Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫВОЗА КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И ИНДИИ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫВОЗА КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / ВЫВОЗ КАПИТАЛА / ЧИСТАЯ СТОИМОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / BUSINESS TRANS NATIONALIZATION / STATE DEVELOPMENT STRATEGY / COMPETITIVE ENVIRONMENT / CAPITAL EXPORT / NET VALUE / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табакова А.С.

Статья посвящена выявлению сложившихся тенденций вывоза капитала и анализу опыта государственного регулирования в Индии и Японии. Опираясь на цель работы, ее задачами стали проведение оценки форм вывоза капитала и определение их влияния на экономику стран - экспортера капитала: Индию и Японию. Помимо того, дан исторический обзор формирования системы мер государственного регулирования экспорта капитала в этих странах, выявлены особенности данного процесса. Цель, задачи, степень разработанности проблемы государственного регулирования экспорта капитала в Японии и Индии обосновали необходимость исследования данной проблемы. В заключительной части статьи обоснована необходимость учета сложившихся тенденций экспорта капитала в различных странах на примере Индии и Японии при разработке системы мер государственного регулирования вывоза капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF CAPITAL OUTFLOW ON THE EXAMPLE OF JAPAN AND INDIA

The article is devoted to identifying the current trends in capital outflow and analyzing the experience of state regulation in India and Japan. Based on the purpose of the work, its tasks were to assess the forms of capital export and determine their impact on the economy of the capital exporting countries: India and Japan. In addition, a historical overview of the formation of the system of state regulation of capital exports in these countries is given, and the features of this process are identified. The purpose, objectives, and degree of development of the problem of state regulation of capital exports in Japan and India justify the need to study this problem. In the final part of the article, the need to take into account the current trends in capital exports in various countries on the example of India and Japan when developing a system of measures for state regulation of capital exports is justified.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫВОЗА КАПИТАЛА НА ПРИМЕРЕ ЯПОНИИ И ИНДИИ»

о es о es

о ш m

X

3

<

m О X X

ние деятельности организации реального экономического сектора за пределами страны. Такого рода политика нацелена на формирование глобальной сети, способной продемонстрировать финансовые сервисы [15].

С 2001 года Банк Японии вместе с Министерством Финансов имеют законодательное право предоставлять предложения инвестору по вывозу капитала за пределы страны.

В Японии в настоящий момент функционируют аналитические специальные неправительственные компании, которые содействуют облегчению схемы экспорта капитала. Такие компании раз в год формируют специальные отчеты и прогнозируют продвижение бизнеса страны в других государствах.

Кроме того, Министерство экономики, торговли и промышленности государства осуществляет каждый квартал опросы филиалов других стран, что тоже помогает в прогнозировании их продвижения. Япония, опираясь на цели бизнеса и правительства, своей важнейшей задачей считает осуществление двух- и многосторонних соглашений в сфере свободной торговли.

Характерно увеличение роста портфельных инвестиций, что имеет прямую связь с поощрительными принципами Банка Японии, которые нацелены и на либерализацию и дерегулирование вывоза капитала.

Подводя итог можно сказать, что госрегулирование вывоза капитала из страны - это удачная сольватация частного и государственного рычагов экономики государства. Это подтверждается не большим процентом оффшор в экспорте капитала из Японии, кроме того, при таких условиях не наблюдается бегство капитала. Стоит добавить, что важно, имеющее место, неформальное общение, проведение консультаций среди топ-менеджеров как госсектора, так и частного бизнеса, а также податливость экономической политики правительства Японии, носящей рекомендательный характер.

Рассмотрим вопросы, связанные с госрегулированием вывоза капитала из стран с формирующимися рынками (иначе говоря развивающимися странами и странами с переходным типом экономики) на примере Индии.

Развитие государственного регулирования прямых инвестиций стоит поделить на несколько периодов.

Начальный этап (с 1969 г.) охарактеризовался приходом в свет «Общих правил деятельности индийских совместных предприятий». Отдельные главы добавлялись в эти правила в 1978 и 1986 годах, но непосредственно для прямых зарубежных инвестиций до 1992 года оставались прежними.

Второй период характеризуется полной сменой правил действий индийских совместных и дочерних организаций за пределами страны в 1992 году.

Власти Индии в 1970-е годы вели политику, обладающую характером ограничений. За пределы страны капитал перемещался в качестве товара, произведенного в этой стране. Сначала осуществлялись малые переводы с целью закрытия изначальных расходов. Благотворное влияние оказало создание в стране в 1974 году, в Министерстве торговли межведомственного комитета, он занимался вопросами зарубежных совместных предприятий. Его намерением было - оценка предложений организаций по вложению инвестиций, а также, принятие по ним решений о сотрудничестве. Целью же директив было - формирование общих предприятий с компаниями государств-объектов инвестирования. А с 1978 по 1992 годы тип миноритарного участия в совместном

предприятии стала единственным способом инвестирования за пределы страны.

Второй этап вывоза капитала из Индии начался в 1992 году. Тогда наибольший объем инвестиционных проектов поднимался до 2,3 миллионов долларов, и уже в 1995 году цифра изменилась до четырех миллионов. На тот момент произошла отмена имеющихся лимитов, теперь стали использовать перевод наличных денег, популярность приобрело и миноритарное долевое участие. Резервный банк получил право предоставлять согласие на инвестиционные проекты индийских организаций. Таким образом, те заявки, которые составляли около 15,5 млн. американских долларов, рассматривал резервный банк Индии, а, если речь шла о более крупных суммах, тогда вопрос решало Министерство финансов.

С 2000 года со стороны индийского правительства пошла программа стимуляции инвестиций наиболее масштабных нефтегазовых организаций, таких, как GAIL India Lt., Oil India, Oil and Natural Gas Corporation. Такого рода инвестиции имели отношение к энергетическим российским проектам, а также Африки, Центральной Азии, несколько позднее - Латинской Америки. Благодаря этому объемы вывоза капитала за рубеж в качестве прямых инвестиций заметно возросли.

Таким образом, госпредприятия оказались вовлеченными во внедрение прямых инвестиций, что оказало положительное воздействие в дело роста объемов экспорта, который особенно активен последние десять лет. [10]. Наибольший вклад в осуществление вывоза капитала за рубеж в форме прямых инвестиций внес частный сектор.

В 2000 и 2002 гг. верхний лимит для прямых зарубежных инвестиций поднялся до отметок 50,5 и 100,1 млн. американских долларов. 2004 год охарактеризовался отменой лимитов, и компании Индии теперь могли позволить себе делать вклады до 100 %. Теперь индийские компании стали проводить инвестиции в энергетику, природные ресурсы, при этом учитывались заблаговременные лимиты и договоренности с Резервным банком. Появилась и возможность у банков осуществлять вклады в портфельные инвестиции за пределами своей страны (50,5 % своего капитала). Не нужно стало получать согласие Резервного банка, ведь средства стало возможно переводить через любого дилера, обладающего нужными полномочиями. Индийские банки в 2005 году обрели право выдавать кредиты компаниям на приобретение долей в совместных предприятиях других стран, кроме того, дочерних структурах. Такие изменения именовались стратегическим инвестированием. В июне 2007 года верхний лимит вывоза прямых инвестиций увеличился до 300 % от чистой стоимости, а в сентябре 2007 года - до 400 % [11]. В 2011 году индийские власти поддержали политику, направленную на приобретение сырьевых материальных активов некоторыми предприятиями госсектора за рубежом. Индийское правительство убрало ограничения на вывоз прямых инвестиций за рубеж индийскими компаниями.

Сегодня государственное регулирование иных форм вывоза капитала за рубеж из Индии обладает рядом особенностей. Так, например, сегодня при вывозе капитала в виде портфельных инвестиций, власти Индии вместе с банком Индии сформировали лимит на год на вложения в акции предприятий с листингом на биржах других стран, объемом 200 тысяч американских долла-

ров. Теперь у паевых индийских инвестиционных фондов появилась возможность проводить инвестиции с лимитом до семи миллиардов американских долларов. Компании-резиденты в свою очередь, могут проводить инвестиции в размере до 50 % от своей чистой стоимости активов в акции тех предприятий, которые обладают листингом на зарубежных биржах.

Анализируя портфельные инвестиции в облигации, стоит отметить, что на сегодняшний день осуществлять инвестирование в иностранные ценные бумаги могут лишь физические лица. Что касается годового объема подобных инвестиций, то они не имеют права быть выше 200 тысяч американских долларов.

С 2015 года, исходя из установленных властями Индии норм, резиденты получили право на покупку ценных бумаг, причем, не заручившись предварительно согласием на это Резервного банка.

Рассматривая вывоз капитала в форме прочих инвестиций стоит обратить внимание на то, что на сегодняшний день коммерческие банки Индии имеют право на приобретение производных инструментов. Этим правом они пользуются для управления рисками. Индийские компании - резиденты также используют производные инструментарии для хеджирования рисков, которые связаны с валютными курсами долговых обязательств.

Индийскими властями было принято решение о том, что, начиная с 2015 года предоставление займов за пределы страны нужно с целью одобрения кредитных линий, которые имеют место быть за пределами страны. Только торговые кредиты, как и кредиты дочерним предприятиям, могут стать исключением.

Следует обратить внимание на тот факт, что индийские власти ввели правило, которое касается репатриации капитала, речь идет о том капитале, который был вывезен из страны раньше. Это правило работает и в настоящее время. Его суть в том, что прибыль, которая получена от инвестиций за пределами страны, обязана репатриироваться со дня получения не позднее, чем через год. Такие средства имеют право на нахождение на беспроцентных счетах в национальных индийских банках.

Индийская экономика середины 90-х характеризуется в смысле либерализации более мягкой системой мер госрегулирования вывоза капитала в формате прямых инвестиций за пределы страны. Сейчас компании Индии проводят вывоз прямых инвестиций в разных размерах, которые составляют не более 400 % их чистой стоимости, причем, без наличия разрешений. Предел в 400 % не имеет права на существование в том случае, если инвестиции предполагаются в иной валюте, а также, если речь идет о депозитарных расписках из других государств. Об иных требованиях и нижнем лимите можно добавить, что они имеют отношение к незарегистрированным партнерствам, а также к юр. представителям с неограниченной ответственностью. Вместе с тем, власти Индии помогают частным и госкомпаниям, занятыми прямыми инвестициями в природные ресурсы, энергетику.

Вместе с тем, следует отметить антикризисные меры, проведенные в августе 2016 года властями Индии, которые коснулись координации экспорта. Рагу-рама Раджана, который является главой индийского резервного банка, уменьшил размер инвестиций, которые направлены за пределы своей страны с 400 % до 100 % от своей стоимости компании. Вывоз портфельных инвестиций тоже был сокращен, теперь резиденты имели

право проводить переводы на сумму в 75 тысяч американских долларов, а раньше допускалась сумма в 200 тыс. Политика Индии за последние двадцать лет, что касается вывоза капитала в виде прямых инвестиций, заметно видоизменилась, что отмечено ограниченностью подхода, этот этап длился около сорока лет после того, как Индия обрела независимость. Но, невзирая ни на что, все же стоит отметить динамику в сфере прямых инвестиций.

Возрастающая значимость стран с развитой экономикой демонстрируют зрелость, стабильность компаний Индии, что способствует превращению в серьезных игроков благодаря осуществлению всеобъемлющей производственной деятельности за пределами своей страны. Индийские власти нацелены на максимальное извлечение выгоды от идеи глобализации. Теперь Индия смотрит на интернационализацию, как на значимое направление качественного продвижения национальной экономики. Теперь найдены способы, которые помогают избавиться от противоречий, которые выражались в позыве ускорить подъем экономики и наличии ограниченных возможностей. Учитывая все особенности процесса вывоза капитала, а именно того капитала, который имеет отношение к прямым инвестициям, можно с уверенностью говорить о присутствии связи роста конкурентоспособности нацтовара с ускорением роста экономики.

Литература

1. Рейнхарт К.М., Кьеркегор Я.Ф., Сбрансиа М.Б. Новый период сдерживания развития финансовой сферы. 2017.

2. Caballero, Ricardo J., Panageas, Stavros A. Quantitative Model of Sudden Stop and External Liquidity Management. June 25, 2015.

3. Cervena, Marianna. The Measurement of Capital Flight and Its Impact on Long - Term Economic Growth: Emperical Evidence from a Cross-Section of Countries // Faculty of Mathematics, Physics and Informatics of the Comenius University Bratislava. Mathematics of Economics and Finance. Bratislava, 2016.

4. Dooley M.P. and Kletzer K.M. Capital Flight, External Debt and Domestic Policies. NBER, 2004.

5. Erkin B., Ocampo J.A. Capital Account Regulations, Foreign Exchange Pressure, and Crises Resilience. April 2017.

6. Feldstein M. and Horioka C. Domestic Saving and International Capital Flows // Economic Journal, 2000, № 90.

7. OECD. Code of Liberalization of Capital Movements. 2013.

8. Obstfeld M. and Taylor A.M. Global Capital Markets. 2017.

9. Ozawa T. Multinationalism, Japanese Style. The political Economy of Outward Dependency. Princeton University Press New Jersey, 2002, p.44.

10. Pederson, Jorden Dige. Political Factors Behind the Rise of Indian Multinational Enterprises: An Essay in Political Economy // Sauvant Karl, Pradhan P. The Rise of Indian Multinationals, 2011.

11. RBI. Indian Investment Abroad in Joint Ventures and Wholly Owned Subsidiaries: 2008 - 2009, Monthly Bulletin, January 2010.

12. Reinhart C. and Reinhart V. "Capital Flow Bonanzas" in J. Frankel and F. Jiavazzi. International Seminar in Macroeconomics. Chicago, 2017.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

13. Shneider, Benu. Measuring Capital Flight: Estimates and Interpretations // Overseas Development Institute Working Paper 194. March 2013.

14. Storm Survivors. Special Report. Offshore Finance // The Economist. February 16-th 2015.

15. The Internationalization of Yen and Key Currency Questions // IMF Working Paper, wp/94/41, April 2004.

16. UNCTAD. World Investment Report 2016. New York and Geneva. 2016.

17. Yalta, Yasmin A. Effects of Capital Flight on Investment: Evidence from Emerging Markets // Emerging Markets Finance and Trade. November/December 2016. Vol.46. Issue 6. P. 46-51.

State regulation of capital outflow on the example of Japan and

India Tabakova A.S.

Finance and insurance of Academy of labour and social relations (AL&SR)

The article is devoted to identifying the current trends in capital outflow and analyzing the experience of state regulation in India and Japan. Based on the purpose of the work, its tasks were to assess the forms of capital export and determine their impact on the economy of the capital exporting countries: India and Japan. In addition, a historical overview of the formation of the system of state regulation of capital exports in these countries is given, and the features of this process are identified. The purpose, objectives, and degree of development of the problem of state regulation of capital exports in Japan and India justify the need to study this problem. In the final part of the article, the need to take into account the current trends in capital exports in various countries on the example of India and Japan when developing a system of measures for state regulation of capital exports is justified. Key words: business trans nationalization, state development strategy, competitive environment, capital export, net value, investment

References

1. Reinhart C. M., Kierkegaard, J. F., M. B. Sbraccia a New period of containment of financial development. 2017.

2. Caballero, Ricardo J., Panageas, Stavros A. Quantitative Model of Sudden Stop and External Liquidity Management. June 25, 2015.

3. Cervena, Marianna. The Measurement of Capital Flight and Its Impact on Long - Term Economic Growth: Emperical Evidence from a Cross-Section of Countries // Faculty of Mathematics, Physics and Informatics of the Comenius University Bratislava. Mathematics of Economics and Finance. Bratislava, 2016.

4. Dooley M.P. and Kletzer K.M. Capital Flight, External Debt and Domestic Policies. NBER, 2004.

5. Erkin B., Ocampo J.A. Capital Account Regulations, Foreign Exchange Pressure, and Crises Resilience. April 2017.

6. Feldstein M. and Horioka C. Domestic Saving and International Capital Flows // Economic Journal, 2000, № 90.

7. OECD. Code of Liberalization of Capital Movements. 2013.

8. Obstfeld M. and Taylor A.M. Global Capital Markets. 2017.

9. Ozawa T. Multinationalism, Japanese Style. The political Economy of Outward Dependency. Princeton University Press New Jersey, 2002, p.44.

10. Pederson, Jorden Dige. Political Factors Behind the Rise of Indian Multinational Enterprises: An Essay in Political Economy // Sauvant Karl, Pradhan P. The Rise of Indian Multinationals, 2011.

11. RBI. Indian Investment Abroad in Joint Ventures and Wholly Owned Subsidiaries: 2008 - 2009, Monthly Bulletin, January 2010.

12. Reinhart C. and Reinhart V. "Capital Flow Bonanzas" in J. Frankel and F. Jiavazzi. International Seminar in Macroeconomics. Chicago, 2017.

13. Shneider, Benu. Measuring Capital Flight: Estimates and Interpretations // Overseas Development Institute Working Paper 194. March 2013.

14. Storm Survivors. Special Report. Offshore Finance // The Economist. February 16-th 2015.

15. The Internationalization of Yen and Key Currency Questions // IMF Working Paper, wp/94/41, April 2004.

16. UNCTAD. World Investment Report 2016. New York and Geneva. 2016.

17. Yalta, Yasmin A. Effects of Capital Flight on Investment: Evidence from Emerging Markets // Emerging Markets Finance and Trade. November/December 2016. Vol.46. Issue 6. P. 4651.

o

CS

o

CS

O HI

m

X

3

<

m

o

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.