовое

регулирование следовало общим с развитием образования путем. По данным источников, образование на Руси, как особый феномен национальной культуры, возникло в период

догосударственного объединения славянских племен. В догосударственный период образовательный процесс строился либо на основе договора, либо основывался на семейном подряде, а с появлением государства законодателем в области образования стала церковь. Книги в монастырских хранилищах были

преимущественно церковными,

догматическими. В учебном деле первые учителя никому не были подчинены; их могли разве контролировать священники. Все они носили на себе характерный отпечаток, выработанный стариной под влиянием местных обстоятельств и запросов жизни. Они имели свои предания, свои обычаи, свои правила и порядки.

Обучение женщин существовало на Руси в различных формах. В X в. образование было одинаковым для детей обоего пола. Владимир Святой признавал природный ум и просвещение женщин: на свою бабку Ольгу смотрел с уважением, как на «мудрейшую из всех людей», а жену свою, бывшую греческую царевну, признавал стоявшей по просвещению выше него и советовался с ней о церковном уставе и о других делах. По совету киевского митрополита Леонтия Владимир в 1001 г. учредил в Киеве два училищных монастыря, мужской и женский, и Киевское женское училище. Первое не только в России, но и в Европе. Как в этих училищах, так и в монастырях, на дому все образование ограничивалось умением писать и читать. Высшей для древних времен просвещения ступенью было умение толковать книги священного писания.

В XVI в. появился сборник наставлений относительно быта,

хозяйствования и воспитания детей в семье «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего

«устроения». Несколько глав «Домостроя» были посвящены вопросам воспитания детей. «Домострой» требовал воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорил о суровой дисциплине, советовал применять телесные наказания. Наряду с требованиями

строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывал родителей любить детей, заботиться об их росте и развитии, требовал воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и дочерей, кто к чему способен вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать -дочерей, какие кому Бог способности даст»1.

В России в XVIII в. начался государственный этап в развитии отечественного образования. Глубокие политические, социально-экономические и военные преобразования Петра I обеспечивались соответствующей

культурной политикой, результатом которой явилось создание в стране системы светского, государственного образования. Новая система образования имела сословный характер, отличалась практической направленностью обучения и в своих основных чертах копировала иностранные образцы. Ее деятельность определялась царскими указами и распоряжениями. Параллельно со светской развивалась и функционировала церковная система образования, практически полностью контролируемая государством.

Однако в первой половине XVIII в. государство практически ничего не предприняло для организации женского образования в России. Но оно постепенно зарождалось и делало первые шаги в форме домашнего образования и частных женских школ и пансионов. Школы для девочек, в основном для дочерей иностранцев, существовали при церквах: в Москве - при лютеранской церкви (с 1694 г.), в С.Петербурге - при церкви Св. Петра (с 1703 г.), но на протяжении почти всего XVIII в. преобладало женское домашнее образование.

Именно в семье дворянки получали

1 История отечественного образования: учебное пособие: Хрестоматия. VIII - начало XX вв. / сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина. - Омск, 2000. - С. 33.

первые знания об окружающем мире и правилах поведения. Их также учили важному - любить свое отечество и служить ему, «чтить свою малую родину» и сохранять «трогательное благоговение» перед ней, уважать и ценить родных и близких, «проносить через всю свою жизнь эмоциональную атмосферу родового гнезда»1. Родители были первыми наставниками в религии. Младших детей в семье часто обучали также старшие дочери, умевшие читать и писать. Образованием девушек занимались специально нанятые учителя. Это могли позволить себе только семьи с достатком. Чаще всего учителями были приходские священники, в более богатых семьях - гувернеры или гувернантки. Но нередко уроки преподавались «всякими проходимцами», хороших преподавателей и учебников трудно было найти в провинциальных городах, так как указ 1755 г., который запрещал иностранцам, не выдержавшим специальный экзамен, обучать детей, не был исполнен.2

Годы правления преемников Петра I не внесли существенных изменений в российское образование и его регламентацию. Положение дел с организационно-правовой регламентацией образовательного процесса заметно улучшилось в период царствования Екатерины II, когда к императорским указам, регулирующим деятельность учебных заведений, добавились внутренние Уставы, инструкции и наставления. В 1786 г. увидел свет принципиально новый правовой акт - «Устав народным училищам в Российской империи», распространявший свои требования на все народные училища страны и позволявший строить их деятельность на единых основаниях. Проведенное императрицей

реформирование светского образования в целом, разработка новых правовых актов явились важнейшими предпосылками для

1 Белова, А.В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX в. // Педагогика. - 2001. - №10. -С. 68.

2 Пушкарева, Н.Л. Домашнее образование российских дворянок (по мемуарной литературе конца XVIII - начала XIX в.) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 1999. - №2. - С. 58-59.

дальнейшего развития русской школы.

Начало XIX вв. было связано с разработкой властью курса на реформирование российского образования, основы которого были в годы царствования Екатерины II. Александр I старался копировать законодательные основы образования зарубежных государств. Но в результате проведенных реформ в стране была создана единая система образования и были определены цели, задачи и основы содержания обучения детей вне зависимости от сословной принадлежности.

Первым нормативным актом в сфере общего образования были

«Предварительные правила по народному просвещению» (24 января 1803 г.). Этот документ провозглашал создание единой государственной системы учебных заведений и заложил основы организационно-правового регулирования образования. По Правилам каждое учебное заведение должно было иметь свой устав, т. е. учитывались интересы каждого учебного заведения.

Следующим документом,

регулировавшим отношения в области образования, стал «Устав учебных заведений, подведомственных университетам»,

вышедший в свет 5 ноября 1804 г. В отличие от «Предварительных правил» в нем увеличилось число пунктов, посвященных непосредственно педагогической

деятельности. «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» впервые признал равноправие государственной и частной школы. Эти два документа стали первыми законодательными документами в области организационно-правового

регулирования образования и с их принятием была заложена система отечественного образовательного законодательства.

В годы царствования Николая I была сделана первая попытка поставить вопрос о необходимости получения всем населением страны элементарного образования и закрепить это положение в специальном нормативном акте, который полностью должен был быть посвящен развитию народного образования.

В 1826 г. Николай I учредил специальный комитет по пересмотру Устава

1804 г., который 8 декабря 1828 г. издал новый законодательный акт - «Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского.

Главное значение нового Устава заключалось в том, что в Российской империи создавалась система учебных заведений для различных сословий с завершенным курсом обучения.

Годы правления Александра II и его реформы охватили все стороны жизни страны, в том числе и образование. Именно в эти годы были заложены прочные основы организационно-правового регулирования образования, которым руководствовалось общее образование до революционных событий 1917 г.

14 июля 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, а 19 ноября 1864 г. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Новые нормы улучшили материальное положение учителей, также была введена в обиход практика почасовой оплаты труда. В отличие от предыдущих уставов, в это время наблюдается тенденция к более логичному построению школьного законодательства

В 80-х гг. XIX в. началось наступление и на женскую школу. Женские гимназии пытались неоднократно лишить присваивать выпускницам звание домашних учительниц. В итоге политика правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в

привилегированные учебные заведения, а ведомство учреждений императрицы Марии препятствовало поступлению в гимназии «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. К 1879 г. в столичных мариинских гимназиях она возросла с 25 до 65-70 руб., в провинциальных - до 40 руб. в год. К 1887 г. плата за обучение уже доходила до 100 руб. в год. Несмотря на все препятствия, женские гимназии развивались. К 1909 г. число женских гимназий и прогимназий составило 958.

Во II половине XIX в. в России

появляются частные женские гимназии. Курс обучения в этих учебных заведениях соответствовал курсу средних мужских учебных заведений. В Москве была открыта женская гимназия Фишер, женское училище Спешневой в 1868 г., по окончании которого девушки получали свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы, в 1870 г. была открыта гимназия Оболенской.

Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями во II половине XIX в. стали появляться женские средние учебные заведения учебного ведомства - епархиальные училища, открывавшиеся с разрешения Св. Синода. В 1868 г. был утвержден единый Устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству».

Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями. В епархиальные училища принимались не только дети духовенства, для которых была установлена двойная плата. В 1889 г. в 41 епархиальном училище обучалось 8478 девочек из семей духовенства и 1387 детей из других семей.

Учебный план епархиальных училищ предусматривал шестилетний курс обучения и включал в себя такие предметы, как: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогику, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Ведение домашнего хозяйства и рукоделие считались обязательными предметами.

К необязательным предметам относились новые языки, музыка, рисование. Эти предметы преподавались за отдельную плату.

В 1895 г. были составлены новые программы, в которых сохранился объем и содержание обучения, которые были предопределены Уставом в 1868 г. и которые четко регламентировали содержание курса по каждому предмету.

Окончившие епархиальные училища

получали право преподавания в начальных народных и церковноприходских школах. К 1889 г. такие школы были учреждены при 23 епархиальных училищах.

Женские епархиальные училища стали немаловажным звеном в сословно-классовой системе женского образования в дореволюционной России. В целом женское среднее образование в 60-90-х гг. по своему содержанию и по правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, не соответствовало потребностям в женском образовании, общему уровню среднего образования в России.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что отечественная женская средняя школа к XIX в. обрела совершенно самостоятельное лицо. В 1852 г. все женские учебные заведения были разделены на 4 разряда, для каждого из которого был разработан учебный план.

К первому разряду (высшему) относились следующие учебные заведения как Воспитательное общество двухсот благородных девиц (Смольный институт), Петербургское и Московское училища и все институты благородных девиц в губерниях. Эти учебные заведения предназначались для дочерей потомных дворян.

Ко второму разряду (среднему) относились Павловский институт (1 отделение), Александровские училища (мещанское отделение Смольного) в Петербурге и Москве при Екатерининском институте; Петербургский, Московский дома трудолюбия, Астраханский и девичий институт в Восточной Сибири. В них обучались дочки менее знатных дворян, почетных граждан и купцов.

К третьему разряду (низкому) относились Александровский сиротский дом, Иркутский сиротский дом.

К четвертому (низшему) -специальные заведения: сиротские институты воспитательных домов в Петербурге и Москве, повивальные училища для дочерей лиц всех сословий.

Открытая средняя женская школа, созданная в конце 1850-1860-х гг., стала первым в России результатом образовательных усилий общественной и частной инициативы. Это была

принципиально новая социально-педагогическая модель построения женского образования, которая отвергала три основные установки всей предшествующей политики государства в области образования: жесткую сословность, закрытый характер учебных заведений и полное устранение влияния на них общественности. Она обеспечила необходимые предпосылки для создания высших женских учебных заведений.

К концу XIX - началу XX вв. в России сложилась определенная система организационно-правового регулирования женского образования. Были созданы специальные учебные заведения для женщин, выработаны законодательные документы (указы, уставы, положения, дифференцированные для различных типов учебных заведений), которые регулировали и контролировали работу этих учебных заведений, создано министерство народного просвещения - орган, который стал главным регулятором отношений в области образования и посредником между властью и учебными заведениями в области законодательства.

Получение высшего образования в России было особенной проблемой для женщин в дореволюционной России. До конца XIX в. женщинам было запрещено получать высшее образование. Первые русские женщины получили высшее образование за границей. Женщинам, которые стремились получать высшее образование, приходилось преодолевать огромные трудности. Косность в семье (многим девушкам часто приходилось рвать отношения с родителями, которые были против их образования), косность в обществе (когда студентки считались «нигилистками»); косность в

правительственных кругах (когда представители власти видели в стремлении женщин к образованию признаки протеста против существующего строя) - все это требовало от женщин исключительной выдержки.

Идея создания отдельного высшего учебного заведения для женщин оказалась привлекательной для правительства, но на ее претворение в жизнь понадобились

десятилетия. В 1869 г. при 2-й московской гимназии открылись «публичные курсы для женщин по программам классических гимназий министерства народного просвещения»1. В январе 1870 г. курсы переехали на Лубянку, откуда и пошло их название - «Лубянские». В 1872 г. открылись курсы профессора В. И. Герье и курсы «для приготовления ученых акушерок» при Императорской медико-хирургической академии.

Анализ динамики развития и становления высших женских

образовательных учреждений, показывает, что пик в появлении высших женских учебных заведений пришелся на 1905-1906 гг. К 1910 г. женщины могли обучаться в 19-ти образовательных учреждениях. Кроме того женщины могли получить высшее образование в учреждениях высшего профессионального образования «для лиц обоего пола».

Учреждения высшего женского образования на начальном этапе своего становления не представляли слаженной системы в организационно-правовом плане, но ее основы были заложены. Специализация высших женских курсов в основном ограничивалась педагогическим и гуманитарным образованием. C точки зрения профессиональной специализации, среди учреждений высшего женского образования конца XIX - начала XX вв. можно выделить следующие группы: педагогические высшие женские учебные заведения; медицинские высшие женские учебные заведения; сельскохозяйственные высшие женские учебные заведения и инженерно-промышленные высшие

женские учебные заведения.

Система высшего женского образования в России не имела аналогов в образовательной практике Европы. Организация обучения в высшей школе была основана на совершенно новых образовательных подходах. Система высшего женского образования в России второй половины XIX - начала XX вв.

воплотила новую образовательную политику и процесс организации учебного процесса стал строиться на реализации принципов личностно-ориентированного образования.

1 Орлова, Е. Высшее женское образование в России: по страницам публ. 2-й половины XIX в. // Alma mater. - 1999. - №3. - С. 38.

Библиографический список

1. Белова, А.В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX в. // Педагогика. - 2001. - №10.

2. История отечественного образования: учебное пособие: Хрестоматия. VIII - начало XX вв. / сост. С.В. Калинина, В.В. Каширина. - Омск, 2000.

3. Лихачева, Е. Материалы для истории женского образования в России (1086 -1856). -СПб.: Типография М.М. Стасюлевича,1899.

4. Орлова, Е. Высшее женское образование в России: по страницам публ. 2-й половины XIX в. // Alma mater. - 1999. - №3.

Пушкарева, Н.Л. Домашнее образование российских дворянок (по мемуарной литературе конца XVIII - начала XIX в.) // Вестник Университета Российской Академии Образования - 1999. - №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.