Научная статья на тему 'Государственное регулирование уровня конкурентоспособности предприятий розничной торговли'

Государственное регулирование уровня конкурентоспособности предприятий розничной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брылева Мария Евгеньевна

Низкий уровень конкуренции в сфере розничной торговли в последнее время поднимается, в последнее время, как на уровне предприятий, так и всего государства. По мнению автора, очевидна необходимость постановки и решения целого комплекса проблем конкурентоспособности, связанных с совершенствованием системы государственного регулирования. В данной статье автором предлагается ряд мер со стороны государства, направленных на формирования конкурентной рыночной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION IN SPHERE OF THE RETAIL TRADE COMPETITIVENESS

Low level of a competition in sphere of retail trade rises recently very often as at level of the enterprises, and the states. According to the author, necessity of statement and the decision of the whole complex of problems of the competitiveness connected with perfection of system of state regulation is obvious. In given article the author offers a number state the measures forming the competitive market environment.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование уровня конкурентоспособности предприятий розничной торговли»

УДК 339.13.025:339.37

М.Е. Брылева 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.

Низкий уровень конкуренции в сфере розничной торговли в последнее время поднимается, в последнее время, как на уровне предприятий, так и всего государства. По мнению автора, очевидна необходимость постановки и решения целого комплекса проблем конкурентоспособности, связанных с совершенствованием системы государственного регулирования. В данной статье автором предлагается ряд мер со стороны государства, направленных на формирования конкурентной рыночной среды.

Ключевые слова: розничная торговля, конкурентоспособность, государственное регулирование, конкурентная среда.

Рынок розничной торговли вступил в фазу консолидации. В Россию приходят крупные иностранные компании. В то же время мы отмечаем низкий уровень конкуренции в торговле, который приводит к необоснованному с экономической точки зрения росту цен, формированию недобросовестной практики взаимодействия между крупными розничными компаниями и поставщиками продукции.

Все это усугубляется условием отсутствия комплексной регламентации о торговле и экономическим кризисом. И если удастся принять ряд мер по повышению конкуренции, то мы имеем хорошие шансы избежать негативных тенденций, с которыми столкнулись развитые станы. Это, как правило, доминирование на рынке розничной торговли крупных сетевых операторов. Так государственными антимонопольными органами Великобритании признано негативное воздействие сильных позиций крупнейших розничных торговых сетей - Tesco (доля рынка - 27,6 %), Asda (14,1%), Sainsberry (13,8%), Morrison’s (9,9%) - на местные

продовольственные рынки. Анализ показал, что поведение вышеуказанных компаний создает барьеры, препятствующие входу на рынки новых игроков, что влечет за собой завышение стоимости товаров, снижение как качества

1 © Мария Евгеньевна Брылева, ст. преподаватель кафедры Маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток, Приморский край, 690014, E-mail: maria_tb@mail.ru.

этих товаров, так и оказания услуг по его предоставлению потребителю, а также обеспечивает каждой из компаний от 105 до 125 млн. фунтов стерлингов дополнительного дохода (достигает порядка 3% от ежегодной общей выручки каждой из компаний).

Существует ложное мнение о том, что уровень конкуренции зависит от работы ФАС. Но на самом деле антимонопольным регулированием добиться развития конкуренции невозможно, более того чрезмерным антимонопольным вмешательством можно только навредить. Конкуренция появляется там, где развивается бизнес.1 А так как основной показатель развития конкуренции - приход «новых игроков», соответственно, должна измениться и система государственного регулирования, которая не будет наделять госорганы еще большими полномочиями вмешательства в бизнес, а направит свои силы на создание конкурентной среды, взяв на себя миссию «аварийного регулятора». И уделит большое внимание вопросам снижения административных барьеров, замещения административных механизмов регулирования финансовыми гарантиями и страхованием, упрощения входа новых компаний на рынки.

В начале 2009 года темпы инфляции сохраняются достаточно высокими - за январь-апрель, по нашим оценкам, они составляют 7,2-7,4% против 6% за январь-апрель 2008 года.

Цены на продовольственные товары за этот период выросли на 5,7%, при этом, общий рост потребительских цен в целом составил 4,8%.

В начале 2009 года на рост потребительских цен существенное влияние оказала инфляция издержек, вызванная высоким ростом цен сельхозпроизводителей, наблюдаемым с осени 2007 года, а также ростом цен на энергоносители, в том числе тарифов на электроэнергию (18,5%), на газ (25%), превышающих показатели прошлого года (11% и 10,9% соответственно).

Снижение уровня инфляции является одной из важнейших задач экономической политики Правительства Российской Федерации. Главными условиями сдерживания цен на отдельных товарных рынках является рост предложения товаров и развитие конкурентной среды.

На это должна быть направлена комплексная программа антиинфляционных мер по стимулированию предложения товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитию инфраструктуры торговли, созданию новых рыночных инструментов сдерживания роста тарифов естественных монополий в условиях дерегулирования.

1 Версан В.Г. Основные цели и направления государственного регулирования в области качества продукции/ В.Г. Версан, В.И. Седов // Сертификация.- 2005.-№4.-с. 16.

2 По данным Минфина.

Залогом нормального развития рынка продовольственных товаров и справедливого ценообразования на нем является поддержка и развитие конкурентной среды на рынке розничной торговли.1 Главным препятствием для конкуренции в нашем регионе являются административные барьеры и незаконное вмешательство чиновников в конкурентные отношения. Это обязательные требования: разрешения, различные справки, экспертизы. Во-первых, само наличие многих из таких требований останавливает людей от идеи открытия своего бизнеса. Во-вторых, абсурдность и непреодолимость таких требований нередко «компенсируется» возможностью решить вопрос через взятку. В-третьих, барьеры используются как недопустимое средство конкурентной борьбы. Чиновники, аффилированные с каким-либо бизнесом, не заинтересованы в появлении нового участника рынка, поэтому, никогда не дадут разрешения. Автором была проведена работу по выявлению необоснованных препятствий для открытия и расширения бизнеса в торговле. Существует довольно много специфических требований, стандартов, которые избыточны, устарели. Поэтому автором предлагается ряд мер со стороны государства, направленные на формирования конкурентной рыночной среды:

- введение уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности; Введение уведомительного порядка, минимизирует возможность местных органов власти требовать от предпринимателя предварительных разрешений, согласований и иных документов.

В нашем регионе для открытия небольшого магазина требуется более 10 документов, и открытие длится много недель.

- сокращение периодичности и оснований проведения проверок;

- введение дополнительных гарантий для защиты предпринимателя;

- наложение запрета на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований применительно к одному и тому же объекту;

- исключение из перечня оснований для проведения внепланового контроля (надзора) имущественные претензии, так как защита имущественных прав может осуществляться в судебном порядке;

- сокращение основания для проведения внепланового контроля. Указанный контроль проводить только в случаях поступления информации от граждан, юридических лиц и предпринимателей, органов власти или СМИ о возникновении угрозы жизни или здоровью людей, загрязнению окружающей среды, аварийных ситуациях;

- установление максимально допустимого времени для проведения проверок в отношении одного малого предприятия органами контроля

1Донцова Л.В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова // Менеджмент в России и зарубежом.-2000. - №4.

- 128 -

- направление уведомления о проведении плановой проверки за определенный срок до ее начала, за исключением случаев, когда факт причинения вреда уже установлен;

- введение упрощенного порядка пролонгации действия лицензии для добросовестных предпринимателей, не совершавших грубых нарушений лицензионных требований и условий, который позволит им продлить срок действия лицензии. Действующий порядок пролонгации действия лицензии одинаков для всех лицензиатов. Решение о продлении должно приниматься лицензирующим органом в течение 10 дней на основании заявления с указанием сведений о произошедших изменениях за время действия лицензии. Однако на практике данный срок иногда достигает 1 года. Кроме того, в дополнение к заявлению лицензиатам приходится представлять документы, перечень которых определяется лицензирующим органом.

Это зачастую ставит успешно работающий бизнес в зависимость от контрольного органа, так как затяжка продления срока действия лицензии лишь на 1 день делает бизнес нелегальным.

- замена неэффективного института государственного контроля -лицензирования рыночным механизмом страхования;

- сокращение возможностей злоупотреблений при проведении проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

Вне процессуальные права - это полномочия органов внутренних дел, установленные Законом о милиции, порядок осуществления которых законодательно не определен. В настоящее время Закон о милиции предоставляет сотрудникам органов внутренних дел права по самостоятельному проведению проверок и ревизий предпринимательской деятельности, в том числе, налоговых проверок, изъятию документов, продукции и товаров, осмотру производственных, торговых и иных служебных помещений, мест хранения и использования имущества. Данная ситуация приводит к тому, что регулирование внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел осуществляется ведомственными нормативными актами МВД России (приказами).

- исключение нормы, предусматривающие возможность осуществления органами внутренних дел полномочий по проверке субъектов предпринимательской деятельности вне рамок административного и уголовного процессов.

- введение обязанности должностных лиц по копированию изымаемых документов и их передаче лицам, у которых они изымаются, а также регламентация порядка изъятия документов с четким установлением оснований, сроков и процедур.

Автор полагает, что указанное нововведение упорядочит процедуру проведения процессуального действия по изъятию документов при

проведении документальных проверок или ревизий на стадии доследственной проверки сообщения о преступлении, существенно повысит гарантии защиты прав предпринимателей при проведении таких проверок, сократит количество уголовных дел по экономическим преступлениям, возбужденных без достаточных оснований.

- упрощение порядка открытия магазинов и дальнейшего перехода по «иерархической» торговой лестнице:

- определения порога доминирования торговых сетей;

- госрегулирование наценок на социально значимые товары в торговых сетях;

- разработка типового универсального договора между отечественными производителями продовольственных товаров и торговыми организациями. Документ также гарантирует равный доступ на полки сетевых магазинов буханок, кефиров, колбас, тортов и прочих продтоваров от разных производителей;

- предусматривает жесткие сроки оплаты товаров со стороны сетей;

- предусмотрение законодательством оплаты поставщиками маркетинговых услуг сетям. По данным ФАС, доля дополнительных выплат (бонусы, штрафы, маркетинговые услуги и прочее) для поставщиков товаров торговым сетям составляют сегодня от 5% до 40% от стоимости товаров, поступающих в торговую сеть. Таким образом, практика, когда тот или иной производитель, желая продвинуть свой собственный товар на полки супермаркета или получая скидки за объемы, платил за это дополнительно, будет пресечена законодательно.

- создание региональными властями, в соответствии с потребностями и нуждами своих жителей, списка социально значимых товаров

- закрепление ответственность за злоупотребление рыночной властью.

- разработка правил добросовестного поведения на рынке

- определение базовых принципов сотрудничества ритейлеров с сельхозпроизводителями

- разграничение понятия добросовестных и недобросовестных практик

- отразить такие основополагающие принципы взаимоотношений торговых сетей и поставщиков продуктов питания как добросовестность и честность деловой практики; обеспечение баланса частных и публичных интересов; экономическая обоснованность и эффективность; а также закреплены прозрачные критерии отбора поставщиков; меры по обеспечению доступа в торговые сети продукции малых и средних предприятий-поставщиков; запрет на злоупотребление свободой договора; исчерпывающий перечень услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам на возмездной основе и иные условия:

- увеличение срока размещения торговых объектов;

- установление географических границ для разных видов розничной торговли;

- расчет штрафов исходя из оборота компании в пределах рынка, где было зафиксировано нарушение, а не наложение штрафа на всю деятельность розничной сети;

- введение коллективного порога доминирования в отрасли;

- определение всех критериев, когда наступает право для правительства применять вводиться госрегулирование цен;

- установление ограничения предельной отсрочки платежа торговыми сетями (стоит детальнее прописать сроки по разным группам товаров, например скоропортящимся);

Розничная торговля одна из наиболее «болезненных» и массовых, с точки зрения предварительных разрешений, сфер, где действует % малых предпринимателей

Издержки малого бизнеса по преодолению административных барьеров составляют 6% от выручки или 1 триллион рублей ежегодно.

- Создание преимущественно уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности и сокращения количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления

- Снижение административных издержек малого и среднего предпринимательства при проведении государственного контроля (надзора),

- Усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Это будет способствовать сокращению масштабов контрольной деятельности, повышению деловой активности предпринимателей, стимулируют граждан начать свое дело и обеспечат необходимые гарантии свободы предпринимательской деятельности, развивая и поддерживая конкуренцию в розничной торговле.

Библиография

1.Версан В.Г. Основные цели и направления государственного регулирования в области качества продукции/ В.Г. Версан, В.И. Седов// Сертификация.- 2005.-№4.-с. 16.

2. Донцова Л. В. Вопросы государственного регулирования экономики: основные направления и формы /Л.В. Донцова // Менеджмент в России и зарубежом.-2000. - №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.