Научная статья на тему 'Государственное управление: новые проблемы и поиски решений'

Государственное управление: новые проблемы и поиски решений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление: новые проблемы и поиски решений»

ОТКЛИКИ НА КНИГИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ РЕШЕНИЙ.

СИБИРЕВ Ю.В.

Сибирев Юрий Васильевич - кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западной академии государственной службы..

В последнее время в издательстве Северо-Западной академии государственной службы вышли две книги, автором которых является доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗАГС, кандидат физико-математических наук В. В. Яновский.

Первое из изданий - научная монография В. В. Яновского - посвящена проблемам инновационного развития крупных городов1. Одна из особенностей нашей страны - крайне неравномерное распределение населения по территории, высокий уровень урбанизации при низкой плотности населения. Поданным Всероссийской переписи населения 2002 г., городское население составляет в России 73,3%. Преобладающая часть городского населения (64%) проживает в городах с численностью 100 тыс. человек и более, при этом продолжается процесс концентрации городского населения. Если в целом доля городского населения в России за 13 лет (по сравнению с переписью 1989 г.) практически не изменилась (73,3% против 73,4%), то доля жителей больших городов выросла на 3%. В 2002 г. в «городах-миллионерах» проживало 40% жителей крупных городов против 37% в 1989 г. В этой ситуации проблемы управления развитием городов, особенно крупных, становятся весьма актуальными. Несомненный интерес представляет попытка автора подойти к их рассмотрению с позиций теории конволюции биосферы и социальных систем и инноватики. В условиях непрерывной и порой весьма жестокой конкуренции за ресурсы, рынки сбыта, наконец, жизненное пространство смогут выжить лишь те социально-территориальные экономические сообщества, которые возьмут на вооружение идеологию инновационного конвейера, т. е. непрерывных социальных, экономических и технико-технологических нововведений.

В рецензируемой книге 4 главы. В первой - «Город как социально-экономическая система» - дается определение социально-экономической системы городского типа, рассматриваются функции городов и сущность процесса урбанизации, а также анализируется роль инноваций в урбанизации.

Во второй главе «Развитие урбанизированных систем - потенциал и стратегии» автор обращается к проблемам стратегического планирования развития социально-экономической системы городского типа, описывает сценарно-ресурсные стратегии городского развития, а также роль в этом процессе новых подходов: инжинирингового, процессного, проектного, маркетингового, инновационного и других. Здесь же дается характеристика так называемого «города-предпринимателя», основная черта которого - децентрализация власти и реализация ряда компетенции государственной власти на местном уровне.

В третьей главе «Мегаполис - основной элемент современной урбанизированной системы» В. В. Яновский рассматривает российскую урбанизацию и приходит к выводу о том, что в стране сформировалась четырехполюсная иерархия регионов, основанная на доминировании столичного торгово-банковского капитала (Москва) и районов добычи экспортного топлива и сырья (Северо-восток) над стагнирующим промышленным поясом от Санкт-Петербурга до Новосибирска и аграрного юга. С признанием факта стагнации закономерно возникает вопрос о путях ее преодоления, и здесь автор в качестве одного из таких путей видит развитие мегаполисов, потому что именно они призваны сыграть главную роль в технологическом прогрессе. В этой же главе рассматриваются составляющие конкурентоспособности мегаполиса и проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Четвертая глава «Некоторые проблемы развития мегаполиса Санкт-Петербург» выступает одновременно и обобщающей, и прикладной. В ней автор обращается к проблемам развития конкретного города, которые находят свое отражение в стратегическом плане его развития, а также в определении приоритетов социально-экономического развития. Автор выделяет 5 таких приоритетов для Санкт-Петербурга: развитие города как инвестиционного рынка и промышленного центра сложных наукоемких производств инновационного типа; формирование промышленно-производственных, технико-внедренческих зон для создания «совокупного инновационного продукта»; поддержка сферы производства социального капитала - науки, научного обслуживания, культуры и образования;

развитие туризма и маркетинг города как центра туризма мирового уровня; укрепление позиций города как транспортно-транзитного и логистического узла.

В формулировке самих этих приоритетов ничего принципиально нового, пожалуй, и нет. Они назывались уже в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга, принятом в 1997 г. Заслуга автора состоит в попытке разработать механизм реализации данных приоритетов, основным звеном, которого он считает разработку инновационной политики мегаполиса. Субъектами такой политики выступают как органы власти, так и структуры гражданского общества в лице местного сообщества и хозяйствующих субъектов. В условиях современной экономики мегаполис, как форма организации производственной жизни общества, оказывается более эффективным, чем любые другие формы организации территориальных общностей. Возникновение и рост мегаполисов - необратимая тенденция как в мире в целом, так и в России в частности. Однако вместе с городами растут и их проблемы, главными из которых выступают экология и безопасность. Основным индикатором «здоровья» и безопасности мегаполиса, по мнению В. В. Яновского, служит темп научно-технического прогресса. Как только теряется темп развития, начинается неизбежная деградация урбанизированной системы.] От этого не застрахован ни один город, в том числе и Санкт-Петербург Учитывая это, нельзя не согласиться I с автором в его итоговом тезисе, что'- для безопасности и поддержания качества жизни жителей мегаполисов необходима продуманная долгосрочная стратегия развития мегаполиса, административный аппарат, способный эту стратегию реализовать, а также создание условий для развития процессов самоорганизации населения на территории мегаполисов.

Инновационную направленность развития во многом определяет эффективность взаимодействия государственных институтов, формирующих макроэкономическую среду, и предпринимательских структур, функционирующих в реальном секторе экономики. Как показал опыт индустриально развитых стран, только рыночных сил недостаточно для активной научно-технической и инновационной деятельности. Поэтому государство обязано нести ответственность за общую стратегию технологического развития, поддержку наукоемких технологий и наиболее актуальных прикладных и фундаментальных исследований.

Поэтому представляется целесообразным предложить автору рассмотреть в следующих работах основные составляющие организационно-экономического механизма /его в обобщенном виде составляют принципы, методы управления, социальные институты и инфраструктура) обеспечения устойчивого развития Санкт-Петербурга.

Второе издание - это учебное пособие «Введение в специальность Государственное и муниципальное управление"»1.

Специальность «Государственное и муниципальное управление» является базовой для Северозападной академии государственной службы, именно она определяет «лицо» академии, ее место в системе высшего образования Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа в целом, поэтому учебные пособия по этой дисциплине должны быть всегда высокого качества. Предлагаемая вниманию читателя книга - хороший пример качественной учебной литературы. Она сочетает лаконичность и полноту изложения, дополненные необходимым методическим обеспечением: в конце каждого раздела приводятся вопросы для обсуждения, в конце книги представлен список вопросов к зачету, темы письменных работ, словарь основных понятий, список основной и дополнительной литературы. Понятно, что по теме «государственное и муниципальное управление» уже написаны тома и еще их будет создано немало, но понятно и то, что в небольшой книге трудно отразить все нюансы и сложность этой проблемы. Перед авторами стояла совершено иная задача - они хотели «ввести будущих специалистов в круг основных проблем, понятий и закономерностей, технологий данной профессиональной деятельности». И это им удалось.

Вероятно, одной из причин успеха является то, что авторы знают проблематику специальности «государственное и муниципальное управление» не понаслышке. В. В. Яновский - заместитель декана факультета государственного и муниципального управления СЗАГС, член Совета Учебнометодического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. Уже более пятнадцати лет он читает курсы по различным аспектам государственного управления и менеджмента. С. А. Кирсанов - заведующий кафедрой «Государственного и муниципального управления» Санкт-Петербургского института гуманитарного образования; президент АНО «Институт муниципального развития», кандидат экономических наук, ведет большую общественную деятельность - он помощник депутата Государственной Думы РФ, депутат Муниципального совета г. Колпино.

В книге 3 главы. Первая называется «Государственная служба как профессия». При всей, казалось бы, очевидности того, что госслужба требует профессионального образования, вопрос о том, является ли государственная служба профессией, остается до сих пор дискуссионным, поскольку для разных должностей

государственной службы требуются знания из разных научных областей

и различные специалисты. Авторы рассматривают этот вопрос сквозь призму специфики государственного управления и деятельности государственных органов. Согласно Закону «0 системе государственной службы РФ» государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий государственных органов разных уровней и лиц, замещающих государственные должности. Тем самым профессиональная составляющая раскрывается не через специфику предметной деятельности, а через отношения связанности с осуществлением полномочий государственных органов и государственных деятелей. Соответственно, заключительный параграф этой главы описывает виды и структуру государственной службы, показывает иерархический характер ее строения, разницу карьерных и политических должностей, карьерного и должностного принципов ее построения. Читателю будет интересно познакомиться с понятиями профессионального типа (склада) мышления и понятием профессионального творчества, поскольку именно они лежат в основе процесса профессионализации как госслужбы в целом, так и отдельных государственных служащих.

Вторая глава называется «Государственная служба: понятие, цели, задачи». Она носит концептуальнопонятийный характер, потому что в| сжатом виде представляет все содержание социально-правового института госслужбы: ее соотношение с государством, цели и задачи, принципы формирования и функции в обществе. Лейтмотивом этой главы является идея кадрового обеспечения госслужбы. Какие бы хорошие законны о госслужбе ни были приняты, какие бы правильные принципы ни лежали в ее основании, все это останется на бумаге, если не будет квалифицированных, мотивированных, профессионально подготовленных кадров. Поэтому пятый параграф второй главы авторы специально посвящают принципам формирования кадрового состава государственной гражданской службы и анализируют зарубежный опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Обращение к зарубежному опыту вполне объяснимо, потому, что отечественная государственная служба находится на этапе своего формирования.

Третья глава учебного пособия называется «Государственная служба и теория бюрократии». Авторы совершенно верно полагают, что необходимой составляющей профессионального характера государственной службы, отличающей ее, например, от занятости в бизнес-организациях, выступает бюрократическая природа. Это не бюрократия в ее «ругательно-популистском» толковании, когда ставится знак равенства между бюрократией и бюрократизмом. Здесь бюрократия выступает организующим

началом, без которого функционирование института госслужбы просто невозможно. Авторы анализируют 4 основных трактовки бюрократии: «веберовскую» (ее американским вариантом стало описание задач административного управления Вудро Вильсоном); «марксову» (в которой бюрократия предстает особым способом осуществления власти); «имперскую» / «азиатскую» (авторы показывают ее на примере китайской бюрократии) и, наконец, «реалистическую» (направленную на децентрализацию государственного управления, приближение его к людям и их нуждам). Лозунг А. Гора - «Создать правительство, которое стоит меньше, а работает лучше» - в полной мере отражает происходящие изменения в принципах построения государственной машины. Сходные процессы, отмечают авторы, идут и в нашей науке о государственном управлении, только с некоторым опозданием.

Вторая часть этой главы как раз и посвящена обсуждению проблем эффективного государственного управления и способам обеспечения этой эффективности, а также характеристике хода и перспектив административной реформы в Российской Федерации. И здесь авторы также подчеркивают значимость для ее реализации наличия квалифицированных специалистов в сфере государственного и муниципального управления.

Как и в любой другой книге, в данном учебном пособии есть свои недостатки. В частности, можно было иначе выстроить логику изложения, начав с анализа понятия государственной службы, а потом уже описывать ее как профессию. Можно было дать более широкий список дополнительных источников, включив в него интернет-сайты, в том числе государственных органов. Можно было более подробно раскрыть проблемы обратной связи и оценки деятельности органов власти населением, поскольку это тоже одно из направлений административной реформы. Можно было шире представать данные статистики и т. д. Очевидно, следовало бы посвятить отдельную главу муниципальному управлению и местному самоуправлению. Однако это - задачи для дальнейшей работы авторов, работы над следующим изданием. Важно, что уже в первом издании они добились своей основной цели. Читатель данной книги получает системное представление о том, что такое государственная служба в современной России, каким образом она строится и функционирует, какие основные проблемы необходимо решить, чтобы повысить ее эффективность.

Яновский В. В. Инновационное развитие крупного города. Мегаполис Санкт-Петербург. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.

Яновский В. В., Кирсанов С. А. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.