Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
820
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ / АНАЛИЗ / СТРУКТУРА / ПРОГРАММА / HEALTH CARE SYSTEM MANAGEMENT / STATE GUARANTEES / ANALYSIS / STRUCTURE / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лутфуллина А.Р.

Статья посвящена изучению управления системой здравоохранения. Рассмотрены социально-экономические функции и структура сферы здравоохранения в РФ, основы государственных гарантий в сфере здравоохранения. Проведен анализ системы лечебно-профилактической помощи; рассмотрена программа «Развитие здравоохранения на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE GOVERNANCE OF THE HEALTH SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of health care system management. The socio-economic functions and structure of the health sector in the Russian Federation, the basis of state guarantees in the health sector. The analysis of the system of medical and preventive care is carried out; the program "Development of health care for 2018-2025 and for the period up to 2030"is considered».

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 614.23

Лутфуллина А.Р. студентка 2 курса магистратуры Института цифровой экономики ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Россия, г.Ханты-Мансийск ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена изучению управления системой здравоохранения. Рассмотрены социально-экономические функции и структура сферы здравоохранения в РФ, основы государственных гарантий в сфере здравоохранения. Проведен анализ системы лечебно-профилактической помощи; рассмотрена программа «Развитие здравоохранения на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Ключевые слова: управление системой здравоохранения, государственных гарантий, анализ, структура, программа.

Lutfullina A.R. student 2 year Institute of Digital Economics Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk

Annotation: The article is devoted to the study of health care system management. The socio-economic functions and structure of the health sector in the Russian Federation, the basis of state guarantees in the health sector. The analysis of the system of medical and preventive care is carried out; the program "Development of health care for 2018-2025 and for the period up to 2030"is considered».

Keywords: health care system management, state guarantees, analysis, structure, program.

Здравоохранение в современном мире играет значимую роль. Охрана здоровья, согласно Конституции РФ и иных законодательных актов, это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно -гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Здравоохранение — совокупность учреждений и организаций, специально созданных обществом для осуществления специфических санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий. Медико-социальная помощь включает в себя: профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами,

выплату пособий по временной нетрудоспособности. Право людей на охрану здоровья организуется государством и обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта и отдыха граждан, контролем за качеством продуктов питания, организацией медико-социальной помощи. Медико-социальная помощь включает в себя: профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособий по временной нетрудоспособности. Медицинская помощь оказывается учреждениями системы здравоохранения.

Здравоохранение с помощью социально-экономических функций выполняет задачи по сохранению и повышению здоровья населения в целом. Каждый человек имеет право получить бесплатную и качественную медицинскую помощь.

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами, государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

В нашей стране не каждый пациент может получить полноценную медицинскую помощь. Это обусловлено тем, что наши лечебные учреждения недостаточно оснащены необходимым медицинским оборудованием, жизненно необходимыми лекарственными средствами и квалифицированными кадрами.

Для улучшения обеспечения населения медицинским обслуживанием, необходима реформа нашего здравоохранения. Модернизация будет успешной, если для нее были созданы не только материальные возможности, но и эффективное законодательство. Разработка множественных целевых программ, позволила повысить уровень обеспечения граждан качественной медицинской помощью. Модернизация здравоохранения предусматривает финансовое обеспечение учреждений здравоохранения, закупка современного медицинского оборудования, строительство учреждений здравоохранения, капитальный ремонт уже существующих учреждений здравоохранения, снижение смертности и повышение рождаемости, доступность медицинской помощи, повышение ответственности за охрану

здоровья, внедрение информационных систем, увеличение квалифицированных кадров. К сожалению, здравоохранение нельзя так сразу модернизировать, на это потребуется десятки лет. Программы и проекты, разработанные государством, рассчитаны на несколько лет и продлятся до 2030 г.

Организация и структура здравоохранения в России

Система здравоохранения Российской Федерации включает в себя:

♦ государственные организации здравоохранения, учредителями которых является федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, другие федеральные органы исполнительной власти, имеющие медицинские службы, или медицинские структуры для оказания медицинской помощи работникам таких организаций, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имущество которых находится в государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации);

♦ муниципальные организации здравоохранения, учредителями которых являются органы местного самоуправления, имущество которых находится в муниципальной собственности;

♦ частные организации здравоохранения, имущество которых находится на праве частной собственности, а также граждане, осуществляющие медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность без образования юридического лица;71

♦ органы управления здравоохранением. Российскую академию медицинских наук, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по реализации государственной политики в области здравоохранения, выполнению программ охраны и укрепления здоровья граждан и программ развития медицинской науки, регулируют и координируют деятельность системы здравоохранения.

Среди органов управления здравоохранением следует выделять центральные (республиканские) и местные (краевые, областные, городские, районные) органы здравоохранения. К центральным органам относятся министерства здравоохранения, которые несут ответственность за состояние и развитие медицинской помощи. К местным органам относятся комитеты по здравоохранению при областной, городской и районной администрации. Они осуществляют деятельность по развитию сети учреждений здравоохранения, рациональному их размещению, организации первичной медицинской помощи населению и др. Органы здравоохранения направляют и координируют работу медицинских учреждений, обеспечивают единство методов и организационных принципов.

В соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения существуют следующие их виды:

71 Александрова, О.Ю., Габуева, Л.А., Кадыров, Ф.Н., Ушакова, Н.В. Правовые основы российского здравоохранения. Институциональная модель. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - 296 с.

•лечебно-профилактические учреждения (амбулатории, поликлиники, больницы, диспансеры, учреждения по охране материнства и детства, учреждения скорой и неотложной помощи, санаторно -курортные учреждения);

•санитарно-противоэпидемические учреждения (центры ГСЭН);

•учреждения судебно-медицинской экспертизы;

•аптечные учреждения.

На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи.

Первый уровень - учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местности. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельские больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы - оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на определенном территориальном участке. На учреждения первичной медико -санитарной помощи ложится основная нагрузка по всем видам медицинской профилактики, оказанию лечебной помощи 70-80% пациентов, обратившихся за помощью при острых заболеваниях и обострениях хронических.

Второй уровень - условно можно обозначить как медицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, городские больницы, диспансеры, родильные дома общего профиля, учреждения реабилитационно-восстановительного назначения, санатории, стационары дневного пребывания, специализированные образовательные учреждения.

Третий уровень - региональные медицинские учреждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее типичные учреждения - крупные многопрофильные больницы, в которых оказывается медицинская помощь по 20-30 специальностям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус -конфликтной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.).

Четвертый уровень - учреждения федерального и межрегионального значения, оказывающие наиболее сложные и дорогостоящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров МЗ, Академии медицинских наук, клиник медицинских ВУЗов, федеральных клинических учреждений.

Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, онкологические, кожно-венерологические, психоневрологические, наркологические.

В то же время по сложившейся практике в Российской Федерации действует единая система здравоохранения, которая представляет собой

совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов Российской

Рис. 1 Организационно-функциональная структура системы здравоохранения

Российской Федерации.рис.1

Важной функцией органов управления в здравоохранении любой страны является определение оптимального соотношения между объемом финансовых средств, направляемых из общественных (бюджетных и страховых) и личных источников, и приемлемыми уровнями здоровья граждан и общественного здоровья в целом.

Уровни здоровья социума и граждан могут описываться такими характеристиками, как ожидаемая продолжительность жизни, уровень общей и младенческой смертности, уровень инвалидизации населения и т.п.

Индикативные показатели по характеристикам общественного здоровья в отечественной практике устанавливаются на среднесрочную и долгосрочную перспективы на федеральном уровне управления.

Государственное управление здравоохранением в современной России с 2014 года осуществляется через механизмы программно-целевого планирования. Все бюджеты отрасли формируются по целевым государственным программам. На среднесрочную перспективу 2020-2030 годов утверждена программа развития здравоохранения, имеющая 9 72

подпрограмм, каждая из которых содержит мероприятия и цели по достижению результирующих показателей здоровья населения.

По мнению большинства специалистов, в области организации здравоохранения, существует необходимость конкретизации государственных гарантий и поиск приоритетов в их финансировании.

72 Официальный сайт Департамента здравоохранения ХМАО-Югры https://dzhmao.ru.

Основой для формирования современного подхода к построению публичных обязательств государства перед своими гражданами должны быть пропорция между уровнем здоровья населения, объемом потребления медицинских услуг, стандартами медицинской помощи, необходимыми для их осуществления ресурсами.

Научно-методологическое и практическое решение перечисленных задач требует пересмотра используемых в отечественной практике подходов к организации и оказанию медицинской помощи и её ресурсному обеспечению, а также практике формирования государственных гарантий по бесплатной для граждан медицинской помощи.

В настоящее время методология определения границ государственных гарантий в России находится в стадии разработки, так как не полностью исследованы особенности определения плановой потребности в медицинской помощи с учетом дифференциации уровня здоровья населения в различных регионах страны.

На уровне экономики здравоохранения определился тренд программно-целевого индикативного планирования, а в составе мероприятий по повышению эффективности отрасли выделяются показатели продолжительности жизни, половозрастные характеристики здоровья населения регионов, особенно, в трудоспособном возрасте.

Профессиональные группы граждан на определенной территории формируют трудовой потенциал региональной экономики, вносят вклад в региональный внутренний продукт. Восстановление трудовых функций работающих граждан обеспечивается комплексом профилактических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мер в современной страховой модели здравоохранения. Производительность их труда способствует росту национального дохода и оказывает воздействие на социально-экономические параметры развития страны. Поэтому, Президент Российской Федерации отмечает, что в современных условиях охрана здоровья - это государственная задача.

Анализ различных зарубежных систем здравоохранения и изучение проводимых в отрасли реформ показывает, что среди целей, которые ставятся перед данными системами, можно определить несколько, имеющих универсальную направленность:

- сохранение и улучшение показателей здоровья; развитие навыков правильного питания и досуга, занятие спортом;

- борьба с неинфекционными болезнями и травматизмом;

- реформы здравоохранения, которые направлены на более эффективное использование ресурсов при заданных размерах финансирования.

Успешное развитие здравоохранения по данным направлениям охватывает различные сферы жизнедеятельности страны: медицинскую, политическую, общественную, социальную и, конечно, экономическую. В настоящее время нет устоявшихся определений понятий «экономика

здравоохранения» и «экономические отношения», описывающего предмет регулирования данной научной области знаний, что требует уточнений.

При определении разумной границы эффективности для конечного потребления услуг здравоохранения отметим, что государство устанавливает нормативы объемов бесплатной для граждан помощи по видам: стационарной, амбулаторно-поликлинической, скорой,

высокотехнологичной, медицинской реабилитации, паллиативной помощи. По этим видам помощи установлены нормативные размеры возмещения их стоимости.

Таким образом, федеральные объемно-финансовые нормативы задают границы эффективного хозяйствования всем институтам отрасли, и они должны обеспечивать реализацию законного права граждан на бесплатный социальный стандарт.

В этих условиях целесообразно говорить об «экономике государственных гарантий» как о подсекторе экономики здравоохранения, и оценивать эффективность функционирования институтов отрасли с позиций медико-экономического обеспечения установленного федерального стандарта услуг здравоохранения, реализуемого в регионах России с разным уровнем бюджетной обеспеченности.

Следовательно, ключевым звеном современной экономики здравоохранения и складывающихся экономических отношений является именно федеральная программа государственных гарантий на бесплатную для населения России медицинскую помощь. С 1998 года она ежегодно утверждает количественные характеристики обязательного для всех субъектов России минимального социального стандарта услуг здравоохранения.

Данный обязательный федеральный стандарт на период 2017-2019 годов, как и ранее, имеет объемные нормативы по видам помощи и нормативную федеральную стоимость затрат на лечение в стационаре, при обращении в поликлинику, при вызове скорой медицинской помощи и т.д. Одновременно, к настоящему времени полностью сформировалось финансирование медицинских организаций (бюджетных и автономных учреждений здравоохранения), привязанное к объемам оказанных услуг.

Исходя из анализа ряда территориальных программ государственных гарантий, можно заключить, что оптимальная структура государственного задания на медицинскую помощь, обеспечивающая рациональное хозяйствование в рамках выполнения федерального стандарта медицинскими организациями, и эффективное использование факторов оказания медицинской помощи: капитал, труд, материальные затраты, финансы и управление - еще не сформирована.

При этом в 2010-2011 годах, после принятия соответствующих законов об обязательном медицинском страховании и об охране здоровья граждан России, системообразующая функция государства по возмещению расходов

за оказанную медицинскую помощь населению страны передана в институты ОМС.

В здравоохранении оказываются комплексные и разовые услуги (работы), среди которых бесплатные для населения составляются общественно потребляемые, регулируемые государством в лице его органов управления.

В существующей практике здравоохранения к общественно потребляемым медицинским услугам относят: профилактические, лечебно-диагностические, услуги скорой и неотложной помощи, реабилитационные, паллиативные, санитарно-эпидемиологические услуги и другие услуги.

На данный момент разработана государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие здравоохранения на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года».

Целями государственной программы являются:

•Снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличение продолжительности жизни населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

• Повышение доступности и качества медицинской помощи.

Задачи государственной программы: 73

1. Формирование приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развитие первичной медико-санитарной помощи.

2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации.

3. Повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям.

4. Обеспечение всех категорий граждан медицинской реабилитацией и санаторно-курортным лечением.

5. Преодоление кадрового дефицита, обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами.

6. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, а также развитие информационных и телекоммуникационных технологий с целью повышения доступности квалифицированной медицинской помощи.

Подпрограммы или основные мероприятия:

•Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи.

73 Антипенко, Э.С. Аспекты понятий и закономерностей формирования и развития системы здравоохранения (размышления) / Э.С. Антипенко, А.Э. Антипенко ; Моск. гос. медико-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова МЗ РФ. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Спутник+, 2015. - 167 с.

•Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

•Охрана здоровья матери и ребенка.

•Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей.

•Оказание паллиативной помощи.

• Кадровое обеспечение системы здравоохранения.

•Развитие информатизации в здравоохранении.

•Территориальное планирование учреждений здравоохранения Ханты -Мансийского автономного округа - Югры.

• Развитие оказания скорой специализированной медицинской помощи в экстренной форме гражданам, в том числе проживающим в труднодоступных и отдаленных районах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с применением авиации.

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, Югра) созданы все условия для обеспечения современной, комплексной и интегрированной системы охраны здоровья населения. При этом качественные изменения состояния здоровья населения в прогнозируемом периоде требуют новых подходов к существующим проблемам, межведомственной координации, направленной на достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля, внедрение технологий бережливого производства, применение механизмов проектного управления.

Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года № 101-рп, определены основные приоритетные направления развития здравоохранения: развитие предиктивно-превентивной и персонифицированной медицины, развитие перинатальной медицины, распространение здорового образа жизни и обучение здоровьесберегающим технологиям и компетенциям, развитие негосударственного сектора в сфере предоставления медицинских услуг.

Анализ достижения основных медико-демографических показателей свидетельствует об эффективности работы отрасли здравоохранения и необходимости продолжения применения программно-целевого метода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из основных приоритетов здравоохранения Югры является охрана здоровья материнства и детства, характеризующийся высоким качеством оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и новорожденным, низкими показателями перинатальной и младенческой смертности, развитием вспомогательных репродуктивных технологий.

Государственная программа направлена на стимулирование и создание условий для современной, комплексной и интегрированной системы охраны

здоровья, организованной в единый многофункциональный медицинский кластер, используя такие преимущества, как высокий уровень перинатальной медицины, технической оснащенности, доступности ВМП, обеспеченности квалифицированными кадрами.

Использованные источники:

1. Федеральный закон № 323-ф3 от 21.11.2011 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон № 326-Ф3 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.»

3. Указ президента Российской Федерации от 19.07.2018 №444 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года».

4. Акишкин, В.Г. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект : моногр. / В.Г. Акишкин, И.Е. Квятковский, С.А. Путина. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2014. - 276 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 186-194.

5. Александрова, О.Ю., Габуева, Л.А., Кадыров, Ф.Н., Ушакова, Н.В. Правовые основы российского здравоохранения. Институциональная модель. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. - 296 с.

6. Антипенко, Э.С. Аспекты понятий и закономерностей формирования и развития системы здравоохранения (размышления) / Э.С. Антипенко, А.Э. Антипенко ; Моск. гос. медико-стоматол. ун-т им. А.И. Евдокимова МЗ РФ. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Спутник+, 2015. - 167 с.

7. Официальный сайт Департамента здравоохранения ХМАО-Югры https://dzhmao.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.