Научная статья на тему 'Оценка практики применения методов государственного регулирования цен: опыт Индии'

Оценка практики применения методов государственного регулирования цен: опыт Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
618
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ ТОВАРЫ / МАКСИМАЛЬНАЯ РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИКА ИНДИИ / УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ ИНДИИ / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ ИНДИИ / GOVERNMENT REGULATION OF PRICES / STATE PRICING POLICY / ESSENTIAL GOODS / MAXIMUM RETAIL PRICE / CONSUMER PROTECTION / COMPETITION PROTECTION / RETAIL / INDIAN ECONOMY / INFLATION RATE OF INDIA / GROSS DOMESTIC PRODUCT OF INDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сантович Е. А.

С целью обобщения зарубежного опыта в сфере государственной ценовой политики рассмотрен практический опыт Республики Индии по использованию инструментов государственного регулирования цен. Проведен обзор законодательства, раскрыт механизм, а также выделены плюсы и минусы тех или иных государственных мер контроля над ценами, в частности использование перечня жизненно необходимых товаров, установление обязательной максимальной рыночной цены на все упакованные товары, защита конкурентной среды национального рынка. Проведен анализ результатов государственной политики регулирования цен, а также динамики ключевых показателей индийской экономики за последние пять лет. Обозначены дальнейшие перспективы и направления развития экономики Республики Индии.Научная методология исследования базирована на системном подходе. В зависимости от характера разрабатываемых проблем применены методы причинно-следственного анализа, экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический, сравнительный и другие методы. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Республики Индии, статистические данные, электронные ресурсы, а также оперативная первичная информация министерств и ведомств Центрального Правительства Республики Индии.Сделан вывод, что выстроенная государственная модель регулирования цен дает защиту не только потребителям, обеспечивая доступность необходимых товаров, но и производителям, способствуя перераспределению прибыли в их пользу. Обозначены проблемы функционирования отдельных инструментов государственной ценовой политики, однако на основании статистических данных сделан обобщающий вывод, что они не являются критичными и не подрывают экономику страны или свободное функционирование рынка. Даны оценки перспектив применения отдельных элементов государственной ценовой политики Республики Индии в отечественной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the practice of applying state price regulation methods: Indian experience

In order to generalize foreign experience in the field of state price policy, the practical experience of the Republic of India on the use of state price regulation tools has been considered. A review of the legislation has been conducted, the mechanism has been revealed, and the pros and cons of certain state price control measures have been highlighted, in particular the use of a list of vital goods, the establishment of a mandatory maximum market price for all packaged goods, and the protection of the competitive environment of the national market. The results of the state policy of price regulation, as well as the dynamics of key indicators of the Indian economy over the past five years have been analysed. Further prospects and directions of development of the economy of the Republic of India have been outlined.The scientific research methodology has been based on a systems approach. Depending on the nature of the problems being developed, the methods of causal analysis, economic-statistical, monographic, abstract-logical and comparative have been applied. The regulatory legal acts of the Republic of India, statistics, electronic resources, as well as operational primary information of the ministries and departments of the Central Government of India make up the information base of the study.It has been concluded, that the state-built model of price regulation provides protection not only to consumers, ensuring the availability of necessary goods, but also to producers, ensuring redistribution of profit in their favor. The problems of the functioning of individual instruments of the state pricing policy have been indicated, however, based on statistical data, a generalized conclusion has been made, that they are not critical and do not undermine the country’s economy or the free functioning of the market. The prospects for the use of certain elements of the state price policy of India in the Russian economy have been evaluated.

Текст научной работы на тему «Оценка практики применения методов государственного регулирования цен: опыт Индии»

УДК 338.532 JEL E64 DOI 10.26425/2309-3633-2020-1-11-19

Получено: 10.01.2020 Одобрено: 19.02.2020 Опубликовано: 25.03.2020

Оценка практики применения методов государственного регулирования цен: опыт Индии

Сантович Елена Андреевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов, Российская Федерация, e-mail: sant-elena@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2441-2419

Аннотация

С целью обобщения зарубежного опыта в сфере государственной ценовой политики рассмотрен практический опыт Республики Индии по использованию инструментов государственного регулирования цен. Проведен обзор законодательства, раскрыт механизм, а также выделены плюсы и минусы тех или иных государственных мер контроля над ценами, в частности использование перечня жизненно необходимых товаров, установление обязательной максимальной рыночной цены на все упакованные товары, защита конкурентной среды национального рынка. Проведен анализ результатов государственной политики регулирования цен, а также динамики ключевых показателей индийской экономики за последние пять лет. Обозначены дальнейшие перспективы и направления развития экономики Республики Индии.

Научная методология исследования базирована на системном подходе. В зависимости от характера разрабатываемых проблем применены методы причинно-следственного анализа, экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический, сравнительный и другие методы. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Республики Индии, статистические данные, электронные ресурсы, а также оперативная первичная информация министерств и ведомств Центрального Правительства Республики Индии.

Сделан вывод, что выстроенная государственная модель регулирования цен дает защиту не только потребителям, обеспечивая доступность необходимых товаров, но и производителям, способствуя перераспределению прибыли в их пользу. Обозначены проблемы функционирования отдельных инструментов государственной ценовой политики, однако на основании статистических данных сделан обобщающий вывод, что они не являются критичными и не подрывают экономику страны или свободное функционирование рынка. Даны оценки перспектив применения отдельных элементов государственной ценовой политики Республики Индии в отечественной экономике.

Ключевые слова: государственное регулирование цен, государственная ценовая политика, жизненно необходимые товары, максимальная розничная цена, защита интересов потребителей, защита конкуренции, розничная торговля, экономика Индии, уровень инфляции Индии, валовой внутренний продукт Индии.

Цитирование: Сантович Е.А. Оценка практики применения методов государственного регулирования цен: опыт Индии//Управление. 2020. № 1. С. 11-19.

© Сантович Е.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

JEL E64 DOI 10.26425/2309-3633-2020-1-11-19

Received: 10.01.2020 Approved: 19.02.2020 Publishid: 25.03.2020

Evaluation of the practice of applying state price regulation methods: Indian experience

Santovich Elena

Candidate of Economic Sciences, Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, e-mail: sant-elena@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2441-2419

Abstract

In order to generalize foreign experience in the field of state price policy, the practical experience of the Republic of India on the use of state price regulation tools has been considered. A review of the legislation has been conducted, the mechanism has been revealed, and the pros and cons of certain state price control measures have been highlighted, in particular the use of a list of vital goods, the establishment of a mandatory maximum market price for all packaged goods, and the protection of the competitive environment of the national market. The results of the state policy of price regulation, as well as the dynamics of key indicators of the Indian economy over the past five years have been analysed. Further prospects and directions of development of the economy of the Republic of India have been outlined.

The scientific research methodology has been based on a systems approach. Depending on the nature of the problems being developed, the methods of causal analysis, economic-statistical, monographic, abstract-logical and comparative have been applied. The regulatory legal acts of the Republic of India, statistics, electronic resources, as well as operational primary information of the ministries and departments of the Central Government of India make up the information base of the study.

It has been concluded, that the state-built model of price regulation provides protection not only to consumers, ensuring the availability of necessary goods, but also to producers, ensuring redistribution of profit in their favor. The problems of the functioning of individual instruments of the state pricing policy have been indicated, however, based on statistical data, a generalized conclusion has been made, that they are not critical and do not undermine the country's economy or the free functioning of the market. The prospects for the use of certain elements of the state price policy of India in the Russian economy have been evaluated.

Keywords: government regulation of prices, state pricing policy, essential goods, maximum retail price, consumer protection, competition protection, retail, Indian economy, inflation rate of India, gross domestic product of India.

For citation: Santovich E.A. Evaluation of the practice of applying state price regulation methods: indian experience (2020) Upravlenie, 8 (1), pp. 11-19. doi: 10.26425/2309-3633-2020-1-11-19

© The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/)

Свободно функционирующий рынок не всегда гарантирует высокую эффективность экономической деятельности, и проблема нахождения оптимального соотношения роли государства и рыночного механизма в экономике по-прежнему остается весьма актуальной. Экономические санкции против России и последовавший за этим финансовый кризис спровоцировали новую волну интереса к теме государственного регулирования цен как среди законотворцев (фракция КПРФ в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации), так и среди ученых (Е. В. Алексеева, Н. А. Барков-ская, Е. Н. Воронкова, В. В. Врублевская, Л. А. Ефи-мовская, Г. Г. Иванов, И. А. Колпакова, В. К. Крыш-талев, М. Ю. Лев, Б. Т. Моргоев, Л. Н. Минеева, С. Р. Муравьев, Л. Н. Раскина, Р. Р. Сидорчук, И. И. Скоробогатых, А. Н. Соломатин, Т. П. Тель-нова, М. В. Хайруллина, А. В. Якунина и др.). Предлагаемые экономические меры при этом варьируются от прямого установления цен или их фиксирования на определенном уровне до таких инструментов, как воздействие на цены посредством введения косвенных налогов или потоварных дотаций, административные и бюджетно-финансовые меры [1; 3; 5]. Конечной целью государственного регулирования цен является воздействие на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны, сдерживание инфляции, обеспечение стабильного развития экономической системы в целом и нивелирование ее циклических колебаний [2; 4].

Мировая наука и практика предлагают еще большее разнообразие методов государственного регулирования цен. В частности, интересен опыт Республики Индии — страны с развивающейся экономикой, которая с 1990-х гг. встала на путь либерализации, где рыночные отношения стали главным принципом экономического развития при сохранении базовых структур государственного сектора и государственного регулирования. С Россией Индию сближает федеративное государственное устройство, крупные размеры территории, значительное разнообразие природно-ресурсных зон, население, принадлежащее к различным национальным и религиозным группам. В многонаселенной стране такая сфера, как регулирование и контроль над ценообразованием, не могла остаться без внимания государства. Для этих целей был принят ряд законов и введен в действие ряд правительственных мер.

Основной законодательной базой для обеспечения контроля над ценами в Республике Индии является Закон о жизненно необходимых товарах [19].

Этот закон был принят Парламентом страны еще в апреле 1955 г. и действует до сих пор, обеспечивая доступность необходимых населению Индии товаров и защиту рынка от недобросовестных предпринимателей и торговых агентов. Он предусматривает регулирование и контроль со стороны государства на всех этапах: производство, распределение, ценообразование и реализация конечному потребителю включенных в список товаров. Данная мера позволяет обеспечивать бесперебойные поставки по справедливым ценам основных базовых товаров. Согласно вышеуказанному закону эти товары делятся на три класса: продукты питания, сырье для промышленности, продукция централизованно контролируемых производств.

Центральное Правительство Индии уполномочено объявлять любой товар жизненно важным для целей Закона о жизненно необходимых товарах 1955 г., то есть может включать новые товары по мере необходимости и исключать их из списка, как только ситуация улучшается. В настоящее время Правительство классифицирует более 60 товаров как товары первой необходимости. Основными группами являются следующие:

• корм для скота, включая жмых;

• уголь, включая кокс и другие производные;

• комплектующие автомобилей;

• хлопок и шерстяной текстиль;

• лекарственные средства;

• пищевые продукты, включая пищевые масла;

• железо и сталь;

• бумага и газетная бумага;

• нефть и нефтепродукты;

• сырой хлопок;

• сырой джут;

• любой другой класс товаров, который Центральное Правительство может объявить основным товаром для целей Закона о жизненно необходимых товарах 1955 г.

Сам механизм сдерживания государством роста цен на необходимые населению товары на практике осуществляется с помощью регулирования объема предложения данного товара на рынке. Так, например, в 2006 г. Правительство обнаружило сговор производителей пшеницы и бобовых. В ожидании дальнейшего увеличения стоимости этих товаров спекулянты сдерживали запасы по этим позициям. Центральным Правительством Индии было наложено ограничение на хранение этих товаров на определенный период и сверх установленного количества. Был снижен уровень пошлин на импорт пшеницы и бобовых до нуля, что позволило увеличить предложение за счет импорта.

Проведены меры по устранению любых ограничений на перемещение этих товаров между штатами.

Таким образом, государство в основном работает по схеме: «мониторинг повышения цен на необходимые товары — уведомление об ограничении на хранение товара на определенный период — обеспечение соблюдений ограничений». Любой, кто торгует или имеет дело с товаром, включенном в список Закона о жизненно необходимых товарах 1955 г., будь то оптовые торговцы, розничные торговцы или даже импортеры, не может накапливать его сверх определенного количества. Однако государство может решить не вводить никаких ограничений, но как только это произойдет, продавцы должны немедленно вывести на рынок все излишки, удерживаемые сверх установленного количества. Государственные органы периодически проводят рейды среди магазинов и торговых посредников, нарушители наказываются, а избыточные запасы продаются с аукциона или по «справедливой» цене. Данная мера со стороны государства увеличивает объемы поставок и обеспечивает снижение цен.

Закон о жизненно необходимых товарах 1955 г. в основном затрагивает цены на сырье, товары на развес, разлив, неупакованные промышленным способом товары. В отношении же упакованных товаров применяется механизм с использованием фиксированной максимальной розничной цены, которая обязательно указывается маркировкой MRP (англ. Maximum Retail Price) на всех товарах. Данная мера была введена еще в 1990 г. Департаментом законодательной метрологии Министерства гражданских поставок путем внесения поправки в Закон о стандартах мер и весов (упакованные товары) 1977 г. [20]. Он должен был предотвратить уклонение от уплаты налогов и защитить потребителей от спекуляций со стороны ритейлеров различных уровней. До внесения поправок производители могли печатать либо максимальную розничную цену (включая все налоги), либо розничную цену (местные налоги дополнительно). Когда производители выбрали последний метод, оказалось, что розничные торговцы часто взимают больше, чем составляют местные налоги. Таким образом, была внесена поправка о введении обязательной печати максимальной розничной цены на всех упакованных товарах. Максимальная розничная цена — это рассчитанная производителем цена, которая является самой высокой ценой за конкретный продукт, продаваемый на территории страны. Однако ритейлеры могут продавать товары дешевле. Все без исключения упакованные розничные продукты в Индии должны иметь указанную метку. Механизм использования

фиксированной максимальной розничной цены отличается от систем, использующих рекомендованную розничную цену тем, что в этих системах рассчитанная производителем цена является лишь рекомендацией, не подлежащей исполнению по закону. Максимальная розничная цена в отношении любого товара в упакованной форме включает не только все местные налоги или сборы, но и фрахт, транспортные расходы, комиссионные, подлежащие уплате дилерам, все расходы на рекламу, доставку, пересылку, упаковку, прибыль производителя, дистрибьюторов, дилеров и прочие расходы, в зависимости от обстоятельств.

По закону предусмотрена система административных наказаний для розничных продавцов, реализующих товар по цене, превышающей максимальную печатную розничную цену. Ответственность за проверку того, продается ли продукция по цене, превышающей напечатанную максимальную розничную цену, лежит на сотрудниках государственного отдела законодательной метрологии. Данная система уникальна для стран с рыночной экономикой и функционирует только в двух странах мира: Индии и сопредельном с ней государстве Бангладеш.

Ведутся жаркие споры сторонников и противников данной меры. Со стороны экспертного сообщества периодически звучат призывы к отмене всеобщей обязательной печатной цены на товарах, поскольку она может считаться сродни прямому установлению цен и, по сути, является антиконкурентной, что недопустимо для страны, строящей либеральную рыночную экономику [12].

К тому же правило максимальной розничной цены очень часто нарушается, поскольку применяется только к товарам, а не к услугам. Например, когда потребитель в Индии покупает холодную воду в бутылках или безалкогольные напитки, с него могут взять надбавку «за охлаждение». До 2018 г. посетителям кинотеатров, ресторанов высокого класса, туристических мест, торговых центров, аэропортов и вокзалов нередко приходилось платить цену намного выше установленной максимальной розничной цены. После того, как многие потребители пожаловались на необходимость платить высокие цены за товар в указанных местах, были внесены изменения. Правительственной директивой против дифференцированных цен с 2018 г. было запрещено взимать сборы сверх максимальной розничной цены в кинотеатрах, торговых центрах, аэропортах и т. д. Согласно Закону о легальной метрологии данное нарушение предусматривало штраф в размере 25 тыс. рупий или тюремное заключение. Однако 12 декабря 2017 г. Верховный суд Нью-Дели постановил,

что положения Закона о легальной метрологии не будут применяться в отношении отелей и ресторанов, и они не могут быть привлечены к ответственности за продажу продукции по ценам, превышающим максимальную розничную цену [13]. Судебная коллегия во главе с судьей Рохинтоном Нариманом опровергла аргумент Правительства о том, что чрезмерная надбавка за расфасованные или упакованные продукты является правонарушением, поскольку продажа упакованной питьевой воды или продуктов питания «включает элемент обслуживания, предусматривающего обстановку, столовые приборы и сервис» [13]. В ходе заседания было отмечено, что это не просто продажа, так как ни один клиент не идет в ресторан или гостиницу для того, чтобы купить бутылку минеральной воды. Клиент отправляется в кафе или отель, чтобы расслабиться и насладиться атмосферой, для которой также предоставляются услуги.

Иногда производители, пользуясь несовершенством законодательства, печатают максимальную розничную цену настолько высокую, что продукт может быть продан по фактической цене со скидкой до 90 %, что делает печатную максимальную розничную цену избыточной в своей способности сигнализировать о реальной стоимости товара. Кроме того, ряд специалистов замечают, что максимальная розничная цена по факту становится не максимальной, как призвана быть, а однородной, реализующей сговор производителей с розничными продавцами. В данном случае механизм обязательной печати максимальной розничной цены на упаковке товара наносит ущерб потребителям, противореча своей цели. Закон регулирует только то, что розничные продавцы не могут продавать товары выше максимальной розничной цены, но ни один закон в Индии не запрещает производителю ставить любую максимальную розничную цену, которую он посчитает целесообразной. Более того, производители могут поставить разные максимальные розничные цены для одного и того же продукта. Например, бутылки с водой, поставляемые в торговые центры, могут иметь более высокие максимальные розничные цены (40—50 рупий), чем те которые продаются за их пределами (20 рупий). В связи с этим еще в 2017 г. прозвучали законодательные инициативы, предлагающие ввести единые налоги во всех штатах, а также установить правило, по которому производитель не мог бы прописывать максимальную розничную цену более чем в два раза превышающую цену, по которой он продает данный товар любому посреднику, дистрибьютору, оптовому закупщику, ритейлеру (за исключением отдельных прописанных случаев). Это позволит

прекратить практику чрезмерного завышения максимальной розничной цены производителями. Однако ситуация не столь однозначная: именно с максимальной розничной цены, а не с фактической цены по которой был продан товар, начисляется большинство косвенных налогов. Соответственно, чем выше официальная максимальная розничная цена, тем выше налоговая база, с которой идут отчисления в бюджет государства. Поэтому центральное правительство не спешит менять сложившуюся практику, ограничивая максимальную розничную цену. С другой стороны, косвенные налоги, рассчитываемые с максимальной розничной цены, платит производитель, и, завышая максимальную розничную цену, он завышает свои расходы, что является экономическим стимулом для нахождения оптимальной рыночной цены, и дополнительных инструментов со стороны государства здесь не требуется.

В отношении же унификации косвенных налогов были проведены масштабные реформы по всей стране. 1 июля 2017 г. вступил в силу единый по всей стране налог на товары и услуги (известный как GST, сокращенно от англ. Goods and Services Tax), для чего пришлось даже внести поправку в Конституцию Индии [16; 17]. Данный налог включил в себя 17 ранее существовавших косвенных налогов и охватывает более 1 300 видов товаров и 500 видов услуг. Ставки по налогу GST варьируются и устанавливаются в зависимости от категории товара или услуги в размере 0 %, 5 %, 12 %, 18 % или 28 %. Это помимо налога на золото, который удерживается на уровне 3 %, и необработанных драгоценных и полудрагоценных камней, которые облагаются по специальной ставке 0,25 % по GST.

Еще один аргумент, который часто приводится в защиту максимальной розничной цены, заключается в том, что она предназначена для защиты потребителей в отдаленных местах, у которых нет возможности ходить в разные магазины в поисках оптимальной цены. Критики же данной меры говорят, что, хотя максимальная розничная цена и направлена на установление единых цен, независимо от того, находится ли продавец в деловом центре города или в отдаленной деревне, результат часто наносит ущерб как розничным продавцам, так и потребителям [12]. Розничные торговцы в отдаленных местах и в деревнях часто должны нести высокие транспортные расходы, которые они не могут передать конечному потребителю, поскольку по закону им не разрешается взимать цену, превышающую максимальную розничную цену. Поэтому они в конечном итоге несут убытки. Чтобы избежать этого, они предпочитают не хранить большой ассортимент продуктов, тем

самым уменьшая выбор, доступный для потребителей в этих местах. Сложившаяся ситуация существенно противоречит системе свободного рынка, поскольку размер прибыли розничного предприятия определяет не сам розничный продавец, а производитель. Как отмечается в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2017 г. по Индии, плотность розничной торговли в стране достаточно высока, чтобы механизм рынка функционировал должным образом [8].

И все-таки сторонников применения максимальной розничной цены гораздо больше, поскольку утверждается, что рынок Индии еще недостаточно развит, часть населения неграмотна, а налоговое законодательство слишком запутанно, чем и пользуются недобросовестные продавцы.

Также для защиты интересов потребителей существует Закон о конкуренции 2002 г. (с ключевыми поправками в 2007 и 2009 гг.), заменивший в свое время архаичный Закон о монополиях и ограничительной торговой практике 1969 г. [18]. Данным законом была учреждена Комиссия, которая обязана защищать интересы свободной и честной конкуренции (включая процесс конкуренции) и, как следствие, защищать интересы потребителей. Так, в июне 2012 г. Комиссия по конкуренции Индии наложила штраф в размере 910 млн долл. США на 11 цементных заводов [7]. Было установлено, что цементные компании регулярно встречались, чтобы фиксировать цены, контролировать долю рынка и сдерживать предложение, что приносило им незаконную прибыль. В августе 2014 г. было оштрафовано более десятка индийских автопроизводителей (Maruti Suzuki, Mahindra & Mahindra, Tata Motors, Toyota, Honda, Volkswagen, Fiat, Ford, General Motors, Nissan, Hindustan Motors, Mercedes Benz и Skoda) за то, что они не предоставляли фирменные запчасти и диагностические инструменты независимым специалистам по ремонту, сдерживая конкуренцию на рынке [11]. В ноябре 2015 г. Комиссия по конкуренции Индии оштрафовала три авиакомпании (Jet Airways, InterGlobe Aviation Limited (Indigo) и SpiceJet) за картельный сговор при определении топливной надбавки за авиаперевозки [6]. Среди последних нашумевших случаев также стало антимонопольное расследование в мае—июне 2019 г. в отношении Google [10]. Подразделение Alphabet Inc. Google была уличена в злоупотреблении своим доминирующим положением с использованием принадлежащей ей популярной мобильной операционной системы Android для блокирования разрабатывающих приложения для смартфонов, планшетов, цифровых проигрывателей и прочих устройств конкурентов на рынке.

Помимо регулирующих и контролирующих мер Правительство Индии предпринимает различные инициативы по улучшению розничной торговли, например, в части привлечения прямых иностранных инвестиций и развития электронной торговли:

• планируют изменить правила о прямых иностранных инвестициях в пищевой промышленности, чтобы разрешить компаниям электронной торговли и иностранным ритейлерам продавать потребительские товары, изготовленные в Индии;

• разрешены прямые иностранные инвестиции объемом до 100 % в розничную онлайн-продажу товаров и услуг в моделях «бизнес бизнесу» (B2B);

• запущен портал электронной торговли TRIFED и портал мобильной торговли «Народности Индии», которые позволят 55 тыс. национальных ремесленников получить доступ к международным рынкам;

• Резервный банк Индии (RBI) поручил банкам и компаниям обеспечить совместимость между всеми предоплаченными платежными инструментами (PPI), такими как цифровые кошельки, предопла-ченные денежные купоны и предоплаченные телефонные карты для пополнения счета через унифицированный интерфейс платежей (UPI) [9].

Индийская розничная торговля стала одной из самых динамичных и быстроразвивающихся отраслей. Ожидается, что общие расходы на потребление к 2020 г. достигнут почти 3 600 млрд долл. США против 1 824 млрд долл. США в 2017 г. На их долю приходится более 10 % валового внутреннего продукта (далее — ВВП) страны и около 8 % занятости. Индия занимает пятое место в мире по объему розничной торговли. Согласно прогнозам, розничный рынок в Индии вырастет с 672 млрд долл. США в 2017 г. до 1 200 млрд долл. США в 2021 г.

Сдерживание роста цен остается ключевым направлением политики Правительства Индии. В 2018 г. уровень инфляции в Индии составил около 3,43 % по сравнению с предыдущим годом [14]. Темпы инфляции в стране последние 5 лет установились на стабильно низком уровне (табл. 1).

Уровень инфляции в Индии рассчитывается с использованием методики, предусматривающей анализ повышения цен на фиксированную корзину продуктов, содержащую товары и услуги, которые средний потребитель оплачивает в течение года. Она включает расходы на продукты питания, одежду, арендную плату, телекоммуникации, электроэнергию и сырье (например, газ, нефть), развлекательные мероприятия, а также федеральные сборы и налоги.

20 февраля 2015 г. Резервный банк Индии и Правительство Индии подписали рамочное соглашение о денежно-кредитной политике, что и стало

Таблица 1

Уровень инфляции к предыдущему году в Республике Индия в 2014-2019 гг.

Table 1. Rate of inflation against last year in the Republic of India 2014-2019

Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019*

Уровень инфляции, % 5,80 4,90 4,50 3,60 3,43 3,44

* Прогнозное значение.

Составлено автором по материалам источника [14] / Compiled by the author on the materials of the source [14]

отправной точкой перехода страны на систему таргетирования инфляции, принятую в 25 развитых странах мира согласно данным Международного валютного фонда (далее — МВФ), включая США, Канаду, Австралию, Великобританию и ряд других стран. К слову сказать, Центральный банк Российской Федерации официально перешел к режиму таргетирования инфляции в конце 2014 г. Стратегия таргетирования инфляции предполагает, что денежно-кредитная политика своей ключевой целью ставит поддержание уровня цен на определенном уровне или в определенном диапазоне.

В 2018 г. Индия стала седьмой по величине экономикой в мире, ВВП которой составил 2,72 трлн долл. США, а уже в 2019 г. Индия обогнала по этому показателю сразу Великобританию и Францию и планирует завершить год согласно промежуточному отчету МВФ с показателем 2,94 трлн долл. США. Индия является самой быстрорастущей экономикой G-20: рост ВВП в 2017 г. достиг 7,2 %, в 2018 г. - 6,8 % и это самый низкий показатель с 2014 г., где рост ВВП составлял 7,4 % [21]. В 2015 г. и 2016 г. рост ВВП был 8 % и 8,2 % соответственно. Снижение показателей роста с 2017 г. связывают, прежде всего, с инициативой по обмену валюты в ноябре 2016 г., которая вызвала острый монетарный шок и дала серьезные сбои в экономике, а также с развертыванием налога на товары и услуги (GST) в июле 2017 г. Однако восстановление идет полным ходом за счет предпринятых правительством шагов по ослаблению норм и либерализации условий вхождения на рынок иностранных инвесторов. По данным отчета о мировых инвестициях 2019 г. Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД (англ. United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD)), Индия входит в первую десятку стран, принимающих прямые иностранные инвестиции [22]. Их приток достиг рекордного уровня в 44,5 млрд долл. США в 2016 г. В 2017 г. следуя глобальной тенденции наблюдалось некоторое снижение этого показателя до 39,9 млрд долл. США, а в 2018 г. эта цифра снова увеличилась до 42,3 млрд долл. США. По данным Департамента по развитию промышленности и внутренней торговли Индии (DPIIT), наибольший приток

капитала идет в сферу телекоммуникации, за которым следует сектор услуг, компьютерное программное и аппаратное обеспечение и торговля [15].

Перспективы развития страны видятся в развитии рынка труда, земли, товарных рынков, дальнейшем углублении и расширении структурных реформ финансового сектора. В среднесрочной перспективе необходимо добиться для молодой и растущей рабочей силы Индии соответствующего роста количества рабочих мест и их производительности за счет роста инвестиций (как внешних, так и внутренних) и увеличения охвата и качества образования.

На первый взгляд может показаться, что система государственного регулирования цен Индии очень жесткая и напоминает работу Государственного комитета цен при Совете Министров СССР. Цена товара, напечатанная прямо на заводской упаковке, там же, где указан состав и реквизиты производителя, вызывает соответствующие ассоциации. Однако это лишь кажущееся впечатление. Правительство Индии не диктует производителям, сколько и в каком количестве производить и по какой цене продавать. Государство напрямую не устанавливает цены и не фиксирует их — оно использует механизмы обеспечения спроса и предложения на равновесном уровне путем поддержки рыночного предложения различными способами, в том числе и административными.

В ходе исследования был обнаружен неявный эффект, о котором не упоминается в целях и задачах вышеуказанных законов регулирования цен и экспертных заключениях. Выстроенная государством модель регулирования цен дает защиту не только потребителям, обеспечивая доступность необходимых товаров. Она обеспечивает аккумуляцию средств и прибыли (в редких случаях сверхприбыли) в руках производителей, а не посредников, перекупщиков, розничных торговцев и т. д. Именно производители несут самые большие расходы, инвестируя в материальную базу своих предприятий. И именно они обеспечивают стабильность развития реального сектора, наиболее уязвимого в экономике любого государства. В российской же экономике существует перекос перераспределения прибыли в сторону торговли. Доля продавца в цене товара

порой достигает 70-90 %. Об этом факте хотя бы говорит волатильность цен на российском рынке. Можно спокойно найти продовольственные товары в соседних магазинах с разницей в цене, превышающей 300 %, а уровень разброса цен непродовольственных товаров может достигать 500 % и более.

Также указанные меры служат сдерживающим фактором инфляционных ожиданий населения, мониторинг которых обязателен для стран, перешедших на режим таргетирования инфляции. Так, Центральный банк Российской Федерации ежемесячно проводит опросы и составляет аналитические отчеты по измерению инфляционных ожиданий и потребительских настроений населения. Оценка этого показателя в различных странах обнаруживает, что даже небольшое увеличение темпов роста цен, денежная реформа или девальвация национальной валюты

Библиографический список

1. Барковская, Н. А., Минеева, Л. Н. Государственное регулирование цен на продовольственные товары: проблемы и перспективы // Аграрный научный журнал. 2015. № 7. С. 63-67.

2. Врублевская, В. В., Тяпкина, М. Ф. Методы и направления государственного регулирования цен в сельском хозяйстве // Ценообразование как необходимое условие расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве: монография. Иркутск: ИрГСХА, 2015. С. 39-43.

3. Иванов, Г. Г., Ефимовская, Л. А., Крышталев, В. К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1717-1728.

4. Лев, М. Ю. Особенности реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 5. С. 139-149.

5. Якунина, А. В. К вопросу о государственном регулировании цен // Наука и общество. 2014. № 3 (18). С. 19-26.

6. Cartelisation: CCI imposes Rs 258 crore fine on Jet Airways, IndiGo, SpiceJet // Financial Express. 2015. Nov 18 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. financialexpress.com/industry/cci-imposes-rs-258-crore-fine-on-jet-airways-indigo-spicejet/167006/ (дата обращения: 09.01.2020).

7. Dey, S. Busted: "Cartelising" cement firms // Business Standard. 2012. June 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business-standard.com/article/ companies/busted-cartelising-cement-firms-112062600067_1.html (дата обращения: 09.01.2020).

8. Economic survey of India // OECD. 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.oecd.org/eco/surveys/ economic-survey-india. htm (дата обращения: 09.01.2020).

9. Indian e-commerce industry report // India brand equity foundation. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ibef.org/industry/ecommerce.aspx (дата обращения: 09.01.2020).

10. Kalra, A. Exclusive: India orders anti-trust probe of Google for alleged Android abuse - sources // Reuters. 2019. May 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

могут привести из-за инфляционных ожиданий к двухзначным показателям инфляции.

Негативные факторы описанной системы есть, и они подробно описаны в ходе исследования, но они не являются критичными и не подрывают экономику страны или свободное функционирование рынка. Ущерб, нанесенный ритейлерам, незначителен, и показатели развития рынка розничной торговли Республики Индии за последние пять лет красноречиво об этом говорят.

В Российской Федерации возможно применение отдельных элементов данной системы для регулирования цен на рынках товаров с неэластичным спросом по цене, таких как лекарственные препараты, продовольственные товары и сельскохозяйственная продукция и др.

References

1. Barkovskaya N. A., Mineeva L. N. Gosudarstvennoe regu-lirovanie tsen na prodovol'stvennye tovary: problemy i per-spektivy [State regulation of food prices: problems and prospects], Agrarnyi nauchnyi zhurnal [ The Agrarian Scientific Journal], 2015, no. 7, pp. 63—67.

2. Vrublevskaya V. V., Tyapkina M. F. Metody i napravleniya gosudarstvennogo regulirovaniya tsen v sel'skom khozyaistve [Methods and directions of state regulation of prices in agriculture], Tsenoobrazovanie kak neobkho-dimoe uslovie rasshirennogo vosproizvodstva v sel'skom khozyaistve: monografiya [Pricing as a necessary condition for expanded reproduction in agriculture: a monograph], Irkutsk, IrGSKhA, 2015, pp. 39-43.

3. Ivanov G. G., Efimovskaya L. A., Kryshtalev V. K. Voz-mozhnosti gosudarstvennogo regulirovaniya tsen na sot-sial'no znachimye tovary [Possibilities of state regulation ofprices for socially significant goods], Rossiiskoe predprini-matel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2015, vol. 16, no. 11, pp. 1717-1728.

4. Lev M. Yu. Osobennosti realizatsii gosudarstvennoi tseno-voi politiki: sotsial'no-ekonomicheskii aspekt [Features of the implementation of the state pricing policy: socio-economic aspect], Vestnik Instituta ekonomiki Rossiiskoi akademii nauk, 2015, no. 5, pp. 139-149.

5. Yakunina A. V. K voprosu o gosudarstvennom regulirovanii tsen [To the issue of state regulation of prices], Nauka i obshchestvo, 2014, no. 3 (18), pp. 19-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Cartelisation: CCI imposes Rs 258 crore fine on Jet Airways, IndiGo, SpiceJet, Financial Express, 2015, Nov. 18. Available at: https://www.financialexpress.com/industry/cci-im-poses-rs-258-crore-fine-on-jet-airways-indigo-spice-jet/167006/ (accessed 09.01.2020).

7. Dey, S. Busted: "Cartelising" cement firms, Business Standard, 2012, June 26. Available at: https://www.business-standard.com/article/companies/busted-cartelising-ce-ment-firms-112062600067_1.html (accessed 09.01.2020).

8. Economic survey of India, OECD, 2017. Available at: www. oecd.org/eco/surveys/economic-survey-india.htm (accessed 09.01.2020).

https://in.reuters.com/article/google-india-antitrust-idINKCN1SH050 (дата обращения: 09.01.2020).

11. Malik, A. Competition panel fines 14 car makers Rs2,554 crore // LiveMint. 2014. Aug. 25. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.livemint.com/Companies/ l7xoA5HRji17Rv2yRLxaHK/CCI-imposes-Rs2554-crore-penalty-on-14-car-makers.html (дата обращения: 09.01.2020).

12. Manur, A. Abolish the MRP // Pragati. 2017. March 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. thinkpragati.com/reforms/513/abolish-the-mrp/ (дата обращения: 09.01.2020).

13. Mineral water bottles can be sold above MRP at restaurants and hotels, says Supreme Court // India.com. 2017. December 13 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.india.com/business/mineral-water-bottles-can-be-sold-above-mrp-at-restaurants-and-hotels-says-supreme-court-2746389/ (дата обращения: 09.01.2020).

14. Plecher, H. Inflation rate in India from 1984 to 2024 // Statista. 2019. Nov. 6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/271322/ inflation-rate-in-india/ (дата обращения: 09.01.2020).

15. Quarterly fact sheet. Fact sheet on foreign direct investment (FDI) from April, 2000 to June, 2019 // The Department for Promotion of Industry and Internal Trade [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dipp.gov.in/ sites/default/files/FDI_Factsheet_4September2019.pdf (дата обращения: 09.01.2020).

16. The Constitution (One Hundred and First Amendment) Act, 2016 // Ministry of Law and Justice, Government of India [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// legislative.gov.in/sites/default/files/Cons.amend%20101-060717.pdf (дата обращения: 09.01.2020).

17. The Constitution (One Hundred and Twenty-second Amendment) Bill, 2014. Bill No. 192 of 2014//PRS Legislative Research [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.prsindia.org/uploads/media/ Constitution%20122nd/Constitution%20(122nd)%20 (A)%20bill.pdf (дата обращения: 09.01.2020).

18. The Competition Act, 2002. Act No. 12 of2003 // Competition Commission of India [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cci.gov.in/sites/default/files/cci_pdf/ competitionact2012.pdf (дата обращения: 09.01.2020).

19. The Essential Commodities Act, 1955. Act No. 10 of 1955 // Ministry of Law and Justice, Government of India [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://legislative.gov.in/sites/default/files/A1955-10.pdf (дата обращения: 09.01.2020).

20. The Standards of Weights and Measures (Packaged Commodities) Rules, 1977 // TaxGuru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://taxguru.in/corporate-law/standards-weights-measures-packaged-commodities-rules-1977.html (дата обращения: 09.01.2020).

21. World economic outlook: global manufacturing downturn, rising trade barriers // International Monetary Fund. 2019. October [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WE0/ Issues/2019/10/01/world-economic-outlook-october-2019 (дата обращения: 09.01.2020).

22. World investment report 2019: special economic zones // United nations conference on trade and development (UNCTAD) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://investmentpolicy.unctad.org/publications/1204/ world-investment-report-2019---special-economic-zones (дата обращения: 09.01.2020).

9. Indian e-commerce industry report, India brand equity foundation, 2019. Available at: https://www.ibef.org/indus-try/ecommerce.aspx (accessed 09.01.2020).

10. Kalra, A. Exclusive: India orders anti-trust probe of Google for alleged Android abuse — sources, Reuters, 2019, May 11. Available at: https://in.reuters.com/article/google-india-an-titrust-idINKCN1SH050 (accessed: 09.01.2020).

11. Malik, A. Competition panel fines 14 car makers Rs2,554 crore, LiveMint, 2014, Aug. 25. Available at: https://www. livemint.com/Companies/l7xoA5HRji17Rv2yRLxaHK/ CCI-imposes-Rs2554-crore-penalty-on-14-car-makers. html (accessed 09.01.2020).

12. Manur, A. Abolish the MRP, Pragati, 2017, March 4. Available at: https://www.thinkpragati.com/reforms/513/abolish-the-mrp/ (accessed 09.01.2020).

13. Mineral water bottles can be sold above MRP at restaurants and hotels, says Supreme Court, India.com. 2017. Dec. 13. Available at: https://www.india.com/business/mineral-wa-ter-bottles-can-be-sold-above-mrp-at-restaurants-and-ho-tels-says-supreme-court-2746389/ (accessed 09.01.2020).

14. Plecher, H. Inflation rate in India from 1984 to 2024, Statista. 2019. Nov. 6. Available at: https://www.statista.com/statis-tics/271322/inflation-rate-in-india/ (accessed 09.01.2020).

15. Quarterly fact sheet. Fact sheet on foreign direct investment (FDI) from April, 2000 to June, 2019, The Department for Promotion of Industry and Internal Trade. Available at: https://dipp.gov.in/sites/default/files/FDI_Fact-sheet_4September2019.pdf (accessed 09.01.2020).

16. The Constitution (0ne Hundred and First Amendment) Act, 2016, Ministry of Law and Justice, Government of India. Available at: http://legislative.gov.in/sites/default/files/ Cons.amend%20101-060717.pdf (accessed 09.01.2020).

17. The Constitution (One Hundred and Twenty-second Amendment) Bill, 2014, Bill no. 192 of 2014, PRS Legislative Research. Available at: https://www.prsindia.org/up-loads/media/Constitution%20122nd/Constitution%20 (122nd)%20(A)%20bill.pdf (accessed 09.01.2020).

18. The Competition Act, 2002, Act no. 12 of2003, Competition Commission of India. Available at: https://www.cci.gov.in/ sites/default/files/cci_pdf/competitionact2012.pdf (ac -cessed 09.01.2020).

19. The Essential Commodities Act, 1955. Act No. 10 of 1955, Ministry of Law and Justice, Government of India. Available at: http://legislative.gov.in/sites/default/files/A1955-10.pdf (accessed 09.01.2020).

20. The Standards of Weights and Measures (Packaged Commodities) Rules, 1977, TaxGuru. Available at: https://tax-guru.in/corporate-law/standards-weights-measures-pack-aged-commodities-rules-1977.html (accessed 09.01.2020).

21. World economic outlook: global manufacturing downturn, rising trade barriers, International Monetary Fund, 2019, October. Available at: https://www.imf.org/en/Publica-tions/WE0/Issues/2019/10/01/world-economic-out-look-october-2019 (accessed 09.01.2020).

22. World investment report 2019: special economic zones, United nations conference on trade and development (UNCTAD). Available at: https://investmentpolicy.unctad. org/publications/1204/world-investment-report-2019---special-economic-zones (accessed 09.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.