Научная статья на тему 'Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты)'

Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1968
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕФОРМА / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ / STATE ADMINISTRATION / REFORM / SCIENCE / EDUCATION / LEGAL AND INFORMATION ASPECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мигачев Юрий Иванович, Петручак Лариса Анатольевна

В статье раскрываются актуальные проблемы совершенствования механизма научной и образовательной деятельности в свете проводимой реформы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State administration in the sphere of education and scientific activity (legal and information aspects)

The article concerns topical issues of improvement of the mechanism of scientific and educational activities in the light of the current stage of the ongoing reform.

Текст научной работы на тему «Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты)»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.И. Мигачев*, Л.А. Петручак**

Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты)

Аннотация. В статье раскрываются актуальные проблемы совершенствования механизма научной и образовательной деятельности в свете проводимой реформы на современном этапе. Ключевые слова: государственное управление, реформа, наука, образование, правовые и информационные аспекты.

(2013—2020 гг.)2, в которой подчеркивается, что только создание конкурентоспособной экономики будет способствовать конкурентоспособности науки. Однако создание конкурентоспособной экономики невозможно без надлежащего правового обеспечения3.

Важную роль в данных сферах имеет организация государственного управления, а также применение информационных технологий, с помощью которых осуществляются все процессы планирования и администрирования.

Правовую базу государственного управления в образовательной, научной и научно-технической деятельности составляют нормы права, действующие в этих сферах. Эти нормы вносят ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему

2 Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2538-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период (2013-2020 гг.)» // Собрание законодательстава РФ. 2012. № 53. Ст. 8042.

3 См.: Тодосийчук А.В. Бюджетная политика и экономи-

ческий рост // Проблемы теории и практики управления.

2013. № 3. С. 47.

вижущую силу современного социально-экономического развития составляют об-Д-разование, наука и научно-техническая деятельность, превратившиеся в условиях научно-технического прогресса в определяющий фактор производства. Способность генерировать и трансформировать знания превращается в главную детерминанту экономического роста. От развития науки все больше зависят возможности страны по обеспечению технологической безопасности и конкурентоспособности. Объемы финансирования науки растут. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», запланировано увеличение объемов финансирования государственных научных фондов к 2018 г. до 25 млрд руб., возрастание внутренних затрат в целях проведения исследований и разработок до уровня 1,77 % от ВВП с одновременным увеличением доли участия в таких исследованиях и разработках образовательных учреждений высшего профессионального образования уже к 2015 г.1

Во исполнение положений Указа Президента РФ № 599 Правительством РФ была разработана и принята Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период

1 См.: Концепция развития законодательства о науке. М., 2010. С. 392-393.

© Мигачев Ю.И., 2015

* Мигачев Юрий Иванович — доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [anton-migachev@rambler.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. © Петручак Л.А., 2015

** Петручак Лариса Анатольевна — доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [lpetruchak@msal.ru]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. 184 Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2 (51) февраль

специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан4.

Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества.

В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает в себя обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека5, а также нормах других международно-правовых актов6.

Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции РФ: применительно к высшему образованию это прежде всего ст. 43, а также ст. 71—73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст. 8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) и др. 7

Говоря о развитии законодательства об образовании в России, можно отметить, что уже в

4 См.: Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2011. С. 76-77.

5 См.: Капустин А.Я. Основные характеристики права на образование. Международно-правовой аспект // Право на образование: проблемы его реализации: тезисы и доклады IV Меж-дунар. науч.-практ. конф.. М.: Изд-во РУДН, 2000. С. 16.

6 См., напр.: Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 07.11.1967 г. // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М.: Гарант, 1997; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. М.: Норма: Инфра-М, 1998; Конвенция МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. 2; Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения; Декларация от 09.12.1975 г. № 3447 (XXX) «О правах инвалидов» // Международные акты о правах человека: сб. док.; Конвенция (№ 165) «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском Регионе» // Бюллетень международных договоров. 2000. № 11 и др.

7 См.: Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. юрид, наук. М., 2006. С. 42.

Конституции РСФСР 1918 г. устанавливалась необходимость предоставить рабочим и беднейшим крестьянам всестороннее и бесплатное образование (ст. 17) 8.

В ст. 8 Конституции РСФСР 1925 г. определялось, что «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование»9.

В Конституции РСФСР 1937 г.10 появляется формулировка «право на образование», указанное право признается за гражданами РСФСР и предусматриваются гарантии его обеспечения (ст. 125).

Конституция РСФСР 1978 г.11 расширяет систему гарантий реализации права на образование. Согласно абз. 2 ст. 57 Конституции РСФСР: «Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении».

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. продолжила традицию закрепления права на образование на конституционном уровне с развернутой системой гарантий его обеспечения (ст. 43) и не только декларировала право каждого на образование, но и определила основные гарантии его реализации.

В современных условиях образовательная система должна обладать стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, что требует соответствующего закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства.

29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменил целый ряд законодательных актов. В их числе — Закон об образовании от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г.

Закон определяет основные принципы государственной политики РФ в сфере образования. С точки зрения теории права, принципы права — это руководящие идеи, пронизывающие весь текста нормативного правового акта и получающие реализацию в его нормах.

В структуру Закона входят общие правила функционирования системы образования и

8 Принята на заседании V Всероссийского съезда Советов 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

9 Принята на заседании XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.

10 Принята 21.01.1937 г. на Чрезвычайном XVII Всероссийском Съезде Советов.

11 Принята ВС РСФСР 12.04.1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

осуществления образовательной деятельности, нормы, определяющие полномочия органов государственной власти в этой сфере, а также правовое положение участников отношений в сфере образования.

Целями законодательного регулирования отношений являются установление государственных гарантий прав человека в сфере образования; формирование механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования; создание условий развития системы образования, а также защита прав и интересов участников отношений в сфере образования12.

Законодательство о науке в России эволюционировало от отдельных, весьма разрозненных актов до мощного структурированного массива. С образованием в Российской империи Министерства народного просвещения практически сразу был поднят вопрос о печатном издании, в котором бы в первую очередь публиковались официальные материалы — законодательство, статистика, отчетность.

После принятия Общего устава российских императорских университетов 9 сентября 1863 г. начала проводиться официальная инкорпорация законодательства о народном образовании, разделившая его на две составные части: постановления по Министерству народного просвещения и распоряжения по Министерству. Поскольку Министерству народного просвещения была подведомственна значительная часть учебных заведений империи (разных ступеней, отраслей, включая создаваемые частными лицами), а также большинство научных учреждений, то в упомянутых сборниках содержалась правовая информация, характеризовавшая эту многогранную учебно-научную систему.

В то же время в Императорской Академии наук была осознана необходимость особого официального издания узаконений, относящихся именно к академическим учреждениям. Первый такой сборник был издан в 1869 г.13 В его состав вошло незначительное количество узаконений, начиная с устава академии 1836 г.; хронологический принцип в нем был совмещен с тематическим расположением материала. Спустя 20 лет появился следующий сборник, необходимость его объяснялась тем, что «состоялось столько новых постановлений и распоряжений»14. В 1907 г. было предпринято очередное издание Сборника законодательства по Императорской Академии наук15.

12 См.: Путило Н.В., Дмитриев Ю.А., Волкова Н.С., Пу-ляева Е.В., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Кирилловых А.А., Павлушкин А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. С. 15-21.

13 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся до Императорской Академии наук. СПб.: Тип. АН, 1869.

14 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся до Императорской Академии наук и подведомственных ей ученых учреждений. СПб.: Тип. АН, 1889.

15 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся

до Императорской Академии наук и подведомственных ей

учреждений. Исправлен по 1 мая 1907 г. СПб.: Тип. АН, 1907.

Законодательство о науке в советский период в значительной мере тяготело к сфере административного права, поскольку рассматривалось главным образом как инструмент государственного управления научно-техническим развитием в целом и отношениями в сфере науки в частности.

В настоящий период представляет собой межотраслевой законодательный комплекс, развивающийся на стыке административного, гражданского, налогового, бюджетного и других отраслей законодательства.

Работа над концепцией развития российского научно-технического комплекса и ее нормативно-правовым обеспечением была начата лишь в середине 90-х гг. XX в. Таким образом, экономические реформы первой половины 90-х гг., вынудившие науку в предельно сжатые сроки адаптироваться к новым рыночным реалиям, и активно проводившаяся в этот период приватизация отраслевой науки осуществлялись фактически при полном отсутствии законодательной базы, способной обеспечить сохранение научно-технического потенциала страны в условиях ее перехода к рынку16.

Принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ заложила конституционно-правовые основы законодательного регулирования отношений в сфере научно-технической деятельности, закрепив в ч. 1 ст. 44 гарантии свободы научного и технического творчества. Кроме того, эти гарантии подкреплены другими положениями Конституции РФ и прежде всего нормами, закрепляющими свободу информации (ч. 4 ст. 29) и право на защиту интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). Данный комплекс взаимосвязанных прав и свобод — свобода научного творчества, право на защиту его результатов, свобода информации — признаны мировым сообществом и закреплены в ряде ратифицированных Россией международно-правовых актов.

В середине 90-х гг., наряду с первыми проектами нормативных правовых актов о научной деятельности, органы государственной власти взяли за основу программно-целевой метод планирования научных исследований. В 1996 г. появляется Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996—2000 гг.». В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39 подпрограмм, выполнялись 3,7 тыс. проектов, соисполнителями подпрограмм стали 1118 организаций, представляющих 61 субъект РФ17.

16 См.: Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 10-14.

17 См.: Социально-экономические проблемы России. СПб.: Норма, 2001 (разд. «Новые формы в научной сфере»; Рассохин В.П. Положение науки в России и его правовое оформление // Законодательство о науке. Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004. С. 61-63.

Деятельность государства по регулированию научной деятельности получает дополнительный импульс с принятием в 1995 г. Федерального закона «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Использование программно-целевого метода позволило более эффективно распределять бюджетные средства на финансирование научных проектов и разработок. Об этом свидетельствует Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки», программа «Государственной поддержки и интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 гг.», Постановление Правительства РФ от 18.05.1998 № 453 «О концепции реформирования российской науки на период 1998—2000 гг.»18. В этих документах впервые закреплены положения о том, что наука составляет важнейший ресурс экономического и духовного обновления страны, что государственная политика ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров в научной сфере19.

Центральное место в системе законов, иных нормативных актов и программных документов, посвященных научно-техническому развитию, занимает Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Этот Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции. Научная деятельность в законе определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Установлен правовой статус научных работников и научных организаций. Научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Научной организацией признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-кон-структорские, проектно-технологические и иные

организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. В законе определяется также статус российских академий наук20.

Реформа науки в России в 2004—2008 гг. коснулась модернизации правового статуса Российской Академии наук и научных учреждений в системе РАН и оптимизации бюджетных расходов на науку в связи с сокращением штатных единиц в научных учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, и поэтапного увеличения оплаты труда научных работников21.

Реформирование научной сферы в период 2004— 2008 гг. способствовало разработке официальных стратегических правовых документов, реализация которых позволяет осуществить технологические изменения и переход от экспортно-сырьевой к инновационной экономике. Основным концептуальным документом, в котором наука отнесена к высшим национальным приоритетам, длительное время выступали «Основы в области науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу»22.

Если говорить о государственном управлении в сфере образовательной и научной деятельности, следует отметить, что в СССР органами управления образованием были Министерство образования СССР, министерства образования союзных республик, а органом государственного управления наукой в советское время был Государственный комитет СССР по науке и технике, в 1991 г. переименованный в Государственный комитет по науке и технологиям.

В конце 1991 г. в новой системе управления России орган государственного управления наукой получил статус министерства. В начале 1992 г. было образовано Министерство науки, высшей школы и технической политики. В 1993 г. оно было преобразовано в Министерство науки и технической политики (управление высшим образованием выделилось в самостоятельный орган). В 1996 г. данное Министерство было преобразовано в Государственный комитет по науке и технологиям. В 1997 г. он был снова преобразован в Министерство науки и технологий. В 2000 г. Министерство было упразднено, и образовано Министерство промышленности, науки и технологий. В ходе административной реформы в марте 2004 г. было создано Министерство образования и науки.

Министерство образования и науки РФ (Ми-нобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию

18 См.: Лапаева В.В. Концепция развития законодательства о науке // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец, 2004. С. 694-696.

19 См.: Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Российская наука: тенденции и перспективы. Аналитический вестник Совета Федерации. 2002. № 21 (177). С. 9-12.

20 См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» / под ред. В.Е. Усанова. М., 2012. С. 4-6.

21 См.: Фундаментальная наука новой России: вступит. слово Президента РАН акад. Ю.С. Осипова // Вестник РАН. 2006. Т. 76. № 10. С.878-889.

22 См.: Право и инвестиционная деятельность М., 2011.

С. 8-10.

в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также ряд других функций в данной сфере23.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)24.

Исключительно важную роль в организации процессов управления в образовательной и научной деятельности играют информационные технологии. Информационные технологии должны быть адекватны задачам управления. В настоящее время необходимо создавать автоматизированные информационные системы обеспечения управления в данных сферах на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Основной задачей данных систем является обеспечение сбора информационных ресурсов, их анализа и принятия на этой основе обоснованных управленческих решений. Следует разработать федеральный и региональный классификаторы информационных ресурсов в сфере образования и науки. Субъекты управления, функционирующие на данных уровнях, являются одновременно источниками и потребителями информации.

Для эксплуатации программного обеспечения необходим комплекс вычислительных средств в виде локальных и интегрированных автоматизированных рабочих мест, локальной и интегрированной вычислительной сети. Потребность в вычислительной технике зависит от количества видов деятельности, для которых выполняется расчет, и режима расчета (параллельный, последовательный).

Система управления в данной сфере должна удовлетворять целому ряду технологических и эргономических аспектов (технологическая независимость, стабильность и согласованность в технических решениях, новейшая технологическая основа, адаптивность, возможность эволюционировать, интегрируемость в системы более высокого уровня, инвариантность к типу системы управления в регионе, интегрированность базовых технологических платформ, глубокая масштабируемость, удобство администрирования, простота поддержания жизненного цикла, возможность развития систем без разработчика; извлечение из хранилища и обработка информации без участия программистов; отсутствие привязки пользователя к конкретному рабочему месту; дистанционное сопровождение; экономичность эксплуатации; актуализация инфор-

мации; обеспечение достоверности информации; формализация в правовых актах; консолидация информации по объектам административно-территориального деления, видам деятельности, формам собственности и другим критериям). Ключевыми структурными комплексами информационных ресурсов должны стать базовые регистры и кадастры как важнейшие ресурсы общего пользования, служащие основой для интеграции информационных ресурсов25.

Компьютерная сеть органов исполнительной власти должна быть создана один раз как часть национальной информационной инфраструктуры и использоваться коллективно (за исключением тех случаев, когда к каналам передачи информации предъявляются особые требования).

Одновременно с технологическими и эргономическими аспектами информатизации управления разрабатывается государственная политика в области совершенствования системы статистического учета, которая должна отвечать требованиям развития регионов и муниципалитетов.

При проектировании системы должны быть разработаны описания основных подсистем, их функций и сервисов, а также функциональные модели использования информационных ресурсов. Построение таких моделей позволит отобразить взаимосвязь между объектно-ориентированными базами данных и функциональными потребностями органов управления.

Необходимо разработать и утвердить стандарты, другие нормативно-технические документы, обеспечивающие использование единых информационно-лингвистических средств при обмене информацией.

Муниципальная информационная система в сфере образования и науки должна выполнять функции по поддержке принятия управленческих решений муниципального уровня, являясь центром сбора и интеграции информации от муниципального образования в интересах федеральной и региональных информационных систем26.

Основными задачами данной системы становятся автоматизация рабочего места управляющего делами в сельских (поселковых) администрациях в целях повышение качества работы и оперативности обрабатываемой информации в образовательной и научной сферах, учет, необходимый для получения полной картины о состоянии образовательных и научных учреждений, численности обучающихся и персонала и их качественных характеристиках. Эта информация формируется по

23 Положение о Министерстве образования и науки РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 337).

24 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2013 № 594).

25 См.: Алексеева Н. Информационные аспекты государственного и муниципального управления // Финансовая газета. 2008. № 7; Сурат И.Л., Тебекин А.В., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. М.: Риалтекс, 2014. С. 79-85.

26 См.: Иванова Е. Проблемы информационного обеспечения органов управления // Финансовая газета. 2007. № 18.

населенным пунктам и в целом по сельским (поселковым) администрациям.

Предложенные принципиальные основы информационного взаимодействия всех субъектов управления в сфере образования и науки в виде

Библиография:

федеральной, региональных и муниципальных информационных систем отвечают задачам государственного управления и позволяют повысить эффективность работы органов исполнительной власти и местного самоуправления.

1. Алексеева Н. Информационные аспекты государственного и муниципального управления // Финансовая газета. 200S. № 7.

2. Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 10—14.

3. Иванова Е. Проблемы информационного обеспечения органов управления // Финансовая газета. 2007. № 1S.

4. Капустин А.Я. Основные характеристики права на образование. Международно-правовой аспект // Право на образование: проблемы его реализации: тезисы и доклады IV Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 2000. С. 15.

5. Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец, 2004. С. 694-696.

6. Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Российская наука: тенденции и перспективы. Аналитический вестник Совета Федерации. 2002. № 21 (177). С. 9-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. юрид, наук. М., 2006. 201 с.

S. Тебекин А.В., Сурат И.Л., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. М.: Риалтекс, 2014. 14S с.

9. Тодосийчук А.В. Бюджетная политика и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 3. С. S—17.

10. Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2011. 405 с.

References (transliteration):

1. Alekseeva N. Informatsionnye aspekty gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya // Finansovaya gazeta. 200S. № 7.

2. Gorodov O.A. Pravovoe obespechenie innovacionnoj deyatel'nosti kak uslovie modernizatsii ekonomiki Rossii // Predprinimatel'skoe pravo. 2012. № 2. S. 10—14.

3. Ivanova E. Problemy informatsionnogo obespecheniya organov upravleniya // Finansovaja gazeta. 2007. № 1S.

4. Kapustin A.Ya. Osnovnye kharakteristiki prava na obrazovanie. Mezhduna-rodno-pravovoy aspekt // Pravo na obra-zovanie: problemy ego realizatsii: tezisy i doklady IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: Izd-vo RUDN, 2000. S. 15.

5. Konceptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel'stva / pod red. TYa. Khabrievoy, Ju.A. Tihomirova, Yu.P. Orlovskogo. M.: Gorodets, 2004. S. 694—696.

6. Savel'ev V.N. Rossijskaya nauka: tendentsii i perspektivy // Rossiyskaja nauka: tendentsii i perspektivy. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii. 2002. № 21 (177). S. 9—12.

7. Smirnova M.V. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie i garantii ego realizatsii v negosudarstvennyh obshheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 201 s.

S. Tebekin A.V., Surat I.L., Shirokova L.N. Upravlenie innovatsionnymi proektami. M.: Rialtex, 2014. 14S s.

9. Todosiychuk A.V Byudzhetnaja politika i ekonomicheskiy rost // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 3. S. Б—17.

10. Shkherbak E.N. Gosudarstvennoe upravlenie v oblasti vysshego obrazovaniya v usloviyah mirovogo obrazovatel'nogo rynka: konceptual'nye podhody i administrativno-pravovoe regulirovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2011. 405 s.

Материал поступил в редакцию 7ноября 2014 г.

State administration in the sphere of education and scientific activity (legal and information aspects)

MIGACHEV, Yuri Ivanovich — Doctor of Law, Professor of the Department of Administrative Law and Process of

the Kutafin Moscow State Law University.

[anton-migachev@rambler.ru]

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

PETRUCHAK, Larisa Anatolievna — Doctor of Law, Professor of the Department of Theory of State and Law of the

Kutafin Moscow State Law University.

[lpetruchak@msal.ru]

123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

Review. The article concerns topical issues of improvement of the mechanism of scientific and educational activities in the light of the current stage of the ongoing reform.

Keywords: state administration, reform, science, education, legal and information aspects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.