Научная статья на тему 'Государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг'

Государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТРУДОВЫЕ МИГРАЦИИ / КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / LABOR MIGRATION / KIROV REGION / STATE BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бровцин Александр Викторович, Чернышева Наталья Викторовна

В статье рассматриваются государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг. Авторы выделяют этапы эволюции республиканских и местных органов управления трудовой миграцией, структуру и полномочия деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бровцин Александр Викторович, Чернышева Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public administrations of labor migration in the Kirov region 1956-1967 gg

The article deals with the state bodies manage labor migration in the Kirov region 1956-1967 gg. The authors identify the stages of the evolution republican and local bodies labor migration management, structure and authority activities.

Текст научной работы на тему «Государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг»

УДК 94(470.342) "1956/1967"

А. В. Бровцин, Н. В. Чернышева

Государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг. *

В статье рассматриваются государственные органы управления трудовой миграцией Кировской области в 1956-1967 гг. Авторы выделяют этапы эволюции республиканских и местных органов управления трудовой миграцией, структуру и полномочия деятельности.

The article deals with the state bodies manage labor migration in the Kirov région 1956-1967 gg. The authors identify the stages of the evolution republican and local bodies labor migration management, structure and authority activities.

Ключевые слова: государственные органы, трудовые миграции, Кировская область.

Keywords: the state bodies, labor migration, Kirov region.

Миграционные процессы являются фактором и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Миграция может способствовать перекройке государственных границ, подрыву национально-культурной идентичности отдельных территорий и расшатыванию государственного суверенитета. Процессы глобализации влияют на интенсификацию миграционных потоков, делают миграцию более масштабной, разнообразной, трансграничной и, по существу, постоянной.

В XX в. миграционная политика стала составной частью социальной и экономической политики, требующей наиболее серьезного внимания.

Кировская область устойчиво теряет население в результате миграции. Последнее время ежегодно область теряет более 10 тыс. чел., большинство из которых - трудоспособное население. Регион и раньше характеризовался миграционной убылью. В послевоенные, и особенно в 1960-1970-е гг., Кировская область являлась одним из наиболее крупных поставщиков рабочей силы в другие регионы страны. Главным образом область покидали сельские жители. В Кировской области наблюдаются и активные внутренние миграции. Сельская молодежь уезжает в города в поисках работы. Столь активная урбанизация, начавшаяся еще до и во время Великой Отечественной войны, продолжалась и в послевоенное время, приобретая новые формы и масштабы. Процесс вымирания деревни стал необратимым [1]. Именно поэтому исследование трудовых миграций в советский период позволит выявить источник данной проблемы, определить способы ее решения посредством анализа имеющегося исторического опыта.

Изучение миграционных процессов, происходивших в СССР после Второй мировой войны, сопровождается в последнее десятилетие устойчивым интересом, при этом предпочтение отдается миграции в регионах вселения (регионы-реципиенты) и сравнительно редко -в местах выхода мигрантов (регионы-доноры) [2]. В послевоенный период особая роль отводилась трудовой миграции. Основными формами трудовой миграции, т. е. миграции рабочей силы, в советский период были сельскохозяйственное переселение колхозников и организованный набор (оргнабор) рабочих для промышленности. Проанализировавшая историографию темы Л. А. Крушанова среди наименее изученных элементов миграционной политики называет «структуры органов власти, а также численность и функции управленцев, занимавшихся ее реализацией» [3].

Поэтому целью статьи будет изучение структуры государственных органов Кировской области в 1956-1967 гг., управлявших трудовой миграцией в области.

Вопросы трудоустройства мигрантов встали остро в годы Великой Отечественной войны. Постановлением СНК СССР от 12 февраля 1942 г. был образован Отдел СНК РСФСР по хо-

* Статья подготовлена в рамках выполнения регионального гранта РГНФ и Правительства Кировской области «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее». Кировская область, номер проекта 14-11-43004.

© Бровцин А. В., Чернышева Н. В., 2014 70

зяйственному устройству эвакуированного населения. В сентябре 1945 г. он был реорганизован в Переселенческое управление при СНК РСФСР.

Задачи управления:

- переселение колхозников и крестьян с малоземельных территорий в многоземельные;

- внутриобластное переселение;

- переселение по особым постановлениям правительства;

- организация реэвакуации угнанного фашистскими оккупантами во время войны населения, приём и размещение репатриированных советских граждан.

С 1 апреля 1953 г. Управление передавалось в состав Министерства сельского хозяйства и заготовок РСФСР. В начале мая 1953 г. произошло его преобразование в Главное переселенческое управление. В декабре 1953 г. - подведомственно Министерству сельского хозяйства РСФСР.

На его базе постановлением Совета Министров РСФСР от 18 декабря 1954 г. было создано Главное переселенческое управление при Совете Министров РСФСР, непосредственно ему подчиняющееся.

Структура Управления за этот период несколько раз менялась, в том числе благодаря организации и упразднению разных отделов: планово-финансового (1945-1956 гг.); по организации отбора и отправки переселенцев (1946-1953 гг.); по организации приема и хозяйственному устройству переселенцев (1945-1952 гг.); по репатриации и реэвакуации советских граждан (1945-1950 гг.); внутриобластного переселения (1950 г.); транспортного (1947-1952 гг.); переселения центральных районов (1953 г.); отбора и отправки переселенцев (1953 г.); перевозок переселенцев (1953-1954 гг.); переселения в районах крупного гидротехнического строительства (1955-1956 гг.); кадров (1948, 1950, 1953-1956 гг.); бухгалтерии (1945-1956 гг.).

Управление было ликвидировано постановлением Совета Министров РСФСР от 3 августа 1956 г., его функции переданы Главному управлению переселения и организованного набора рабочих Совета Министров РСФСР, осуществлявшему свою деятельность на основании принятого в ноябре 1956 г. «Положения о Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР и его местных органах», утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 22 ноября 1956 г. № 739.

Цель Главного управления - организация сельскохозяйственного и промышленного переселения в восточные и северные районы РСФСР. Основные задачи:

- сельскохозяйственное и промышленное переселение;

- организованный набор рабочих для постоянной и сезонной работы в промышленности, на строительстве всех министерств и ведомств в соответствии с планами;

- контроль выполнения планов строительства и ремонта жилых домов в местах вселения;

- проверка подготовленности колхозов, предприятий и строек к приёму, размещению, трудовому, бытовому и хозяйственному устройству переселенцев;

- утверждение проектов и смет на объекты капитального строительства.

В структуру Главного управления входили:

- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Центра и Юга;

- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Севера и Запада;

- отдел переселения и организованного набора рабочих районов Урала, Сибири и Дальнего Востока;

- отдел переселения в районах крупного гидротехнического строительства;

- отдел планирования и учета рабочей силы;

- финансовый отдел;

- бухгалтерия;

- отдел перевозок;

- хозяйственная часть;

- канцелярия;

- контора «Дальпромкадры»;

- отдел по организации приёма и устройству советских граждан, прибывающих из-за границы (с 1957 г.).

Осенью 1961 г. на основании постановления Совета Министров РСФСР от 30 октября 1961 г. № 1340 в силу вступило новое «Положение о Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР» [4]. Согласно ему изменились основные задачи деятельности:

- организация и руководство сельскохозяйственным переселением с учетом обеспечения в первую очередь заселения колхозов и совхозов целинных и многоземельных районов, нуждающихся в рабочей силе; осуществление контроля в местах вселения за хозяйственным устройством переселенцев и предоставлением им установленных льгот, за выполнением планов строительства жилых домов и надворных построек для переселенцев;

- проведение организованного набора рабочих для постоянной работы в промышленности, строительстве, на транспорте и для работы в отраслях промышленности с сезонным характером производства;

- участие в работе по персональному распределению молодых специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях; контроль за их направлением и использованием;

- подбор и направление на работу в установленном порядке по договоренности с совнархозами и другими хозяйственными организациями специалистов, имеющих опыт работы, и квалифицированных рабочих;

- организация переселения населения, переноса и восстановления домов и бытового устройства переселенцев в районах крупного гидротехнического строительства.

Главное управление переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР возглавлял начальник, назначаемый Советом Министров РСФСР. Он руководил деятельностью Управления и его отделов на местах, издавал приказы и инструкции в пределах своей компетенции.

Под председательством начальника в составе Управления образовывалась Коллегия, которая на своих заседаниях рассматривала важнейшие приказы и инструкции, вопросы практического руководства и организации работы по направлению специалистов и квалифицированных рабочих, организованному набору рабочих и переселению, вопросы проверки исполнения, подбора, расстановки и воспитания кадров, представления о назначении и освобождении работников номенклатуры, заслушивала отчеты работников Главного управления и его местных органов.

В декабре 1963 г. в Положение были внесены изменения, коснувшиеся объема полномочий [5]. В частности, с 1 января 1964 г. Управление освобождалось от работы, связанной с участием в комиссиях по персональному распределению молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения, контролем за прибытием и использованием их, а также финансированием расходов по направлению в места назначения. В связи с этим на две штатные единицы уменьшилась численность работников центрального аппарата и на 12 - местных органов.

Существенные изменения в работу государственных органов были внесены в 1967 г. после принятия постановления Советом Министров РСФСР от 11 февраля 1967 г. «О мерах по улучшению использования трудовых ресурсов» [6]. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 февраля 1967 г. образован Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов. В период 1967-1974 гг. Комитет возглавлял Константин Александрович Новиков.

На Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию трудовых ресурсов, управления Советов Министров автономных республик и отделы исполкомов краевых, областных, городских (г. Москвы и г. Ленинграда) Советов депутатов трудящихся по использованию трудовых ресурсов возлагалось следующее:

- разработка и проведение совместно с министерствами, ведомствами и предприятиями мероприятий по переподготовке рабочих и перераспределению их между предприятиями, стройками, отраслями и районами с учетом потребностей производства;

- трудоустройство населения, а также информация населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служащих;

- изучение состава трудоспособного населения, не занятого в общественном хозяйстве, и разработка совместно с плановыми и хозяйственными органами предложений по рациональному использованию трудовых ресурсов;

- проведение организованного набора рабочих и переселения, а также обеспечение контроля за выполнением хозяйственными органами обязательств по созданию рабочим и служащим, направляемым на предприятия и стройки, необходимых производственных и жилищно-бытовых условий и за хозяйственным устройством переселяемого населения;

- участие в разработке проектов планов размещения нового промышленного строительства, с учетом наиболее полной и рациональной занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, а также в рассмотрении схем районных планировок и генеральных схем развития городов в части обеспечения занятости населения.

Таким образом, наряду с характерными для предшествующего периода функциями, Комитет стал разрабатывать и принимать меры по переподготовке рабочих и их последующего перераспределения; информировать население об имевшихся вакансиях и заниматься трудоустройством безработных граждан; участвовать в разработке планов нового промышленного строительства [7].

Местные органы видоизменялись вслед за преобразованием общесоюзных и республиканских органов. В составе Кировского областного исполнительного комитета 27 февраля 1942 г. было создано Бюро по учету и распределению рабочей силы во главе с Новожиловым [8]. В послевоенное время вопросами трудовой миграции занимался Переселенческий отдел, ликвидированный решением Исполнительного комитета Кировского областного Совета депутатов трудящихся от 13 февраля 1953 г. № 211. На его месте был образован Отдел организованного набора рабочих, просуществовавший до лета 1956 г.

6 августа 1956 г. был создан Отдел переселения и организованного набора рабочих Кировского облисполкома. С этого момента сельхозпереселение и оргнабор были сосредоточены в одном органе власти, в его функции входили организация и руководство сельскохозяйственным и промышленным переселением; проведение организованного набора рабочих для промышленных предприятий и проверка готовности предприятий к приёму рабочих; руководство и контроль за переездом, условиями приёма переселенцев в местах выхода; разработка планов переселения и оргнабора; определение районов, имеющих избыточные трудовые ресурсы и контингент переселенцев [9].

Планы набора Отдела переселения и оргнабора рабочих Кировской области позволяют проанализировать направления миграционных потоков и категорий лиц, подверженных переселению.

Таблица 1

План набора Отдела переселения и оргнабора рабочих (1956-1966 гг.) и Отдела по использованию трудовых ресурсов (1967 г.) Кировского облисполкома [10]

Год набора Категории трудовых мигрантов Итого

раб., чел. ижд., чел.

1956 г. 10500 525 11025

1957 г. 5397 270 6467

1958 г. 4700 265 4965

1959 г. 25 2850 2875

1960 г. 10 1850 2660

1961 г. 100 1900 2000

1962 г. 70 1000 1760

1963 г. 10 1050 1060

1964 г. 40 1000 1040

1965 г. 60 800 1320

1966 г. 40 1000 1040

1967 г. 40 1100 1140

Данные табл. 1 показывают, что в рассматриваемый период план набора неуклонно снижался. За 11 лет он уменьшился в 9,7 раза.

Штатное расписание Отдела переселения и организованного набора (с 1967 г. - Отдел по использованию трудовых ресурсов) рабочих Кировского облисполкома за данный период значительно изменилось структурно и количественно.

Количество штатных единиц отдела в 1956-1967 гг.

18

4

2 ■ О —

1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967

Годы Действующие штаты

Рис. 1

В 1956 г. в Отделе работали 15 чел. вместе с заведующим: заместитель заведующего, старший инспектор, три инспектора, старший бухгалтер, бухгалтер, счетовод-кассир, секретарь-машинистка, курьер-уборщица, шофер, заведующий сборным пунктом, инструктор по оргмассовой работе и уборщица [11]. Должностной оклад колебался от 1200 р. у заведующего до 285 р. у уборщиц. В феврале 1957 г. решением Кировского облисполкома № 136 был увеличен должностной оклад заведующего, который составил 2500 р. Также в 1958 г. был на 15 р. увеличен оклад уборщицы и курьера-уборщицы.

В 1958 г. штатное расписание было изменено путем ликвидации ставки шофера. Через год Отдел был значительно преобразован путем сокращения штата сотрудников. Были ликвидированы должности заместителя заведующего, бухгалтера, двух инструкторов и инструктора по оргмассовой работе.

В начале 1960-х гг. штат Отдела изменился за счет сокращения или изменения возврата ставки заведующего сборным пунктом и уборщицы и составлял семь - девять человек.

Изменение должностных окладов всех сотрудников Отдела последовало с 1 января 1961 г. когда в обращение были выпущены деньги нового образца и изменен масштаб цен (1 р. новыми деньгами за 10 р. старых). В 1966 г. появилась должность старшего экономиста с должностным окладом 95 р. Несколько увеличена была зарплата главных специалистов Отдела по оргнабору. Последние существенные изменения в штатах сотрудников были проведены в 1967 г. (16 сотрудников). В составе Отдела по использованию трудовых ресурсов образовалось два сектора: сектор трудовых ресурсов, перераспределения, трудоустройства населения и информационной работы, а также сектор переселения и организованного набора рабочих.

Данные табл. 2 также показывают снижение количества работников, занятых проведением трудовой миграции, в районах Кировской области. За 11 лет их количество сократилось в 1,9 раза. Это снижение также зависело от уменьшения плана набора. В г. Кирове уполномоченные осуществляли оргнабор и подготовку к переселению по трем адресам: ул. К. Маркса д. 3; К. Маркса, 164; Герцена, 44.

Таблица 2

Штаты Отдела переселения и организованного набора рабочих Кировского облисполкома в 1956-1966 гг. (с 1967 г. - Отдела по использованию трудовых ресурсов) в части районных работников [12]

Год Количество районных Месячный Количество район- Месячный

уполномоченных оклад, р. ных инспекторов оклад, р.

1956 24 880 11 690

1957 21 * 9 *

1958 18 880 8 690

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1959 16 880 4 690

1960 16 880 1 690

1961 14 88 * *

1962 13 88 * *

1963 12 88 * *

1964 10 88 * *

1965 10 88 * *

1966 сведения за год не выявлены

1967 18 125-135 * *

* - данные отсутствуют или должность сокращена.

Сравнение данных табл. 1 и 2 позволяет вычислить изменение планового среднего количества переселенцев, которое приходилось на одного сотрудника Отдела (рис. 2). Общая тенденция - снижение количества. Резкий скачок с 70 до 149 чел. в 1966 г. объясняется отсутствием сведений об изменении штатов Отдела в районах Кировской области. 34 переселенца на одного работника отдела в плане на 1967 г. - показатель изменившегося содержания работы, где декларированный приоритет отдавался не только выполнению плана переселения, но и стремлению эффективнее управлять трудовыми ресурсами Кировской области, чтобы предотвратить их истощение.

Нчмененне среднего количества переселенцев (по плану оргнабора п сельхо ¿переселения, приходившегося на одного работника отдела в 1956—1967 гг.)

10АЫ —План набора

Рис. 2

Итак, структура государственных органов управления трудовой миграцией изменялась в соответствии с текущими политическими и экономическими задачами. Главными из них являлись сельскохозяйственное переселение и организация набора рабочих. Стоит также отметить, что контингент лиц, подлежащих переселению в данный период, был различен: репатрианты, молодые специалисты, рабочие, инженерно-технические кадры, колхозники и члены их семей. Заселение северо-западных территорий, Сибири и Дальнего Востока, разработка целины, строительство ГЭС, транспортной сети, промышленности требовало значительных людских ресурсов.

Примечания

1. Чернышев К. А. Миграционные процессы и миграционная политика в депрессивном регионе // Региональная экономика. 2013. № 45. С. 56-60.

2. Агасиева Н. М. Миграционные процессы народов Южного Дагестана во второй половине XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2004; Большакова Г. И. Переселенческая политика Советского государства и ее реальное воплощение на Карельском перешейке в 1940-1960-е гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2010; Игнатьева Л. Н. Роль миграции в формировании населения Казахстана: 19261959 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: Барнаул, 2006; Крушанова Л. А. Государственная миграционная политика СССР на Дальнем Востоке в 1945-1960-е годы: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2007; Метелев И. С. Миграционные процессы и экономическое освоение Азиатской России. Прошлое, настоящее, будущее. М., 2012; Пискунов С. А. Политика сельскохозяйственного переселения и ее реализация на юге Дальнего Востока СССР: середина 40-х-середина 60-х гг. XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Хабаровск, 2005; Прокопьев А. Н. Переселенцы Чувашии на Европейском Севере России в 30-е годы XX -начале XXI в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Чебоксары, 2008; Смирнова Е. П. Заселение и освоение новых районов Карело-Финской ССР в 1940-е гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006; и др.

3. Крушанова Л. А. Указ. соч. С. 8.

4. Постановление Совета Министров РСФСР «Положение о Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР» от 30 октября 1961 г. № 1340. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=30811 - свободный.

5. Постановление Совета Министров РСФСР «О частичном изменении Положения о Главном управлении переселения и организованного набора рабочих при Совете Министров РСФСР» от 4 декабря 1963 г. № 1388. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=31596 -свободный.

6. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по улучшению использования трудовых ресурсов» от 11 февраля 1967 г. № 113. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-pravila/l9p.htm - свободный.

7. Собрание постановлений Правительства РСФСР. М., 1967. № 1-20.

8. Государственный архив Кировской области (далее - ГАКО). Ф. Р-2169. Оп. 1. Д. 627. Л. 100.

9. Там же. Оп. 25. Д. 1775. Л. 840-841.

10. ГАКО. Ф. Р-3071. Оп. 5. Д. 30. Л. 37; Д. 32. Л. 4, 12-13; Оп. 4. Д. 6. Л. 16; Д. 13. Л. 26-27; Д. 22. Л. 50; Д. 30 Л. 18-19; Д. 36. Л. 24; Д. 42. Л. 20; Д. 49; Д. 60. Л. 32, 37; Д. 67. Л. 30.

11. ГАКО. Ф. Р-3071. Оп. 5. Д. 30. Л. 5, 11; Д. 32. Л. 15; Оп. 4. Д. 22. Л. 1, 5; Д. 30. Л. 1,3. Д. 59. Л. 42; Оп. 4. Д. 6. Л. 1, 7; Д. 13. Л. 1, 3; Д. 30. Л. 1; Д. 36. Л. 1; Д. 42. Л. 1; Д. 49. Л. 1, 6; Д. 55. Л. 83; Д. 60. Л. 15, 29; Д. 67. Л. 14; Оп. 6. Д. 11. Л. 4, 8.

12. ГАКО. Ф. Р-3071. Оп. 5. Д. 30. Л. 10; Д. 32. Л. 15; Оп. 4. Д. 6. Л. 2; Д. 13. Л. 4; Д. 22. Л. 2; Д. 30. Л. 2; Д. 36. Л. 2; Д. 42. Л. 2; Д. 49. Л. 2; Д. 59. Л. 42; Д. 66. Л. 16; Оп. 6. Д. 11. Л. 18.

Notes

1. Chernyshev K. A. Migratsionnye protsessy i migratsionnaya politika v depressivnom regione [Migration processes and migration policy in a depressed area] / / Regional'naya ehkonomika - Regional Economy. 2013, № 45, pp. 56-60.

2. Agasieva N. M. Migratsionnye protsessy narodov YUzhnogo Dagestana vo vtoroj polovine XX v. : dis. ... kand. ist. nauk [Migration processes of peoples of Southern Dagestan in the second half of XX century: dis... . Candidate hist. sci]. Makhachkala. 2004; Bolshakova G. I. Pereselencheskaya politika Sovetskogo gosudarstva i ee real'noe voploshchenie na Karel'skom pereshejke v 1940-1960-e gg. : avtoref. dis. ... d-ra ist. nauk [Resettlement policy of the Soviet state and its actual implementation in the Karelian Isthmus in 1940-1960-ies: autoref. dis. Dr... . hist. sci]. St. Petersburg. 2010; Ignatieva L. N. Rol' migratsii v formirovanii naseleniya Ka-zakhstana: 1926-1959 gg. : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The role of migration in the formation of the population of Kazakhstan: 1926-1959 gg: autoref. dis... . Candidate hist. sci] Barnaul. 2006; Krushanova L. A. Gosu-darstvennaya migratsionnaya politika SSSR na Dal'nem Vostoke v 1945-1960-e gody: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [State Migration Policy of the USSR in the Far East in 1945-1960's: Cand. dis... . Candidate hist. sci]. Vladivostok. 2007; Metelev I. S. Migratsionnye protsessy i ehkonomicheskoe osvoenie Aziatskoj Rossii. Proshloe, nastoyashchee, budushchee [Migration processes and economic development of the Asian part of Russia. Past, present, future]. Moscow. 2012; Piskunov S. A. Politika sel'skokhozyajstvennogo pereseleniya i ee realizatsiya na yuge Dal'nego Vostoka SSSR: seredina 40-kh-seredina 60-kh gg. XX v. : dis. . kand. ist. nauk [Agricultural resettlement policy and its implementation in the south of the Soviet Far East: mid-40s to mid-60s. XX century: dis... . Candidate hist. sci]. Khabarovsk 2005; Prokop'evA. N. Pereselentsy CHuvashii na Evropejskom Severe Rossii v 30-e gody XX - nachale XXI v. : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Settlers of Chuvashia in the European North of Russia in the 30th years XX - beginning of XXI century: autoref. dis... . Candidate hist. sci]. Cheboksary. 2008; Smirnova E. P. Zaselenie i osvoenie novykh rajonov Karelo-Finskoj SSR v 1940-e gg. : avtoref.

dis. ... kand. ist. nauk [Settling and development of new areas of the Lithuanian SSR in the 1940s: author. dis... . Candidate hist. sci]. Petrozavodsk. 2006; et al.

3. Krushanova L. A. Op. cit. P. 8.

4. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR "Regulations on the General Directorate of resettlement and organized recruitment of workers at the Council of Ministers of the RSFSR" on October 30, 1961 № 1340. Available at: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n=30811 - is free (in Russ. ).

5. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR "On the Partial Amendment of the Regulations on the General Directorate of resettlement and organized recruitment of workers at the Council of Ministers of the RSFSR" on December 4, 1963 № 1388. Available at: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n=31596 - is free (in Russ. ).

6. Resolution of the Council of Ministers of the RSFSR "On measures to improve labor utilization" of February 11, 1967 № 113. Available at: http://www. bestpravo. ru/sssr/eh-pravila/l9p. htm - free (in Russ. ).

7. Assembly resolutions of the Government of the RSFSR. Moscow. 1967. № 1-20.

8. State Archives of the Kirov region (hereinafter - GAKO). F. P-2169. Op. 1. D. 627. Sh. 100.

9. Ibid. Op. 25. D. 1775. Sh. 840-841.

10. GAKO. F. P-3071. Op. 5. D. 30. Sh. 37; D. 32. Sh. 4, 12-13; Op. 4. D. 6. Sh. 16; D. 13. Sh. 26-27; D. 22. Sh. 50; D. 30. Sh. 18-19; D. 36. Sh. 24; D. 42. Sh. 20; D. 49; D. 60. Sh. 32, 37; D. 67. Sh. 30.

11. GAKO. F. P-3071. Op. 5. D. 30. Sh. 5, 11; D. 32. Sh. 15; Op. 4. D. 22. Sh. 1, 5; D. 30. Sh. 1. 3. D. 59. Sh. 42; Op. 4. D. 6. Sh. 1, 7; D. 13. Sh. 1, 3; D. 30. Sh. 1; D. 36. Sh. 1; D. 42. Sh. 1; D. 49. Sh. 1, 6; D. 55. Sh. 83; D. 60. Sh. 15, 29; D. 67. Sh. 14; Op. 6. D. 11. Sh. 4, 8.

12. GAKO. F. P-3071. Op. 5. D. 30. Sh. 10; D. 32. Sh. 15; Op. 4. D. 6. Sh. 2; D. 13. Sh. 4; D. 22. Sh. 2; D. 30. Sh. 2; D. 36. Sh. 2; D. 42. Sh. 2; D. 49. Sh. 2; D. 59. Sh. 42; D. 66. Sh. 16; Op. 6. D. 11. Sh. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.