Научная статья на тему 'Государственное управление как отрасль научного знания и учебная дисциплина'

Государственное управление как отрасль научного знания и учебная дисциплина Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2107
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / METHODOLOGY OF PUBLIC ADMINISTRATION / НАУЧНАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / PUBLIC ADMINISTRATION SCHOOL OF THOUGHT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гимазова Ю.В.

В статье изложены основные достижения сотрудников кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления в области методологии и учебно-методического обеспечения дисциплины «Государственное управление». Охарактеризованы перспективные теоретические и методические «находки» и результаты сотрудников кафедры в области осмысления и преподавания дисциплины «государственное управление» в вузах, что позволяет позиционировать кафедру в качестве российского лидера и перспективного международного партнера в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Administration as the Branch of Scientific Knowledge and the Study Field

The paper outlines the main achievements of the Department of Public Administration and Political Technologies of the State University of Management in the field of methodology and teaching methods of the "Public Administration" study field. Promising theoretic and methodological findings are highlighted as well as deep insights of the department pedagogical staff in teaching “Public Administration” as a field of study. Therefore, the author states, it is justified to position the Department as a national leader and a prospective international partner in the field of teaching the Public administration course.

Текст научной работы на тему «Государственное управление как отрасль научного знания и учебная дисциплина»

Гимазова Ю.В.

канд. полит. наук, доцент Государственного университета управления, г. Москва

e-mail: 3j@mail.ru

УДК 35:001+35:37.016 DOI 10.12737/2814

Получено 13.11.2013 Одобрено 22.11.2013 Опубликовано 17.03.2014

Государственное управление как отрасль научного знания и учебная дисциплина

Аннотация

В статье изложены основные достижения сотрудников кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета Управления в области методологии и учебно-методического обеспечения дисциплины «Государственное управление». Охарактеризованы перспективные теоретические и методические «находки» и результаты сотрудников кафедры в области осмысления и преподавания дисциплины «государственное управление» в вузах, что позволяет позиционировать кафедру в качестве российского лидера и перспективного международного партнера в данной сфере.

Ключевые слова:

государственное управление, государственная политика, методика преподавания, методология государственного управления, научная школа государственного управления.

Gimazova Yu.V.

Candidate of Sciences (Politics), Associate professor, State University of Management, Moscow

e-mail: 3j@mail.ru

Public Administration as the Branch of Scientific Knowledge and the Study Field

Abstract

The paper outlines the main achievements of the Department of Public Administration and Political Technologies of the State University of Management in the field of methodology and teaching methods of the "Public Administration" study field. Promising theoretic and methodological findings are highlighted as well as deep insights of the department pedagogical staff in teaching "Public Administration" as a field of study. Therefore, the author states, it is justified to position the Department as a national leader and a prospective international partner in the field of teaching the Public administration course.

Keywords:

public administration, public policy, teaching methodology, methodology of public administration, public administration school of thought.

Государственный университет управления осуществляет подготовку специалистов в области государственного и муниципального управления более 17 лет. Именно в ГУУ была создана первая в России кафедра государственного управления (в настоящее время переименована в кафедру государственного управления и политических технологий), на базе которой ведется подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов — будущих государственных и муниципальных служащих . За прошедший период профессорско-преподавательским составом кафедры накоплен солидный опыт в сфере исследования фундаментальных и прикладных вопросов теории и практики политического и административного управления, в подготовке квалифицированных профессионалов в данной сфере, в первую очередь по профильной и, пожалуй, наи-

более значимой для будущих госслужащих дисциплине «Государственное управление» .

Отправным аспектом методологии научного исследования и преподавания основ государственного управления сотрудниками кафедры является синтез формационной и цивилизационной научных парадигм. В рамках указанного подхода российская система государственного управления, несомненно, сопоставимая по своей истории, структуре, функциям, проблемам и перспективам развития с государственностью иных стран, в то же время позиционируется как самобытное общественно-политическое явление, которое имеет глубокие исторические корни и национальные традиции

Синтез формационной и цивилизационной парадигм научного мышления, не вполне характерный для методологии современной отечественной гуманитарной науки, архивостребован при изучении и

преподавании курса «Государственное управление», поскольку:

• способствует преодолению все еще существующего сегодня политического американо- и европоцентризма при осмыслении, компановке и подаче материала о российской государственности, выборе учебно-методических средств и технологий преподавания курса;

• содействует более глубокому и вдумчивому изучению геополитических, социально-экономических, национально-этнических, политикокуль-турных факторов развития системы государственного управления в России;

• позволяет выявить общее и особенное в процессе изучения истории становления, статуса и функций зарубежных и отечественных институтов государственной власти и управления;

• способствует более четкой идентификации общих (характерных для большинства государств) и уникальных (присущих исключительно России) факторов генезиса и развития государственного управления;

• стимулирует у исследователей, преподавателей и обучающихся критическое, творческое мышление в области оценки исторических основ и современного состояния российской государственности, выявления проблем, определения факторов и перспектив ее развития в русле публичности и демократии участия

Такой синтезированный методологический подход позволяет проводить многофакторный анализ исследования системы государственного управления и ее отдельных компонентов на трех уровнях: теоретические изыскания и научные концепции, государственно-управленческая практика зарубежных стран и России, технологии государственной политики и управления . Оригинальный аспект методологии осмысления и преподавания курса о государственном управлении заложила д-р ист. наук, проф . Н . И . Глазунова (заведующая кафедрой, а затем — профессор кафедры государственного управления и политических технологий), адаптировав системный подход применительно к государственно-политической, публичной сфере [2, 3]. В соответствии с данным подходом государственное управление можно рассмотреть в качестве полуоткрытой, динамично развивающейся системы, взаимодействующей с окружающей микро- (население страны) и макро-(мировое сообщество) средой Вычленение в рамках системы государственного политической (А) и административной (Б) подсистем полезно не только с эвристической точки зрения, поскольку позволяет

осмыслить генетическое единство и взаимосвязь государственной власти и управления, разграничив их в то же время институционально и тектологи-чески

Системный подход к изучению государственного управления позволяет также проводить комплексный анализ его структурных компонентов, таких как: нормативно-правовой; функционально-структурный; профессионально-кадровый; коммуникативный; профессионально-культурный; информационно-аналитический . Детальный анализ указанных компонентов системы государственного управления и последующий синтез результатов исследования позволяет обучающимся составить целостное, многоаспектное представление о государственном управлении, осмыслить в комплексе проблемы и перспективы его развития в современном мире и в России как публично-правового и общественно-исторического явления, способствует пониманию исключительной важности проблематики открытости, демократичности, транспарентности государственного управления в современном социуме Перспективными аспектами изучения государственного управления с позиций системного анализа являются кибернетическое и синергетическое направления, которые позволяют как исследователям-государствоведам, так и обучающимся осмыслить принципы организации государственного руководства и управления как специфического вида управления социальными системами, процессами и отношениями .

Пристальное внимание при изучении государственного управления также уделяется составителями и преподавателями курса выявлению проблем и перспектив развития научного знания и практики государственного управления постиндустрильным обществом, с учетом основных тенденций политических процессов в эпоху постмодерна [1]. Все это способствует более осмысленному восприятию обучающимися и преподавателями истории развития государственно-управленческой науки и практики, помогает им оценить научную обоснованность и практическую ценность современных идей и подходов к интерпретации места и роли государственного управления в социуме (дихотомия политики и администрирования, new public management, good governance, общинная, хозяйственная и государственная научные школы местного самоуправления), понять национальные традиции организации государственного управления в различных сообществах

Еще одним методологическим «изобретением» кафедры является применение процессуального под-

хода к изучению государственной политики. Такой подход позволяет позиционировать государственно-политическое управление не как полузакрытую, неподконтрольную общественности и малодоступную исследователям сферу деятельности властных элит, а как многоэтапный публичный процесс, последовательно реализующийся в следующих стадиях: разработка политического курса; анализ государственной политики; реализация, мониторинг и контроль; оценка государственной политики Такой процессуальный подход, разработанный канд полит наук, доц кафедры государственного управления и политических технологий В . В . Лобановым [4, 5], обеспечивает понимание студентами всех особенностей «политической кухни» . Так, соответствующие лекции раздела «Государственная политика» в рамках курса позволяют дать теоретические знания о содержании каждого из этапов госполитики, нормативно-правовом, методическом, организационном, технологическом обеспечении всех стадий политического цикла . Практические занятия в рамках раздела «Государственная политика», организованные в виде деловых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, позволяют обучающимся почувствовать себя в роли разработчиков и консультантов государственно-политических решений, общественных деятелей, лоббистов, пытающихся повлиять на политический процесс, либо экспертов, оценивающих ту или иную область государственной политики В ходе практических занятий обучающиеся осваивают технологии политического анализа, планирования и прогнозирования, такие как: структуризация политической проблемы с определением коэффициентов значимости; многофакторный анализ; составление политической повестки дня; анализ внешней среды государственной политики; количественные методы анализа политических проблем; экспертные методы (Дельфи, проецирование, анализ иерархии альтернатив)

Особый акцент при изучении и преподавании курса делается на необходимости понимания будущими государственными и муниципальными служащими важности налаживания взаимодействия между органами и институтами государственной власти и управления, с одной стороны, и общественностью — с другой . Вот почему осмыслению механизма взаимодействия государства и общественности посвящен отдельный раздел курса — «Взаимодействие органов государственной власти и управления с институтами гражданского общества» Проблематику межсекторного социального партнерства разрабатывает канд полит наук, доц ка-

федры государственного управления и политических технологий Ю . В . Гимазова [1, 6], которая в настоящее время является лектором и ответственным за учебно-методическое обеспечение данной дисциплины В процессе освоения раздела обучающиеся знакомятся с актуальными научными концепциями толкования гражданского общества, обоснования его роли и места в системе публичной политики, а также, что не менее важно, изучают нормативно-правовые основы и практику взаимодействия государственных органов с политическими партиями, негосударственными некоммерческими организациями, неправительственными объединениями, некоммерческими ассоциациями бизнеса и т.д . Соответствующие практические занятия проводятся в формате «круглых столов», анализа практических ситуаций, ролевых игр по таким темам, как: «Механизм государственного социального заказа», «Общественная экспертиза законопроекта о бюджете», «Молодежный парламент», «Общественная палата», «Муниципальное жюри граждан», «Стимулирование социальной ответственности бизнеса в муниципальном образовании», где одна группа учащихся выступает в роли государственных служащих, а другие являются представителями общественного сектора Участвуя в подобных занятиях, будущее чиновники осознают значимость организации межсекторного взаимодействия, учатся применять действующие в данной сфере нормативные правовые акты на практике, знакомятся с перспективными и результативными технологиями государственно-общественного партнерства — словом, осваивают азы искусства современного, публичного государственного администрирования

Безусловным научным и методическим достижением кафедры являются научные и учебно-методические разработки, помогающие будущим госслужащим осмыслить такой важный и мало разработанный аспект профессиональной деятельности, как «эффективность» государственного управления. На тематических лекциях излагается содержание современных подходов к оценке эффективности, результативности и качества государственного управления, разъясняется сущность актуальных теоретических подходов, приемов и моделей оценивания госсектора, выделяются основные проблемы и ограничения оценочного инструментария применительно к российской системе государственного управления На соответствующих практических занятиях будущие госслужащие пытаются спроектировать систему оценки результативности и эффективности

деятельности конкретного подразделения государственного органа, используя приобретенные знания

Инновационным для имеющейся тематической учебной и научной литературы по проблемам государственного управления является раздел дисциплины о государственном управлении в субъектах Российской Федерации. В нем излагается сущность регионализации как современной тенденции и новой парадигмы территориального устройства государств Европы и России; исследуется специфика становления и проблемы развития российского федерализма; концептуализированы вопросы организации и практики государственного управления в субъектах Российской Федерации; выделены проблемы и новейшие тенденции экономического районирования и кластеризации российских регионов

Указанные методологические наработки профессорско-преподавательского состава кафедры по проблематике изучения и преподавания основ государственного управления подробно изложены в монографиях и научных статьях Результаты научных и учебно-методических изысканий сообщаются на тематических научных и научно-практических конференциях [6]. По тематике государственного управления сотрудниками кафедры подготовлен также ряд учебников, учебно-методических пособий, которые являются популярными и востребованными на российском рынке научной и учебно-методической литературы, получают признание в научно-преподавательской среде, выигрывая соответствующие конкурсы

В числе перспективных и решаемых в настоящее время задач дальнейшего развития методологического и учебно-методического потенциала кафедры по исследованию государственного управления можно выделить следующие

Дальнейшая проработка методологического инструментария по вопросам: исследование специфики организации государственного управления в России; адаптация идей неовеберианства к осмыслению российского феномена взаимодействия власти и управления; развитие синергетического направления в рамках системного анализа государственного управления; применение инновационных междисциплинарных количественных, количественно-качественных и качественных научных методов и технологий к актуальным потребностям развития теоретического знания о государственном управлении в постсовременном обществе

Совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения преподавания дисциплины «Государственное и муниципальное управление», особенно в части организации и проведения интерактивных занятий («круглых столов», кейс-стади, ролевых и деловых игр) .

Активизация и расширение форм и методов взаимодействия с перспективными партнерами в области развития научного инструментария и образовательных технологий (в особенности, программного обеспечения) по дисциплине «Государственное управление» Интеграция научного потенциала кафедры в международную систему научного знания о государственном управлении

Расширение форм и методов обмена передовым опытом в области развития науки и образования в сфере государственного управления

Обеспечение возможностей для привлечения лучших студентов, бакалавров и магистров, обучающихся основам государственного и муниципального управления, к участию в профильной научно-исследовательской деятельности кафедры

Для интенсификации и координации указанных направлений предполагается активизировать и расширить деятельность ряда действующих профильных научных лабораторий ГУУ, а в перспективе создать в рамках Университета многофункциональный Центр изучения проблем политико-административного управления, который станет лидирующим российским подразделением, занимающимся фундаментальными и прикладными разработками в сфере политико-административного управления как самостоятельно, так и в сотрудничестве с органами государственной власти и управления, а также ведущими зарубежными научно-исследовательскими институтами

В целях ускорения интеграции отечественного научного знания в мировую общественно-политическую науку, обеспечения признания зарубежной политологией российских теоретических достижений и открытий в сфере политико-административного управления планируется значительно увеличить количество научных публикаций ППС ГУУ в зарубежных издательствах, активнее привлекать иностранных ученых, преподавателей и специалистов к учебному процессу и научным исследованиям, проводимым ГУУ по тематике управления государственно-административной сферой, увеличить количество иностранных стажировок НТР ГУУ

Литература

1. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / Под общ. ред. Н.А. Омельченко. М.: Юрайт, 2013.

2. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление: Учебник для вузов. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2004.

3. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: Учебник для вузов. М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2006.

4. Лобанов В.В. Современные административные реформы: Учеб. пособие. М.: ГУУ, 2006.

5. Лобанов В.В. Основы государственной политики: Учеб. пособие. М.: ГУУ, 2009.

6. Гимазова Ю.В. Роль российской высшей школы в совершенствовании практики и технологий взаимодействия государства и НКО // Тезисы науч.-практ. семинара «Gß-менеджмент в России: теория, практика и искусство». 16 мая 2013 г. М.: Издательский дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2013.

References

1. Gimazova Yu.V. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravle-nie [State and municipal management]. Moscow, Yurayt Publ., 2013.

2. Glazunova N.I. Gosudarstvennoe (administrativnoe) uprav-lenie [State (administrative ) control]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2004.

3. Glazunova N.I. Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [The system of state and municipal government]. Moscow, TK Velbi, Prospekt Publ., 2006.

4. Lobanov V.V. Sovremennye administrativnye reformy [Modern administrative reforms]. Moscow, State University of Management Publ., 2006.

5. Lobanov V.V. Osnovy gosudarstvennoy politiki [Principles of State Policy]. Moscow, State University of Management Publ., 2009.

6. Gimazova Yu.V. The role of Russian higher education in improving practices and technologies of interaction between government and NGOs. Tezisy nauchno-praktichesk-ogo seminara «GR-menedzhment v Rossii: teoriya, praktika i iskusstvo». 16 maya 2013 g. [Abstracts of scientific and practical seminar «GR- management in Russia : theory, practice and art" May 16, 2013]. Moscow, Publishing House of State University of Management, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.