Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное ценовое регулирование / двухуровневая модель экономической системы / ценовой каркас / state price regulation / two-level model of the economic system / price framework

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазлоев Виталий Залимханович, Кумехов Константин Колумбиевич, А Б. Фиапшев

В современной экономической науке проблема необходимости участия государства в ценовом регулировании остается нерешенной. Диаметрально противоположные подходы сторонников либерально-рыночных идей и сторонников плановой экономики, по сути, оформили две несовместимые концепции, состоятельность которых с научной точки зрения вызывает глубокие сомнения. Признавая тот факт, что в современном мире экономическая политика большинства государств подчинена интересам влиятельных групп, не заинтересованных в повышении роли государства, даже самая объективная теория в этом вопросе не имеет шансов на практическое применение, что ничуть не снижает ее актуальности. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования на основе использования двухуровневого представления об экономической системе. Поставленная цель достигнута с использованием научных методов познания действительности, таких как диалектический, монографический, анализа и синтеза, сравнений, моделирования. Достижение поставленной цели в решающей степени связано с преодолением концептуальной и методологической неопределенности в вопросе государственного ценового регулирования, что позволило сделать следующие выводы: – принятие решения о характере и степени участия государства в ценовом регулировании объективно не имеет идеологической основы, что становится очевидным при использовании схематического отображения двухуровневой конструкции экономических систем как объекта теории экономики; – цена по каждому виду ресурсов должна определяться на основе схемы ее прохождения от добычи до создания продуктов конечного потребления на каждом этапе технологического передела; – чем выше цена ресурсов на стадии их добычи, тем ниже эффективность последующих стадий технологических переделов; – для создания эффективной и сбалансированной экономической системы необходимо внедрение в практику понятия «ценовой каркас» экономической системы; – необходимость государственного ценового регулирования обусловлена самой конструкцией модели экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PRICE REGULATION BASED ON A TWO-LEVEL MODEL OF THE ECONOMIC SYSTEM

In modern economics, the problem of the need for state participation in price regulation remains unresolved. Diametrically opposed approaches of supporters of liberal market ideas and supporters of a planned economy, in fact, have formed two incompatible concepts, the validity of which, from a scientific point of view, is deeply questionable. Recognizing the fact that in the modern world, the economic policy of most states is subordinated to the interests of influential groups that are not interested in increasing the role of the state, even the most objective theory in this matter has no chance of practical application, which does not reduce its relevance at all. The purpose of our research is the theoretical justification of the need for state regulation based on the use of a two-level view of the economic system. The goal was achieved using scientific methods of cognition of reality, such as dialectical, monographic, analysis and synthesis, comparisons, modeling. Achieving this goal is crucially related to overcoming conceptual and methodological uncertainty in the issue of state price regulation, which allowed us to draw the following conclusions: making a decision on the nature and degree of state participation in price regulation objectively has no ideological basis, which becomes obvious when using a schematic representation of a two-level structure of economic systems as an object of economic theory; the price for each type of resource should be determined based on the scheme of its passage from extraction to the creation of end use products at each stage of technological conversion; the higher the price of resources at the stage of their extraction, the lower the efficiency of the subsequent stages of technological conversion; to create an effective and balanced economic system, it is necessary to put into practice the concept of the “price framework” of the economic system; the need for state price regulation is due to the very design of the model of the economic system.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

УДК: 334.025 ЭО1: 10.24412/2071-6435-2024-3-49-70

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДВУХУРОВНЕВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В современной экономической науке проблема необходимости участия государства в ценовом регулировании остается нерешенной. Диаметрально противоположные подходы сторонников либерально-рыночных идей и сторонников плановой экономики, по сути, оформили две несовместимые концепции, состоятельность которых с научной точки зрения вызывает глубокие сомнения. Признавая тот факт, что в современном мире экономическая политика большинства государств подчинена интересам влиятельных групп, не заинтересованных в повышении роли государства, даже самая объективная теория в этом вопросе не имеет шансов на практическое применение, что ничуть не снижает ее актуальности.

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование необходимости государственного регулирования на основе использования двухуровневого представления об экономической системе. Поставленная цель достигнута с использованием научных методов познания действительности, таких как диалектический, монографический, анализа и синтеза, сравнений, моделирования.

Достижение поставленной цели в решающей степени связано с преодолением концептуальной и методологической неопределенности в вопросе государственного ценового регулирования, что позволило сделать следующие выводы:

- принятие решения о характере и степени участия государства в ценовом регулировании объективно не имеет идеологической основы, что становится очевидным при использовании схематического отображения двухуровневой конструкции экономических систем как объекта теории экономики;

- цена по каждому виду ресурсов должна определяться на основе схемы ее прохождения от добычи до создания продуктов конечного потребления на каждом этапе технологического передела;

- чем выше цена ресурсов на стадии их добычи, тем ниже эффективность последующих стадий технологических

В. З. Мазлоев

К. К. Кумехов

А. Б. Фиапшев

переделов;

- для создания эффективной и сбалансированной экономической системы необходимо внедрение в практику понятия «ценовой каркас» экономической системы;

- необходимость государственного ценового регулирования обусловлена самой конструкцией модели экономической системы.

Ключевые слова: государственное ценовое регулирование, двухуровневая модель экономической системы, ценовой каркас.

Введение

В современной экономической теории по поводу государственного ценового регулирования нет единого мнения. Сторонники либеральной, рыночной концепции экономического регулирования считают экономическую систему самоорганизующейся и самоуправляемой, государственное вмешательство в которую императивно считается контрпродуктивным. Процесс ценообразования при этом должен происходить «стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции» [1].

Второе мнение исходит от сторонников плановой экономики, которые видят государство единственным надлежащим органом, который путем разработки и введения сбалансированных цен способен обеспечить пропорциональное и эффективное функционирование экономической системы в целом.

В обоих случаях речь не идет о полном исключении регулирующей роли государства, а о том, «какая часть цен будет определяться централизовано» [15], какая — на рыночных принципах. При этом «государство может влиять на формирование тарифов экономическими и административными мерами, однако должно вмешиваться в этот процесс только при необходимости» [8].

Другими словами, сложились традиции устанавливать необходимость и характер государственного ценового регулирования исходя их формационных позиций, без надлежащего анализа самой конструкции экономической модели, в которой цена является самым действенным инструментом, при помощи которого осуществляется структурное и стимулирующее регулирование. Во всех случаях для его эффективного применения, в первую очередь, необходима соответствующая нормативно-правовая база, прописывающая «основы, методы, принципы установления, введения, контроля применения и регулирования цен» [2]. Однако «до настоящего времени единый федеральный закон,

определяющий основы ценовой политики государства, не принят, что во многом затрудняет определение целей и задач управления, сущности ценовой политики, форм и методов управления» [10] на различных уровнях управления. Принятое Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливает порядок государственного регулирования цен на товары, работы, услуги, поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по государственному оборонному заказу, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» по государственному регулированию цен в сфере государственного оборонного заказа [21] и охватывает ценовое регулирование лишь в ограниченном сегменте экономики и не решает системных задач.

Вышеперечисленные доводы говорят о неопределенности в вопросах государственного ценового регулирования, которая во многом обусловлена по факту отсутствием соответствующего Федерального закона (Проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» не рассмотрен с 2016 года [24]). Кроме этого, не разработаны систематизированные общетеоретические положения по данной проблеме, на основе которых только и возможна разработка эффективных законов. То, что часто выдается в качестве абстрактных знаний по поводу государственного ценового регулирования, по сути, является в лучшем случае экспертными мнениями по этому поводу.

В связи с этим первоочередной задачи для достижения цели исследования считаем разработку теоретических подходов, основанных на визуализации государственного ценового регулирования, как инструмента, обеспечивающего сбалансированное и пропорциональное развитие модели экономической системы.

Методы

В настоящее время в теории экономики твердо укоренилась практика, когда абстрактные концепты экономических школ по отдельным вопросам (конкуренция, монетарные методы регулирования эконо-

мических процессов, спроса-предложения и другие), «доработанные» «оформителями ложных теорий от науки» в чьих-либо групповых интересах, представляются как научные и единственно верные. В результате «возникла своего рода самовоспроизводящаяся замкнутая система: заблуждение вызвало к жизни деспотизм, который теперь изо всех сил мешает разуму с этим заблуждением покончить» [4].

Это касается в полной мере и проблемы государственного ценового регулирования. Все большее количество ученых приходят к выводу, что покончить с такими «заблуждениями» в ныне существующей парадигме невозможно, так как «в экономической науке отсутствуют представления о действующих в экономике процессах координации как о единой системе» [19]. При этом механизмы и инструменты экономической системы имеют различные, порой противоречащие друг другу интерпретации, к примеру: «невидимая рука рынка» А. Смита; стихийный процесс или возникновение спонтанного порядка [25] Ф. Хаека; «видимая рука менеджера» [28] А. Чандлера; процессы взаимного согласования и стандартизации [16] по X. Минтцбергу. Вследствие этого даже «индустриально развитые страны мира» имеют существенные различия «по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность» [9].

Это доказывает, что вышеприведенные и множество других теорий выработки и использования государственного или иного вмешательства в регулирование экономических систем обречены, так как не основаны на самой конструкции экономической модели, представления о которой как объекте исследования в теории нет. Вместо модели, отражающей реальные потоки материальных ресурсов и денежных средств, объект теории экономики представляется как «экономические явления и процессы» [12], «хозяйственная, предпринимательская деятельность в единстве технологии, организации, экономики и управления предприятиями в конкретной природной и общественной средах» [23], «анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений» [6].

Считаем такие определения некорректными, так как объект экономической теории, как и другой области познания, признаваемой наукой,

должен иметь субстанциональное выражение. Проведенный нами анализ позволяет заключить, что представления об объекте экономической теории до сих пор не сформулированы по трем следующим причинам.

1. Нет понимания того, что в отличие от естественных наук объект экономической теории является продуктом человеческого воображения, построенным на его понимании процессов и явлений, связанных с генерированием и добычей материальных и иных благ. Большей частью ученых данное обстоятельство воспринимается как признание произвола в выборе объекта, со ссылкой на «методологический плюрализм», с чем нельзя согласиться.

2. Экономическая теория до сих пор не определилась с составляющими элементами объекта науки. Чаще всего это «технико-экономические (производительные силы), социально-экономические (производственные отношения), ресурсы (трудовые, природные), общественное разделение труда (специализация) [26] и прочие составляющие, которые не систематизированы и не привязаны к технологическому процессу.

3. Отсутствием представлений о том, как воссоединить все составляющие элементы объекта экономической теории — модели экономической системы в единый процесс прохождения ресурсов от их добычи до получения конечного продукта.

Таким образом, для определения сущности, места и роли государственного ценового регулирования в экономической системе следует пользоваться ее схематическим или механистическим отображением.

Результаты

Проведенные нами исследования показали, что это возможно только на основе использования двухуровневой модели экономической системы: первый уровень — поток материальных ресурсов, второй уровень — поток денежных средств [13-14]. Эти потоки противонаправлены, при этом субъекты первого и второго уровня взаимодействуют в процессе прохождения природного ресурса от его добычи до получения продукции с заданными потребительскими качествами, используя два вида связей — финансовые и технологические.

Первая исходит от предприятий высших переделов и заключается в возможности финансирования всех необходимых поставок материально-технических средств. Главным условием обеспечения такого финансирования является наличие спроса на продукцию предприятий

высших переделов.

Технологическая связь поддерживается между предприятиями, обеспечивающими продвижение конкретного ресурса по переделам от добывающих компаний до предприятий высших переделов по схеме, представленной на рисунке 1.

Рассмотрим это на примере добычи железной руды и продвижения ее по переделам. Согласно статье 6 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), «расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности» [20]. Другими словами, на этапе добычи сырья цена на железную руду определяется как сумма расходов, связанныхс добычей, косвенных налогов и заложенной продавцом приб ымн.

Рисунок1.Алгоритмформированияценынапродукциюразличныхпеределов Источник: авторская разработка

Учитывая тот факт, что найти данные о реальной себестоимости какой-либо компании нереально, воспользуемся условными данными, приближенными к реальным, взятым из разных информационных источников,согласнокоторым «цены в цепочкеот производителядо реализации потребителю в России возрастают вт2 до 10 раз» [7е].

Учитывая тот факт, что цена железной руды во многом определяется ее качеством,будем ориентироватьсяна усредненныезначения,полученные на основании данных из интернет-источников. Для базы используем цены на «железорудное сырье (ЖРС), которые в России с начала 2024 года выросли на 10%, достигнув отметки 8500-9700 рублей/т на базисе БСЛ («Франко перевозчик») [17].Среднеезначение цены — 9100 рублей. Разложив ее

составляющие по формуле, на первом переделе, при добыче руды ценовое распределение будет иметь следующий вид:

Ц1= С1 + Км + П = 9100 руб./т, (1)

где С1 — полная себестоимость железорудного сырья;

К — косвенные налоги, исчисленные добывающим предприятием;

П1 — прибыль добывающего предприятия.

Из представленных данных видно, что мы имеем информацию о цене реализации, в то время как информация о полной себестоимости продукции отдельных видов продукции не раскрывается в пояснениях к бухгалтерской отчетности. Сумма прибыли при этом является наиболее вариативной составляющей в ценовом распределении и зависит напрямую от конъюнктуры.

Механизм ценового распределения на втором переделе, представленном продукцией металлургического производства, аналогичен. В нем учитывается продукция металлопроката (нержавеющий прокат, листовой прокат, трубы, сортовой прокат, металлические ленты, проф-настил, решетчатый настил, металлическая сетка). По данным сайта novametcom.ru цены на нее колеблются от 73 тысяч рублей за тонну за листовой черный металл, до 500 тысяч рублей за прокат нержавеющей стали высокого качества [11]. Исходя из этого ценовое распределение на втором переделе будет выглядеть как:

Ц2 = Ц1 +С2+ Кн2 + П2 = 73-500 тыс. рублей, (2)

Как видно из формулы 2, цена за продукцию на втором переделе, в котором железорудное сырье является основным компонентом (Ц1, С2 в данном случае отражают сумму остальных затрат), возросла как минимум в 10 раз. Произвести достоверный расчет невозможно из-за отсутствия необходимой информации, однако с уверенностью можно сказать, что в реальности средневзвешенная цена будет как минимум в 20 раз выше.

Продукция второго передела является также сырьевой основой для производства комплектующих изделий для силовых машин, оборудования, бытовой техники, металлообрабатывающих, деревообрабаты-

вающих и других станков, кузнечнопрессового оборудования. Таких предприятий в Российской Федерации на сегодняшний день осталось считанное количество, так как они были обанкрочены из-за их финансовой несостоятельности и закрылись в период «рыночных реформ». Те, что сохранились, плавно перешли на работу с использованием импортных комплектующих. Поэтому достоверная информация о ценах на их продукцию в базах данных также отсутствует. Однако судя по цене металлических изделий, оснастки, цены заоблачные.

Ценовое распределение на третьем переделе учитывает цены на сырье, хотя определяется на основе конъюнктуры рынка, выглядит следующим образом:

Ц = Ц + С3 + Кн + П3. 3

При анализе ценового распределения следует учитывать еще тот факт, что чем выше уровень передела, тем сложнее достоверно смоделировать ценовое распределение, так как изделия являются, хотя и промежуточными, в то же время многокомпонентными. К примеру, по данным сайта Строймашсервиса, нож для станка СМЖ-172А с резьбой 110х40х18 отв д12 весом 0,5 кг стоит 995 рублей [24], что в пересчете по весу составляет 1 990 тысяч рублей за тонну.

Особенностью четвертого, высшего передела, представленного на рисунке 1, является то, что в него входят предприятия и отрасли, производящие сложные конструкции, готовые к использованию. К ним следует относить предприятия машиностроения, станкостроения, самолетостроения, кораблестроения. Их продукцию отличает многокомпонентно сть, конструктивная сложность, длительный срок использования. Особое, фундаментальное значение на данном переделе имеет станкостроение, от уровня развития которого напрямую зависят перспективы развития и других отраслей промышленности.

Изделия из железа и стали для станков являются основными компонентами, соответственно, их цена напрямую влияет на цену станков. Однако, как нам говорят «специалисты-рыночники», конструктивно наши станки не конкурентоспособны по сравнению с западными аналогами, хотя экспертные оценки по этому поводу в публикациях трудно найти. Под этим лозунгом были ликвидированы многие благополучные промышленные предприятия, оборудование которых было сдано на вторсырье.

За последние годы в станкостроении наблюдаются определенные положительные сдвиги. Так «по сравнению с 2020 годом, производство металлорежущего оборудования, в том числе с ЧПУ, выросло с 4529 штук в год до 7900 штук. А кузнечнопрессовых машин в 2023 году произвели почти в 4 раза больше, чем три года назад (11700 штук против 3709). И это еще без учета массово выпускаемых 3Э-принтеров по металлу, которых за 4 года было выпущено почти 3,5 тысячи экземпляров» [22]. Однако по объемам производства это в десятки раз меньше, чем производилось в кризисном 1991 году. Учитывая пока еще очень малый объем производства и огромный дефицит в станках, образовавшийся в период развала отрасли, при разумном ценообразовании на сырье, в частности на железорудную продукцию, отрасль возможно и жизненно необходимо возрождать. Правительство Российской Федерации за последние годы с пониманием относится к данной проблеме и со слов главы Минпромторга России Д. Мантурова, они «актуализировали и федеральный проект по станкостроению. При поддержке Михаила Владимировича (Мишустин, премьер-министр Российской Федерации — прим. ТАСС) запланировали беспрецедентное для отрасли госфинансирование — почти 130 млрд рублей на трехлетку» [5]. При этом планируется «до 2030 года создать и модернизировать более 70 предприятий, что позволит выпустить свыше 170 тысяч станков и обрабатывающих центров, а также повысить уровень роботизации отечественных производств» [5].

Во многом необходимость в государственной поддержке обусловлена наличием неадекватного ценообразования, в котором стоимость комплектующих занимает основную долю в себестоимости. В свою очередь в стоимости комплектующих основную долю занимает железорудное сырье. Даже без проведения специального исследования видно, что цены представленных на рынке, к примеру металлообрабатывающих станков, напрямую зависят от их веса. Так, станок консольно-фрезерный вертикальный 6Т13 весом 4300 кг, произведенный в Китае, оценивается в 4 019 400 рублей [27], а такой станок марки 6Т12 и весом 2900 кг стоит 2 914 500 рублей [27]

Другими словами, судя по ценникам на металлообрабатывающие станки, можно даже подумать, что цена определяется по их весу и наличию железорудной составляющей. Таким образом, можно утверждать, что цены на металлообрабатывающие станки напрямую зависят от цены на железную руду и ее производные, прошедшие по всем стадиям

экономических переделов.

Производство станков на станкостроительном заводе — это завершающая стадия в технологической цепочке, и цена на ее продукцию тоже формируется по формуле 4.

Ц = Ц + С + К + П . (4)

"3 4 н 4 х '

Однако в отличие от предыдущих переделов здесь формируются условия, которые в решающей степени определяют экономическую целесообразность всей технологической цепочки. На этом переделе можно судить о том, насколько соответствует действующее ценообразование целям обеспечения сбалансированного и пропорционального развития, в частности станкостроения. Такая цена должна покрывать все затраты на производство и реализацию, а также после уплаты косвенных налогов обеспечивать такой уровень рентабельности, который позволит обеспечить надлежащий уровень самофинансирования. Кроме этого, цены на продукцию должны быть меньше импортных аналогов. Другими словами, должны соблюдаться условия неравенства:

Цр * Цри> (5)

где Цри — реализационная цена импортных аналогов.

В условиях проведения политики «фритредерства», когда на внутреннем рынке отечественных металлообрабатывающих станков нет или их очень мало, его заполняют иностранные производители, в основном китайские, а без государственного вмешательства в качестве протекционистских мер защиты внутренних производителей и ценового регулирования реанимировать эту важнейшую отрасль будет невозможно. Это решит проблему добавленной стоимости, основную часть при нынешних условиях забирают импортеры, а мы довольствуемся крохами от реализации сырья, обрекая себя еще на технологическую зависимость от импортеров.

Проведенный анализ показывает, что для реанимирования отечественного станкостроения необходимо довести цены комплектующих по всей технологической цепочке от станкостроительного завода до горнорудного комбината до такого уровня, чтобы действующие цены на их продукцию обеспечивали возможность безубыточной работы

предприятий на всех стадиях технологических переделов. Однако при нынешнем механизме ценообразования, когда предприятия добывающие и первичной переработки сырья, пользуясь своим выигрышным положением в технологической цепочке, забирают основную часть возможной прибыли и тем самым ставят непреодолимый барьер для обеспечения самостоятельного развития предприятий высших переделов, существенно подрываются возможности их финансирования, так как по факту:

Е П д.о. > Е П п.п. + Е П п.к. + Е П п.в.п., (6)

то есть сумма прибыли добывающих предприятий гораздо выше суммарной прибыли всех предприятий первичной переработки, предприятий, производящих комплектующие изделия и конечные, сложные продукты.

Представленный алгоритм формирования ценового распределения также наглядно демонстрирует несколько закономерностей в ценообразовании.

Завышенная цена на каждой предыдущей стадии технологического передела за счет увеличения доли прибыли в ценовом распределении существенно ограничивает возможности эффективной работы предприятий последующих переделов.

Возможность эффективной работы всей технологической цепочки напрямую зависит от финансовых возможностей предприятий на четвертом переделе, так как вся цепочка, исходя из того, что денежные средства для начала работы имеют императивный характер, будет работать, если их продукция будет пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Полученная сверхприбыль на первом и втором переделе — это недополученная прибыль предприятий последующих переделов вследствие несбалансированной работы ценового механизма, когда эти предприятия устанавливают цены на внутреннем рынке, примерно на уровне мировых цен. В условиях технологического отставания это исключает экономические возможности для реанимирования отрасли станкостроения без государственных дотаций.

Для подтверждения корректности формулы (6) нами проведен анализ прибыли 100 крупнейших компаний Российской Федерации в зависимости от их отраслевой принадлежности [18].

Нетрудно заметить, что прибыль указанных компаний, несмотря на введенный режим СВО, растет. Кроме этого, основная доля прибыли приходится на сырьевые компании, которые занимаются добычей и продажей сырья (таблица 1).

Среди указанных компаний наибольший удельный вес приходится на нефтедобывающие и газодобывающие компании, получающие более половины всех прибылей, из указанного списка 52,14%. На втором и третьем месте с небольшим отрывом соответственно предприятия химической промышленности и цветной металлургии. Следует указать, что в представленных данных не выделено классификации по «чистым» отраслям, поэтому предприятия, представленные в группе «цветная металлургия» и «добыча и металлургия» наряду с добычей и переработкой цветных металлов, занимаются еще добычей и первичной переработкой железной рудой.

Таблица 1

Рейтинг прибыльности компаний по сферам деятельности

Сфера экономики Прибыль по МСФО Удельный вес в%

2021 2022 2021 2022

Нефть, газ 5617,6 4108,9 52,75 52,14

Химическая промышленность 342,6 479,9 3,22 6,09

Цветная металлургия 571 473,2 5,30 6,01

Финансы 1404 467,2 13,20 5,93

Транспорт 225,3 403,3 2,12 5,12

Добыча и металлургия 223,6 233,5 2,10 2,96

Торговля 207,2 224,8 1,95 2,85

Уголь 159,7 202,3 1,50 2,57

Атомная промышленность 239,4 177,1 2,25 2,25

Черная металлургия 704,4 132,5 6,62 1,68

Цветная металлургия, энергетика 260,4 126,2 2,45 1,60

Электроэнергетика 112,5 125,5 1,06 1,59

Строительство 132,1 114,9 1,24 1,46

Телекоммуникации 167,8 101,6 1,58 1,29

Уголь, энергетика 12,8 84,9 0,12 1,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формацефтика 39,3 71,5 0,37 0,91

Сельское хозяйство 9 48 0,08 0,61

Экосистема -14,7 47,6 0,00 0,60

Логистика 11,2 46,1 0,11 0,59

ИТ - 38 0,00 0,48

Нефтегазсервис 6,6 28 0,06 0,36

ЖКХ 31,9 26,9 0,30 0,34

Букмекинг 1 26,4 0,00 0,34

Лесная промыленность 40,3 21,6 0,38 0,27

Финансы и инвестиции 63,4 20,8 0,60 0,26

Агропром 40,2 16,7 0,38 0,21

Медиа 9,8 16,5 0,09 0,21

Производство стройметариалов 19,2 16 0,18 0,20

Всего: 10637,6 7879,9 100,0 100

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 67080,5 81227,5

Обсуждение

Представленные данные не дают полной информации о механизме ценообразования на каждом переделе, так как это процесс многокомпонентный, в котором кроме цен на сырье, существенное влияние на цену оказывают уровень оплаты труда, социальные налоги и другие составляющие. Кроме этого, из одного вида сырья, как мы знаем, производится множество промежуточных и конечных продуктов, которые все необходимо оценить, причем чем выше уровень передела, тем больше ресурсов используется в создании промежуточных и конечных продуктов. Неслучайно в свое время В. Паретто писал о том, что развитие воплощается в непрерывном росте комбинаций ресурсов в производимых благах. Такое видение обусловливает необходимость рассмотрения при формировании ценового механизма всего набора конечных и промежуточных продуктов, производимых из одного ресурса. В вышеуказанных работах этот набор нами выделен как «спрэд-линия».

Спрэд-линия — это все возможные варианты использования природного ресурса на всех стадиях передела, воплощенные в конкретные продукты, имеющие натуральное и стоимостное выражение.

Спрэд-линия должна формироваться на основе качественных, количественных и стоимостных показателей, которые изменяются в процессе прохождения продукта от одного передела к другому. Качественные показатели должны отражать потребительские характеристики продуктов, полученных на каждом последующем уровне передела; количественные характеристики — определять их количество, выработанное из единицы первичного сырья, и стоимостные —

стоимость на каждом последующем переделе.

Обеспечение оптимального соотношения между этими видами продукции, производимой из одного вида ресурса, — важнейшая задача государственного регулирования ценообразования, обеспечивающая эффективное функционирование экономической модели в целом. Она напрямую связана с развитием научно-технического прогресса, так как расширяются варианты использования сырья, в связи с изменениями потребностей общества в тех или иных продуктах. В связи с этим можно утверждать, что спрэд-линия напрямую формируется и изменяется под воздействием НТП. Новые достижения фундаментальной науки способны существенно изменить состав и качество продуктов, входящих в спред-линию конкретного ресурса.

Еще один, не менее значимый фактор, который выявляется на основе использования спрэд-линии при моделировании экономических систем — ценовой. Алгоритм продвижения природного ресурса ясно показывает, что формирование цены отдельных компонентов «спрэда» в решающей степени зависит от цены, заложенной еще на первой стадии передела — добычи природных ресурсов.

Данное обстоятельство, в свою очередь, обусловливает необходимость введения другого понятия, которое бы учитывало в процессе ценообразования все многообразие используемых ресурсов в процессе их движения по переделам и их соотношение. Это понятие определено нами как ценовой каркас.

Ценовой каркас — это такое соотношение цен на всех этапах прохождения ресурса от его добычи до создания сложных конструкций, которое бы обеспечивало одинаковую платежеспособность субъектов на каждом переделе, при поддержании определенного уровня производства. Другими словами, это инструмент, при помощи которого формируется и обеспечивается экономическая устойчивость экономической системы. Основное условие успешного использования ценового каркаса — ориентация на развитие «в себе». Это означает, что за счет ресурсов, которыми располагает государство, должны быть обеспечены внутренние потребности, после этого можно рассматривать вопросы экспорта. Кроме этого, ценовой каркас всецело зависит от целеполагания, действующего в экономической системе, которое должно учитывать, что любой экспорт сырья — это добровольная раздача своих возможностей по выработке добавочного продукта иностранным покупателям. Высшим воплощением

бесхозяйственности и несостоятельности хозяйствующих руководителей является организация экспорта первичного сырья при одновременном импорте товаров, производимых из этого сырья.

Заключение

Для того чтобы ценовой каркас эффективно использовался, он должен отвечать следующим требованиям.

1. Соответствовать алгоритму прохождения природных ресурсов по всем технологическим переделам, в котором каждый последующий передел предполагает увеличение многокомпонентности и конструктивной сложности генерируемых продуктов.

2. Цена добываемых ресурсов на первом переделе должна быть установлена на уровне, обеспечивающем прибыльную работу предприятий последующих переделов.

3. Цены на продукцию четвертого передела, производящего сложную по конструкции и многокомпонентную по составу продукцию, должна обеспечивать предприятиям безубыточную работу и способность к самофинансированию, а также соответствовать покупательской способности потенциальных покупателей. Во многих случаях, когда нежелание открывать новые предприятия высших переделов прикрывается чиновниками их низкой конкурентоспобностью по сравнению с аналогами из технологически развитых стран, это на самом деле свидетельствует о выстроенной неадекватной системе ценообразования, ориентированного на мировые цены на ресурсы, соответственно, нежелании делиться сверхприбылью с предприятиями третьего и четвертого переделов.

4. Сложившуюся ущербную, препятствующую развитию предприятий и отраслей третьего и четвертого переделов систему ценообразования необходимо пересмотреть коренным образом, руководствуясь при этом не «базарными теориями», а опираясь на конструкцию двухуровневой экономической модели, которая обусловливает необходимость применения для этой цели понятия ценового каркаса на основе использования двухуровневой модели экономической системы. На ее основе также видно, что развитие предприятий высших переделов невозможно при нынешнем механизме ценообразования, когда добывающие и предприятия первичной переработки сырья, пользуясь своим выигрышным положением в технологически обусловленном продвижении ресурсов от низших переделов к высшим, забирают у них прибыль и тем самым

ставят непреодолимый барьер их самостоятельному развитию. Исходя из того, что не цена на один какой-либо ресурс, а совокупность систематизированных цен по стадиям переделов способна обеспечить реальное развитие, в организационном плане это означает реальное структурное переустройство.

5. Непосредственное участие и руководство государственных органов в процессе разработки и внедрения ценового каркаса в экономику, так как только государство при наличии политической воли и стремления обеспечить прорывное развитие способно реализовать такой проект, ибо необходимость государственного регулирования обусловлена самой конструкцией двухуровневой модели глобальной экономической системы.

Следует наконец осознать, что предоставление государственных субсидий — это временная мера, которая не может обеспечить устойчивого развития предприятий высших переделов, при этом явно свидетельствующая о структурных проблемах экономической системы, которые проявляются за счет неадекватности ценового механизма.

Литература

1. Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов / Под ред. А. Н. Азрилияна. Изд. 6-е, доп. Москва: Институт новой экономики, 2004. 1376 с.

2. ВЕКПРОМ. URL: https://www.vekpro.ru/catalog/mekhaniches-kaya-obrabotka-metalla/frezernye-stanki/vertikalno-frezernie-po-metallu/stanok-konsolno-frezernyy-vertikalnyy-6t13/?r1= yandext&r2&calltouch_tm=yd_c:98096185_gb:5306891354_ ad:15173455289_ph:5541035_st: search_pt: premium_p:5_s: none_dt: desktop_reg:64_ret:5541035_apt: none&yclid= 14474570923704057855 (дата обращения: 15 июня 2024 года).

3. Гафарова Г. Р. Вопросы государственного регулирования и правового обеспечения ценообразования в Российской федерации // Аграрное и земельное право. 2015. № 5 (125). С. 97-101.

4. Годвин У. "Political Justice" An Enquiry Concerning Political Justice, and Its Influence on General Virtue and Happiness, 1793.

5. Госфинансирование проекта по станкостроению на три года составит около 130 млрд рублей. URL.: https://sfr.gov.ru/press_ center/z_news/~2023/12/21/258618?ysclid=luhbjg74kv140669240

(дата обращения: 15 июня 2024 года).

6. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. 544 с.

7. ЕфимовскаяЛ. А., Хайруллина М. В. Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. 2016. С. 62-64.

8. Искаджян С. О. Роль государства в процессе ценообразования в сфере коммерческих услуг // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 5. С. 45-50.

9. Кемпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю. Экономикс. Москва, 1992. С. 47.

10. Кондаурова Г. А. Прогнозирование и планирование экономики. Мн., 2005. С. 147-148.

11. Круглые нержавеющие трубы. URL: https://novametcom.ru/ produkciya/steel/nerzhaveyuwij_prokat/truba_nerzhaveyuwaya/ kruglaja/ (дата обращения: 15 июня 2024 года).

12. Кулагина К. Е. Введение в экономическую теорию [Текст]: учеб. пос. для вузов / К. Е. Кулагина, И. В. Макарычева; Нижегор. гос. архитектур. строит. ун-т. Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. 94 с.

13. Кумехов К. К. и др. Актуальные проблемы взаимодействия теории и прикладной экономики в эпоху перманентного кризиса / Монография. Москва.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. С. 212.

14. Кумехов К. К. Критика классических теорий макроэкономического моделирования // Вестник МГИМО-университета. 2015. № 5 (44). С. 181-189.

15. ЛопатниковЛ. И. Экономико-математический словарь: Словарь соврем. экон. науки / Под ред. Г. Б. Клейнера. 5. Изд., перераб. и доп. Москва: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации: Дело, 2003; Калининград: ГИПП Янтар. сказ. 519 с.

16. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2004. 512 с.

17. Новости рынков. URL: https://smart-lab.ru/blog/news/1003152.

php?ysclid=luh5tf17an406892508 (дата обращения: 15 июня 2024 года).

18. Нож для станка СМЖ-172А с резьбой 110х40х18 отв д12. URL: https://www.sms-y.ru/catalog/goods/sk0338-nozh-dlya-stan-ka-smzh-172a-s-rezboy-110kh40kh18-otv-d12/ (дата обращения: 15 июня 2024 года).

19. Паринов С. И. Микроуровень процессов экономической координации. // Вопросы экономики. 2023. № 2. С. 127-144.

20. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). URL: https://lektsii.net/1-141453.html (дата обращения: 15 июня 2024 года).

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/71825654/?ysclid=lw0vv 356h2806047835 (дата обращения: 15 июня 2024 года).

22. Российское станкостроение вернулось, и это уже факт. Паникерам остается лишь смириться. URL: https://dzen.ru/a/ Zd1YqtKxYD-YHKo3 (дата обращения: 15 июня 2024 года).

23. Скоблякова И. В., Смирнов В. В., Родионова Е. М., Экономическая теория: учебное пособие для высшего профессионального образования / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. В. В. Смирнова. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», 2013. 266 с.

24. ФАС России предложены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования цен (тарифов). Проект Федерального закона «Об основах государственного регулированияцен (тарифов)». URL: https://www.con-sultant.ru/law/hotdocs/53119.html?ysclid=lw10i5kmwp141065763 (дата обращения: 15 июня 2024 года).

25. Хаек Ф. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М.: ИРИСЭН, 2006. 642 с.

26. Экономическая система: сущность и типы. смешанная экономика и ее модели. URL: https://storage.piter.com/upload/content s/978549601918/978549601918_p.pdf (дата обращения: 15 июня

Государственное ценовое регулирование на основе двухуровневой модели ... 2024 года).

27. Электронный ресурс. URL: Consolidated_Accounts_1995-2022. xlsx (live.com) (дата обращения: 15 июня 2024 года).

28. Chandler A. The Visible hand. The managerial revolution in American business, 1977. p. 608.

References

1. Azriliyan A. N. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar': 25000 terminov [Big economic dictionary: 25,000 terms], ed. by A. N. Azriliyan, 6th edition, add. Moscow: Institute of New Economics, 2004. 1376 p. (in Russian).

2. VEKPROM. Available at: https://www.vekpro.ru/catalog/ mekhanicheskaya-obrabotka-metalla/frezernye-stanki/ vertikalno-frezernie-po-metallu/stanok-konsolno-frezernyy-ver tikalnyy-6t13/?r1=yandext&r2&calltouch_tm=yd_c:98096185_ gb:5306891354_ad: 15173455289_ph:5541035_st: search_pt: premium_p:5_s: none_dt: desktop_reg:64_ret:5541035_apt: none&yclid= 14474570923704057855 (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

3. Gafarova G. R. Issues of state regulation and legal support of pricing in the Russian Federation. Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agrarian and land law], 2015, no. 5 (125), pp. 97-101 (in Russian).

4. Godwin U. "Political Justice" An Inquiry Concerning Political Justice, and Its Influence on General Virtue and Happiness, 1793.

5. State financing of the machine tool construction project for three years will amount to about 130 billion rubles. Available at: https://sfr. gov.ru/press_center/z_news /~2023/12/21/258618?ysclid=luhbjg74 kv140669240 (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

6. Dobrynin A. I., Tarasevich L. S. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory], ed. by A. I. Dobrynin, L. S. Tarasevich, 3rd ed. St. Petersburg: Publishing House of SPbGUEF, Publishing House "Peter", 2004, 544 p. (in Russian).

7. Efimovskaya L. A., Khairullina M. V. State regulation of pricing for goods and services: basic tools. Voprosy ekonomicheskoy teorii. Makroekonomika [Questions ofeconomic theory. Macroeconomics], 2016, pp. 62-64 (in Russian).

8. Iskajyan S. O. The role of the state in the pricing process in the field

of commercial services. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO [Economics, statistics and informatics. Bulletin of the UMO], 2013, no. 5, pp. 45-50 (in Russian).

9. Campbell R. McConnell, Stanley L. Brew. Ekonomiks [Economics], Moscow: 1992, p. 47 (in Russian).

10. Kondaurova G. A. Prognozirovanie i planirovanie ekonomiki [Forecasting and planning of the economy], Minsk, 2005, pp. 147148 (in Russian).

11. Round stainless steel pipes. Available at: https://novametcom.ru/ produkciya/steel/nerzhaveyuwij_prokat/truba_nerzhaveyuwaya/ kruglaja / (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

12. Kulagina K. E. Vvedenie v ekonomicheskuyu teoriyu: ucheb. pos. dlya vuzov [Introduction to economic theory: textbook for universities], ed. by K. E. Kulagina, I. V. Makarycheva; Nizhegorod State architecture. builds. Univ. N. Novgorod: NNGASU, 2016. 94 p. (in Russian).

13. Kumekhov K. K. et al. Aktual'nye problemy vzaimodeystviya teorii i prikladnoy ekonomiki v epohu permanentnogo krizisa [Actual problems of interaction between theory and applied economics in the era of permanent crisis]: monograph. Moscow.: Publishing House: Rusains Limited Liability Company, 2022, 212 p. (in Russian).

14. Kumekhov K. K. Criticism of classical theories of macroeconomic modeling. Vestnik MGIMO-universiteta [Bulletin of MGIMO University], 2015, no.5 (44), pp. 181-189 (in Russian).

15. Lopatnikov L. I. Ekonomiko-matematicheskiy slovar': Slovar' sovrem. ekon. nauki [Economic and mathematical dictionary: Dictionary of modernity. economic sciences], ed. by G. B. Kleiner. 5. Ed., reprint. and an additional one. Moscow: Academy of Agricultural Sciences under the Government of the Russian Federation. Federations: Delo, 2003; Kaliningrad: GIPP Yantar. a fairy tale. 519 p. (in Russian).

16. Mintsberg G. Struktura v kulake: sozdanie effektivnoy organizacii [The structure in the fist: the creation of an effective organization], ed. by Yu. N. Kapturevsky. St. Petersburg: St. Petersburg, 2004. 512 p. (in Russian).

17. Market news. Available at: https://smart-lab.ru/blog/news/1003152. php?ysclid=luh5tf17an406892508 (accessed: 15 June, 2024)

(in Russian).

18. Knife for the machine SMJ-172A with a thread 110x40x18 otv d12. Available at: https://www.sms-y.ru/catalog/goods/sk0338-nozh-dlya-stanka-smzh-172a-s-rezboy-110kh40kh18-otv-d12 (accessed June 15, 2024) (in Russian).

19. Parinov S. I. Microlevel of economic coordination processes. Voprosy ekonomiki [Economic issues], 2023, no.2, pp. 127-144 (in Russian).

20. Regulations on accounting "Expenses of the organization" (PBU10/99). Available at: https://lektsii.net/1-141453.html (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

21. Resolution of the Government of the Russian Federation dated December 2, 2017 No. 1465 "On State regulation of prices for products Supplied under the State Defense Order, as well as on Amendments and invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation". Available at: https://base.garant.ru/71 825654/?ysclid=lw0vv356h2806047835 (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

22. The Russian machine tool industry has returned, and this is already a fact. Alarmists can only accept. Available at: https://dzen.ru/a/ Zd1YqtKxYD-YHKo3 (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

23. Skoblyakova I. V., Smirnov V. V., Rodionova E. M. Ekonomicheskaya teoriya: uchebnoe posobie dlya vysshego professional'nogo obrazovaniya [Economic theory: a textbook for higher professional education], ed. by Dr. Economy. of Sciences, professor V. V. Smirnova. Orel: FGBOU HPE "Gosuniversitet — UNPK", 2013. 266 p. (in Russian).

24. The Federal Antimonopoly Service of Russia has proposed legal, economic and organizational bases for state regulation of prices (tariffs). The draft Federal Law "On the basics of state regulation of prices (tariffs)". URL: https://www.consultant.ru/law/ hotdocs/53119.html?ysclid=lw10i5kmwp 141065763 (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

25. Haek F. Pravo, zakonodatel'stvo i svoboda: sovremennoe ponimanie liberal'nyh principov spravedlivosti i politiki [Law, legislation and freedom: a modern understanding of the liberal principles of justice and politics], Moscow: IRISEN, 2006. 642 p. (in Russian).

26. The economic system: the essence and types. the mixed economy

and its models. Available at: https://storage.piter.com/upload/cont ents/978549601918/978549601918_p.pdf (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

27. Electronic resource. Available at: Consolidated_ Accounts_1995-2022.xlsx (live.com) (accessed: 15 June, 2024) (in Russian).

28. Chandler A. The Visible hand. The managerial revolution in American business, 1977. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.