УДК 34
Юридические науки
Мухаметьянов Фидан Рафисович, студент магистратуры, Институт права, направление подготовки «Правовое регулирование государственного и
муниципального управления» ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Касимов Тимур Салаватович, доцент, кандидат юридических наук, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
ГОСУД АРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ.
РЕТРОСПЕКТИВА И СОВРЕМЕННОСТЬ
Аннотация: Государственные закупки выступают одним из ключевых процессов, обеспечивающих потребности государства и отражающих систему взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов на рынке поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. В статье рассматривается история государственных закупок, нормативная база, регламентирующая процесс государственных закупок.
Ключевые слова: закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Abstract: Public procurement is one of the key processes that ensure the needs of the state and reflect the system of interaction between the state and business entities in the market for the supply of goods, works and services. The article reviews the history of public procurement, the regulatory framework governing the process of public procurement.
Key words: procurement of goods, works, services for state and municipal
needs.
История формирования и развития системы государственных закупок началась еще много веков назад. В 1654 году царем Алексеем Романовым был издан Указ о подрядной цене по закупке муки и сухарей в город Смоленск. За определенный объем доставляемого груза могла устанавливаться фиксированная розничная цена в размере 40 копеек или 55 копеек или же 1,5 рубля. Такие условия обязывали подрядчика отвозить хлеб в город Смоленск. Это позволяло ему не уплачивать государственную пошлину. То есть, хоть конкурсы в те времена еще и не существовали, однако уже отмечалось зарождение характерных для него признаков — поиск исполнителей, заказ публичного характера, условия [1, с. 20-24].
Правовое регулирование правоотношений, а именно, регулирование заключения государственных контрактов в России, стало комплексным при правлении Петра 1. В первую очередь, это связано с тем, что в тот период экономическая, политическая и общественная сферы государственной жизни находились в стадии реформирования.
В 1721 году был издан «Регламент Адмиралтейства и верфи» - один из первых актов, в котором была закреплена процедура осуществления торгов. В частности, как только объявлялись торги, необходимо было сразу указывать условия подряда, время, когда начинали и заканчивали приниматься заявки, а также место проведения торгов - в настоящее время без этих вещей трудно представить проведение процедуры размещения заказов [2, с. 39-44]. Именно из-за коррупции и фиктивных цен было принято решение усовершенствовать систему закупок и ввести «Регламент Адмиралтейства и верфи».
Для каждого периода развития государства российского характерны свои отличительные черты, что находит свое отражение в нормативных актах. К примеру, во времена советского союза свою деятельность осуществлял институт государственного заказа в условиях командно-административной экономики, где экономический сектор являлся государственным. Поэтому в будущем свободный рынок должен был формироваться одновременно с
разработкой новой законодательной базы, которая бы отвечала за регулирование всех этапах государственных закупок.
Переход к рыночной экономике привел к изменению политики, технологии и механизма размещения госзакупок. Взаимоотношения участников государственных закупок в переходный период определялся Законом Российской Федерации от 28.05.1992. №2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [3], Федеральный Закон от 13.12.1994 №60 Федеральный Закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [4]. Именно эти законодательные акты регулировали то, по каким правилам стороны должны взаимодействовать при заключении договора поставок или подряда. Законодательная основа государственных заказов в Российской Федерации была заложена нормативными актами, принятие которых пришлось на период с 1994 по 1995 гг.
Что же собой представляют «государственные закупки» или «государственный заказ»? Это процесс, в рамках которого приобретаются работы, услуги, товары, которые позволяют удовлетворить государственные и муниципальные нужды на средства бюджета.
Коррупция в сфере государственных закупок присутствует во всех странах мира. Также необходимо сказать, что так как правовые санкции за нарушение прав поставщиков отсутствовали, то возникало большое сомнение, что для предприятий было реально получить государственный контракт. Так, под нужного поставщика осуществлялось умышленное завышение цены контракта. У обычного предпринимателя в этих условиях не было возможности выиграть тендер. Изменения произошли после того, как в действие был введен Федеральный закон № 94-ФЗ в 2005 году [5]. На открытых торгах начала появляться конкуренция, а также принятие закона способствовало развитию информационной системы государственных закупок. Принятие Федерального закона № 44-ФЗ 2013 года, выступившего заменой Федеральному закону № 94-ФЗ, позволило сделать процесс государственных закупок более публичным и прозрачным [6].
Результатом закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ является контракт - документ, представленный в письменной и электронной форме. В рамках данного закона определяется порядок регистрации, условия выполнения контракта, пути обеспечения его выполнения и ответственность сторон. В соответствии с этим, в обязанности сотрудника, занимающегося государственными закупками, входит планирование и обоснование закупок, определение состояния конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, подготовка и размещение в информационной системе документации о закупках. Также его деятельность должна быть четко организована, а именно, речь идет о заключении контракта, оплате поставляемого товара, выполненной работы или оказании услуг, взаимодействии с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В обязанности обоих сторон входит выполнение всех прописанных условий контракта, поскольку в случае нарушения одной из сторон контрактных условий, могут быть наложены штрафные санкции. Снять с себя ответственность можно лишь в том случае, если будет доказана форс-мажорная ситуация. К примеру, доставка товара со стороны поставщика произошла позже установленного срока, в связи с чем, были наложены пени, хотя его вина в этом отсутствовала. Требуется в обязательном порядке доказать всеми возможными способами его невиновность. Если причины просрочки доставки товара не зависят от поставщика, это и есть форс-мажор.
Отметим также, что появление федеральных законов, осуществляющих регулирование государственных закупок, способствовало экономии бюджетных средств. В настоящее время хочется, надеятся, что разговоры о закупках, дорогих автомобилей, золотых унитазов уйдут в прошлое. Появилось такое понятие, как «нормирование государственных закупок», которое подразумевает установление требований, в том числе и цены, к закупаемым товарам.
Исторический опыт прошлых лет нормотворчества сказался на современном законодательстве в сфере государственного заказа. В результате
изменения экономических условий законодательная сфера трансформировалась.
Но все же, определенные вопросы в сфере государственных закупок еще остаются, решить их помогут новые более сбалансированные законы, опирающиеся на реалии времени.
Библиографический список:
1. Стурза К.И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России // История государства и права. — 2015. — № 4. — С. 20-24.
2. Гончаров Е. История торгов в России // Конкурсные торги. - 1998. -№8. - С. 39-44.
3. Федеральный закон от 28.05.1992 N 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд (утратил силу)» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 23.01.2018.
4. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд (последняя редакция)» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 24.01.2019.
5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94 (утратил силу) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 26.01.2019
6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. В силу с 31.07.2020)) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 26.01.2018.