Научная статья на тему 'Проблемы развития местного самоуправления в СанктПетербурге'

Проблемы развития местного самоуправления в СанктПетербурге Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
469
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / МОНОГРАФИЯ / РЕЦЕНЗИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яновский В. В.

Статья содержит отзыв на монографию А. А. Васецкого, Н. В. Шубиной. «Проблемы развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге», которая вышла в издательстве СЗАГС в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития местного самоуправления в СанктПетербурге»

Отклики на книги

В. В. ЯНОВСКИЙ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

местное самоуправление,

Санкт-Петербург, монография, рецензия

Статья содержит отзыв на монографию А. А. Васецкого, Н. В. Шубиной. «Проблемы развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге», которая вышла в издательстве СЗАГС в 2008 г.

KEY WORDS:

local self-administration,

Saint-Petersburg, monography, review

The monograph “Problems of Local SelfAdministration Development in Saint-Petersburg” is reviewed in the article. The monograph is written by A. A. Vasetsky and N. V. Shubina and has been published by the North-West Academy of Public Administration in 2008.

Авторы монографии «Проблемы развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге» [1] А. А. Ва-сецкий и Н. В. Шубина — люди высокого профессионального уровня. Проблемами развития местного самоуправления — одного из важнейших институтов современного общества — им довелось заниматься и по долгу службы, и в силу собственного интереса к этой важнейшей проблематике.

Президент Российской Федерации обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства. В послании Федеральному собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодатель-

ства будет продолжаться. Сегодня российское местное самоуправление находится на важном рубеже. С осени 2009 г. уже на всей территории страны в полном объеме вступили в силу положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. В связи с этим сегодня важно понять, каково видение существующего местного самоуправления гражданами России в целом и теми, кто профессионально занимается муниципальной практикой;каковы возможности и ограничения для развития этого института; каковы условия более активного, мотивированного и эффективного участия граждан в мест ном самоуправлении.

218

Научно-практический журнал

Особенностью местного самоуправления современной России является то, что оно до сих пор так и не обрело в полной мере главного субъекта, ключевого игрока — сообщество граждан, проживающих на конкретной территории. Дефицит активности снизу единодушно признают как сами граждане, так и работники муниципальных органов. Готовность к участию в местном самоуправлении отдельных категорий населения: представителей малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций, средств массовой информации — несколько выше. Однако и они на практике ограничиваются простыми формами, такими как участие в муниципальных выборах. В числе причин пассивности называются ментальные факторы — сохранение стереотипов сознания советского времени, выражающихся в ориентации на поддержку центральной власти, патерналистских иждивенческих настроениях; деидеологизацию и отсутствие интереса к политике у молодежи. В оценке российской реформы местного самоуправления 2003-2008 гг., связанной с введением в действие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наблюдаются принципиальные различия между муниципальным сообществом и населением в целом. Если муниципалы рассматривают ее как новый этап в развитии системы публичной власти в России, то большая часть населения о ней просто не слышала.

Вместе с тем ясна потенциально высокая значимость института местного самоуправления, но его реальное место в процессах принятия решений не создает стимулов роста активности населения. В отсутствие у местного самоуправления реальных ресурсов жители демонстрируют весьма ограниченный личный интерес.

И все же базовые результаты реформы уже приняты основными политическими акторами — главами поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальными служащими, региональными властями — и рассматриваются как реальный потенциал для дальнейшего развития. Однако в целом результаты реформы оцениваются неоднозначно. При общей позитивной оценке замысла к практической реализации реформы накопилась масса вопросов и критических замечаний:

— недостаточность финансовых средств для эффективной работы муниципалитетов;

— попытки государства переложить ответственность на муниципальные органы;

— стремление государственных органов к чрезмерной унификации их работы и администрированию;

— непоследовательность во внедрении и коррекции законодательных рамок и управленческих схем, касающихся работы органов местного самоуправления, и др. Анализируя имеющуюся практику, можно выделить своего рода центральные вопросы муниципальной компетенции: благоустройство, ком-

Управленческое консультирование. 2009. № 4

219

В. В. Яновский. Проблемы развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге

Отклики на книги

мунальное обслуживание, ремонт и уборка дорог, организация работы школ и детских садов, медицинская помощь, социальная защита и охрана правопорядка, работа с молодежью, занятость населения. Таким образом, местное самоуправление является институтом, от эффективной работы которого напрямую зависит и экономическое, и социокультурное развитие территории. В то же время для того, чтобы имеющийся потенциал превратился в реальную практику, необходимо коренным образом изменить значимость самого местного самоуправления и подходы к его развитию и формированию организационных основ.

Самоуправление будет иметь ресурс поддержки жителей, если они будут видеть реальные результаты своей деятельности на местном уровне. Поэтому проведение научного анализа произошедших изменений в сфере местного самоуправления и активизация усилий по доведению его результатов до широких слоев и групп граждан — весьма актуальная задача. Сегодня, например, в передачах по центральному телевидению совершенно отсутствует тема местного самоуправления. Если же не заниматься просветительской работой, должного эффекта от местного самоуправления вряд ли стоит ожидать. Несмотря на то, что на данный момент система местного самоуправления развита довольно слабо, большинство активно работающих в этой сфере лиц испытывают сдержанный оптимизм относительно возможных

перспектив ее развития, а население и муниципалы говорят о точечном появлении позитивных практик.

Город Санкт-Петербург — целостная социально-экономическая система с единой транспортной и инженерной инфраструктурой, что требует наделение органов государственной власти мегаполиса полномочиями по ведению вопросов местного значения, часто отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Единством территории и комплекса городского хозяйства объясняется и тот факт, что внутригородские муниципальные округа в Санкт-Петербурге обладают меньшим объемом полномочий, чем муниципальные образования других субъектов Федерации. Эта специфика городов федерального значения пока еще не нашла необходимого отражения в федеральном законодательстве. Основная цель авторов монографии — на основе анализа управленческой практики органов государственной власти и местного самоуправления дать научное обоснование необходимости таких изменений в федеральном законодательстве и законодательстве Санкт-Петербурга, в муниципальных правовых и нормативнораспорядительных актах. Данное исследование выявило целесообразность разработки комплекса механизмов, которые позволят сформировать прочную организационную основу местного самоуправления, сделать ее компактной, эффективной и прозрачной для общественного контроля.

Содержание книги в основном соответствует поставленной цели. Авто-

220

Научно-практический журнал

ры последовательно анализируют федеральное законодательство и законодательство Санкт-Петербурга, регламентирующее вопросы организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, городе федерального значения Санкт-Петербурге. Детально рассмотрена организационная структура органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, компетенция и структура представительных органов внутригородских муниципальных образований, исполнительно-распорядительных органов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, распределение полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Заключает работу исследование форм информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением, включающее мониторинг муниципальных средств массовой информации, проведенный учеными СЗАГС в мае-сентябре 2007 г.

В приложения включен ряд интересных схем по направлениям работы органов местного самоуправления и перечень вопросов местного значения для муниципальных образований Санкт-Петербурга и Москвы.

Необходимо отметить безусловную полезность книги для студентов и аспирантов профильных вузов и всех лиц, заинтересованных в позитивном развитии местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

1. Васецкий А. А., Шубина Н. В. Проблемы развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге: монография. СПб: Изд-во СЗАГС, 2008.

Управленческое консультирование. 2009. № 4

221

В. В. Яновский. Проблемы развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.