Научная статья на тему 'Законодательные и управленческие проблемы развития крупных городов'

Законодательные и управленческие проблемы развития крупных городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Законодательные и управленческие проблемы развития крупных городов»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ

ВАСЕЦКАЯ А.. А

Анна Андреевна Васецкая —

главный специалист секретариата Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург).

9-20 апреля 2007 г. в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце состоялась Международная научно-практическая конференция «Законодательные и управленческие проблемы развития крупных городов», организаторами которой выступали Межпарламентская Ассамблея государств-членов Евразийского Экономического Сообщества и Северо-Западная академия государственной службы. В конференции приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, научные и религиозные деятели, ученые и специалисты, представители крупнейших вузов городов Европы и Азии: Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента, Шанхая, Милана. Программа мероприятия предусматривала пленарное заседание, проведение круглых столов, а также пресс-конференцию.

Приветствуя участников, П. Б. Зверев, ответственный секретарь Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, отметил, что проводимая научно-практическая конференция — одно из мероприятий, направленных на решение проблем законодательства и управления в крупных городах, ее тема исключительно актуальна, в том числе и для решения проблем евразийской интеграции.

Участники конференции в своих докладах освещали основные проблемы развития крупных городов, искали возможные пути решения этих проблем и выступали с рекомендациями

си си О ¡2 ^ Ц

О

си со

¡т1 С

3 ь

Л

4

235

управленческое

консультирование

236

по совершенствованию законодательства в сфере местного самоуправления.

В современном мире мегаполисы и крупные города становятся рациональной и перспективной формой организации социально-экономической жизни людей. Они предоставляют широкие возможности для профессионального роста, карьеры и комфортной бытовой жизни. Крупные города являются точками роста современных национальных экономик, поскольку в них сосредоточены основные научные, информационные, производственные и трудовые ресурсы.

Одновременно крупные города порождают собственные специфические проблемы, вызывая негативные социально-экономические и иные последствия: это и загрязнение окружающей среды, и усугубление криминогенной обстановки, и рост социально-психологического напряжения.

Так, Б. И. Сайко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора Санкт-Петербурга, в своем обращении к участникам конференции акцентировал внимание на внутреннем состоянии человека, на необходимости духовного воспитания жителей больших городов.

Актуальность и срочность решения таких проблем больших городов, как экстремизм и ксенофобия, отметил Ж. Н. Пончаев, муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. В своем выступлении он указывал на необходимость в процессе управления крупными городами учитывать интересы всех слоев гражданского общества, интересы людей различ-

ной веры и национальности, призывал бороться с недобросовестной манипуляцией общественным мнением, в том числе через восстановление атмосферы межнациональной дружбы и межконфессионального согласия.

В развитие обозначенной темы А. С. Бегматов, профессор Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, говорил о том, что в настоящее время основное внимание уделяется решению технических, экологических, экономических, инженерно-коммуникационных проблем, но недостаточно остро ставится вопрос о необходимости решения проблем в сфере духовности, которые в свою очередь порождают такие социальные явления, как терроризм, экстремизм, ксенофобия, расизм и т. п.

Общеизвестным фактом является то, что протекание духовных процессов в крупных городах сильно отличается от подобных процессов в малых и даже средних городах. Так, например, по данным статистики, подавляющее большинство террористических актов и проявлений экстремизма отмечается в крупных городах.

Подчеркнутая необходимость управления духовными процессами диктуется, помимо прочего, возможностью предупреждения большинства перечисленных проблем, возникающих в крупных городах.

Особое внимание участники конференции уделили национальным проектам в управлении городами, реализуемым в различных сферах жизнедеятельности мегаполисов.

Обсуждение данного вопроса в своем выступлении открыл В. Н. Голощапов, помощник Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе. Он отметил, что в решении проблем жизнеобеспечения — от воспитания подрастающего поколения до создания комфортных условий жизни пенсионеров и инвалидов, — в предупреждении различных кризисных явлений — от техногенных до социальных, — в развитии энергетической и транспортной инфраструктуры города, в сохранении памятников культуры, в проведении демографической политики, в вопросах миграции, образования, здравоохранения и многих других залогом успеха является конструктивная, согласованная работа всех ветвей власти: и законодательной, и исполнительной, и судебной на всех уровнях управления.

А. Москаретти, вице-мэр Милана, представил собственное видение основных проблем управления крупными городами. В настоящее время, по словам А. Москаретти, одним из основных проектов администрации Милана в совершенствовании системы управления городом является создание такого инновационного инструмента, который позволит осуществлять мониторинг результатов производственно-экономической деятельности и потребностей рынка труда в специалистах. Основной целью разработки и внедрения такого механизма управления является удовлетворение потребностей молодых специалистов, мигрантов, а также специалистов высокой квалифи-

кации, которые являются ресурсом, гарантирующим инновационное развитие не только территории города, но и страны в целом.

Помимо этого в результате совместной работы, проведенной с государственными властями Италии, был составлен план реализации основных мероприятий, направленных на укрепление системы общественного транспорта, развитие новых видов транспорта, в пределах возможного — сокращение частного транспорта, который движется по городу, и сокращение выхлопов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В том числе речь шла о так называемом пятом Европейском коридоре, который будет связывать два мегаполиса — Лиссабон и Киев.

Сегодня термин «мегаполис» не имеет четких экономических или юридических критериев и применяется в основном в значении крупного города, занимающего значительную территорию с численностью жителей свыше миллиона человек. Особенностям и опыту управления крупными городами Китая было посвящено выступление Го Цинсуна, директора департамента Шанхайского административного института. В докладе был освещен ход реформы административно-исполнительной системы Китая за последние 30 лет. Целью проводимой реформы является построение эффективной структуры органов управления и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность и распределение функций между уровнями и конкретными органами власти.

ее ои кн са ев чо

р

и

т

ь

ч

ру

пс

ун

о

к

237

управленческое

консультирование

238

М. Н. Бродский, представитель губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании, член Правительства Санкт-Петербурга, поставил перед участниками конференции задачу разработки рекомендаций по развитию диалога урбанистических культур и решению практических задач развития городов. В его выступлении говорилось о том, что в настоящее время в сложившейся политической структуре Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, сформированного по результатам выборов, проведенных на партийной основе, одной из основных задач является налаживание механизма принятия эффективных управленческих решений, которые бы максимально выражали интересы населения всего города.

Актуальность проблем развития крупных городов мира, Европы, России в законодательном и управленческом аспекте отмечала Н. В. Шубина, председатель Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Санкт-Петербурга. В своем докладе на тему организации территориального управления в Санкт-Петербурге она обращала внимание на то, что в системе управления при определении функций и направлений деятельности органов власти необходимо учитывать и общегосударственные интересы населения, и интересы населения регионов, и интересы населения отдельных муниципальных образований.

Н. В. Шубина констатировала отсутствие высоких показателей социально-экономического развития му-

ниципальных образований, эффективности функционирования органов местного самоуправления даже в условиях наделения особыми полномочиями органов власти Санкт-Петербурга и Москвы по сравнению с органами власти других городов Российской Федерации. Эти особые полномочия, в частности, касаются возможности определять источники доходов и регламентировать вопросы распоряжения собственностью городов-субъектов Российской Федерации законами этих городов.

Специальные полномочия органов власти городов федерального значения становятся источником проблем при создании законодательной базы. Например, многочисленные дефекты и пробелы в правовом регулировании статуса городов федерального значения связаны с тем, что законодателями не всегда учитываются социальные, промышленные и инфраструктурные особенности этих городов. Результатом сложившейся ситуации являются очевидные проблемы в управлении и сдерживание развития городов. Выступающими отмечалось также отсутствие четкой государственной политики в отношении Москвы и Санкт-Петербурга при принятии нормативных актов, регулирующих местное самоуправление.

Проблемы правового регулирования местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, изложенные в выступлении Н. В. Шубиной, являются показательными для всех субъектов Российской Федерации. Они связаны с тем, что зачастую правовые нормы законодательных актов, регулирующие какие-либо вопросы

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

деятельности органов местного самоуправления, вступают в противоречие между собой.

Таким образом, одной из основных задач является создание единой практики применения действующего законодательства, для чего участники конференции предлагают создать специальную концепцию организации публичной власти в городах федерального значения. В составе этой концепции необходимо разработать оптимальную территориальную модель устройства органов местного самоуправления в городах-субъектах, которая позволит четко законодательно закрепить особенности устройства трех уровней публичной власти.

Стратегическое планирование социально-экономического развития крупных городов в комплексе охватывает вопросы развития городской инфраструктуры, использования современных жизнеобеспечивающих систем и применение эффективных управленческих решений, объединение усилий в продвижении инновационных технологий, привлечение в городскую экономику дополнительных инвестиций и многое другое. Поставить правильные стратегические задачи — значит наметить реальные цели на перспективу, значительно сэкономить ресурсы как финансовые, так и человеческие.

В выступлении М. М. Соколова, генерального директора Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, участникам конференции предлагалась к обсуждению разрабатываемая Ассамблеей в настоящее время целевая программа стратегии

развития крупных городов, а также стандарты жизнедеятельности в крупных городах и индикаторы оценки управления развитием крупного города.

Инновационное развитие крупного города невозможно без стабильно функционирующей системы образования, высшего образования в первую очередь.

Необходимо отметить, что большое внимание на конференции было уделено проблемам подготовки кадров для управления развитием крупного города, в результате обсуждения которых формулировались предложения и рекомендации по формированию политики управления крупными городами.

Так, в своем выступлении А. С. Горшков, ректор Северо-Западной академии государственной службы (СЗАГС), обозначил задачи системы региональных академий государственной службы в научно-образовательной деятельности.

Участвуя в научных исследованиях и инновационных образовательных программах, при организации образовательной деятельности СЗАГС исходит из того, что образовательные программы должны быть целевыми, предназначенными для отдельных категорий государственных служащих в увязке с профилем управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих.

Некоторых теоретических и практических аспектов подготовки государственных служащих в Китае коснулся в своем докладе Го Цинсун, директор департамента научных исследований Шанхайского института администрирования. В качестве ос-

ее ои кн са ев чо

р

и

т

ь

ч

ру

пс

ун

о

к

239

управленческое

консультирование

240

новных тем для обсуждения им были предложены качество и современные методы подготовки государственного служащего, роль профессиональной подготовки государственного служащего в повышении его квалификации.

Отдельно следует отметить выступление Ю. В. Косова, доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой международных отношений СЗАГС. В его докладе речь шла о роли крупных городов в развитии современных трансграничных связей.

На конференции отмечались сходные проблемы ограниченности транспортной инфраструктуры, которые стоят перед такими мегаполисами, как Петербург, Шанхай, Милан, а также пути их решения.

Ю. В. Косов в заключение своего выступления отметил следующее:

1. Мегаполисы, выступающие в качестве ворот в глобальный мир, представляют собой ключевые центры мирового развития в современном мире и получают наибольшие дивиденды от глобализации.

2. Россия заинтересована в том, чтобы на ее территории возникли такие центры, входящие в глобальные сети. Реализация этого интереса может стать одной из задач региональной политики Российской Федерации.

3. Ворота в глобальный мир выступают сегодня и как центры формирования политических, экономических элит современного мира. Вхождение российских мегаполисов в число центров глобального развития будет означать подключение элит и Рос-

сии, и Евразии к мировой политической элите с более широкими связями.

Закрывая конференцию и резюмируя выступления всех участников, А. С. Горшков, ректор Северо-Западной академии государственной службы, подчеркнул, что крупные города — это центры широкого экономического, образовательного, научного и культурного сотрудничества в современном мире, центры интеллектуальной и духовной жизни. От эффективности управления ими во многом зависит состояние и развитие производственных связей, общий уровень интеграционных процессов и человеческого общения в мире. Современный опыт управления крупными городами служит примером для законотворческой деятельности в других городах.

Основной задачей конференции было обсуждение опыта управления крупными городами России, ближнего и дальнего зарубежья, поиск эффективных решений по оптимизации национальных законодательств, совершенствованию нормативно-правовой базы в интересах организации местного самоуправления и устойчивого развития крупных городов. Были обсуждены также проблемы законодательного регулирования процессов управления, совершенствования политики социально-экономического развития крупных городов, вопросы подготовки специалистов и ряд других актуальных проблем.

Участники конференции констатировали, что в настоящее время в системах управления крупными городами происходят существенные из-

менения, обусловленные глобализацией экономики и внедрением новых управленческих технологий. Все большее значение приобретают процессы формирования эффективных региональных пространств, центрами которых являются крупные города — в связи с этим все значимее становятся вопросы унификации законодательств, обмена опытом подготовки специалистов для органов городского управления, отвечающих требованиям времени.

Глобализационные процессы вызывают необходимость принятия совместных решений для успешной организации диалога урбанистических культур, развития инновационных экономических систем на базе крупных городов, гармонизации нормативно-правовой базы.

На основе обмена мнениями участники международной конференции выработали следующие рекомендации:

1. Признать необходимым расширение сотрудничества научных, образовательных, предпринимательских организаций, органов законодательной и исполнительной власти на Евразийском континенте с целью интенсификации процесса развития прямых международных связей на уровне крупных городов, в том числе для углубления процессов интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества.

2. Предложить Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и СевероЗападной академии государственной службы ускорить решение организационных и учебно-

методических вопросов, связанных с началом деятельности созданного ими Международного центра переподготовки и повышения квалификации кадров.

3. Оказывать содействие международному научно-аналитическому журналу «Евразийская интеграция: экономика, политика, культура» в привлечении необходимых материалов по различным аспектам экономической, научной, образовательной, социальной и культурной международной интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества, в том числе для анализа актуальных проблем развития крупных городов.

4. Распространить положительный опыт сотрудничества Северо-Западной академии государственной службы и Миланского фонда «Академия профессионального образования» в целях повышения эффективности социальной работы в крупных городах ЕврАзЭС.

5. С целью координации деятельности по подготовке современных специалистов для органов управления крупными городами и совместных исследований проблем жизнедеятельности мегаполисов заключить трехстороннее соглашение между Северо-Западной академией государственной службы, Шанхайским административным институтом и Миланским фондом «Академия профессионального образования» в интересах дальнейшего развития партнерских связей между горо-дами-побратимами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

си си О ¡2 ^ ЕЕ

О

си со

¡т1 С

3 ь

Л

4

Оч^ К о

с

241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.