Котенко В. А.
студент Тамбовского филиала РАНХиГС
г. Тамбов Трифонов Ю. Н.
к.филос.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС
г. Тамбов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА РФ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации государственной культурной политики в современных условиях. Выявлены имеющиеся риски и проблемы, обозначены пути их решения.
Ключевые слова: культура, контркультура, культурная политика, государственная культурная политика.
KotenkoV. A.
RANEPA Tambov Trifonov Yu. N.
Candidate оf philosophical sciences, associate professor RANEPA Tambov
A STATE CULTURAL POLICY AND PARTICULAR QUALITIES OF IT'S IMPLEMENTATIONS AT THE PRESENT STAGE
Abstract: In the article it was considered the main directions and particular qualities of implementations of a state cultural policy at the present stage. It was identified the existing risks and problems, and it was marked the ways of their decisions.
Keywords: Culture, counterculture, cultural policy, a state cultural policy.
Для раскрытия сути современной государственной культурной политики необходимо, прежде всего, уточнить, что нами понимается под базовыми в этом отношении понятиями - «культура» и «культурная политика». Известно, что понятию «культура» дано едва ли не самое многочисленное количество определений, в основе которых - тот или иной аспект этого многогранного феномена. Вполне понятно, что имеется и достаточно широкий круг трактовок «культурной политики».
Не вдаваясь в сопоставление имеющихся точек зрения, отметим, что под культурой нами понимается все созданное человечеством (материальное и духовное), способствующее благу общества, его прогрессу. Такое понимание позволяет от культуры отграничить её антипод - контркультуру. К последней, как известно, относятся различные негативные явления человеческой деятельности, включая действия государства, результаты его политики, приводящие к разрушению культуры, утрате и девальвации ее ценностей.
Под «культурной политикой», как представляется, следует понимать сознательную деятельность соответствующих субъектов, направленную на поддержку, сохранение и развитие культурного достояния, и формирование личности на основе присущей обществу системы ценностей.
Особая роль в этом процессе, безусловно, принадлежит государству, и в этом смысле речь идёт о государственной культурной политике. В Законе РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» закреплено, что «государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры» [3].
Цели и стратегические задачи государственной культурной политики РФ, ключевые принципы ее реализации определены «Основами государственной культурной политики» [4]. Их принятие означает, что
государство впервые в постсоветский период возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало её важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
В «Основах государственной культурной политики» сказано, что государственная культурная политика России охватывает такие сферы государственной и общественной жизни, как все виды культурной деятельности, гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, поддержка русской культуры за рубежом, международное гуманитарное и культурное сотрудничество, а также воспитание и самовоспитание граждан, просвещение, развитие детского и молодежного движения, формирование информационного пространства страны.
Вместе с тем, как отмечает Е.П. Бабякина, в эпоху рыночных перемен трансформации была подвергнута не только ресурсная база культуры, но коренным образом изменились цели и приоритеты культурной политики [1, с.20]. В связи с этим подчеркнём, что государственное управление сферой культуры претерпело кардинальные изменения с 90-ых годов прошлого столетия. От патерналистской модели обозначился частичный переход к партнерской (общественно-государственной) модели культурной политики, которая явилась инновационной для России. Примечательно, что в настоящее время негласно эти две различные по своей природе концепции сосуществуют.
Культурная политика в постсоветский период, как считает С.С. Загребин, прошла три этапа своего развития [2, с. 18]. Первый этап, по его мнению, условно можно обозначить рамками 1991 - 1999 гг. В этот период государство фактически полностью отказалось от проведения какой-либо культурной политики, как целенаправленной деятельности по регулированию отношений в сфере культуры. В результате, основными субъектами культурной политики стали учреждения культуры и искусства, а
также наиболее активные представители творческой интеллигенции. Получив свободу не только от политических, но и этико-эстетических ограничений, творческая интеллигенция начала часто продуцировать произведения низкого художественного уровня.
Второй этап развития культурной политики проходил в 1999 - 2006 гг. В результате либеральных экономических реформ, культура оказалось субъектом рыночных отношений, что определило новый взгляд на культуру, которая в социокультурном пространстве стала трактоваться как сфера услуг, культурные ценности - как товар, а культурная политика рассматривалась как узковедомственное направление деятельности государства в отношении учреждений культуры, досуга и искусства.
С 2007 года начинается третий этап развития культурной политики, на котором наблюдается процесс осознания властью национальных приоритетов, в том числе, в социокультурной сфере. Так, в пп. 80 и 81 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» было определено, что «главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого -вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость» [5].
Далее, Указами Президента РФ 2012 год был объявлен Годом российской истории, 2014 - Годом культуры, 2015 - Годом литературы, 2016 - Годом российского кино. В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 [6]. Основной стратегической целью Программы является сохранение российской
культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного потенциала каждой личности.
Вместе с тем, анализ ситуации в сфере культурной политики позволяет выявить ряд рисков. Одними из основных рисков являются постепенное сокращение в силу разных причин присутствия и влияния российской культуры в мире. Существует угроза единству культурного пространства на фоне недостаточного использования потенциала культуры как фактора социально-экономического развития Российской Федерации, его национальной безопасности и территориальной целостности. Региональные диспропорции в доступе к услугам, в расходах на культуру, в инфраструктурном развитии также формируют риски для сохранения единства культурного пространства.
В сложном положении, требующем системного стратегического подхода, оказалась сельская культура, исторически выполнявшая роль хранительницы традиционной культуры и нематериального культурного наследия. Диспропорции в обеспеченности культурной инфраструктурой испытывают и малые города в ряде субъектов Российской Федерации. Низкие темпы модернизации культурной инфраструктуры в ряде регионов России, моральный и физический износ сооружений, технического и профессионального оборудования требуют дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры.
Особенностью современного подхода к гуманитарной сфере является узковедомственный подход к культуре, а также отчасти утилитарное понимание культуры как сферы услуг. Это порождает более низкий общественный статус культуры, что не соответствует подходам, зафиксированным в Основах государственной культурной политики, и стратегическим интересам Российской Федерации.
Парадоксально, но в Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7]
духовная культура России не рассматривается в качестве одного из факторов модернизации страны. Тем самым, духовная составляющая инновационного развития, модернизации страны в целом, остается, в определенной степени, за пределами внимания политического руководства страны [9, с. 42]. В литературе отмечается, что политика, управленческие стратегии в сфере культуры не носят пока системного характера [1, с. 19]. Изменить ситуацию призвана Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [8], которая была разработана для реализации целей и задач, поставленных в «Основах государственной культурной политики».
Для минимизации выявленных рисков и имеющихся проблем выработаны следующие приоритетные направления Стратегии:
- усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах;
- сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
- активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;
- повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
- повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
- содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;
- сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;
- формирование новой модели культурной политики.
Таким образом, в современной государственной культурной политике сохраняются определённые противоречия, требующие своего разрешения.
Список литературы
1. Бабякина, Е.П. Культурная политика социального государства: сущность и модели реализации: Автореф. дисс. ...канд. культурологии / Е.П. Бабякина. - М., 2013. -25 с.
2. Загребин, С.С. Культурная политика в постсоветской России 19912015 гг. / С.С. Загребин // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. №4. С.18-24.
3. Основы законодательства РФ о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-I // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. № 46. Ст. 2615.
4. Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собр. законодательства РФ от 29 декабря 2014 г. № 52 (часть I). Ст. 7753.
5. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС Гарант (Текст Указа официально опубликован не был, дата обращения - 01.10. 2016).
6. О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)»: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186 // Собр. законодательства РФ от 26 марта 2012 г. № 13. Ст. 1516.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
8. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р // Российская газета. 2016, 4 марта.
9. Трифонов, Ю.Н. О современной государственной политике по обеспечению духовной безопасности российского общества / Ю.Н. Трифонов // Политическое управление: научный информационно-образовательный электронный журнал. [Сетевое электронное издание, ISSN 2221-7703]. 2016. № 1 (12). С. 38-43. URL: http://www.политуправление.