Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ'

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВАЯ КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИЯ В КАДРОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимин В.В.

На современном этапе развития Российской Федерации неизбежным является переустройство государственных органов и структур. В статье актуализируется проблема коррупционной деятельности для современной России. Рассматриваются ключевые проблемы кадровой коррупции в государственных и муниципальных органах власти, приводятся данные социологических исследований по вопросу коррупции в муниципальных структурах, приводятся факторы, сдерживающие проявления данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION INSTRUMENTS IN THE PUBLIC SERVICE

At the present stage of development of the Russian Federation, the reorganization of state bodies and structures is inevitable. The article actualizes the problem of corrupt activity for modern Russia. The key problems of personnel corruption in state and municipal authorities are considered, the data of sociological studies on the issue of corruption in municipal structures are given, the factors that restrain the manifestations of this phenomenon are given.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ»

Столыпинский вестник №3/2022

Научная статья Original article УДК 342.1

АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

ANTI-CORRUPTION INSTRUMENTS IN THE PUBLIC SERVICE

Сулимин В.В., Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, vsulimin@bk.ru

Sulimin V.V., Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, vsulimin@bk.ru

Аннотация. На современном этапе развития Российской Федерации неизбежным является переустройство государственных органов и структур. В статье актуализируется проблема коррупционной деятельности для современной России. Рассматриваются ключевые проблемы кадровой коррупции в государственных и муниципальных органах власти, приводятся данные социологических исследований по вопросу коррупции в муниципальных структурах, приводятся факторы, сдерживающие проявления данного явления.

Abstract. At the present stage of development of the Russian Federation, the reorganization of state bodies and structures is inevitable. The article actualizes the problem of corrupt activity for modern Russia. The key problems of personnel corruption in state and municipal authorities are considered, the data of

Столыпинский

вестник

sociological studies on the issue of corruption in municipal structures are given, the factors that restrain the manifestations of this phenomenon are given.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные механизмы, антикоррупционная политика, кадровая коррупция, коррупция в кадровом менеджменте.

Keywords: corruption, corruption mechanisms, anti-corruption policy, personnel corruption, corruption in personnel management.

В настоящее время перемены коснулись организационных, экономических и идеологических вопросов. В этом свете видится необходимым пересмотр антикоррупционной политики страны.

Коррупция, являясь глобальной проблемой мирового значения, дестабилизирует общество и государство. В этом же состоит первая трудность, возникающая на пути борьбы с коррупцией: ее невозможно искоренить без непосредственного участия этих двух составляющих [2, с. 54].

В современных реалиях коррупция приобретает системное, массовое направление. Коррупция стала обыденностью и «нормальным» явлением для современного общества. Её особенностями принято считать использование служебного положения и прав с целью извлечения личной или корпоративной выгоды, противоречащее действующему законодательству [1].

Действие коррупционных механизмов можно отметить практически в любой сфере жизни: в здравоохранении, образовании, правоохранительных органах и органах государственного и муниципального управления, хотя раньше коррупция являлась исключительно экономической проблемой.

Коррупция в государственных органах и органах муниципального управления, отнюдь, не редкость.

Деятельность государственных и муниципальных структур находится в прямой зависимости от коррупционных механизмов, так как именно эти

органы отвечают за управление значимыми ресурсами страны: экономическими, материальными, кадровыми и т.д.

Кроме этого, именно деятельность чиновников находится под пристальным наблюдением граждан. Так, согласно данным, ВЦИОМ, 55% россиян отмечают положительные результаты антикоррупционной политики, из них 42% опрошенных высказываются, что именно задержания коррумпированных чиновников являются свидетельством реальной борьбы государства с эти явлением.

Исключительное место в системе противодействия коррупции занимает борьба с кадровой коррупцией.

Кадровая коррупция - представляет собой разновидность коррупции, которая затрагивает трудовые отношения.

Современная система управления кадрами предъявляет к кандидатам довольно строгие требования: наличие высшего образования, совершенных профессиональных знаний, умений и навыков, желателен опыт работы по специальности, определенные личностные качества [3, а144].

Тем не менее, сегодня наметилась тенденция назначения на замещающие должности лиц из круга родственников, знакомых, друзей или же на основании протекции, к примеру, вышестоящих руководителей, что в свою очередь способствует развитию кадровой коррупции в муниципальных и государственных структурах.

Такое случается вопреки законодательству по подбору и расстановке кадров муниципальной службы, в обход антикоррупционного контроля. Подобного рода назначения также противоречат принципу открытости и прозрачности муниципального и государственного управления.

Следует отметить, что расстановка кадров по протекционному принципу, в особенности на места, замещающие руководящие должности, негативно сказывается на кадровом управлении в целом.

Так, муниципальные служащие младших и старших уровней высказываются о том, что коррупция в кадровом менеджменте муниципальных структур приводит к тому, что они не обладают уверенностью в своем трудовом будущем, не готовы проявлять активность в профессиональных вопросах.

Коррупционные механизмы в кадровом управлении в значительной мере снижает заинтересованность служащих в труде, негативно влияет на использование профессиональных способностей, и, как следствие, снижает общую эффективность деятельности государственных и муниципальных органов.

Для недопущения явления кадровой коррупции государство применяет следующие меры.

Антикоррупционный контроль вводится на всех этапах прохождения муниципальной службы, проводится постоянный антикоррупционный мониторинг, а также профилактические мероприятия по коррупционным правонарушениям. Внедряются новые технологии по подбору и управлению кадрами. Лица, претендующие на замещение определенных, чаще старших, высших и главных, должностей муниципальной службы, в обязательном порядке предоставляют сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательства имущественного характера. Аналогичные данные ежегодно предоставляют служащие, замещающие старшие, высшие и главные должности. Следует отметить, что подобные данные находятся в открытом доступе.

Вместе с тем, проводимые мероприятия недостаточны и малоэффективны. Соответственно антикоррупционные механизмы муниципального кадрового менеджмента требуют серьезной доработки. Необходимым видится принятие соответствующих законодательных актов, определяющих конкретные ограничения, касающиеся кадрового управления в

муниципальных структурах, устанавливающие конкретные мероприятия,

направленные на противодействие кадровой коррупции.

Литература:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 25.05.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - №52. - ст. 6228

2. Бейдина Т. Е. Факторы эффективности национальной безопасности Российской Федерации: коррупциогенный фактор как дестабилизатор системы управления безопасностью // Вестник Забайкальского гос. унта. -2013. - № 03 (94). - С. 54

3. Гаврилов В. Коррупция и ее развитие в России // Федерализм. - 2018. -№2.- С.143-164.

4. Кондратенко И.С., Кондратенко О.А. Проблемы терминологического подхода к понятию инноваций. В сборнике: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности. сборник научных статей по итогам девятой международной научной конференции. Казань, 2020. С. 100-101.

5. Сулимин В.В. Сущность понятия "цифровая экономика". В сборнике: Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 132-133.

6. Шведов В.В. Цифровые технологии в деятельности органов местного самоуправления. В сборнике: Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России. Материалы II Уральского экономического форума. В 2-х томах. Отв. за выпускк Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. Екатеринбург, 2020. С. 113-117.

References

1. Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 25.05.2021) «O

protivodejstvii korrupcii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -2008. - №52. - st. 6228

2. Bejdina T. E. Faktory effektivnosti nacional'noj bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii: korrupciogennyj faktor kak destabilizator si-stemy upravleniya bezopasnost'yu // Vestnik Zabajkal'skogo gos. un-ta. -2013. - № 03 (94). - S. 54

3. Gavrilov V. Korrupciya i ee razvitie v Rossii // Federalizm. - 2018. - №2.-S.143-164.

4. Kondratenko I.S., Kondratenko O.A. Problemy terminologicheskogo podhoda k ponyatiyu innovacij. V sbornike: Prioritetnye napravleniya innovacionnoj deyatel'nosti v promyshlennosti. sbornik nauchnyh statej po itogam devyatoj mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan', 2020. S. 100-101.

5. Sulimin V.V. Sushchnost' ponyatiya "cifrovaya ekonomika". V sbornike: Mir v epohu globalizacii ekonomiki i pravovoj sfery: rol' biotekhnologij i cifrovyh tekhnologij. Sbornik nauchnyh statej po itogam VIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2021. S. 132-133.

6. Shvedov V.V. Cifrovye tekhnologii v deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya. V sbornike: Ural - drajver neoindustrial'nogo i innovacionnogo razvitiya Rossii. Materialy II Ural'skogo ekonomicheskogo foruma. V 2-h tomah. Otv. za vypuskk YA.P. Silin, E.B. Dvoryadkina. Ekaterinburg, 2020. S. 113-117.

© Сулимин В.В. 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2022.

Для цитирования: Сулимин В.В. Антикоррупционные инструменты на государственной службе // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.