УДК 330.15
К ВОПРОСУ О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Наталья Владимировна Петрова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры техносфер-ной безопасности, тел. (383)344-42-39, e-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Дьяченко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студент, тел. (383)344-42-39, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены новые правила расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и проведено их сравнение с прежней процедурой расчета на примере конкретного предприятия.
Ключевые слова: негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду, виды негативного воздействия на окружающую среду, предельно допустимые нормативы воздействия на окружающую среду.
TO THE QUESTION OF NEW RULES OF COLLECTION
OF THE PAYMENT FOR NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT
Natalia V. Petrova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor, tel. (383)344-42-39, e-mail: [email protected]
Olga V. Dyachenko
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., student, tel. (383)344-42-39, e-mail: [email protected]
In article new rules of calculation of a payment for negative impact on the environment are considered and comparison with the former procedure of calculation on an example of the concrete enterprise is carried out them.
Key words: negative environmental impact, payment for negative impact on the environment, types of negative impact on the environment, maximum permissible standards of impact on the environment.
Спрос на природные ресурсы и нагрузка на окружающую среду с каждым годом увеличивается. По статистическим данным в 56 городах нашей страны в 2010 году только по выбросам в атмосферный воздух была зафиксирована наиболее неблагоприятная экологическая обстановка [1]. По данным Росгидромета за период с 2009 по 2014 год количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения снизился на 84 города. Однако такое снижение обусловлено не улучшением качества воздуха, а изменением среднесуточных ПДК примесей формальдегида. При использовании прежних ПДК количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения увеличилось бы до 107 [2].
Можно выделить 2 группы экологических проблем:
- первая группа - количественная, которая связанна с восполнимостью и охраной природных ресурсов, проблемы которой не всегда имеют решение, из-за невозможности восстановления и сокращения объемов потребления некоторых ресурсов;
- вторая группа проблем связана с загрязнением окружающей среды и его последствиями, которые как правило устранимы.
В условиях рыночной экономики эффективным способом влияния на деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) является плата за НВОС во взаимосвязи с системой экологического нормирования.
К сожалению, в реализации механизма взимания платы существуют проблемы, которые осложняют деятельность хозяйствующих субъектов и не способствует защите окружающей среды. Видимо для разрешения данной ситуации в 2016 году в экологическое законодательство были внесены существенные изменения, которые мы попытались проанализировать в данной статье.
До внесенных в 2016 году изменений в статье 16 Закона «Об охране окружающей среды» было закреплено положение о платности негативного воздействия на окружающую среду и определены виды такого воздействия:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
- сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, а также на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду [3].
Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду с 2003 по 2016 гг. был определен постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 [4], а нормативы платы указаны в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 [5].
В соответствии с этими документами плата за негативное воздействие на окружающую среду взималась за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарами источниками;
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов.
Для остальных видов негативного воздействия нормативы не были установлены и плата за негативное воздействие на окружающую среду не взималась, что являлось недостатком правового регулирования данных отношений.
Для тех видов НВОС, за которые взималась плата устанавливалось два вида базовых нормативов платы:
1) в пределах допустимых нормативов;
2) в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Данные нормативы определены по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, виду негативного воздействия с учетом степени их опасности. Они установлены в рублях за одну тонну загрязняющих веществ или один кубометр отходов.
Для отдельных регионов и бассейнов рек к базовым нормативам платы устанавливались специальные коэффициенты, которые учитывали природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
При загрязнении окружающей среды сверх установленных лимитов плата за негативное воздействие исчислялась в пятикратном размере (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632) [4].
Таким образом, была узаконена возможность платить за право загрязнения в любых объемах: когда государство лишь декларирует такой объем постфактум, охрана окружающей среды отступает на второй план. Подобная схема может работать только при очень высоких ставках платы, которые смогут создать финансовый барьер для количества загрязнения, но в таком случае возникает угроза что легально нанесенный ущерб окружающей среде окажется непоправимым. Однако современное законодательство выводит данное деяние из сферы противоправного деяния, предоставляя организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность легальную возможность превысить нормативы допустимого воздействия.
Таким образом назрела необходимость корректировки сложившейся ситуации на законодательном уровне.
В сентябре 2016 года вступило в силу Постановление Правительства № 913 от 13.09.2016г [6], которое установило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В документе установлены ставки в пределах нормативов на 2016, 2017 и 2018 годы, а также дополнительный коэффициент для особо охраняемых территорий. В марте этого года вступило в силу Постановление Правительства № 255 [7], которое утвердило правила исчисления и взимания платы.
Для анализа изменений было выбрано реальное предприятие, осуществляющее выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и размещение отходов разных классов опасности, состав и объемы которых представлены в табл. Для данного предприятия были рассчитаны два вида плат за НВОС, механизмы исчисления которых регламентируются постановлениями Правительства № 344 от 12.06.2003 г. [5] и № 913 от 13.09.2016 г. [6].
Результаты вычислений отражены в таблице.
Таблица
Сравнительные данные по исчислению платы за негативное воздействие на окружающую среду до и после 1 января 2016 г.
Наименование загрязняющего вещества Класс опасности До 2016 После 01.01.16
Норматив об-разова-ния, т Норматив платы, руб/т. Сл отх (до 2016 г.) Плата в ценах 2015 г., руб. с учетом коэф-ов Норматив платы, руб/т. Сл отх (с 2016 г.) Плата в ценах на 01.01.2016 г., руб.
Отходы
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел < 15%) 4 72,00 248,4 109884,211 635,9 45784,8
Остатки и огарки стальных сварочных электродов 5 29,32 8,0 1165,294 16,6 486,712
Лом черных металлов несортированный 5 147,42 8,0 5859,060 16,6 2447,172
Железные бочки, потерявшие потребительские свойства 5 13,40 8,0 532,569 16,6 222,4
Отходы полиэтилена в виде пленки 5 21,18 8,0 841,777 16,6 351,588
Отходы шлаковаты 4 182,39 248,4 278358,073 635,9 115981,801
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный 4 14,79 248,4 22572,048 635,9 9404,961
Итого 419213,032 174679,434
Выбросы в атмосферный воздух
Азот (IV) оксид 4,883 52,00 1560,06 138,8 677,76
Азот (II) оксид 0,743 35,00 159,77 93,5 69,47
Сера диоксид 0,549 21,00 57,27 43,5 23,88
Смесь углеводородов предельных С1-С5 4,350 5,00 108,054 103,5 450,23
Смесь углеводородов предельных С6-С10 3,502х10-3 5,00 0,086 0,1 0,00035
Углерод черный 2,883 80,00 1145,81 Не учитывается
Углерод оксид 27,347 0,60 100,81 1,5 41,02
Пары углеводородов фракций С12-С19 0,109 5,00 2,70 10,4 1,13
Сероводород 3,099х10-5 257,00 0,048 657,9 0,02
Бенз(а)пирен (3,4-бензпирен) 6,343х10-6 2049801,00 64,59 5247490,6 31,49
Метанол (спирт метиловый) 1,198х10-2 5,00 0,36 12,8 0,15
Углеводороды (по бензину) 0,588х10-3 1,20 0,0043 3,1 0,002
Углеводороды (по керосину) 1,797 2,50 27,60 6,4 11,5
Формальдегид 0,069 683,00 289,54 1748,5 120,65
Итого 3516,70 1427,30
Как видно из таблицы плата предприятия за одни и те же выбросы и размещение отходов уменьшилась почти в 2,5 раза. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства № 913 [6] не каждое загрязнение является платным, так, например, перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, за которые взимается плата сократился до 159 наименований, вместо прежних 225.
Внесенные в законодательство изменения не соответствуют цели охраны окружающей среды, более того противоречат задаче предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду. Произошедшие изменения привели к отказу от решения экологических проблем, связанных с такими видами негативного воздействия, как загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Целесообразно было бы расширить статью 16 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 [3] в части перечня видов негативного воздействия на окружающую среду, вместо этого количество видов НВОС за которые взимается плата сократили еще на один пункт.
Объекты IV категории освобождены от обязанности вносить плату за НВОС, но механизм компенсации вреда, причиняемого окружающей среде, данными объектами на сегодняшний день не предусмотрен, целесообразнее было бы установить плату за негативное воздействие на окружающую среду для всех категорий объектов.
Необходимо отметить, что государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на ближайшие 10-15 лет предусматривает замену взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, из чего можно сделать вывод, что сверхлимитное загрязнение может оставаться легальны вплоть до 2030 года.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду идеологически должна восприниматься как напоминание о справедливости возмещения вреда, нанесенного природе, которая является общим достоянием народа Российской Федерации и выступать стимулом для формирования более экологичного мышления, постепенно переориентируя рынок с экстенсивного загрязнения окружающей среды к интенсивному способу производства материальных благ, иными словами - к «зеленой экономике».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Россия в цифрах. 2011. Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2011.
2. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2014 год. - М.: Росгидромет, 2015.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016), а также (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства РФ от 28.08.92 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 01.07.2005, с изм. от 08.01.2009) "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
7. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс».
© Н. В. Петрова, О. В. Дьяченко, 2017