Научная статья на тему 'Государственное управление и идеология: врозь нельзя вместе'

Государственное управление и идеология: врозь нельзя вместе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
407
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА / CONSTITUTION / IDEOLOGY / PUBLIC MANAGEMENT / STATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валовая М. Д.

Автор доказывает, что отсутствие четких идеологических догматов отражается не только на экономике, но и на государственном устройстве. Сегодня четкую идеологическую государственную программу в России заменили разглагольствования на тему рынка и демократии, и фактически вообще отсутствуют госу дарственные структуры, работающие на интересы государства Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public management and ideology: apart are impossible together

The author argues that absence of clear ideological dogmas effects both economy and state system. In today's Russia idle talks about market and democracy have replaced clearly defined ideological system. Indeed there are no government agencies working for the benefit of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Государственное управление и идеология: врозь нельзя вместе»

Государственное управление и идеология: врозь нельзя вместе

М.Д. Валовая

Уже 20 лет наше государство мучительно ищет ответ, где должна стоять запятая между этими словами: «врозь нельзя вместе». Если исходить из догматов существующей Конституции Российской Федерации, то запятая стоит после слова «врозь». Само понятие государственной идеологии отвергается в существующей Конституции. Но если исходить из насущной необходимости, мы понимаем, что эти два понятия, «управление» и «идеология», тесно взаимосвязаны.

Под влиянием определенной идеологии создавались все известные доныне государства, в том числе и демократические. Ни одна демократия не создавалась в вакууме. У каждой была своя идейная направляющая: общая борьба с колонизатором — Великобританией — создала Соединенные Штаты Америки, война с Пруссией ускорила Великую Французскую революцию и создание Французской республики, ненависть к царизму привела к созданию античной Римской республики и к созданию Советской России.

Как видим, причины могут быть разными, равно как и названия основных идейных постулатов: Законы царя Хаммурапи, Русская правда, Священное писание, Декларация прав и свобод, идеи Чучхе или Конституция. Дело не в стилистике.

Хотя именно из-за нее в последние годы слово «идеология» как-то исчезло из нашего обихода, затравленное как «позорное наследие старого режима». Получилась ситуация, будто слово «идеология» может быть употребимо лишь с прилагательным «коммунистическая». Вот и выбросили слово из обихода, а вместе с ним и само явление. В общем, как обычно, — ребенка, вместе с водой.

На самом деле идеология как система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, появилась в незапамятные времена. Другое дело, что эта система постоянно реформировалась, чутко реагируя на все происходящее в этом изменчивом мире. Так, идеологии периодов создания империй, конечно, отличались от идеологий периодов их закатов.

На смену торжества Римской империи приходит идеология разграбления и расхищения былых богатств между мелкими вождями варваров, просуществовавшая четыре столетия. На смену величия Империй Карла Великого и Ярослава Мудрого — идеология создания мелких независимых государств, феодальных княжеств, где процветали междоусобные войны, нищета и бандитизм.

А какая государственная идеология пришла на смену идеологии единства и нерушимости Советского Союза? Единство и нерушимость России? Сомневаюсь.

В России всегда существовали четкие идеологические догматы. В дореволюционный период России четкая идеология «православие, самодержавие и народность» обеспечивалась имеющимися тогда средствами, например, религией. В советский период также четкая идеологическая концепция о направляющей роли КПСС и т.д., воплощалась, например, посредством технологий пропаганды и агитации.

И в 1990-е гг., когда старая идеология и старые методы ушли в прошлое, родив насущную, пока нереализованную, потребность в новой идеологии, соответственно, появилась необходимость в новых методах, поддерживающих ее, например политические паблик-рилейшенз. Постепенно все, что происходило в сфере концептуальных идеологических вопросов, стало сферой деятельности PR-менов. Сегодня пиар не просто заменяет методы воздействия и работы с массами, но и сами глобальные идеологические концепции. На государственном уровне пиар постепенно превратился в некий заменитель — эрзац государственной идеологии при отсутствии последней!

Кто сегодня реализует идеологические интересы государства в высших, средних и низовых уровнях структуры государственной власти? Раньше эти структуры назывались «отделами по агитации и пропаганде» всевозможных райкомов и обкомов партии, теперь на их месте созданы «отделы по связи с общественностью» при администрациях на местах. Логично? Да не совсем.

Уж не говоря о том, что связь с общественностью и агитация — это далеко не синонимы, есть другая более болезненная проблема. Отделы агитации, худобедно работали на интересы государства или партии. А чьи интересы реализуют новосозданные отделы PR при администрациях? Государства? В лучшем случае отчасти. Данные структуры, как правило, создающиеся главами администраций, работают на имидж самого главы региона, района или области. Именно в этом виде они востребованы, именно при выполнении этих целей они финансируются. Получается, что сегодня фактически вообще (!) нет государственных структур, работающих на имидж государства Россия, а не на местных начальников, порой раздирающих ее на части.

Фактически четкую идеологическую государственную программу в России заменили разглагольствования на тему рынка и демократии.

Самым популярным словом конца XX в. стало «демократия». Если раньше все пути у нас вели к коммунизму, то теперь повели к демократии. Демократия стала популяризироваться как новая панацея от всех бед.

Была сделана ставка на «быструю демократизацию» политических и государственных институтов по западному образцу. По этому пути пошли многие постсоциалистические страны Восточной Европы и СНГ. Однако этот вариант перехода оказался чреват серьезными негативными последствиями. Период разочарований наступил в тот самый момент, когда завышенные ожидания не оправдались и появились первые разговоры о необходимости «собственного пути». Появились тезисы о необходимости исходить из специфики политической истории, разговоры о «суверенной» демократии, которые, увы, заменой государственным идеологическим концепциям не являются.

Разговоры о рынке также не стали заменой идеологии государственного управления. Опыт показывает, что рыночное регулирование экономики по-разному

отражается на сущности государства. Так, часть государств, где после введения рыночной экономики социальная ориентированность существенно изменилась в пользу защиты интересов широких слоев, становится постепенно не буржуазным, исходя из классического определения данного термина, а социальным.

Принципиальным отличием буржуазного государства от социального, как мы помним, является распределение доходов между трудом и капиталом. Поэтому социальными становятся те страны, где доходы по капиталу резко сократились, а по труду возросли. И неважно, какая форма правления. Испания — монархия, но это социальное государство. Наибольшие доходы граждане получают от зарплат, а не от владения акциями или собственностью. Комментарии для России, как говорится, излишни!

Хотя именно в нашей Конституции записано, что РФ является социальным государством. Можно спросить: а нужно ли это нам? Например, в Конституции США нет ни слова о социальном государстве. США никогда и не претендовали на роль социального государства.

Но у нас иные традиции. Уже не говоря о том, что современная Россия вышла из социалистического государства, есть еще более давние традиции — традиции крестьянской общины, традиции соборности, общей судьбы, они выработали наш уклад, наш менталитет. И при этом уже 20 лет мы усиленно внедряем модели капитализма с провалившимися, изжившими себя, порочными идеями монетаристов. Ругаем, но внедряем!

Таким образом, исходя из экономических реалий можно сказать, что Россия опять на распутье, какое государство выбрать: социальное, которое хочет (что отражено в Конституции), или буржуазное, которое имеет. Причем времени на выбор нет, нужно определяться и выбирать хоть какое-нибудь и создавать соответствующую идеологическую концепцию! К чему приведет дальнейшее развитие буржуазного государства, не имеющего на это никакого идеологического и правового «оправдания» в глазах миллионов ее населения, предсказать не сложно...

Отсутствие четких идеологических догматов отражается не только на экономике, но и на государственном устройстве.

Призыв Б.Н. Ельцина в 1990 году: «Берите столько суверенитета, сколько сумеете проглотить», — нанес непоправимый вред не только СССР, но и России.

В 1990-е гг. в руках глав регионов сосредоточился большой объем формальной компетенции и реальной власти. При номинальном сохранении целостности государства Россия превратилась в конгломерат территориальных образований, в большинстве которых де-факто и де-юре игнорировался примат федерального права и единства экономического пространства. В 2000-е гг. был предпринят ряд существенных мер. Но этого мало.

В нашей Конституции не просто придается исключительное высокий статус договорным отношениям между федерацией и ее «суверенными» республиками, но и закладывается нормативная база дальнейшей суверенизации, прежде всего национальных субъектов Российской Федерации.

А ведь Российское государство никогда не строилось на этническом принципе. Никогда не было Татарстанов или Колмыкий. И большинство федераций в мире не строится на этническом принципе.

Но у нас, например, в преамбулах многих национальных Конституций до сих пор говорится о «государственном суверенитете республики», т.е. субъекта.

В РАГСе, где я преподавала, училось много чиновников из всех регионов и из Якутии, и из Татарстана, отовсюду. И в большинстве своем это умные достойные люди, патриоты страны. Но условия жизни заставляют их если не исповедовать, то проповедовать национализм. В ином случае их выдавят и со службы, и из национальной республики. Мы это уже все проходили при разрушении СССР.

И раздирать государство чиновникам позволяет делать Основной закон России — наша Конституция.

А ведь в России всегда культивировалась, и правильно культивировалась, идея единого и неделимого централизованного государства, и с этой идеей тесно смыкалась идеология «общей судьбы», общей внешней опасности и единства экономического пространства. Вот три краеугольных постулата.

Все страны СНГ в свое время добровольно вступали в состав Российской империи, чтобы найти защиту от врагов. Казахи спасались от китайских джунгар, белорусы — от немцев, украинцы — от турков и поляков. У каждого был свой беспощадный враг. А войдя в империю, они становились сильными и жили одной судьбой.

Эти идеи получили свое дальнейшее развитие на протяжении веков в различных условиях Российского царства, Российской империи, Советского Союза. Во все времена они были основой политической мобилизации населения страны в тяжелые времен, основой выживания многонационального государства. И были закреплены в основных государственных и негосударственных документах. И сегодня эти вопросы государственного устройства должны быть отражены в Конституции Российской Федерации.

Для России это особенно важно. У нас основной документ, будь то Конституция или Символ Веры, всегда являлся документом-заявлением. Нашей заявкой на будущее, программированием этого будущего. Титул Ивана III «Государь всея Руси» появился, когда «всея Руси» еще не было! Была Московия, которая платила дань, а домонгольская Русь была раздавлена. Но Иван III выдвигает новую идеологию: «Москва — III Рим», и мы до сих пор живем под ее благотворным влиянием. И сегодня Конституция должна не только адекватно отображать существующие реалии, но главное — отображать то, к чему мы стремимся, на что претендуем.

Да, запятая должна стоять после слов «врозь нельзя». Вряд ли кому-нибудь хочется, чтобы России опять пришлось переживать тяжелые потрясения. Чтобы этого не было в XXI в., уверена, нужна четкая концепция государственной идеологии и отображение ее постулатов в Конституции страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.