Государственное управление лесопромышленным комплексом на основе развития ресурсного потенциала
со см о см
Клейн Дмитрий Александрович
аспирант ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологи-ческий университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
В статье дан обзор состояния и особенностей государственного управления лесопромышленным комплексом России. Проанализирована ключевые направления развития отрасли, которые должны решаться при поддержке государства. Представлена оценка ресурсного потенциала развития лесопромышленного комплекса в федеральных округах и регионах России. Дан статистический анализ динамики изменения площади лесного фонда, запаса древесины и лесистости территории. Рассмотрены стратегические направления государственного управления лесозаготовкой и лесной промышленностью в субъектах страны в зависимости от условий развития потенциала, определены ключевые факторы интенсификации данного процесса. Выявлены условия, при которых будет обеспечиваться стабильное функционирование предприятий лесопромышленного комплекса, рост финансово-экономических показателей.
Ключевые слова: государственное управление, стратегия управления, лесопромышленный комплекс, ресурсный потенциал, лесозаготовка, лесная промышленность.
О Ш
т х
<
т о х
X
Проблемы стратегического развития лесопромышленного комплекса страны обусловлены сочетанием нескольких групп факторов, среди которых высокую степень влияния имеют геополитические, макроэкономические, производственные, рыночные и пространственные.
В научной литературе широко рассматриваются особенности государственного управления лесопромышленным комплексом. В первую очередь, необходима стратегия интенсивного развития комплекса, связанная с рациональным и эффективным использованием ключевых элементов ресурсного потенциала: контроль лесного фонда и незаконных вырубок, повышение рентабельности лесной промышленности на основе перехода к производству более сложных видов технологичной продукции, внедрение продуктивных механизмов прироста лесов [6; 13; 17; 19; 28]. В условиях геополитического давления на экономику России объективно необходимо поддерживать и развивать экспортный потенциал отрасли, основанный на специализации, сложившихся деловых связях с зарубежными партнерами, заинтересованными в стабильном торгово-экономическом партнерстве с учетом растущих внутренних потребностях регионов. При этом экспортно-импортный потенциал определяется в первую очередь производственными возможностями, ресурсной обеспеченностью, транспортно-логисти-ческими и рыночными факторами [30]. Спрос на продукцию лесопромышленного комплекса растет устойчивыми темпами, поэтому необходима государственная поддержка бизнеса, применение форм и инструментов поддержки, которые были апробированы в других видах экономической деятельности и дали положительные результаты. Экономическая эффективность производства лесопромышленного комплекса обусловлена сочетанием методов государственного регулирования и его интеграцией в систему хозяйственных связей региона, кооперацией с субъектами потребительского рынка и грамотное использование возможностей торгово-экономического партнерства [8].
Анализ опыта зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что высокие результаты лесопромышленного комплекса обусловлены следующими факторами: гибкость стратегии государственного регулирования, основанная на сочетании льгот и привлекательных условий для внутреннего и зарубежного бизнеса; оптимальное сочетание технологий и способов работы с материалом, сохранение высокой доли ручного труда при внедрении автоматизации некоторых операций; контроль и стимулирование высокого качества продукции, ее соответствие международным стандартам и запросам потребителей; постепенный переход на потребление собственной продукции [7; 11; 27].
Выделим стратегические приоритеты государственной политики, обусловленные региональным ресурсным потенциалом развития лесопромышленного комплекса:
- развитие дифференцированных подходов и моделей к управлению лесопромышленным комплексом в зависимости от потенциала субъектов России и перспектив развития отрасли;
- разработка экспортно-ориентированных стратегий субъектов лесопромышленного комплекса, продукция которых обладает высокими конкурентными характеристиками и ценностью для различных групп потребителей;
- выбор и создание условий эффективного применения программ, проектов, кластерного сотрудничества, стартапов, направленных на решение локальных проблем и устранение ограничений;
- инфраструктурное развитие, направленное на снижение издержек и ликвидацию простоев в работе лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий;
- цифровизация производства и ключевых бизнес-процессов, влияющая на качество управленческих решений, прозрачность заготовки, промышленной переработки и реализации для стейкхолдеров;
- интенсификация освоения лесных территорий для роста запаса древесины и покрытия производственных потребностей крупных предприятий лесной промышленности, их бесперебойной работы.
Реализация перечисленных выше приоритетных направлений в ближайшей временной перспективе ограничена несколькими факторами. В первую очередь недостаточным развитием и последовательностью стратегического планирования развития лесопромышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях. Государственные программы являются единственным документом стратегического планирования развития лесопромышленного комплекса России [12], поэтому необходимо преодолеть назревшие противоречия: отсутствие четкой взаимосвязи программных результатов с индикаторами качества управления; регламентация стандартов к структуре и содержанию стратегических документов, что существенно упростит их экспертизу; введение требования согласования программных целей, задач и результатов на различных уровнях управления лесопромышленным комплексом. Перечисленные выше ограничения влияют на качество разработки и оценки реализации программ в различных субъектах Российской Федерации с точки зрения результатов профильных отраслевых субъектов.
Совершенствование государственного управления лесопромышленным комплексом должно быть направлено на решение следующих проблем:
- несоответствие роста промышленной мощности и проектной окупаемости в пользу производства, что существенно ограничивает привлечение частного капитала и снижает инвестиционную привлекательность отрасли [2];
- транспортная удаленность лесных ресурсов, обусловленная природно-географическими особенностями северных территорий, снижающая рентабельность деятельности и увеличивающая риски ввода новых объектов лесопромышленного комплекса [30];
- отсутствие условий формирования лесопромышленных кластеров с полным циклом производства в северных регионах России, где рассматриваемая отрасль имеет стратегическое значение для экономики региона [25];
- необходимость развития диверсифицированного производства на основе адаптации опыта стран с развитой лесной промышленностью и богатым ресурсным потенциалом, а также создание цифровой технологической базы, применения инновационных материалов и технологий [9; 20; 27];
- формирование практико-ориентированного методического подхода к разработке и оценке стратегических программ развития лесопромышленного комплекса регионов, включая стандарты, принципы обоснования запланированных результатов, оценочные критерии причинно-следственных взаимосвязей полученных результатов с управленческими действиями и решениями по поддержке отрасли [5; 10; 12];
- интенсификация процессов импортозамещения и стимулирование внутреннего потребления продукции, переработанной на российских предприятиях [1; 16; 18; 22].
Лесопромышленный комплекс не является видом экономической деятельности, который вносит ключевой вклад в ВРП регионов, но он обеспечивает стабильность функционирования взаимосвязанных отраслей - строительства, промышленности, транспорта, коммунального хозяйства [29].
В российских научных работах особенностям стратегического развития предприятий, занимающихся лесозаготовкой и производством целлюлозно-бумажной продукции, уделено значительное внимание противоречиям, вызванным наличием значительных ресурсов и теми ограничениями, которые не позволяют использовать их потенциал эффективно [4; 24]. Серьезный разрыв финансово-экономических показателей заготовительных и производственных предприятий подчеркивает необходимость принятия срочных тактических и стратегических мер по стабилизации состояния субъектов бизнеса, которые вносят вклад в ресурсную обеспеченность промышленности. Например, в Пермском крае, который по результатам 2022 года является лидером по покрытию площади лесами (71,4%) все предприятия по лесозаготовке являются убыточными [23].
Отмечена негативная роль санкций, в результате которых существенно изменились торгово-экономические связи лесопромышленного комплекса. Торговые эмбарго стран Европейского Союза отразились на падении экспорта, изменении цен, повлияли на производственно-сбытовые стратегии крупных предприятий. Положительные тенденции, связанные с повышением качества охранной и восстановительной деятельности сдерживаются глобальными ограничениями [3; 22].
Россия обладает значительным ресурсным потенциалом для развития лесопромышленного комплекса. Преимущества отрасли базируются на площади лесного фонда страны, динамика которого за последние годы подвержена положительным тенденциям: Российская Федерация является глобальным лидером по площади лесов (более 20% мирового потенциала); в 2022 году рост площади всех лесов составил 171,1 тыс. га (составляет 1,19 млрд. га) [17]. В федеральных округах показатели дифференцированы и обусловлены рыночными, управленческими и интеграционными факторами (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика изменения площади лесного фонда по федеральным округам России в 2017-2022 гг., тыс. га (составлено по данным Росстата)
На рисунке 1 приведены данные о состоянии площади лесного фонда по федеральным округам России. Наибольший потенциал площади лесного фонда сосредоточен в Дальневосточном, Сибирском, Северо-Западном и Уральском округах. Лидером является Дальневосточный федеральный округ.
Стабильность показателя за последние годы свидетельствует о том, что проводятся эффективные меры по контролю за сохранностью леса, его восстановлением. В округе сосредоточено около 13% лесозаготовок, однако в стратегической перспективе необходимо развивать наукоемкое и технологическое производство, которое является более прибыльным и соответствует рациональному использованию ресурсов. Фак-
I I
О 00 А п.
< СО
0
1 I
торами, ограничивающими рост производства в округе, являются:
- сложные природно-климатические условия, осложняющие проведение работ и непривлекательные для специалистов;
- пространственная отдаленность заготовки и промышленных мощностей, что требует транспортно-логистических решений и стимулов к созданию кластерной формы организации полного цикла производства с более высокой рентабельностью;
- инфраструктурная неразвитость территорий, которая значительно увеличивает затраты и снижает производительность труда.
Рассмотрим показатель запаса древесины в федеральных округах (рис. 2).
20618 I
35000 331623 30000 25000 20000 15000 10000 5000 О
27923,4 25419Ап
10415,1 10375,7 111.0391 I И 0369,4
| 5704,4 I ■ 5722,9 ■ ■■ ■ ■ — 5603,4
I г III г Инг III г
'Дальневосточный ФО ' Уральский ФО
2019
■ Сибирский ФО
' Северо-Западный ФИ Центральный ФО
Рисунок 2 - Динамика изменения запаса древесины по федеральным округам России в 2017-2022 гг., млн. м3 (составлено по данным Росстата)
По показателю запасы древесины лидером является Сибирский федеральный округ, который по площади лесного фонда занимает второе место, однако при аналогичном уровне лесозаготовок, как и в Дальневосточном ФО лесная промышленность является развитой, что обеспечило конкурентные позиции по объемам наиболее востребованных видов продукции, включая переработку. Экономические показатели рассматриваемой отрасли округа являются высокими: оборот около 300 млрд. руб., отчисления в бюджеты около 30 млрд. руб., кадровый состав около 130 тыс. человек [17].
Согласно стратегии развития лесопромышленного комплекса страны к 2030 году возможно вдвое увеличить доходы профильных субъектов Сибирского федерального округа и отчисления в бюджет при рациональных инвестициях, при этом численность сотрудников отрасли увеличится на 50%, что является показателем высокого уровня цифровизации и автоматизации планируемых производств.
Рассмотрим динамику изменения лесистости территорий округов Российской Федерации (рис. 3).
Рисунок 3 - Динамика изменения лесистости территории по федеральным округам России в 2017-2022 гг., % (составлено по данным Росстата)
Наибольший процент покрытия территории лесами наблюдается в Северо-Западном федеральном округе. Регионы
округа в совокупности занимают первое место по объемам лесозаготовки в стране (около 17%). Предприятия лесопромышленного комплекса обладают развитыми рыночными связями, используют преимущества транспортно-логистической сети. Экономический потенциал немного превосходит показатели Сибирского федерального округа: коммерческий оборот превышает 350 млрд. руб. при численности кадров чуть менее 120 тыс. человек.
В стратегические планы круга входит строительство мощных перерабатывающих предприятий со сложным производственным циклом и высокими показателями качества готовой продукции. Основной специализацией станет изготовление целлюлозно-бумажной продукции, биологического топлива, строительных материалов.
Уральский, Приволжский и Центральный округа обладают меньшим ресурсным потенциалом. Однако по уровню оборота их показатели существенно дифференцированы: 49 млрд. руб. (УФО), 217 млрд. руб. (ПФО), 175 млрд. руб. (ЦФО). Программное развитие отрасли этих округов основывается на кластерном подходе, объединении мощности и сокращении транспортно-логистических затрат, при этом предполагается двойное увеличение доходности и появление новых рабочих мест [21].
Приволжский федеральный округ располагает десятипроцентным объемом лесозаготовок в стране. Преимуществом лесопромышленного комплекса округа является наличие производств, которые представляют полный цикл от заготовки до сложной химической переработки древесины и получения востребованной на рынке продукции. В округе стратегические планы государственного управления связаны с кластерной интеграцией производств в таких видах, как заготовка лесоматериалов и производство пластин из цельной древесины, целлюлозно-бумажной промышленности, производство высококачественных материалов, заменяющих натуральную древесину и древесно-слоистых плит, видов строительства, основанного на использовании материалов из дерева. В Пермском крае и Нижегородской области планируется расширение производства древесно-слоистых плит, а также открытие производства пиломатериалов и строительства, основанного на использовании материалов из дерева [17]. Согласно стратегии развития лесного комплекса РФ к 2030 году потенциал лесопромышленного комплекса округа может удвоиться: число занятых составит 203 тыс. чел. (сейчас 110 тыс. чел.), оборот достигнет 385 млрд. руб. [17].
На сегодняшний день экономические показатели оборота и налогообложения стабильно увеличиваются при сохраняющемся разрыве финансовых результатов заготовительных и промышленных предприятий. В Пермском крае при высоком уровне развития целлюлозно-бумажного производства, производство высококачественных материалов, заменяющих натуральную древесину и мебельных изделий лесозаготовительные предприятия являются убыточными, их численность ежегодно сокращается. Проблемы развития лесопромышленного комплекса Пермского края обусловлены отсутствием действующей стратегии, предыдущий документ охватывал период 2013-2019 гг. и утратил силу. Стратегическое планирование отраслевого развития в регионе осуществляется на основе системы нормативно-правовых актов, цели и задачи которых отличаются и связаны с отдельными направлениями [14; 15; 26]. Согласно данным экспертных исследований Приволжский федеральный округ и Пермский край относятся к регионам, в которых нормативная база государственного стратегического управления значительно устарела.
Представляется, что основой государственного стратегического планирование и управления лесопромышленного комплекса региона должны быть актуальные данные о ресурсном,
финансово-экономическом и рыночном потенциале отраслей, входящих в лесопромышленный комплекс.
В модели государственного управления комплексом Пермского края необходимо отразить решение текущих финансово-экономических и транспортно-логистических проблем (рис. 4).
Рисунок 4 - Модель государственного управления лесопромышленным комплексом Пермского края (разработано автором)
Представленная структура лесопромышленного комплекса может включать до пяти циклов производства от ресурсного обеспечения до сложной высокотехнологичной продукции.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о некоторых общих направлениях стратегического государственного управления лесопромышленным комплексом:
- ресурсный потенциал является основным фактором стратегического развития экономически рентабельного и конкурентоспособного производства, инвестиционного и инфраструктурного планирования;
- преобладает кластерный подход к развитию лесопромышленного комплекса, позволяющий оптимизировать затраты, консолидировать управленческий опыт, материально-технические, кадровые и инновационные ресурсы;
- учитываются внешние и внутренние рыночные связи, опыт торгово-экономического партнерства крупного бизнеса регионов в планировании локальных производственных цепочек;
- определяется степень интеграции предприятий лесопромышленного комплекса в экономику региона, его роль в обеспечении других производств.
Литература
1. Антощенко А.В. Некоторые вопросы государственного регулирования в сфере лесопользования// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 7. С. 117-120.
2. Антонова Н. Е. Эффекты реализации государственной политики в лесном комплексе Хабаровского края: современный этап // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 37-47.
3. Дадалко В. А. Стратегия обеспечения экономической безопасности предприятий лесного комплекса: монография / В. А. Дадалко, С. В. Дубков, А. В. Дадалко. - Москва: НИЦ ИН-ФРА-М, 2017. - 300 с.
4. Карпина Н.Н. Совершенствование организационно-экономических процессов переработки древесины с целью рационального использования лесного ресурса// Журнал правовых и экономических исследований. 2021. № 2. С. 167-171.
5. Лабудин А.В., Куприн А.А. Формирование условий и факторов устойчивого развития управлением лесного хозяйства РФ// Экономика и управление народным хозяйством
(Санкт-Петербург). 2019. № 4 (6). С. 134-143.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023).
7. Молдован А.А. сотрудничество в сфере лесопромышленного комплекса России и Китая// Инновации. Наука. Образование. 2021. № 39. С. 303-311.
8. Мякшин В.Н., Петров В.Н., Песьякова Т.Н. Тенденции развития внешнеэкономических связей регионального лесопромышленного комплекса (на примере Архангельской области)// Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2020. Т. 15. № 1. С. 110-130.
9. Овчинникова Д.Н., Петрова Е.Е. Государственное регулирование лесопромышленного комплекса// Интеграция науки и производства. 2019. № 6. С. 198-203.
10. Петров В. Н. Сравнительный анализ экономических показателей лесного хозяйства России // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2018. № 2. С. 294-323.
11. Петров В.Н., Каткова Т.Е., Карвинен С. Сравнительный анализ экономических показателей лесного хозяйства России и Финляндии // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 22, № 2. С. 294-319.
12. Петрунин Н.А. Проблемы стратегического планирования в области лесных отношений на региональном уровне// Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. 2021. № 1. С. 4-31.
13. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (с изменениями и дополнениями от 18 октября 2021 г.).
14. Постановление Правительства Пермского края от 30.09.2021 № 719-п (ред. от 02.08.2023) «Об утверждении государственной программы Пермского края «Экология».
15. Приказ Минприроды ПК от 01.09.2023 №30-01-02-1061 «О внесении изменений в приложение «Направления использования средств бюджета Пермского края на реализацию основных мероприятий подпрограммы «Развитие лесного хозяйства Пермского края» государственной программы Пермского края «Экология» к Порядку расходования средств бюджета Пермского края на реализацию основных мероприятий подпрограммы «Развитие лесного хозяйства Пермского края» государственной программы Пермского края «Экология», утвержденному приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 ноября 2021 г. № 30-01-02-1660.
16. Проняева Л.И., Павлова А.В., Федотенкова О.А. Развитие лесного комплекса страны: тенденции и перспективы// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2020. Т. 16. № 10 (391). С. 1834-1856.
17. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 312-р.
18. Оборин М.С. Формирование механизма антикризисного управления промышленностью региона в условиях циф-ровизации производства// Государственное управление. Электронный вестник (Электронный журнал). 2020. № 81. - С. 144162.
19. Оборин М.С. Цифровизация как фактор трансформации управления региональными экономическими системами// Экономика. Налоги. Право. 2020. Т. 13. № 3. - С. 91-101.
20. Оборин М.С. Факторы и условия инновационной активности в регионах с различным уровнем развития// Вестник Самарского государственного экономического университета. 2020. № 11 (193). С. 18-28.
I I
О 00 А п.
fO
es о es
о ш m
X
<
m О X X
21. Оборин М.С. Трансформация рыночной среды сетевым бизнесом в целях реализации форсайт-сценариев// Экономика. Налоги. Право. 2021. № 14 (3). С. 98-109.
22. Романенко М.И. Развитие лесопромышленного комплекса в условиях эмбарго и санкций// Друкеровский вестник. 2023. № 1. С. 110-117.
23. Рослесинфорг обновил сведения государственного лесного реестра на 2022 год. Электронный ресурс - режим доступа: Рослесинфорг обновил сведения государственного лесного реестра на 2022 год | Рослесинфорг (roslesinforg.ru).
24. Степанищева М.В., Иванов В.А. Исследование и анализ повышения эффективности лесозаготовок в восточной Сибири// Труды Братского государственного университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2022. Т. 1. С. 39-44.
25. Тагиев М.И. Совершенствование системы управления лесным хозяйством в целях развития экономики лесозаготовительной промышленности (на примере Иркутской области) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3, № 5. С. 153-159.
26. Указ Губернатора Пермского края от 19 апреля 2018 г. № 36 «Об утверждении лесного плана пермского края на 20182027 годы» (с изменениями на 12 декабря 2022 года).
27. Чан Т.Х.И., Зыонг Ч.Х., Нгуен Т.Н., Зоан Т.М.Х. Особенности управления землями лесного фонда Вьетнама в условиях устойчивого развития лесопромышленного комплекса// Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). 2021. № 14 (16). С. 121-128.
28. Чеблакова Е.В. Совершенствование государственной политики в лесном комплексе// Вектор экономики. 2020. № 12. С. 1-10.
29. Шишмарёва А. В., Моисеева Е. Е. Отраслевые особенности устойчивого развития лесопромышленного комплекса Красноярского края // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 2. С. 5-10.
30. Шум Н.М. Перспективы формирования экспортоориен-тированной модели как способ повышения экспортного потенциала лесного комплекса региона (на примере Хабаровского края)// Власть и управление на Востоке России. 2021. № 3 (96). С. 124-133.
State management of the timber industry complex based on the development of
resource potential Klein D.A.
Perm State National Research University
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article provides an overview of the state and features of state management of the timber industry in Russia. The key directions of the industry development that should be solved with the support of the state are analyzed. An assessment of the resource potential of the development of the timber industry in the federal districts and regions of Russia is presented. A statistical analysis of the dynamics of changes in the area of the forest fund, wood stock and forest cover of the territory is given. The strategic directions of state management of logging and the forest industry in the subjects of the country are considered, depending on the conditions of potential development, the key factors of intensification of this process are identified. The conditions under which the stable functioning of the enterprises of the timber industry complex, the growth of financial and economic indicators will be ensured are revealed. Keywords: public administration, management strategy, timber industry, resource
potential, logging, forestry industry. References
1. Antoshchenko A.V. Some issues of state regulation in the field of forest
management// Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2021. No. 7. pp. 117-120.
2. Antonova N. E. The effects of the implementation of state policy in the forest
complex of the Khabarovsk Territory: a modern stage // Power and management in the East of Russia. 2020. No. 4 (93). pp. 37-47.
3. Dadalko V. A. Strategy for ensuring economic security of enterprises of the forest
complex: monograph / V. A. Dadalko, S. V. Dubkov, A.V. Dadalko. - Moscow: SIC INFRA-M, 2017. - 300 p.
4. Karpina N.N. Improvement of organizational and economic processes of wood
processing for the purpose of rational use of forest resources// Journal of Legal and economic research. 2021. No. 2. pp. 167-171.
5. Labudin A.V., Kuprin A.A. Formation of conditions and factors of sustainable
development by the Forestry Department of the Russian Federation// Economics and management of the national economy (St. Petersburg). 2019. No. 4 (6). pp. 134-143.
6. Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006 No. 200-FZ (ed. of
04.08.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2023).
7. Moldovan A.A. cooperation in the field of the timber industry of Russia and China//
Innovation. The science. Education. 2021. No. 39. pp. 303-311.
8. Myakshin V.N., Petrov V.N., Pesyakova T.N. Trends in the development of foreign
economic relations of the regional timber industry (on the example of the Arkhangelsk region)// Bulletin of Perm University. Series: Economics. 2020. Vol. 15. No. 1. pp. 110-130.
9. Ovchinnikova D.N., Petrova E.E. State regulation of the timber industry// Integration
of science and production. 2019. No. 6. pp. 198-203.
10. Petrov V. N. Comparative analysis of economic indicators of forestry in Russia //
Economic Journal of the Higher School of Economics. 2018. No. 2. pp. 294-323.
11. Petrov V.N., Katkova T.E., Karvinen S. Comparative analysis of economic indicators of forestry in Russia and Finland // Economic Journal of the Higher School of Economics. 2018. Vol. 22, No. 2. pp. 294-319.
12. Petrunin N.A. Problems of strategic planning in the field of forest relations at the
regional level// Proceedings of the St. Petersburg Scientific Research Institute of Forestry. 2021. No. 1. pp. 4-31.
13. Decree of the Government of the Russian Federation No. 318 dated April 15, 2014
"On Approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Forestry" (with Amendments and Additions dated October 18, 2021).
14. Decree of the Government of the Perm Territory No. 719-p dated 30.09.2021 (ed.
dated 08/02/2023) "On Approval of the State Program of the Perm Territory "Ecology".
15. The Order of the Ministry of Natural Resources of the PC dated 01.09.2023 No.30-
01-02-1061 "On amendments to the appendix "Directions of using the budget of the Perm Region for the implementation of the main activities of the subprogram "Development of forestry of the Perm Region" of the Perm Region state program "Ecology" to the Procedure for spending the budget of the Perm Region for the implementation of the main activities of the subprogram "Development of forestry of the Perm Region" of the state program Perm Krai "Ecology", approved by the order of the Ministry of Natural Resources, Forestry and ecology of the Perm Region dated November 29, 2021 No. 30-01-02-1660.
16. Pronyaeva L.I., Pavlova A.V., Fedotenkova O.A. Development of the country's forest complex: trends and prospects// National interests: priorities and security.
2020. Vol. 16. No. 10 (391). pp. 1834-1856.
17. On approval of the Strategy for the Development of the forest complex of the
Russian Federation until 2030 Decree of the Government of the Russian Federation dated February 11, 2021 No. 312-p.
18. Oborin M.S. Formation of the mechanism of anti-crisis management of the region's
industry in the conditions of digitalization of production// Public administration. Electronic Bulletin (Electronic journal). 2020. No. 81. - pp. 144-162.
19. Oborin M.S. Digitalization as a factor of transformation of management of regional
economic systems// Economy. Taxes. Right. 2020. Vol. 13. No. 3. - pp. 91-101.
20. Oborin M.S. Factors and conditions of innovation activity in regions with different
levels of development// Bulletin of Samara State University of Economics. 2020. No. 11 (193). pp. 18-28.
21. Oborin M.S. Transformation of the market environment by network business in
order to implement foresight scenarios// Economy. Taxes. Right. 2021. No. 14 (3). pp. 98-109.
22. Romanenko M.I. Development of the timber industry under embargo and sanctions// Drucker's Bulletin. 2023. No. 1. pp. 110-117.
23. Roslesinforg updated the information of the state forest register for 2022. Electronic resource - access mode: Roslesinforg updated the information of the state forest register for 2022 | Roslesinforg roslesinforg.ru
24. Stepanishcheva M.V., Ivanov V.A. Research and analysis of increasing the efficiency of logging in Eastern Siberia// Proceedings of the Bratsk State University. Series: Natural and Engineering Sciences. 2022. Vol. 1. pp. 39-44.
25. Tagiev M.I. Improvement of the forestry management system in order to develop
the economy of the logging industry (on the example of the Irkutsk region) // Economics and management: problems, solutions. 2023. Vol. 3, No. 5. pp. 153159.
26. Decree of the Governor of the Perm Region dated April 19, 2018 No. 36 "On approval of the Forest Plan of the Perm Region for 2018-2027" (as amended on December 12, 2022).
27. Chan T.H.I., Zuong C.H., Nguyen T.N., Zoan T.M.H. Features of land management
of the forest fund of Vietnam in the conditions of sustainable development of the timber industry// Economics and management of the national economy (St. Petersburg). 2021. No. 14 (16). pp. 121-128.
28. Cheblakova E.V. Improvement of state policy in the forest complex// The vector of
the economy. 2020. No. 12. pp. 1-10.
29. Shishmareva A.V., Moiseeva E. E. Sectoral features of sustainable development
of the timber industry complex of the Krasnoyarsk Territory // Management of social and economic systems. 2019. No. 2. pp. 5-10.
30. Shum N.M. Prospects for the formation of an export-oriented model as a way to
increase the export potential of the forest complex of the region (on the example of the Khabarovsk Territory)// Power and management in the East of Russia.
2021. No. 3 (96). pp. 124-133.