Научная статья на тему 'Государственные контракты: бюджетно-правовые основы или "барьеры"?'

Государственные контракты: бюджетно-правовые основы или "барьеры"? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАСХОДОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / GOVERNMENT BUDGET / GOVERNMENT CONTRACT SYSTEM / BUDGET FUNDS / CONTRACTUAL RELATIONS / EFFICIENT SPENDING OF BUDGET FUNDS / TREASURY CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поветкина Наталья Алексеевна

Являясь равноправным участником гражданских (договорных) отношений Российская Федерация, имеющая особый правовой статус, вправе заключать различные договоры наравне с их иными участниками (физическими и юридическими лицами). В частности, одной из форм участия Российской Федерации в договорных отношениях является контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В данной статье подробно рассмотрены базовые бюджетно-правовые основы государственных контрактов, определяющих их специфику: 1) регулирование отдельных вопросов, связанных с контрактной системой и бюджетным законодательством Российской Федерации; 2) рассмотрение контрактной системы в качестве объекта информационных систем, администратором которых является Федеральное казначейство ключевого органа, осуществляющего бюджетную деятельность; 3) введение новых инструментов внутреннего государственного бюджетного контроля казначейского сопровождения и бюджетного мониторинга, в отношении отдельных видов государственных контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT CONTRACTS: BUDGET LAW FOUNDATIONS OR ‘BARRIERS’?

The Russian Federation, being an equal participant of civil law (contractual) relations and enjoying a special legal status, has the right to right to enter into various contracts equally with their other parties (natural and legal persons). In particular, one of the forms of participation of the Russian Federation in contractual relations is the contract system in the sphere of purchasing of goods, works, and services for government and municipal needs. The following basic budget law foundations of government contracts determining their specific features are considered in detail in this paper: (1) regulation of certain issues related to the contract system and budget laws of the Russian Federation, (2) considering the contract system as an object of information systems whose administrator is the Federal Treasury of the Russian Federation, the key agency engaged in budget activities, (3) introducing new tools for internal government budget control, treasury control and budget monitoring, in respect of certain types of government contracts.

Текст научной работы на тему «Государственные контракты: бюджетно-правовые основы или "барьеры"?»

Государственные контракты: бюджетно-правовые основы

или «барьеры»?

Поветкина Н. А.1

Ключевые слова: государственный бюджет, государственная контрактная система, бюджетные средства, договорные отношения, эффективное расходование бюджетных средств, казначейское сопровождение.

Аннотация. Являясь равноправным участником гражданских (договорных) отношений Российская Федерация, имеющая особый правовой статус, вправе заключать различные договоры наравне с их иными участниками (физическими и юридическими лицами). В частности, одной из форм участия Российской Федерации в договорных отношениях является контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В данной статье подробно рассмотрены базовые бюджетно-правовые основы государственных контрактов, определяющих их специфику: 1) регулирование отдельных вопросов, связанных с контрактной системой и бюджетным законодательством Российской Федерации; 2) рассмотрение контрактной системы в качестве объекта информационных систем, администратором которых является Федеральное казначейство - ключевого органа, осуществляющего бюджетную деятельность; 3) введение новых инструментов внутреннего государственного бюджетного контроля - казначейского сопровождения и бюджетного мониторинга, в отношении отдельных видов государственных контрактов.

DOI: 10.21681/2226-0692-2018-3-27-31

соответствии с гражданским законодательством Российская Федерация2 является равноправным участником гражданских (договорных) отношений (п.1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и вправе заключать различные договоры наравне с их иными участниками (физическими и юридическими лицами). В то же время, ГК РФ (п. 2 ст. 124) предусматривает возможность введения правовых изъятий из указанного принципа равенства, если такие исключения установлены законом или не вытекают из особенностей правового статуса, в нашем случае -Российской Федерации.

Ключевую особенность правовому статусу Российской Федерации [6] придает федеральный бюджет, принадлежащий России на праве собственности. Бюджетные средства обладают рядом специфических характеристик, отличающих их от «обычных» денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам. К таким характеристикам можно отнести, например, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) особые требования к формированию и расходованию бюджетных средств,

2 Во избежание терминологических повторов в данной работе термины «Российская Федерация» («Россия») и «государство» используются как равнозначные.

основанные на таких принципах, как принципы адресности и целевого характера бюджетных средств, прозрачности (открытости), эффективности использования бюджетных средств, единства кассы; правовой режим иммунитета бюджета [5]; правовая форма бюджета и отчета об исполнении бюджета (федеральный закон); срочность (периодичность); ограничения по срокам введения в действие законодательства, регулирующего порядок формирования, распределения и использования бюджетные средств; особые, законодательно установленные, бюджетные процедуры (бюджетные процесс), особый порядок и формы контроля за формированием и расходованием и т. д. Указанная специфика имеет законодательную основу и закреплена в бюджетном законодательстве Российской Федерации.

Одной из самых распространенных форм участия Российской Федерации в договорных отношениях является контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система), где Россия выступает одной из сторон (в лице соответствующих субъектов, например, государственных органов, государственных организаций).

Необходимо учитывать, что введение контрактной системы, в понимании, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе

1 Поветкина Наталья Алексеевна, доктор юридических наук, доцент, заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Российская Федерация, г. Москва.

E-mail: [email protected]

в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд3, нами рассматривается как инструмент, в первую очередь, эффективного расходования бюджетных средств. Это связано с тем, что государство, являясь «потребителем благ» и имея свои «нужды», связанные с реализацией государственных полномочий в границах выполнения возложенных на него функций и задач, имеет только один источник их финансового обеспечения - бюджет. Соответственно, устанавливая конкурсные условия допуска поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в контрактную систему [2, с. 25] (а, следовательно, и к возможности получения бюджетных средств4) государство стремится достичь как минимум следующую ключевую цель - получить желаемый (качественный) конечный результат при одновременно эффективном расходовании бюджетных средств [7]5. Это объясняет тот факт, что все вышеуказанные специфические характеристики бюджетных средств обуславливают особенности тех договорных отношений, которые складываются при заключении государственных контрактов в рамках контрактной системы, и влекут, в свою очередь, установление дополнительных ограничений - бюджетных «барьеров» при заключении и исполнении государственных контрактов, которые не характерны для договоров между физическими и юридическими лицами.

К базовым бюджетно-правовым основам государственных контрактов, определяющих их специфику, можно отнести следующие: 1) регулирование отдельных вопросов, связанных с контрактной системой и бюджетным законодательством Российской Федерации; 2) рассмотрение контрактной системы в качестве объекта информационных систем, администратором которых является Федеральное казначейство - ключевого органа, осуществляющего бюджетную деятельность; 3) введение новых инструментов внутреннего государственного бюджетного контроля - казначейского сопровождения и бюджетного мониторинга, в отношении отдельных видов государственных контрактов. Рассмотрим их более подробно.

Регулирование отдельных вопросов, связанных с контрактной системой бюджетным законодатель-

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.

4 В данном случае для сохранения чистоты употребляемой терминологии необходимо сделать оговорку о том, что с позиции бюджетного законодательства участники закупки по государственному контракту получают не бюджетные средства (режим бюджетных средств может быть только у заказчиков), а «квазибюджетные средства», под которыми в науке понимаются «средства, получаемые юридическими и физическими лицами в рамках исполнения государственных контрактов, а также контрактов, договоров и соглашений, заключаемых для их исполнения, денежным источником которых являются средства федерального бюджета»

5 Принцип эффективности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ) (об эффективности расходования бюджетных средств.

ством Российской Федерации [4]. В первую очередь, в составе бюджетной классификации расходов бюджета предусмотрена отдельная группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Кроме этого, на контрактную систему распространяются все общие положения, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации в части исполнения бюджета по расходам и проходит все стадии - принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. В частности, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта; оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц.

Соответственно, БК РФ прямо предусматривает, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ (п. 1 ст. 72). При этом, принимая во внимание срочность бюджетных правоотношений и наличие нормы-требования о расходовании бюджетных средств на основе утвержденных лимитов бюджетных обязательств6, БК РФ устанавливает и особенности заключения государственных контрактов при различных вариантах отклонения от данного требования в порядке исключения, так, например, государственные заказчики вправе заключать государственные контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом о бюджете в размере, не превыша-

6 Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

ющем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет в порядке, установленном финансовым органом.

Кроме этого, при составлении Министерством финансов Российской Федерации кассового плана7, прогноз кассовых выплат из бюджета по оплате государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров формируется с учетом определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам.

Также именно бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрены особенности бюджетно-правового статуса казенных учреждений при заключении ими государственных контрактов; так, в частности, предусмотрено, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров8. При этом согласование осуществляется на основе методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта9, утвержденной высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, а не по соглашению сторон, как в договорных отношениях без привлечения бюджетных средств.

Бюджетное законодательство Российской Федерации также устанавливает, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный не только на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, но и на соблюдение установленных

7 Приказ Минфина России от 09.12.2013г. № 117н (ред. от 27.11.2017 г.) «О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году» // СПС Консультант Плюс.

8 Кроме этого, например, бюджетная смета казенного учреждения также составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

9 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов ра-

бот или услуг при уменьшении цены контракта» // Собрание законода-

тельства Российской Федерации. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6433.

в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (авт. - в том числе и при заключении государственных контрактов), а также составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.

2) Рассмотрение контрактной системы в качестве объекта информационных систем, администратором которых является Федеральное казначейство - ключевого органа, осуществляющего бюджетную деятельность [3; 8]. В первую очередь необходимо отметить, что одной из сервисных подсистем10 государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет») является сервисная подсистема по формированию информации и документов государственных заказчиков, действующих от имени субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных заказчиков в рамках реализации Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Помимо ГИИС «Электронный бюджет» активно развивается Единая информационная система в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru/), которая предназначена для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации11. Несмотря на то, что данная система в настоящее время является автономной, при достижении высокой степени развития информационных технологий и информационной инфраструктуры в Российской Федерации в перспективе данный портал будет включен в ГИИС «Электронный бюджет» в качестве подсистемы.

Кроме этого, существует и ведомственная информационно-аналитическая система Федерального казначейства, которая представляет собой информационную систему по сбору, анализу и визуализации оперативных данных, получаемых в процессе исполнения бюджета (далее - АИС ФК). Данная АИС ФК включает, помимо информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ) и витрины данных, систему мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок. Новой сферой применения системы КПЭ стало ее использование для анализа эффективности бюджетных расходов при размещении

10 Общая конструкция ГИИС «Электронный бюджет» представлена следующим образом: 1) единый портал бюджетной системы Российской Федерации; 2) централизованные подсистемы ГИИС «Электронный бюджет»; 3) сервисные подсистемы ГИИС «Электронный бюджет».

11 URL: http://www.roskazna.ru/gis/oos/

и исполнении государственного и муниципального заказа. Причиной разработки данной системы послужила необходимость создания механизмов, обеспечивающих постоянный мониторинг и системный аудит эффективности закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на этапах прогнозирования, планирования и осуществления закупок и качества достигаемых результатов. Новые возможности и технологии позволяют осуществлять комплексный мониторинг использования бюджетных средств на всех стадиях закупочного процесса от бюджетного планирования и доведения бюджетных обязательств, размещения заказов и заключения государственных контрактов. Анализ данных об эффективности расходования бюджетных средств осуществляется с помощью блока аналитической и статистической отчетности, в том числе с возможностью построения сетевой модели по основным объектам (закупки, контракты, заказчики и поставщики), что, в частности, позволяет выявить степень проникновения «любимых поставщиков» у заказчиков, определить «степень аффилированности» заказчиков12.

3) Введение новых инструментов внутреннего государственного бюджетного контроля - казначейского сопровождения и бюджетного мониторинга, в отношении отдельных видов государственных контрактов.

Как уже было отмечено ранее, забота о необходимости достижения конечной цели (получения результата) при заключении государственных контрактов, а также об эффективном расходовании бюджетных средств при функционировании контрактной системы вынуждает государство внедрять новые особые, инструменты контроля - казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг.

Казначейское сопровождение в настоящее время установлено в отношении отдельных категорий государственных контрактов (а также требования к ним), которые определяются, начиная с 2015 года, федеральным законом о бюджете13, а также иными нормативными актами14.

12 URL: http://www.roskazna.ru/gis/informacionno-analiticheskie-sistemy-federalnogo-kaznachejstva/

13 Например, Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (часть 2 статьи 5) // URL: http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2017. Следует отметить, что действующая редакция БК РФ не предусматривает казначейского сопровождения. В то же время новая редакция БК РФ восполняет данный пробел и уже достаточно подробно регулирует нововведение.

14 Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 1680 (ред. от 21.04.2018) «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»; Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1722 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»; Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 г. № 249 «О казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации, получаемых при осуществлении расчетов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»; Приказ Минфина России от 30.06.2017 г. № 500 «Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на

Выделяют пять основных условий казначейского сопровождения:

1) при предоставлении средств из федерального бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг, которые не являются участниками бюджетного процесса, счета для проведения и отражения операций с этими средствами открываются в органах Федерального казначейства (лицевые счета), обслуживаемые Банком России;

2) Федеральное казначейство проводит платежи этих субъектов на основании документов, подтверждающих факт выполнения работ, и / или поставки товаров, и / или оказания услуг (контракт, акт приемки-передачи, акт выполненных работ, счет, счет-фактура и т.п.);

3) Федеральное казначейство осуществляет перечисление средств после процедур санкционирования (разрешение расходов после установления соответствия между плановым и фактическим назначением платежа). По отдельным решениям Правительства Российской Федерации может осуществляться расширенное казначейское сопровождение, включающее в себя контроль фактов поставки товаров, выполненных работ, оказания услуг с их фото-видео-фиксацией;

4) Каждому государственному контракту присваивается уникальный идентификационный код;

5) Федеральное казначейство формирует информацию об открытии счетов и проведенных платежах и предоставляет ее заинтересованным субъектам (например, главному распорядителю бюджетных средств, государственному заказчику, генеральному подрядчику, контрольно-надзорным органам) [1].

Под бюджетным мониторингом понимается сбор и анализ информации о предмете и деятельности субъекта бюджетного мониторинга на системной и регулярной основе, в том числе непрерывный сбор и анализ данных ГИИС «Электронный бюджет», государственных информационных систем, находящихся в ведении субъектов бюджетного мониторинга, об отображаемых в указанных системах операциях и действиях субъектов бюджетного мониторинга, в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства Российской Феде-рации15. Бюджетный мониторинг осуществляется при:

основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения» (вместе с «Порядком раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающим средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках исполнения государственного контракта, договора (соглашения)», «Порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем при использовании средств, полученных на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения», «Порядком проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта, суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения») и др.

а) доведении средств бюджетов на счета субъектов бюджетного мониторинга;

б) размещении проектов договоров (соглашений) на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», их заключении и включении информации о них в реестр соглашений;

в) планировании закупок субъектами бюджетного мониторинга;

г) определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

д) заключении государственного контракта, контракта учреждения, контрактов, договоров, соглашений и включении информации о них в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки;

е) исполнении договоров (соглашений), государственных контрактов, контрактов учреждений, контрактов, договоров, соглашений, в том числе при:

> открытии лицевого счета исполнителям (соисполнителям) государственного контракта, контрактов учреждений;

> приемке поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

> санкционировании операций и оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

> исполнении гарантийных обязательств;

> применении мер ответственности16.

Особо следует подчеркнуть, что наличие вышеуказанных «бюджетных правил» в отношении государственных контрактов в правоприменении имеет две диаметрально-противоположные характеристики. Так, с позиции государства их наличие может рассматриваться как основа, позволяющая обеспечить сохранность и эффективное расходование бюджетных средств при финансовом обеспечении какой-либо заданной

цели и, соответственно, обеспечить публичный интерес, а с другой стороны - с позиции участника закупки как дополнительные барьеры, обусловленные спецификой бюджета, с которыми они сталкиваются в рамках договорных отношений с использованием бюджетных средств и рассматриваются ими как ограничения частного интереса. На наш взгляд, в данном случае установление «бюджетных правил» все же следует рассматривать как основу государственных контрактов, а не как барьеры, по следующим основным основаниям:

> как собственник бюджетных средств государство имеет право установить определенные единые условия их расходования (в том числе и в рамках государственных контрактов), что в свою очередь гарантирует прозрачность (открытость) их движения и равенство всех заинтересованных потенциальных участников контрактной системы;

> Российская Федерация как социальное государство, реализуя все свои полномочия по различным направлениям (нуждам) (национальная безопасность, оборона, здравоохранение, спорт, образование, наука и т.д.) стремится на достижение конкретной цели, определенного качественного результата, который должен быть достигнут по результатам заключенного государственного контракта;

> установление государством «бюджетных правил» направлены на формирование у противоположной стороны основ социальной ответственности и «культуры» расходования бюджетных средств;

> государство, устанавливая «бюджетные правила» в контрактной системе, создает правовой инструмент противодействия коррупции в этой сфере, поскольку сфера государственных закупок является одной из наиболее подверженных коррупционным проявлениям и др.

Рецензент: Захарцев Сергей Иванович, доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]

Литература

1. Демидов А.Ю. От казначейского сопровождения к бюджетному мониторингу // Бюджет. 2017. № 12.

2. Демидов А.Ю. Эволюция бюджетного менеджмента: от казначейского сопровождения к бюджетному мониторингу // Финансы. 2017. № 12.

3. Поветкина Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов // Журнал российского права. 2018. № 5.

4. Поветкина Н.А. Бюджетное законодательство Российской Федерации: перспективы развития // Финансовое право. 2015. № 9. С. 3—6.

5. Поветкина Н.А. Правовой режим иммунитета бюджета: теоретико-правовой анализ // Журнал российского права. 2015. № 5. С. 101—110.

6. Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права. Монография. Под ред. Ю.А. Крохиной. Министерство юстиции Российской Федерации, РПА. М., 2004.

7. Поветкина Н.А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право. 2015. № 3. С. 16—22.

8. Поветкина Н.А., Хазова Е.В. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. № 9. С. 11—17.

15 Временный порядок внутренней организации работы при осуществлении Федеральным казначейством бюджетного мониторинга использования средств, предоставленных из федерального бюджета // Информация официального сайта Федерального казначейства: http://www. roskazna.ru/dokumenty/byudzhetnyy-monitoring/.

16 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.