Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное регулирование / строительство жилых объектов / эксплуатация жилых объектов / территория жилой застройки / Москва.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Киселев А.А.

В статье автор исследует нормативно-правовые основы и особенности осуществления государственного регулирования строительства и эксплуатации жилых объектов и территорий жилой застройки органами исполнительной власти города Москвы. В статье идет речь о сроках строительства, координации их исполнения, об особенностях осуществления производства работ в непосредственной близости от зданий и сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ»

КИСЕЛЕВ А.А.,

соискатель АМИ, e-mail: mail@law-books.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛЫХ ОБЪЕКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА

МОСКВЫ

АННОТАЦИЯ. В статье автор исследует нормативно-правовые основы и особенности осуществления государственного регулирования строительства и эксплуатации жилых объектов и территорий жилой застройки органами исполнительной власти города Москвы. В статье идет речь о сроках строительства, координации их исполнения, об особенностях осуществления производства работ в непосредственной близости от зданий и сооружений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственное регулирование, строительство жилых объектов, эксплуатация жилых объектов, территория жилой застройки, Москва.

KISELEV A.A.,

candidate of AMI

STATE REGULATION OF CONSTRUCTION AND OPERATION OF RESIDENTIAL FACILITIES AND RESIDENTIAL DEVELOPMENT

TERRITORIES BY THE EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE CITY

OF MOSCOW

ANNOTATION. In the article, the author explores the regulatory framework and features of the implementation of state regulation of the construction and operation of residential facilities and residential development territories by the executive authorities of the city of Moscow. The article deals with the timing of construction, coordination of their execution, the specifics of the implementation of work in the immediate vicinity of buildings and structures.

KEY WORDS: state regulation, construction of residential facilities, operation of residential facilities, residential development area, Moscow.

Согласно п. 3.1 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» [1], координация работ по прокладке и ремонту инженерных коммуникаций, выполнению земляных и строительных работ на территории города проводится в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности города: устойчивого энерго-, тепло-, газо- и водоснабжения, бесперебойной работы транспорта и связи, городских уборочных и эксплуатационных служб, исключения аварийных ситуаций на объектах городской инфраструктуры, соблюдения сроков строительства, максимальной экономии материальных ресурсов, уменьшения отрицательного влияния производимых работ на условия проживания и работы людей [2]. Координацию осуществляют:

- структурные подразделения Комплекса городского хозяйства (по объектам городской инфраструктуры): департаменты топливно-энер-

гетического хозяйства города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, транспорта и связи города Москвы;

- структурные подразделения Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города (по объектам жилищного и гражданского строительства, реконструкции и развития города): департаменты градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы и инвестиционных программ строительства города Москвы;

- префекты административных округов и главы управ районов (по содержанию и развитию объектов городской инфраструктуры округов и районов) [3].

Координация сроков строительства включает: ежегодное формирование сводных планов проектирования строительства и ремонта инженерных коммуникаций и сооружений; учет и увязку по срокам строительства на плановый год и перспективу до двух лет; контроль сроков

начала и завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта по видам работ в соответствии со сводными планами; учет данных о техническом состоянии инженерных сетей и сооружений; поадресный учет наличия (по срокам готовности) проектной документации у заказчиков (застройщиков); учет необходимых решений по обеспечению требований проектов в части технологической последовательности и продолжительности строительства, организации движения транспорта и пешеходов на период строительства1.

Решения о сроках начала работ по объектам, расположенным на основных улицах и магистралях, принимает Городская комиссия по упорядочению разрытий при производстве строительных работ на территории г. Москвы (или Рабочая группа комиссии). Объединение административно-технических инспекций столицы выполняет функции по рассмотрению заявок и подготовке предложений для рассмотрения на заседаниях Городской или окружных комиссий (их рабочих групп). Для обеспечения оперативного контроля над выполнением работ в соответствии с утвержденными планами и титульными списками все организации до 15 декабря предпланового года направляют в Объединение административно-технических инспекций города Москвы утвержденные сводные планы и титульные списки строительства, реконструкции и ремонта зданий, сооружений и дорог, прокладки и переустройства подземных коммуникаций, выполнения благоустроительных и других работ [4].

В соответствии с п. 4.1 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» [5] оформление ордеров производят структурные подразделения Объединения административно-технических инспекций города Москвы. Техническая инспекция ОАТИ оформляет и продлевает ордера:

- по всем объектам, расположенным в Центральном административном округе города Москвы, на основных площадях, магистралях и улицах других административных округов, в

1 Организации, планирующие проектирование, строительство, реконструкцию и ремонт инженерных сетей, зданий, сооружений, дорог и зеленых насаждений обязаны ежегодно представлять в соответствующие структуры Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города и Комплекса городского хозяйства, префектам административных округов до 1 октября предпланового года титульные списки проектирования, строительства и ремонта на плановый год и прогноз на перспективу до двух лет по установленной форме.

местах постоянного или временного пребывания лиц государственной охраны;

- на работы по прокладке (перекладке) и ремонту инженерных, подземных газовых сетей и коммуникаций в подземных коллекторах;

- иностранным фирмам [6].

Административно-технические инспекции

по округам (АТИ) оформляют и продлевают ордера по всем объектам, расположенным на территории округа, кроме ордеров, оформление которых входит в компетенцию Технической инспекции. Ордера на производство работ на проезжей части и тротуарах основных улиц, площадей и магистралей или с выходом на них оформляются после рассмотрения и принятия положительного решения Городской комиссией (ГК) по упорядочению разрытий при производстве строительных работ на территории города Москвы (или Рабочей группой (РГ) комиссии) [7].

В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 4 сентября 1995 г. № 447-РМ оформление ордеров на выполнение работ в зоне особого градостроительного режима (территория, прилегающая к Московскому Кремлю) допускается только при наличии разрешения Мэра Москвы2.

В границах Природных комплексов города Москвы, определенных постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 38, ордера на производство работ оформляются при наличии в проекте производства работ (ППР) согласования Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Ордер на производство всех видов земляных работ на участках возможной активизации оползневых процессов и работ по защите отдельных сооружений или участков территории от оползневых деформаций выдается только при наличии у заказчика комплексного проекта противооползневых мероприятий, разработанного на основе данных геоэкологического мониторинга, полученных уполномоченными городскими организациями в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. № 868-ПП «Об организации мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве».

Персонал строительно-монтажных организаций и управлений механизации, производящий обслуживание машин, оборудования и установок, а также выполняющий работы, подконтрольные Госгортехнадзору Российской Федерации, допускается к работе в соответствии с Правилами Госгортехнадзора России [8].

Для оформления ордера в обязательном порядке представляются:

2 Границы зоны особого градостроительного режима утверждены распоряжением Мэра Москвы от 23 октября 1995 г. № 562-РМ.

а) заявка установленного образца;

б) согласованные и утвержденные в установленном порядке проекты производства работ (ППР) на заявляемые виды работ, включающие:

- календарный график работ;

- стройгенплан (схему) строительной площадки;

- технологические карты выполняемых работ;

- проект организации движения (при необходимости);

- пояснительную записку;

в) договор с заказчиком о выполнении подрядных работ, субподрядные договоры (при их наличии);

г) копия приказа о назначении ответственного производителя работ на объекте с приложением копии удостоверения о сдаче экзамена на знание правил.

В зависимости от видов заявленных работ дополнительно представляются:

- копия разрешения на строительство, реконструкцию, выданного Москомархитектурой для объектов нового строительства, реконструкции, за исключением прокладки инженерных сетей и коммуникаций газо- и электроснабжения, телефонизации, работ по освобождению и обустройству строительных площадок, выносу сетей из зоны застройки;

- копия Разрешения инспекции Госарх-стройнадзора на производство строительно-монтажных работ (по объектам нового строительства и реконструкции);

- копии документов, удостоверяющих право на использование земельного участка, иного объекта недвижимости (по объектам капитального ремонта, реставрации и приспособления зданий и сооружений, установки стационарных ограждений, предпроектных изысканий и обсле-дований)1;

- копии лицензий на выполнение функций заказчика, генподрядчика и на право производства заявляемых работ (по объектам и видам работ, не рассматриваемым Инспекцией Госарх-стройнадзора);

- утвержденная проектная документация на выполнение земляных и дорожных работ, прокладку и ремонт инженерных сетей и коммуникаций, капитальный ремонт фасадов зданий и сооружений, установку рекламных конструкций,

1 На городских территориях работы по реконструкции и ремонту существующих городских инженерных сооружений и коммуникаций выполняются по утвержденной проектной документации без заключения договора на землепользование. При выполнении работ и размещении объектов за границами, предусмотренными проектом, заказчиком оформляется договор аренды земельного участка в установленном порядке.

реконструктивные мероприятия, благоустройство территории, устройство искусственных дорожных неровностей (после рассмотрения документация возвращается);

- копия Стройгенплана в составе ПОС, согласованного в установленном порядке (по объектам нового строительства и реконструкции, капитального ремонта зданий, сооружений, дорог и других объектов городской инфраструктуры, предпроектных археологических изысканий);

- копия Разрешения Главного управления охраны памятников города Москвы на снос зданий и сооружений (по объектам, расположенным в исторически сложившихся районах города Москвы);

- копия распорядительного документа на снос зданий и сооружений (по объектам, расположенным вне исторически сложившихся районов города Москвы);

- справки от эксплуатационных организаций об отключении инженерных коммуникаций (при сносе зданий и сооружений) и др. [9].

Ордера оформляются на срок, предусмотренный договором подряда с учетом нормативной продолжительности выполнения работ, в пределах срока действия Разрешения Москомархи-тектуры на строительство и реконструкцию градостроительных объектов, а также условий согласования производства работ эксплуатационными организациями, контрольными и надзорными органами, местной администрацией [10].

Порядок финансирования, материально-технического обеспечения, надзора за строительством и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов определяются нормативными правовыми документами. Строительство (реконструкция) зданий и сооружений должно вестись в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, при соблюдении общих требований к организации строительного производства, изложенных в СНИП 3.01-85 «Организация строительного производства».

Строительные работы производятся с соблюдением требований СанПиН 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ» (к условиям труда работающих, организации производственного контроля при выполнении работ, к санитарно-бытовому обеспечению, медико-профилактическому обслуживанию работников, обеспечению спецодеждой и средствами индивидуальной защиты по видам работ). Подрядчик разрабатывает и согласовывает с органами Госсанэпиднадзора программу производственного контроля над соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве работ, осуществляет производственный кон-

троль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний [11].

Производство работ в непосредственной близости от зданий и сооружений осуществляется с учетом:

- специальных мероприятий по обеспечению сохранности строений, базирующихся на результатах инженерных изысканий и обследования зданий и сооружений и учитывающих особенности инженерно-геологических условий площадки, а также состояние строительных конструкций строений;

- решений об усилении существующих зданий и сооружений, включая укрепление грунтов оснований;

- мониторинга строящихся и существующих строений и прилегающего к ним подземного пространства [12].

На строительной площадке у ответственного за производство работ должны находиться:

- приказ руководителя строительной организации о назначении лица, ответственного за производство работ на объекте;

- оригинал ордера на производство работ;

- удостоверения на имя ответственного за производство работ и других ИТР, руководящих работами, на знание правил проведения работ;

- стройгенплан, комплект рабочих чертежей, проект производства работ на выполняемые виды работ, схема организации стройплощадки и утвержденный график производства работ;

- акт передачи заказчиком строительной площадки подрядной организации и возможности производства работ на объекте;

- журналы производства работ (по форме ИГАСН), авторского надзора (по утвержденной форме), УМО Госгортехнадзора России (при производстве земляных или подземных работ), а также журналы сварочных и бетонных работ, проверки знаний и инструктажей по технике безопасности и др.

Ответственный за производство работ обязан делать ежедневные записи в журнале производства работ, проводить инструктажи по технике безопасности, исполнять предписания, выданные представителями заказчика, авторского и технического надзора, контрольных и надзорных органов, а также ОАТИ в части обустройства и содержания строительной площадки и прилегающей территории. Должностное лицо, ответственное за выполнение земляных работ (прораб, мастер, начальник участка), обязано во время их проведения постоянно находиться на строительной площадке.

Запрещается:

- ведение работ в случае приостановления или прекращения действия ордера, разрешения на строительство, а также при вынесении орга-

нами надзора предписаний о приостановлении (запрещении) строительства;

- производство работ с отклонением от утвержденной проектной документации без согласования с проектной организацией и органами надзора, осуществляющими согласование, а также без внесения в ордер необходимых изменений;

- осуществление работ с отклонением от условий согласования и выдачи ордера;

- осуществление строительно-монтажных работ без утвержденной разрешительной и проектной документации, в том числе без проекта организации строительства и проекта производства работ, без оформления ордера на производство работ;

- проводить вырубку деревьев и кустарников до получения ордера на производство работ в соответствии с разрешительной и утвержденной проектной документацией; для объектов капитального строительства - при наличии разрешения на строительство1;

- выполнение работ в ночное время суток без разрешения органов исполнительной власти.

Производство работ в ночное время суток оформляется распоряжением префекта административного округа по согласованию с главой районной управы, органами Госсанэпиднадзора, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ОАТИ города Москвы.

При сносе, разборке, строительстве, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов запрещается производить на строительной площадке захоронение отходов строительства и сноса. Даты начала и завершения строительства устанавливаются ордером на производство подготовительных, земляных и строительных работ.

В случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в проекты проведения работ по хозяйственному освоению территории должны быть внесены изменения, обеспечивающие сохранность обнаруженных объектов до принятия в установленном порядке решения об отнесении данных объектов к недвижимому культурному наследию. Действие положений землеустрои-

1 Ведение работ без установки щитов, содержащих информацию о планируемом виде работ, сроках проведения работ, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду.

тельной, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов на данной территории приостанавливается до внесения необходимых изменений. Работы по хозяйственному освоению территории должны быть немедленно приостановлены исполнителем в случае обнаружения не указанного в разрешении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Исполнитель работ обязан немедленно заявить в государственный орган охраны памятников города Москвы об обнаруженном объекте. Хозяйственное освоение территории, в том числе работы, проведение которых может ухудшить состояние недвижимого культурного наследия, должно быть приостановлено заказчиком и исполнителем после получения письменного предписания государственного органа охраны памятников Москвы.

В случае принятия мер к ликвидации опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или устранения угрозы ухудшения состояния недвижимого культурного наследия приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению государственного органа охраны памятников города Москвы. Ликвидация опасности разрушения обнаруженного объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также внесение необходимых изменений в мероприятия по обеспечению сохранности недвижимого культурного наследия и в работы по хозяйственному освоению территории осуществляется за счет средств заказчиков данных работ.

Руководящий состав, инженерно-технические работники строительно-монтажных организаций, сотрудники технического надзора, должностные лица, ответственные за организацию и производство работ на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России или его территориальным органам, должны иметь квалификационную подготовку и быть аттестованными по промышленной безопасности и Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений (ПБ 03-428-02). Объекты подземного строительства должны обслуживаться подразделениями горноспасательных частей [13].

В подготовительный период до начала основных работ необходимо обустроить строительную площадку в соответствии с проектами организации строительства и производства работ:

- установить ограждение согласно строй-генплану в соответствии с отведенным земельным участком;

- оборудовать и обозначить указателями и знаками пути объезда транспорта и прохода пешеходов (пешеходные галереи, настилы,

перила, мостки, обустроенные объезды, дорожные знаки и т.д.);

- установить при въезде на площадку и выезде с нее информационные щиты с указанием наименования и местонахождения объекта, названия заказчика и подрядной организации, номеров их телефонов, лицензий, должности и фамилии производителя работ, даты начала и окончания строительства.

Наименование подрядных организаций и номера телефонов указываются также на бытовых помещениях, щитах ограждения, механизмах и оборудовании, кабельных барабанах и т.д. До начала работ, сопровождающихся уничтожением зеленых насаждений, необходимо:

- установить щиты, содержащие информацию о планируемом виде работ и сроках их проведения, графическом изображении строящегося объекта, количестве вырубаемых и пересаживаемых зеленых насаждений, проекте (плане) благоустройства и озеленения территорий, а также показателях воздействия (шумы, выбросы и сбросы загрязняющих веществ), изменении гидрологических условий и планах природоохранных мероприятий по сокращению вредных воздействий на окружающую среду (в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30 июня 2004 г. № 1312-РП);

- смонтировать аварийное освещение и освещение опасных мест;

- оборудовать выезды со строительных площадок моечными постами автотранспорта (включая автомиксеры) заводского изготовления с замкнутым циклом водооборота и утилизацией стоков (в зимнее время - установками пневмомеханической очистки автомашин);

- закрыть фасады зданий и сооружений, выходящих на улицы, магистрали и площади, навесным декоративно-сетчатым ограждением;

- освободить строительную площадку от посторонних зданий, строений и сооружений (в соответствии с проектом организации строительства);

- разместить на территории бытовые и подсобные помещения для рабочих и служащих в соответствии с нормативными требованиями, временные здания и сооружения производственного и складского назначения в соответствии с проектной документацией.

Действовавший до 9 августа 2008 г. (даты вступления в силу Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» [14]) Закон города Москвы от 9 июля 2003 г. № 50 «О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве» являлся частью законодательства города Москвы о градостроительстве и в соот-

ветствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы устанавливал порядок подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве.

В статье 1 данного Закона были юридически определены основные понятия и термины градостроительной деятельности. В частности, под градостроительным объектом Закон понимал отдельное здание, строение, сооружение, в том числе объект транспортной, инженерной инфраструктур, парк, сад, бульвар, сквер, а также градостроительный комплекс, включающий два и более компактно расположенных градостроительных объекта, объединенных общим архитектурно-градостроительным решением; под строительством градостроительного объекта понимался комплекс работ по созданию нового градостроительного объекта и соответствующему инженерному обеспечению и благоустройству участка территории указанного объекта [15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» субъектами градостроительной деятельности в городе Москве являются:

1) Российская Федерация и ее субъекты, от имени которых в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции;

2) город Москва, от имени которого в градостроительных отношениях выступают органы государственной власти города Москвы в пределах своей компетенции;

3) внутригородские муниципальные образования в городе Москве, от имени которых в градостроительных отношениях выступают органы местного самоуправления указанных муниципальных образований в пределах своей компетенции;

4) физические лица и их объединения, юридические лица.

В целях соблюдения права человека на благоприятную среду жизнедеятельности:

а) органы государственной власти города Москвы предоставляют жителям столицы достоверную, своевременную и полную информацию о территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории города Москвы, о планируемом размещении и строительстве, реконструкции объектов капитального строительства в Москве. Порядок предоставления указанной информации устанавливается данным Кодексом в соответствии с федеральным законодательством;

б) проекты Генерального плана города Москвы, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки в городе Москве, документации по планировке территории подлежат рассмотрению на публичных слушаниях в порядке, установленном Кодексом. Результаты публичных слушаний являются основанием для внесения изменений в указанные проекты или принятия решений о нецелесообразности утверждения указанных проектов;

в) жители города Москвы и их объединения имеют право представить в органы государственной власти столицы предложения к проектам Генерального плана города Москвы, региональных нормативов, территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, предложения о внесении изменений в указанные документы, документацию после их утверждения;

г) Генеральный план города Москвы не подлежит утверждению без положительного заключения государственной экспертизы. Территориальные и отраслевые схемы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, не соответствующие Генеральному плану города Москвы, техническим регламентам, законодательству в области охраны окружающей среды, в области охраны объектов культурного наследия, региональным нормативам, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части1;

д) при проектировании и строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства создание самовольных построек не допускается. В случаях, установленных федеральным законодательством и Градостроительным кодексом города Москвы:

- проводится государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий;

- проводится негосударственная экспертиза проектной документации и негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

- строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, которое не подлежит выдаче без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;

- при строительстве, реконструкции, а также в случаях, установленных федеральным

1 Территориальные и отраслевые схемы, документация по планировке территории, не соответствующие правилам землепользования и застройки, не подлежат утверждению, а утвержденные не подлежат применению в соответствующей части.

законодательством, при капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор;

- ввод в эксплуатацию, постановка на государственный учет построенного объекта капитального строительства осуществляются на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое не подлежит выдаче в случае несоответствия объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, проектной документации.

При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности.

Полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности посвящена ст. 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы», согласно которой к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится:

1) организация разработки проекта Генерального плана города Москвы, изменений Генерального плана города Москвы, подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой;

2) организация разработки проектов региональных нормативов, изменений региональных нормативов, подготовка проекта норм и правил градостроительного проектирования в городе Москве для внесения на утверждение Московской городской Думой, утверждение инструкций по градостроительному проектированию в городе Москве;

3) организация разработки проектов правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки и подготовка их для внесения на утверждение Московской городской Думой;

4) организация разработки и утверждение плана реализации Генерального плана города Москвы, выполнение в соответствии с Генеральным планом города Москвы городских программ в области развития, реорганизации, комплексного благоустройства территорий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

5) организация разработки и утверждение территориальных и отраслевых схем;

6) утверждение документации по планировке территорий;

7) организация в соответствии с федеральным законодательством проведения государ-

ственной экспертизы проектов документов территориального планирования города Москвы, проектной документации и результатов инженерных изысканий, организация выдачи разрешений на строительство, осуществления государственного строительного надзора, выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию;

8) предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

9) определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы;

10) иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Кодексом и иными законами города Москвы к компетенции Правительства столицы.

Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию государственной политики города Москвы в области градостроительного проектирования и формирования архитектурно-художественного облика столицы.

Задачами органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, являются:

1) обеспечение по поручению Правительства Москвы разработки и представления в Правительство Москвы проектов:

а) законов города Москвы в области градостроительной деятельности и формирования архитектурно-художественного облика города Москвы;

б) Генерального плана города Москвы, плана реализации Генерального плана города Москвы;

в) региональных нормативов;

г) территориальных и отраслевых схем;

д) правил землепользования и застройки;

е) документации по планировке территории;

2) формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в городе Москве, геодезической и картографической основы территории города Москвы, фонда материалов и данных инженерных изысканий в городе Москве;

3) обеспечение работы Архитектурного совета города Москвы, подготовка и выдача на основании решений Архитектурного совета города Москвы свидетельств об утверждении

архитектурно-градостроительных решений архитектурных объектов;

4) иные задачи, определенные настоящим Кодексом и положением об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры.

Положение об органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры, утверждает Правительство Москвы. Руководитель органа, уполномоченного в области градостроительного проектирования и архитектуры, является главным архитектором города Москвы, председателем Архитектурного совета города Москвы. Положения о главном архитекторе и об Архитектурном совете столицы утверждает Мэр Москвы.

Содержанию норм и правил градостроительного проектирования посвящена ст. 20 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы», согласно которой нормы и правила градостроительного проектирования должны содержать: 1) нормативные определения объектов градостроительной деятельности, применительно к которым устанавливаются нормативные показатели градостроительного проектирования, правила градостроительного проектирования; 2) нормативные (минимальные и (или) максимальные) показатели градостроительного проектирования; 3) правила градостроительного проектирования.

Нормативные определения устанавливаются применительно к объектам градостроительной деятельности, в том числе:

1) объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктур;

2) функционально-планировочным образованиям жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного назначения;

3) территориям линейных объектов, территориям общего пользования, общественным пространствам;

4) объектам капитального строительства;

5) объектам благоустройства территории;

6) иным объектам.

Итак, порядок финансирования, материально-технического обеспечения, надзора за строительством и приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов определяется нормативными правовыми документами. Строительство (реконструкция) зданий и сооружений должно вестись в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, при соблюдении общих требований к организации строительного производства, изложенных в СНИП 3.01-85 «Организация строительного производства».

Строительная наука во всем мире развивается стремительно, и на рынке постоянно появляются новые технологии и материалы. Однако дей-

ствующие сегодня СНиПы во многом устарели, новым задачам они просто не в состоянии соответствовать [16]. Отсутствует комплексный подход к оценке санитарно-гигиенической и экологической безопасности стройматериалов. Наиболее критическая ситуация сложилась с цементом, водопроводными трубами, арматурой и кирпичом. Производители этих товаров лишь начинают уделять внимание качеству продукции1.

В Министерстве регионального развития РФ уже приступили к созданию новой системы технического регулирования в строительстве. Проект первого Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» подробно обсуждался на заседании правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера И. Шувалова. До конца 2009 г. в Министерстве регионального развития РФ подготовят и второй базовый Технический регламент - «О безопасности строительных материалов» [17].

Председатель Правительства РФ В.В. Путин заявил о необходимости уделить особое внимание принятию законов, связанных со строительством жилья. Как передает Интерфакс, В.В. Путин отметил высокие темпы роста строительного сектора, который доходит до 19-20% в год, а по жилищному проекту - до 25%. «Это нужно использовать для решения этого вечного вопроса России. У нас есть все шансы решить этот вопрос в ближайшие годы.»2

Снижение цены на квадратный метр может быть достигнуто за счет использования более дешевых стройматериалов, например дерева. Сегодня в России при строительстве жилья используется в 20 раз меньше дерева, чем в европейских странах со схожим климатом. Лесные ресурсы страны используются только на четверть. Спрос превышает предложение в 2,5 раза3. При осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве органы местного самоуправления муниципальных образований участвуют в проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, представляют в органы исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам градостроительной деятельности.

1 Например, у большинства кирпичных отечественных заводов, построенных в советские времена, нет средств на обновление производственных мощностей. Качество их продукции оставляет желать лучшего, а производимые кирпичи используются в основном для облицовки стен. Стоимость же инвестиций в модернизацию старых предприятий зачастую сопоставима со строительством завода с нуля.

2 См.: В 6-7 раз к 2015 году могут увеличиться объемы строительства деревянных домов // http:// www.gdeetotdom.ru/news.

3 См.: http://www.gdeetotdom.ru/news.

II ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III NIM

ВОПРОСЫ ПРАВА № 2 (АПРЕЛЬ - ИЮНЬ) 2023 г. 83

Для механизма административно-правового регулирования строительства и эксплуатации жилых объектов и территорий жилой застройки в городе Москве наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты), поскольку административно-правовое регулирование строительства и эксплуатации жилых объектов и территорий жилой застройки рассчитано преимуще-

ственно на такие общественные отношения, в которых исключается юридически равенство их участников, отношения «власти-подчинения». Кроме того, административно-правое регулирование строительства и эксплуатации жилых объектов и территорий жилой застройки предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения.

Список литературы:

[1] СЗ РФ. 2008. № 14. Ст. 1424.

[2] Иванова С.А. Роль частного и публичного права в социально-экономическом развитии предпосылок формирования институтов гражданского общества // Право и управление. 2021. № 3. С. 34.

[3] Алпатов Ю.М. Правовая классификация судебных систем современного мира // Право и управление. 2021. № 1. С. 40.

[4] Янишевская Я.А. Исторический анализ полномочий органов местного самоуправления в сфере местных налогов и сборов в России // Право и управление. 2021. № 3. С. 44.

[5] СЗ РФ. 2008. № 14. Ст. 1424.

[6] Шокумов Ю.Ж. Судебные акты в системе гражданского процессуального законодательства Российской Федерации // Право и управление. 2021. № 3. С. 49.

[7] Андриевский К.В. Классификация налоговых режимов в зависимости от консолидации налоговой обязанности по платежам, которые составляют налоговую систему // Право и управление. 2021. № 3. С. 39.

[8] Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 1998 г. № 942 (ред. от 31 июля 2007 г.) «О порядке приемки жилых домов в эксплуатацию и возмещения убытков организаций, осуществляющих управление и обеспечение технического обслуживания объектов, от несвоевременной реализации и распределения жилой и нежилой площади» // Вестник Мэрии Москвы. 1999. № 2.

[9] Молчанов С.В., Грудцына Л.Ю. Предмет деятельности субъекта в образовательном процессе // Право и управление. 2021. № 3. С. 58.

[10] Кутафина Н.Н. Возобновляемые источники энергии: перспективы развития // Право и управление. 2021. № 3. С. 66.

[11] Шокумов Ю.Ж. Проблемы толкования права в гражданском судопроизводстве в России и пути их решения // Право и управление. 2021. № 1. С. 52.

[12] Иванова С.А. Роль частного и публичного права в формировании институтов гражданского общества // Право и управление. 2021. № 1. С. 62.

[13] Беседкина Н.И. Разумность как принцип, категория, целевое требование и один из критериев юридической техники // Право и управление. 2021. № 2. С. 19.

[14] Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2008. № 42.

[15]Гребенников В.В. Гражданское общество и конвергенции частноправовых и публично-правовых начал права // Право и управление. 2021. № 1. С. 17.

[16] Симионов Ю.Ф., Титомиров Н.Н. Экономика градостроительства: Учебное пособие для вузов. М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону; Издательский центр «Март», 2003. С. 152; Шепелев Н.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки. М., 2000. С. 37, 38.

[17] Информационный портал «Малоэтажное строительство в России», http://www.lowbuild.ru/ lb_number.

Spisok literatury:

[1] SZ RF. 2008. № 14. St. 1424.

[2] Ivanova S.A. Rol' chastnogo i publichnogo prava v social'no-ekonomicheskom razvitii predposylok formirovaniya institutov grazhdanskogo obshchestva // Pravo i upravlenie. 2021. № 3. S. 34.

[3] Alpatov YU.M. Pravovaya klassifikaciya sudebnyh sistem sovremennogo mira // Pravo i upravlenie. 2021. № 1. S. 40.

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN

84 ВОПРОСЫ ПРАВА № 2 (АПРЕЛЬ - ИЮНЬ) 2023 г.

[4] YAnishevskaya YA.A. Istoricheskij analiz polnomochij organov mestnogo samoupravleniya v sfere mestnyh nalogov i sborov v Rossii // Pravo i upravlenie. 2021. № 3. S. 44.

[5] SZ RF. 2008. № 14. St. 1424.

[6] SHokumov YU.ZH. Sudebnye akty v sisteme grazhdanskogo processual'nogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii // Pravo i upravlenie. 2021. № 3. S. 49.

[7] Andrievskij K. V. Klassifikaciya nalogovyh rezhimov v zavisimosti ot konsolidacii nalogovoj obyazan-nosti po platezham, kotorye sostavlyayut nalogovuyu sistemu // Pravo i upravlenie. 2021. № 3. S. 39.

[8] Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 8 dekabrya 1998 g. № 942 (red. ot 31 iyulya 2007 g.) «O pory-adke priemki zhilyh domov v ekspluataciyu i vozmeshcheniya ubytkov organizacij, osushchestvlyayushchih upravlenie i obespechenie tekhnicheskogo obsluzhivaniya ob"ektov, ot nesvoevremennoj realizacii i raspre-deleniya zhiloj i nezhiloj ploshchadi» // Vestnik Merii Moskvy. 1999. № 2.

[9] Molchanov S.V., Grudcyna L.YU. Predmet deyatel'nosti sub"ekta v obrazovatel'nom processe // Pravo i upravlenie. 2021. № 3. S. 58.

[10] Kutafina N.N. Vozobnovlyaemye istochniki energii: perspektivy razvitiya // Pravo i upravlenie. 2021. № 3. S. 66.

[11] SHokumov YU.ZH. Problemy tolkovaniya prava v grazhdanskom sudoproizvodstve v Rossii i puti ih resheniya // Pravo i upravlenie. 2021. № 1. S. 52.

[12] Ivanova S.A. Rol' chastnogo i publichnogo prava v formirovanii institutov grazhdanskogo obsh-chestva // Pravo i upravlenie. 2021. № 1. S. 62.

[13] Besedkina N.I. Razumnost' kak princip, kategoriya, celevoe trebovanie i odin iz kriteriev yuridich-eskoj tekhniki // Pravo i upravlenie. 2021. № 2. S. 19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[14] Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy. 2008. № 42.

[15] Grebennikov V.V. Grazhdanskoe obshchestvo ikonvergenciichastnopravovyh ipublichno-pravovyh nachal prava // Pravo i upravlenie. 2021. № 1. S. 17.

[16] Simionov YU.F., Titomirov N.N. Ekonomika gradostroitel'stva: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: IKC «Mart», Rostov-na-Donu; Izdatel'skij centr «Mart», 2003. S. 152; SHepelev N.P., SHumilov M.S. Rekon-strukciya gorodskojzastrojki. M., 2000. S. 37, 38.

[17] Informacionnyj portal «Maloetazhnoe stroitel'stvo v Rossii», http://www.lowbuild.ru/lb_number.

J

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИн ияпает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.ПП.01, 12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

■ЛП1/Л11 п я Ваал ' Научно-правовой журнал «Право и жизнь», ЮРКОМПАНИ рецензируемый (РИНЦ, E-Libnuy), выходит 1 раз

www.law-books. ги 15 3 месяца

Г

IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIM

ВОПРОСЫ ПРАВА № 2 (АПРЕЛЬ - ИЮНЬ) 2023 г. 85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.