Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ 5G'

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ 5G Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
5G / СЕТИ СВЯЗИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ / ОПЕРАТОРЫ СВЯЗИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаравова О.И., Жолтикова В.Р., Жолтикова П.А.

В статье рассматриваются государственные меры поддержки по увеличению инвестиционной привлекательности технологии 5 G . Актуальность данной проблемы вызвана многомиллиардными расходами отечественных операторов связи на развитие инфраструктуры, необходимой для развертывания сетей связи 5-го поколения на территории Российской Федерации. В материале изложены основные направления государственной поддержки, среди которых внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и увеличение срока действия решений, принятых Государственной комиссией по радиочастотам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT SUPPORT MEASURES TO INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE 5G TECHNOLOGY

The article discusses government support measures to increase the investment attractiveness of the 5 G industry. The urgency of this problem is caused by the multibillion-dollar expenses of domestic telecom operators for the development of infrastructure necessary for the deployment of 5th generation communication networks on the territory of the Russian Federation. The article outlines the main directions of state support, including amendments to the Tax Code of the Russian Federation and an increase in the validity period of decisions taken by the State Commission on Radio Frequencies.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ 5G»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ 5G

О.И. Шаравова, к.э.н., доцент, Московский технический университет связи и информатики, o.i.sharavova@mtuci.ru;

В.Р. Жолтикова, Московский технический университет связи и информатики, vi.rom.zh@gmail.com;

П.А. Жолтикова, Московский технический университет связи и информатики, polina.zholtikova@gmail. com.

УДК33+65 (075.8)_

Аннотация. В статье рассматриваются государственные меры поддержки по увеличению инвестиционной привлекательности технологии 5G. Актуальность данной проблемы вызвана многомиллиардными расходами отечественных операторов связи на развитие инфраструктуры, необходимой для развертывания сетей связи 5-го поколения на территории Российской Федерации. В материале изложены основные направления государственной поддержки, среди которых внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и увеличение срока действия решений, принятых Государственной комиссией по радиочастотам.

Ключевые слова: 5G; сети связи 5-го поколения; операторы связи; государственная поддержка; инвестиции; инвестиционная привлекательность; цифровая экономика; цифровизация; цифровое неравенство; институты развития.

GOVERNMENT SUPPORT MEASURES TO INCREASE THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE 5G TECHNOLOGY

Olga Sharavova, Ph. D. in Economics, Associate Professor, Moscow Technical University of Communications and Informatics;

Victoria Zholtikova, Moscow Technical University of Communications and Informatics; Polina Zholtikova, Moscow Technical University of Communications and Informatics.

Annotation. The article discusses government support measures to increase the investment attractiveness of the 5G industry. The urgency of this problem is caused by the multibillion-dollar expenses of domestic telecom operators for the development of infrastructure necessary for the deployment of 5th generation communication networks on the territory of the Russian Federation. The article outlines the main directions of state support, including amendments to the Tax Code of the Russian Federation and an increase in the validity period of decisions taken by the State Commission on Radio Frequencies.

Keywords: 5G, 5th generation communication networks; telecom operators; government support; investments; investment attractiveness; digital economy; digitalization; digital inequality; development institutions.

Введение

За последние 30 лет участники глобального рынка мобильной связи развернули сети 2-го, 3-го, и 4-го поколения, начав трансформацию мирового сообщества. Новая технология 5-го поколения (5G), запущенная в 2019 г., призвана использовать достижения уже известных поколений связи и улучшить качество

предоставляемых услуг, создать новые бизнес-модели и сценарии ее использования [1- 4].

На сегодняшний день российский рынок мобильной связи является сформированным: значение показателя проникновения уникальных абонентов на начало 2020 г. оценивалось на уровне 81% [5, 6]. Объем потребляемого мобильного трафика стремительно увеличивается по мере роста популярности использования смартфонов.

Стабилизация конкурентной обстановки среди отечественных операторов связи и продолжающийся рост объемов трафика привел к увеличению доходов отрасли в краткосрочной перспективе, но по меркам развитых рынков средний доход на пользователя остается низким.

Развитие сетей 5-го поколения в России откроет новые возможности для операторов как на потребительском, так и на корпоративном рынках, позволив улучшить свои финансовые показатели [1, 2, 7, 8].

В то же время, технология 5 О обеспечит устойчивость российской экономики, позволит эффективно трансформировать бизнес и государственное управление в связи с переходом общества в «цифровую» эпоху [9, 10].

Государственная поддержка развития информационной инфраструктуры и внедрения сетей 5 -го поколения необходима для оперативного устранения административных преград и повышения инвестиционной привлекательности отрасли.

Текущее состояние рынка подвижной сотовой связи в России

Каждое поколение связи создает новые возможности для массовых и коммерческих пользователей сети. Благодаря значительным инвестициям в инфраструктуру и конкуренции между отечественными операторами связи в России самая низкая в мире средняя стоимость тарифа с безлимитным доступом в интернет, а средняя стоимость 1 ГБ трафика имеет значения ниже среднемировых в 4,5 и 6 раз соответственно [6, 8].

Высокие показатели доступности услуг приводят к росту их потребления, но ограниченная платежеспособность населения оказывает негативное влияние на показатели выручки: прибыльность от оказания услуг падает, вынуждая российских операторов связи трансформировать существующие бизнес-модели, предоставлять комплексные инфокоммуникационные услуги, развивать цифровые платформы и сервисы, создавать экосистему бизнеса [3, 4, 7].

Развитие сетей 5-го поколения позволит отечественным операторам связи удовлетворить увеличивающие потребности населения в передаче трафика и откроет дополнительные возможности для В2В-рынка: новые сети станут технологическим фундаментом для цифровой трансформации всех секторов экономики, однако их развитие требует значительных вложений в развитие соответствующей инфраструктуры [2, 3, 4, 8, 11].

Активное участие государства в развитии сетей связи 5-го поколения обеспечит качественный рывок во внедрении этой технологии и цифровизации национальной экономики. Увеличить инвестиционную привлекательность отрасли при поддержке государства можно несколькими способами.

Необходимость изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации

Строительство сетей 5 О в новых диапазонах радиочастот и их дальнейшее развитие в процессе эволюции стандартов подвижной связи требует значительных инвестиций в телекоммуникационную инфраструктуру.

Необходимо привести сроки и темпы амортизации оборудования связи в соответствие с темпами технологического развития сетей, чтобы стимулировать инвестиции в расширение и обновление сетей связи, потому как поддержание работоспособности даже устаревающих поколений связи требует систематического обновления парка оборудования каждые несколько лет. Амортизация косвенно призвана компенсировать вложения на приобретение необходимого оборудования, что позволит операторам высвободить средства для инвестирования в оборудование сетей 5G и разработки новых отраслевых сервисов [12].

Некоторые страны создают специальные системы налогообложения для операторов, занимающихся развитием сетей связи 5G, повышая скорость амортизации современного оборудования. Подобные меры уже используют в Японии, США, Канаде и Великобритании.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает право операторов на ускоренную амортизацию оборудования, но не распространяется на оборудование сетей связи 5G. Государственной мерой поддержки могли бы стать изменения в ст. 259.3 НК РФ, закрепляющие применение повышающего коэффициента в отношении объектов основных средств, приобретенных или созданных в рамках развития сетей 5G. Средства, полученные операторами связи в результате ускоренной амортизации, будут реинвестированы в развитие современной инфраструктуры связи.

Изменение сроков действия решений, принятых Государственной

комиссией по радиочастотам

Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), подведомственная Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляет регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации и обеспечивает эффективное и надлежащее использование радиочастотного ресурса в интересах всех пользователей [13].

Для осуществления своей профессиональной деятельности оператор связи обязан получить от ГКРЧ разрешение на использование частот, максимальный срок которого составляет 10 лет, после чего разрешение необходимо продлить.

Подобный механизм не позволяет операторам планировать инвестиции и их возврат в течение всего инвестиционного цикла, поскольку, по различным оценкам, окупаемость инвестиций в инфраструктуру 5G составляет порядка 10 лет при благоприятных условиях, при дополнительных обременениях и использовании менее распространенных диапазонов радиочастот - 20 лет и более. Потенциальный объем инвестиций в развитие инфраструктуры 5G снижается в связи с возможными рисками.

Вступивший в силу в декабре 2018 г. Кодекс электронных коммуникаций в Европе установил необходимость лицензирования радиочастотного спектра на 20 лет для обеспечения окупаемости инвестиций в инфраструктуру сетей связи 5G. По данным The European 5G Observatory, в европейских странах существует довольно много примеров выдачи долгосрочной лицензии, сроком более 15 лет, для коммерческого внедрения сетей 5G. В табл. 1 приведены сроки действия лицензий, выданных для внедрения сетей 5G.

№ п/п Название страны Срок действия лицензии, лет

1 Швеция 21

2 Австрия 20

3 Италия 19

4 Финляндия 17

5 Франция 15

Решением ГКРЧ срок выделения полос радиочастот ограничен 10 годами, поэтому операторы мобильной связи вынуждены планировать свою деятельность в рамках 10 лет.

Увеличение срока действия решения ГКРЧ для сетей сотовой связи, включая выделение спектра для развития сетей 5G, позволит увеличить инвестиции участников рынка в развитие телекоммуникационной структуры.

Обеспечение создания подъездных дорог и доступа к энергоресурсам

Устранение цифрового неравенства в России неразрывно связано с доступностью услуг и сервисов для населения, поэтому необходимо увеличить зоны обслуживания сетей подвижной сотовой связи современных поколений, в том числе пятого [14].

Отсутствие доступа к электроэнергии и подъездных дорог в малонаселенных пунктах становится значительной преградой на пути к достижению этой цели: в подобных условиях операторы не могут строить новые базовые станции и реализовывать собственные инвестиционные проекты.

Для устранения цифрового неравенства руководство страны реформирует систему универсального обслуживания и внесло изменения в закон «О связи», предусматривающие создание магистральной инфраструктуры и точек доступа в населенных пунктах численностью от 250 до 500 человек, а также поправки, расширяющие критерии включения в реформу. Теперь в нее попадают населенные пункты численностью от 100 до 250 человек, в перечень также включены услуги передачи данных с помощью точек доступа Wi-Fi в населенных пунктах численностью от 100 до 500 человек. Впоследствии вопрос наличия подъездных дорог и доступа операторов к электроэнергии стал еще более актуальным.

Помимо этого, для устранения цифрового неравенства необходимо обеспечить устойчивое функционирование мобильной связи в удаленных и труднодоступных районах страны на автомобильных дорогах, чтобы у жителей в любой ситуации была возможность вызвать экстренные службы. Для решения этого вопроса государство выделяет дополнительные субсидии, но они предусматривают возмещение только капитальных затрат, не учитывая суммарные операционные затраты операторов на содержание и эксплуатацию базовых станций на дороге, а они в отдельных случаях превышают затраты на строительство.

В этой связи необходимо обеспечить создание подъездных дорог и доступ к электроэнергии для стимулирования инвестиционной деятельности операторов в развитие сетей святи 5G. Государственные программы развития дорог и отечественной электроэнергетики необходимо скорректировать в целях расширения покрытия сетями подвижной сотовой связи пятого поколения:

• создать инфраструктуру для размещения линий и оборудования связи при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования;

• получить возможность финансирования расходов, связанных с подключением оборудования операторов связи к электросетям, при поддержке государства.

Поддержка сетей связи 5С институтами развития

На развитие сетей связи 5 О в России значительное влияние оказывают институты развития, обеспечивающие финансовую поддержку операторов связи, внедряющих передовые технологии на территории страны. Институты развития поддерживают производство отечественного оборудования связи, но аналогичные механизмы необходимо применять по отношению к операторам, внедряющим и эксплуатирующим сети связи 5О.

К крупнейшим элементам институтов развития можно отнести корпорацию развития «ВЭБ.РФ», Фонд содействия инновациям, Фонд развития инновационного центра «Сколково», Фонд развития промышленности, Российский фонд развития информационных технологий и другие. Эти организации призваны привлечь частные инвестиции в приоритетные отрасли экономики, способствовать созданию и внедрению инноваций на территории страны.

Ежегодно операторы мобильной связи тратят около 15 млрд руб. на строительство сетей 5 О [6]. При этом оборудования 5 О технологически неразрывно связано с сетями предыдущих поколений и другими элементами сетей передачи данных, поэтому привычное в других отраслях проектное финансирование операторов невозможно.

В подобных условиях институтам развития необходимо поддержать компании, развивающие направление 5О через кредитное финансирование по субсидированной ставке, вложение в ценные бумаги операторов связи, расширить возможности инвестирования в долговые ценные бумаги операторов для пенсионных фондов, страховых компаний и других групп институциональных инвесторов.

Заключение

Передовое развитие сетей связи 5О в России невозможно без привлечения инвестиций со стороны бизнеса. Государственные меры поддержки, направленные на увеличение инвестиционной привлекательности отрасли, окажут положительное влияние на скорость разработки и внедрения решений, связанных с 5 О.

Изменения в Налоговом кодексе, предусматривающие право операторов связи на ускоренную амортизацию оборудования сетей связи 5 О позволит компаниям реинвестировать ресурсы в развитие передовой высокотехнологичной инфраструктуры связи.

Увеличение срока действия решения ГКРЧ для сетей сотовой связи на 10-20 лет позволит операторам связи в долгосрочной перспективе планировать производственные процессы и в дальнейшем увеличить инвестиционную деятельность по отношению к отрасли 5 О.

Обеспечение создания подъездных дорог и доступа к энергоресурсам также окажет положительное влияние на развитие отрасли: созданные условия будут стимулировать операторов связи расширять зону покрытия сетями связи 5 О, тем самым вкладывать больше средств.

Финансовая поддержка операторов связи со стороны институтов развития также увеличит инвестиционную привлекательность в отрасль 5 О в России.

Таким образом, комплексные меры государственной поддержки необходимы для увеличения привлекательности инвестиционной деятельности в развитие сетей связи 5О.

Литература

1. Мировые тенденции, перспективные сценарии развития и использования технологии 5G в отраслях экономики. - М.: ПАО «Ростелеком». - 206 с. https://www.company.rt.ru/press/news/ files/5G_сценарии.pdf.

2. Кузовкова Т.А., Алмаева О.П., Вольнов А.А., Шаравов И.М. Реализация сценариев использования технологий на базе сетей пятого поколения // Мобильный бизнес: Перспективы развития и реализация систем радиосвязи в России и за рубежом. Сборник материалов (тезисов) 48-й международной конференции. Москва, 2021. - С. 30-33.

3. Кузовкова Т.А., Шаравова О.И., Шаравова М.М. Интегральный платформенный характер бизнес-моделей цифровых компаний // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2021. - № 2. - С. 107-113.

4. Шаравова М.М. Выявление характера цифровой трансформации моделей инфокоммуникационного бизнеса // Экономика и качество систем связи, 2021. - № 1 (19). - С. 3-12.

5. Шаравова О.И., Жолтикова В.Р., Шаравова М.М. Современная конъюнктура рынка подвижной сотовой связи России // Мобильный бизнес: Перспективы развития и реализация систем радиосвязи в России и за рубежом. Сборник материалов (тезисов) 48-й международной конференции. Москва, 2021. - С. 28-30.

6. https://www.company.rt.ru/projects/digital_economy_rf/5G/

7. Sharavova O.I., Sharavova M.M. Fеаtures of evaluating and managing the resources of mobile virtual network operators of digital ecosystems // Proceedings of the 2021 IEEE International Conference «Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies», T and QM and IS, 2021. - С. 900-902.

8. Гулевич Д.С. Сети связи следующего поколения: учебное пособие. 3-е изд. -Москва: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 212 c. - ISBN 978-5-4497-0933-2. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/102063.html (дата обращения: 28.03.2022).

9. Кузовкова Т.А., Ву Д.Ф., Шаравова М.М., Шаравов И.М. Перспективы развития инфокоммуникаций в условиях реализации национальных проектов цифровой экономики // Сборник трудов XV Международной отраслевой научно-технической конференции «Технологии информационного общества», 2021. - С. 261-263.

10. Кузовкова Т.А., Шаравова О.И., Кузовков Д.В. Требования цифровой экономики к развитию сетей и систем связи // Технологии информационного общества. Сборник трудов XIV Международной отраслевой научно-технической конференции, 2020. - С. 346-348.

11. Тихвинский В.О, Терентьев С.В., Коваль В.А. Сети мобильной связи 5G: технологии, архитектура и услуги. М.: Издательский дом Медиа Паблишер, 2019. - 376 с.

12. Берлин А.Н. Высокоскоростные сети связи: учебное пособие, 3-е изд. - Москва, Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 451 c. - ISBN 978-5-4497-0316-3. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/89433.html (дата обращения: 28.03.2022).

13. http://government.ru/department/224/about/

14. Винокуров И.В. Сети и телекоммуникации: учебное пособие для бакалавров. -Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. - 105 c. - ISBN 978-5-4497-1418-3. - Текст:

электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/115699.html (дата обращения: 28.03.2022).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО СЕРВИСА «МЕГАФОН. ТАРГЕТ» ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ БИЗНЕСА

О.И. Шаравова, к.э.н., доцент, Московский технический университет связи и информатики, o.i.sharavova@mtuci.ru;

В.Р. Жолтикова, Московский технический университет связи и информатики, vi.rom.zh@gmail.com;

П.А. Жолтикова, Московский технический университет связи и информатики, polina.zholtikova@gmail. com.

УДК33+65 (075.8)_

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и способы цифровизации бизнеса с помощью цифровых сервисов оператора подвижной сотовой связи ПАО «МегаФон». Уровень владения технологиями в значительной степени влияет на конкурентоспособность современной компании. Новые технологии открыли новые возможности для совершенствования бизнес-процессов, «цифровой подход» изменяет ментальность и культуру организации. Лидеры инноваций помогают ускорить процессы и сэкономить на капитальных затратах. Рассматриваются цифровые сервисы, которые позволят упростить деятельность компании и не тратить ресурсы на те процессы, которые можно автоматизировать с помощью готовых решений. Проанализированы преимущества и недостатки запуска таргетированной рекламы посредством сервиса мобильного оператора, показаны сложности, которые могут возникнуть при формировании заявки.

Ключевые слова: таргет; рассылка; цифровой сервис; мобильный оператор; бизнес.

USING THE MEGAFON. TARGET DIGITAL SERVICE TO PROMOTE

BUSINESS

Olga Sharavova, Ph. D. in Economics, Associate Professor, Moscow Technical University of Communications and Informatics;

Victoria Zholtikova, Moscow Technical University of Communications and Informatics; Polina Zholtikova, Moscow Technical University of Communications and Informatics.

Annotation. The article discusses the possibilities and ways of digitalization of business using the digital service of the mobile cellular operator PJSC MegaFon. The level of technology proficiency significantly affects the competitiveness of a modern company. New technologies have opened up new opportunities for improving business processes, the «digital approach» is changing the mentality and culture of the organization. Innovation leaders help speed up processes and save on capital costs. Digital services are considered that can simplify the company's activities and allow you not to waste resources on those processes that can be automated using ready-made solutions. The advantages and disadvantages of launching targeted advertising through the mobile

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.