Научная статья Original article УДК 351.1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ТРЕНДЫ
DIGITAL TECHNOLOGIES IN STATE MUNICIPAL MANAGEMENT
Шведов В.В., Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, shvedoff@mail.ru
Shvedov V.V., Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, shvedoff@mail.ru
Аннотация. Основополагающей задачей системы государственного управления является максимальное обеспечение свободы, справедливости, равенства всех граждан перед законом путем удовлетворения их потребностей и обеспечения эффективного социально-экономического развития территории, на которой они проживают. В статье описаны ключевые тренды современной системы отечественного государственного управления: краткие характеристики, достоинства и недостатки, перспективы развития, ожидаемые результаты.
Abstract. The fundamental task of the public administration system is to maximize the freedom, justice, equality of all citizens before the law by meeting their needs and ensuring the effective socio-economic development of the territory in which they live. The article describes the key trends in the modern system of
domestic public administration: brief characteristics, advantages and disadvantages, development prospects, expected results.
Ключевые слова: тренд, адаптивная безопасность, цифровая безопасность.
Keywords: municipal government, digital technologies, state.
Органы управления государством координируют, упорядочивают функционирование отдельных аспектов внутри социально-экономической системы и в ее взаимодействии с внешним миром. Специфика современных процессов трансформирования и совершенствования системы государственного управления в нашей стране заключается в повсеместном внедрении в общественную жизнь и экономику методов, инструментов менеджмента и маркетинга из частного бизнеса, что позволяет
o повысить эффективность правового контроля за работой и этикой поведения любого сотрудника органов государственной власти;
o усовершенствовать порядок финансового контроля за расходованием средств бюджета;
o активизировать участие представителей общественности в государственном управлении [1].
Реализация опыта менеджмента, накопленного в частной сфере, основывается на следующих принципах:
1. Финансы: государственное управление должно обеспечивать не только права личности, но и оптимальное расходование финансовых средств общества.
2. Эффективность решения проблем публичного управления как приоритет перед результативностью достижения поставленных целей.
3. Сугубо служебная деятельность системы государственного управления: функционирование данного механизма направлено исключительно на максимально полное обеспечение прав личности,
благосостояния каждого индивида.
4. Приоритеты конкуренции в вопросах оценки деятельности и результатов труда сотрудников системы.
На первое место в государственном управлении в настоящее время выходят технологические тренды: сетевая безопасность, посредством которой учитываются нацеленные на учреждение сложные угрозы; документы на электронном носителе, удостоверяющие личность граждан; объединение разрозненных каналов коммуникации в систему; заложенное в архитектуру умение структуры быстро приспосабливаться к изменениям во внешних условиях; управление всем жизненным циклом продукта; предоставление ГГ-услуг любого рода по подписке из облака; новые сервисы социального обеспечения; применение на рабочем месте всех технологий от электронной почты до бизнес-приложений; систематическое выявление процессов управления и алгоритмов их осуществления; учебно-педагогический интеллект [3].
В рамках адаптивной безопасности осуществляется непрерывный контроль рисков киберугроз.
Цифровые удостоверения личности предоставляют доступ к электронным государственным услугам.
Посредством многоканального взаимодействия, обеспечиваемого мобильными устройствами, «умными» колонками, чат-ботами, системами дополненной реальности, повышается эффективность работы по предоставлению государственных услуг населению.
Дополненный интеллект обеспечивает эффективное сотрудничество людей и искусственного интеллекта в рамках решения задач когнитивного характера.
В связи с внедрением в систему государственного управления многочисленных инноваций необходимо отметить ряд недостатков, снижающих темпы и качество этого процесса [2].
У нас в стране отсутствуют требования по открытой разработке, публикации кодов государственных учреждений в открытом доступе ограничены вследствие практики замещения зарубежных продуктов российскими.
Развитие публикации открытых данных осуществляется с ограничениями. Не практикуется перевод законов в форму, читаемую машинами. Частные облака, связанные с ними государственные инфраструктуры не сертифицируются, поэтому каждый орган власти самостоятельно закупает оборудование.
Отсутствует практика формирования специальных команд, занимающихся архитектурой общей программной инфраструктуры, разработкой ключевых систем, изменениями не реализованных государственных IT-проектов.
Литература:
1. Большаков, С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. - 2020. - № 1(15). - С. 16-22.
2. Сагинтаева С.С., Жанбаев Р.А., Абильдина А.Ш., Елеманова А.А., Жанбаева Л.А., Темирбаева Г.Р., Назаров А.Д., Покусов В.В. Технология форсайт и цифровизация в интеграции образования, науки и производства // Алматы, 2020.
3. Кондратенко И.С., Кондратенко О.А. Проблемы терминологического подхода к понятию инноваций. В сборнике: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции. Казань, 2020. С. 100-101.
4. Сулимин В.В. Сущность понятия "цифровая экономика". В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 132-133.
5. Шведов В.В. Цифровые технологии в деятельности органов местного самоуправления. В сборнике: Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы II Уральского
экономического форума. В 2-х томах. Отв. за выпускк Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург, 2020. С. 113-117.
References
1. Bolshakov, S. N. Organizacionnye struktury municipal'nogo upravleniya i ih sovershenstvovanie / S. N. Bol'shakov, O. L. Kim, M. I. CHekalev // Ekonomika i politika. - 2020. - № 1(15). - S. 16-22.
2. Sagintaeva S.S., ZHanbaev R.A., Abil'dina A.SH., Elemanova A.A., ZHanbaeva L.A., Temirbaeva G.R., Nazarov A.D., Pokusov V.V. Tekhnologiya forsajt i cifrovizaciya v integracii obrazovaniya, nauki i proizvodstva // Almaty, 2020.
3. Kondratenko I.S., Kondratenko O.A. Problemy terminologicheskogo podhoda k ponyatiyu innovacij. V sbornike: Prioritetnye napravleniya innovacionnoj deyatel'nosti v promyshlennosti. sbornik nauchnyh statej po itogam devyatoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan', 2020. S. 100-101.
4. Sulimin V.V. Sushchnost' ponyatiya "cifrovaya ekonomika". V sbornike: Mir v epohu globalizacii ekonomiki i pravovoj sfery: rol' biotekhnologij i cifrovyh tekhnologij. Sbornik nauchnyh statej po itogam VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2021. S. 132-133.
5. Shvedov V.V. Cifrovye tekhnologii v deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya. V sbornike: Ural - drajver neoindustrial'nogo i innovacionnogo razvitiya Rossii. Materialy II Ural'skogo ekonomicheskogo foruma. V 2-h tomah. Otv. za vypuskk YA.P. Silin, E.B. Dvoryadkina. Ekaterinburg, 2020. S. 113-117.
© Шведов В.В. 2022 Международный журнал прикладных науки и технологий "'Integral" №3/2022.
Для цитирования: Шведов В.В. Государственное управление в России: тренды // Международный журнал прикладных наук и технологий "Integral" №3/2022