Научная статья на тему 'Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе'

Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12524
1608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Котенко В. А., Трифонов Ю. Н.

В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной культурной политики в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STATE CULTURAL POLICY AND PARTICULAR QUALITIES OF IT’S IMPLEMENTATIONS AT THE PRESENT STAGE

In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state cultural policy at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Текст научной работы на тему «Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе»

Котенко В. А.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов Трифонов Ю. Н.

к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РФ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной культурной политики в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.

Ключевые слова: культура, контркультура, культурная политика, государственная культурная политика.

KotenkoV. A.

RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.

Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov

A STATE CULTURAL POLICY AND PARTICULAR QUALITIES OF IT'S IMPLEMENTATIONS AT THE PRESENT STAGE

Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state cultural policy at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.

Keywords: Culture, counterculture, cultural policy, a state cultural policy.

Для раскрытия сути современной государственной культурной политики необходимо, прежде всего, уточнить, что нами понимается под базовыми в этом отношении понятиями - «культура» и «культурная политика». Известно, что понятию «культура» дано едва ли не самое многочисленное количество определений, в основе которых - тот или иной аспект этого многогранного феномена. Вполне понятно, что имеется и достаточно широкий круг трактовок «культурной политики».

Не вдаваясь в сопоставление имеющихся точек зрения, отметим, что под культурой нами понимается все созданное человечеством (материальное и духовное), способствующее благу общества, его прогрессу. Такое понимание позволяет от культуры отграничить её антипод - контркультуру. К последней, как известно, относятся различные негативные явления человеческой деятельности, включая действия государства, результаты его политики, приводящие к разрушению культуры, утрате и девальвации ее ценностей.

Под «культурной политикой», как представляется, следует понимать сознательную деятельность соответствующих субъектов, направленную на поддержку, сохранение и развитие культурного достояния, и формирование личности на основе присущей обществу системы ценностей.

Особая роль в этом процессе, безусловно, принадлежит государству, и в этом смысле речь идёт о государственной культурной политике. В Законе РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» закреплено, что «государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [3].

Цели и стратегические задачи государственной культурной политики РФ, ключевые принципы ее реализации определены «Основами государственной культурной политики» [4]. Их принятие означает, что

государство впервые в постсоветский период возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало её важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

В «Основах государственной культурной политики» сказано, что государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.

Вместе с тем, как отмечает Е.П. Бабякина, в эпоху рыночных перемен трансформации была подвергнута не только ресурсная база культуры, но коренным образом изменились цели и приоритеты культурной политики [1, с.20]. В связи с этим подчеркнём, что государственное управление сферой культуры претерпело кардинальные изменения с 90-ых годов прошлого столетия. От патерналистской модели обозначился частичный переход к партнерской (общественно-государственной) модели культурной политики, которая явилась инновационной для России. Примечательно, что в настоящее время негласно эти две различные по своей природе концепции сосуществуют.

Культурная политика в постсоветский период, как считает С.С. Загребин, прошла три этапа своего развития [2, с. 18]. Первый этап, по его мнению, условно можно обозначить рамками 1991 - 1999 гг. В этот период государство фактически полностью отказалось от проведения какой-либо культурной политики, как целенаправленной деятельности по регулированию отношений в сфере культуры. В результате, основными субъектами культурной политики стали учреждения культуры и искусства, а

также наиболее активные представители творческой интеллигенции. Получив свободу не только от политических, но и этико-эстетических ограничений, творческая интеллигенция начала часто продуцировать произведения низкого художественного уровня.

Второй этап развития культурной политики проходил в 1999 - 2006 гг. В результате либеральных экономических реформ, культура оказалось субъектом рыночных отношений, что определило новый взгляд на культуру, которая в социокультурном пространстве стала трактоваться как сфера услуг, культурные ценности - как товар, а культурная политика рассматривалась как узковедомственное направление деятельности государства в отношении учреждений культуры, досуга и искусства.

С 2007 года начинается третий этап развития культурной политики, на котором наблюдается процесс осознания властью национальных приоритетов, в том числе, в социокультурной сфере. Так, в пп. 80 и 81 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» было определено, что «главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого -вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость» [5].

Далее, Указами Президента РФ 2012 год был объявлен Годом российской истории, 2014 - Годом культуры, 2015 - Годом литературы, 2016 - Годом российского кино. В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 [6]. Основной стратегической целью Программы является сохранение российской

культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного потенциала каждой личности.

Вместе с тем, анализ ситуации в сфере культурной политики позволяет выявить ряд рисков. Одними из основных рисков являются постепенное сокращение в силу разных причин присутствия и влияния российской культуры в мире. Существует угроза единству культурного пространства на фоне недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития Российской Федерации, его национальной безопасности и территориальной целостности. Региональные диспропорции в доступе к услугам, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии также формируют риски для сохранения единства культурного пространства.

В сложном положении, требующем системного стратегического подхода, оказалась сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия. Диспропорции в обеспеченности культурной инфраструктурой испытывают и малые города в ряде субъектов Российской Федерации. Низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры в ряде регионов России, моральный и физический износ сооружений, технического и профессионального оборудования требуют дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.

Особенностью современного подхода к гуманитарной сфере является узковедомственный подход к культуре, а также отчасти утилитарное понимание культуры как сферы услуг. Это порождает более низкий общественный статус культуры, что не соответствует подходам, зафиксированным в Основах государственной культурной политики, и стратегическим интересам Российской Федерации.

Парадоксально, но в Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7]

духовная культура России не рассматривается в качестве одного из факторов модернизации страны. Тем самым, духовная составляющая инновационного развития, модернизации страны в целом, остается, в определенной степени, за пределами внимания политического руководства страны [9, с. 42]. В литературе отмечается, что политика, управленческие стратегии в сфере культуры не носят пока системного характера [1, с. 19]. Изменить ситуацию призвана Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [8], которая была разработана для реализации целей и задач, поставленных в «Основах государственной культурной политики».

Для минимизации выявленных рисков и имеющихся проблем выработаны следующие приоритетные направления Стратегии:

- усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах;

- сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;

- активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;

- повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;

- повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;

- содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;

- сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;

- формирование новой модели культурной политики.

Таким образом, в современной государственной культурной политике сохраняются определённые противоречия, требующие своего разрешения.

Список литературы

1. Бабякина, Е.П. Культурная политика социального государства: сущность и модели реализации: Автореф. дисс. ...канд. культурологии / Е.П. Бабякина. - М., 2013. -25 с.

2. Загребин, С.С. Культурная политика в постсоветской России 19912015 гг. / С.С. Загребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. №4. С.18-24.

3. Основы законодательства РФ о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. № 46. Ст. 2615.

4. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собр. законодательства РФ от 29 декабря 2014 г. № 52 (часть I). Ст. 7753.

5. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС Гарант (Текст Указа официально опубликован не был, дата обращения - 01.10. 2016).

6. О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 // Собр. законодательства РФ от 26 марта 2012 г. № 13. Ст. 1516.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

8. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р // Российская газета. 2016, 4 марта.

9. Трифонов, Ю.Н. О современной государственной политике по обеспечению духовной безопасности российского общества / Ю.Н. Трифонов // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2016. № 1 (12). С. 38-43. URL: http://www.политуправление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.