Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
532
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НЭП / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОДНОПАРТИЙНОСТЬ / АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асриянц Каринэ Геннадьевна, Алибекова Зульфия Гаджиалиевна, Аскеров Аскер Алиевич

В статье анализируются особенности новой экономической политики в России в 1920-е гг. НЭП рассматривается как вынужденная мера по восстановлению разных сфер государства в послевоенный период, который сопровождался политической борьбой в правящей партии. Рассматриваются особенности новой экономической политики в Дагестане. Делается вывод, что государственное управление и его особенности в период новой экономической политики стали одной из причин низкой эффективности экономики в данное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION DURING THE TRANSITION TO THE NEW ECONOMIC POLICY

The article analyzes the features of the new economic policy in the 1920s. in Russia. The NEP is seen as a forced measure to restore various spheres of the state in the post-war period, which was accompanied by political struggle in the ruling party. It is concluded that public administration and its features during the period of the new economic policy have become one of the reasons for the low efficiency of the economy at this time.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_117 УДК 338.22

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Асриянц Каринэ Геннадьевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: divikas@mail.ru

Алибекова Зульфия Гаджиалиевна,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: alibekova.zulfiya.99@mail.ru

Аскеров Аскер Алиевич,

магистр третьего года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: asker.askerov.93@yandex.ru

В статье анализируются особенности новой экономической политики в России в 1920-е гг. НЭП рассматривается как вынужденная мера по восстановлению разных сфер государства в послевоенный период, который сопровождался политической борьбой в правящей партии. Рассматриваются особенности новой экономической политики в Дагестане. Делается вывод, что государственное управление и его особенности в период новой экономической политики стали одной из причин низкой эффективности экономики в данное время.

Ключевые слова: новая экономическая политика; НЭП; государственное управление; одно-партийность; авторитарный стиль управления.

UDC 338.22

PUBLIC ADMINISTRATION DURING THE TRANSITION TO THE NEW ECONOMIC POLICY

Asriyants Karine Gennadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: divikas@mail.ru

Alibekova Zulfiya Gadzhialievna,

master of the third year of study in the direction of "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: alibekova.zulfiya.99@ mail.ru

Askerov Asker Alievich,

master of the third year of study in the direction of "State and municipal management", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: asker. askerov. 93@yandex. ru

The article analyzes the features of the new economic policy in the 1920s. in Russia. The NEP is seen as a forced measure to restore various spheres of the state in the post-war period, which was accompanied by political struggle in the ruling party. It is concluded that public administration and its features during the period of the new economic policy have become one of the reasons for the low efficiency of the economy at this time.

Keywords: new economic policy; NEP; public administration; one-party system; authoritarian management style.

После распада Российской империи экономика в 1920 гг. была в состоянии критического упадка. В таких условиях была поставлена основная цель - вернуть на прежний уровень и улучшить хозяйственную сферу в Советском государстве, создать материально-техническую и социально-культурную основу для построения социализма. Становление социализма на территории государства считалось важным условием дальнейшего его развития. На тот момент действующая коммунистическая партия была на грани раскола, что и не предвещало дальнейшее развитие социализма. Участники партии остро поднимали вопрос о необходимости «чистки» и демократизации самой партии, развития коллегиальности в управлении и ослабления бюрократического диктата центра. Такое развитие ситуации коммунисты не могли позволить, так как демократизация означала потерю центральной власти и снижение влиятельности отдельных лиц.

Для достижения основной цели, а также снижения волнений как общественности, так и внутри партии в 1921 г. была объявлена новая экономическая политика (НЭП), реализация которой должна была способствовать развитию рыночной экономики. Введение новой экономической политики было запланировано как временная мера, которая способствовала бы созданию социализма на территории Советского государства [1]. Внедрение НЭПа оценивается учеными время новшеств, когда социалистическая власть пыталась слиться с рыночной экономикой, но с сохранением авторитарного типа управления.

Выделим основные предпосылки создания НЭПа:

- кризисное состояние экономики и ее гло -бальный упадок;

- разрушенный аграрный и промышленный сектора;

- тяготы продразверстки (действующая налоговая система), которые легли на плечи простых людей;

- неудачи во внешней политике;

- нестабильность валюты [6].

Стоит отметить, что государственная политика в рассматриваемый период имела множество особенностей и оказывала значительное влияние на все сферы. Выделим основные особенности государственной политики в период НЭПа:

1. В период реализации новой экономической кампании появилась необходимость создания управляющей и контролирующей системы, представленный функционал которой выполняли партийные органы. Все решения, которые принимались коммунистической партией, на территории всего государства были обязательны к исполнению. В связи с тем что вся политика проходила в условиях диктаторства несогласие с политической партией расценивалось как контрреволюционная деятельность.

2. Также в период НЭПа значительно увеличился государственный аппарат управления, как в структурном, так и в численном представлении. Обоснование таких изменений заключалось в необходимости выполнения функций государства, которые значительно увеличились. В результате этого произошел значительных рост административных органов, численность государственных служащих и партийных работников увеличилась в несколько раз. В первые годы новой экономической политики численность государственного аппарата увеличилась практически в пять раз.

Отдельно стоит отметить, что такое стихийное увеличение служащих стало одной из критических точек негативного влияния. Это связано с тем, что уровень образования и профессиональных качеств оценивался посредственно, что привело к снижению эффективности управленческих решений в политике.

3. Главным негативным фактором того времени, который значительно тормозил переход к социальному государству, стало неравенство среди граждан. В период НЭПа имелись бывшие собственники и государственные служащие, не имевшие гражданских прав. Также ущемлялись права рабочих крестьянского происхождения.

4. В результате новой экономической политики значимость государственной деятельности значительна возросла во всех сферах, что в экономике привело к государственной монополии.

5. Идеология марксизма-ленинизма стала общественной, при этом она приравнивалась к религии, которой необходимо безоговорочно подчиняться. Также идеи, которые были представлены коммунистическими партиями, несмотря на свою низкую эффек-

тивность в отдельных направлениях, всегда исполнялись.

6. Государственный террор, который присутствовал на протяжении всей новой экономической политики. В начале 1920-х гг. репрессии были направлены против бывших дворян, чиновников, политических противников большевиков. При реализации представленной политики также пострадала городская и сельская интеллигенция, отдельно стоит выделить и раскулачивание [3].

Все это говорит о диктатуре в государ-

ственном управлении, которой соответствовал чистый авторитарный стиль управления.

Несмотря на тот факт, что было представлено много партий, у власти была только одна, остальные не имели права голоса и должны были безоговорочно подчиняться. Следствием такой однопартийности стало сращивание и объедение партии и правительства [4]. Одни и те же люди занимали главные должности и в партийных, и в государственных органах власти, что подтверждается структурой, представленной на рис. 1.

Рисунок 1 - Структура управления в Советском государстве [4]

При этом личный авторитет народных комиссаров и необходимость в условиях гражданской войны принимать срочные, неотложные решения привели к тому, что центр власти сосредоточился не в законодательном органе, а в правительстве - Совнаркоме [5]. Такое положение стало причиной формальности структуры государственного управления. Решающую роль в положении человека имел его личностный авторитет, а не занимаемая должность.

Следует отметить, что государственное управление в период новой экономической политики сопровождалось постоянной борьбой на политической арене. В период правления Ленина вся власть была сосредоточена в руках Ленина и Троцкого, но в период, когда Ленин фактически потерял власть в связи с болезнью, ситуация резко изменилась.

В 1922 г. был создан культ личности Ленина, который внес разнородность внутри коммунистической партии. Такое разделение способствовало развитию оппозиции. Смерть Ленина спровоцировала развитие конфликта «старых и новых» партийных кругов.

Таким образом, можно утверждать, что НЭП стала одним из шагов по снижению террора государственной власти, при этом большевики не могли допустить полного развития рыночной экономики, так как это требовало большей свободы экономики и общества, которую в рамках своих идеологических убеждений правящая партия не могла допустить и лишиться власти. В правлении большевиков период новой экономической политики стал одним из наиболее благоприятных.

Говоря о ситуации в отдельных регионах советского пространства в период реали-

зации новой экономической политики стоит выделить Дагестан. На его территории народное хозяйство было разрушено более чем на 70 % [2]. На период, предшествующий введению новой экономической политики, Дагестан значительно отставал от других регионов, при этом три года войны усугубили этот процесс, а также внесли глобальные негативные изменения в инфраструктуру региона.

Основные промышленные предприятия к 1921 г. сократили выпуски продукции до 50 %, при этом некоторые заводы были вынуждены закрыться из-за разрушения оборудования и отсутствия сырья: гвоздильный, мыловаренный заводы, канатная фабрика [2].

Введение НЭПа на территории Дагестана, которое по сравнению с центральными районами было реализовано значительно позже, стало одним из значительных шагов к развитию и восстановлению системы экономики. Основным действующим фактором стало введение натурального налога, который по своей величине был значительно ниже ранее существовавшей разверстки.

Выделим основные отличия реализации НЭПа в Дагестане от центральных регионов России:

- освобождение бедных от налога частично или в полном размере;

- обложение налогом только засеянных площадей пашни;

- освобождение от налоговых выплат при низком урожае и высоком уровне бедности.

Несмотря на значительные послабления для данного региона, сбор продналога считался достаточно сложным процессом, который вызывал множество вопросов. Историками, которые изучали документацию того периода, было установлено, что суть продналога была не понята среди низших слоев населения, так как агитационная политика со стороны государства проводилась слабо, в некоторых случаях вообще отсутствовала.

Одним из ключевых направлений деятельности в сфере государственного управления стала реорганизация системы управления промышленными предприятиями и сдача объектов в арендное пользование.

На момент реализации данного решения все предприятия, находившиеся под управлением Дагестана, были разделены на три типа:

- оборудованные и функционирующие предприятия;

- имеющие незначительные проблемы в функционировании, законсервированные предприятия;

- бездействовавшие предприятия [2].

Первый тип предприятий, которые имели

все условия для рентабельной работы, оставался на управлении Совнархоза. Вторая группа предприятий была создана для передачи в аренду, третья - требовала больших вложений, в результате чего такие предприятия подлежали ликвидации.

Реализация основных направлений новой экономической политики на территории Дагестана в первые годы советской власти позволила усилить экономическую основу смычки города с деревней, что способствовало:

- укреплению союза рабочего класса и крестьянства;

- концентрации материальных ресурсов и усилий людей для восстановления народного хозяйства;

- повышению благосостояния трудящихся [2].

Стоит отметить, что общие результаты реализации новой экономической политики на территории всего государства позволили вернуться к показателям довоенного уровня. Но в Дагестане НЭП позволила добиться больших результатов, так как общие показатели промышленности по своей результативности превысили на 20 % по сравнению с до -военным периодом.

В целом экономика Дагестана в период НЭПа и диктаторской системы управления развивалась весьма успешно, в том числе и в государственном секторе. При этом для России НЭП стал более вынужденной мерой, чем мерой, принятой для прогрессивного развития экономики. Сохранение власти стало одной из причин внедрения новой экономической политики, так как развал экономики и голод подрывали авторитет власти [4]. Стоит отметить, что созданные условия имели бы больший успех, если бы государственное управление основывалось не на авторитарном стиле руководства.

Таким образом, государственное управление в период НЭПа имеет ряд специфических характеристик, которые в большей мере имели негативное влияние на реализацию новой экономической политики. По своей

сути НЭП был направлен на переход к рыноч -ной экономике и демократизации, но приоритетные идеи в государственном управлении не позволяли этому свершиться. Правящей

партии необходимо было ослабить власть и дать свободу как коммерческим, так и общественным структурам, но только на короткий период времени.

Список литературы_

1.Балашов А. И., Ушаков Е. В. История и методология науки государственного и муниципального управления : учебник. М. : ИНФРА-М, 2020. 323 с.

2.Гаджиева Х. И. Переход к новой экономической политике в дагестане: основные акценты и особенности // Современная научная мысль. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-k-novoy-ekonomicheskoy-politike-v-dagestane-osnovnye-aktsenty-i-osobennosti (дата обращения: 27.10.2022).

3.История государственного управления в России : учебник / под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 319 с.

4.Мухаев Р. Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022. 770 с.

5.Фенин Р. Н. Государственно-правовой механизм реализации нэп на федеральном и региональном уровне и их особенности (1921-1929 гг.) // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovoy-mehanizm-realizatsii-nep-na-federalnom-i-regionalnom-urovne-i-ih-osobennosti-1921-1929-gg (дата обращения: 25.10.2022).

References_

1. Balashov A.I., Ushakov E.V. History and Methodology of the Science of State and Municipal Management : textbook. Moscow : INFRA-M, 2020. 323 p.

2. Gadzhieva Kh. I. Transition to New Economic Policy in Dagestan: Main Emphasis and Features. Modern Scientific Thought. 2021. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perehod-k-novoy-ekonomicheskoy-politike-v-dagestane-osnovnye-aktsenty-i-osobennosti (date of reference: 27.10.2022).

3. History of Public Administration in Russia: textbook for students of universities studying in economic specialties, specialty "State and Municipal Management" (080504) / ed. by A.N. Markova, Yu.K. Fedulova. 3rd ed. revised and extended. Moscow : UNITI-DANA, 2017. 319 p.

4. Mukhaev R. T. History of public administration in Russia : textbook for bachelors. 2nd ed., revised and extended. Moscow : Publishing house Yurite, 2022. 770 p.

5. Fenin R. N. State-legal mechanism of the implementation of the NEP at the federal and regional level and their features (1921-1929). Proceedings of Tula State University. Economic and legal sciences. 2010. No. 2-1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovoy-mehanizm-realizatsii-nep-na-federalnom-i-regionalnom-urovne-i-ih-osobennosti-1921-1929-gg (date of reference: 25.10.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.