Социальны£проблемы
Вестник ДВО РАН. 2006. № 6
Е.Л.МОТРИЧ, С.А.КРАВЧУК
Государственная политика хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока с конца XIX в. до середины 1980-х годов
Дается обзор государственной политики заселения Дальнего Востока России с конца Х1Х в. до середины 1980-х годов, ориентированной на использование преимущественно экзогенных факторов внешней миграции. Проанализирована ее результативность в наращивании демографического потенциала. Исследование ограничено 1985 г., когда динамику развития стали определять эндогенные факторы.
State policy of economic development and settlement at the Russian Far East from the end of the 19th century to the middle of the 1980s. E.L.MOTRICH (Economic Research Institute, FEB RAS, Khabarovsk), S.A.KRAVCHUK Khabarovsk Frontier Service Institute of the Federal Security Service of Russia).
The article presents a review of the state policy of economic development and settlement at the Russian Far East beginning from the end of the 19th century to the middle of the 1980s, which was based on using mainly exogenousfactors of the population formation (external migration factors) in the region. Its efficiency in building demographic potential in the East of Russia has been analyzed. The research in this article is limited by 1985, when the population dynamics in the region started to be determined by endogenous factors.
История демографического развития Дальневосточного региона отражает социально-экономические, демографические и геополитические особенности развития России, но имеет свою специфику, поскольку эта территория была освоена и заселена позже других.
Современное состояние населенческого и трудового потенциала является не только основным ограничивающим фактором развития Дальнего Востока, но и таит в себе угрозу национальной безопасности страны. Между тем в истории имеются положительные примеры привлечения и закрепления населения. Заселение территории региона с момента ее присоединения к России до середины 1980-х годов проходило под действием экзогенных (внешних) факторов, которые обеспечивали интенсивный приток людей. Модернизация экономической и социальной жизни общества изменила парадигму освоения и заселения Дальнего Востока. Демографическое развитие страны в условиях депопуляционных процессов привело к ограничению, а затем полному отсутствию резервов перераспределения населения из центральных районов страны на Восток. Эндогенные (внутренние) факторы стали основной причиной изменения численности населения в регионе.
Государственная политика хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока с конца XIX до середины ХХ в. является примером эффективного использования экзогенных факторов для наращивания демографического потенциала. Прошлый опыт может иметь практическое значение для разрабатываемой в настоящее время Государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом».
МОТРИЧ Екатерина Леонидовна - кандидат экономических наук (Институт экономических исследований ДВО РАН, Хабаровск), КРАВЧУК Сергей Александрович - кандидат исторических наук (Хабаровский пограничный институт ФСБ России).
Интенсивное экономическое развитие и заселение Дальнего Востока начались в конце XIX в. со строительства Транссибирской магистрали, когда царское правительство поставило задачу создать на Тихом океане военную базу. С.Ю.Витте выдвинул тезис: «Дорога не для коммерции, а для России». Государство выделяло субсидии для поддержания единого тарифа от Урала до Владивостока, что способствовало уравниванию экономических возможностей восточных окраин с европейскими районами страны. В начале XX в. была принята программа П.А.Столыпина о переселении на Дальний Восток безземельных крестьян из внутренних губерний России. Главной целью было заселение пограничных территорий, так как со стороны Китая ощущалось демографическое давление [16]. Программа полностью финансировалась государством и оказалась результативной: темп прироста населения повысился. На этом этапе под патронажем государства формировался экономический и человеческий потенциал Дальнего Востока. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 г., здесь проживало 367 тыс. чел. [17].
Началом второго этапа* можно считать 1926 г., когда был образован Дальневосточный край. По данным всесоюзной переписи 1926 г., в нем проживало 1,6 млн чел., т. е. население увеличилось в 4 раза по сравнению с 1897 г. [4]. Среднеговодой темп прироста составил 13,8% Но для обеспечения развивающейся промышленности и сельского хозяйства рабочей силой этого было недостаточно. До 1930-х годов в экономике преобладало сельское хозяйство (до 3/4 общего объема).
1933-1940 гг. характеризуются как период индустриальной милитаризации, когда в экономике были сформированы сильный добывающий сектор и оборонная промышленность [3]. Создавались новые рабочие места, и к слабой заселенности добавилась сугубо экономическая проблема дефицита трудовых ресурсов. Нужно было привлечь рабочие руки из центральных районов России и союзных республик. С середины 1930-х годов сюда хлынул поток вынужденных переселенцев - обитателей ГУЛАГа. По данным Ллойда [8], только морским транспортом в северные районы Дальнего Востока был перевезен 1 млн политзаключенных. Их руками в регионе были построены новые промышленные объекты и инфраструктура в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске. Возникла потребность в квалифицированной рабочей силе. В 1933-1934 гг. Советом народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) принят ряд постановлений «для облегчения устройства в трудных условиях необжитости районов» [1, с. 5-9], основным из них стало «О льготах по сельскохозяйственному переселению» 1937 г. [18]. Вот почему за время между переписями 1926 и 1939 гг. приток населения превысил отток на 900 тыс. чел. [6]. Именно с этого времени прирост населения на Дальнем Востоке стал значительно превышать аналогичный показатель по России в целом. Население Российской Федерации в этот период увеличилось на 16,9%, а Дальнего Востока - на 87,5%. По данным переписи 1939 г., здесь проживало 3 млн чел. [4]. Среднегодовой прирост составил по РСФСР 1,4%, а на Дальнем Востоке - 6,7%.
1940-1959 гг. - третий этап развития экономического и демографического потенциала Дальнего Востока. Индустриализация изменила распределение трудовых ресурсов (в 1940 г. на долю промышленности приходилось свыше 30% всех рабочих и служащих народного хозяйства региона [7]) и способствовала значительному увеличению темпов прироста населения. Между переписями 1939 и 1959 гг. численность населения Российской Федерации увеличилась на 8,4%, Дальнего Востока - на 60%. Среднегодовой прирост составил соответственно 0,4% и 3%. Среднегодовые темпы прироста населения оставались высокими, хотя снизились более чем в два раза по сравнению с предшествующим периодом.
Великая Отечественная война изменила ход экономического и демографического развития. Дальний Восток в те годы не выступал основной базой эвакуации промышленного производства из-за близости милитаристской Японии, однако и сюда были переведены
* Советский период хозяйственного освоения и заселения Дальнего Востока рассматривается по периодам между всесоюзными переписями населения, дающими наиболее точные данные его численности.
некоторые предприятия из центральных районов России. Развились отрасли, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы. Все это способствовало приросту населения. Почти в шесть раз увеличилось число жителей на Сахалине, более чем в два раза - в Камчатской области и Чукотском автономном округе, а также в Приморье и Хабаровском крае.
Сразу же после войны население Дальнего Востока получило преимущества по сравнению с другими районами страны. В 1945 г. для проживающих в северных районах были установлены значительные льготы, в 1946 г. в южных районах - надбавки к заработной плате. Хотя экономическое и социальное развитие Дальнего Востока замедлилось, поскольку основное внимание было направлено на восстановление разрушенного хозяйства в европейской части СССР, переселение по организованному набору продолжалось и в 1945-1953 гг. С каждым работником заключался индивидуальный трудовой договор на срок не менее 2 лет. Нанятым выплачивалось безвозвратное единовременное пособие в размере 500 руб. на самого рабочего и 200 руб. на каждого переезжавшего с ним члена семьи [18]. Сверх того за время нахождения в пути начислялись суточные.
Была разработана плановая система кредитования хозяйственного устройства переселенцев. Все колхозники обеспечивались переселенческими билетами, которые давали право на получение кредита на 10 лет для строительства нового жилья или ремонта старого в сумме 15 тыс. руб., 50% из них погашало государство. На приобретение коровы выдавался кредит 3 тыс. руб. на 3 года. Глава семьи получал продовольственную ссуду в размере 1 ц зерна на себя и 0,5 ц на каждого члена семьи с погашением ее натурой в течение 2 лет [15, с. 428-432].
Различные министерства и ведомства вводили свои льготы. Так, в 1947 г. предприятиям лесного комплекса было разрешено предоставлять переселенцам в собственность жилые дома. Центробанку и Сельхозбанку вменялось в обязанность выдавать ссуды на покупку жилых домов на 10-12 лет. Отводились приусадебные земельные участки для постройки индивидуальных домов, под сады и огороды, лесные сенокосы. Рабочим и инженернотехническому персоналу лесозаготовительных предприятий выдавалась ссуда на 2-3 года для приобретения домашнего скота и на хозяйственное обзаведение [15, с. 441]. Министерство рыбной промышленности СССР дополнительно выплачивало единовременное пособие 2 тыс. руб. на каждого рабочего и по 300 руб. на каждого члена семьи при переселении на Курильские острова, Камчатку и Охотоморское побережье. А для выезжавших на Сахалин - до двух месячных окладов на самого работника и по 25% от этой суммы на каждого члена семьи. За переселенцами сохранялась жилая площадь по месту основного жительства на весь период работы [15, с. 519-530].
Возобновившееся в конце 1940-х годов заселение Дальнего Востока, подкрепленное льготами, привело к тому, что уже в 1953 г. численность населения во всех районах Дальнего Востока превысила довоенный уровень. Наибольший рост за счет как рождаемости, так и миграции приходится на первую половину 1950-х годов - почти 1 млн чел. [16]. Миграция обеспечивала более 50% прироста в 1940-1959 гг.
Вся ответственность за обеспечение переселенцев, прибывавших сверх плана, ложилась на плечи краевых, районных советов, правлений совхозов и колхозов региона. Они должны были изыскивать дополнительные денежные и материальные средства, учитывая при этом экономические возможности предприятий.
К сожалению, эти мероприятия осуществлялись не в полной мере, а местами не выполнялись вообще. Проверка, проведенная в 1956 г. в Приморье Министерством госконтроля СССР, показала, что переселенческий процесс носит в основном стихийный характер и не соответствует государственным интересам (Государственный архив Приморского края (далее - ГАПК). Ф. 26, оп. 33, д. 305, л. 1-17). Планы хозяйственного устройства переселенцев не были выполнены. Тяжелые жилищные и материальные условия вызывали многочисленные жалобы и провоцировали отъезд людей и расторжение договоров. Например, в Приморском крае с 1957 по 1961 г. в Кировском районе из вселившихся в совхозы
629 семей выбыло 379 (61%), в Октябрьском из 685 - 342 (почти 50%), в Михайловском из 740 - 470 (63,5%), в Спасском - 324 (60,7%), в Пограничном - 203 (47%) (ГАПК. Ф. 26, оп. 33, д. 309, л. 5). Не лучше дела обстояли и в Лесозаводском, Хорольском, Ханкайском, Славянском, Калининском и других районах Приморья (ГАПК. Ф. 26, оп. 21, д. 74, л. 128; оп. 24, д. 20, л. 107; д. 32, л. 185-193; д. 37, л. 122) (табл. 1), в Хабаровском крае - в районах Им. Лазо, Хабаровском, Вяземском, Бикинском (Государственный архив Хабаровского края (далее - ГАХК). Ф. 553, оп. 1, д. 55, л. 53, 77, 101, 122, 137).
В 1956 г. недостаток рабочей силы ощущался и на промышленных предприятиях. Так, для Министерства рыбной промышленности СССР в Приморском крае план переселения рабочих был выполнен лишь на 47,2%, автомобильного транспорта и шоссейных дорог - на 29%, транспортного строительства - на 16%, городского и сельского строительства - на 35%. Причинами такого положения были слабая работа отдела орг-набора Приморского крайисполкома и несвоевременная подготовка ряда предприятий и строек к приему рабочих и их устройству (ГАПК. Ф. 26, оп. 33, д. 309, л. 12).
Некоторые директора совхозов и колхозов в результате бесконтрольности со стороны руководителей районных партийных и советских организаций, а в ряде случаев с их молчаливого согласия и даже по прямым указаниям игнорировали постановления правительства, краевых руководящих организаций, не по назначению использовали переселенческие кредиты, дома и стройматериалы, чем наносился огромный ущерб государству.
Систематически срывались планы по обеспечению прибывающих жилыми домами в Хабаровском и Приморском краях. Например, в 1955 г. при плане 3500 домов колхозами Приморья было построено 2098 (59,9%). Постановление Совета министров РСФСР от 24 мая 1956 г. № 381 «О мерах по хозяйственному устройству переселенцев и устранению серьезных недостатков в этом деле» обязало Приморский крайисполком и краевое управление по строительству в колхозах обеспечить в 1956 г. дополнительное строительство 600-900 домов с тем, чтобы будущей весной принять 20-30 % переселенцев по плану 1957 г. Это задание не было выполнено (ГАПК. Ф. 26, оп. 33, д. 305, л. 4). В первом полугодии 1959 г. колхозы края должны были подготовить 1350 жилых домов, а подготовили только 974 (72,1%), совхозы из 200 - 131 (65,5%). В Хабаровском крае в этот же период колхозы подготовили лишь 50,2% домов, совхозы - 16,3% (ГАПК. Ф. 26, оп. 33, д. 431, л. 9).
Крайне неудовлетворительно обстояло дело с трудоустройством закрепившихся переселенцев, хотя во многих колхозах и совхозах эти люди составляли 90-100% населения (табл. 1). Из-за отсутствия детских садов, яслей, школ в производственную деятельность были вовлечены не все трудоспособные члены семей. Из-за плохой организации работ на сельхозпредприятиях производительность труда и заработки были крайне низкими. Обеспечение бытовыми товарами было нерегулярным и недостаточным, особенно в удаленных и труднодоступных поселках лесхозов (ГАПК. Ф. 26, оп. 33, д. 431, л. 9).
Для улучшения обстановки и снижения напряженности среди переселенцев краевые власти создавали строительные бригады из рабочих других районов, направляли дополнительный транспорт, стройматериалы, откомандировывали в «сложные» колхозы специалистов строителей. Рядом с центральными усадьбами колхозов и совхозов оборудовались детские сады, ясли, школы и интернаты, в труднодоступных лесхозах создавались места для хранения продовольственных и промышленных товаров, строились столовые, хлебопекарни, магазины и торговые лавки. Расширялась сеть библиотек, радиоточек, кинопередвижек. Городские предприятия Хабаровского края изготавливали из деловой древесины жилые дома для переселенцев. За каждым городским районом Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре были закреплены сельские районы для оказания шефской помощи. К изготовлению домов привлекались предприятия Управления Министерства внутренних дел по Хабаровскому краю и работавшие на лесозаготовках военнопленные (ГАХК. Ф. 553, оп. 1, д. 55, л. 53, 87).
В целом итог переселения был положительным. С 1957 по 1962 г. в Приморский край переселилась 12 651 семья общей численностью 52 025 чел., из них 27 490 трудоспособных (ГАПК. Ф. 26, оп. 33, д. 431, л. 17).
Динамика переселенческого процесса в Приморском крае,
число семей прибыло / выбыло (в скобках - процент)
Год Всего по Приморскому краю В т. ч. в совхозах В колхозах
1957 2505 / 719 (28,7) 266 / 48 (18) 2239 / 671 (30)
1958 2533 / 617 (24,4) 302 / 95 (31,6) 2231 / 522 (23,4)
1959 2119 / 412 (19,4) 239 / 59 (24,6) 1880 / 353 (19)
1960 1987 / 528 (26,4) 984 / 266 (27,1) 1003 / 262 (26,2)
1961 2216 / 501 (22,5) 1611 / 380 (23,6) 605 / 121 (21)
1962 1292 / 15 (1,2) 962 / 7 (0,7) 330 / 8 (2,4)
Благодаря переселению и положительному естественному приросту численность населения Дальнего Востока по данным всесоюзной переписи 1959 г. составила 4,8 млн чел. [4].
В конце 1950-начале 1960-х годов формировались предпосылки для нового роста производительных сил и увеличения демографической насыщенности территории. Стали проводиться новые крупные реформы и программы развития производительных сил, увеличивались государственные инвестиции в социально-экономическое развитие региона. Но потенциал не был реализован. Дальний Восток вошел в экономическую стагнацию, что повлияло на характер демографического развития и миграционный вектор.
В 1959-1970 гг. прирост, в отличие от предыдущих периодов, осуществлялся преимущественно за счет естественного воспроизводства (82,5% от общего увеличения численности населения). Темп прироста по отношению к предыдущему периоду составил 20,8%, среднегодовой - всего 1,9%.
Но данный этап не был однородным. Увеличение темпов социально-экономического развития Дальнего Востока в 1961-1965 гг. в условиях дефицита трудовых ресурсов стимулировало приток населения. Удельный вес миграции в общем приросте численности составил 30,3%. За 1959-1965 гг. в Сибирь и на Дальний Восток прибыло около 300 тыс. сельскохозяйственных переселенцев, рабочих по оргнабору и направлению [2]. В 1960-х годах строительство новых домов велось за счет кредитов Госбанка. К 1970 г. количество сдаваемого жилья в сельской местности увеличилось. Среднегодовой темп прироста жителей на Дальнем Востоке за 1961-1965 гг. достиг 2,2%, превысив в два раза аналогичный показатель по России. В последующие пять лет (1966-1970 гг.) рост экономики также стимулировал миграцию. В 1967 г. ЦК КПСС и Советом министров СССР было принято постановление, ориентированное на ускоренное развитие производительных сил Дальневосточного экономического района и его дальнейшее заселение [14]. Были восстановлены отмененные в 1956 и 1960 гг. северные льготы.
Оргнабор оставался основным источником пополнения рабочей силы, но его масштабы снизились. Рабочим выдавались подъемные в размерах, установленных в 1949-1955 гг., в зависимости от отрасли хозяйства. Так, подъемные в Министерстве лесной и деревообрабатывающей промышленности составляли 200 руб., а в Министерстве транспорта - 30 руб. Действовала и другая форма оргнабора - общественный призыв, который в 1968-1969 гг. дал 17,7% от общего количества мигрантов.
По данным переписи 1970 г., численность населения на Дальнем Востоке составила 5,8 млн чел. [4].
Пятый этап - 1971-1980 гг. Новый импульс хозяйственному освоению и заселению региона дало начало строительства БАМа. Промышленное производство за 1971-1985 гг. возросло вдвое, стимулируя привлечение рабочей силы на создаваемые места, что способствовало росту населения [15, с. 441]. Повысилась роль общественных призывов.
Подъемные прибывшим после окончания учебного заведения составляли два оклада (240 руб. в 1970-х и 300 руб. в 1980-х годах). Особое внимание уделялось улучшению материального положения дальневосточников, был введен коэффициент к заработной плате рабочих и служащих легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения. В 1970-1980 гг. к организованной миграции добавился поток самостоятельных переселенцев, которые тоже получили льготы. Такие добровольцы составили 50% въехавших. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих за этот период выросла в 1,6 раза и была выше, чем в центральных районах страны, в среднем в 1,5 раза. Были введены дополнительные льготы: увеличены процентные надбавки, введены районные коэффициенты к заработной плате на территориях, приравненных к северным, в южной части Дальнего Востока установлены надбавки за непрерывность стажа работы и т.д.
Однако в этот период Дальний Восток исчерпал возможности дальнейшего быстрого экономического роста. Появились негативные тенденции, среднегодовые темпы прироста промышленной продукции стали отставать от среднероссийских показателей, замедлился темп прироста населения. Чтобы приостановить этот процесс, было решено закрепить население в сельской местности, обеспечив при этом сельскохозяйственное производство кадрами [13].
Хотя прирост населения замедлился, по сравнению с РСФСР темпы увеличения численности оставались высокими благодаря высокому уровню естественной динамики и миграции. За 1971-1975 гг. число жителей на Дальнем Востоке увеличилось на 9,9%, а в РСФСР - на 3,1%, в 1976-1980 - на 8,5% против 3,2% в России, но среднегодовой темп прироста снизился по сравнению с предыдущим пятилетним периодом (с 1,9 до 1,7%).
1981-1985 гг. для экономики Дальнего Востока были более благоприятными. Среднегодовой темп прироста промышленного производства немного (0,3%), но опережал республиканский показатель. При этом темп прироста численности населения по-прежнему снижался, хотя и превосходил аналогичный показатель по России в 2,2 раза (8 и 3,5% соответственно), в том числе по среднегодовому приросту (1,6 и 0,7%) [9]. По принятой в демографии градации темпов прироста населения 1,5% считаются высокими. По абсолютному приросту численности населения Дальний Восток уступал только Западной Сибири (8,4 и 8,7% соответственно). Кроме развития производительных сил, этому способствовало улучшение социально-бытового обслуживания, повышение жизненного уровня населения в 1970-1985 гг. Но опережения роста уровня жизни дальневосточников по сравнению со среднероссийскими показателями не было достигнуто. Период 1981-1985 гг. оказался последним, когда наблюдался высокий темп прироста населения. Усилия государства были направлены на привлечение и закрепление населения. Однако госплан заботился только о наличии рабочих мест, количестве рабочей силы и обеспечении этой силы товарами народного потребления. Формированием постоянного населения и факторами, обеспечивавшими его воспроизводство, после первых пятилеток практически никто не занимался [5].
Для большей наглядности основные элементы государственной политики в области миграции обобщены в табл. 2.
Таким образом, с 1926 по 1985 г. численность населения Дальнего Востока увеличилась в 4,8 раза. Темпы ее прироста оставались самыми высокими в стране, хотя стабильно снижались. В 1985 г. численность жителей Дальнего Востока превысила отметку 1939 г. в 2,5 раза, тогда как население СССР за эти же годы выросло в 1,3 раза [10, 11]. На диаграмме показана динамика темпов прироста населения в различные временные периоды (см. рисунок).
Различия в развитии производительных сил территорий Дальнего Востока предопределили различия в численности населения и его распределении по субъектам региона (табл. 3).
Характеристика социально-экономического и демографического развития российского Дальнего Востока
Период Решаемые задачи социально-экономического развития Методы формирования населенческого потенциала Созданный демографический потенциал
Конец Х1Х-на-чало ХХ в. Строительство Транссибирской магистрали, создание военной базы России на Тихом океане. Реализация программы аграрного переселения П.А.Столыпина. Цель -заселение пограничных территорий. Централизованная государственная политика, финансовые вливания в виде правительственных субсидий. Массовое переселение безземельных крестьян из внутренних губерний России. 1897 г. -367 тыс. чел. 1926 г. -1,6 млн чел.
19261939 гг. Создание экономической базы армии и флота. Развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства; переход к индустриальному развитию экономики. Постановления ВЦИК и ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров Союза ССР 1930, 1933, 1934 гг. о предоставлении льгот переселенцам. 1939 г. -3 млн чел.
19391959 гг. Развитие отраслей военнопромышленного комплекса и отраслей, эксплуатирующих наиболее эффективные и уникальные природные ресурсы. Переселение специалистов для работы на эвакуированных на ДВ предприятиях; оргнабор с предоставлением льгот, обустройство переселенцев. С 1945-1946 гг. - льготы для населения северных районов, надбавки к заработной плате в южных районах. 1959 г. -4,8 млн чел.
19591970 гг. Комплексное развитие производительных сил ДВЭР; развитие социальной инфраструктуры для стимулирования притока населения. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1967 г. Восстановление отмененных в 1956 и 1960 гг. северных льгот; сохранение льгот для рабочих по оргнабору; появление новой формы оргнабора - общественного призыва; строительство новых домов для переселенцев за счет кредитов Госбанка. 1970 г. -5,8 млн чел.
19701979 гг. Комплексное развитие производительных сил ДВЭР; начало сооружения БАМа. Создание условий по стимулированию притока населения. Негативные тенденции в экономике ДВ в конце периода: отставание среднегодовых темпов прироста промышленной продукции от среднероссийских; замедление темпов прироста населения. Повышение роли общественных призывов. Выдача специалистам, прибывшим на ДВ после окончания учебного заведения, подъемных. Введение коэффициента к заработной плате рабочих и служащих легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения. Льготы для самостоятельных мигрантов. Упорядочение начисления процентных надбавок, районных коэффициентов к заработной плате, надбавки за непрерывность стажа работы в южной части ДВ. Постановление Совмина СССР от 31 мая 1973 г. «О льготах по переселению» для закрепления населения в сельской местности. 1979 г. -6,8 млн чел.
19791985 гг. Развитие производительных сил региона; улучшение социально-бытового обслуживания населения, повышение его жизненного уровня. Опережающий рост жизненного уровня дальневосточников по сравнению со среднероссийскими параметрами не был достигнут. Последний период, в котором наблюдался высокий темп прироста населения. 1985 г. -7,5 млн чел.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что население Дальнего Востока сконцентрировано в его южной зоне, наиболее пригодной (по природноклиматическим условиям) для проживания. Но за счет высоких темпов прироста населения на севере удельный вес некоторых южных районов до 1985 г. снижался.
Из изложенного можно сделать следующие выводы.
Характер демографических процессов, направленность и объемы миграционных потоков отражают социально-экономическое развитие Дальнего Востока России.
С конца XIX в., благодаря активной политике государства по хозяйственному освоению и заселению региона, обеспечивалось интенсивное экономическое развитие Дальнего Востока и наращивание демографического потенциала для удержания территории и создания военной базы России на Тихом океане.
Таблица 3
Распределение населения по субъектам региона
(численность, тыс. чел. / удельный вес, %) [11, 12, 16]
Территория 1926 г. 1939 г. 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1985 г.
Дальний Восток 1572 / 100 2976 / 100 4834 / 100 5780 / 100 6819 / 100 7651 / 100
Республика Саха (Якутия) 287 / 18,3 414 / 13,9 487 / 10, 1 664 / 11,5 839 / 12,3 1009 / 13,2
Приморский край 637 / 40,5 888 / 29,8 1381 / 28,5 1721 / 29,8 1978 / 29,0 2164 / 28,3
Хабаровский край 147 / 9,4 549 / 18,4 979 / 20,3 1174 / 20,3 1376 / 20,2 1549 / 20,2
Амурская область 414 / 26,3 634 / 21,3 718 / 14,8 793 / 13,7 937 / 13,7 1041 / 13,6
Камчатская область 19 / 1,2 109 / 3,7 221 / 4,6 288 / 5,0 378 / 5,6 435 / 5,7
Магаданская область 7 / 0,4 152 / 5,1 189 / 3,9 252 / 4,4 334 / 4,9 387 / 5,1
Сахалинская область 12 / 0,8 100 / 3,4 649 / 13,4 615 / 10,6 655 / 9,6 700 / 9,1
Еврейская АО 36 / 2,3 109 / 3,7 163 / 3,4 172 / 3,0 190 / 2,8 211 / 2,8
Чукотский АО 13 / 0,8 21 / 0,7 47 / 1,0 101 / 1,7 132 / 1,9 155 / 2,0
Примечание. 1926-1979 гг. - данные переписей населения; 1985 г. - данные текущего учета населения на 31.12.1985 г.
Обеспечение надежной защиты геополитических интересов страны после Второй мировой войны требовало организации мощной военной группировки и развития народнохозяйственного комплекса. Для достижения этих целей государство проводило целенаправленную политику массового переселения и закрепления жителей в южных районах Дальнего Востока. Миграционная политика строилась на принципах создания льгот для привлечения и закрепления населения. По своему характеру она была вторичной относительно хозяйственного освоения территории, так как развивающееся народное хозяйство требовало притока рабочей силы.
До середины 1980-х годов преобладали экзогенные факторы формирования населения на Дальнем Востоке, базирующиеся на экономической и военно-стратегической политике государства в отношении региона, с началом экономических преобразований преобладающими стали эндогенные факторы.
Темпы прироста населения за 1926-1985 гг. 1 - Дальний Восток, 2 - Российская Федерация
1. Важнейшие решения правительства о ДВК. Москва; Хабаровск: Дальгиз, 1934. С. 5-9, 13-36.
2. Гладышев А.Н. Общественные формы потребления и миграция населения // План. хоз-во. 1966. № 10. С. 17-22.
3. Дальний Восток России: экон. обозрение / ред. П.А.Минакир; ИЭИ ДВО РАН. 2-е изд., перераб. и доп. Хабаровск: РИОТИП, 1995. 477 с.
4. Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. М.: Госкомстат России, 1994. 419 с.
5. Костаков В.Г. Демографические аспекты социально-экономического развития: прошлое, настоящее и будущее // Науч.-практ. конф. «Демографический фактор социально-экономического развития России в ближайшей перспективе». М., 2005. С. 12-14.
6. Крутиков И.П. Особенности и факторы размещения отраслей народного хозяйства СССР. М.: Экономика, 1960. 668 с.
7. Минц Л.Е. Проблемы труда в СССР. М.: Наука, 1958. 207 с.
8. Мотрич Е.Л. Население Дальнего Востока России. Владивосток; Хабаровск: ДВО РАН, 2006. 224 с.
9. Народное хозяйство в 1985 г. М.: Финансы и статистика, 1986. 398 с.
10. Народное хозяйство РСФСР в 1984 г.: стат. ежегодник / ЦСУ РСФСР. М.: Финансы и статистика, 1985. 407 с.
11. Население СССР. 1973: стат. сб. М.: Статистика, 1975. 208 с.
12. Население СССР. 1988: стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1989. 704 с.
13. О льготах по переселению: постановление Совета министров СССР от 31 мая 1973 г. // Собрание постановлений правительства СССР. М., 1973. С. 266-275.
14. О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 8 июля 1967 г. // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1966-1968. Т. 6. М., 1969. С. 473-486.
15. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. 1941-1952 гг. М.: Политиздат, 1968. С. 428-432, 441, 519-530.
16. Рыбаковский Л.Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М.: Наука, 1990. 168 с.
17. Рыбаковский Л.Л. Региональный анализ миграции. М.: Статистика, 1973. 159 с.
18. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. М., 1937. Ст. 352.