Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
25
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / PAYMENT FOR NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT / ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ / THE PROCEDURE FOR DETERMINING FEES / УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ / THE OFFICE OF THE FEDERAL SERVICE FOR SUPERVISION OF NATURAL RESOURCES IN THE PERM REGION

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Верещагина Е.В.

В сообщении представлены результаты анализа поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в Пермском крае за 2014 г. и 2015 г. Выявлены проблемы администрирования платы и предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования в области платы за негативное воздействие на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Верещагина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF PAYMENTS FOR THE NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT

The report presents the results of the analysis fee income for the negative impact on the environment in the Perm region for 2014 and 2015. The problems of administration fee and offered recommendations for improving the system of state regulation in the field of payment for negative impact on the environment.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

УДК 911.3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Е.В. Верещагина® Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: elizvereshagina@gmail.com

В сообщении представлены результаты анализа поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в Пермском крае за 2014 г. и 2015 г. Выявлены проблемы администрирования платы и предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования в области платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Ключевые слова: плата за негативное воздействие на окружающую среду, порядок определения платы, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю.

К одному из методов государственного экономического регулирования в области охраны окружающей среды относится установление платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее НВОС). Закон об охране окружающей среды (далее ОС) одним из своих принципов закрепляет платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде. В ст. 16 закона установлено, что негативное воздействие на ОС является платным и внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране ОС и возмещения причиненного ей вреда [1].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 взимание платы предусмотрено за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду [3]:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (за передвижные источники плата с 01.01.2015 г. не вносится);

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов производства и потребления.

Следует отметить, что порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов утвержден постановлением Правительства

® Верещагина Е.В., 2016

Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632. Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы. Форма расчета платы за НВОС утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

В законодательство об охране окружающей среды внесены значительные изменения. Часть из них начнет действовать с 2016 г., а часть - в иные сроки, вплоть до 1 января 2020 г. Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с 1 января 2016 г. определены ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год [4].

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за НВОС при размещении отходов с 1 января 2016 г. к ставкам такой платы применяются дополнительные коэффициенты [2].

Стоит отметить, что с 1 января 2016 г. - доля платы за НВОС поступает в федеральный бюджет в размере 5%, остальная часть - 95 % в бюджет субъекта и бюджеты муниципальных образований. Кроме того, внесены изменения, направленные на повышение действующих санкций и введение новых мер ответственности за такие виды нарушений, как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной достоверной информации.

В ходе работ выполнен анализ поступлений платы за НВОС за

2014 г. и 2015 г. с помощью программ «Казначейство - Учет поступлений платежей 2008-2015 гг.» и «Экосфера-регион». Данные программы предназначены для сотрудников региональных управлений Росприроднадзора. При анализе поступлений платы за НВОС за 2014 -

2015 гг. выявлено, что сумма платы за НВОС в Пермском крае в 2014 г. составила 373,20 млн. руб., в 2015 г. - 307,57 млн. руб. Плата за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников уменьшилась на 9,77 млн. руб. (17%). Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты снизилась на 11,25 млн. руб. (13%). Сумма платы за размещение отходов и производства и потребления увеличилась на 8,34 млн. руб. (5%). Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа уменьшилась на 51,61 млн. руб. (71%).

По результатам работы сделаны следующие выводы: всего на территории Пермского края по состоянию на 31.12.2015 г. зарегистрировано 7007 плательщиков. Основными плательщиками являются 15 предприятий края, плата которых составляет порядка половины от общего объема поступлений (ООО «Промстоки», ООО «НОВОГОР-Прикамье», ОАО «Уралкалий», ООО «Газпром трансгаз Чайковский», ОАО «Чусовской металлургический завод» и др.). В сравнении с 2014 годом поступления уменьшились на 65,63 млн. руб., что связано в первую очередь с уменьшением платы за сжигание и (или) рассеивании попутного нефтяного газа на 51,61 млн. руб. в связи с выполнением недропользователями мероприятий по реализации проектов использования попутного нефтяного газа, а также уменьшением платы за сбросы загрязняющих веществ на 11,25 млн. руб. в связи с уменьшением количества сбросов абонентами централизованных систем водоотведения (ООО «Промстоки»).

На основе проделанной работы предложены рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования в области платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данные рекомендации подразделены по проблемам, касающимся законодательства и взимания платы на уровне Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее - Управление). Предложенные рекомендации указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Основные проблемы и рекомендации по их решению

Проблема | Рекомендации по решению проблемы

Проблемы законодательно-правового характера

Нормативы платы за загрязнение установлены не на все загрязняющие вещества, образующиеся на предприятии Необходимо уточнение нормативной базы платы за загрязнение, следовательно, внесение поправок в Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 24.12.2014)

Проблема «прозрачности» распределения денежных средств и разграничения функций, выполняемых соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности Необходимо создание экологических фондов; Внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ с целью закрепления направления средств, полученных от взимания платы за НВОС в государственные экологические фонды в соотношении: 20 % - в федеральный экологический фонд, 80 % - в экологический фонд субъекта РФ.

Необходимость платы за любое негативное воздействие на окружающую среду Необходимы разработка и введение порядка определения платы за физические негативные воздействия, а также воздействия на растительные сообщества, животный мир, почвы и др.

Отсутствие норм для осуществления полномочий по выявлению неплательщиков платы за НВОС и их увеличению органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления Внесение изменений в законодательство, а именно введение норм для осуществления полномочий по выявлению неплательщиков платы за НВОС. Наделить органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления соответствующими полномочиями.

В соответствии с изменениями не вступили в действие подзаконные нормативно-правовые акты по плате за НВОС, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) Внесение поправок в законодательство: порядок исчисления и взимания платы, форма расчета платы, нормативы по плате, касающиеся обращения с ТКО.

Проблема категорирования объектов, оказывающих НВОС Требуется уточнение критериев отнесения к объектам, оказывающих НВОС, необходим конкретный список предприятий, относящихся к той или иной категории.

Проблемы взимания платы на уровне Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю

Небольшое количество плательщиков Осуществление работы по выявлению хозяйствующих субъектов, не представивших расчеты платы

Выявление должников по плате за НВОС Регулярная подготовка требований о необходимости погашения сложившейся задолженности предприятий. Передача материалов в суд для взыскания задолженности.

Проблема взимания платы за размещения ТКО на территории Пермского края Необходимо согласование территориальных схем обращения с отходами на территории Пермского края, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Отсутствие автоматизированного сбора расчетов платы за НВОС Необходимо разработать порядок сбора и обработки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в электронном виде.

Таким образом, из анализа проблем, возникающих при взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, следует подчеркнуть, что необходимо внести поправки в действующее законодательство, следовательно, требуется уточнение нормативной базы платы за загрязнение, необходимо введение норм для осуществления полномочий по выявлению неплательщиков платы за НВОС. Кроме того, поступления платежей должны направляться в экологические фонды для целевого использования поступающих средств, а также необходимо разработать порядок сбора и обработки расчетов платы за НВОС в электронном виде. Следует отметить, что сотрудниками Управления должна проводиться более эффективная работа по выявлению должников по плате и хозяйствующих субъектов, не представивших расчеты платы.

Подводя итог, следует отметить, что плата за негативное воздействие на окружающую среду - один из важнейших элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с негативными воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства.

Библиографический список

1. Бузмаков С.А., Воронов Г.А. Основные подходы в определении качества окружающей среды// Известия Самарского научного центра РАН. Том 18, №2(2), 2016. С.587-590.

2. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Экологическое право: учебник. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: НОУ Институт Актуального образования «ЮрИнфоР - МГУ», 2008. 432 с.

3. Об изменениях по внесению платы за НВОС с 1 января 2016 года: URL: http://www.prirodmdzor.perm.m/index.php?nom=170 (дата обращения: 24.04.2016).

4. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), URL: http://www.texoboronexpert.ru (дата обращения: 10.03.2016).

5. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", доступ из справочной системы: «Консультант плюс».

REGULATION OF PAYMENTS FOR THE NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT

E.V. Vereshchagina Perm State University, 614990, Perm, street Bukireva, 15 e-mail: elizvereshagina@gmail.com

The report presents the results of the analysis fee income for the negative impact on the environment in the Perm region for 2014 and 2015. The problems of administration fee and offered recommendations for improving the system of state regulation in the field of payment for negative impact on the environment.

Keywords: payment for negative impact on the environment, the procedure for determining fees, the Office of the Federal Service for Supervision of Natural Resources in the Perm region.

УДК 502.4

ФЛОРИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ ПРОЕКТИРУЕМОГО ПРИРОДНОГО ПАРКА (УЧАСТКИ

«ВИШЕРСКИЙ», «УСЬВИНСКИЙ», «ЧУСОВСКОЙ»)

Е.Л. Гатина® Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: suslovael@mail.ru

В статье рассматривается актуальность создания природного парка на территории пермского края, флористические особенности территории.

Ключевые слова: природный парк, растительность, охраняемые виды растений.

Флористические исследования бассейнов рек Чусовой, Усьвы, Вишеры проводились с середины Х1Хв. Работы П.Н. Крылова (1878, 1881), А.Н. Пономарева (1949, 1952), М.М. Даниловой (1955), Э.Э. Аникиной (1961, 1966), К.Н. Игошиной (1966), П.Л. Горчаковского (1969), Т.П. Белковской (1982, 1986, 1987, 2011а, 2011б), С.А. Овеснова (2004), М.С. Князева (2011) являются основными литературными источниками по растительности скальных обнажений рек Чусовой, Усьвы, Вишеры и прилегающей территории. Здесь представлен реликтовый комплекс растений, включающий ряд степных, горно-лесных, горно-альпийских, арктоальпийских видов растений в пределах таежной зоны. Этот флористический комплекс является плейстоценовым по времени своего формирования и преимущественно сибирским по происхождению (А.Н.Пономарев 1949, 1952 Цит.по Белковская, Князев, 2011).

® Гатина Е.Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.