Научная статья на тему 'Государственное управление инновационной политикой: цели и задачи'

Государственное управление инновационной политикой: цели и задачи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАУКА / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дедов С. В., Швец Т. С.

Рассматриваются цели и задачи государственного управления инновационной политикой с учетом приоритетных положений и мировых тенденций в экономике. Проанализированы цели и сформулированы задачи. Детализировано содержание механизмов, определяющих устойчивость функционирования инновационных точек роста в экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное управление инновационной политикой: цели и задачи»

УДК 334.021

государственное управление инновационной политикой: цели и задачи

с. в. дедов,

кандидат физико-математических наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела E-mail: generdeser@mail.ru

т. с. швец,

соискатель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин E-mail: generdeser@mail.ru Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

Рассматриваются цели и задачи государственного управления инновационной политикой с учетом приоритетных положений и мировых тенденций в экономике. Проанализированы цели и сформулированы задачи. Детализировано содержание механизмов, определяющих устойчивость функционирования инновационных точек роста в экономике России. Отмечено, что необходимо использовать все средства управления законодательными и экономическими государственными механизмами для развития инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная политика, государственное регулирование, наука, бизнес, государство, новая экономическая парадигма.

В России в последнее время все больше говорят о роли и значении знания и информации как основе развития цивилизации, общества знаний, информационного общества и инновационной экономики. Не предполагая детального изучения действий национальных институтов, влияющих на динамику процессов в экономике, попытаемся оценить цели и задачи государственного управления инновационной политикой обусловливающие, во-первых, динамику процессов модернизации экономики, позволяющую не отстать от многих стран, двигающихся в будущее, где обществом

станут править законы экономических знаний и, во-вторых, изменение в корне менталитета и взглядов на многие вещи. Прежде всего массовое сознание необходимо ориентировать на тот факт, что основное богатство России — это не нефть, газ, бокситы и другие полезные ископаемые, а знание и информация — инновационные ресурсы (ИР) [1].

К. Маркс писал, что более развитая страна указывает менее развитой черты ее собственного будущего. Этот тезис, на взгляд авторов, не утратил своего значения и сегодня. Поэтому в качестве исходной предпосылки можно считать, что тот блок стран мира, к которому ныне принадлежит и Россия, в перспективе неизбежно повторит (с определенными модификациями и особенностями) тот путь, который прошли развитые индустриальные страны.

В настоящее время учеными многих стран интенсивно исследуются процессы, происходящие в современной экономике, и присущие им закономерности. В то же время проблемы государственного регулирования инновационной политикой изучены недостаточно. Современные процессы, их содержание, требования к качеству инновационной политики определяют более высокие и строгие требования к ее содержанию и регулированию на этапе перехода

- 33

от мобилизационного (ресурсного) типа экономического развития к инновационному. Формируемая новая рыночная модель развития экономики является следствием перехода к доминированию в экономике таких элементов, как информационные и коммуникационные технологии, интеллектуальная собственность, внешний и внутренний трансферт инноваций, коммерциализация знания и информации с последующим их выдвижением в центр современных воспроизводственных процессов.

Не вызывает сомнений необходимость дальнейшего теоретического осмысления целей и задач государственного регулирования инновационных процессов в экономике России с учетом следующих положений.

Во-первых, общественное богатство во все большей степени ассоциируется сегодня с обладанием информацией и знаниями. Во-вторых, продукция как третичного, так и вторичного секторов производства все более приобретает признаки невоспроизводимости и уникальности. Создание наукоемкого продукта, не говоря уже об информации и знаниях, во многом идентично процессу общения (очного или заочного) его производителя с создателями иных знаний; именно усвоение личностью информации, полученной другими людьми, является условием формирования и накопления нового знания. В-третьих, ориентация на широкомасштабное производство массовых благ как основу благосостояния общества быстро уходит в прошлое.

Авторы считают, что в интересах развития инновационной экономики государство должно выработать и реализовать соответствующие текущей ситуации направления стратегии, цели и задачи которой необходимо направить на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечения стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет: ^ освоения массового выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий различного назначения; ^ вовлечения в хозяйственный оборот важнейшего стратегического резерва государства — накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;

^ использования интеллектуальной собственности и создания инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках;

^ консолидации и концентрации ресурсов и усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского сектора экономики.

Основываясь на изложенном, можно сформулировать основные цели государственного регулирования инновационной политики, к которым предлагается отнести:

• свободу научного и научно-технического творчества;

• правовую охрану интеллектуальной собственности;

• интеграцию научной, научно-технической деятельности и образования;

• поддержку конкуренции в сферах науки и техники;

• концентрацию ИР на приоритетных направлениях научного развития;

• стимулирование деловой активности в научной и научно-технической деятельности;

• развитие международного научного сотрудничества, в том числе и в военной сфере. Указанные цели иллюстрируют сложность и

недостаточную изученность процессов, связанных с модернизацией российской экономики. Центральная проблема для России на начало XXI в. — выбор пути дальнейшего развития. Основываясь на методе «коррекции зрения», предложенном Н. Д. Кондратьевым, «в социально-экономической жизни проблема прогноза имеет особенно глубокое практическое значение» [3]. Но нужно время и определенные условия, чтобы эта истина проникла в общественное сознание. Состояние отечественной экономики требует нахождения адекватных способов разрешения противоречий, присущих современному периоду ее развития и вхождения в мировое инновационное сообщество.

Выполненный авторами анализ информации, содержащейся в материалах исследований отечественных и зарубежных ученых, а также официальных данных венчурных компаний, данных российских и зарубежных рейтинговых агентств, тематических ежегодников, свидетельствует об использовании в промышленно развитых странах для достижения рассмотренных ранее целей при взаимодействии государства, науки и промышленности трех основных инструментов:

• государственный контракт, который применяется, если приобретение государством результа-

тов научно-исследовательских работ приносит ему непосредственную выгоду или пользу;

• грант, который легализует иную форму отношений между государством и научно-исследовательским сектором, а именно поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок финансами, собственностью, услугами;

• кооперативное соглашение, в нем государству принадлежит право контроля за проведением работ, четко распределяются права и вклад участников соглашения.

Переход к экономике инновационного типа — это принципиально новый курс развития для России. Поэтому решение одной из государственных задач по формированию национальной инновационной системы будет заключаться в эффективном взаимодействии в треугольнике «наука — бизнес — государство», интегрирующем научно-технические, экономические, финансовые и организационные факторы создания и тиражирования нововведений. Важным условием решения указанной задачи является поддержка и развитие предположительно 50—60 крупных промышленных корпораций, интегрированных в мировое технологическое пространство [5].

Другой важной задачей авторы предлагают считать инвестиционное обеспечение инновационных проектов. Этот процесс предлагается регулировать государству за счет создания эффективных стимулов привлечения частного капитала к участию в разработке и создании новых технологий и наукоемкой продукции [2]. Еще одна, не менее важная, задача повышения конкурентоспособности экономики России может быть решена прежде всего на основе дальнейшего развития механизма инновационной деятельности, который объединит усилия государства, предпринимателей, учебных, научных заведений и венчурных компаний на основе модели государственно-частного партнерства всех институтов страны [4].

Целями инновационной политики государства, необходимыми для повышения конкурентоспособности российской экономки на современном этапе, являются:

• создание базовых условий развития экономики;

• создание условий спроса на наукоемкую продукцию;

• развитие родственных и поддерживающих научно-технологический сектор (НТС) всех отраслей народного хозяйства.

В конечном счете стратегия воздействия на НТС и создание новых технологий нацелена на формирование на государственном рынке особых условий или особого благоприятного климата, с одной стороны, повышающего конкуренцию среди корпораций и вузов, а с другой стороны, стимулирующего ускорение развития НТС, науки и техники в стране. При этом необходимо идти в ногу со временем, используя технологии форсайтов, когда используются не столько модели, рассчитанные на основе наметившихся тенденций, сколько экспертное знание.

Итогами осуществления инновационной политики в России, по мнению авторов, является создание устойчивых и саморазвивающихся институтов, обеспечивающих развитие и эффективность научной деятельности, формирование условий для производства интеллектуальной продукции, ее использование в сфере материального производства и экономики в целом. Речь идет об аккумулировании интеллектуального капитала, выявлении, накоплении и распространении информации, создании предпосылок для распространения и передачи знаний.

Поэтому главным стратегическим направлением российской инновационной политики должны стать согласование интересов всех регионов и государства, совместная деятельность, направленная на превращение ИР в рыночную продукцию, совершенствование государственной информационной и нормативно-правовой системы и создание условий для коммерциализации и продвижения ИР на отечественный и зарубежный рынки их обращения.

Результатом реализации этого направления станут возрождение и реструктуризация научного потенциала на основе интеграции науки, высшего образования и инновационно ориентированного производства, инновационное обновление основного капитала, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, освоение новых рыночных ниш и на этой основе ускорение темпов экономического роста и создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, укрепления позиций на мировом рынке высоких технологий, усиления безопасности страны и граждан. Это возможно при следующих условиях.

Во-первых, для всех участников хозяйственной деятельности государство должно выработать ясные, единые и справедливые правила, которые бы не допускали ни привилегий, ни дискриминации. Во-вторых, задача государства — следить за тем,

чтобы эти правила неукоснительно соблюдались всеми участниками, гарантируя всем, кто не в состоянии на равных принимать участие в соревновании, минимум социальной защиты.

При осуществлении государственного регулирования инновационной политики необходимо учитывать ее основные закономерности развития, которые проявляются как тенденции к саморегуляции функциональной экономической системы, под которыми понимаются деятельность всех структурных элементов, направленных на поддержание экономического равновесия и создание благоприятных условий для устойчивого инновационного развития экономики.

Именно это состояние может стать реальностью для России, если не будет до конца осознана в обществе на всех его уровнях необходимость выработки и реализации адекватной объективным процессам политики, основывающейся на результатах комплексных исследований, происходящих в мире глобальных социально-политических трансформаций.

Важным моментом, определяющим решение обозначенных ранее задач, будет создание условий и механизмов, которым отводится роль:

• решения финансовых вопросов;

• создания единого специального экспертно-про-гнозного органа, охватывающего все процедуры отбора и формирования перечней приоритетов (включая ведение единых баз данных по инновациям);

• реструктуризации научно-технологического комплекса (включая базовые организации фундаментальной науки) под реализацию выбранных приоритетов в мощные корпорации;

• упорядочения и совершенствования нормативно-правовой базы, в первую очередь в сфере интеллектуальной собственности;

• введения в действие комплекса мер государственного протекционизма;

• оптимизации управления всем комплексом разработки и производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Современное мировое хозяйство характеризуется усилением роли информации и знаний, обеспечивающих благосостояние отдельных государств и формирующих их преимущества компаний. Это заставляет исследователей данной проблемы сконцентрировать свое внимание на перспективах развития мировой экономики и роли Российской Федерации в будущем мирового сообщества в

русле направленности на конкретный результат с учетом дальней и сегодняшней перспективы, давая толчок развитию всей нации. В XXI в. доминантой приоритетов долговременной стратегии развития российской экономики должна стать ответная реакция на вызовы информационно-индустриального общества, формирование которого связано с экономикой знаний.

Другим важным приоритетом государственного регулирования инновационной политики должен стать эффективно действующий механизм создания и воспроизводства знаний, разработок и практического опыта, приобретенных ценой концентрации лучших интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсов, регулируемый мерами экономического стимулирования распространения нововведений, которые являются главной движущей силой модернизации экономики и вытеснения отживших неэффективных технологий.

Уверенно торговать знаниями, технологиями и разработками можно, лишь непрерывно создавая новые, а задачам прорыва фундаментальных и прикладных наук в исследовании и создании новых технологий и техники должно соответствовать и отношение к «критическим точкам» развития науки. Предпосылкой адаптации экономики к инновационной структуре становится высокий уровень развития науки, образования и инновационной активности. Данное положение основывается на утверждениях о том, что:

• доминирующим фактором современного развития экономики является глобализация, характеризующаяся трансграничным движением товаров и капитала;

• международное научно-техническое и технологическое сотрудничество способствует повышению конкурентоспособности;

• ежегодный оборот высоких технологий и наукоемкой продукции на мировом рынке в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Быстрый выход экономики России на уровень

мировых требований возможен через реализацию ее преимуществ. При этом важным фактором является более высокая восприимчивость рыночной экономики к инновациям, по сравнению с централизованной, что, однако, не означает автоматического разрешения существующей проблемы. Для Российской Федерации реальный переход к инновационной экономике, по существу, уже меняет

национальную идеологию. В обществе утверждается представление о том, что создание национальной инновационной системы — один из приоритетов государства. Причем в инновационную деятельность наряду с научно-техническими включают также социальные, экологические, политические и экономические процессы.

Таким образом, признание активной роли государства в формировании и реализации приоритетов российской промышленности является исходной методологической предпосылкой современной инновационной политики России. Указанный подход не означает, что государство берет на себя функции развития инновационных приоритетов во всем их многообразии.

Формирующиеся в структуре российской экономики институциональные нормы отношений между субъектами в вопросах реализации инновационного бизнеса и интеграция усилий позволят создать комплексную основу для инновационной деятельности по схеме «финансы — знания» и «информация — технология — управление». Сегодня успех того или иного проекта, той или иной разработки во многом зависит от результативности последней составляющей этой цепочки — управления деятельностью всей инфраструктуры рынка ИР, которую обеспечит технологически ориентированный менеджмент в условиях глобализации мировой экономики. И если страна действительно ставит задачу следовать технологическому вектору современного мира, то проблему управления необходимо решать уже сегодня.

Стратегическое управление изменяющейся инновационной средой должно стать залогом длительного успеха деятельности центров, связанных с наукоемкими проектами и экономикой в целом. Достижение устойчивого экономического роста, повышение уровня и качества жизни населения, сокращение социально-экономического и технологического отставания от развитых стран возможны лишь в рамках реализации «инновационного» сценария развития отечественной экономики.

Разработка и реализация стратегии, указанной в начале статьи, позволят в сжатые сроки обеспечить устойчивое функционирование точек роста в экономике России при ее окончательном переходе на инновационный путь развития, сформировать эффективную национальную инновационную систему, осуществить инновационное обновление экономики, повысить конкурентоспособность оте-

чественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и тем самым создать реальные предпосылки для ускорения темпов экономического роста и повышения уровня жизни населения. Реализация системного подхода к государственному регулированию инновационной экономики при одновременной активизации инновационной деятельности создаст условия, стимулирующие активнее вкладывать средства в воспроизводство знаний и информации для их последующего применения в научно-технической сфере, для повышения эффективности применения инновационных ресурсов в России. Для этого, по мнению авторов, необходимы разработка новой экономической парадигмы — парадигмы развития и ее мощное во времени и в пространстве внедрение в практику принятия управленческих решений. Необходима новая методологическая основа для проведения политики по изменению траектории развития — от системного спада к формированию и усилению позитивной динамики.

Вместо финансовых ресурсов, которым отводилась основная роль в принятии макроэкономических решений (как в свое время трудовым ресурсам в эпоху раннего капитализма), необходимы проведение комплекса исследований и разработка методологических основ принятия решений, основанных на приоритетности технологий. Необходима новая макроэкономика — макроэкономика инноваций.

В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что экспортная ориентация — будь то наукоемкая, сырьевая или какая-либо еще — в принципе не может быть стратегическим ориентиром российской экономической политики, если последняя имеет целевую функцию становления России как одной из мировых держав XXI в. Становление экономики, «производящей знания», не имеет в виду ориентацию на жизнь за счет дохода от экспорта знаний.

Цель, с одной стороны, — нейтрализация (минимизация) воздействий объективно худших условий для создания и функционирования целостного и самодостаточного статуса «полюса» мирового экономического роста национального воспроизводственного комплекса, а с другой — максимально полное использование объективных преимуществ России, в том числе в научной сфере.

В заключение следует привести ряд дополнительных аргументов в пользу интенсификации государственного регулирования инновационной политики. Необходимо использовать все средства управления законодательными и экономическими

государственными механизмами для развития инновационной деятельности, в том числе для решения проблемы привлечения средств инвесторов в наукоемкое высокотехнологичное производство. Они должны основываться на принципах приоритета и поддержки наиболее важных технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и обеспечивающих переход к новым технологическим укладам. Это обусловлено следующими условиями. Во-первых, экономика России сейчас занимает место в первой десятке среди экономик мира. Во-вторых, что более существенно, многочисленные источники свидетельствуют об отставании России по большинству качественных показателей роста, что свидетельствует о недостаточном потенциале ускорения развития экономики и об угрозе экономическому росту России в ближайшем будущем. В-третьих, Россия до сих пор имеет значительное преимущество по сравнению с большинством стран мира по численности научно-исследовательских кадров, однако этот важнейший фактор, формирование которого не могут обес-

печить многие страны, практически не оказывает влияния на основы и перспективы экономического роста России.

Список литературы

1. Дедов С. В. Проблемы регулирования рынка инновационных ресурсов // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2006. № 1. С. 182—186.

2. Исрафилов Н. Н. Пути привлечения частных инвестиций в различные формы частно-государственного партнерства // Экономические науки. 2012. № 2. С. 51—54.

3. Кондратьев Н. Д. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.

4. Радзиевская Т. В. Проблемы и перспективы «новой экономики» в России // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 18-22.

5. Шишкин А. Ф. Приоритетность развития института инновационных ресурсов для обеспечения безопасности национальной экономики / А.Ф. Шишкин, С. В. Дедов, С. В. Демин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 27. С. 2-5.

в

ам

БАМ посчитает БАМ сэкономит БАМ защитит

Закажите консультацию прямо сейчас:

Телефон: +7 (495) 232-00-23. Электронная почта: sam-info@softline.ru Сайт: www.sam-audit.ru

Управлять программными активами —

выгодно и просто.

бо^ппё

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.