Бухгалтер и закон
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, РАБОТАЮЩИМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, РАСПОЛОЖЕННЫХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ
Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»
В соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1) сотрудникам бюджетных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются льготы и компенсации.
Рассмотрим сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться работникам, а также сотрудникам бухгалтерии и отдела кадров при осуществлении расчетов с работниками и выплате компенсаций.
Пример 1. Казенное учреждение осуществляет свою деятельность в районах Крайнего Севера. Локальным нормативным актом в данном учреждении установлено, что работникам стоимость топлива при проезде к месту использования отпуска компенсируется на основании чеков автозаправочной станции, но не выше норм расхода топлива, установленных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Правомерно ли данное условие локального нормативного акта?
Если локальным нормативным актом в казенном учреждении установлено, что компенсируются расходы на топливо в пределах, не превышающих суммы, рассчитанной с применением норм расхода топлива, установленных Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Распоряжение № АМ-23-р) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — Методические рекомендации), поскольку данные нормы установлены компетентным органом, владеющим информацией, касающейся автотранспорта, оснований сомневаться в обратном не имеется.
Кроме того, данное положение локального нормативного акта не нарушает прав работников, поскольку в нем не указано, на основании каких норм расхода топлива рассчитывается предельный размер компенсации за топливо при использовании личного автомобиля. Если в Методических рекомендациях не имеется норм расхода топлива, то расчет компенсации производится исходя из норм, разработанных научной организацией по заявле-
нию руководителя организации по установленной методике.
Нормами ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Следовательно, работник имеет право на оплату стоимости топлива, если он решил воспользоваться личным автомобилем при проезде к месту использования отпуска и обратно.
Из норм ч. 1 ст. 8 ТК РФ следует, что работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Соответственно, работодатель может издавать локальные нормативные акты.
Частью 4 ст. 8 ТК РФ установлено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положения работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Очевидно, что нормы, не ухудшающие положения работников, не противоречат закону.
Как следует из норм п. 8 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза
багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее — Правила компенсации), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» (далее — Постановление № 455), компенсация расходов при проезде работника учреждения и членов его семьи к месту использования отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания работника и членов его семьи в месте использования отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования.
В приведенной норме не оговорено, какие именно нормы расхода топлива применяются в данном случае. Отметим, что Методическими рекомендациями установлены нормы расхода топлива для определенных моделей автомобилей. Однако ввиду положений п. 1 Методических рекомендаций они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. Соответственно, данные нормы не являются обязательными в силу закона для расчета компенсации стоимости топлива, так как работник использует личный автомобиль.
Пунктом 3 Методических рекомендаций установлено, что норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
По смыслу данной нормы можно сделать обоснованный вывод, что установленные нормы являются рациональными и основаны на определенного рода анализе информации и оценки факторов, влияющих на расход топлива автомобилями разных моделей.
Нормами п. 6 Методических рекомендаций установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Соответственно, для расчета размера компенсации организация в лице руководителя может обратиться к научной организации для разработки норм расхода топлива на указанный автомобиль. Отметим, что законодательство не содержит норм, которые бы указывали, на каком праве работник использует автомобиль.
Необходимо иметь в виду, что ФАС СевероЗападного округа в постановлении от 01.09.2008 № А42-9025/2006 указал, что при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, расходы возмещаются, исходя из наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем, т. е. независимо от вида используемого транспорта и от того, кому он принадлежит. Аналогичная позиция содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 № А42-12019/04.
По мнению автора, если локальным нормативным актом в казенном учреждении установлено, что компенсируются расходы на топливо в пределах, не превышающих суммы, рассчитанной с применением норм расхода топлива, установленных Методическими рекомендациями, поскольку данные нормы установлены компетентным органом, владеющим информацией, касающейся автотранспорта, оснований сомневаться в обратном не имеется.
Пример 2. Работник учреждения, финансируемого из средств федерального бюджета и осуществляющего свою деятельность в районах Крайнего Севера, воспользовался своим правом на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска. Часть пути работник преодолел
на автомобиле, который был передан работнику в аренду организацией, осуществляющей деятельность по сдаче в аренду транспортных средств. Работник подал заявление, в котором требовал компенсацию стоимости горючего, исходя из кратчайшего пути к месту проведения отпуска. Чеков АЗС не предоставлено. Организацией, передавшей автомобиль в аренду, выдан документ, в котором указана марка и модель автомобиля. Должна ли организация компенсировать стоимость проезда по кратчайшему маршруту к месту проведения отпуска в данной ситуации?
Несмотря на то, что указанная категория работников в соответствии с нормами ч. 1 ст. 325 ТК РФ, Постановлением № 455 имеет право на компенсацию стоимости проезда на личном автотранспорте, учреждение не обязано компенсировать работнику стоимость топлива, приобретенного для автомобиля, взятого в аренду, при следовании к месту проведения отпуска, поскольку расходы не подтверждены чеками АЗС.
Пример 3. Налоговый орган доначислил учреждению, находящемуся в районах Крайнего Севера и финансируемому из федерального бюджета, суммы НДФЛ. Основанием послужил тот факт, что учреждение выплатило работнику, воспользовавшемуся правом на компенсацию стоимости проезда, сумму указанной компенсации. Однако работник подал заявление о предоставлении компенсации за 2 дня до начала отпуска, поскольку находился в периоде временной нетрудоспособности, ввиду чего он не имел права на выплаченную компенсацию. То есть она была выплачена вне рамок гарантий, установленных государством. Правомерно ли доначисление НДФЛ?
Доначисление НДФЛ неправомерно, так как непредставление заявления не влечет утраты права на компенсацию стоимости проезда. Кроме того, можно обоснованно заключить, что подача заявления направлена на обеспечение интересов работника путем предоставления ему денежных сумм, выдаваемых авансом, для осуществления передвижения к месту проведения отпуска. В силу норм ч. 4 ст. 325 ТК РФ оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее, чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других
документов. Соответственно, законодательством установлен минимальный срок, в течении которого должно быть подано заявление.
Как следует из норм абз. 9 п. 3 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Исходя из норм п. 11 Правил компенсаций, письменное заявление о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно представляется работником учреждения не позднее чем за 2 недели до начала отпуска. Следовательно, законодательством установлен минимальный срок для предоставления заявления о компенсации стоимости проезда. Необходимо отметить, что нормы законодательства прямо не указывают на тот факт, что непредставление в срок заявления, влечет утрату права на компенсацию стоимости проезда.
Из приведенного выше следует, что доначисление НДФЛ неправомерно, так как непредставление заявления не влечет утрату права на компенсацию стоимости проезда. Кроме того, можно обоснованно заключить, что подача заявления направлена на обеспечение интересов работника путем предоставления ему денежных сумм, выдаваемых авансом, для осуществления передвижения к месту проведения отпуска.
Пример 4. Работник организации, финансируемой из средств федерального бюджета и осуществляющей свою деятельность в районах Крайнего Севера, находился в периоде временной нетрудоспособности, что подтверждается листком временной нетрудоспособности установленного образца. Работник вышел на работу и в соответствии с графиком отпусков через 4 дня должен уйти в отпуск. Правом на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска работник за последние 2 года не пользовался, до периода временной нетрудоспособности работник заявления о компенсации стоимости проезда не подавал. Должна ли организация компенсировать стоимость проезда к месту проведения отпуска,
если соответствующее заявление было подано не за 2 недели, а за 2 дня?
Если работник находился в периоде временной нетрудоспособности, в связи с чем не смог предоставить заявление о компенсации ему стоимости проезда к месту проведения отпуска, то в данной ситуации организация несет обязанность по компенсации работнику стоимости проезда. В противном случае отказ от компенсации стоимости проезда нарушит права работника, которые гарантированы ему федеральным законодательством. Кроме того, законодательством четко не установлено, что непредставление заявления в двухнедельный срок влечет утрату права на компенсацию стоимости проезда к месту проведения отпуска.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Соответственно, график отпусков является надлежащим документом для определения очередности предоставления отпусков. Из норм ч. 2 ст. 123 ТК РФ следует, что график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Норма ч. 4 ст. 325 ТК РФ четко указывает, что работник должен предоставить заявление о компенсации ему стоимости проезда к месту проведения отпуска. Однако, необходимо отметить, что нормы законодательства прямо не указывают, что если работник не предоставил заявление о компенсации ему стоимости проезда, то он теряет право на выплату ему данной компенсации.
По мнению автора, поскольку работник находился в периоде временной нетрудоспособности, в связи с чем не смог предоставить заявление о компенсации ему стоимости проезда к месту проведения отпуска, то в данной ситуации организация несет обязанность компенсировать работнику стоимость проезда, так как в противном случае отказ от компенсации стоимости проезда нарушит права работника, которые ему гарантированы федеральным законодательством. Фактически, подача заявления за 2 недели направлена на реализацию права работника на получении заранее денежных средств на проезд до самого факта поездки.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»: распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р.
3. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1.
4. О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту исполь-
зования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей: постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 455.
5. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2005 № А42-12019/04.
6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2008 № А42-9025/2006.
7. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, юристов, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!
Журнал «Бухгалтер и закон»
ISSN 2079-6773
Выпускается с 1999 года. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 1 раз в 2 месяца (с января 2012 г.).
ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»
34127 47697 83846
За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru
Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru
www.fin-izdat.ru