ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.И. Мигачев*, Л.А. Петручак**
Государственное управление в сфере образовательной и научной деятельности (правовые и информационные аспекты)
Аннотация. В статье раскрываются актуальные проблемы совершенствования механизма научной и образовательной деятельности в свете проводимой реформы на современном этапе. Ключевые слова: государственное управление, реформа, наука, образование, правовые и информационные аспекты.
(2013—2020 гг.)2, в которой подчеркивается, что только создание конкурентоспособной экономики будет способствовать конкурентоспособности науки. Однако создание конкурентоспособной экономики невозможно без надлежащего правового обеспечения3.
Важную роль в данных сферах имеет организация государственного управления, а также применение информационных технологий, с помощью которых осуществляются все процессы планирования и администрирования.
Правовую базу государственного управления в образовательной, научной и научно-технической деятельности составляют нормы права, действующие в этих сферах. Эти нормы вносят ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления высшим образованием, учебными заведениями и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребности личности в высшем образовании. Законодательство определяет основные задачи и принципы высшего образования, его систему, систему
2 Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2538-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период (2013-2020 гг.)» // Собрание законодательстава РФ. 2012. № 53. Ст. 8042.
3 См.: Тодосийчук А.В. Бюджетная политика и экономи-
ческий рост // Проблемы теории и практики управления.
2013. № 3. С. 47.
вижущую силу современного социально-экономического развития составляют об-Д-разование, наука и научно-техническая деятельность, превратившиеся в условиях научно-технического прогресса в определяющий фактор производства. Способность генерировать и трансформировать знания превращается в главную детерминанту экономического роста. От развития науки все больше зависят возможности страны по обеспечению технологической безопасности и конкурентоспособности. Объемы финансирования науки растут. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», запланировано увеличение объемов финансирования государственных научных фондов к 2018 г. до 25 млрд руб., возрастание внутренних затрат в целях проведения исследований и разработок до уровня 1,77 % от ВВП с одновременным увеличением доли участия в таких исследованиях и разработках образовательных учреждений высшего профессионального образования уже к 2015 г.1
Во исполнение положений Указа Президента РФ № 599 Правительством РФ была разработана и принята Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период
1 См.: Концепция развития законодательства о науке. М., 2010. С. 392-393.
© Мигачев Ю.И., 2015
* Мигачев Юрий Иванович — доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. © Петручак Л.А., 2015
** Петручак Лариса Анатольевна — доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. 184 Актуальные проблемы российского права. 2015. № 2 (51) февраль
специальных органов управления высшим образованием. Для органа государственного управления обязательно законодательство, определяющее права управляемых объектов (предприятий, учреждений, организаций), а также граждан4.
Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества.
В настоящее время в демократических государствах право на образование в широком смысле включает в себя обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека5, а также нормах других международно-правовых актов6.
Концентрированно принципиальную суть регулирования соответствующего круга общественных отношений всегда выражают нормы Конституции РФ: применительно к высшему образованию это прежде всего ст. 43, а также ст. 71—73 о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Конституция закрепляет гарантии реализации права на образование: это равноправие граждан (ст. 6 и 19), многообразие форм собственности (ст. 8), идеологическое многообразие (ст. 13), светскость образования (ст. 14) и др. 7
Говоря о развитии законодательства об образовании в России, можно отметить, что уже в
4 См.: Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2011. С. 76-77.
5 См.: Капустин А.Я. Основные характеристики права на образование. Международно-правовой аспект // Право на образование: проблемы его реализации: тезисы и доклады IV Меж-дунар. науч.-практ. конф.. М.: Изд-во РУДН, 2000. С. 16.
6 См., напр.: Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 07.11.1967 г. // Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей. М.: Гарант, 1997; Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. М.: Норма: Инфра-М, 1998; Конвенция МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. 2; Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения; Декларация от 09.12.1975 г. № 3447 (XXX) «О правах инвалидов» // Международные акты о правах человека: сб. док.; Конвенция (№ 165) «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском Регионе» // Бюллетень международных договоров. 2000. № 11 и др.
7 См.: Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. юрид, наук. М., 2006. С. 42.
Конституции РСФСР 1918 г. устанавливалась необходимость предоставить рабочим и беднейшим крестьянам всестороннее и бесплатное образование (ст. 17) 8.
В ст. 8 Конституции РСФСР 1925 г. определялось, что «в целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование»9.
В Конституции РСФСР 1937 г.10 появляется формулировка «право на образование», указанное право признается за гражданами РСФСР и предусматриваются гарантии его обеспечения (ст. 125).
Конституция РСФСР 1978 г.11 расширяет систему гарантий реализации права на образование. Согласно абз. 2 ст. 57 Конституции РСФСР: «Гарантируется общедоступность и бесплатность образования в пределах государственного образовательного стандарта. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении».
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. продолжила традицию закрепления права на образование на конституционном уровне с развернутой системой гарантий его обеспечения (ст. 43) и не только декларировала право каждого на образование, но и определила основные гарантии его реализации.
В современных условиях образовательная система должна обладать стабильностью и одновременно возможностью динамичного развития, что требует соответствующего закрепления в нормативных конструкциях образовательного законодательства.
29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменил целый ряд законодательных актов. В их числе — Закон об образовании от 1992 г., Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 г.
Закон определяет основные принципы государственной политики РФ в сфере образования. С точки зрения теории права, принципы права — это руководящие идеи, пронизывающие весь текста нормативного правового акта и получающие реализацию в его нормах.
В структуру Закона входят общие правила функционирования системы образования и
8 Принята на заседании V Всероссийского съезда Советов 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
9 Принята на заседании XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.
10 Принята 21.01.1937 г. на Чрезвычайном XVII Всероссийском Съезде Советов.
11 Принята ВС РСФСР 12.04.1978 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
осуществления образовательной деятельности, нормы, определяющие полномочия органов государственной власти в этой сфере, а также правовое положение участников отношений в сфере образования.
Целями законодательного регулирования отношений являются установление государственных гарантий прав человека в сфере образования; формирование механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования; создание условий развития системы образования, а также защита прав и интересов участников отношений в сфере образования12.
Законодательство о науке в России эволюционировало от отдельных, весьма разрозненных актов до мощного структурированного массива. С образованием в Российской империи Министерства народного просвещения практически сразу был поднят вопрос о печатном издании, в котором бы в первую очередь публиковались официальные материалы — законодательство, статистика, отчетность.
После принятия Общего устава российских императорских университетов 9 сентября 1863 г. начала проводиться официальная инкорпорация законодательства о народном образовании, разделившая его на две составные части: постановления по Министерству народного просвещения и распоряжения по Министерству. Поскольку Министерству народного просвещения была подведомственна значительная часть учебных заведений империи (разных ступеней, отраслей, включая создаваемые частными лицами), а также большинство научных учреждений, то в упомянутых сборниках содержалась правовая информация, характеризовавшая эту многогранную учебно-научную систему.
В то же время в Императорской Академии наук была осознана необходимость особого официального издания узаконений, относящихся именно к академическим учреждениям. Первый такой сборник был издан в 1869 г.13 В его состав вошло незначительное количество узаконений, начиная с устава академии 1836 г.; хронологический принцип в нем был совмещен с тематическим расположением материала. Спустя 20 лет появился следующий сборник, необходимость его объяснялась тем, что «состоялось столько новых постановлений и распоряжений»14. В 1907 г. было предпринято очередное издание Сборника законодательства по Императорской Академии наук15.
12 См.: Путило Н.В., Дмитриев Ю.А., Волкова Н.С., Пу-ляева Е.В., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Кирилловых А.А., Павлушкин А.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2013. С. 15-21.
13 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся до Императорской Академии наук. СПб.: Тип. АН, 1869.
14 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся до Императорской Академии наук и подведомственных ей ученых учреждений. СПб.: Тип. АН, 1889.
15 Сборник постановлений и распоряжений, относящихся
до Императорской Академии наук и подведомственных ей
учреждений. Исправлен по 1 мая 1907 г. СПб.: Тип. АН, 1907.
Законодательство о науке в советский период в значительной мере тяготело к сфере административного права, поскольку рассматривалось главным образом как инструмент государственного управления научно-техническим развитием в целом и отношениями в сфере науки в частности.
В настоящий период представляет собой межотраслевой законодательный комплекс, развивающийся на стыке административного, гражданского, налогового, бюджетного и других отраслей законодательства.
Работа над концепцией развития российского научно-технического комплекса и ее нормативно-правовым обеспечением была начата лишь в середине 90-х гг. XX в. Таким образом, экономические реформы первой половины 90-х гг., вынудившие науку в предельно сжатые сроки адаптироваться к новым рыночным реалиям, и активно проводившаяся в этот период приватизация отраслевой науки осуществлялись фактически при полном отсутствии законодательной базы, способной обеспечить сохранение научно-технического потенциала страны в условиях ее перехода к рынку16.
Принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ заложила конституционно-правовые основы законодательного регулирования отношений в сфере научно-технической деятельности, закрепив в ч. 1 ст. 44 гарантии свободы научного и технического творчества. Кроме того, эти гарантии подкреплены другими положениями Конституции РФ и прежде всего нормами, закрепляющими свободу информации (ч. 4 ст. 29) и право на защиту интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44). Данный комплекс взаимосвязанных прав и свобод — свобода научного творчества, право на защиту его результатов, свобода информации — признаны мировым сообществом и закреплены в ряде ратифицированных Россией международно-правовых актов.
В середине 90-х гг., наряду с первыми проектами нормативных правовых актов о научной деятельности, органы государственной власти взяли за основу программно-целевой метод планирования научных исследований. В 1996 г. появляется Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения на 1996—2000 гг.». В нее вошли 8 приоритетных направлений, опиравшихся на 39 подпрограмм, выполнялись 3,7 тыс. проектов, соисполнителями подпрограмм стали 1118 организаций, представляющих 61 субъект РФ17.
16 См.: Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 10-14.
17 См.: Социально-экономические проблемы России. СПб.: Норма, 2001 (разд. «Новые формы в научной сфере»; Рассохин В.П. Положение науки в России и его правовое оформление // Законодательство о науке. Современное состояние и перспективы развития. М.: Норма, 2004. С. 61-63.
Деятельность государства по регулированию научной деятельности получает дополнительный импульс с принятием в 1995 г. Федерального закона «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Использование программно-целевого метода позволило более эффективно распределять бюджетные средства на финансирование научных проектов и разработок. Об этом свидетельствует Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 884 «О доктрине развития российской науки», программа «Государственной поддержки и интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 гг.», Постановление Правительства РФ от 18.05.1998 № 453 «О концепции реформирования российской науки на период 1998—2000 гг.»18. В этих документах впервые закреплены положения о том, что наука составляет важнейший ресурс экономического и духовного обновления страны, что государственная политика ориентирована на подготовку высококвалифицированных кадров в научной сфере19.
Центральное место в системе законов, иных нормативных актов и программных документов, посвященных научно-техническому развитию, занимает Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Этот Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции. Научная деятельность в законе определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Установлен правовой статус научных работников и научных организаций. Научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Научной организацией признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-кон-структорские, проектно-технологические и иные
организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность. В законе определяется также статус российских академий наук20.
Реформа науки в России в 2004—2008 гг. коснулась модернизации правового статуса Российской Академии наук и научных учреждений в системе РАН и оптимизации бюджетных расходов на науку в связи с сокращением штатных единиц в научных учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, и поэтапного увеличения оплаты труда научных работников21.
Реформирование научной сферы в период 2004— 2008 гг. способствовало разработке официальных стратегических правовых документов, реализация которых позволяет осуществить технологические изменения и переход от экспортно-сырьевой к инновационной экономике. Основным концептуальным документом, в котором наука отнесена к высшим национальным приоритетам, длительное время выступали «Основы в области науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу»22.
Если говорить о государственном управлении в сфере образовательной и научной деятельности, следует отметить, что в СССР органами управления образованием были Министерство образования СССР, министерства образования союзных республик, а органом государственного управления наукой в советское время был Государственный комитет СССР по науке и технике, в 1991 г. переименованный в Государственный комитет по науке и технологиям.
В конце 1991 г. в новой системе управления России орган государственного управления наукой получил статус министерства. В начале 1992 г. было образовано Министерство науки, высшей школы и технической политики. В 1993 г. оно было преобразовано в Министерство науки и технической политики (управление высшим образованием выделилось в самостоятельный орган). В 1996 г. данное Министерство было преобразовано в Государственный комитет по науке и технологиям. В 1997 г. он был снова преобразован в Министерство науки и технологий. В 2000 г. Министерство было упразднено, и образовано Министерство промышленности, науки и технологий. В ходе административной реформы в марте 2004 г. было создано Министерство образования и науки.
Министерство образования и науки РФ (Ми-нобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
18 См.: Лапаева В.В. Концепция развития законодательства о науке // Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец, 2004. С. 694-696.
19 См.: Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Российская наука: тенденции и перспективы. Аналитический вестник Совета Федерации. 2002. № 21 (177). С. 9-12.
20 См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» / под ред. В.Е. Усанова. М., 2012. С. 4-6.
21 См.: Фундаментальная наука новой России: вступит. слово Президента РАН акад. Ю.С. Осипова // Вестник РАН. 2006. Т. 76. № 10. С.878-889.
22 См.: Право и инвестиционная деятельность М., 2011.
С. 8-10.
в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также ряд других функций в данной сфере23.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)24.
Исключительно важную роль в организации процессов управления в образовательной и научной деятельности играют информационные технологии. Информационные технологии должны быть адекватны задачам управления. В настоящее время необходимо создавать автоматизированные информационные системы обеспечения управления в данных сферах на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Основной задачей данных систем является обеспечение сбора информационных ресурсов, их анализа и принятия на этой основе обоснованных управленческих решений. Следует разработать федеральный и региональный классификаторы информационных ресурсов в сфере образования и науки. Субъекты управления, функционирующие на данных уровнях, являются одновременно источниками и потребителями информации.
Для эксплуатации программного обеспечения необходим комплекс вычислительных средств в виде локальных и интегрированных автоматизированных рабочих мест, локальной и интегрированной вычислительной сети. Потребность в вычислительной технике зависит от количества видов деятельности, для которых выполняется расчет, и режима расчета (параллельный, последовательный).
Система управления в данной сфере должна удовлетворять целому ряду технологических и эргономических аспектов (технологическая независимость, стабильность и согласованность в технических решениях, новейшая технологическая основа, адаптивность, возможность эволюционировать, интегрируемость в системы более высокого уровня, инвариантность к типу системы управления в регионе, интегрированность базовых технологических платформ, глубокая масштабируемость, удобство администрирования, простота поддержания жизненного цикла, возможность развития систем без разработчика; извлечение из хранилища и обработка информации без участия программистов; отсутствие привязки пользователя к конкретному рабочему месту; дистанционное сопровождение; экономичность эксплуатации; актуализация инфор-
мации; обеспечение достоверности информации; формализация в правовых актах; консолидация информации по объектам административно-территориального деления, видам деятельности, формам собственности и другим критериям). Ключевыми структурными комплексами информационных ресурсов должны стать базовые регистры и кадастры как важнейшие ресурсы общего пользования, служащие основой для интеграции информационных ресурсов25.
Компьютерная сеть органов исполнительной власти должна быть создана один раз как часть национальной информационной инфраструктуры и использоваться коллективно (за исключением тех случаев, когда к каналам передачи информации предъявляются особые требования).
Одновременно с технологическими и эргономическими аспектами информатизации управления разрабатывается государственная политика в области совершенствования системы статистического учета, которая должна отвечать требованиям развития регионов и муниципалитетов.
При проектировании системы должны быть разработаны описания основных подсистем, их функций и сервисов, а также функциональные модели использования информационных ресурсов. Построение таких моделей позволит отобразить взаимосвязь между объектно-ориентированными базами данных и функциональными потребностями органов управления.
Необходимо разработать и утвердить стандарты, другие нормативно-технические документы, обеспечивающие использование единых информационно-лингвистических средств при обмене информацией.
Муниципальная информационная система в сфере образования и науки должна выполнять функции по поддержке принятия управленческих решений муниципального уровня, являясь центром сбора и интеграции информации от муниципального образования в интересах федеральной и региональных информационных систем26.
Основными задачами данной системы становятся автоматизация рабочего места управляющего делами в сельских (поселковых) администрациях в целях повышение качества работы и оперативности обрабатываемой информации в образовательной и научной сферах, учет, необходимый для получения полной картины о состоянии образовательных и научных учреждений, численности обучающихся и персонала и их качественных характеристиках. Эта информация формируется по
23 Положение о Министерстве образования и науки РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 337).
24 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2013 № 594).
25 См.: Алексеева Н. Информационные аспекты государственного и муниципального управления // Финансовая газета. 2008. № 7; Сурат И.Л., Тебекин А.В., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. М.: Риалтекс, 2014. С. 79-85.
26 См.: Иванова Е. Проблемы информационного обеспечения органов управления // Финансовая газета. 2007. № 18.
населенным пунктам и в целом по сельским (поселковым) администрациям.
Предложенные принципиальные основы информационного взаимодействия всех субъектов управления в сфере образования и науки в виде
Библиография:
федеральной, региональных и муниципальных информационных систем отвечают задачам государственного управления и позволяют повысить эффективность работы органов исполнительной власти и местного самоуправления.
1. Алексеева Н. Информационные аспекты государственного и муниципального управления // Финансовая газета. 200S. № 7.
2. Городов О.А. Правовое обеспечение инновационной деятельности как условие модернизации экономики России // Предпринимательское право. 2012. № 2. С. 10—14.
3. Иванова Е. Проблемы информационного обеспечения органов управления // Финансовая газета. 2007. № 1S.
4. Капустин А.Я. Основные характеристики права на образование. Международно-правовой аспект // Право на образование: проблемы его реализации: тезисы и доклады IV Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 2000. С. 15.
5. Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Городец, 2004. С. 694-696.
6. Савельев В.Н. Российская наука: тенденции и перспективы // Российская наука: тенденции и перспективы. Аналитический вестник Совета Федерации. 2002. № 21 (177). С. 9-12.
7. Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. юрид, наук. М., 2006. 201 с.
S. Тебекин А.В., Сурат И.Л., Широкова Л.Н. Управление инновационными проектами. М.: Риалтекс, 2014. 14S с.
9. Тодосийчук А.В. Бюджетная политика и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 3. С. S—17.
10. Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2011. 405 с.
References (transliteration):
1. Alekseeva N. Informatsionnye aspekty gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya // Finansovaya gazeta. 200S. № 7.
2. Gorodov O.A. Pravovoe obespechenie innovacionnoj deyatel'nosti kak uslovie modernizatsii ekonomiki Rossii // Predprinimatel'skoe pravo. 2012. № 2. S. 10—14.
3. Ivanova E. Problemy informatsionnogo obespecheniya organov upravleniya // Finansovaja gazeta. 2007. № 1S.
4. Kapustin A.Ya. Osnovnye kharakteristiki prava na obrazovanie. Mezhduna-rodno-pravovoy aspekt // Pravo na obra-zovanie: problemy ego realizatsii: tezisy i doklady IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: Izd-vo RUDN, 2000. S. 15.
5. Konceptsii razvitiya rossiyskogo zakonodatel'stva / pod red. TYa. Khabrievoy, Ju.A. Tihomirova, Yu.P. Orlovskogo. M.: Gorodets, 2004. S. 694—696.
6. Savel'ev V.N. Rossijskaya nauka: tendentsii i perspektivy // Rossiyskaja nauka: tendentsii i perspektivy. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii. 2002. № 21 (177). S. 9—12.
7. Smirnova M.V. Konstitutsionnoe pravo na obrazovanie i garantii ego realizatsii v negosudarstvennyh obshheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 201 s.
S. Tebekin A.V., Surat I.L., Shirokova L.N. Upravlenie innovatsionnymi proektami. M.: Rialtex, 2014. 14S s.
9. Todosiychuk A.V Byudzhetnaja politika i ekonomicheskiy rost // Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 3. S. Б—17.
10. Shkherbak E.N. Gosudarstvennoe upravlenie v oblasti vysshego obrazovaniya v usloviyah mirovogo obrazovatel'nogo rynka: konceptual'nye podhody i administrativno-pravovoe regulirovanie: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2011. 405 s.
Материал поступил в редакцию 7ноября 2014 г.
State administration in the sphere of education and scientific activity (legal and information aspects)
MIGACHEV, Yuri Ivanovich — Doctor of Law, Professor of the Department of Administrative Law and Process of
the Kutafin Moscow State Law University.
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
PETRUCHAK, Larisa Anatolievna — Doctor of Law, Professor of the Department of Theory of State and Law of the
Kutafin Moscow State Law University.
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. The article concerns topical issues of improvement of the mechanism of scientific and educational activities in the light of the current stage of the ongoing reform.
Keywords: state administration, reform, science, education, legal and information aspects.