Научная статья на тему 'Государственноправовое регулирование заготовительной деятельности кооперации в период «Военного коммунизма»'

Государственноправовое регулирование заготовительной деятельности кооперации в период «Военного коммунизма» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КООПЕРАЦИЯ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРИОД «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» / STATE REGULATION / LEGAL REGULATION / COOPERATIVE SOCIETY / PURCHASING ACTIVITIES / THE PERIOD OF WAR COMMUNISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Елена Васильевна, Рубин Владимир Александрович

Рассмотрены вопросы государственноправого регулирования системы кооперации в период Гражданской войны в России. Обозначены основные принципы государственной регистрации кооперативных товариществ и союзов, государственного регулирования заготовительной деятельности кооперативов. Раскрываются факторы, обусловившие ограничение свободы и самостоятельности кооперации в 1918–1920 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE – LEGAL REGULATION OF PURCHASING ACTIVITIES OF COOPERATIVE SOCIETIES IN THE PERIOD OF WAR COMMUNISM

The problems of State-legal regulation of the system of co-operation during the period of Civil War in Russia have been considered. The main principles of State registration of the cooperative partnerships and associations, the State regulation of purchasing activities of cooperatives have been pointed out. The factors having conditioned the freedom and independence of cooperative societies in 1918–1920 are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственноправовое регулирование заготовительной деятельности кооперации в период «Военного коммунизма»»

Государственно-правовое регулирование заготовительной деятельности кооперации в период «военного коммунизма»

Е.В. Дианова, к.и.н., Петрозаводский ГУ;

В.А. Рубин, к.и.н., Оренбургский ГАУ

Государственно-правовое регулирование экономических отношений в первые годы советской власти определялось социально-классовой сущностью нового политического строя. Вмешательство Советского государства в деятельность

кооперации было одним из элементов экономики принуждения, существовавшей в период Гражданской войны и политики «военного коммунизма». Государственное регулирование системы кооперации нашло отражение в издании целого ряда декретов и постановлений. Уже в апреле 1918 г. был принят декрет СНК «О потребительских кооперативных организациях», который

преследовал цель подчинить кооперацию контролю со стороны государства. По постановлению I съезда советов народного хозяйства, проходившего в июне 1918 г., деятельность кооперативных организаций наряду с другими обществами и экономическими организациями, включающими рабочую и трудовую массу, должна была быть поставлена под всесторонний контроль советов и местных совнархозов [1].

При местных советах народного хозяйства были созданы специальные кооперативные отделы, осуществлявшие регистрацию кооперативных товариществ и союзов, а также контроль за их партийным и социальным составом. Таким образом, государственное регулирование распространилось на организационное построение кооперативных обществ и их союзов.

Использование государственной власти для ограничения свободы и самостоятельности кооперации было обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. С одной стороны, введение социально-классового принципа распределения материальных благ при острой нехватке продовольствия и запрете частной торговли требовало изыскивать все новые способы получения продуктов питания и сырья, что привело к организации продотрядов, а затем к введению продразвёрстки. С другой стороны, развёртывание Гражданской войны, наличие контрреволюционных элементов внутри окружённой со всех сторон врагами и находившейся на положении «осаждённого лагеря» Республики Советов заставляли вводить всё новые запреты и создавать ограничения для деятельности потенциально опасных для советской власти организаций, к которым относилась кооперация. В.И. Ленин не раз говорил о том, что «в кооперации сидит целый ряд контрреволюционеров» [2].

Государственное регулирование заготовительной деятельности кооперации в период «военного коммунизма» нашло своё воплощение в законах о продовольственном вопросе и товарообменных операциях. Введение продовольственной диктатуры в мае — июне 1918 г. преследовало двойную цель: использовать технический аппарат кооперации в заготовках сельскохозяйственной продукции по заданиям Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода), поставить кооператоров и их деятельность в сфере торговли, сбыта, заготовки и снабжения под контроль советской власти. Продовольственное дело постепенно сосредоточивалось в монопольном ведении (Наркомпрода), который должен был вести заготовки сельхозпродуктов на основе твёрдых цен на условии товарообмена с деревней. В 1918 г. при Наркомпроде РСФСР было создано Главное управление продуктораспределения (Главпродукт).

Для руководства заготовкой продуктов сельского хозяйства Главпродукту с участием кооперации разрешалось организовать закупочно-регулирующие центры. Так, были образованы различные ведомства, занимавшиеся закупкой и распределением сельхозпродукции: Главмасло, Главмука, Главкожа, Главкондитер, Главконсерв, Главтабак, Главкость, Главкрахмал, Главрыба, Главсахар (Центросахар), Центромолоко, Центрожир, Центрочай. С этими ведомствами кооперативы заключали договоры на поставку сырья и другой продукции сельского хозяйства. Кооперация предоставляла государственным заготовительным организациям свои ссыпные пункты, склады, транспорт.

Введение продовольственной диктатуры привело к ограничению самостоятельной работы кооператоров по заготовке многих видов продукции сельского хозяйства. С 1 июня 1918 г. по постановлению СНК запрещались самостоятельные хлебозаготовки частных лиц и организаций, в том числе кооперации, поскольку они угрожали советской власти: «Отдельные самостоятельные заготовки — гибель всего продовольственного дела, гибель революции, развал и распад». Кооперация потеряла право осуществлять хлебозаготовки и создавать ссыпные пункты, так как организацией ссыпных пунктов могли заниматься только земельные отделы. Они должны были наблюдать, чтобы весь посевной материал «справедливо распределялся среди нуждающегося населения» [3].

Однако летом 1918 г. реализовать это намерение не удалось, поэтому к заготовкам сельхозпродукции по твёрдым ценам и на основе товарообмена привлекли потребительскую и сельскохозяйственную кооперацию. 2 августа 1918 г. были написаны тезисы председателя СНК В.И. Ленина по продовольственному вопросу. Теперь уже кооперативы были обязаны при каждой лавке устроить ссыпной пункт, а товары потребителям, членам кооперативов, выдавать только по товарообмену. Ленин поставил условие: для того чтобы увеличить сборы хлеба, «крестьянам-посевщикам не давать ни одного товара иначе, как в обмен на хлеб» [4]. На основании данных тезисов Совнарком принял ряд декретов и постановлений: «О привлечении к заготовкам хлеба рабочих организаций» (3 августа 1918 г.); «Об организации уборочных и уборочнореквизиционных отрядов» (4 августа 1918 г.); «Положение о заградительных реквизиционных отрядах, действующих на железнодорожных и водных путях» (4 августа 1918 г.).

5 августа 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет СНК «Об обязательном товарообмене в хлебных сельских местностях», который устанавливал обязательный порядок отпуска промышленных товаров и вообще всех неземледельческих про-

дуктов исключительно в обмен на хлеб и другие продукты сельского хозяйства (пеньку, лён, кожи и др.). Данный порядок распространялся на государственные, общественные и кооперативные организации. Декрет СНК от 5 августа 1918 г. «Об обязательном товарообмене в хлебных сельских местностях» превращал потребительские общества в аппарат продовольственных органов по заготовке и распределению продовольствия [5]. Кооперативные заготовки велись по заданиям Наркомпрода, а имущество кооперации было национализировано.

Большое значение для кооперации имел декрет СНК «Об организации снабжения» от 21 ноября 1918 г. Данный декрет приостановил на некоторое время прокатившуюся на местах волну разрушения кооперативов. Это означало, что кооперация снова могла заниматься заготовительной и снабженческой деятельностью. По декрету всё национализированное имущество (склады, хранилища, лавки, товары) должно было быть возвращено кооперативам. В соответствии с данным декретом, «законной деятельности кооперативов не должно впредь ставиться препятствий» [6].

В 1918 г. продолжали работу старые кооперативные союзы, в том числе Центральное товарищество льноводов (Льноцентр), и были образованы новые союзы сельскохозяйственной кооперации: Всероссийский союз кооперативов по переработке и сбыту картофеля («Со-юзкартофель»); Всероссийское центральное товарищество по переработке и сбыту плодов и овощей (союз «Плодовощ»); Центральный кооперативный союз коноплеводов и пень-ководов («Пенькосоюз»); Центральный союз кооперативов по закупке, сбыту и переработке зерновых и хлебных продуктов «Кооперативное зерно» («Коопзерно»); Всероссийский закупочный союз сельскохозяйственной кооперации (Сельскосоюз). Все эти специальные союзы сельскохозяйственной кооперации осуществляли заготовки сельхозпродукции. 17 декабря 1918 г. на учредительном собрании Сельскосоюза был создан Совет объединённой сельскохозяйственной кооперации (Сельскосовет). Сельскосовет получал широкие полномочия, в том числе защищать правовые интересы сельскохозяйственной кооперации и оказывать юридическую помощь своим членам [7].

Государственные заготовки в 1918 г. по твёрдым ценам и на основе товарообмена с крестьянством оказались неэффективными, в то время как на долю сельскохозяйственной кооперации приходилось около четверти заготовленного хлеба. 11 января 1919 г. на всей территории Советской России вместо товарообмена вводилась продовольственная развёрстка (продразвёрстка). Продразвёрстка считалась наиболее целесоо-

бразным средством получения государством в свои руки продовольственных излишков. В губерниях производилась развёрстка продуктов по уездам, волостям, селениям, а затем между отдельными крестьянскими хозяйствами. Введение продразвёрстки отразилось на кооперации, поскольку государственное регулирование захватывало всё больший круг вопросов, касавшихся её заготовительной деятельности. Если раньше речь шла в основном об организационно-технической стороне дела, то с введением продразвёрстки государство регламентировало уже структуру кооперативных заготовок, т.е. каждый вид монопольных и немонопольных продуктов.

17 января 1919 г. принята резолюция ВЦИК о государственной монополии на основные продукты питания. Заготовку и провоз всех перечисленных продуктов, за исключением картофеля, могли осуществлять только продорганы. Право заготовки картофеля по установленным твёрдым ценам предоставлялось государственным органам Наркомпрода, рабочим организациям и кооперации. В составе Главпродукта был образован отдел монопольных продуктов (Главмон), который контролировал их заготовку и распределение. Закон о монопольных продуктах ограничил заготовительную деятельность сельскохозяйственной кооперации по организации сбыта продукции крестьянских хозяйств [8].

21 января 1919 г. был опубликован декрет СНК «О заготовке продовольственных продуктов». Декрет подтверждал необходимость неуклонного проведения в жизнь государственной монополии на основные продукты питания (хлеб, крупу, зерно, сахар, чай и соль). Определялся список продуктов, массовая заготовка которых осуществлялась государством по твёрдым ценам (мясо, морская рыба, картофель, животные жиры, конопляное, льняное и подсолнечное масло). Право массовых заготовок и провоза всех указанных продуктов наряду с продорга-нами в виде временной меры предоставлялось и кооперативным объединениям [8].

В Советской России продразвёрстка сначала распространялась только на монопольные продукты питания. Кроме того, также сохранялись ещё и ненормированные продукты питания, заготовку которых могли осуществлять не только продорганы, но и кооперативы. Развёртывание политики «военного коммунизма» привело к ограничению, а затем и запрещению заготовок ненормированных продуктов. В соответствии с декретом СНК «Об обязательном товарообмене» от 5 августа 1919 г. «сдача продуктов сельского хозяйства и кустарно-промысловых изделий по продразвёрстке была условием снабжения населения хлебом и другими продуктами». Продукты направлялись губпродкомам и кооперативным организациям для распределения среди насе-

ления через единые потребительские общества (ЕПО). ЕПО осуществляли снабжение сельского населения в зависимости от выполнения продразвёрстки [9].

В соответствии с декретами ВЦИК и СНК от 27 января 1920 г. все виды кооперации были объединены в Центросоюзе. 29 января 1920 г было принято постановление СНК о ликвидации Советов кооперативных съездов. На основании данного постановления были ликвидированы союзы сельскохозяйственной кооперации. Их основные функции, имущество и средства были переданы различным секциям Центросоюза, который полностью находился в подчинении у Наркомпрода [10].

Одновременно с реорганизацией кооперативной системы страны происходило изменение структуры и функций продовольственных органов. 15 июня 1920 г. было принято постановление СНК «Об организации Народного комиссариата продовольствия». В соответствии с этим постановлением в состав Наркомпрода вошел Главный комитет по кооперативным делам (Главкооп), а также управление заготовок и управление распределения. Управление заготовок решало задачи по организации заготовки по продразвёрстке всех видов зерновых продуктов (хлеба, масличных семян, зернофуража), мяса, картофеля, овощей, яиц, молочных продуктов и сена. Управление распределения занималось распределением продуктов питания и предметов первой необходимости по карточной системе. Кроме того, оно осуществляло наблюдение за работой кооперативного аппарата в области распределения продуктов и товаров среди различных категорий потребителей. На Главкооп возлагалось проведение декрета от 27 января 1920 г. об объединении всех видов кооперации около потребительских обществ и их союзов [11].

В 1920 г. Наркомпрод получил монопольное право заготовки и распределения продуктов сельского хозяйства на основе продовольственной и сырьевой развёрстки. Она охватила практически все виды сельхозпродукции. 22 июня 1920 г был принят декрет СНК «Об объединении заготовок сырья и продовольственных продуктов в республике». Отныне заготовка всех видов сырья (пеньки, льна, шерсти, кожи, щетины и масличных семян) производилась по развёрсткам Наркомпрода. Наркомпрод присвоил себе заготовительные функции не только союзов сельскохозяйственной кооперации, но и ВСНХ [11].

С принятием данного декрета самостоятельная заготовительная деятельность кооперации была окончательно свёрнута, что совпало с

усилением военно-коммунистических методов хозяйствования и ужесточением кооперативного законодательства. В то же время наблюдается активное нормотворчество аппарата Наркомпрода. На места рассылаются подробные инструкции по заготовке различных видов сырья сельского хозяйства (шерсти, кожи, сена, даже рогов и копыт). Подробные инструкции Наркомпрода до мельчайших подробностей прописывали признаки хорошего качества сельхозпродукции, правила её сбора, сортировки и хранения.

Причина детальной регламентации заготовительной деятельности кооперации кроется в самой системе заготовок по развёрсткам прод-органов. Раньше крестьянам было выгодно сдавать хорошую продукцию кооперативам, качество товара регулировалось рынком сбыта и материальным стимулом. Кооперация по сбыту оказывала огромное влияние на организацию крестьянского производства. Рынок диктовал условия производителю товарной продукции, требуя от него хороший, качественный товар. Кооперативный сбыт продуктов сельского хозяйства был выгоден крестьянству, но только в том случае, когда кооперация действовала самостоятельно. Тогда не было необходимости расписывать в технических инструкциях все товарные характеристики продукции сельского хозяйства. В период «военного коммунизма» кооперация была огосударствлена и превращена в «технический придаток» Наркомпрода. Заготовка продуктов и сырья велась на основе развёрсток, что привело к падению сельского хозяйства.

Переход к нэпу отменил основную массу законов эпохи «военного коммунизма», в том числе различные декреты СНК о продразвёрстке и государственном регулировании заготовительной деятельности кооперации. С восстановлением нормального товарообмена между городом и деревней, легализацией товарно-денежных отношений и расширением прав и свободы кооперации также утратили свой смысл многочисленные постановления и инструкции Наркомпрода.

Литература

1. Сборник декретов и постановлений по народному хозяйству (25 октября 1917 - 25 октября 1918 гг.). М., 1918. С. 343.'

2. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40. С. 280.

3. Декреты советской власти. М., 1959. Т.2. С. 262, 627.

4. Декреты советской власти. М., 1964. Т.3. С. 564.

5. Собрание узаконений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 30. Ст. 398.

6. Декреты советской власти. М., 1968. Т. 4. С. 41-45.

7. Кооперативно-колхозное строительство в СССР. 1917-1922. М., 1990. С. 121-122.

8. Декреты советской власти. Т. 4. С. 39; 296-297, 303.

9. Декреты советской власти. М., 1973. Т. 6. С.13.

10. Декреты советской власти. М., 1974. Т. 7. С.150.

11. Декреты советской власти. М., 1978. Т. 9. С. 92-105; 146-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.