Научная статья на тему 'Государственное стратегическое управление инновационно-антирецессионным развитием предпринимательства в условиях глобализации и регионализации'

Государственное стратегическое управление инновационно-антирецессионным развитием предпринимательства в условиях глобализации и регионализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF GOVERNMENT STRATEGIC MANAGEMENT / НАНОБИОЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ECONOMIC SPACE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МАТЕРИЯ / ECONOMIC MATTER / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ / ECONOMIC POPULATION / НАНОБИОКЛАСТЕР / КЛАСТЕР / CLUSTER / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK / NANO-BIO-ECONOMY / NANO-BIO-CLASTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин Виктор Викторович, Маленков Юрий Алексеевич, Кудрявцева Галина Васильевна, Шишкин Виктор Иванович

Выявлена роль системы государственного стратегического управления (СГСУ) в инновационно-антирецессионном развитии предпринимательства в РФ. В современных условиях экономической турбулентности СГСУ должна быть ориентирована на поддержку и развитие таких мезоэкономических функциональных систем, как нанобиокластеры, построенные на принципах нанобиоэкономики и кластерной логики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State strategic management of innovation and anti-recession development of entrepreneurship in the context of globalization and regionalization

The role of the system of state strategic management (SSSM) in innovative anti-recession development of entrepreneurship in Russia is specified. In the present conditions of economic turbulence, the SSSM should be focused on supporting and developing such mesoeconomic functional systems as nano-bio-clasters, built on the principles of nano-bio-economy and cluster logic.

Текст научной работы на тему «Государственное стратегическое управление инновационно-антирецессионным развитием предпринимательства в условиях глобализации и регионализации»

Шишкин Виктор Викторович

канд. экон. наук,

докторант кафедры управления и планирования социально-экономических

процессов

visvi@mail.ru

Маленков Юрий Алексеевич

д-р экон. наук,

профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов

Кудрявцева Галина Васильевна

д-р биол. наук, профессор кафедры диагностики функциональных систем Шишкин Виктор Иванович

д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой диагностики функциональных систем Санкт-Петербургский государственный университет

экологическое осознание инновационного развития

государственное стратегическое управление

инновационно-антирецессионным развитием

предпринимательства в условиях глобализации

и регионализации

_Аннотация

Выявлена роль системы государственного стратегического управления (СГСУ) в инновационно-антирецессионном развитии предпринимательства в РФ. В современных условиях экономической турбулентности СГСУ должна быть ориентирована на поддержку и развитие таких мезоэкономических функциональных систем, как нанобиокластеры, построенные на принципах нанобиоэкономики и кластерной логики.

Ключевые слова: система государственного стратегического управления, нанобиоэкономика, экономическое пространство, экономическая материя, экономическая популяция, нанобиокластер, кластер, менеджмент, нормативно-правовая база JEL: F60, F68, L26, L51

Система государственного стратегического управления (СГСУ) сегодня задает вектор иннова-ционно-антирецессионного развития

российской экономики. От степени мобильности, оперативности и адекватности работы СГСУ зависит успешность проводимых экономических

основная задача СГСУ -это принятие эффективных мер по стимулированию экономического роста РФ

реформ и социально-экономической модернизации РФ. Анализ эволюции государственного и внутрифирменного управления убедительно доказывает, что смена управленческих парадигм (административной и менеджериаль-ной, с элементами институциональной) есть следствие нарастающего несоответствия существующих социально-экономических теорий, концепций, методических подходов и инструментального обеспечения процессам глобализации и регионализации, протекающим в мировой экономике (9, 10]. В работе рассмотрены вопросы эффективной модернизации СГСУ на новой качественной основе с учетом соответствия человеческого, интеллектуального и организационного капитала выработанным управленческим стратегиям и рациональным управленческим инновациям. Центральное место при формировании новой управленческой парадигмы отводится экологической компоненте воспроизводственного процесса,

Ценность как отражение эффективности

Основная задача СГСУ - это принятие эффективных мер по стимулированию экономического роста РФ. Это, прежде всего, обеспечение финансовой устойчивости (антиинфляционная политика); сдерживание роста тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий (антимонопольная политика); грамотная налогово-бюджетная и

кредитно-денежная политика; повышение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя. СГСУ, как и любая система управления, обладает следующими тремя признаками:

1) включает в себя как минимум три элемента: элемент управляющий (властный субъект права); элемент управляемый (подвластный субъект права); система прямых и обратных связей;

2) в СГСУ осуществляется взаимосвязь и взаимозависимость между отдельными элементами системы. При этом отношения, возникающие между управляющей и управляемой системами, носят государственно-властный характер и регламентированы административными нормами и правилами;

3) в СГСУ действуют принципы неаддитивности и инвариантности. Иными словами, СГСУ рассматривается как интегрированное качество, а не как просто арифметическая сумма качеств функциональных элементов системы (неаддитивность). Кроме того, СГСУ обладает свойством сохранять неизменными свои количественные или структурные характеристики при проведении каких-либо фиксированных преобразований самой системы или окружающей ее среды (инвариантность). Диалектическая взаимосвязь качества и количества, выражающаяся в свойствах неаддитивности и инвариантности, проявляется в СГСУ и в том, что взаимосвязь между отдельными элементами СГСУ всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней средой.

СГСУ обладает признаками социального управления:

- сознательная, доминирующая мотивация воздействия субъекта управления на объекты управления. Работа

СГСУ должна быть подчинена субъек-тно-объектному программированию, а акты управления должны быть построены на сочетании требований целесообразности и законности;

- целенаправленность воздействия (сочетание объективности цели, ориентированной на социально-экономическое развитие общества, с субъективностью интересов ряда социальных групп и большинства граждан страны);

- СГСУ разного иерархического уровня включают в себя следующие элементы: субъект управления (руководители, структурные подразделения, управленческие команды); объекты управления (регионы, отрасли, структурообразующие предприятия, предпринимательство, социальная сфера, экология и др.); прямые связи (целевые программы, приказы, распоряжения, акты, указания и др.); обратные связи (информация с мест, получаемая руководителями о результатах воздействия на объекты управления, различные формы контроля);

- правовая регламентация процесса организации управления, основанная на административно-правовых нормах. Формирование и обоснование целей СГСУ, постановка задач и определение ценностных ориентаций - непременное условие эффективности и надежности управленческого процесса на государственном и региональном уровнях (7). В СГСУ классификация целей управления может быть представлена двумя группами: по содержанию (экономические, социальные, политические, экологические, научно-технические и т.д.) и по иерархическому уровню управления (общегосударственные, отраслевые, межотраслевые, территориальные, региональные, локальные). Применяются следующие виды

целей (7): стратегические (долгосрочные) цели, влияющие на развитие экономической функциональной системы в целом и являющиеся актуальными на все время реализации стратегии; тактические (среднесрочные) цели, уточняющие и конкретизирующие стратегические цели на промежуточных периодах (как правило, 2-3 года); оперативные (краткосрочные) цели на период до 1 года. Цель СГСУ в экономической сфере, по нашему мнению, заключается в обеспечении устойчивого роста экономики, стабильности экономических отношений, научной обоснованности управленческих решений и эффективности стратегических мероприятий, направленных на рациональное расходование экономических ресурсов: природных (сырьевые, географические), трудовых (человеческий капитал), предпринимательских, финансовых, интеллектуальных и на минимизацию рисков развития. В СГСУ можно выделить понятие управленческого цикла. Управленческий цикл СГСУ в экономике - это циклическая, повторяющаяся последовательность взаимосвязанных управленческих мероприятий, направленных на обеспечение эффективности деятельности субъекта управления, реализацию поставленных целей, развитие доминирующих мотиваций, оптимизацию или как минимум рационализацию экономического поведения.

Эволюция и популяция

Цикл управления экономическими процессами в СГСУ слагается из следующих этапов.

1) Идентификация проблем управления (определение круга проблем,вычле-нение наиболее актуальных проблем, доказательство необходимости участия в процессе системы государствен-

ного стратегического управления).

2) Целеориентированное программирование (постановка задач, определение целей, ресурсов).

3) Выработка управленческих решений, их обоснование, правовое сопровождение и закрепление.

4) Организация комплексного контроля (включая упреждающий и текущий контроль результатов).

5) Корректировка и регулирование деятельности СГСУ.

СГСУ основана на организационных и правовых принципах.Организационные принципы включают: коллегиальность и единоначалие, единство и централизацию, планирование и прогнозирование, субъектно-объектно-ори-ентированное программирование, научный подход, инновационно-инвестиционную динамику, технико-технологическое продвижение, оптимальное вовлечение человеческого и интеллектуального капитала в процесс воспроизводства материальных благ и услуг. Правовые (конституционные) принципы деятельности СГСУ - принцип социальной справедливости, демократизма,

правовые (конституционные)

принципы деятельности СГСУ - принцип социальной

справедливости, демократизма, законности, легитимности, гласности

и др. закреплены в соответствующих статьях Конституции РФ

законности, легитимности, гласности и др. закреплены в соответствующих статьях Конституции РФ (ст. 1-3, 5, 7, 10-12, 15, 17-19, 24, 31, 32, 71-73, 130, 131). Федеральный закон № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» является на сегодняшний день основным документом, нормативно-правовым актом, регламентирующим государственное прогнозирование и стратегическое планирование. Закон был принят в 1995 г., и за прошедшие годы, конечно, многие его положения устарели и требуют пересмотра. В настоящее время разработан Проект Федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» (11].

За прошедшие десятилетия экономическое поведение как отдельного экономического актора, так и основных экономических групп общества эволюционировало. Соответствующую эволюционную трансформацию претерпела и СГСУ. Мы полагаем, что сегодня назрела необходимость введения нового научного термина «экономическая популяция». Экономическая популяция в нашем понимании - это трудоспособная общность людей, занятых в общественном процессе воспроизводства материальных благ, входящая в состав экономической функциональной системы (предприятие, нанобиокластер и др.) и формирующая собственное экономическое пространство (8].

За прошедшие два десятилетия можно выделить пять этапов эволюции экономического поведения хозяйствующих субъектов: 1992-94 гг. - ваучерная приватизация; 1995-98 гг. - залоговые аукционы, залоговая приватизация; 1999-02 гг. - внедрение и доминирова-

ние института банкротства; 2003-08 гг. -слияние и поглощение предприятий; 2009 г. - настоящее время - развитие кластеров, особых экономических зон, акцент на развитие малых и средних предприятий, государственно-частное партнерство.

Понятие «экономическое поведение индивида» включает в себя иерархическую систему действий человека - от наноэкономического уровня до мезо- и макроэкономического. Мы определяем рациональное экономическое поведение человека как целенаправленный прагматический процесс, включающий в себя образ, способ, характер экономических действий, протекающий в рамках заданного экономического пространства и ориентированный на максимальное извлечение чистой прибыли при минимуме затрат в хозяйственной сфере производства, распределения, потребления и обмена различных материальных благ и услуг. С позиций формационного и циви-лизационного подходов, логическое объяснение приобретают центростремительные и центробежные процессы в мировой экономической динамике: глобализация и регионализация, что необходимо учитывать в деятельности СГСУ. Так, формационный подход выделяет общие, универсальные закономерности развития человеческой цивилизации (глобализация), а циви-лизационный концентрирует внимание на особенностях развития цивилизаций, их своеобразии, локальности, географической привязанности, реги-ональности, специфике, уникальности, отличительных характеристиках (регионализация).

Цивилизационный подход к анализу исторического процесса, по сравнению с формационным, на современ-

понятие «экономическое поведение индивида» включает в себя иерархическую систему

действий человека -от наноэкономического

уровня до мезо-и макроэкономического

ном этапе развития обществознания оказывается также достаточно аргументированным. Цивилизационный подход учитывает важность производственного базиса и сконцентрирован на социальных и духовных ориентирах. С этих позиций обществоведы классифицируют все многообразие локальных цивилизаций на восточные и западные. Восточные цивилизации характеризуются выраженной зависимостью от окружающей природной среды, от всей совокупности биотических и абиотических факторов, которые в сочетании с антропогенными «коррегиру-ющими» воздействиями определяют экологические условия существования видов, структуру и динамику природных сообществ. И в этом отношении человеческая популяция, принадлежащая восточной цивилизации, отличается сравнительно низкой социальной мобильностью, выраженной приверженностью к обычаям, традициям и жизненному укладу, тесными взаимосвязями внутри социальной группы (1-3). Западные цивилизации, напротив, характеризуются высокой социальной мобильностью, стремлением установить господство над природой

и окружающей средой, приоритетом прав и свобод личности над социумом, построением правовой государственности на принципах свободы и демократии,

Эволюция СГСУ шла параллельно и в неразрывной связи с эволюцией экономических популяций и эволюцией отдельных экономических акторов, В биологии человеческая популяция в аспекте микросистематики и экологии является элементарной единицей эволюции и структурной единицей вида, В экономике, как нам представляется, различные типы трудоспособных личностей (Homo Economicus) создают своим трудом и предприимчивостью личное и общественное богатство и формируют собственное экономическое пространство, образуя экономическую популяцию, Так рождается элементарная единица эволюционного процесса воспроизводства материальных благ - экономическая популяция, Образование человеческой экономической популяции, с одной стороны, и предприятий - с другой, есть результат системно-эволюционного и системно-кибернетического квантования процессов жизнедеятельности Homo Economicus (8),

эволюция СГСУ шла

параллельно и в неразрывной связи с эволюцией экономических

популяций и эволюцией отдельных экономических акторов

Системно-эволюционное квантование процессов жизнедеятельности человека, протекающее с различными скоростями в отдельных человеческих популяциях в ходе эволюции общества и развития антропосоциогенеза, дало толчок для эволюционного развития производительных сил и производственных отношений, предопределило образование общественно-экономических формаций, обозначило и закрепило формирование цивилизационной основы эволюционной экономики. Именно в результате различной энергоинформационной емкости эволюционных системоквантов, а также различных скоростей протекания системно-эволюционного квантования процессов жизнедеятельности хозяйственно-экономический потенциал народов и наций, государств и регионов оказывается различным. И это достоверно установленная закономерность исторического развития человеческого общества. Изложенные положения объясняют сложившуюся экономическую ситуацию, когда депрессивные регионы соседствуют с индустриально развитыми. Особенно наглядно эта закономерность проявляется на территории современной России.

Описанные выше положения и выявленные эволюционные особенности развития экономических популяций необходимо учитывать в практической деятельности СГСУ всех иерархических уровней.

Во времени и в пространстве

Основываясь на диалектико-мате-риалистических позициях в плане обсуждаемой тематики, предлагаем дополнить категориальный аппарат экономической теории следующими понятиями.

1) Экономическая материя - объективная реальность, одна из иерархических форм развития материи, представляющая собой временной континуум экономических квантов, посредством которых обеспечивается ее динамизм, структурированность и системность.

2) Экономическое пространство. С позиций процессного подхода экономическое пространство - это единый материальный дискретный динамический континуум, расположенный в пространственно-временных координатах и образованный непосредственно экономической популяцией людей, объединенных общими экономическими интересами в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Мы выделяем следующие элементы, образующие экономическое пространство: процесс воспроизводства материальных благ; экономические коммуникации; экономическое время; плотность конкурентного противостояния; рыноч-но-институциональная среда. На основании этого определения становится очевидным, что экономическое пространство является системообразующей экономической категорией, которая формирует экономическую среду и предопределяет экономическое и экологическое развитие региона. 3) Квантование экономического пространства - это процесс его системного преобразования в виде дискретизации, дискретных изменений во времени в виде разбиения его на определенное (конечное) число функциональных областей.

4) Экономическое время. В данном контексте - это время, определяющее возраст и специфику развития экономического пространства: период формирования целостных национальных экономических пространств, особых экономических зон или пери-

для предприятий малого и среднего бизнеса

включение в цепочки снабжения нанобиокластера -грамотная инновационно-антирецессионная стратегия устойчивого параметрического развития

оды жизненных циклов стабильно функционирующих кластеров различной специализации, или же периоды развертывания стадий рецессии или кризисов. Экономическое время - это дискретная среда с различными масштабами измерения, которая отражает скорости протекания процессов воспроизводства материальных благ. Приведем примеры различных значений экономического времени:

• эволюция общественно-экономических формаций протекает с ускорением, при этом каждая последующая общественно-экономическая формация оказывается по продолжительности короче предыдущей в 3-4 раза. Происходит как бы «сжатие» исторического пространства и времени;

• для экономических депрессий характерны периоды, измеряющиеся десятилетиями (Великая депрессия США в период с 1929-го по 1939 г.);

• время жизни предприятий малого бизнеса в РФ (в самом общем плане) колеблется от 1 до 2 лет. Иными слова-

экологическая компонента в СГСУ должна быть сегодня не просто востребована, а включена в качестве обязательной во все экономические стратегии РФ

ми, каждое второе малое предприятие разоряется в течение первых двух лет функционирования;

• среднее время внедрения инновационных предложений на предприятиях составляет 1-3 года. В рамках взаимодействия с экономическим пространством экономическое время выступает как сущностная основа инерционных процессов, протекающих на разных уровнях организации экономической материи. Статика экономического пространства, позволяющая фиксировать его локальные параметрические характеристики, может быть описана в трехмерных координатах, а динамика требует введения четвертой координаты - экономического времени, изменяющегося однонаправ-лено (только в сторону увеличения) и являющегося, по существу, необратимым лимитирующим фактором процессов производства и потребления, а также важнейшей ресурсной координатой всего экономического рыночного пространства.

Экономическое пространство, в рамках которого, по сути, развивается СГСУ, подвержено деформации, происходящей под влиянием факторов различной природы. Поляризация экономического пространства как один из видов его деформации наглядно проявляется в таких мезоэкономических

функциональных системах, как предложенные нами агропромышленные и биотехнологические нанобиокластеры (8]. Ядро нанобиокластера (завод глубокой переработки биосырья - «якорное предприятие») формирует вокруг себя поляризованное экономическое пространство, куда автоматически попадают все предприятия и организации, входящие в его цепочки снабжения и являющиеся его отдельными субъединицами. Функционирование таких субъединиц нанобиокластера в поляризованном экономическом пространстве будет подчинено доминирующим установкам, исходящим от якорного предприятия и направленным на извлечение максимальной прибыли при минимизации издержек различного вида. Для предприятий малого и среднего бизнеса включение в цепочки снабжения нанобиоклас-тера - грамотная инновационно-анти-рецессионная стратегия устойчивого параметрического развития. Познание закономерностей эволюции экономического развития является одним из необходимых условий эффективной работы СГСУ по выработке и принятию антирецессионных мер и выводу страны из зоны экономической нестабильности. В процессе ант-ропосоциогенеза человек постепенно усваивал законы социума, отходя от биологических закономерностей. Именно социальные закономерности легли в основу зарождения и формирования производственных отношений и развития соответствующих законов диалектики и экономической динамики. Эволюционная динамика экономической науки сопровождается диалектическими переходами формы - в содержание, качества - в количество, закономерностей - в законы. И в этом отношении выявление антирецесси-

онных императивов в СГСУ предполагает обнаружение закономерностей и поиск количественных связей между экономическими переменными в контуре управления.

Сегодня очевидно, что экспортно-ориентированная экономика РФ, основанная на продаже невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, уголь, руды, нерудные материалы и др.), не привносит поступательной хозяйственной динамики. Возможные колебания мировых цен на энергоносители и исчерпание в России экономически эффективных крупных запасов нефти, газа и др. в ближайшие 20-40 лет делают необходимым изменение экономического курса и стратегических целей СГСУ (5,7). Экологическая компонента в СГСУ должна быть сегодня не просто востребована, а включена в качестве обязательной во все экономические стратегии РФ. Только на основе экологического подхода возможно поступательное движение экономики РФ и восстановление утраченных ценностных ориентиров в общественном сознании. В этом отношении представляет специальный научный интерес теория «межсубъектной концепции ценности» Г.П. Выжлецова (4), согласно которой субъектом ценностного отношения может быть Природа в самом широком смысле, социум и индивид. При этом индивид рассматривается не только с позиций биосоциального начала, но и с позиций начала духовного. С межсубъектной концепцией ценностей согласуется и выдвинутая нами нанобиоэкономическая парадигма как новое креативное направление в экономической теории, сочетающее принципы наноэкономики и биоэкономики (8). На агропромышленных и технологических нанобиокластерах - это процесс безотходного воспроизвод-

ства высокомаржинальной биопродукции из восполняемых биоресурсов животного и растительного происхождения.

«Железо» куется в регионах

В XXI веке наряду с процессами глобализации в мире интенсивно протекают процессы регионализации. Это обстоятельство необходимо учитывать в деятельности СГСУ. Сегодня отчетливо проявляется определяющее влияние регионов на внутреннюю и внешнюю политику государств с различным общественно-политическим устройством. Процессы регионализации интенсифицированы в странах Евросоюза, где дезинтеграцион-ные тенденции четко обозначились. В связи с этим в 1996 г. была принята Декларация о регионализме в Европе. «Европа регионов» сегодня насчитывает свыше 400 млн граждан, представленных 300 европейскими регионами, отличающимися географическим положением, территорией и административно-политическим укладом жизни.

СГСУ должна работать с учетом технологического уклада региона, особенностей его исторического и национального развития, географической локализации и сложившихся механизмов ведения бизнеса

Один их основателей концепции кластеров М. Портер считает, что в новых условиях глобализации регион становится ключевой экономической единицей, т.к. именно в локализованных территориях создается значительная доля добавленной стоимости всех стран и региональные условия во многом определяют конкурентоспособность производимых товаров. В этой связи отметим теорию региональных кластеров М. Энрайта, который подчеркивал также, что регион - основной генератор конкурентоспособности страны. И СГСУ должна работать с учетом технологического уклада региона, особенностей его исторического и национального развития, географической локализации и сложившихся механизмов ведения бизнеса. Только тогда можно будет создать высококонкурентную территориальную экономику (5-7]. Создание востребованного высокомаржинального инновационного продукта - конечная цель кластерной методологии.

Вывод

1. Одна из главных задач системы государственного стратегического управления сегодня - это формирование нового экологического сознания общества, изменение экологического поведения его членов. Это непременное условие устойчивого инноваци-онно-антирецессионного развития предпринимательства, в основе которого лежит ресурсосбережение, т.е. переключение экономики страны на освоение возобновляемых природных ресурсов. СГСУ должна быть ориентирована на создание таких экологически сбалансированных мезоэконо-мических функциональных систем, как агропромышленные и биотехнологические нанобиокластеры (8].

2. Для системы государственного стратегического управления наноби-оэкономика - это новая парадигма экономического «прорыва», а нанобиокластеры - инновационное полигоны для решения важнейших задач воспитания экологического сознания общества, проведения последовательной политики снижения непроизводительных затрат ресурсов экономики РФ за счет безотходной переработки биосырья и политики ресурсосбережения и импортозамещения.

Литература

1. Бердяев Н.А. философия неравенства // Русская философия собственности (18-20 вв.) / Авт.-сост. К. Исупов, И. Савкин. - СПб, 1993.

2. Богров В.Критико-исторический очерк теории ценности. - СПб, 1921.

3. Булгаков С.Н. философия хозяйства -М.: Наука, 1990.

4. Выжлецов Г.П. философия экономических ценностей // Проблемы современной экономики, 2005.- № 3/4.

5. Государственное стратегическое управление / Под общ. редакцией Ю.В.Кузнецова. - СПб: Питер, 2014.

6. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты: трансформация нематериальных активов в материальные результаты. - М.: Олимп-Бизнес, 2005.

7. Маленков Ю.А., Древинг С.Р. Разработка стратегий развития отраслей, хозяйственных комплексов и кластеров - М.: Проспект, 2009.

8. Шишкин В.В., Кудрявцева Г.В., Шишкин В.И.Антирецессионная экономическая стратегия предприятий малого и среднего бизнеса на микро- и наноэконо-мическом уровнях // Международный научный журнал, 2014. - № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мооге M., Khagram S. On Creating Public Value: What Business Might Learn from Government about Strategic

Managevent // Working Paper of Corporate Social Responsibility Initiative . - 2004. - №3. - P. 224-265. 10. Rifkin D. Третья промышленная революция. Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир / Пер. с англ. - Альпина нон-фикшн, 2014.

11. Проект федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// sroportal.ru/laws/proekt-federalnogo-zakona-143912-6-o-gosudarstvennom-strategicheskom-planirovanii/.

Viktor V. Shishkin

Candidate of Science, Economics,

Doctoral student of the Chair of Management and Planning of Socio-Economic Processes, St. Petersburg State University

Yuri A. Malenkov

Doctor of Science, Economics

Professor of the Chair of Management and Planning of Socio-Economic Processes, St. Petersburg State University

Galina V. Kudryavtseva

Doctor of Science, Biology, Professor of the Chair of Diagnostics of Functional Systems, St. Petersburg State University

Viktor I. Shishkin

Doctor of Science, Medicine, Professor, Head of the Chair of Diagnostics of Functional Systems, St. Petersburg State University

State strategic management of innovation and anti-recession development of entrepreneurship in the context of globalization and regionalization

_Abstract

The role of the system of state strategic management (SSSM) in innovative antirecession development of entrepreneurship in Russia is specified. In the present conditions of economic turbulence, the SSSM should be focused on supporting and developing such mesoeconomic functional systems as nano-bio-clasters, built on the principles of nano-bio-economy and cluster logic.

Keywords: system of government strategic management, nano-bio-economy, economic space, economic matter, economic population, nano-bio-claster, cluster, management, legal and regulatory framework

JEL: F60, F68, L26, L51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.