Научная статья на тему 'Полномочия органов местного самоуправления по сохранению и развитию национальной культуры'

Полномочия органов местного самоуправления по сохранению и развитию национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
916
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН И ЭТНОСОВ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хайруллин Рамиль Ахатевич

В статье анализируется проблема расширения и дифференциации полномочий муниципальных органов власти в области национальной культуры этносов России. Автор полагает, что действующие законы, практика этих органов пока еще не обеспечивают эффективного осуществления национальной политики на всех, особенно низовых уровнях местного самоуправления и формулирует соответствующие рекомендации по устранению пробелов в законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The powers of local government by the conservation and development the national culture

The article analyzes problem of the expansion and differentiation powers of the municipal authorities in the field of Russian national culture of ethnic groups. Author assumes that the laws and practices of these bodies has yet to achieve the effective implementation of national policies at all levels, especially at the grassroots of local government; and he formulated the appropriate recommendations to address gaps in the legislation.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов местного самоуправления по сохранению и развитию национальной культуры»

Хайруллин Р. А.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

11.3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Хайруллин Рамиль Ахатевич, ассистент кафедры Экономического права КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева

Место работы: КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева

ramilkai@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируется проблема расширения и дифференциации полномочий муниципальных органов власти в области национальной культуры этносов России. Автор полагает, что действующие законы, практика этих органов пока еще не обеспечивают эффективного осуществления национальной политики на всех, особенно низовых уровнях местного самоуправления и формулирует соответствующие рекомендации по устранению пробелов в законодательстве.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности,

культурные права граждан и этносов, национальное самоопределение, местное самоуправление

THE POWERS OF LOCAL GOVERNMENT BY THE CONSERVATION AND DEVELOPMENT THE NATIONAL CULTURE

Khayrullin R. A., assistant, Department of Economic Law Kazan State Technical University (KSTU) named after Andrey

N. Tupolev

Work place: Kazan State Technical University (KSTU) named after Andrey N. Tupolev

ramilkai@yandex.ru

Annotation: The article analyzes problem of the expansion and differentiation powers of the municipal authorities in the field of Russian national culture of ethnic groups. Author assumes that the laws and practices of these bodies has yet to achieve the effective implementation of national policies at all levels, especially at the grassroots of local government; and he formulated the appropriate recommendations to address gaps in the legislation.

Keywords: human values, cultural rights of citizens and ethnic groups, national self-determination, local government.

В основу концепции развития местного самоуправления России заложен принцип совершенствования всех демократических институтов публичной власти, обеспечивающих

жизнедеятельность населения муниципальных образований в соответствии с Конституцией РФ. Следует иметь в виду, что суверенитет народа проявляется не только на государственном уровне, но и через систему местного самоуправления, во-многом обеспечивающую на местах достойную жизнь и всестороннее развитие человека в условиях исторических, культурных, национальных,

религиозных и других особенностей каждого сообщества. Поэтому в данном контексте местное самоуправление можно рассматривать как важный компонент гражданского общества, одной из основных задач которого должно стать объединение людей, в том числе и по межэтническим основаниям, для

реализации общих целей. Можно даже сказать, что именно местное самоуправление как необходимый элемент демократического государства наделено наиболее эффективными механизмами воздействия на общественную жизнь, так как осуществляется непосредственно населением с использованием различных форм его самоорганизации.

Новый этап в развитии местного самоуправления был задуман как часть общей программы возвращения к исконным традициям российского земства, позволяющей учитывать и развивать все стороны жизни общества, включая и реализацию национальнокультурных особенностей населения. В этом смысле местное самоуправление сегодня выступает как инструмент развития не только общей, но и национальной культуры.

Тем более странно, что, как свидетельствует анализ повседневной практики, к вопросам, связанным с национальной культурой, органы местного самоуправления в ряде регионов России пока еще не проявляют достаточного внимания. Да и само законодательное закрепление возможностей органов местного самоуправления по решению вопросов национальной культуры пока представляется недостаточно продуманным, хотя именно муниципальный орган, сформированный

непосредственно на территории проживания того или иного этноса, мог бы наиболее полно и быстро решать возникающие проблемы.

В ряду федеральных законодательных актов, регулирующих полномочия муниципалитетов в сфере национальной культуры, на первом месте после Конституции находится Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", призванный, в частности, наделять местную власть не только соответствующими полномочиями, но и возможными финансовыми рычагами1.

Правда, среди установленных в Законе полномочий муниципальных органов отсутствует прямое упоминание об их полномочиях в области национальной культуры (что огорчительно!), однако смысл закона позволяет применять его и в этом направлении, тем более, что анализ ст.14-17 данного Закона позволяет увязать их с положениями ст.40 ФЗ «О культуре»2, которая по своему назначению призвана обеспечить конституционные права этнических общностей на культурную деятельность в следующих сферах:

а) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек конкретного поселения;

б) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 2003. С 40. Ст. 3822.

2 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с последними изм. от 8 мая 2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.

165

Бизнес в законе

1 ’2014

в) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения;

г) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов.

Так, анализируя полномочия по организации библиотечного обслуживания населения,

комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, межпоселенческих библиотек, библиотек городского округа, следует обратиться к ФЗ № 74-ФЗ «О библиотечном деле»3, хотя, к сожалению, данным законом непосредственно не предусмотрены какие либо полномочия органов местного самоуправления в сфере национальной культуры. Этот пробел следует восполнить.

Развитию национальной культуры могут способствовать функции муниципальных органов по организации различных национальных фестивалей, выставок, конкурсов, концертов, по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях изобразительного искусства, хореографического и театрального искусства, по музыкально-эстетическому воспитанию; по обеспечению деятельности на родных языках этносов муниципальных театров, филармоний, дворцов культуры и т.п.

Сохранность объектов национально-культурного наследия должны обеспечивать ремонтнореставрационные работы, в том числе консервация объекта, реставрация памятника или архитектурного ансамбля, приспособление объекта для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство,

технический и авторский надзор. В свою очередь, использование объектов национально-культурного наследия обеспечивается через сеть музеев, библиотек, выставок, историко-культурных

заповедников, путем развития туризма и других форм пропаганды памятников. Но такое использование (в том числе в туристско-экскурсионных, экспозиционновыставочных и других культурно-просветительных целях) может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий, благоприятной окружающей среды.

Популяризация объектов национально-культурного наследия - это деятельность, направленная на организацию их общественной доступности в целях духовно-нравственного и эстетического воспитания граждан.

Правда, отношения в области культуры этносов непосредственно регулируются также Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»4, однако и в этом акте не

3 Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 1. - Ст. 2.

4 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов

Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519.

уделено достаточного внимания вопросам деятельности муниципалитетов в сфере национальной культуры.

Полагаем, что в состав полномочий органов местного самоуправления в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов национально-культурного наследия надо включить:

- сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

- государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

- определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Одним из важных полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных указанным Законом, является установление нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции порядка финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, и (или) выявленных объектов культурного наследия.

В целях создания и обеспечения условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, сохранения,

возрождения и развития народных художественных промыслов в поселении, в т.ч. входящем в состав муниципального района, а также городского округа, органы местного самоуправления:

- участвуют в реализации государственной политики в сфере народных художественных промыслов;

- разрабатывают и утверждают программу сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов на территории муниципального образования;

- определяют меры, стимулирующие развитие народных художественных промыслов, предоставляют льготы по налогам, подлежащим зачислению в местные бюджеты;

- осуществляют иные полномочия в сфере сохранения, возрождения и развития художественных промыслов в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставом муниципального образования;

- содействуют объединению индивидуальных мастеров и ремесленников в общественные объединения, творческие союзы5.

Отдельно в данном законе оговорены полномочия в области культуры, имеющиеся у органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Однако в целом следует признать, что полномочия по решению вопросов, направленных на реализацию национально культурных прав народов, содержащиеся как в ФЗ «О культуре», так и в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», носят в основном общий характер и не содержат детальной регламентации, необходимой для их реализации на конкретных уровнях местного самоуправления и в конкретных областях

5 Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». - ООО «Новая правовая культура», 2007. // Справочно-правовая система «Гарант». Версия от 10.10.2011.

166

Хайруллин Р. А.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

национальной культуры. Российская национальная политика должна выражать интересы всех граждан, обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в том числе и связанных с их национальной принадлежностью. Поэтому необходимо

дифференцировать федеральное и региональное законодательство в сфере национальной культуры, конкретно определив соответствующие полномочия муниципальных органов с учетом полиэтничности местного населения на всех уровнях муниципальных образований.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 27.07.2010) // Собрание законодательства рФ. 2003. С 40. Ст. 3822.

2. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с последними изм. от 8 мая 2010 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615.

3. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 1. - Ст. 2.

4. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 26. Ст. 2519.

5. Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». - ООО «Новая правовая культура», 2007. // Справочно-правовая система «Гарант». Версия от 10.10.2011.

Reference list:

1. The federal law of 06.10.2003 No. 131 -FZ "About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation" (with amendment of 27.07.2010)//Collection of the legislation of the Russian Federation. 2003 . With 40. Art. 3822.

2. The act of the Russian Federation of October 9, 1992 No. 3612-I "Bases of the legislation of the Russian Federation about culture" (with the last amendments of May 8, 2010)//Sheets of Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992 . No. 46. Art. 2615.

3. The federal law of December 29, 1994 No. 78-FZ "About a library science"//the Russian Federation Code. - 1995. - No. 1. - St. 2 .

4. The federal law of June 25, 2002 No. 73-FZ "About objects of a cultural heritage (history and culture monuments) people of the Russian Federation"//the Russian Federation Code. 2002 . No. 26. Art. 2519.

5. Rozhdestvina A.A. The comment to the Act of the Russian Federation of October 9, 1992 No. 3612-I "Bases of the legislation of the Russian Federation about culture". - JSC Novaya pravovaya kultura, 2007. // Legal-reference system Garant. Version of 10.10.2011.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Харуллина Р. А. «Полномочия органов местного самоуправления по сохранению и развитию национальной культуры».

В статье затронута важная проблема, связанная с участием муниципальных органов в сохранении и развитии национальной культуры народов России. Не секрет, что позитивные усилия органов государства в этом направлении нередко «уходят в песок», не получая необходимой поддержки на местах. С другой стороны, муниципальные органы далеко не всегда располагают финансовыми средствами и фактическими возможностями для реализации своих полномочий в сфере национальной культуры. Автор статьи анализирует проблему взаимодействия государственных и муниципальных органов и формулирует соответствующие предложения.

Статья написана хорошим литературным языком, опирается на научный аппарат, а главное - содержит элементы научной новизны и интересные практические предложения по совершенствованию национальнокультурного строительства на местах.

Рекомендуется к опубликованию.

д.ю.н., профессор Кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Железнов Борис Леонидович

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.