Формирование научно-инновационной политики
в пищевых отраслях АПК России
А.Н. Богатырев
Национальный институт инноваций в сельском хозяйстве и пищевой промышленности И.А. Макеева
Академия проблем качества
Научно-технический прогресс (НТП) - это важнейшее средство достижения качественно нового состояния экономики и общества России. Достижения НТП, внедренные в производственную сферу, могут изменить облик производительных сил страны только при наличии определенных социально-экономических, организационно-правовых и научно-технических предпосылок. Поэтому мероприятия по освоению достижений НТП должны тесно соприкасаться с проводимой реформой, ориентировать инновационный и ресурсный потенциал страны на ближайшие и долгосрочные потребности развития производства. Эти потребности лежат в основе формирования научно-технической стратегии, приоритетов инновационной политики.
ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Успешное проведение социально-экономических реформ в нашей стране требует всестороннего использования ее огромного научно-технического потенциала, активного участия отечественной науки в стратегическом обновлении России в соответствии с ее общенациональными интересами и целями. Это предполагает согласование позиций, имеющихся в обществе по данной проблеме, выработку единых принципиальных подходов к базисным вопросам российской науки на ее новом историческом этапе.
Названным целям служит система разделяемых российским обществом, государством и учеными взглядов, выраженных в виде программно-декларативных политических установок, определяющих общественный статус, цели развития, принципы организации, роль российской науки в становлении новой России как передовой экономически развитой страны и лежащей в основе ее государственной научно-технической политики.
Национально-государственная стратегическая цель в сфере науки - превращение отечественной науки АПК в действенный национальный ресурс роста благосостояния граждан, динамичную самоуправляющуюся, многоуклад-
ную, приоритетно поддерживаемую государством, обществом и бизнесом интернациональную систему производства знаний, сочетающую масштабные фундаментальные исследования с конкурентоспособными прикладными НИОКР, обеспечивающими вхождение России в состав высокоразвитых стран мирового сообщества.
Национально-государственные тактические цели в сфере науки в период кризиса и стабилизации экономики -сохранение лучшей, наиболее плодотворной части научного потенциала АПК России и минимально необходимого для ее будущего фронта фундаментальных и стратегических прикладных НИР; реализация антикризисной роли науки в обществе; создание условий активного развития инновационно-инвестиционной сферы, включая внедрение систем общего управления качеством и повышение экспорта наукоемких товаров.
В центр научно-инновационной политики общество и государство ставят ученого и инноватора, исследовательскую элиту страны, передовые научные коллективы, своим самоотверженным трудом сохраняющих и приумножающих научный и инновационный потенциал страны.
При формировании научно-инновационной политики выделяют ее основные цели:
• предвидение стратегических изменений в экономике, рынке, продукции, технике, технологии и т.д., а также разработка необходимых мер реагирования или организационно-экономической, технической поддержки инновационных решений;
• долговременное обеспечение потребностей в продукции высокого качества;
• выявление предпосылок той или иной инновационной динамики;
• создание условий для регулярного обновления производства;
• достижение экономичности производства;
• прогнозирование разумных пределов экономического риска.
Основные направления научно-инновационной политики:
• избирательное развитие принципиально новых, критически важных
технологий, направленное на повышение экспортного потенциала по отдельным видам продукции;
• широкомасштабное внедрение базовых технологий, обеспечивающих значительное повышение качества продукции, экологическую безопасность, сокращение издержек производства и снижение дефицитности внутреннего рынка за счет массового использования в производстве имеющихся отечественных научно-технических достижений и закупки зарубежных лицензий;
• свертывание технологически устаревших производств;
• изменения в технике и технологии, обеспечивающие необходимые масштабы ресурсосбережения;
• разработка мер, противостоящих «утечке мозгов» и высоких технологий за рубеж;
• реформирование системы подготовки научных кадров;
• формирование механизмов регулирования и поддержки научно-технической деятельности, адекватных кризисным условиям и противодействующих климату инновационной пассивности в стране, изолированности в развитии отдельных секторов науки.
Перечисленные направления научно-инновационной политики сформулированы, исходя из основной стратегической цели развития науки АПК России, заключающейся в формировании целостной, мобильной, продуктивной и соответствующей мировым критериям науки, опирающейся на систему подготовки высококвалифицированных научных кадров, интегрированной мировым научным сообществом и способной обеспечить национальную безопасность, а также сокращение отставания от уровня технологического развития ведущих стран мира и прорыв по отдельным направлениям на мировой уровень науки и технологии при переходе к новому этапу технологического развития.
Основные методологические подходы к формированию научно-технической политики:
• подход к науке, как важнейшему национальному ресурсу обновления России;
• опора преимущественно на отечественный научный потенциал в развитии страны, приоритетная поддержка фундаментальных исследований;
• свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, сочетание в ней самоуправления и государственного регулирования;
• гарантии высокого общественного положения и уровня жизни ведущих ученых страны, защита интеллектуальной собственности исследователей;
• приоритет человеческого измерения науки, первоочередное развитие
ECONOMICS AND MANAGEMENT
исследований в областях, определяющих качество жизни россиян;
• конкурсность, состязательность, конкурентность и многоукладность организации научных исследований, селективность их государственной поддержки;
• поддержка интеграции науки, образования и бизнеса, инновационной деятельности и предпринимательства ученых, обеспечение эффективного для страны соотношения научной и инновационной деятельности;
• использование данных науки, экспертных оценок, рекомендаций ученых при принятии важнейших политических, социальных и экономических решений, пропаганда науки и ее значимость для будущего России;
• содействие интеграции российской науки в мировое научное сообщество, равноправное международному сотрудничеству российских ученых.
Исходя из основополагающих требований, предъявляемых к современной научно-инновационной политике, необходимо выделять следующие принципы ее формирования.
Принцип целевой ориентации (конечной цели). Несмотря на важную роль, которую он играет в формировании инновационных процессов, принцип конечной цели остается за рамками сложившейся практики формирования инновационных процессов.
Преимущественно экстенсивное развитие агропромышленного комплекса приводит к тому, что формирование конечного результата - удовлетворение потребности в необходимой продукции с помощью нововведений - заменяется отдельными инновационными мероприятиями, осуществление которых подчас не всегда приводит к достижению конечной цели.
Для того, чтобы принцип конечной цели стал действительным инструментом воспроизводства технологий, необходима четкая структура формирования инновационных процессов с учетом решений, принимаемых на разных стадиях цикла «исследование - производство».
Рассмотрение инновационного процесса как направленной системы. Инновационный процесс - сложная динамическая система, в рамках которого имеются различные пути и подходы к решению стоящей перед ней задачи, различающиеся как необходимыми затратами основных видов ресурсов, так и эффективностью их использования.
Отдельные части системы могут описываться с помощью экономико-математических моделей. Однако в рамках системного подхода преимущественное внимание следует уделять не столько формализованным частным моделям, сколько определению количественно-качественных взаимосвязей элементов.
Комплексность решений при формировании инновационной политики. Формирование научно-инновационной политики предполагает принятие комплексных решений, т. е. умение выявлять и учитывать взаимные связи в развитии производственных процессов при изменяющихся условиях и элементах неопределенности. Требование комплексности исходит из того, что к формированию инновационной политики необходимо подходить как к составной части общей стратегии развития науки, техники и процесса производства продукции.
Различие целей, экономических условий, многофакторность инновационных процессов требуют рассмотрения процесса создания новой техники и технологий как многоуровневой итерационной процедуры, охватывающей все стадии формирования научно-инновационной политики, и принятия решений, начиная от предпроектной стадии создания техники (технологии) до разработки процедуры эффективного использования ее у потребителя.
Наиболее адекватный инструмент реализации такого подхода - комплексные и целевые программы (проекты): развития отрасли; направлений науки и техники; создания образцов новой техники, технологий и т. п.
Адаптивность. Это потенциальная возможность приспосабливаться к различным изменениям в окружающей среде так, чтобы получать в итоге позитивные последствия для деятельности системы в целом.
В применении к проблематике инновационных процессов этот принцип имеет особое значение: решения, принимаемые в расчете на определенные внешние условия внедрения нововведений, не должны перестраиваться в случае непредвиденных изменений этих условий.
Для использования этого принципа необходимо увязать уровень научно-технического потенциала с параметрами (свойствами) создаваемых нововведений, поскольку не каждое производство может воспринимать те или иные нововведения.
Инструмент реализации такого подхода - использование системы показателей, результаты анализа применения которой позволяют выявить определенные закономерности с позиции адаптации производства к нововведениям.
Сформулированные таким образом принципы образуют основу методологии развития и регулирования инновационных процессов, во многом определяя выбор инструментария принятия управленческих решений.
Важнейший инструмент государственной политики регулирования рыночных процессов, позволяющий концентрировать ресурсы на ключевых направлениях, избегать перенакопления
ресурсов в перспективных производствах, - принцип приоритетности. Его реализация предполагает разработку и осуществление комплекса мер, призванных обеспечить структурную перестройку экономики, направленную на изменение технологического уклада и обеспечение на этой основе нового уровня потребления и ресурсосбережения. Важное место среди них занимает определение и выбор приоритетов развития трех основных сфер деятельности: производства, науки и образования.
На наш взгляд, здесь наиболее важны два аспекта единой проблемы формирования научно-инновационной политики: выявление приоритетов развития вышеуказанных сфер; определение стратегии на перспективу.
Приоритеты национально-государственной научно-инновационной политики агропромышленного комплекса России - это объекты (направления НТП, сферы науки и т. д.), субъекты (научные и инновационные организации, коллективы, ученые), формы и методы организации науки, в наибольшей степени соответствующие целям политического, социально-экономического, технологического развития страны на каждом данном ее этапе, внутренним потребностям развития науки с учетом имеющихся у страны ресурсно-финансовых ограничений, имея в виду как госбюджетные, так и другие, в том числе частные средства на научно-исследовательские работы (НИР).
Разработка данных приоритетов, наряду с оценкой мировых тенденций, историко-культурных и научных традиций России, должна базироваться на современных общенациональных целях и приоритетах развития страны и в то же время учитываться при их формировании, закладывать основы прогрессивных преобразований в обществе, повышения конкурентоспособности российской экономики на мировой арене.
Научно-технологическая и экономическая многоукладность России объективно расширяет понятие научных приоритетов и тем самым возможности участия научно-технической интеллигенции в решении актуальных проблем при поддержке государства. В настоящее время в качестве приоритетов целесообразно использовать наиболее продвинутые в России и мире новейшие направления науки, техники, технологии, те области, которые тесно связаны с удовлетворением жизненно важных текущих потребностей общества, необходимых для преодоления кризиса и стабилизации экономики и социальной сферы; научные и научно-технические направления, результаты которых служат (или могут стать) социальной и материальной базой развития рыночной экономики.
Безусловным приоритетом стратегической политики в сфере науки должны остаться фундаментальные исследования, как правило, безотносительно к области и достигнутому уровню развития. Важнейшей установкой при формировании национально-государственных приоритетов в науке должно стать преодоление технократических тенденций, учет приоритетов гуманитарных исследований, результаты которых играют решающую роль в переломные периоды социально-экономической жизни страны.
Несмотря на то что сегодня основные точки роста сложились в сырьевых отраслях и отраслях первичной переработки, приоритеты научно-инновационной политики России должны иметь более широкий спектр и включать перспективные направления развития высоких технологий в конкурентоспособных наукоемких отраслях производства, товаров и услуг.
В российских условиях, исходя из всей совокупности факторов (перспективности исследований, наличия задела, необходимых условий и пр.), при разработке и реализации приоритетов целесообразно использовать разные режимы развития научных направлений: рациональное внедрение зарубежных достижений, способность к их анализу и адаптации в отечественную науку и образование; простое воспроизводство достигнутых масштабов, направлений и уровня; постепенное обновление; форсированное развитие.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В рамках государственной научно-инновационной политики реформирование и развитие российской науки должны рассматриваться и обеспечиваться в единстве с общей логикой, а также с учетом внутренней логики и специфики науки как особой сферы общественного сознания и деятельности. С учетом общей логики развития страны следует опираться на положение о том, что лучшие российские традиции обновления и преемственности, завершение радикального этапа реформ, современное состояние политической и социально-экономической жизни страны диктуют переход к умеренно-радикальному, а затем, по мере активизации экономики, к преимущественно эволюционному реформированию и совершенствованию общественных институтов. С учетом внутренней логики необходимо предусмотреть период адаптации научного комплекса к рыночной экономике при поддержке государства, этапное, последовательное вхождение российской науки в рынок, разграничение ее рыночных и нерыночных сфер, дифференциро-
ванные формы и методы их государственного регулирования на этапах преодоления кризисных явлений стабилизации и активизации научной деятельности.
Этап преодоления кризисных явлений в научной сфере. На этом этапе требуются глубокий анализ ее состояния, разработка и принятие стратегии и тактики государственной научно-инновационной политики, минимальных нормативов госбюджетной поддержки науки (не менее 3 % расходной части федерального бюджета), обеспечивающих сохранение ее исследовательского «ядра». Должны быть определены меры по совершенствованию организации государственного управления наукой, предотвращению «утечки мозгов», структурной перестройке научно-технического потенциала, введению здесь эффективных рейтинговых, аттестационных и экспертных систем. Требуется обеспечить государственную поддержку необходимого для будущего России фронта фундаментальных НИР, селективную поддержку прикладных конкурентоспособных НИР, социальную защиту научной и инновационной элиты, основных научных школ, государственных научных центров, ведущих центров подготовки научных кадров, государственных университетов и вузов, библиотек, информационных центров. Необходимо содействие формированию рынка научной продукции и интеллектуального труда. Экономические льготы и субсидии в данный период должны иметь, как правило, селективный и адресный характер.
Этап стабилизации экономики и научной сферы. На данном этапе необходимо последовательное увеличение и расширение государственной поддержки фундаментальных и стратегических прикладных НИР, структурной перестройки науки, интеграции науки и образования, инновационно-предпринимательской деятельности ученых. Должны быть определены статус и формы государственной поддержки ведущих российских академий наук, расширено участие научного сообщества в разработке и реализации государственной научно-инновационной политики.
Расширяются источники финансирования, возможности существенного роста заработной платы научных работников, использования экономических льгот в научно-инновационной сфере, участия национального и иностранного капитала в российских научно-инновационных программах (проектах), международного сотрудничества. Начинается поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере НИОКР, систем управления качеством товаров и услуг.
Этап общего экономического подъема и активизации научно-инновационной деятельности. На
этом этапе окончательно определятся национальные научные приоритеты; государственная поддержка фундаментальных и стратегических прикладных исследований за счет средств федерального бюджета в относительном выражении приблизится к уровню экономически развитых стран. Сформируются эффективные государственно-общественные механизмы управления российской наукой, получит дополнительное, в значительной мере самостоятельное, развитие наука в регионах с учетом их социально-экономических особенностей. Будет задействована многоканальная конкурсно-конкурентная система финансирования российской науки, сформированы и реализованы система экономических льгот и субсидий для научной сферы, качественно новая по уровню и формам мотивация и социальная защита научного труда. Будет создан благоприятный инновационный и инвестиционный климат для активного вложения в отечественную науку и инноватику средств национального и иностранного капитала, международных организаций, частных лиц. Получат интенсивное развитие формы интеграции академической, вузовской и отраслевой науки, научных и образовательных структур, сеть российских инновационных и инжиниринговых центров, технопарков и технополисов, малых научных и инновационных структур. Научный комплекс АПК России существенно продвинется к своей стратегической цели, определит свое ведущее место в национальной экономике и международном разделении труда в научно-технической сфере.
В ходе поэтапных реформ научно-инновационная политика АПК России в зависимости от конкретных условий должна умело сочетать активную государственную поддержку научно-технического комплекса (НТК) и стимулирование рыночных интересов, протекционизм по отношению к отечественному НТК и открытость его для зарубежных достижений; высокую селективность и традиционную для России фронтальность НИОКР; элитарность и демократичность; приоритетность фундаментальных НИР и форсированное развитие инновационной сферы; структурно-институциональное реформирование различных секторов науки с учетом зарубежного опыта и сохранение лучших российских традиций организации НИОКР; высокую ответственность государства за НТК и резкое повышение роли научного сообщества в разработке и реализации научно-инновационной политики.