Научная статья на тему 'Государственное строительство в РСФСР на местном уровне в 1920–1930-е гг.: перспективы для комплексного исследования'

Государственное строительство в РСФСР на местном уровне в 1920–1930-е гг.: перспективы для комплексного исследования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
историография / местные органы власти / местные бюджеты / административно-территориальное деление в РСФСР в 1920–1930-гг / перспективы изучения / historiography / local authorities / local budgets / administrative-territorial division in the RSFSR in 1920–1930-s / prospects of study

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владислав Кириллович Криворучко

В статье рассматривается историография по вопросам государственного строительства в РСФСР на местном уровне в 1920–1930-е гг. Источниками для анализа выступают монографии, статьи и диссертационные исследования советских, а также российских экономистов, правоведов и историков. В статье определяются основные вопросы, получившие свое развитие в отечественной историографии, начиная с первых десятилетий советской власти: организационно-правовые и финансовые основы работы местных органов в 1920–1930-е гг.; их хозяйственная и финансовая деятельность, а также административно-территориальные реформы 1920–1930-х гг. Автор приходит к выводу, что большинство исследований написано в историко-правовом ключе. Комплексных работ, учитывающих институциональную среду функционирования местных органов власти, мало, особенно по 1930-м гг. Местные бюджеты в историографии изучены относительно слабо. Источниковедческий потенциал местных бюджетов не раскрыт в полной мере. Количественные методы только начинают применяться учеными в этой научной области. В связи с чем, автор предлагает три направления исследований, в рамках которых возможно достижение качественно нового уровня в изучении вопросов государственного строительства в РСФСР на местах в 1920–1930-е гг.: 1) подготовка комплексных работ с опорой на исторический институционализм; 2) определение возможностей и ограничений разноуровневых местных бюджетов как источника по истории государственного и местного управления; 3) формирование подходов к изучению местных бюджетов с использованием количественных методов и компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Building in the RSFSR at the local level in the 1920s and 1930s: prospects for complex research

The article considers historiography on the issues of state building in the RSFSR at the local level in the 1920-1930-ies. The sources for analysis are monographs, articles and dissertations of Soviet, as well as Russian economists, legal scholars and historians. The article defines the main subjects that have received their development in the domestic historiography, starting from the first decades of Soviet power: the organizational and legal and financial basis of the work of local bodies in the 1920-1930’s. their economic and financial activities, as well as administrative and territorial reforms of the 1920s and 1930s. The author concludes that most of the research is written in a historical and legal manner. Complex works that take into account the institutional environment of local government are scarce, especially in the 1930s. Local budgets in historiography are studied relatively poorly. The source-scientific potential of local budgets is not fully realized. Quantitative methods are only beginning to be applied by scientists in this field. In this connection, the author proposes three directions of research, within the framework of which it is possible to achieve a qualitatively new level in the study of questions of state-building in the RSFSR on the ground in the 1920-1930’s: 1) preparation of complex works based on historical institutionalism; 2) determination of possibilities and limitations of different level local budgets as a source on history of state and local administration; 3) Formation of approaches to the study of local budgets using quantitative methods and computer technologies.

Текст научной работы на тему «Государственное строительство в РСФСР на местном уровне в 1920–1930-е гг.: перспективы для комплексного исследования»

УДК 930

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-7-125-132

Дата поступления (Submitted) 11.07.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 19.07.2024

Государственное строительство в РСФСР на местном уровне в 1920-1930-е гг.: перспективы для комплексного

исследования

ВЛАДИСЛАВ КИРИЛЛОВИЧ КРИВОРУЧКО

аспирант 7 курса обучения кафедры исторической информатики, исторический факультет, МГУ им. М. В. Ломоносова 779997, г. Москва, Ленинские горы, 7. e-mail:: vladislav.krivoruchko.7999@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается историография по вопросам государственного строительства в РСФСР на местном уровне в 1920-1930-е гг. Источниками для анализа выступают монографии, статьи и диссертационные исследования советских, а также российских экономистов, правоведов и историков. В статье определяются основные вопросы, получившие свое развитие в отечественной историографии, начиная с первых десятилетий советской власти: организационно-правовые и финансовые основы работы местных органов в 1920-1930-е гг.; их хозяйственная и финансовая деятельность, а также административно-территориальные реформы 1920-1930-х гг. Автор приходит к выводу, что большинство исследований написано в историко-правовом ключе. Комплексных работ, учитывающих институциональную среду функционирования местных органов власти, мало, особенно по 1930-м гг. Местные бюджеты в историографии изучены относительно слабо. Источниковедческий потенциал местных бюджетов не раскрыт в полной мере. Количественные методы только начинают применяться учеными в этой научной области. В связи с чем, автор предлагает три направления исследований, в рамках которых возможно достижение качественно нового уровня в изучении вопросов государственного строительства в РСФСР на местах в 1920-1930-е гг.: 1) подготовка комплексных работ с опорой на исторический институционализм; 2) определение возможностей и ограничений разноуровневых местных бюджетов как источника по истории государственного и местного управления; 3) формирование подходов к изучению местных бюджетов с использованием количественных методов и компьютерных технологий.

Ключевые слова: историография, местные органы власти, местные бюджеты, административно-территориальное деление в РСФСР в 1920-1930-гг, перспективы изучения

State Building in the RSFSR at the local level in the 1920s and 1930s: prospects for complex research

VLADISLAV KIRILLOVYCH KRIVORUCHKO

7st year postgraduate student of the Department of Historical Informatics, Faculty of History, Moscow State University named after M. V. Lomonosov

779997, Moscow, Leninskie Gory, 7. e-mail:: vladislav.krivoruchko.7999@mail.ru

Abstract. The article considers historiography on the issues of state building in the RSFSR at the local level in the 1920-1930-ies. The sources for analysis are monographs, articles and dissertations of Soviet, as well as Russian economists, legal scholars and historians. The article defines the main subjects that have received their development in the domestic historiography, starting from the first decades of Soviet power: the organizational and legal and financial basis of the work of local bodies in the 1920-1930's. their economic and financial activities, as well as administrative and territorial reforms of the 1920s and 1930s. The author concludes that most of the research is written in a historical and legal manner. Complex works that take into account the institutional environment of local government are scarce, especially in the 1930s. Local budgets in historiography are studied relatively poorly. The source-scientific potential of local budgets is not fully realized. Quantitative methods are only beginning to be applied by scientists in this field. In this connection, the author proposes three directions of research, within the framework of which it is possible to achieve a qualitatively new level in the study of questions of state-building in the RSFSR on the ground in the 1920-1930's: 1) preparation of complex works based on historical institutionalism; 2) determination of possibilities and limita-

tions of different level local budgets as a source on history of state and local administration; 3) Formation of approaches to the study of local budgets using quantitative methods and computer technologies.

Keywords: historiography, local authorities, local budgets, administrative-territorial division in the RSFSR in 1920-1930-s, prospects of study

В период 1920-1930-х гг. в РСФСР шел процесс активного государственного строительства - опытным путем определялись границы регионов, вырабатывались принципы, методы и механизмы работы местных органов власти, определялась структура и иерархия местных учреждений, их функции, а также решался вопрос о степени централизации финансовой сферы. Поиск оптимальной модели управления в указанный период сопровождался частыми пертурбациями, что приводило к множественности форм местных бюджетов, в том числе городских.

Советская система управления, бюджетная система и административно-территориальное деление являлись взаимосвязанными институтами. Бюджеты выступали основным инструментом управления в руках местных органов власти, полномочия которых реализовывались в пределах установленных административно-территориальных границ. А это значит, что изменения одного института порождали изменения внутри других. Таким образом, в фокусе внимания автора оказываются разнообразные аспекты государственного строительства.

Целью настоящей статьи является проведение историографического анализа, который позволит выявить наиболее изученные аспекты государственного строительства в РСФСР в 1920-1930-е гг., подходы, сложившиеся в научной литературе, а вместе с тем и перспективы дальнейших исследований в этой области.

В качестве историографических источников привлекаются монографии, статьи и диссертационные исследования советских, а также российских экономистов, правоведов и историков.

Основными методами анализа являются классификация и сравнение. С помощью первого дифференцируются историографические направления и устанавливаются их особенности, с помощью второго определяется общее и особенное в методах, корпусе привлекаемых авторами источников и в полученных ими выводах.

Анализ историографии представлен в хронологической последовательности. Комплекс выявленных исследований был разделен на блоки по методологическому, тематическому и географическому (РСФСР, Среднее Поволжье, Урал, Сибирь) принципам.

На первом этапе отечественной историографии (1920-е гг.) изучение вопросов организации и функционирования местных органов власти носило прикладной характер. В это время шел поиск оптимальной советской модели управления - развернулась общественная дискуссия, в ходе которой обсуждались принципы, методы и

механизмы работы местных органов власти, иерархия местных учреждений, их функции и степень централизации финансовой сферы. Законодательному оформлению подвергались идеи, высказываемые на заседаниях Всероссийского Съезда Советов, на съездах ВЦИК и партийных съездах. Заочными участниками дискуссии стали советские экономисты и правоведы, имевшие богатый дореволюционный опыт научно-исследовательской, преподавательской и практической деятельности. Эксперты подошли критически к осмыслению первых результатов советского государственного строительства, выразив свои взгляды в ряде публикаций. Так, в свет вышли монографии А. И. Елистратова [1], С. А. Котляревского [2], Л. А. Велихова [3], В. Н. Твердохлебова [4], а также статья А. А. Абу-ляка [5]. Экономисты и правоведы попытались определить возможности и ограничения советской системы управления и бюджетной системы на местном уровне, опираясь на материалы советского законодательства, актуальные научные теории (теория современного города В. Зомбарта, Г. Зиммеля и т.д.; теория самоуправления Р. Моля, Л. Штейна и т.д., теория местных финансов и др.) и опыт других стран (Англии, Германии, Италии, Франции), а также рассуждали о существовании института местного самоуправления в РСФСР, его административно-правовой, хозяйственной и финансовой основе. В своих публикациях эксперты предлагали механизмы разрешения противоречий, которые возникали или могли возникнуть при соотношении нормативно-правовой базы с практикой ее реализации на местах, а также давали практические рекомендации по усовершенствованию местных бюджетов. В целом, во второй половине 1920-х гг. экономисты и правоведы настаивали на незавершённости процесса формирования советских институтов.

Изменения в государственной политике на рубеже 1920-1930-х гг. привели к сворачиванию всех дискуссий, формированию единого взгляда на советскую модель управления и общепринятого подхода к оценке результатов государственного строительства в РСФСР.

На втором этапе развития отечественной историографии (1930-1950-е гг.) местные органы власти и бюджеты не попадали в поле зрения научного сообщества. Основное внимание исследователей уделялось вопросам развития советских финансов на общесоюзном уровне. Ключевые труды были подготовлены экономистами: В. П. Дьяченко, Г. П. Косаченко [6, 7] и А. В. Бачуриным [8]. Авторы проанализировали опыт советского государственного строитель-

ства 1920-1930-х гг., опираясь на краткий курс истории ВКП(б) и решения текущих пленумов ЦК и ЦК ВКП(6)-ЦК КПСС. Исследования, вышедшие в 1930-1950-е гг., носили пропагандистский и справочно-описательный характер. Отличительной особенностью работ этого периода является широкое использование сводных статистических отчетов по СССР со множеством показателей.

На третьем этапе (конец 1950-1980-е гг.) исследователи продолжали работать в рамках траектории, заданной партийными Съездами и пленумами ЦК. Структура, иерархия и механизмы работы центральных и местных органов власти, административно-территориальное деление и бюджетный процесс в СССР в 1920-1930-е гг. были линейно, артикулировано рассмотрены в учебниках, вышедших под авторством А. И. Ле-пешкина [9], С. А. Авакьяна [10], Т. П. Коржихи-ной [11] Н. А. Ширкевича [12] и др. Работы носили описательный характер и предназначались для студентов, обучающихся на юридических, экономических и исторических факультетах. Проблемные вопросы в учебной литературе не затрагивались. Историки и правоведы сходились во мнении, что в СССР институт местного самоуправления не был сформирован: местные органы власти являлись низовым звеном советской административно-управленческой вертикали и всегда занимали подчиненное положение.

На современном этапе (с 1990-х гг. - по настоящее время) растет интерес к советской системе управления и бюджетной системе на местном уровне в 1920-1930-е гг. Этот этап сопровождается введением в оборот новых источников, в том числе, появлением их электронных копий, методологическим и тематическим плюрализмом, междисциплинарностью, постановкой проблемных вопросов, возобновлением дискуссий и вниманием к местной специфике.

Поиск оптимальной российской модели управления после распада СССР стал стимулом для критического переосмысления советского опыта государственного строительства.

Важным событием в современной историографии в 2000-х гг. стала защита двух диссертационных исследований по истории государственного управления в РСФСР, подготовленных правоведом Т. Ф. Ящук [13] и историком А. И. Бойко [14]. Авторы отказались от догматических установок, принятых в советской исторической науке, и предложили свежий взгляд на вопросы организации и функционирования советской системы управления на местном уровне в 1920-е гг. Идеи экономистов и правоведов 1920-х гг. получили следующий виток развития на новой теоретической и источниковой базе.

Предметом исследования у Т. Ф. Ящук выступили сельские и городские Советы, съезды Советов и их исполкомы в 1921-1929 гг. в масштабах РСФСР. Исследователь предприняла по-

пытку определения правовой, территориальной, имущественной и финансовой основы местного управления путем историко-правового анализа нормативных актов, материалов РКП(б) и ВКП(б), официальной делопроизводственной и статистической документации. В работе Т. Ф. Ящук, впервые после А. А. Абуляка была раскрыта дуалистическая природа местных Советов, которые в 1920-е гг. выступали одновременно в качестве местных органов государственной власти, что выражалось в их организационном и функциональном единстве, и в качестве органов местного самоуправления, что выражалось в их обособленности, хозяйственной и финансовой автономии

Историк А. Е. Бойко попыталась комплексно, с позиции исторического институционализма изучить процесс становления и функционирования советской модели управления в годы НЭПа, а также соотношение нормативно-правовой базы с практикой ее реализации на местном уровне путем анализа советского законодательства и материалов местного делопроизводства. По мнению А. Е. Бойко, в СССР в 1920-е гг. была сформирована уникальная правовая основа местного управления: к законодательному регулированию деятельности местных Советов и исполкомов применялся дифференцированный подход. В законодательных актах детально по сферам деятельности прописывались полномочия разноуровневых местных органов власти, однако эти полномочия дублировались, что не позволяло строго разделять зоны ответственности.

Большинство исследователей (И. В. Упоров [15], А. С. Щербаков [1б] и М. Ф. Шамхалов [17] и др.), которые вслед за Т. Ф. Ящук и А. Е. Бойко изучали правовой статус, полномочия и степень самостоятельности разноуровневых местных органов власти в РСФСР в 1920-1930-е гг., ограничиваясь анализом советского законодательства. Однако подобный взгляд на проблему не давал полного представления о работе советских институтов, эффективности их механизмов и «аномалиях» развития, что практически невозможно сделать без обращения к другим видам источников (местному делопроизводству, статистике, эго-документам и т. д.).

Отдельного внимания заслуживает недавнее диссертационное исследование А. И. Сысова [18], в котором автор, опираясь на теорию модернизации, и используя широкий круг источников, предпринял попытку изучения основных направлений развития и функционирования районных органов власти горнозаводской зоны Южного Урала в середине 1920-середине 1930-х гг. А. И. Сысов пришел к выводу, что в региональной системе власти районным Советам и исполкомам отводилась роль посредников во взаимоотношениях окружных, а с 1930 г. областных администраций с городскими, поселковыми и

сельскими Советами. И именно районный аппарат управления сыграл ключевую роль в процессе сталинской модернизации, приводя в жизнь распоряжения партийно-государственного руководства с помощью мобилизационных методов.

Местные органы власти не только выполняли общегосударственные задания на местах, но и вели местное хозяйство. Отмеченный сюжет нашел отражение в публикациях П. В. Поздеевой [19], В. А. Чолахян [20], Т. Ф. Ящук [21], В. К. Криво-ручко и Г. А. Гончарова [22] и др. Большинство авторов строили свои исследования вокруг деятельности городских советов и их отделов, уделяя особое внимание проблемам ЖКХ. Исследователи объясняли причины жилищно-коммунальных проблем, описывали способы их разрешения, но не всегда связывали эти проблемы с экономической политикой правительства РСФСР и спецификой советских институтов.

С 2000-х гг. активно стала разрабатываться проблема финансового обеспечения местных органов власти в РСФСР в рассматриваемый период. Эта тематика нашла отражение в диссертациях, подготовленных экономистом И. В. Ар-хипкиным [23] и историком И. И. Даниловым [24].

И. В. Архипкин предпринял попытку реконструкции налогового обеспечения местных бюджетов на широком временном интервале (XIX и XX вв.) путем системного анализа обширного комплекса статистических и аналитических материалов. По мнению исследователя, местные органы власти выступали центрами формирования новых экономических и финансовых отношений в молодом Советском государстве. За первые два десятилетия они прошли эволюцию от органов самоуправления (1921-1928 гг.) до органов, формально сохраняющих признаки самоуправляющихся структур, но теряющих независимость финансовой базы (1928-1938 гг.) и, наконец, до низшего звена административно-управленческой вертикали (с 1938 г.) в связи с включением местного бюджета в бюджет государства.

Историк И. И. Данилов попытался установить характер и особенности нормативно-правового регулирования губернских, уездных, городских, волостных, окружных и районных бюджетов Сибири в период НЭПа путем анализа советского законодательства и местного делопроизводства. По мнению И. В. Данилова, процесс формирования местных бюджетов в Сибири запаздывал в сравнении с другими регионами, поскольку наталкивался на сопротивление со стороны местных государственных служащих, воспринимавших местные бюджеты как временное явление, которое противоречит советской системе устройства власти. Таким образом, важную роль в процессе формирования советских институтов играли агенты на местах.

Впоследствии, вопросы организации и функционирования местных бюджетов нашли от-

ражение в ряде статей И. В. Архипкина [25], И. Б. Данилова [26], Т. Ф. Ящук [27] и др. Авторами путем анализа законодательства и местного делопроизводства были рассмотрены эволюция бюджетной системы на местах, межбюджетные отношения в РСФСР, проблемы финансовой несамостоятельности местных органов власти в 1920-е гг., а также налоговые реформы 1930-х гг.

Процесс создания системы управления в РСФСР в 1920-е гг. сопровождался бурной дискуссией о финансовых основах местных органов власти. Попытку изучения этой дискуссии путем анализа материалов Всероссийского Съезда Советов и публикаций советских экономистов и правоведов предприняли С. А. Баканов и В. К. Криворучко [28]. Авторы установили, что ключевые принципы и механизмы, закладываемые в основу советской бюджетной системы, разрабатывались опытным путем, исходя из актуальных хозяйственно-экономических проблем. Законодательному оформлению подвергались идеи ведущих государственных деятелей, а рекомендации экономистов и правоведов, выступавших в роли экспертов, оставались часто без внимания, поскольку не вписывались в изменчивую конъюнктуру развития советского государства.

Полупериферийной темой в современной историографии оказалась финансовая политика местных органов власти в 1920-1930-е гг. Она фрагментарно была раскрыта в диссертации И. А. Чуканова [29] на материалах Среднего Поволжья. Исследователь пришел к выводу, что в 1920-е гг. мероприятия центральных и местных органов управления в области финансов имели противоречивый и непоследовательный характер: в них переплеталась низовая инициатива и указания сверху, бесконтрольность со стороны вышестоящих органов и пассивная исполнительность на местах. Также эта тема нашла отражение в диссертации О. Г. Бриллиантовой [30], в которой исследователь попыталась изучить особенности реализации многоуровневой финансовой политики на Урале в 1920-е и причины ее замены централизованным финансированием народного хозяйства в 1930-е годы с позиций исторического институционализма. По мнению исследователя, акторами развития советской системы финансов выступало не только партия и правительство, но и местные органы власти. Таким образом, процесс формирования советских институтов был двухсторонним.

Теоретические подходы к определению сущности и роли местных финансов и бюджетов нашли отражение в статьях И. В. Ускова [31, 32], который проанализировал многочисленные публикации экономистов конца XIX-начала XXI вв. и пришел к выводу, что «местные финансы необходимо понимать как совокупность социально экономических отношений, связанных с аккумулированием финансовых ресурсов, их

распределением и перераспределением для решения тактических и стратегических задач местных органов власти», а местные бюджеты как «сложную многоаспектную категорию», которая может быть рассмотрена с правовых, политических, экономических и иных позиций.

Источниковедческий анализ местных бюджетов в РСФСР на городском уровне был предпринят С. А. Бакановым, А. А. Ботовой и В. К. Криворучко [33]. Авторы пришли к пониманию городских бюджетов как комплексного и многослойного источника, который включает в себя не только доходно-расходные сметы, но и проекты, промежуточные квартальные и полугодовые отчеты, а также сводную годовую ведомость об исполнении бюджета. Особое внимание исследователи уделяли позднесоветскому периоду, когда местная делопроизводственная документация приобрела унифицированный и стандартизированный вид. Турбулентный период 19201930-х гг. был представлен в статье номинально. Период 1940-1950-х гг. и вовсе остался без внимания.

С. А. Бакановым и А. А. Милюковой (Ботовой) [34, 35] впоследствии была предложена методика изучения советских городских бюджетов, которую исследователи применили для анализа структуры и динамики бюджетов гор. Москвы и гор. Челябинска применительно к периоду 19501980-х гг.

Еще одним сюжетом, рассмотренным в современной историографии, стали административно-территориальные реформы 1923-1934 гг. Историками были проанализированы причины, особенности и этапы районирования, процесс разработки проектов и механизмы их реализации в масштабах как РСФСР (М. Г. Меерович [36], Е. А. Ширяев [37], А. Ю. Саран [38]), так и отдельных регионов (А. И. Сысов [39] и др.). Некоторые исследователи пришли к заключению, что процесс районирования в РСФСР протекал неравномерно, из-за чего вплоть до конца 1920-х гг. местные власти в различных регионах находились в неравных институциональных условиях, что отражалось на объеме их полномочий, уровне самостоятельности и доступе к ресурсам.

В отдельный блок можно выделить обобщающие работы по истории государственного управления, которые были подготовлены историками: И. В. Игнатовым [40], Р. Г. Пихоей [41] и др. - для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». В учебной литературе специфика 1920-1930-х гг. реаскрыта реферативно, основное внимание уделяется центральным, а не местным органам власти.

Что касается исследований региональных историков (к примеру, по Челябинской области), то в большинстве случаев они либо затрагивают изучаемый период фрагментарно, замыкаясь в узких хронологически рамках, либо имеют кра-

еведческую направленность (внимание к мельчайшим фактам, эмоциональность, красочность описания) и не могут в полной мере претендовать на статус научной работы.

Таким образом, в изучении вопросов государственного строительства в РСФСР в 1920-1930-е гг. можно выделить четыре этапа: 1) «прикладной» (1920-е гг.); 2) «пропагандистский» (1930-1950-е гг.); 3) «описательный» (конец 1950-1980-е гг.); и 4) «проблемный» (с 1990-х гг. по н. вр.).

В настоящий момент изучены организационно-правовые и финансовые основы работы местных органов власти в 1920-1930-е гг.; их хозяйственная и финансовая деятельность; административно-территориальные реформы 1920-1930-х гг. и т. д. Большинство работ написано в историко-правовом ключе с опорой на советское законодательство и местную делопроизводственную документацию. Однако комплексных работ, учитывающих институциональную среду функционирования местных органов власти, мало, особенно по 1930-м гг. Местные бюджеты в историографии изучены относительно слабо. В региональном измерении есть ряд работ по Среднему Поволжью, Сибири и Уралу, однако они затрагивают указанный период фрагментарно. В городском измерении есть исследования по Москве и Челябинску, в которых изучена структура и динамика бюджетов, но применительно к более позднему периоду. Источниковедческий потенциал местных бюджетов не раскрыт в полной мере. Количественные методы только начинают использоваться учеными в этой научной области.

Достижение качественно нового уровня изучения вопросов советского государственного строительства в 1920-1930-е годы представляется возможным в рамках трех направлений исследований.

Во-первых, это подготовка комплексных работ с опорой на исторический институцио-нализм, разработанный в трудах Д. Норта [42], Д. Аджемоглу, Д. Робинсона [43] и др. Выбранный подход позволит проследить на широком временном диапазоне динамику развития советской системы управления и бюджетной системы на местном уровне в контексте общесоюзной политики и экономического развития РСФСР. В рамках исторического институционализма можно определить: 1) роль конкретных агентов (экономистов, правоведов, политических деятелей, отдельных должностных лиц) и организаций (партии, ведомств, местных органов власти, предприятий) в формировании, изменении и сохранении формальных и неформальных институтов на местах; 2) причины изменения институтов с позиции как «внешних ударов», так и «внутреннего вызревания»; 3) влияние институтов на стратегии местных учреждений, их хозяйственную и финансовую политику; 4) сопротивление

местных учреждений силе институционального давления; 5) устойчивость институтов, силу институциональной инерции и, как следствие, долгосрочные тенденции развития советской системы управления и бюджетной системы на местном уровне. Исторический институциона-лизм предполагает учёт региональной специфики, т. к. она оказывает значительное влияние на формирование и функционирование институтов на местах. Подобный взгляд на проблему в перспективе позволит выявить типичные и нетипичные модели развития советской системы управления и бюджетной системы на местном уровне путем последовательного рассмотрения конкретных кейсов. Безусловно, предложенный подход требует обращение к широкому комплексу источников, в том числе, к немногочисленным эго-документам, которые смогут пролить свет на работу неформальных институтов на местах.

Второе направление предполагает определение возможностей и ограничений разноуровневых местных бюджетов в РСФСР как источника по истории государственного и местного управления в 1920-1930-е гг. При этом бюджет может выступать в роли комплексного и многослойного (разновременного) источника, который включает в себя не только доходно-расходные сметы, но и инструкции по составлению,

Литература и источники

протоколы обсуждения и отчеты об исполнении. Такой взгляд на местные бюджеты может значительным образом расширить возможности исследователей, в поле зрения которых находятся, к примеру, вопросы межбюджетных отношений в РСФСР, механизмы принятия решений в сфере финансов (бюджетов), направленность бюджетной политики местных органов власти, ее успешность и т. д. Однако нужно помнить, что в отмеченный период шел поиск оптимальной модели управления, а система делопроизводства не была унифицирована, в связи с чем наблюдалась множественность форм местных бюджетов, каждая из которых нуждается в источниковедческом анализе.

И наконец, третье направление предполагает формирование подходов к изучению советских местных бюджетов с использованием количественных методов и компьютерных технологий (создание электронных копий, разработка баз данных, статистический анализ динамических рядов, факторный анализ, корреляционный анализ и т.д.), которые обеспечат возможность формализации и визуализации данных, установление взаимосвязи между отдельными статистическими параметрами, и как следствие, получение объективных и воспроизводимых выводов.

1. Елистратов А. И. Очерк административного права. М.: Гос. изд-во, 1922. 236 с.

2. Котляревский С. А. Финансовое право СССР. Л.: Гос. изд-во, 1926. 157 с.

3. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства: Общее учение о городе, его управления, финансах и методах хозяйства. М.: Наука, 1996. 466 с.

4. Твердохлебов В. Н. Местные финансы. М.: изд-во СССР, 1928. 179 с.

5. Абуляк А. А. Местный бюджет в системе советских финансов // Финансовое хозяйство местных советов СССР. М., 1926. С.298-308.

6. Дьяченко В. П. Финансы СССР. М.: Госфиниздат, 1933. 147 с.;

7. Дьяченко В. П., Косаченко Г. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). М.: Наука, 1978. 496 с.

8. Бачурин А. В. Экономическое содержание бюджета при социализме. М.: Госфиниздат, 1957. 182 с.

9. Лепешкин. А. И. Местные органы власти советского государства.1921-1936 гг. М.: Госюриздат, 1959. 156 с.

10. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов: (Конституц. основы, теория, практика). М.: Изд-во МГУ, 1980. 176 с.

11. Коржихина, Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г.: учеб. для вузов по специальности «История». М.: рГгУ, 1995. 418 с.

12. Ширкевич Н. А. Местные бюджеты СССР. М.: Финансы и статистика, 1991. 126 с.

13. Ящук Т. Ф. Организационные основы местной власти в РСФСР в период нэпа. Историко-правовое исследование: автореф. дис. ... докт. юр. наук. М., 2009. 41 с.

14. Бойко А. Е. Организационно-правовые основы деятельности местных органов государственной власти в период новой экономической политики (1921-1929 гг.): автореф. дис. ... канд. юр. наук М., 2011. - 30 с.

15. Упоров И. В. Местные Советы Советского государства между конституциями СССР 1924 и 1936 гг. (организационно-правовой аспект) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. №1/2. С.60-64.

16. Щербаков А. С. Органы местной советской власти: особенности изменения статуса и правового положения // Juvenisscientia. 2017. № 7. С.38-40.

17. Шамхалов М. А. Местное самоуправление в Советской России: особенности его становления и развития // Закон и право. 2018. № 4. С.21-23.

18. Сысов А. И. Организация и деятельность районных органов власти в горнозаводской зоне Южного Урала в середине 1920 - середине 1930-х гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ч. 2021. 36 с.

19. Поздеева П. В. Местное управление и коммунальное хозяйство города Вятки в 1917-1927 гг. // ГМУ ВятГГУ. 2008. № 1. С. 41-47

20. Чолахян В. А. Жилищные условия и благоустроенность городов Нижнего Поволжья в 1920-1930-х годах // Известия Саратовского университета. 2009. № 2. С. 63-72.

21. Ящук Т. Ф. Организационно-правовые формы управления муниципальным жильем в период НЭП // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 1(26). - С. 21-30.

22. Гончаров Г. А., Криворучко В. К. Деятельность челябинского городского совета в условиях НЭПа // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2022. № 4. С.6-14

23. Архипкин И. В. Становление и развитие налогового обеспечения местного самоуправления в России XIX-XX столетий: автореф. дисс. ... докт. экон. Наук. М., 2008. 49 с.

24. Данилов И. Б. Нормативно-правовое регулирование местных бюджетов Сибири в период НЭПа: автореф. дис. ... канд. юр наук. Ч., 2013. 32 с.

25. Архипкин И. В. Восстановление и преобразование системы местных бюджетов в годы НЭПа и социалисти-

ческой индустриализации // Страницы истории. 2006. № 1(205). С. 66-73.

26. Данилов И. Б. Проблемы финансовой несамостоятельности местных бюджетов в период НЭПа // Вестник Омского государственного университета. Серия «Право». 2011. № 4 (29). С.72-78.

27. Ящук Т. Ф. Система местных бюджетов РСФСР в период НЭПа // Страницы истории. 2007. № 5(245). С. 67-73.

28. Баканов С. А., Криворучко В. К. Дискуссии о финансовых основах местных органов власти в 1920-е гг. // История и современное мировоззрение. 2022. № 4. С. 19-24.

29. Чуканов И. А. Финансовая политика местных органов власти Среднего Поволжья (ноябрь 1917-1929 гг.): автореф. дисс. докт. ист. наук. К., 2001. 60 с.

30. Бриллиантова, О. Г. Финансовая политика советского правительства и ее осуществление на Урале (19211939 гг.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. О., 2004. 48 с.

31. Усков И. В. Научные взгляды на понимание сущности местных финансов, бюджетов // Экономика и управление. 2011. № 4. С.124-131.

32. Усков И. В. Теоретические подходы к определению сущности местных финансов // Научный вестник: финансы, банки, кредиты. 2010. № 2(7). С. 34-38.

33. Баканов С. А. Советские городские бюджеты как исторический источник / С А. Баканов, А. А. Бото-ва, В. К. Криворучко // Документальное наследие и историческая наука: мат. ист. форум.: Екатеринбург, 2020. С. 30-34.

34. Баканов С. А., Ботова А. А. Структура и динамика бюджета города Челябинска в 1950-1980-е гг. // Уральский исторический вестник. 2021. № 1(70). С.185-192.

35. Баканов С. А., Милюкова А. А. Городские финансы Москвы в 1950-1980-е гг.: динамика и структура местного бюджета // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2023. Т. 25, № 1. С. 271-284.

36. Меерович М. Г. Промышленное районирование в СССР в начальный период Индустриализации // Вестник ТГАСУ. 2013. № 3. С.132-139.

37. Ширяев Е. А. Реформирование административно-территориального устройства РСФСР в 1930-е годы // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 27. С.1--12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Саран А. Ю. Исторический опыт административно-территориального деления и реформа 1923-1934 гг. в СССР // Вестник государственного и муниципального управления. 2018. № 1 (27). С.34-45.

39. Сысов А. И. Административно-территориальные реформы 1920-1930-х гг. на Урале: основные этапы и определяющие факторы // Архив в социуме - социум в архиве. 2019. С.62-65.

40. Игатов И. В. История государственного управления России. РнД.: Феникс, 2003. 608 с.

41. Пихоя Р. Г. История государственного управления в России. М.: Изд-во РАГС, 2003. 390 с.

42. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

43. Аджемоглу Д, Робинсон Дж. Почему одни страны богатые, а другие бедные. М.: АСТ, 2024. 672 с. References

1. Elistratov A. I. Essay on Administrative Law. Moscow: State Publishing House, 1922. 236 p. (In Russian)

2. Kotlyarevskij S. A. Financial Law of the USSR. Leningrad: State Publishing House. 1926. 157 p. (In Russian)

3. Velixov L. A. Basics of Urban Economy: General Doctrine about the city, its management, finances and methods of economy. Moscow: Science Publ., 1996. 466 p. (In Russian)

4. Tverdoxlebov V. N. Local Finance. Moscow: USSR Publ., 1928. 179 p. (In Russian)

5. Abulyak A. A. Local Budget in the System of Soviet Finance // Financial Economy of Local Councils of the USSR, Moscow, 1926. pp. 298-308. (In Russian)

6. D'yachenko V. P. Finance of the USSR. Moscow: Statefin, Publ. 1933. 147 p. (In Russian)

7. D'yachenko V. P., Kosachenko G. P. History of Finance of the USSR (1917-1950). Moscow: Science Publ., 1978. 496 p. (In Russian)

8. Bachurin A. V. E'konomicheskoe soderzhanie byudzheta pri socializme [Economic content of the budget under socialism]. Moscow: Statefin.Publ., 1957. 182 p. (In Russian)

9. Lepeshkin. A. I. Local authorities of the Soviet state. 1921-1936. Moscow: Statelaw Publ., 1959. 156 p. (In Russian)

10. Avak'yan S. A. Legal regulation of the Councils: (Constitution. bases, theory, practice). Moscow: MSU Publ., 1980. 176 p. (In Russian)

11. Korzhixina, T. P. Soviet state and its institutions: November 1917. - December 1991: studies. for universities in the specialty "History". Moscow, RSSU Publ., 1995. 418 p. (In Russian)

12. Shirkevich N. A. Local Budgets of the USSR. Moscow: Finances and Statistics Publ., 1991. 126 p. (In Russian)

13. Yashhuk, T. F. Organizational foundations of local government in the RSFSR in the Nep period. Historical and legal research: autoabstr. thes... doct. leg. sciences. Moscow, 2009. 41 p. (In Russian)

14. Bojko, A. E. Organizational and legal basis of activity of local bodies of state power in the period of new economic policy (1921-1929): autoabstr. thes. candid. leg. sciences. Moscow, 2011. 30 p. (In Russian)

15. Uporov I. V. Local Councils of the Soviet State between the Constitutions of the USSR 1924 and 1936. (organizational and legal aspect) // Historical and socio-educational thought. 2017. no. 1/2, pp. 60-64. (In Russian)

16. Shherbakov A. S. Local Soviet Authorities: Features of the Change of Status and Legal Position // Juvenisscientia.,

2017. no. 7. pp. 38-40. (In Russian)

17. Shamxalov M. A. Local self-government in Soviet Russia: features of its formation and development // Law and law.

2018. no. 4, pp. 21-23. (In Russian)

18. Sy'sov A. I. Organization and activity of district authorities in the mining factory zone of the Southern Urals in the middle of the 1920 - mid-1930s: autoabstr. thes. candid. hist. sciences. Chelyabinsk. 2021. 36 p. (In Russian)

19. Pozdeeva P. V. Local Administration and Municipal Economy of the City of Vyatka in 1917-1927 // State University of Vyatsu State University, 2008. no. 1, pp. 41-47 (In Russian)

20. Cholaxyan V. A. Housing conditions and amenities of the cities of the Lower Volga region in the 1920s-1930s. // Izves-tia Saratov University. 2009. no. 2, pp. 63-72. (In Russian)

21. Yashhuk T. F. Organizational and legal forms of management of municipal housing in the period of NEP // Bulletin of Omsk University. Series «Law». 2011. no. 1(26), pp. 21-30. (In Russian)

22. Goncharov G. A., Krivoruchko V. K. Activity of the Chelyabinsk City Council in the NEP // Bulletin of SUSU. 2022. no. 4, pp. 6-14. (In Russian)

23. Arxipkin I. V. Formation and development of tax support of local self-government in Russia XIX-XX centuries: autoabstr. thes. doct. econom. sciences. Moscow, 2008. 49 p. (In Russian)

24. Danilov I. B. Normative-legal regulation of local budgets of Siberia in the NEP period: autoabstr. thes. candid. leg. sciences. Chelyabinsk, 2013. 32 p. (In Russian)

25. Arxipkin I. V. Restoration and transformation of the system of local budgets in the years of NEP and socialist industri-

alization // Pages of history. 2006. no. 1(205), pp. 66-73. (In Russian)

26. Danilov I. B. Problems of financial dependence of local budgets in the NEP period // Bulletin of Omsk State University. The series «Law». 2011. no. 4 (29), pp. 72-78. (In Russian)

27. Yashhuk T. F. System of Local Budgets of the RSFSR during the NEP // History Pages. 2007. no. 5(245), pp. 67-73. (In Russian)

28. Bakanov S. A., Krivoruchko V. K. Discussions on the financial foundations of local authorities in the 1920s // History and contemporary worldview. 2022. no. 4, pp. 19-24. (In Russian)

29. Chukanov I. A. Financial policy of local authorities of the Middle Volga Region (November 1917-1929): autoabstr. thes... doct. hist. sciences. Kazan, 2001. 60 p. (In Russian)

30. Brilliantova, O. G. Financial Policy of the Soviet Government and its implementation in the Urals (1921-1939): autoabstr. thes. doct. hist. sciences. Orenburg, 2004. 48 p. (In Russian)

31. Uskov I. V. Scientific views on understanding the essence of local finance, budgets // Economy and management. 2011. no. 4, pp. 124-131. (In Russian)

32. Uskov I. V. Theoretical approaches to determination of essence of local finance // Scientific bulletin: finance, banks, credits. 2010. no. 2(7), pp. 34-38. (In Russian)

33. Bakanov S. A., Botova A. A., Krivoruchko V. K. Soviet city budgets as a historical source // Materials of the Ural Historical and Archival Forum dedicated to the 50th anniversary of the historical and archival specialty at the Ural University (Yekaterinburg, September 11-12, 2020). Ekaterinburg, 2020. S. 30-34. (In Russian)

34. Bakanov S. A., Botova A. A. Structure and dynamics of the budget of the city of Chelyabinsk in 1950-1980-ies // Ural Historical Bulletin. 2021. no. 1(70), pp.185-192. (In Russian)

35. Bakanov S. A., Milyukova A. A. City Finances of Moscow in 1950-1980-ies: Dynamics and structure of the local budget // Izvestia of the Ural Federal University. Ser. 2: Humanities. 2023. vol. 25, no. 1, pp. 271-284. (In Russian)

36. Meerovich M. G. Industrial zoning in the USSR in the initial period of Industrialization // Vestnik TASU, 2013. no. 3, pp. 132-139. (In Russian)

37. Shiryaev E. A. Reforming the administrative and territorial organization of the RSFSR in the 1930s. State Administration. Electronic Bulletin. 2011. no. 27, pp. 1-12.

38. Saran A. Yu. Historical experience of administrative and territorial division and reform 1923-1934. in the USSR // Bulletin of State and Municipal Administration.2018. no. 1 (27), pp. 34-45. (In Russian)

39. Sy'sov A. I. Administrative and territorial reforms of the 1920-1930's. In the Urals: the main stages and determining factors // Archive in society - society in the archive, 2019. pp. 62-65. (In Russian)

40. Igatov I. V. History of State Administration of Russia. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2003. 608 p. (In Russian)

41. Pixoya R. G. History of State Administration in Russia. Moscow, RASS Publ., 2003. 390 p. (In Russian)

42. Nort D. Institutes, Institutional Changes and Functioning of Economy. Moscow: Foundation of Economic Book «Beginnings» Publ., 1997. 180 p. (In Russian)

43. Adzhemoglu D, Robinson Dzh. Why some countries are rich and others are poor. Moscow: AST Publ., 2024. 672 p.

© «Клио», 2024 © Криворучко В.К., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.