УДК 351.85
Жучкова Ольга Васильевна
Государственное управление сферой культуры, основные направления и приоритеты
Аннотация. Актуальность темы исследования государственного управления сферой культуры в большей степени связано с пониманием роли культуры в социально-экономических процессах как самого государства, так и отдельно взятого сообщества. Определение совершенно новых целей и задач в культурной политике, её приоритетов и средств их достижения является главной задачей для государственного управления сферой культуры.
Ключевые слова: культура, культурная политика, государственное управление, сфера услуг, культурное пространство, стратегия развития.
Во все времена именно культура брала на себя роль аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Главным объектом культуры является человек, общество. Государство - политическая форма организации общества. Следовательно, государство напрямую зависит от культуры. Именно культура берёт на себя обязательства по сохранению и передаче исторического опыта и культурных ценностей народа, проживающего на территории государства.
Россия - страна с богатой историей. Исторические события особым образом повлияли на формирование культурного наследия и культурных ценностей. А также соприкосновение в той либо иной ситуации русской культуры и европейской, новаторской, особо повлияло на разнообразие форм в русской литературе, в театральном творчестве, художественном искусстве.
Целью данной статьи является изучение роли культуры в жизни государства, в его развитии, основные приоритеты политики государства в современной России, роль культуры в жизни гражданского общества в целом и конкретного человека в частности. Чтобы определить суть и характер современной государственной культурной политики, для начала дадим определение понятиям «культура» и «культурная политика». Понятие «культура» многогранно, так же как и трактовка культурной политики.
Культура - это всё созданное человечеством на протяжении времени (материальное и духовное), направленное на благо общества, имеющее целью развитие духовно-нравственного воспитания и ведущее к прогрессу. С самого рождения человек начинает творить свою
историю, нести свою культуру. Культуру своей семьи, своего региона, своей страны. Для такого понимания культуры следует выделить антипод - контркультуру. Под контркультурой стоит понимать негативные последствия как государственной деятельности, так и общества, которые впоследствии приводят к разрушению и отрицанию культурных ценностей.
Под «культурной политикой» мы понимаем целенаправленную деятельность конкретных субъектов государства, которая обращена, в первую очередь, на сохранение, поддержку и развитие культурного фонда, формирование общества на основе системы культурных ценностей [1]. Любое взаимодействие имеет определённую цель и цепочку действий для достижения данной цели. Политика в сфере культуры направлена на сохранение культурного наследия и на дальнейшее развитие данной сферы.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» [2] (далее - Закон), в котором закреплено, что «государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [3].
Политика сферы культуры советского периода была достаточно жёсткой. Цензура и влияние на культуру определённых представителей «верхушки» сильно повлияли на многие процессы в культурной жизни страны. Война 1941-1945 гг. оставила большой отпечаток на сознании людей: пытаясь осмыслить всё произошедшее, понять, как жить дальше, люди поддавались различным веяниям. Именно цензура стала определённым рычагом воздействия на культуру того времени. Стоит отметить, что эта большая эпоха оставила нашему государству большое культурное наследие в виде творчества поэтов, писателей, музыкантов, художников, режиссёров и т.д. В постсоветской России сам подход к вопросу культуры стал носить совершенно иной характер, Закон от 9 октября является началом новой культурной политики. А если посмотреть с позиции сегодняшнего дня, то можно сказать, что Закон от 9 октября стал началом поиска пути, по которому должна развиваться отечественная культура.
Новая многоступенчатая политика культуры - это новый шаг к созданию современного гражданского общества. В постсоветской государственной политике страны в сфере культуры можно выделить три основных этапа развития, как считает С.С. Загребин [4, с. 18].
Началом первого этапа, по мнению С.С. Загребина, принято считать 1991 г., когда культурная политика практически отсутствовала. Начало таким изменениям было положено с новыми постулатами Конституции в 1993 г., в которых говорится об отказе от официальной государственной идеологии. Таким образом, государство даёт понять, что оно не берёт на себя обязательства по регулированию социокультурных отношений. Не имея государственного контроля, творческая интеллигенция, получив полную свободу действий и взяв на себя полномочия заказчиков, организаторов, исполнителей, в итоге привела культуру страны к низкому уровню художественности. Государственные театры, не получая помощи от государства, закрываются, на их смену приходят коммерческие проекты, проплаченные творческой интеллигенцией и выражающие их интересы. С другой стороны, в сфере культурной политики того периода выступают публицистика и документальное кино. Авторы стремятся к подлинности, к осмыслению исторического опыта страны. Поднимаются острые политические и исторические проблемы. Именно публицистика стала символом данного этапа культурного развития страны.
Второй этап развития культурной политики начинается с 1996 г., окончанием можно считать, по мнению С.С. Загребина, 2006 г. Эпоха реформ и преобразований дала начало новому этапу развития культурной политики в стране. В период больших перемен власть уделяет больше внимания тем сферам, которые, по ее мнению, являются наиболее важными и приоритетными для развития страны. В эпоху реформ и преобразований на пороге 2000-х культура оказалась на последнем месте по приоритетным направлениям в государственной политике. Сфера культуры становится частью рыночных отношений, а значит, и культурные ценности, и культурная деятельность переходят в сферу услуг. К такой ситуации оказались полностью не готовы учреждения культуры, они столкнулись с жёсткой конкуренцией со стороны появившихся коммерческих организаций. Театры вынуждены были менять репертуары на более лёгкие, «пустые» постановки, которые пользуются интересом у большинства населения. В культуре того времени негласно звучит правило: «кто платит, тот и диктует правила». Государственная политика, не заинтересованная в развитии отечественной культуры, литературы, дала возможность свободного распространения на территории страны зарубежных авторов. Само культурное наследие на данном этапе становится товаром и оценивается по рыночной стоимости.
С 2007 г. создание национальных приоритетов можно считать началом нового этапа развития культурной политики, который про-
должается и теперь. Руководство государства впервые открыто стало говорить, что культурная политика, ориентированная на потребности «культурной интеллигенции», несёт прямую угрозу национальной безопасности страны. Можно сказать, что впервые с образования Российской Федерации культурная политика выступает как национальная идея. На первый план выходят возрождение, сохранение и укрепление культурный, духовных и нравственных ценностей. Патриотическое воспитание, знание истории родной страны, сохранение культурного достояния - основные задачи данного этапа. Основными положениями данного этапа можно назвать «Мюнхенскую речь» Президента России в 2007 г., а также утверждение документа «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» в 2009 г.
Проект «Основы государственной культурной политики» 2014 г. [5] по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина был вынесен на общественное обсуждение на сайте Администрации Президента. Каждый желающий мог принять участие в создании данного проекта. В проекте говорится о необходимости сохранения культурного наследия и духовного опыта нации. Без понимания значения культуры для государства невозможно формирование полноценного гражданского общества. Знание родной истории и культуры, пожалуй, основная миссия культурной политики страны, которая дает возможность передачи новым поколениям духовно-нравственных устоев, воспитывает и прививает уважение к историческим традициям своего народа, духовным основам наших предков. Российская Федерация - большая многонациональная страна, современная культурная политика которой строится на основе сохранения культурной и национальной самобытности всех народов, проживающих на территории нашего государства, учитываются особенности каждого региона в отдельности.
Главной целью данного проекта является создание на современном историческом этапе сильной, независимой, единой России. Для достижения данной цели необходима четко сформулированная, последовательная политика в сфере культуры. Главным образом, государственное управление сферой культуры строится на воспитании и просвещении многонационального народа нашей большой страны. Основными ценностями по-прежнему остаются патриотизм, гражданская ответственность, сохранение культурного наследия, понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей, развитие творческого потенциала, способность к эстетическому восприятию мира.
Задачей данной культурной политики является не создание новой культуры в стане и в сознании людей, а напротив, воссоздание
основ культурного наследия народов, возможность передачи накопленного культурного фонда. Возможно, это поможет преодолеть барьер недоверия граждан к власти и поспособствует развитию гражданского общества.
Поддерживая данную культурную политику, по указам Президента РФ, со стороны правительства с 2012 г. разрабатываются проекты по развитию и поддержке отечественной истории и культуры. Так, был поддержан проект о необходимости проведения «Года российской истории» в 2012 г. Вслед за ним последовали «Год культуры» в 2014 г., «Год литературы» - в 2015 г., «Год российского кино» - в 2016 г., «Год экологии» - в 2017 г., «Год добровольца и волонтера» - в 2018 г. и «Год театра» в 2019 г. Данные проекты направлены на привлечение общественного внимания к вопросам истории, культуры, наследия и традициям нашей страны, а также роли российской культуры в мире.
В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 [6] главной целью является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного потенциала каждой личности.
Однако особенностью современного подхода к гуманитарной сфере является узковедомственный подход к культуре, а также отчасти утилитарное понимание культуры как сферы услуг. Это порождает более низкий общественный статус культуры, что не соответствует подходам, зафиксированным в Основах государственной культурной политики, и стратегическим интересам Российской Федерации [7].
«Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость» [8].
«Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» [9] (далее - Стратегия). Основные акценты в Стратегии направлены на:
1. Усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах.
2. Сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России.
3. Активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций.
4. Повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики.
5. Повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм.
6. Содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики.
7. Сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры.
8. Формирование новой модели культурной политики.
Культура всегда нуждалась и нуждается в поддержке со стороны
государства. Политика сферы культуры на данном этапе развития эволюционирует. Если рассматривать культуру как сферу, формирующую идеалы, то можно сказать, что культурная политика государства берёт на себя роль организатора данного процесса. Культурная политика нашей страны должна быть системной и ориентированной на результат. Сейчас уровень развития и возможностей в области культуры в различных регионах нашей страны сильно отличается. Это связано со многими факторами - финансирование, малые города, сельские местности. Очень важной задачей сейчас является формулирование конкретных проблем в области культуры для определённых регионов страны. Именно поэтому и в культурной политике важна адресность.
Для успешной культурной политики в современной России определённо недостаточно решений, которые принимаются на государственном уровне, это связано не только со спецификой данной сферы, но и особо важным остаётся управление данным процессом на местном уровне, в конкретном регионе. Так сложилось, что культура - это деятельность нашего народа, многовековая история нашей нации, и сейчас она нуждается в помощи и поддержке государства. Но при этом политика культуры не может быть жёсткой и оппозиционной, как в случае с цензурой, а напротив - нужен определённый подход и принятие выверенных решений. Культура - это душа нашей страны. Культурная политика - почва для возрождения и взросления культурной духовности.
Библиографический список
1. Котенко, В.А. Государственная культурная политика РФ и ее реализация на современном этапе / В.А. Котенко, Ю.Н. Трифонов // Учёные записки Тамбовского отделения РОСМУ. - 2017. - № 8. - С. 109.
2. Основы законодательства РФ о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615.
3. Рождествина, А.А. Комментарий к Закону Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» / А.А. Рождествина [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы Гарант.
4. Загребин, С.С. Культурная политика в постсоветской России 1991-2015 гг. / С.С. Загребин // Вестник ЮУрГУ. - 2015. - № 4. -С. 18-24.
5. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 52 (часть I). -Ст. 7753.
6. О федеральной целевой программе «Культура России (20122018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 13. - Ст. 1516.
7. О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 11. - Ст. 1552.
8. Об утверждении «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. - 2009. - № 88.
9. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р // Российская газета. - 2016. - 4 марта.
УДК 331.57
Зятьков Кирилл Сергеевич Система поддержки безработных граждан
Аннотация. В статье автором рассматривается существующая система государственной поддержки безработных граждан в Алтайском крае, а также формулируются предложения по совершенствованию